Курс по выбору «Спортивная медицина» в подготовке будущих педагогов физической культуры

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Булдашева О. В. Курс по выбору «Спортивная медицина» в подготовке будущих педагогов физической культуры // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 31. – С. 1151–1155. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970245.htm.
Аннотация. Высшее образование на сегодняшний день характеризуется следующими процессами: переходом на многоуровневую систему подготовки, направленностью вузов на выполнение социального заказа, усилением практической ориентации образовательного процесса, что влечет за собой необходимость по-новому подходить к профессиональной подготовке специалистов в вузах. Одним из способов повышения качества подготовки будущих специалистов является использование интерактивных методов обучения, в частности проектного метода. Подобный подход оптимизирует процесс овладения курсом «Спортивная медицина», повышая конкурентоспособность выпускников и их востребованность на рынке труда. В статье акцентируется внимание на роли курса «Спортивная медицина» в подготовке будущих педагогов физической культуры. Рассмотрены основы преподавания курса.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Булдашева Ольга Викторовна,старший преподаватель кафедры теоретических основ физического воспитания и безопасности жизнедеятельности ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринскbuldasheva.olya@yandex.ru

Курс по выбору «Спортивная медицина» в подготовке будущих педагогов физической культуры

Аннотация.Высшееобразование на сегодняшний день характеризуется следующими процессами: переходом на многоуровневую систему подготовки, направленностью вузов на выполнение социального заказа, усилением практической ориентации образовательного процесса, что влечет за собойнеобходимость поновому подходить к профессиональной подготовке специалистов в вузах. Одним из способов повышения качества подготовки будущих специалистов является использование интерактивных методов обучения, в частности проектного метода. Подобный подход оптимизирует процесс овладения курсом «Спортивная медицина», повышая конкурентоспособность выпускников и их востребованность на рынке труда.В статье акцентируется внимание на роли курса "Спортивная медицина" в

подготовке будущих педагогов физической культуры. Рассмотрены основы преподавания курса. Ключевые слова:спортивная медицина, проектная деятельность, метод проектов, типология проектов, содержание проекта.

На современном этапе перед системой физического воспитания и спорта стоит проблема улучшения функциональной и физической подготовленности занимающихся разного возраста, сохранение и укрепление их здоровья. Любой тренер и педагог для успешной профессиональной деятельности должен иметь представленияо функционировании систем организма и всего организма в целом, о сохранении здоровья во время занятий физической культурой и спортом. В этом специалисту помогают теоретические знания по спортивной медицине.Спортивная медицина представляет собой отрасль медицины, которая изучает здоровье, физическое развитие, функциональные возможности занимающихся физической культурой и спортом.Целью спортивной медицина сегодня является содействие рациональному использованию средств и методов физической культуры и спорта для всестороннего развития, сохранения и укрепления здоровья, повышения работоспособности.Совместная работа тренера и врача по планированию и коррекции учебнотренировочного процесса, умение тренера использоватьданные врачебного контроля в своей повседневной работе является важным условием правильной организации и эффективности занятий[1].Знание основ спортивной медицины для будущих педагогов физической культурыпредставляется важным в аспекте сохранения и укрепления здоровья детей и подростков, занимающихся физической культурой и спортом. Широкое развитие оздоровительных клубов, секций также повышает значение медицинского обеспечения массовой физической культуры.В связи со сказанным современный тренер, педагог физической культуры должны обладать достаточным объемом знаний по спортивной медицине и уметь применять эти знания в своей практической работе, максимально используя помощь спортивного врача. Будущие специалисты должны уметь обоснованно и оптимально дозировать физические нагрузки; оценивать уровень физического развития занимающихся физической культурой и спортом; проводить простейшие функциональные пробы и осуществлять анализ результатов; тестировать общую и специальную физическую работоспособность; анализировать результаты врачебнопедагогических наблюдений и корректировать на их основе тренировочный процесс; предупреждать заболевания, травмы, перенапряжения у спортсменов; оказывать первую доврачебную помощь при острых патологических состояниях и травмах, возникающих при занятиях спортом и физической культурой.Курс по выбору «Спортивная медицина» направлен на формирование у будущих педагогов физической культуры представлений, развитие умений в области организации медикопедагогического обеспечения лиц, занимающихся физической культурой и спортом.Освоение дисциплины обеспечивает формирование у будущих бакалавров педагогического образованияобщепрофессиональнойкомпетенции (ОПК2), заключающейся в способности осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся. В результате освоения дисциплины будущие бакалавры овладевают знаниями в области основ медикопедагогического обеспечения лиц, занимающихся физической культурой и спортом. Будущие педагоги физической культурыдолжны уметь подбирать двигательную нагрузку, адекватную функциональным возможностям организма с целью повышения адаптационных резервов организма, а также предотвращения травм и заболеваний у занимающихся физической культурой и спортом; проводить функциональные пробы и оценивать их результаты. Студентыдолжны овладеть методикой тестирования функционального состояния различных систем организма.Содержание основных разделов учебной дисциплины акцентируется на целях, задачах, формах организации врачебного контроля; методах оценки физического развития занимающихся физической культурой и спортом; методике проведения функциональных проб; методах исследования функционального состояния систем организма занимающихся; особенностях организации врачебного контроля состояния занимающихся разного пола и возраста, а также в различных условиях внешней среды; принципах использования средств восстановления физической работоспособности; профилактике развития патологических состояний у спортсменов при неадекватной физической нагрузке. Особое внимание уделяется рассмотрению таких вопросов, как характеристика заболеваний различных систем органов, травм опорнодвигательного аппарата у лиц, занимающихся физической культурой и спортом; выявление причин, способов профилактики, сроков возобновления занятий физической культурой и спортом; оказание первой помощи занимающимся.Курс по выбору «Спортивная медицина» включает лекционные и семинарскиезанятия. Изучение отдельных тем курса предполагает работу будущих бакалавров с проектами.В научной литературе широко используются понятия «проектирование», «проектная деятельность», «метод проектов», «проект». Исследователи рассматривают проектирование и проектную деятельность как способ выполнения проблемного задания профессиональной направленности на основе собранных материалов, позволяющий объяснить причины состояния исследуемого процесса, разработать пути реализации и способы материального воплощения [2, с.57]. Отсюда метод проектов будет практическим способом осуществления проектирования.

Метод проектов представляет собой способ достижения дидактической цели через разработку проблемы, которая должна завершиться реальным, практическим результатом, оформленным тем или иным образом [3]. А практический результат выполнения определенных заданий в ходе решения проблемы, оформленным тем или иным образом, и есть проект [2].

Проектный метод позволяет студентам приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определенных практических заданий с обязательной презентацией результатов. Применение метода проектов в процессе профессиональной подготовки будущих педагоговдолжно удовлетворять с позиции Е.С. Полат следующим требованиям:1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование способов повышения умственной работоспособности школьников средствами физической культуры; анализ влияния гигиенических факторов на работоспособность спортсменов и др.).2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, конспект занятия, план мероприятий, методические рекомендации и др.).3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность обучающихся.4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий: определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола"); выдвижение гипотез их решения; обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.); обсуждение способов оформление конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.); сбор, систематизация и анализ полученных данных; подведение итогов, оформление результатов, их презентация; выводы, выдвижение новых проблем исследования [3].Проекты по доминирующей деятельности могут бытьисследовательскими, игровыми, практикоориентированными, творческими. С точки зрения предметносодержательной области выделяют:монопроекты (в рамках одной области знания) и межпредметные проекты.Поскольку работа над проектом требует значительных временных затрат, то на семинарских занятиях будущие педагоги физической культуры работают над минипроектами, а работа с крупными проектами проходит частично на занятиях и во внеаудиторное время. В процессе изучения дисциплины «Спортивная медицина» будущим педагогам физической культуры предлагаются следующие проекты:Минипроект «Разработка дневника самоконтроля физического развития спортсмена» должен включать основные параметры, по которым производится оценка физического развития, а также методики (методы, пробы), используемые для самоконтроля.Минипроект «Подготовка спортсмена к условиям среднегорья. Тренировочный процесс в среднегорье» / «Подготовка спортсмена к тренировкам и соревнованиям в жарком и влажном климате» / «Подготовка спортсмена к соревнованиям в другом часовом поясе» (тема на выбор) должен касаться характеристики влияний климатогеографических условий на организм спортсмена, особенностей подготовки спортсмена к таким условиям, особенностей организации тренировочного процесса, режима дня в данных условиях.Минипроект «Особенностиврачебного контроля за занимающимися физической культурой и спортом лиц разного пола и возраста» должен содержать обоснование необходимости врачебного контроля, роли учителя/тренера в осуществлении врачебного контроля, специфику мероприятий по врачебному контролю в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей занимающихся физической культурой и спортом, рекомендации тренеру/учителю по организации учебнотренировочного процесса в соответствии с результатами врачебного контроля.Минипроект «Восстановительные мероприятия в подготовительном, предсоревновательном и соревновательном периодах» (период и вид спорта на выбор) должен включать обоснование необходимости восстановительных мероприятий, характеристику трех групп средств восстановления, подбор восстановительных средств в зависимости от интенсивности и направленности физических нагрузок.Работа над проектом предполагает тщательную подготовку. Анализ исследований (2, 3, 4), посвященных этапам проектной деятельности показал, что принципиальных различий по данному вопросу нет. Ученые выделяют в проектной деятельности следующие этапы: разработку проекта, планирование работы, поиск информации, реализацию проекта, отчет.В работе над проектом мы выделяем три этапа:1. Организационноподготовительный этап состоит в определении темы проекта, его цели и задач, поиске необходимой для начала проектирования информации, разработке плана реализации идеи, формировании минигрупп.2. Поисковый этап включает сбор, анализ и систематизацию необходимой информации, обсуждение ее в минигруппах, выдвижение и проверку гипотез, оформление макета или модели проекта, самоконтроль.3. Итоговый этап предполагает оформление пакета документов по проекту и информационных стендов, схем, диаграмм, подготовку презентации и защиту содержания проекта, подведение итогов работы.Содержание проекта должно включать:1.Обоснование актуальности проекта (анализ проблемы, обоснование необходимости решения практической задачи);2.Цель и задачи проекта.3.Основные принципы реализации проекта.4.Основные направления реализации проекта (это основная часть педагогического проекта, которая содержит описание разработанной группой системы мер по реализации проекта).5.Прогнозируемые результаты реализации проекта.6.Возможные трудности на пути реализации проекта и пути их преодоления[5].Оценивание проектов осуществляется по следующим критериям: соответствие структуры проекта требованиям; практическая направленность проекта;соответствие основных компонентов друг другу (цели соотносятся с задачами результатами проекта; принципы –с содержанием работы и т.д.);аргументированность и обоснованность собственной точки зрения на рассматриваемую проблему[5].

Итак, использование проектного метода в процессе изучения курса по выбору «Спортивная медицина» позволяет будущим бакалаврам педагогического образования самостоятельно приобретать знания и использовать ихв практической деятельности, совершенствовать исследовательские умения; включает будущих педагогов физической культуры в деятельность, моделирующую профессиональную.

Ссылки на источники1.Спортивная медицина [Текст]: учебник для институтов физической культуры. —/Под ред. В. Л. Карпмана.—М.: Физкультура и спорт, 1980. —349 с.2.Цыгулева, М.В. Опыт реализации методики формирования профессиональной компетентности специалиста [Текст] / М.В. Цыгулева // Вестник ТГПУ. –2010. №10. –С. 5660.3.Полат, Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. –Москва : Academia, 2008 . –364 с.4.Гузеев, В.В. Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения [Текст] / В.В. Гузеев // Директор школы. –1995. –№ 6. –С. 3948.5.Осипова И. С. Акмеология физической культуры и спорта : учеб.метод. рекомендации к семин. занятиям м самостоят. работе студентов фак. физ. культуры / И. С. Осипова ; Шадр. гос. пед. инт. Шадринск : ШГПИ, 2011. 35 с.