Воспитание ответственности у младших школьников из неблагополучных семей на примере МБОУ «СОШ № 51 г. Челябинска»
Выпуск:
ART 970188
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Курышова
Л.
А.,
Селиванова
Е.
А. Воспитание ответственности у младших школьников из неблагополучных семей на примере МБОУ «СОШ № 51 г. Челябинска» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2017. – Т. 31. – С.
866–870. – URL:
http://e-koncept.ru/2017/970188.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам изучения воспитания ответственности у младших школьников из неблагополучных семей на примере МБОУ «СОШ № 51 г. Челябинска». Авторы предлагают анализ педагогических исследований, направленных на воспитание ответственности у младших школьников из неблагополучных семей. В статье представлен сопоставительный анализ понятий «воспитание», «ответственность», «младшие школьники», «неблагополучные семьи». Авторы устанавливают существенные отличия между ними, доказывают, что ответственность может выступать объектом педагогического воздействия на младших школьников из неблагополучных семей. Рассматриваются половозрастные особенности формирования ответственности и некоторые аспекты ее воспитания.
Текст статьи
Курышова Любовь Анатольевна,старший преподаватель кафедры педагогики и психологии, ГБУ ДПО ЧИППКРО "Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования", г.Челябинскlubanya76@mail.ru
Селиванова Елена Анатольевна,кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, ГБУ ДПО ЧИППКРО "Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования", г. Челябинск
Воспитание ответственности у младших школьников из неблагополучных семейна примере МБОУ «СОШ № 51 г. Челябинска»
Аннотация. Статья посвящена вопросам изучения воспитания ответственности у младших школьников из неблагополучных семейна примере МБОУ «СОШ № 51 г. Челябинска». Авторы предлагают анализ педагогических исследований направленных на воспитание ответственности умладшихшкольниковиз неблагополучных семей.В статье представлен сопоставительный анализ понятий «воспитание», «ответственность», «младшие школьники», «неблагополучные семьи». Авторы устанавливают существенные отличия между ними, доказывают, что ответственность, может выступать объектом педагогического воздействия на младших школьников из неблагополучных семей. Рассматриваются половозрастные особенности формирования ответственности и некоторые аспекты ее воспитания.Ключевые слова:воспитание, ответственность, младшие школьники, неблагополучные семьи.
В связи со сменой кoнцепции воспитания прoисходят изменения в егo содержании. Сущностью образования является личнoстное становление человека. Получение качественного образования становится одной из основополагающих ценностей современного общественного развития. Цель образования состoит в обучении шкoльников, участии в формировании ключевых компетенций школьников, участия в воспитании школьников как активных, самостоятельных, ответственных, образованных личностей, способных принимать ответственные решения в ситуациях выбора, готовых взять на себя ответственность за последствия своей деятельности. Ответственность
однo из проявлений свободы, а свобода одно из условий ответственности: человек вправе принимать решения и сoвершатьдействия согласно своим мнениям и предпочтениями, но человек должен отвечать за их последствия и не может перекладывать вину за негативные результаты своих решений и действий на других людей (Аристотель). В настоящее время такое понимание ответственности можно найти и в современном мире, например, решение эколoгических прoблем или забота о соблюдении законов, даже если имеется возможность их обойти. Ответственность это качество, характеризующее, прежде всего, социальную типичность личности (К. Муздыбаев). Ответственнoсть это важнейший внутренний регулятoр деятельности человека. Ответственность проявляется в сознательной готовности человека следовать принятым в обществе нoрмам, правилам, оценивать свoи действия с точки зрения их последствий для oбщества.В воспитании ребенка ведущая роль отводится семье, в том числе в воспитании младших школьников. Как показывает анализ педагогической литературы и педагогических и исследований (Т.В. Андреева, Ф. Анисимов, О.Г. Дробницкий, Н.А. Минкина, К. Муздыбаев, А.Ф. Плахотный, А.А. Радуган, Э.М. Рудковский, Г.Л. Тульчинский, В.М. Целуйко, Т.И. Шульга и др.), отмечаются негативные тенденции в развитии современной российской семьи: отсутствие семейных традиций, обесценивание семейных ценностей, минимизация педагогического потенциала родителей, существенный рост детской безнадзорности и преступности и др.Многоплановость разработок указанной проблематики в педагогике: определены содержание и структура ответственности (С.Ф. Анисимов, О.Г. Дробницкий, Н.А. Минкина, К. Муздыбаев, А.Ф. Плахотный, А.А. Радуган, Э.М. Рудковский, Г.Л. Тульчинский); разработаны научные основы воспитания ответственного отношения к учению при изучении отдельных предметов, в различных видах деятельности (А.Д. Алферов, З.И. Васильева, А.А. Гусев, Н.П. Нечаева, Л.С. Славина); выявлена зависимость между условиями воспитания в семье и личностными качествами ребенка, в частности ответственности (В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Е.А. Личко); определены критерии ответственного поведения детей дошкольного возраста, младшего школьного возраста; разработаны приемы формирования ответственности у детей данных возрастных категорий (З.Н. Борисова, К.А. Климова, Т.Н. Сидорова, Л.С. Славина); выявлены психологические предпосылки становления ответственности в младшем школьном возрасте (Л.И. Божович, В.В. Давыдов, В.В. Зайцев, И.А. Захарченко, В.И. Слободчиков) и особенности проявления этого качества у школьников разных возрастов (Т.Ф. Иванова, Н.Б. Скорбилина, Н.Ф. Талызина, С.Г. Ярикова).Теоретические основы формированияответственности детей и подростков определены в трудах классиков педагогики (А.С.Макаренко. В.А.Сухомлинского и др.). Формированию ответственности у детей дошкольного возраста посвящены труды З.Н.Борисовой, К.А.Климовой; воспитанию ответственного отношения школьников к учению работы А.П. Медведицкого; процесс формирования ответственного отношения школьников к учению рассмотрен в работах А.Д.Алфёрова; влияние нравственной деятельности на ответственное учение подростков исследовано в трудах М.Н.Аплетаева.Аспекты обсуждаемой проблематики раскрыты в трудах классиков психологии К.А.АбульхановойСлавской, Л.И.Божович, В.А.Крутецкого, В.Н.Мясищева, К.Муздыбаева, Н.И.Рейнвальд, Л.С.Славиной, Л.А.Сухинской, обсуждались зарубежными исследователями Л.Беркович, Ж.Пиаже и др. В психологических исследованиях понятие «ответственность» рассматривается как обобщенное свойство личности, характеризующее, прежде всего ее социальную типичность и нравственную позицию, анализируется содержание данного понятия, сделана попытка выделить его существенные признаки, закономерности, пути формирования и развития ответственности в дошкольном и школьном возрасте. Современное общество требует от граждан самостоятельности, инициативности в решении жизненных, учебных, производственных идругих проблем, именно поэтому данная проблематика и в современных условиях значима.Ответственность равна по отношению к различным сферам жизни и деятельности: ответственность по отношению к деятельности (Л.А.Кочетова), к учебнопрофессиональной деятельности (К.С.Пахомова, И.Г.Терентьева); к учению (А.Д.Алферова, М.Н.Аплетаева, С.А.Маврина, И.П.Медведицков, А.А.Гусев, Э.И.Васильева); воспитание экономической ответственности (Б.Г. Коростелкин); экологической (И.Д.Зверев, Н.Г.Линская).Вопросами социальной ответственности занимались такие ученые как: А.В.Мудрик, Дж.Р.Олди, Г.М.Андреева, И.С.Кон, П.С.Лебедев, В.С.Кузнецова, В.С.Морозова, С.К.Нурмухамбетова и др.Ответственность как качество личности изучали Л.И.Борисова, А.В.Волнистова, О.Г.Дробницкий, С.Б.Елканов, Ж.Е.Заводская, Н.Д.Зотов, Е.М.Кнохинов, И.С.Марьинко, С.Масгутова, Т.В.Машарова, М.А.Осташева, Т.Н.Сидорова, Б.Г.Тугаринов, В.Г.Хворостовская, В.Д.Хрущ, Л.В.Шевченко, И.Г.Шендрик, Т.Ф.Шилова и др.Чувство ответственности характеристика зрелой личности, однако закладывается оно в детские годы.В младшем школьном возрасте ответственность ребенка возрастает. К 7 годам младший школьник уже отдает себе отчет, какое поведение приемлемо, а какое наказуемо. Современные дети учатся оценивать свои поступки по внутренним мотивам человека, который их совершил, также по последствиям. Приведем пример, во время мытья посуды ребенок разбил чашку. Сравнивая с дошкольным возрастом (Дети, более раннего возраста увидят последствия разбитая чашка), Младший школьник (7 лет) сочтет действия ребенка, который мыл посуду правильными (…старался помочь, следовательно, совершил положительный поступок, а разбитая чашка это случайность). Эта начинающая стадия формирования способности понимать/ оценивать чужие / свои собственные внутренние мотивы является стержнем будущейответственности. Причем у всех детей она формируется поразному, у когото в пять/ семь лет, у когото в десять лет. Требовать от семилетнего младшего школьника высокого уровня ответственности неверно. Младший школьник имеет свои «зоны ответственности», которые связаны сохранением эстетичного внешнего вида, с личными вещами, прилежным отношением к вещам, которые ему не принадлежат. Однако на уровне соответствующем его возрасту, то есть учитывая психологические возрастные особенности личности.Среди показателей ответственности младших школьников К.А.Климова выделяет: осознание младшим школьником важности и необходимости выполнения порученного задания, имеющих значение для других людей; направленность действий на успешное выполнение порученных заданий (младший школьник вовремя приступает к порученному заданию, старается , либо пытается преодолеть трудности, доводит дело до конца пр.); эмоциональный окрас переживания задания, его характера, результата (эмпатия со стороны младшего школьника, что дали серьезное поручение, беспокоится за успешный результат, испытывает удовлетворение от сознания успешного выполнения порученного задания, переживает оценку других пр.); осознание необходимости держать ответ за выполнение порученного задания. В младшем школьном возрасте ответственность находится в процессе формирования. Процесс формирования ответственности зависит от того, как развивается, усложняется деятельность ребенка (игра учение труд), какая деятельность ведущая, как изменяется место, занимаемое им в социуме. Поэтому об ответственности младшего школьника можно говорить как об относительно устойчивом качестве, проявляющемся на уровне привычки, эмоционального порыва или на уровне сознательноволевой напряженности. Исследования С..Я.Лайзане показали, что волевые качества, в том числе ответственность, проявляются в младшем школьном возрасте преимущественно в игровой деятельности, далее в трудовой деятельности, далее (по мере формирования позиции младшего школьника) в учебной деятельности. В неблагoполучной семье развитие ответственности у младших школьников, происходит в асоциальных условиях. Отметим среди которых деформация личности родителя, отсутствие организованной системы воспитания, демонстрация неуспешной, асоциальной модели поведения. Младшие школьники из неблагополучных семей, особо нуждаются в педагогической помощи, внимании, поддержке, так как негативное влияние неблагополучной семьи на младших школьников оказывается наиболее интенсивным в данный возрастной период. Воспитание ответственности у младших школьников, позволит существенно снизить степень зависимости ребенка от асоциального влияния неблагополучной семьи, будет способствовать к самостоятельному простраиванию достойной жизни в будущем, формированию всесторонне развитой личности, а не только первичной профилактике отклоняющегося от нормы поведения. В младшем школьном возрасте одним из фундаментов воспитания с семьей является школа. Решение воспитания ответственности у младших школьников из неблагополучных семей во многом зависит от деятельности педагогов. Существенная потребность поиска способов подготовки детей выдвигает проблематику воспитания ответственности у младших школьников из неблагополучных семей на одно из значимых мест в педагогике. Анализируя статистические данные педагогической практики, отмечаем, что младшие школьники из неблагополучных семей не всегда осoзнают необхoдимость выполнения своих обязаннoстей, ориентируются на указания других, совершают пoступки под внешним контролем. В педагогических теориях проблема воспитания ответственности у младших школьников из неблагополучных семей плодотворно изучалась. Проведено множество исследований, которые подтверждают их теоретическую и практическую значимость. Все же следует отметить, что в педагогической теории проблема воспитания ответственности у младших школьников из неблагополучных семей в полной мере не осмыслена. Потребность восполнить данный пробел в научном педагогическом знании и определяет актуальность изучения ответственности у младших школьников из неблагополучных семей. Также актуальность обусловлена необходимостью устранения противоречий между имеющимися в общеобразовательной школе предпосылками для формирования социальнозначимых качеств младших школьников, таких как ответственность, и недостаточной реализацией возможностей образовательной системы, способствующих социальному становлению личности школьника.На примере педагогического исследования, которое проводилось в МБОУ СОШ № 51 города Челябинска, был изучен характер проявления ответственности у младших школьников из неблагополучных семей и выявлены общие закономерности. В исследовании принимали участие 86 младших школьников, в том числе из неблагополучных семей.Данное исследование позволило выяснить, как младшие школьники, в том числе младшие школьники из неблагополучных семей оценивают проявление у себя ответственности. Проведение исследования потребовало тщательной подготовки. Некоторые младшие школьники, в том числе младшие школьники из неблагополучных семей не совсем четко представляли, понимали, что такое ответственность, какого ученика можно назвать ответственным. Данное понятие было синонимом «отличник», «хороший», «нравится всем». На примерах, рассматривались конкретные ситуации, учились выделять в конкретных ситуациях ответственное поведение. Акцентировалось внимание младших школьников, в том числе младших школьников из неблагополучных семей на том, что человеку не всегда удается проявить ответственность в различных ситуациях, но человек должен стремиться проявлять ответственность. Младшим школьникам, в том числе младшим школьникам из неблагополучных семей было дано задание оценить свой уровень ответственности («Представление младших школьников об уровне личной ответственности»).Не были выявлены существенные возрастные различия в проявлении ответственности у младших школьников 1ых и 2ых классов, в том числе у младших школьников из неблагополучных семей. Значит ответственность относительно устойчивая, индивидуально проявляющаяся черта личности. Именно поэтому, не стоит заострять внимание на проявлении этого качества у учащихся каждого класса, работая сразу со всей выборкой. Отметим, что 68,3% младших школьников, в том числе младшие школьники из неблагополучных семей, высоко оценивают проявление этого качества, ставят себя на самую высокую ступень лесенки. Дети вербально пояснили, почему выбрана именно эта ступенька: «Я учусь на отлично», «Все успеваю делать, много учусь», «Так взрослые говорят», «Учительница меня за это хвалит». В оценке своих личностных качеств учащиеся младшего школьного возраста ориентируютсяна мнение взрослых (сравнение с результатами других учеников, похвала, отметка), в том числе и младшие школьники из неблагополучных семей. 39% данной категории детей указали на нежелание находиться на более низкой ступени.29% младших школьников, в том числе младших школьников из неблагополучных семей, определили нишу 4 ступени (средневысокий уровень ответственности): «Ответственный, но иногда могу быть неответственным», «Сейчас была низкая отметка по математике» пр. На 3 ступени (средний уровень ответственности) расположились 15% младших школьников, в том числе младшие школьники из неблагополучных семей. На 2 ступени (средненизкий уровень) 1,9% обследуемых младших школьников, в том числе младшие школьники из неблагополучных семей. И только 6,3% младших школьников, в том числе младшие школьники из неблагополучных семей, оценивают личностный уровень проявления ответственности как низкий, ставят себя на первую ступень лесенки. При опросе ребят, что необходимо делать младшему школьнику для того, чтобы стать более ответственным человеком, развивать ответственность в младшем школьном возрасте. 91% младших школьников, в том числе младшие школьники из неблагополучных семей, связывают формирование ответственности с определенными усилиями, которые необходимо прикладывать при выполнении различного рода занятий, как в учебной деятельности, так и вне школы. Ребята отметили, что «старание и труд все перетрут», «начатое нужно доводить до завершенного конца», «выполнение домашнего задания ведет к успеху», «взрослых нужно слушать». 5% младших школьников, в том числе младшие школьники из неблагополучных семей считают, что ответственность «невозможно развивать», «ответственность либо проявляется, либо не проявляется у младшего школьника», «ответственным человек становится, когда достигнет совершеннолетия, а сейчас за него несут ответственность родители».Сравнительный анализ представлений младших школьников, в том числе младших школьников из неблагополучных семей, о собственном уровне сформированности ответственности и соотнесение их с оценкой взрослых позволяет выявить адекватность и неадекватность самооценок младших школьников.27% младших школьников, в том числе младших школьников из неблагополучных семей, адекватно оценили проявление у себя ответственности. Самооценка данной категории детей совпала с мнением учителя (адекватная самооценка). 72% младших школьников, в том числе младших школьников из неблагополучных семей не смогли адекватно оценить проявление ответственности. У 51% испытуемых самооценка завышенная, у 29% заниженная.Исследования отечественных психологов (А.В.Захарова, А.И.Липкина, Г.Б.Тагиева др.) указывают, что от самооценки зависит большая или меньшая уверенность школьника в своих силах, возможностях, отношение к допущенным ошибкам, трудностям в учебной деятельности. Заниженная самооценка младшего школьника, в том числе младшего школьника из неблагополучной семьи, сигнализирует о том, что школьник не видит своих успехов, продвижений, различных ситуациях чувствует себя «плохо», безответственным. На уроках младшие школьники, в том числе и младшие школьники из неблагополучных семей, редко проявляют самостоятельность, инициативу, стремление учится лучше. Из 7 младших школьников данной выборки, поставившие себя на самую низкую ступень лесенки, 4 не проявили ответственность реально в методике «Задание с пятницы на понедельник». Отметим, что немного заниженная самооценка может заставить младшего школьника, в том числе младших школьников из неблагополучных семей, повысить требования к себе, заставить больше работать над собой. В нашем исследовании 21 из 26 младших школьников, в том числе младших школьников из неблагополучных семей, с заниженной самооценкой 82%, поставившие себя на 24 ступени лесенки, реально проявили ответственность.Завышенная самооценка, в том числе может тормозить проявление ответственности у младших школьников, в том числе у младших школьников из неблагополучных семей. Из 50 детей с завышенной самооценкой только 23 младших школьника, в том числе из неблагополучных семей реально проявляют ответственность, не задумываются о возможности личностного роста, уверены в своих силах, легко относят неудачи за счет внешних обстоятельств.Адекватная самооценка младшим школьникам, в том числе у младшим школьникам из неблагополучных семей, позволяет увидеть свои положительные и отрицательные стороны, , создает возможности для самосовершенствования. 100% учащихся с адекватной самооценкой ответственности реально проявляют ответственность в учебе. Самооценка ответственности связана с реальным проявлением ответственности у младшего школьника, в том числе у младших школьников из неблагополучных семей. Возможна тенденция к формированию самооценки у младших школьников, в том числе у младших школьников из неблагополучных семей, является одним из приёмов развития ответственности.Исследования свидетельствуют о том, что ответственность младших школьников из благополучных семей по минимуму отличается от ответственности младших школьников из неблагополучных семей и в той, и в другой ситуациях, является недостаточно сформированным качеством. Младший школьник, в том числе младшие школьники из неблагополучных семей, переживают по поводу невыполнения задания, которые дает учителя, однако с трудом берет ответственность за результаты своей учебной деятельности на себя, оправдываетданное поведение рядом внешних причин. Воспитание ответственности у младших школьников из неблагополучных семей, на примере МБОУ «СОШ № 51 города Челябинска», является недостаточно сформированным качеством. В данной выборке 38% младших школьников из неблагополучных семей готовы выполнять требование учителя сразу и до конца.Существенное влияние на проявление воспитания ответственности у младших школьников из неблагополучных семей, оказывает самооценка. Исследования показали, что младшие школьники из неблагополучных семей с заниженной самооценкой более ответственно относятся к делу.Младшие школьники из неблагополучных семей, ответственно подходящие к учению, добиваются больших результатов. Данные исследования позволили проследить тесную связь между проявлением ответственности и успеваемостью школьников.Воспитывать ответственность можно только в том случае, если удастся наполнить общественным смыслом. К.Муздыбаев подчеркивает, что для формирования ответственности необходимо, чтобы младший школьник, в том числе младший школьник из неблагополучной семьи, эмоционально переживал порученное ему задание, осознавал важность, необходимость своей деятельности не только для него самого, но и для других людей. Ответственность, как социальный навык, объективно нужна ребенку в этом случае он закладывает себе фундамент успешной взрослой жизни. Однако субъективно, по крайней мере в детстве и для людей с инфантильным мировосприятием ответственность выглядит мало привлекательно и скорее как нечто внешнее, зачемто навязываемое взрослыми.
Ссылки на источники1.1.Абрамова Г.С. Возрастная психология. Екатеринбург: Издво «Деловаякнига», 2000. 621 с.2.АбульхановаСлавская К.А. Деятельность и психология личности. М., 1960. 335 с.3.Александрова И.Ш. Педагогические условия и особенностинравственного воспитания учащихся. Автореф. дис. …канд. пед. наук. ЙошкарОла, 2003. 22 с.4.Амонашвили Ш. Размышления о гуманистической педагогике. М., 1996. 494 с.5.Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. 282 с.6.Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., Педагогика, 1982. 380 с.7.Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 1998. 376 с.8.Андреева Г. М. К истории становлениясоциальной психологии в России Вестн. Моcк. унта. Сер. 14. Психология. 1997. № 4. С. 617.9.Андриенко Е.В. Социальная психология. М.: Академия, 2004. 262 с.10.Анисимов С.Ф. О первоценности морали в структуре человеческой духовности. Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2001. №1. С. 2636.11.Анисимов С. Ф. Мораль и поведение М.: Мысль, 1985. 465 с.12.Анцыферова Л.И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии. Издание 2е, исправленное и дополненное. М.: Издво "Инт психологии", 2006. 512 с.13.13.Анцыферова Л.И. Субъект и социальная компетентность личности. М., 1995. 236 с. 14814.Анцыферова Л.И. Субъект: мышление, учение, воображение. М., 1996. 127 с.15.Анцыферова Л.И. Психологическая наука в России ХХ столетия. М., 1997. 239 с.16.Аплетаев М.Н. Воспитание ответственного отношения учащихся к учебе в учебномпроцессе. Омск, 1989. 147 с.
Селиванова Елена Анатольевна,кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, ГБУ ДПО ЧИППКРО "Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования", г. Челябинск
Воспитание ответственности у младших школьников из неблагополучных семейна примере МБОУ «СОШ № 51 г. Челябинска»
Аннотация. Статья посвящена вопросам изучения воспитания ответственности у младших школьников из неблагополучных семейна примере МБОУ «СОШ № 51 г. Челябинска». Авторы предлагают анализ педагогических исследований направленных на воспитание ответственности умладшихшкольниковиз неблагополучных семей.В статье представлен сопоставительный анализ понятий «воспитание», «ответственность», «младшие школьники», «неблагополучные семьи». Авторы устанавливают существенные отличия между ними, доказывают, что ответственность, может выступать объектом педагогического воздействия на младших школьников из неблагополучных семей. Рассматриваются половозрастные особенности формирования ответственности и некоторые аспекты ее воспитания.Ключевые слова:воспитание, ответственность, младшие школьники, неблагополучные семьи.
В связи со сменой кoнцепции воспитания прoисходят изменения в егo содержании. Сущностью образования является личнoстное становление человека. Получение качественного образования становится одной из основополагающих ценностей современного общественного развития. Цель образования состoит в обучении шкoльников, участии в формировании ключевых компетенций школьников, участия в воспитании школьников как активных, самостоятельных, ответственных, образованных личностей, способных принимать ответственные решения в ситуациях выбора, готовых взять на себя ответственность за последствия своей деятельности. Ответственность
однo из проявлений свободы, а свобода одно из условий ответственности: человек вправе принимать решения и сoвершатьдействия согласно своим мнениям и предпочтениями, но человек должен отвечать за их последствия и не может перекладывать вину за негативные результаты своих решений и действий на других людей (Аристотель). В настоящее время такое понимание ответственности можно найти и в современном мире, например, решение эколoгических прoблем или забота о соблюдении законов, даже если имеется возможность их обойти. Ответственность это качество, характеризующее, прежде всего, социальную типичность личности (К. Муздыбаев). Ответственнoсть это важнейший внутренний регулятoр деятельности человека. Ответственность проявляется в сознательной готовности человека следовать принятым в обществе нoрмам, правилам, оценивать свoи действия с точки зрения их последствий для oбщества.В воспитании ребенка ведущая роль отводится семье, в том числе в воспитании младших школьников. Как показывает анализ педагогической литературы и педагогических и исследований (Т.В. Андреева, Ф. Анисимов, О.Г. Дробницкий, Н.А. Минкина, К. Муздыбаев, А.Ф. Плахотный, А.А. Радуган, Э.М. Рудковский, Г.Л. Тульчинский, В.М. Целуйко, Т.И. Шульга и др.), отмечаются негативные тенденции в развитии современной российской семьи: отсутствие семейных традиций, обесценивание семейных ценностей, минимизация педагогического потенциала родителей, существенный рост детской безнадзорности и преступности и др.Многоплановость разработок указанной проблематики в педагогике: определены содержание и структура ответственности (С.Ф. Анисимов, О.Г. Дробницкий, Н.А. Минкина, К. Муздыбаев, А.Ф. Плахотный, А.А. Радуган, Э.М. Рудковский, Г.Л. Тульчинский); разработаны научные основы воспитания ответственного отношения к учению при изучении отдельных предметов, в различных видах деятельности (А.Д. Алферов, З.И. Васильева, А.А. Гусев, Н.П. Нечаева, Л.С. Славина); выявлена зависимость между условиями воспитания в семье и личностными качествами ребенка, в частности ответственности (В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Е.А. Личко); определены критерии ответственного поведения детей дошкольного возраста, младшего школьного возраста; разработаны приемы формирования ответственности у детей данных возрастных категорий (З.Н. Борисова, К.А. Климова, Т.Н. Сидорова, Л.С. Славина); выявлены психологические предпосылки становления ответственности в младшем школьном возрасте (Л.И. Божович, В.В. Давыдов, В.В. Зайцев, И.А. Захарченко, В.И. Слободчиков) и особенности проявления этого качества у школьников разных возрастов (Т.Ф. Иванова, Н.Б. Скорбилина, Н.Ф. Талызина, С.Г. Ярикова).Теоретические основы формированияответственности детей и подростков определены в трудах классиков педагогики (А.С.Макаренко. В.А.Сухомлинского и др.). Формированию ответственности у детей дошкольного возраста посвящены труды З.Н.Борисовой, К.А.Климовой; воспитанию ответственного отношения школьников к учению работы А.П. Медведицкого; процесс формирования ответственного отношения школьников к учению рассмотрен в работах А.Д.Алфёрова; влияние нравственной деятельности на ответственное учение подростков исследовано в трудах М.Н.Аплетаева.Аспекты обсуждаемой проблематики раскрыты в трудах классиков психологии К.А.АбульхановойСлавской, Л.И.Божович, В.А.Крутецкого, В.Н.Мясищева, К.Муздыбаева, Н.И.Рейнвальд, Л.С.Славиной, Л.А.Сухинской, обсуждались зарубежными исследователями Л.Беркович, Ж.Пиаже и др. В психологических исследованиях понятие «ответственность» рассматривается как обобщенное свойство личности, характеризующее, прежде всего ее социальную типичность и нравственную позицию, анализируется содержание данного понятия, сделана попытка выделить его существенные признаки, закономерности, пути формирования и развития ответственности в дошкольном и школьном возрасте. Современное общество требует от граждан самостоятельности, инициативности в решении жизненных, учебных, производственных идругих проблем, именно поэтому данная проблематика и в современных условиях значима.Ответственность равна по отношению к различным сферам жизни и деятельности: ответственность по отношению к деятельности (Л.А.Кочетова), к учебнопрофессиональной деятельности (К.С.Пахомова, И.Г.Терентьева); к учению (А.Д.Алферова, М.Н.Аплетаева, С.А.Маврина, И.П.Медведицков, А.А.Гусев, Э.И.Васильева); воспитание экономической ответственности (Б.Г. Коростелкин); экологической (И.Д.Зверев, Н.Г.Линская).Вопросами социальной ответственности занимались такие ученые как: А.В.Мудрик, Дж.Р.Олди, Г.М.Андреева, И.С.Кон, П.С.Лебедев, В.С.Кузнецова, В.С.Морозова, С.К.Нурмухамбетова и др.Ответственность как качество личности изучали Л.И.Борисова, А.В.Волнистова, О.Г.Дробницкий, С.Б.Елканов, Ж.Е.Заводская, Н.Д.Зотов, Е.М.Кнохинов, И.С.Марьинко, С.Масгутова, Т.В.Машарова, М.А.Осташева, Т.Н.Сидорова, Б.Г.Тугаринов, В.Г.Хворостовская, В.Д.Хрущ, Л.В.Шевченко, И.Г.Шендрик, Т.Ф.Шилова и др.Чувство ответственности характеристика зрелой личности, однако закладывается оно в детские годы.В младшем школьном возрасте ответственность ребенка возрастает. К 7 годам младший школьник уже отдает себе отчет, какое поведение приемлемо, а какое наказуемо. Современные дети учатся оценивать свои поступки по внутренним мотивам человека, который их совершил, также по последствиям. Приведем пример, во время мытья посуды ребенок разбил чашку. Сравнивая с дошкольным возрастом (Дети, более раннего возраста увидят последствия разбитая чашка), Младший школьник (7 лет) сочтет действия ребенка, который мыл посуду правильными (…старался помочь, следовательно, совершил положительный поступок, а разбитая чашка это случайность). Эта начинающая стадия формирования способности понимать/ оценивать чужие / свои собственные внутренние мотивы является стержнем будущейответственности. Причем у всех детей она формируется поразному, у когото в пять/ семь лет, у когото в десять лет. Требовать от семилетнего младшего школьника высокого уровня ответственности неверно. Младший школьник имеет свои «зоны ответственности», которые связаны сохранением эстетичного внешнего вида, с личными вещами, прилежным отношением к вещам, которые ему не принадлежат. Однако на уровне соответствующем его возрасту, то есть учитывая психологические возрастные особенности личности.Среди показателей ответственности младших школьников К.А.Климова выделяет: осознание младшим школьником важности и необходимости выполнения порученного задания, имеющих значение для других людей; направленность действий на успешное выполнение порученных заданий (младший школьник вовремя приступает к порученному заданию, старается , либо пытается преодолеть трудности, доводит дело до конца пр.); эмоциональный окрас переживания задания, его характера, результата (эмпатия со стороны младшего школьника, что дали серьезное поручение, беспокоится за успешный результат, испытывает удовлетворение от сознания успешного выполнения порученного задания, переживает оценку других пр.); осознание необходимости держать ответ за выполнение порученного задания. В младшем школьном возрасте ответственность находится в процессе формирования. Процесс формирования ответственности зависит от того, как развивается, усложняется деятельность ребенка (игра учение труд), какая деятельность ведущая, как изменяется место, занимаемое им в социуме. Поэтому об ответственности младшего школьника можно говорить как об относительно устойчивом качестве, проявляющемся на уровне привычки, эмоционального порыва или на уровне сознательноволевой напряженности. Исследования С..Я.Лайзане показали, что волевые качества, в том числе ответственность, проявляются в младшем школьном возрасте преимущественно в игровой деятельности, далее в трудовой деятельности, далее (по мере формирования позиции младшего школьника) в учебной деятельности. В неблагoполучной семье развитие ответственности у младших школьников, происходит в асоциальных условиях. Отметим среди которых деформация личности родителя, отсутствие организованной системы воспитания, демонстрация неуспешной, асоциальной модели поведения. Младшие школьники из неблагополучных семей, особо нуждаются в педагогической помощи, внимании, поддержке, так как негативное влияние неблагополучной семьи на младших школьников оказывается наиболее интенсивным в данный возрастной период. Воспитание ответственности у младших школьников, позволит существенно снизить степень зависимости ребенка от асоциального влияния неблагополучной семьи, будет способствовать к самостоятельному простраиванию достойной жизни в будущем, формированию всесторонне развитой личности, а не только первичной профилактике отклоняющегося от нормы поведения. В младшем школьном возрасте одним из фундаментов воспитания с семьей является школа. Решение воспитания ответственности у младших школьников из неблагополучных семей во многом зависит от деятельности педагогов. Существенная потребность поиска способов подготовки детей выдвигает проблематику воспитания ответственности у младших школьников из неблагополучных семей на одно из значимых мест в педагогике. Анализируя статистические данные педагогической практики, отмечаем, что младшие школьники из неблагополучных семей не всегда осoзнают необхoдимость выполнения своих обязаннoстей, ориентируются на указания других, совершают пoступки под внешним контролем. В педагогических теориях проблема воспитания ответственности у младших школьников из неблагополучных семей плодотворно изучалась. Проведено множество исследований, которые подтверждают их теоретическую и практическую значимость. Все же следует отметить, что в педагогической теории проблема воспитания ответственности у младших школьников из неблагополучных семей в полной мере не осмыслена. Потребность восполнить данный пробел в научном педагогическом знании и определяет актуальность изучения ответственности у младших школьников из неблагополучных семей. Также актуальность обусловлена необходимостью устранения противоречий между имеющимися в общеобразовательной школе предпосылками для формирования социальнозначимых качеств младших школьников, таких как ответственность, и недостаточной реализацией возможностей образовательной системы, способствующих социальному становлению личности школьника.На примере педагогического исследования, которое проводилось в МБОУ СОШ № 51 города Челябинска, был изучен характер проявления ответственности у младших школьников из неблагополучных семей и выявлены общие закономерности. В исследовании принимали участие 86 младших школьников, в том числе из неблагополучных семей.Данное исследование позволило выяснить, как младшие школьники, в том числе младшие школьники из неблагополучных семей оценивают проявление у себя ответственности. Проведение исследования потребовало тщательной подготовки. Некоторые младшие школьники, в том числе младшие школьники из неблагополучных семей не совсем четко представляли, понимали, что такое ответственность, какого ученика можно назвать ответственным. Данное понятие было синонимом «отличник», «хороший», «нравится всем». На примерах, рассматривались конкретные ситуации, учились выделять в конкретных ситуациях ответственное поведение. Акцентировалось внимание младших школьников, в том числе младших школьников из неблагополучных семей на том, что человеку не всегда удается проявить ответственность в различных ситуациях, но человек должен стремиться проявлять ответственность. Младшим школьникам, в том числе младшим школьникам из неблагополучных семей было дано задание оценить свой уровень ответственности («Представление младших школьников об уровне личной ответственности»).Не были выявлены существенные возрастные различия в проявлении ответственности у младших школьников 1ых и 2ых классов, в том числе у младших школьников из неблагополучных семей. Значит ответственность относительно устойчивая, индивидуально проявляющаяся черта личности. Именно поэтому, не стоит заострять внимание на проявлении этого качества у учащихся каждого класса, работая сразу со всей выборкой. Отметим, что 68,3% младших школьников, в том числе младшие школьники из неблагополучных семей, высоко оценивают проявление этого качества, ставят себя на самую высокую ступень лесенки. Дети вербально пояснили, почему выбрана именно эта ступенька: «Я учусь на отлично», «Все успеваю делать, много учусь», «Так взрослые говорят», «Учительница меня за это хвалит». В оценке своих личностных качеств учащиеся младшего школьного возраста ориентируютсяна мнение взрослых (сравнение с результатами других учеников, похвала, отметка), в том числе и младшие школьники из неблагополучных семей. 39% данной категории детей указали на нежелание находиться на более низкой ступени.29% младших школьников, в том числе младших школьников из неблагополучных семей, определили нишу 4 ступени (средневысокий уровень ответственности): «Ответственный, но иногда могу быть неответственным», «Сейчас была низкая отметка по математике» пр. На 3 ступени (средний уровень ответственности) расположились 15% младших школьников, в том числе младшие школьники из неблагополучных семей. На 2 ступени (средненизкий уровень) 1,9% обследуемых младших школьников, в том числе младшие школьники из неблагополучных семей. И только 6,3% младших школьников, в том числе младшие школьники из неблагополучных семей, оценивают личностный уровень проявления ответственности как низкий, ставят себя на первую ступень лесенки. При опросе ребят, что необходимо делать младшему школьнику для того, чтобы стать более ответственным человеком, развивать ответственность в младшем школьном возрасте. 91% младших школьников, в том числе младшие школьники из неблагополучных семей, связывают формирование ответственности с определенными усилиями, которые необходимо прикладывать при выполнении различного рода занятий, как в учебной деятельности, так и вне школы. Ребята отметили, что «старание и труд все перетрут», «начатое нужно доводить до завершенного конца», «выполнение домашнего задания ведет к успеху», «взрослых нужно слушать». 5% младших школьников, в том числе младшие школьники из неблагополучных семей считают, что ответственность «невозможно развивать», «ответственность либо проявляется, либо не проявляется у младшего школьника», «ответственным человек становится, когда достигнет совершеннолетия, а сейчас за него несут ответственность родители».Сравнительный анализ представлений младших школьников, в том числе младших школьников из неблагополучных семей, о собственном уровне сформированности ответственности и соотнесение их с оценкой взрослых позволяет выявить адекватность и неадекватность самооценок младших школьников.27% младших школьников, в том числе младших школьников из неблагополучных семей, адекватно оценили проявление у себя ответственности. Самооценка данной категории детей совпала с мнением учителя (адекватная самооценка). 72% младших школьников, в том числе младших школьников из неблагополучных семей не смогли адекватно оценить проявление ответственности. У 51% испытуемых самооценка завышенная, у 29% заниженная.Исследования отечественных психологов (А.В.Захарова, А.И.Липкина, Г.Б.Тагиева др.) указывают, что от самооценки зависит большая или меньшая уверенность школьника в своих силах, возможностях, отношение к допущенным ошибкам, трудностям в учебной деятельности. Заниженная самооценка младшего школьника, в том числе младшего школьника из неблагополучной семьи, сигнализирует о том, что школьник не видит своих успехов, продвижений, различных ситуациях чувствует себя «плохо», безответственным. На уроках младшие школьники, в том числе и младшие школьники из неблагополучных семей, редко проявляют самостоятельность, инициативу, стремление учится лучше. Из 7 младших школьников данной выборки, поставившие себя на самую низкую ступень лесенки, 4 не проявили ответственность реально в методике «Задание с пятницы на понедельник». Отметим, что немного заниженная самооценка может заставить младшего школьника, в том числе младших школьников из неблагополучных семей, повысить требования к себе, заставить больше работать над собой. В нашем исследовании 21 из 26 младших школьников, в том числе младших школьников из неблагополучных семей, с заниженной самооценкой 82%, поставившие себя на 24 ступени лесенки, реально проявили ответственность.Завышенная самооценка, в том числе может тормозить проявление ответственности у младших школьников, в том числе у младших школьников из неблагополучных семей. Из 50 детей с завышенной самооценкой только 23 младших школьника, в том числе из неблагополучных семей реально проявляют ответственность, не задумываются о возможности личностного роста, уверены в своих силах, легко относят неудачи за счет внешних обстоятельств.Адекватная самооценка младшим школьникам, в том числе у младшим школьникам из неблагополучных семей, позволяет увидеть свои положительные и отрицательные стороны, , создает возможности для самосовершенствования. 100% учащихся с адекватной самооценкой ответственности реально проявляют ответственность в учебе. Самооценка ответственности связана с реальным проявлением ответственности у младшего школьника, в том числе у младших школьников из неблагополучных семей. Возможна тенденция к формированию самооценки у младших школьников, в том числе у младших школьников из неблагополучных семей, является одним из приёмов развития ответственности.Исследования свидетельствуют о том, что ответственность младших школьников из благополучных семей по минимуму отличается от ответственности младших школьников из неблагополучных семей и в той, и в другой ситуациях, является недостаточно сформированным качеством. Младший школьник, в том числе младшие школьники из неблагополучных семей, переживают по поводу невыполнения задания, которые дает учителя, однако с трудом берет ответственность за результаты своей учебной деятельности на себя, оправдываетданное поведение рядом внешних причин. Воспитание ответственности у младших школьников из неблагополучных семей, на примере МБОУ «СОШ № 51 города Челябинска», является недостаточно сформированным качеством. В данной выборке 38% младших школьников из неблагополучных семей готовы выполнять требование учителя сразу и до конца.Существенное влияние на проявление воспитания ответственности у младших школьников из неблагополучных семей, оказывает самооценка. Исследования показали, что младшие школьники из неблагополучных семей с заниженной самооценкой более ответственно относятся к делу.Младшие школьники из неблагополучных семей, ответственно подходящие к учению, добиваются больших результатов. Данные исследования позволили проследить тесную связь между проявлением ответственности и успеваемостью школьников.Воспитывать ответственность можно только в том случае, если удастся наполнить общественным смыслом. К.Муздыбаев подчеркивает, что для формирования ответственности необходимо, чтобы младший школьник, в том числе младший школьник из неблагополучной семьи, эмоционально переживал порученное ему задание, осознавал важность, необходимость своей деятельности не только для него самого, но и для других людей. Ответственность, как социальный навык, объективно нужна ребенку в этом случае он закладывает себе фундамент успешной взрослой жизни. Однако субъективно, по крайней мере в детстве и для людей с инфантильным мировосприятием ответственность выглядит мало привлекательно и скорее как нечто внешнее, зачемто навязываемое взрослыми.
Ссылки на источники1.1.Абрамова Г.С. Возрастная психология. Екатеринбург: Издво «Деловаякнига», 2000. 621 с.2.АбульхановаСлавская К.А. Деятельность и психология личности. М., 1960. 335 с.3.Александрова И.Ш. Педагогические условия и особенностинравственного воспитания учащихся. Автореф. дис. …канд. пед. наук. ЙошкарОла, 2003. 22 с.4.Амонашвили Ш. Размышления о гуманистической педагогике. М., 1996. 494 с.5.Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. 282 с.6.Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., Педагогика, 1982. 380 с.7.Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 1998. 376 с.8.Андреева Г. М. К истории становлениясоциальной психологии в России Вестн. Моcк. унта. Сер. 14. Психология. 1997. № 4. С. 617.9.Андриенко Е.В. Социальная психология. М.: Академия, 2004. 262 с.10.Анисимов С.Ф. О первоценности морали в структуре человеческой духовности. Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2001. №1. С. 2636.11.Анисимов С. Ф. Мораль и поведение М.: Мысль, 1985. 465 с.12.Анцыферова Л.И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии. Издание 2е, исправленное и дополненное. М.: Издво "Инт психологии", 2006. 512 с.13.13.Анцыферова Л.И. Субъект и социальная компетентность личности. М., 1995. 236 с. 14814.Анцыферова Л.И. Субъект: мышление, учение, воображение. М., 1996. 127 с.15.Анцыферова Л.И. Психологическая наука в России ХХ столетия. М., 1997. 239 с.16.Аплетаев М.Н. Воспитание ответственного отношения учащихся к учебе в учебномпроцессе. Омск, 1989. 147 с.