Методическое сопровождение образовательного события: подходы к конструированию дидактических метапредметных материалов и целесообразность их использования

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Куконкова С. А., Тюрина С. В. Методическое сопровождение образовательного события: подходы к конструированию дидактических метапредметных материалов и целесообразность их использования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 31. – С. 1156–1160. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970246.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам методического и дидактического сопровождения новой формы организации образовательной деятельности – образовательного события. Авторы освещают проблемы преодоления профессиональных затруднений при составлении дидактического материала для проведения образовательного события в образовательной организации или олимпиады (конкурса) в новой форме.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Куконкова Светлана Александровна,учительистории и обществознания МБОУ Лицей № 3, г. Саровramzay007@list.ru

Тюрина Светлана Витальевна,старший методист МБОУ ДПО МЦ, г. Саровs.tyrina@mc.edusarov.ru

Методическоесопровождение образовательного события: подходы к конструированиюдидактических метапредметных материалов и целесообразность их использования

Аннотация.Статья посвящена вопросам методического и дидактического сопровождения новой формы организации образовательнойдеятельности–образовательного события. Авторы освещают проблемы преодоления профессиональныхзатруднений при составлении дидактическогоматериала для проведения образовательного событияв образовательной организации или олимпиады (конкурса) в новой форме.Ключевые слова: ФГОС,образовательное событие, дидактические материалы.

Образовательное событие –новая и,поэтому,непривычная для учителей и обучающихся форма организации образовательной деятельности обучающихся. В условиях модернизации системы российского образованияона предоставляет разные возможностикак при формировании, таки приоценивании образовательных результатовразвития ребенка. Рассматривая наиболее очевидныевозможности, можно выделитьследующие. Вопервых, такая форма работы создает условия дляовладения универсальными способами деятельности в процессе обученияна этапе обобщения и систематизации учебного материала. Учитель может выбрать ее как для реализации на уроке, так и во внеурочное время, используя групповые формы работы. Вовторых, такая форма деятельности позволяет реализовать требования к мониторингу метапредметных универсальных учебных действийобучающихся при переходе на ФГОС. В этом случае решением педагогического совета образовательная организация имеет право утвердить форму образовательного события, график и порядок его организациии проведения. И, наконец, втретьих, данная форма работы используется для организации метапредметных олимпиад, например,врамках проекта©ШколаРосатомаª1. Авторысоставители заданий ориентируются на соревнования муниципального и российского уровнейдля команд школьников из городов присутствия предприятий Госкорпорации ©Росатомª. Проблемы использования такой формы работы как образовательное событиев педагогической практике свзаны со сложностьюдефиниции самого понятия ©образовательноесобытиеª. Можно встретить разные трактовки в педагогической и философскойлитературе. Его основу составляеттрактовка событийности в образовании В.И. Слободчикова:©Событие и есть объект развития то, что развивает и развивается;результат развития здесь та или иная форма, тот или иной уровень индивидуальной иколлективной субъектностиª[1]. Его характеризуют как ©завершенный акт деятельности –от мотива до результата…ª, где важно сознавать, что события не может быть без©деятельностного фундаментаª— 1Проект реализуетсяс 2011 г. в городах присутствия предриятий Госкопорации ©Росатомª в целях сохраненияи развития уникальностимуниципальных систем образования.©деяниеª должно быть реальным, но другой составляющей событиядолжна быть рефлексия и ©сообщенияª онём, презентации (в трактовке А.Г. Асмолова)[2]. ©Изменение, оцениваемое человеком как значимое, для его образования иактивно включённое вмежсобытийные связиª у Т.М. Ковалевой и М.Ю. Жилиной[3], КарастелинаС.В. и МодулинаО.Б. определяют событие как ©изменение, оцениваемое человеком как значимое, дляего образования иактивно включённое вмежсобытийные связи…ª [4]. Стоит отметить, что все исследователи обращаютвнимание на положительное влияние данной формы на развитие когнитивных, креативных и личностных качеств ребенка. Рассмотрим некоторые особенности образовательного события, позволяющие положительно оценивать его педагогический потенциал.Опыт реализации образовательных событий указывает на возможности развития предметнойкомпетентности, т.к. обучающиеся, сталкиваясь с проблемой,изложенной в задании, должныобратиться к предметномузнанию(знаниям разных предметных областей), или получаютвозможность выстраивать новые модели знания, прослеживая мысль автора заданияи переходя на новую ступень освоения учебного материала. Универсальные учебные действия проявляются и развиваются в процессе организации работы с информацией, взаимодействия с товарищами в ходе групповой работы, умения осознанно формулировать высказывания для наиболее эффективного взаимодействия, критически воспринимать и оценивать предоставленную информацию, реализовывать навыки универсальных мыслительных процессов (анализа, синтеза, классификациии т.д.). Итогом деятельности обучающихся в ходе образовательного события выступает представление полученного результата построением некой графической модели нового знания, совершенного открытия(схема, кластер, ментальная карта, постер, буклет и т.д. и т.п.). Восприятие новизны становится наиболее эффективным, т.к. закрепляется опорный сигнал в памяти и сознании ребенка.Главное условие организации и проведения события –невмешательство взрослых в работу групп детей. Самостоятельность и свобода обучающихся в реализации события необходимы для того, чтобы дети проявляли самодеятельность, не чувствовали контроля, самостоятельно осуществляли регуляцию своих поступков. В этом случае можно проследить проявленность регулятивного компонента деятельности: осознание проблемы, которая определит цель работы, выявление последовательности шагов для ее достижения, а, значит, планирование деятельности, выявление дефицитов и профицитов в группе, распределения обязанностей. Обязательным элементом события должна быть рефлексияобучающихся. Полученные на ее основе выводы

позволяют учителю направлять свою дальнейшую работу(коррекция методов и форм работы), а детямучиться на собственных ошибках и недочетах. Рефлексия выполняет роль не контроля и проверки, а критического самоанализа. Эмоциональнопсихологическое восприятие ребенком результата создаетощущение закономерности и правильности самокритики, взрослениячерез преодоление собственных трудностей, их устраненияв процессе дальнейшей работы. Из этого исходит необходимость работы с образовательными событиями в системе, что дает эффект закрепления психологического и образовательного опыта. Наиболее целесообразно применять эту форму работы во внеурочнойдеятельности, что раскрепощает ребят и привлекает их к интересным темам, позитивному общению в школе. Однако, возможности образовательного события не используются в должной мере, т.к., если учитель или образовательная организация пытаются применять ее в образовательнойдеятельности, то встречаются с другой проблемой –отсутствием дидактических материалов, которые можно использовать для их проведения. Практика проведения таких событий мала, а институты развития образования не могут предложить методическихприемов их создания. Например, для подготовки обучающихся к метапредметной олимпиадев рамках проекта ©ШколаРосатомаª учитель может использовать только материалы олимпиад прошлых лет и, в основном, муниципальногоуровня, другой базы данных не существует. Таким образом, педагогическую проблему образует не просто отсутствие дидактических материалов, но и отсутствие методических рекомендаций по их составлению. Философская проблема категории ©образовательное событиеª осложняется методическимидефицитамиего внедрения в практику образовательного процесса. Преодоление второго противоречия позволит адаптировать возможности данной формы работы с детьми в современной школе. Последовательно рассмотрим задачи, стоящие перед учителем, который собирается решить дидактические и методические задачи для организации и проведения образовательного события: 1)выбрать основную идею для образовательного события. Как правило составители известных материалов отталкивались от ряда принципов, которые прослеживаются в комплектахзаданий на протяжении некоторого времени;2)отобрать материалы для погружения детей в проблему (пакет таких материалов можно называется кейсом);3)сформулировать вопросы для раскрытия кейса, которые должны последовательно побудить детей проявить универсальные учебные действия.Таким образом, дидактическое заданиедолженбыть по своей сути метапредметным, а это значит, что онодолжноотвечать определенным критериям. Необходимо обратить внимание на существующую проблему подмены понятий: метапредметная или межпредметная характеристика. Связь вопросов из разделов разных учебных предметов в задании не всегда ориентирована на выявление метапредметных универсальных учебных действий. Например, можем ли мы считать задачу на расчет площади тела бобра по заданным алгоритмам, метапредметным заданием? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно осмыслить цельсоздания метапредметнойзадачи. Работа над решением такой задачи позволит детям проявить те универсальные учебные действия, которые определяютсякак метапредметные: познавательные, коммуникативные, регулятивные и личностные. Вернемся к задаче про бобра.В ее требовании содержится обращение к математическим формулам и зоологическому объекту, т.е. оно объединяетсодержательные единицыразных учебных предметов, иненацелено на преодоление разобщенности знания, следовательно, не является метапредметным. Метапредметная задачадолжнавключать в себя целый комплекс позиций: 1)информационная база задания (научная теория, с основами которой ребенок уже знаком), 2)проблема, которая может быть как явно выделена, так и предложена обучающимся для определения, 3)набор вопросов, позволяющих выстроить планирование деятельности,4)вспомогательные материалы (текстовый и иллюстративный материал, модели ит.д.). При этом в тексте учебного заданиясодержатся полезные условия, подталкивающие к эффективному решению проблемы. И только в этом случае, дети не просто идут по алгоритму, отвечая на конкретно поставленный вопрос. Они анализируют проблему, определяю цель деятельности, планируют ее, взаимодействуют, выдвигая гипотезы и пытаясь фиксировать результаты, вырабатывают совместный план действий, строят модели действия, и, наконец, оформляют решение для защиты своего варианта работы. Важным становится не сам результат решения, а проделанный путь, выбранные методы и способы действий, совместное преодоление сложностей, оценка слабых и сильных сторон.Пример метапредметного задания:©Внимательно прочитайте условие задания. В нем идет речь о вымышленных островах. Заотведенное время вы должны предположить и составить более подробное описание острова с указанием способов ведения хозяйства населения, общественнополитического устройства и особенностей духовной культуры и т.д.1 остров≈ 21⁰ю.ш., 134⁰з.д.Протяженность с севера на юг ≈ 280км., востока на запад ≈ 340 км.Остров вулканического происхождения. Он состоит из двух частей, соединённых между собой узким перешейком. Северная часть густо заселена, южная почти безлюдная. Для обеих частей характерен горный ландшафт, сформировавшийся на протяжении столетий из первоначального вулкана. Достигающие 2241 метров горы покрыты густыми джунглями. Имеется 3 реки, стекающие с гор в океан, одна из них имеет несколько мелких притоков.2 остров≈ 35⁰с.ш., 185⁰в.д.Протяженность с севера на юг ≈ 330 км., востока на запад ≈ 380 кмРельеф острова представляет в основном возвышенности и горы. Более 75% территории страны лежит на высоте более 200м над уровнем моря. Большинство гор не превышают высотой 1800м; Прибрежные зоны представлены просторными долинами. На западном побережье острова расположены фьорды. В самом центре острова расположено озеро, самое большое озеро на острове. Из него берёт своё начало самая длинная река на острове.ª2Задание содержит неконкретную задачу, решение которой пусть и нестандартно, но должно привести к однозначному ответу. Оно ориентирует детей на выявление разных аспектов поставленной проблемы: учет природногеографических факторов и критическое осмысление предложенной в задании информации (исключить возможность создания модели второго острова по причине неверного указания восточной долготы), выявление причинноследственных закономерностей в логике рассуждения (например, экономические и духовные факторы определяются природногеографическимиусловиями, что в свою очередь влияет на политическое устройство и социальную структуру общества островитян), определение последовательности действий по созданию модели острова, распределение ролей и функций участников группы, сбор информации и оформление результата в виде плаката, постера, буклета (визуализация модели острова должна быть доступной для восприятия). Таким образом, требование задания не предлагает шаблонного действия, а побуждает участников события проявлять необходимые для развития ребенка универсальные учебные действия.Таким образом, для комплексной реализации педагогической цели образовательного события требуется особый дидактический инструмент. Главный вопрос для практика –как его создать?При работе над формированием метапредметного заданиянеобходимо обращаться к разным областям знания и деятельности, использовать разные методы обработки информации, разные типы мыслительных операций. Задание должно быть таким, чтобы реализация поставленной задачи потребовала от детейтесного взаимодействия и содействия всей группышкольников, решающих задание. Входе групповой работы дети открываютдля себя новое знание непроизвольно, развивая имеющееся, при этом у них неизбежно возникаетнеобходимость 2Задание составлено на основе протипа, использованного при проведении практического занятия со школьниками в рамках проекта ©Школа Росатомаª.разъяснения противоречий для своих товарищей с которыми ониработаютнад проблемой.

Первый шагконструирования метапредметного задания –выбор идеи. Другие задачи решаются на ее основе. Идея –ключевая задача при разработке текста задания. С учетом перечисленных требованийвыбор идеи становится затруднительным. Поэтому егостоитпроследить в имеющихся доступных материалах. Проведенныйанализ позволил сделатьвыводы об основных подходах к созданиюдидактических метапредметных материалов. Первый подход: выбираются два смежных понятия(например, ©странаª и ©государствоª, ©религияª и ©наукаªи т.п.), которые существенно различаются своей ролью в жизни человека и общества, рассматриваются с точки зрения смысла. При этом детей сознательно вводят в заблуждение. Если обучающиеся привыкли к менторскому характеру педагогического общения, то они не способны воспринимать информацию, данную в кейсе, как противоречивую или ошибочную. Развитие критического мышления не осуществляется. Создание ситуации противоречия в задании с одной стороны обращается к когнитивной сторонепроцесса (без знания понятийного аппарата не будет проведен анализ), а с другой, актуализирует регулятивные действия, заставляющиепринимать решения о построении алгоритма работы (от цели к задачам, от задач к результатам). Ребенок приучаетсякритически относиться к любой информации, а в контексте события –к тексту задания. Рассмотрим пример задания.

©Внимательно рассмотрите изображения, которые даны к заданию. Перед вами изображения, символизирующиеразные стороны жизни нашей страны. Вспомните, что называют страной и выполните те задания, которые изложены ниже. А. Опишите то, что понимают под словом ©странаª.Б. Попытайтесь определить, какие характеристики страны предложены вам в задании. Подумайте, какое значение они имеют в жизни нашей страны.В. Составьте описание нашей страны, используя эти характеристики.Г. Какое изображение вы бы поместили, продолжая характеристики нашей страны? Д. Визуализируйте свой ответ для наглядного восприятия, используя чистые листы и маркеры.ª

При этом в задании даютсяиллюстрации характеризующие понятие ©государствоª, а не понятие ©странаª. Для ответа на вопрос требуется четкое представление и разграничение понятий, грамотная работа с материалам.Такую же пару образуют, например, понятия©памятники культурыªи ©малые архитектурные формыª. Для расширения этого миникейса можно использовать материалы исторических и литературных источников, иллюстрации, цитаты и т.д.Подобного рода задания не имеют однозначного решения, но результатом можно считать правильную дефиницию понятия, которое ©зашифрованоª в дополнительной информации к заданию, например, в иллюстрациях.Второй подход: выбираются понятия, которые должны быть названы детьми самостоятельно, для этого обучающимся предлагается наборкакихлибо описательных элементов(свойств, качеств, характеристики т.д.). Они могут быть даны в форме иллюстраций, цитат, фрагментовтекстас описанием и т.д.. Задания могут быть связаны с дефиницией одного понятия, и его оценки от частного к общему. Например, обучающимся предлагается набор иллюстраций, связанных с крупной рекой Волгой (на фрагментах иллюстраций представлены крупные культурные, хозяйственные и природные объекты).Текст задания: ©Внимательно рассмотрите изображения, которые даны к заданию. Перед вами изображения, которые связаны с важным объектом на нашей планете. Выполните задания, которые изложены ниже. А. Назовите объект, к которому имеют отношения эти изображения. Опишите все, что вам про него известно. Какие изображения больше всего помогли вам при решении, почему?Б.Является ли этот объект уникальным? Если нет, объясните, какую роль (роли) такие объекты играли в жизни людей.В. Разделите эти изображения на группы. Объясните принцип разделения, уточняя, зачем люди создавали предметы на изображениях.Г. Укажите любой похожий объект нашей страны или мира и назовите известные вам 3 примера, соответствующие группам иллюстраций из задания.Д. Визуализируйте свой ответ для наглядного восприятия, используя чистые листы и маркеры.ªУсложнить или упростить задание можно, предлагая неизвестные или узнаваемые изображения на иллюстрациях. Но выделение конкретной реки только часть задания, метапредметным оно становится, если вопросы кейса будут обращены к выявлению роли рек в развитии общества, их влиянии на разные сферы общественной жизни, конкретизации на исторических и естественнонаучных примерах.Аналогичный тип задания использовался на одной из всеросийских метапредметных олимпиад для школьников городов присутствия предприятий госкорпорации ©Росатомªпри запросе на анализ информации о культурных и природных памятниках полуострова Крым.

Второй тип задания может ориентировать детей на дефиницию не одного,а двух понятий. Основной тип задания разделить на группыприведенные материалы, соответствующие выделенным понятиям, назватьпонятияи сформулировать определения. Метапредметный характер заданию должны придавать вопросы кейса: существенные отличия понятий, их сходства, особенности появления в жизни человека, особая роль в развитии человека и общества, влияние рассмотренных явлений на современного человека и перспективы его существования. Такими понятиями могут быть наука и религия, революция и реформа.При решении подобных заданий обучающиеся опираются на имеющиеся знания предметного характера, от них зависит правильность выводов и последующая логика построения ответов. Развитие регулятивных умений связано с установлением причинноследственных связей, анализ или сравнение явлений, умение построения осмысленных суждений и т.д. Личностные универсальные учебные действияпроявляются в случае построения вопросов, требующих выражения собственной позиции в отношении рассматриваемого явления. Оценивание уровня проявленности личностных результатовне производится, однако, для коллективаучителейэтот результат может стать основанием корректированияпедагогической деятельности.Третий подход: выбирается категория(метапредметное понятие), которая имеет несколько аспектовпроявленияили может применяться в разных областях, например, ©времяª. Оно бывает историческим, физическим, геологическим.Обучающимся предлагают формат отражения и измерения категории (например, непонятное на первый взгляд измерение: 14.45.56.01). Предлагается объяснить логику исчисления, особенности измерения у разных народов и в разные исторические периоды. Отправным элементом выполнения задания является когнитивный и регулятивный компоненты проверки. Информация, содержащая подсказку,была дана в итоговом фрагменте задания(содержалось прямое указание на то, что речь идет о времени), таким образом, выполненная формально рекомендация в инструкции©внимательно прочитать материалªлишаладетейвозможности сразу приступить к решениюзадания по расчету физического измерения времени. Материалы кейсанаправляютребенка на оценку явления с разных сторон, работу с особенностями его проявления. Аналогичные задания связаны с расчетом географических координат, при работе с которыминеобходимо учитывать переходы через линию смены часовых поясов, переход из одного полушария в другое.Другим вариантом проекции универсальной закономерности на общественные отношения является задание на применение ©золотого сеченияª в искусстве. Особенностью решения этого задания является необходимость построения графической модели, которая позволяла выявить неточности в теоретическом освещении проблемы ©золотого сеченияª, содержащегося в тексте задания. Выстраивая ©золотое сечениеª для анализа названий и особенностей композиции известных картин, учащиеся должны были понять роль геометрического расчета в эстетическом восприятии произведенияживописи.Приведенные примеры работ и выводы о возможностях создания метапредметных заданийдля педагогической практики позволяют подтвердить гипотезу о перспективах использования образовательных событий в целяхкогнитивного, креативного и личностного развития ребенка. Вместес тем, учитель получает инструмент, оптимизирующий радикальность традиционного восприятия педагогики. Результатом события становится диалог исследователей. С одной стороны исследователями являются дети, преодолевающие проблемы при решении задания, с другой стороны исследователемстановится и учитель в сотрудничестве с учениками, помогающий преодолеть трудностив процессе познания каждого из участниковсобытия. Разговор переводится из плоскости назидания и менторства в формат общения единомышленников, которые вместе прошли путь от недоумения к открытию, что и является главной целью учителя и наставника.

Ссылки на источники1.СлободчиковВ.И.Событийная образовательная общность –источник развития и субъект образования // Событийность вобразовательной ипедагогической деятельности. Под редакциейН.Б.Крыловой иМ.Ю.Жилиной // Новые ценности образований.—2010.—№1 (43).—С. 514.2.Реннер О. В., Климович Е. А., Гарифулина Л. Р. Образовательное событие ©Музей Землиª как форма оценки образовательных результатов воспитанников// Теория и практика образования в современном мире: материалы V Междунар. науч. конф. (г. СанктПетербург, июль 2014 г.). —СПб.: СатисЪ, 2014. —С. 8593.3.КовалёваТ.М., ЖилинаМ.Ю.Среда исобытие: кдидактике тьюторского сопровождения // Событийность вобразовательной ипедагогической деятельности. Под редакциейН.Б.Крыловой иМ.Ю.Жилиной // Новые ценности образований.—2010.—№1 (43).—С. 94–101.4.КарастелинаС.В., МодулинаО.Б.Образовательное событие как ресурс соорганизации икооперации деятельности субъектов образовательного процесса: из опыта работы региональной инновационной площадки департамента образования Ярославской области в 2012 году.—Рыбинск, МОУ ДПО ©Информационнообразовательный Центрª, 2012.