Хронотоп: ретроспектива и перспектива исследований
Выпуск:
ART 970265
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Фоминых
Е.
С. Хронотоп: ретроспектива и перспектива исследований // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2017. – Т. 31. – С.
1251–1255. – URL:
http://e-koncept.ru/2017/970265.htm.
Аннотация. В статье рассматривается хронотоп как имманентная целостность пространственных и временных координат бытия. Представлены основные взгляды на сущность и природу данного феномена в рамках гуманитарных и естественнонаучных концепций. Определены перспективные направления исследований хронотопа.
Ключевые слова:
хронотоп, хронотопирование, хронотопичность, индивидуальный хронотоп, социальный хронотоп
Текст статьи
Фоминых Екатерина Сергеевна,кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной психологии ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбургfominyh.yekaterina@yandex.ru
Хронотоп: ретроспектива и перспектива исследований
Аннотация. В статье рассматривается хронотоп как имманентная целостность пространственных и временных координат бытия. Представлены основные взгляды на сущность и природу данного феномена в рамках гуманитарных и естественнонаучных концепций.Определены перспективные направления исследований хронотопа.Ключевые слова: хронотоп,хронотопирование, хронотопичность, индивидуальный хронотоп, социальный хронотоп.
Личностьи общество, рассматриваемые как система, так и относительно самостоятельные единицы системы, обладают имманентным естественным свойством, определяющим их цельность, изменчивостьи уникальную реальность –хронотопичностью (хронотоп: греч. «chronos» –время, «topos»–место; буквально времяпространство). Изначально данный феномен был разработан в рамках физиологических исследований для обозначения закономерной связи пространственновременных координат (А.А.Ухтомский). В настоящее время он активно используется в качестве онтологической единицы динамичных системных изменений,преобразований социума
и личности, интегрируя помимо темпоральных и топологических аспектов –смысловые и энергийные. В рамках настоящей статьи проведем ретроспективный анализ основных результатов научного поиска в исследовании хронотопа и наметим открывающиеся перспективы и ориентиры дальнейших исследований. Фундаментальные аспекты в понимании сущности и природы хронотопа, заложенные в трудах А.А. Ухтомского и М.М. Бахтина, послужили основой многочисленных исследований данной категории в философии,филологии, культурологии и искусствоведении(Н.А.Агеева, 2014; А.Н. Беларев, 2015; С.В.
Бурдина, Н.А. Полякова, 2011; Л.Г. Иливицкая, 2011; Е.Е. Жеребцова, 2003; В.П. Зинченко,2000; С.В. Каликанов, 2002; С.Н. Коробкова, 2000; В.П. Курбатов, 2014; Н.Н. Летина, 2009; А.Н. Лукин, 2009; М.Н. Мелютина, 2011; А.П. Политов, 2015; Ж.А. Рябчевская, 2009 и др.). Приведем несколько определений рассматриваемого феномена:хронотоп–это живое синкретичное измерение пространства и времени, в котором они нераздельны [1]; хронотоп–это форма существования живой материи, находящейся в постоянном движении [2]; хронотоп–это выражение и результат бытия сущего, его естественная имманентная цельность и взаимосвязанность, репрезентируемая в социальной реальности и реальности отдельной личности[3]. Таким образом, целостность пространства и времени –ключевой аспект хронотопа, свойственныйкак единичнымфеноменам(отдельной личности), так и всемуобщему(окружающемумиру). Как единичный феномен хронотопобразуетиндивидуальный микрохронотоп, мировуюлиниюв виде присущей только конкретной личноститраектории жизненного пути, которая последовательно связываетвсе события существования человека. Мировые линии обеспечивают симультанизацию прошедших, настоящих и будущих событий, в связи с чем каждое событиехронотопично по своей природе. Хронотоп актуально действующего события является живой пространственновременной целостностью,хронотоп события прошлого –заархивированной в виде отпечатков и следов, которые в определенные моменты могут развернуться и актуализироваться в трансцендентальном поле сознания.В хронотопировании событий большую роль играют доминанты –активные установки, регулирующие расходование энергетического потенциала человека в определенные моменты и снимающие с очереди другие возможные работы. Доминанты определяютвыбор человека в конкретной ситуации инаправляютвектор его жизни в целом[2, 3].
В масштабах макрохронотопа целесообразно говорить о взаимосвязанной и взаимообусловленной совокупности множества пересекающихся мировых линий[3]. Исторические, социологические,политическиеконцепции(М.В. Ильин, 2011, И.А. Чихарев, 2005; О.Ф. Русакова, С.П. Фатихов, 2011; В.Е. Кемеров, 2012и др.)акцентируют внимание на изменении социального хронотопа в зависимости отисторических ритмов, переходов, эпох, событийных рядови локализации в различныхвидах пространств (культурных, информационных, коммуникативных и др.).Ф.Бродель (1979) в схемехронотопа выделяет: события, конъюктуры (кратковременные по длительности структурные образования) и структуры большой длительности (цивилизационные структуры, развивающиеся в пространстве и времени).Возможность анализа хронотопа с позиции диахронностисинхронностипозволяет соединить динамизм «временных рядов» с «остановкой мгновения» в конкретной ситуации, придающей последней «окраску» обыденной, кризисной, переходной и др. [Цит. по 4]. Концептуальные модели хронотопа в рамках рассматриваемых подходов изменчивы, зависят от доминирующих принципов, идей и ценностей[там же]:коммуникативносетевой хронотоп (М. Кастельс)основан на возможности сжатия времени и пространства посредством коммуникативноинформационных технологий;экстравременной / вневременной (мгновеннокоммуникативный)–расширение пространственновременных коммуникаций, ликвидация коммуникативных барьеров;
хронотоп текучей современности (З.Бауман)–социальноэкономическая неустойчивость, изменения и риски, гибкость взаимодействия и мимолетность контактов, незамедлительность удовлетворения потребностей провозглашают жизненный принцип «здесь и теперь».
В психологическихконцепцияхособую ценность приобрел потенциал хронотопа в контексте проблемотногенеза и персоногенеза. Так, представлены
пространственновременные аспекты организации внутреннего мира личности (Т.Н.
Березина, 2003), развитие временной перспективы личности с позиции гетерохронности пространственновременных аспектов (Н.Н.Толстых, 2010); обоснованозначение хронотопа в саморазвитии и самоорганизацииличности(К.А.
Абульханова, 2001; Л.Б. Шнейдер, 2005); выявлены данные о взаимоотношенияхсоциального и индивидуального хронотопов в процессе социализации (Т.Д.Марцинковская,2014). В перечисленных концепциях хронотоп раскрывается через конструкт«временной перспективы», «психологического времени», «самоорганизации времени жизни», «личностной организации времени жизни и деятельности» и др.Базовый компонент хронотопа согласно нейропсихологическим исследованиям –обеспечиваемый деятельностью правого полушария образ Я (своеобразная точка отсчета пространственных (протяженность, объем, трехмерная метрика пространства) и временных (движение как модель быстрых изменений времени и внутренние процессы организма как модель медленных, тонических изменений времени) явлений). Правое полушарие предоставляет знаковые модели –системы координат, накладывающиеся на «точку отсчета» и позволяющие строить предметную деятельность в реальном мире[5]. Согласно исследованиям Н.Н.Толстых[6], Л.Б. Шнейдер[7], В.Я. Ляудис[8] становление хронотопа неразрывно связано сего «натуральными основами:
способностьюк антиципации(предвосхищение) –возможностьюпредвидеть результат, определяющейкультурный хронотоп как элемент социокультурного контекста онтогенеза; способностьюк интенциональности–возможностьюпрогнозировать будущее и учитывать его в своем поведении (индивидуальный хронотоп);волей («органомбудущего»,обращенногов будущее желание) и произвольностью(способностьюк владению своим поведением в актуальном пространстве жизнедеятельности);памятью–(«органомпрошлого») регуляторнымобразованием, центральной функцией которого является пространственновременная (хронотопическая) организация внутренних схем деятельности личности, их координация с динамикой целей и смыслов, разворачивающаяся в актуальном, реальном пространстве и времени [7, с.213].Соотношение перечисленных аспектовв онтогенезе представлено в таблице 1.Таблица 1Онтогенез индивидуального хронотопа и его основы
Онтогенез индивидуального хронотопа (Н.Н.Толстых)Нейропсихологические основы формирования хронотопа Виды памяти и их роль в самоорганизации(В.Я. Ляудис)Младенчество и ранний возрастНачало становления индивидуального хронотопа посредством перехода от физиологического ритма взаимодействия плода с материнским организмом и непосредственной перинатальной общности «матьдитя» к ритму культурного взаимодействия матери и ребенка.Развитие временной составляющей хронотопав этот период коррелирует со становлением воли.Ранний возраст –развитие пространственной стороны хронотопа: соотнесение ребенком своего тела с окружающим физическим пространством и пространством предметов культуры, развитие произвольности в процессе овладения своим телом.Нерасчлененный образ, обеспечивающий ориентировку в собственном теле (схема тела) и пространственновременную организацию движенийДосознательная, непроизвольная память.В рамках хорошо освоенных ситуаций обеспечивает готовность к соответствующим актам и возможность их предвосхищения.Основа для внутриситуативной самоорганизации, прогнозирование будущего строится в рамках ранее бывшего.Внешнеопосредованная, переходная. Расширяются возможности осознанной смысловой организации личностью ее действий в соотнесении с предстоящим.Основа для внутриситуативной самоорганизации, прогнозирование строится на выделении «будущего» как проекции «настоящего».Дошкольный и младший школьный возрастДошкольный период: интенсивное развитие временной перспективыбудущей жизни, включающая представления о конечности жизни, о возрастах жизни, интенсивное развитие способности к целеполаганию и Координатные и структурнотопологические представления, а также последовательная развертка во времени Произвольная память. Предпрограммирование будущей деятельности –это намерение, в котором времяпространство актуального плана представлений, действий преобразовано субъектом в порядок и последовательность программируемых актов поведения, планированию во времени своих действий.Младший школьный возраст: развитие пространственной стороныиндивидуального хронотопа, протекающее одновременно со становлением произвольности.«символических» движений –речи, письма и чтения.определяемых актуальными смысловыми установками.Основа для полиситуативной самоорганизации, прогнозирование строится на обособлении действий, подготавливающих будущее.Подростковый и юношеский возрастПереходный период, объединяющий подростковый и ранний юношеский возраст: развитие временного аспекта хронотопа и воли.
Хронотоп сложился как зрелое единство пространственного и временного компонентовМетапамять.Личность становится свободной в отношении ко всему временному ряду прошлого –настоящего –будущего.Основа для внеситуативной самоорганизации, прогнозирование строится на отношении к «настоящему» как проекции «будущего».
В целом, в процессе формированияиндивидуального хронотопа психологически детерминированныеосновы переплетаются ссоциокультурнымиусловиямиразвития индивида. Относительная сформированность и зрелость структур, участвующих в процессе хронотопирования, приходится на ранний юношескийвозраст, что обусловлено[6, 7]:1) объединением двух реальностей воли –возникновение жизненного плана (т.е. целей и мотивов, во временном аспекте выходящих за пределы актуальной ситуации жизнедеятельности субъекта) и его роль как средства саморегуляции, преодоления ситуативности поведения, формирования способности к активному поведению;2) способностью системы смыслов и ценностей, подкрепленной умением планировать и прогнозировать свою жизнедеятельность, стать устойчивым побудителем самоорганизации времени жизни как личностнозначимого качества. Именно в этот период конструирование хронотопа жизни начинает интенсивно обеспечиваться смыслами, ценностными ориентациями, активностью, переживаниями, притязаниями, отношениями, ответственностью.Указанный аспект нашел отражение в рядеавторских концепций, в которыхформирование индивидуального хронотопа сопряжено с развитием субъектности –функциональной системы, волевойструктуры, дающей человеку возможность активного, осуществляемого в соответствии со своими собственными целями поведения [6]. Толстых Н.Н. [6] рассматривает хронотоп с позиции временной перспективы личности и определяет его как репрезентацию мотивационной сферы, каждый элемент которой (мотив) представляет собой неразрывное единство предметного содержания мотива, определяемого его местом в ценностносмысловом поле личности (пространственная характеристика), и антиципируемого периода реализации этого предметного содержания (временная, или темпоральная характеристика).И.О.Логинова (2009) [9] обозначает хронотоп, как упорядоченное, системное пересечениевремени и пространства в канве жизни, связанное со свойством самоорганизации систем, в которых психика выступает «порождением новой реальности», обеспечивающей устойчивое усложнение системной организации.Динамическая система организации жизнедеятельности, обеспечивающая интеграциюпрошлого, настоящего и будущего на основесмыслов существования и творческой самореализации,представлена в концепции самоорганизации временижизниЛ.Б.Шнейдер[7]. Смысл жизни,как базовое образование, являетсяматрицей, структурирующейсубъективныйпсихологический опыт и время жизни личности[там же, с.216]. В процессе развития происходят системные изменения данной матрицы: самопроизвольное возникновениеи саморазрушение структур. Инициация процесса самоорганизации времени жизни, резкие скачки в развитии личностиобеспечиваются узловыми, смысловыми моментами или бифуркациями –ситуациями выбора, возникающими при условии внешних и внутренних преград. При столкновении с точками бифуркации возможно формирование непредсказуемыхи обусловленных незначительными факторамикачеств –эмерджентность.Формирование и развитие ценностноорганизованного, временно структурированного смыслового пространства–хронотопа, обеспечивается одновременным движением по вертикали и горизонтали(Таблица 2).Таблица 2Векторы развития хронотопа
ВертикальноеГоризонтальноеПервый уровень: эгоцентрический, определяющий исходным моментом личную выгоду, удобство, престижность.Второй уровень: группоцентрический, значимым для которого является близкое окружение человека, группа, с которой он либо отождествляется, либо ставит выше себя в своих интересах и устремлениях.Третий уровень: просоциальный, включающий коллективистскую, общественную и общечеловеческую (нравственную) ориентацию. Движение к общечеловеческим представлениям, смысловой идентификации с миром и по линии перехода от нестойких отношений к устойчивым и осознанным ценностносмысловым ориентациям.
Временнопространственная композиция, в которой строятся ценностные отношения личности с миром на протяжении времени жизненного пути представлена в концепцииличностной организации времени жизни и деятельностиК.А. Абульхановой[10].Развертывание и осуществление жизненного пути обеспечивается взаимодействием двух детерминант –внешней и внутренней. Внутренняя «логика» в развитии личности предполагает избирательность к внешним воздействиям, способность «обособиться» от «логики внешнихобстоятельств», самоопределиться по отношению к ним. Личность на сознательном и неосознаваемом уровне структурирует свой жизненный путь: отрываясь от своего прошлого, «ломает», «разрывает» жизненную линию, придавая ей восходящий или нисходящий характер. Таким образом, модель многопараметрального отношения личности и времени включает ретроспективный аспект (отношение уже сложилось в предыдущей жизни) и перспективный (проекция, тенденции, ресурсы).Синтезбиографического (время жизни в целом) и ситуативного (непосредственное восприятие и переживание коротких временных интервалов) аспектовфункционирования личности через призму темпоральных и топологических аспектов бытия представлено в трудахЛ.Ф.Бурлачук, Е.Ю. Коржовой[11]. Авторы вводят категориюпсихологическоговремени–временипереживания событийной организации жизненного пути личности, отражающейстабильность и изменчивость поведения личности в разное время и в разныхситуациях, привычный выбор и избегание социальных ситуаций.Еще одним важным аспектом хронотопа является его транскультурность,реагированиена внешние социокультурные изменения[9], что определяет принципиальную неразрывность социальной / внешней и психологической / внутренней составляющих в его анализе, их взаимосвязь, взаимопроникновения и взаимопересечения. Взаимоотношения между социальной и психологической реальностью складываются по типу двустороннего энергетического обмена. В установившихся взаимоотношениях внешнего и внутреннего возможны нарушения гомеостаза, возникающие в результате изменений во внешнем мире и / или собственной активности личности. В результате личность активно воздействует на мир, преобразует его и разрушает привычный уклад, «выходя за пределы себя», самореализуясь по принципу гетеростаза. Неадаптивная активность (В.А. Петровский, 2008)–проявление внутренних тенденций (стремление достигнуть цели, избыточной по отношению к исходным условиям), направленных не на приспособление к окружающей среде, а позволяющих выйти за рамки причинноследственных отношений и преобразовать их. Итак, обобщение вышеизложенных концепций позволяет выделить ряд ключевых аспектовотносительно сущности и развитияхронотопа:хронотоп –феномен, существующий на уровне конкретной личности (индивидуальный / персональный хронотоп) и на уровне общества (социальный хронотоп);индивидуальный и социальный хронотоп взаимосвязаны и обусловливают взаимные изменения; в процессе социализации личность индивидуализирует социальныйхронотоп;
хронотоп –саморазвивающаяся и самоорганизующаяся система, количество, качество и соотношениеэлементовкоторой может меняться под воздействиемвнешних и внутренних факторов;мультидетерминированность [12]формированияиндивидуального хронотопа(пересечение эволюционных и инволюционных линий, биологических и социокультурных детерминант) определяет вариативность, своеобразие и уникальность индивидуальных траекторий развития;
хронотоп включает ситуативный аспект (событие) и биографический (жизненная траектория); потенциал хронотопирования заложен в каждом событии, но не каждое событие хронотопируется.В настоящее время вне поля зрения исследователей остаютсяконцептуальные психологические модели хронотопа, механизмы и закономерности хронотопирования, деформации и искажения хронотопа (в том числе в условиях дизонтогенеза и патогенеза). В условиях транзитивного общества особого вниманиятребует анализ факторов, условий и обстоятельств, способствующих деформации хронотопа и блокирующих жизненные перспективыличности. Выявленные аспекты открывают широкие перспективы для дальнейших исследований в данной области, в том числе в рамках междисциплинарного дискурса.
Ссылки на источники1.Большой психологический словарь /
Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко.–СПб.: ПРАЙМЕВРОЗНАК, 2003. –672 с.2.Ухтомский, А.А. Доминанта / А.А. Ухтомский. –СПб.: Питер, 2002. –448 с. 3.Политов А.В. Историкофилософский анализ концепций хронотопа А.А. Ухтомского и М.М. Бахтина: дис. …канд. филос. наук. –Пермь, 2015. –155 с.4.Русакова О.Ф., Фатихов С.П. Концептуальные модели хронотопа в гуманитарных и политических исследованиях // Вестник Южноуральского государственного университета. –2011. –№ 30 (247). С. 122127.5.ЦветковаЛ.С., ЦветковА.В. Проблемахронотопаспозицийнейропсихологии// Вестник московского государственного областного университета. Серия: психологические науки. 2010. - № 3. –С. 5
11. 6.Толстых Н. Н. Хронотоп: культура и онтогенез. СмоленскМосква: Универсум, 2010. 292 с.7.Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. –М.: Академический проспект, Трикста, 2005. –336 с.8.Ляудис В.Я. Культура памяти // Мир психологии: научнометодический журнал. –№ 1 (25). 9.ЛогиноваИ.О. Психологияжизненногосамоосуществления. –М.: Издво СГУ, 2009. –279 с.10.Абульханова К.А., Березина Т.Н.. Время личности и время жизни. —СПб.: Алетейя, 2001. —304 с.11.Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций: Учебное пособие. - М.: Российское педагогическое агентство, 1998. 263 с.12.Марцинковская Т.Д., Изотова Е. И., Турушева Ю. Б. Принцип развития: теоретические и эмпирические походы // Мир психологии. 2016 –№ 1 (85–С.6678.
Хронотоп: ретроспектива и перспектива исследований
Аннотация. В статье рассматривается хронотоп как имманентная целостность пространственных и временных координат бытия. Представлены основные взгляды на сущность и природу данного феномена в рамках гуманитарных и естественнонаучных концепций.Определены перспективные направления исследований хронотопа.Ключевые слова: хронотоп,хронотопирование, хронотопичность, индивидуальный хронотоп, социальный хронотоп.
Личностьи общество, рассматриваемые как система, так и относительно самостоятельные единицы системы, обладают имманентным естественным свойством, определяющим их цельность, изменчивостьи уникальную реальность –хронотопичностью (хронотоп: греч. «chronos» –время, «topos»–место; буквально времяпространство). Изначально данный феномен был разработан в рамках физиологических исследований для обозначения закономерной связи пространственновременных координат (А.А.Ухтомский). В настоящее время он активно используется в качестве онтологической единицы динамичных системных изменений,преобразований социума
и личности, интегрируя помимо темпоральных и топологических аспектов –смысловые и энергийные. В рамках настоящей статьи проведем ретроспективный анализ основных результатов научного поиска в исследовании хронотопа и наметим открывающиеся перспективы и ориентиры дальнейших исследований. Фундаментальные аспекты в понимании сущности и природы хронотопа, заложенные в трудах А.А. Ухтомского и М.М. Бахтина, послужили основой многочисленных исследований данной категории в философии,филологии, культурологии и искусствоведении(Н.А.Агеева, 2014; А.Н. Беларев, 2015; С.В.
Бурдина, Н.А. Полякова, 2011; Л.Г. Иливицкая, 2011; Е.Е. Жеребцова, 2003; В.П. Зинченко,2000; С.В. Каликанов, 2002; С.Н. Коробкова, 2000; В.П. Курбатов, 2014; Н.Н. Летина, 2009; А.Н. Лукин, 2009; М.Н. Мелютина, 2011; А.П. Политов, 2015; Ж.А. Рябчевская, 2009 и др.). Приведем несколько определений рассматриваемого феномена:хронотоп–это живое синкретичное измерение пространства и времени, в котором они нераздельны [1]; хронотоп–это форма существования живой материи, находящейся в постоянном движении [2]; хронотоп–это выражение и результат бытия сущего, его естественная имманентная цельность и взаимосвязанность, репрезентируемая в социальной реальности и реальности отдельной личности[3]. Таким образом, целостность пространства и времени –ключевой аспект хронотопа, свойственныйкак единичнымфеноменам(отдельной личности), так и всемуобщему(окружающемумиру). Как единичный феномен хронотопобразуетиндивидуальный микрохронотоп, мировуюлиниюв виде присущей только конкретной личноститраектории жизненного пути, которая последовательно связываетвсе события существования человека. Мировые линии обеспечивают симультанизацию прошедших, настоящих и будущих событий, в связи с чем каждое событиехронотопично по своей природе. Хронотоп актуально действующего события является живой пространственновременной целостностью,хронотоп события прошлого –заархивированной в виде отпечатков и следов, которые в определенные моменты могут развернуться и актуализироваться в трансцендентальном поле сознания.В хронотопировании событий большую роль играют доминанты –активные установки, регулирующие расходование энергетического потенциала человека в определенные моменты и снимающие с очереди другие возможные работы. Доминанты определяютвыбор человека в конкретной ситуации инаправляютвектор его жизни в целом[2, 3].
В масштабах макрохронотопа целесообразно говорить о взаимосвязанной и взаимообусловленной совокупности множества пересекающихся мировых линий[3]. Исторические, социологические,политическиеконцепции(М.В. Ильин, 2011, И.А. Чихарев, 2005; О.Ф. Русакова, С.П. Фатихов, 2011; В.Е. Кемеров, 2012и др.)акцентируют внимание на изменении социального хронотопа в зависимости отисторических ритмов, переходов, эпох, событийных рядови локализации в различныхвидах пространств (культурных, информационных, коммуникативных и др.).Ф.Бродель (1979) в схемехронотопа выделяет: события, конъюктуры (кратковременные по длительности структурные образования) и структуры большой длительности (цивилизационные структуры, развивающиеся в пространстве и времени).Возможность анализа хронотопа с позиции диахронностисинхронностипозволяет соединить динамизм «временных рядов» с «остановкой мгновения» в конкретной ситуации, придающей последней «окраску» обыденной, кризисной, переходной и др. [Цит. по 4]. Концептуальные модели хронотопа в рамках рассматриваемых подходов изменчивы, зависят от доминирующих принципов, идей и ценностей[там же]:коммуникативносетевой хронотоп (М. Кастельс)основан на возможности сжатия времени и пространства посредством коммуникативноинформационных технологий;экстравременной / вневременной (мгновеннокоммуникативный)–расширение пространственновременных коммуникаций, ликвидация коммуникативных барьеров;
хронотоп текучей современности (З.Бауман)–социальноэкономическая неустойчивость, изменения и риски, гибкость взаимодействия и мимолетность контактов, незамедлительность удовлетворения потребностей провозглашают жизненный принцип «здесь и теперь».
В психологическихконцепцияхособую ценность приобрел потенциал хронотопа в контексте проблемотногенеза и персоногенеза. Так, представлены
пространственновременные аспекты организации внутреннего мира личности (Т.Н.
Березина, 2003), развитие временной перспективы личности с позиции гетерохронности пространственновременных аспектов (Н.Н.Толстых, 2010); обоснованозначение хронотопа в саморазвитии и самоорганизацииличности(К.А.
Абульханова, 2001; Л.Б. Шнейдер, 2005); выявлены данные о взаимоотношенияхсоциального и индивидуального хронотопов в процессе социализации (Т.Д.Марцинковская,2014). В перечисленных концепциях хронотоп раскрывается через конструкт«временной перспективы», «психологического времени», «самоорганизации времени жизни», «личностной организации времени жизни и деятельности» и др.Базовый компонент хронотопа согласно нейропсихологическим исследованиям –обеспечиваемый деятельностью правого полушария образ Я (своеобразная точка отсчета пространственных (протяженность, объем, трехмерная метрика пространства) и временных (движение как модель быстрых изменений времени и внутренние процессы организма как модель медленных, тонических изменений времени) явлений). Правое полушарие предоставляет знаковые модели –системы координат, накладывающиеся на «точку отсчета» и позволяющие строить предметную деятельность в реальном мире[5]. Согласно исследованиям Н.Н.Толстых[6], Л.Б. Шнейдер[7], В.Я. Ляудис[8] становление хронотопа неразрывно связано сего «натуральными основами:
способностьюк антиципации(предвосхищение) –возможностьюпредвидеть результат, определяющейкультурный хронотоп как элемент социокультурного контекста онтогенеза; способностьюк интенциональности–возможностьюпрогнозировать будущее и учитывать его в своем поведении (индивидуальный хронотоп);волей («органомбудущего»,обращенногов будущее желание) и произвольностью(способностьюк владению своим поведением в актуальном пространстве жизнедеятельности);памятью–(«органомпрошлого») регуляторнымобразованием, центральной функцией которого является пространственновременная (хронотопическая) организация внутренних схем деятельности личности, их координация с динамикой целей и смыслов, разворачивающаяся в актуальном, реальном пространстве и времени [7, с.213].Соотношение перечисленных аспектовв онтогенезе представлено в таблице 1.Таблица 1Онтогенез индивидуального хронотопа и его основы
Онтогенез индивидуального хронотопа (Н.Н.Толстых)Нейропсихологические основы формирования хронотопа Виды памяти и их роль в самоорганизации(В.Я. Ляудис)Младенчество и ранний возрастНачало становления индивидуального хронотопа посредством перехода от физиологического ритма взаимодействия плода с материнским организмом и непосредственной перинатальной общности «матьдитя» к ритму культурного взаимодействия матери и ребенка.Развитие временной составляющей хронотопав этот период коррелирует со становлением воли.Ранний возраст –развитие пространственной стороны хронотопа: соотнесение ребенком своего тела с окружающим физическим пространством и пространством предметов культуры, развитие произвольности в процессе овладения своим телом.Нерасчлененный образ, обеспечивающий ориентировку в собственном теле (схема тела) и пространственновременную организацию движенийДосознательная, непроизвольная память.В рамках хорошо освоенных ситуаций обеспечивает готовность к соответствующим актам и возможность их предвосхищения.Основа для внутриситуативной самоорганизации, прогнозирование будущего строится в рамках ранее бывшего.Внешнеопосредованная, переходная. Расширяются возможности осознанной смысловой организации личностью ее действий в соотнесении с предстоящим.Основа для внутриситуативной самоорганизации, прогнозирование строится на выделении «будущего» как проекции «настоящего».Дошкольный и младший школьный возрастДошкольный период: интенсивное развитие временной перспективыбудущей жизни, включающая представления о конечности жизни, о возрастах жизни, интенсивное развитие способности к целеполаганию и Координатные и структурнотопологические представления, а также последовательная развертка во времени Произвольная память. Предпрограммирование будущей деятельности –это намерение, в котором времяпространство актуального плана представлений, действий преобразовано субъектом в порядок и последовательность программируемых актов поведения, планированию во времени своих действий.Младший школьный возраст: развитие пространственной стороныиндивидуального хронотопа, протекающее одновременно со становлением произвольности.«символических» движений –речи, письма и чтения.определяемых актуальными смысловыми установками.Основа для полиситуативной самоорганизации, прогнозирование строится на обособлении действий, подготавливающих будущее.Подростковый и юношеский возрастПереходный период, объединяющий подростковый и ранний юношеский возраст: развитие временного аспекта хронотопа и воли.
Хронотоп сложился как зрелое единство пространственного и временного компонентовМетапамять.Личность становится свободной в отношении ко всему временному ряду прошлого –настоящего –будущего.Основа для внеситуативной самоорганизации, прогнозирование строится на отношении к «настоящему» как проекции «будущего».
В целом, в процессе формированияиндивидуального хронотопа психологически детерминированныеосновы переплетаются ссоциокультурнымиусловиямиразвития индивида. Относительная сформированность и зрелость структур, участвующих в процессе хронотопирования, приходится на ранний юношескийвозраст, что обусловлено[6, 7]:1) объединением двух реальностей воли –возникновение жизненного плана (т.е. целей и мотивов, во временном аспекте выходящих за пределы актуальной ситуации жизнедеятельности субъекта) и его роль как средства саморегуляции, преодоления ситуативности поведения, формирования способности к активному поведению;2) способностью системы смыслов и ценностей, подкрепленной умением планировать и прогнозировать свою жизнедеятельность, стать устойчивым побудителем самоорганизации времени жизни как личностнозначимого качества. Именно в этот период конструирование хронотопа жизни начинает интенсивно обеспечиваться смыслами, ценностными ориентациями, активностью, переживаниями, притязаниями, отношениями, ответственностью.Указанный аспект нашел отражение в рядеавторских концепций, в которыхформирование индивидуального хронотопа сопряжено с развитием субъектности –функциональной системы, волевойструктуры, дающей человеку возможность активного, осуществляемого в соответствии со своими собственными целями поведения [6]. Толстых Н.Н. [6] рассматривает хронотоп с позиции временной перспективы личности и определяет его как репрезентацию мотивационной сферы, каждый элемент которой (мотив) представляет собой неразрывное единство предметного содержания мотива, определяемого его местом в ценностносмысловом поле личности (пространственная характеристика), и антиципируемого периода реализации этого предметного содержания (временная, или темпоральная характеристика).И.О.Логинова (2009) [9] обозначает хронотоп, как упорядоченное, системное пересечениевремени и пространства в канве жизни, связанное со свойством самоорганизации систем, в которых психика выступает «порождением новой реальности», обеспечивающей устойчивое усложнение системной организации.Динамическая система организации жизнедеятельности, обеспечивающая интеграциюпрошлого, настоящего и будущего на основесмыслов существования и творческой самореализации,представлена в концепции самоорганизации временижизниЛ.Б.Шнейдер[7]. Смысл жизни,как базовое образование, являетсяматрицей, структурирующейсубъективныйпсихологический опыт и время жизни личности[там же, с.216]. В процессе развития происходят системные изменения данной матрицы: самопроизвольное возникновениеи саморазрушение структур. Инициация процесса самоорганизации времени жизни, резкие скачки в развитии личностиобеспечиваются узловыми, смысловыми моментами или бифуркациями –ситуациями выбора, возникающими при условии внешних и внутренних преград. При столкновении с точками бифуркации возможно формирование непредсказуемыхи обусловленных незначительными факторамикачеств –эмерджентность.Формирование и развитие ценностноорганизованного, временно структурированного смыслового пространства–хронотопа, обеспечивается одновременным движением по вертикали и горизонтали(Таблица 2).Таблица 2Векторы развития хронотопа
ВертикальноеГоризонтальноеПервый уровень: эгоцентрический, определяющий исходным моментом личную выгоду, удобство, престижность.Второй уровень: группоцентрический, значимым для которого является близкое окружение человека, группа, с которой он либо отождествляется, либо ставит выше себя в своих интересах и устремлениях.Третий уровень: просоциальный, включающий коллективистскую, общественную и общечеловеческую (нравственную) ориентацию. Движение к общечеловеческим представлениям, смысловой идентификации с миром и по линии перехода от нестойких отношений к устойчивым и осознанным ценностносмысловым ориентациям.
Временнопространственная композиция, в которой строятся ценностные отношения личности с миром на протяжении времени жизненного пути представлена в концепцииличностной организации времени жизни и деятельностиК.А. Абульхановой[10].Развертывание и осуществление жизненного пути обеспечивается взаимодействием двух детерминант –внешней и внутренней. Внутренняя «логика» в развитии личности предполагает избирательность к внешним воздействиям, способность «обособиться» от «логики внешнихобстоятельств», самоопределиться по отношению к ним. Личность на сознательном и неосознаваемом уровне структурирует свой жизненный путь: отрываясь от своего прошлого, «ломает», «разрывает» жизненную линию, придавая ей восходящий или нисходящий характер. Таким образом, модель многопараметрального отношения личности и времени включает ретроспективный аспект (отношение уже сложилось в предыдущей жизни) и перспективный (проекция, тенденции, ресурсы).Синтезбиографического (время жизни в целом) и ситуативного (непосредственное восприятие и переживание коротких временных интервалов) аспектовфункционирования личности через призму темпоральных и топологических аспектов бытия представлено в трудахЛ.Ф.Бурлачук, Е.Ю. Коржовой[11]. Авторы вводят категориюпсихологическоговремени–временипереживания событийной организации жизненного пути личности, отражающейстабильность и изменчивость поведения личности в разное время и в разныхситуациях, привычный выбор и избегание социальных ситуаций.Еще одним важным аспектом хронотопа является его транскультурность,реагированиена внешние социокультурные изменения[9], что определяет принципиальную неразрывность социальной / внешней и психологической / внутренней составляющих в его анализе, их взаимосвязь, взаимопроникновения и взаимопересечения. Взаимоотношения между социальной и психологической реальностью складываются по типу двустороннего энергетического обмена. В установившихся взаимоотношениях внешнего и внутреннего возможны нарушения гомеостаза, возникающие в результате изменений во внешнем мире и / или собственной активности личности. В результате личность активно воздействует на мир, преобразует его и разрушает привычный уклад, «выходя за пределы себя», самореализуясь по принципу гетеростаза. Неадаптивная активность (В.А. Петровский, 2008)–проявление внутренних тенденций (стремление достигнуть цели, избыточной по отношению к исходным условиям), направленных не на приспособление к окружающей среде, а позволяющих выйти за рамки причинноследственных отношений и преобразовать их. Итак, обобщение вышеизложенных концепций позволяет выделить ряд ключевых аспектовотносительно сущности и развитияхронотопа:хронотоп –феномен, существующий на уровне конкретной личности (индивидуальный / персональный хронотоп) и на уровне общества (социальный хронотоп);индивидуальный и социальный хронотоп взаимосвязаны и обусловливают взаимные изменения; в процессе социализации личность индивидуализирует социальныйхронотоп;
хронотоп –саморазвивающаяся и самоорганизующаяся система, количество, качество и соотношениеэлементовкоторой может меняться под воздействиемвнешних и внутренних факторов;мультидетерминированность [12]формированияиндивидуального хронотопа(пересечение эволюционных и инволюционных линий, биологических и социокультурных детерминант) определяет вариативность, своеобразие и уникальность индивидуальных траекторий развития;
хронотоп включает ситуативный аспект (событие) и биографический (жизненная траектория); потенциал хронотопирования заложен в каждом событии, но не каждое событие хронотопируется.В настоящее время вне поля зрения исследователей остаютсяконцептуальные психологические модели хронотопа, механизмы и закономерности хронотопирования, деформации и искажения хронотопа (в том числе в условиях дизонтогенеза и патогенеза). В условиях транзитивного общества особого вниманиятребует анализ факторов, условий и обстоятельств, способствующих деформации хронотопа и блокирующих жизненные перспективыличности. Выявленные аспекты открывают широкие перспективы для дальнейших исследований в данной области, в том числе в рамках междисциплинарного дискурса.
Ссылки на источники1.Большой психологический словарь /
Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко.–СПб.: ПРАЙМЕВРОЗНАК, 2003. –672 с.2.Ухтомский, А.А. Доминанта / А.А. Ухтомский. –СПб.: Питер, 2002. –448 с. 3.Политов А.В. Историкофилософский анализ концепций хронотопа А.А. Ухтомского и М.М. Бахтина: дис. …канд. филос. наук. –Пермь, 2015. –155 с.4.Русакова О.Ф., Фатихов С.П. Концептуальные модели хронотопа в гуманитарных и политических исследованиях // Вестник Южноуральского государственного университета. –2011. –№ 30 (247). С. 122127.5.ЦветковаЛ.С., ЦветковА.В. Проблемахронотопаспозицийнейропсихологии// Вестник московского государственного областного университета. Серия: психологические науки. 2010. - № 3. –С. 5
11. 6.Толстых Н. Н. Хронотоп: культура и онтогенез. СмоленскМосква: Универсум, 2010. 292 с.7.Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. –М.: Академический проспект, Трикста, 2005. –336 с.8.Ляудис В.Я. Культура памяти // Мир психологии: научнометодический журнал. –№ 1 (25). 9.ЛогиноваИ.О. Психологияжизненногосамоосуществления. –М.: Издво СГУ, 2009. –279 с.10.Абульханова К.А., Березина Т.Н.. Время личности и время жизни. —СПб.: Алетейя, 2001. —304 с.11.Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций: Учебное пособие. - М.: Российское педагогическое агентство, 1998. 263 с.12.Марцинковская Т.Д., Изотова Е. И., Турушева Ю. Б. Принцип развития: теоретические и эмпирические походы // Мир психологии. 2016 –№ 1 (85–С.6678.