Хронотоп: ретроспектива и перспектива исследований

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Фоминых Е. С. Хронотоп: ретроспектива и перспектива исследований // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 31. – С. 1251–1255. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970265.htm.
Аннотация. В статье рассматривается хронотоп как имманентная целостность пространственных и временных координат бытия. Представлены основные взгляды на сущность и природу данного феномена в рамках гуманитарных и естественнонаучных концепций. Определены перспективные направления исследований хронотопа.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Фоминых Екатерина Сергеевна,кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной психологии ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбургfominyh.yekaterina@yandex.ru

Хронотоп: ретроспектива и перспектива исследований

Аннотация. В статье рассматривается хронотоп как имманентная целостность пространственных и временных координат бытия. Представлены основные взгляды на сущность и природу данного феномена в рамках гуманитарных и естественнонаучных концепций.Определены перспективные направления исследований хронотопа.Ключевые слова: хронотоп,хронотопирование, хронотопичность, индивидуальный хронотоп, социальный хронотоп.

Личностьи общество, рассматриваемые как система, так и относительно самостоятельные единицы системы, обладают имманентным естественным свойством, определяющим их цельность, изменчивостьи уникальную реальность –хронотопичностью (хронотоп: греч. «chronos» –время, «topos»–место; буквально времяпространство). Изначально данный феномен был разработан в рамках физиологических исследований для обозначения закономерной связи пространственновременных координат (А.А.Ухтомский). В настоящее время он активно используется в качестве онтологической единицы динамичных системных изменений,преобразований социума

и личности, интегрируя помимо темпоральных и топологических аспектов –смысловые и энергийные. В рамках настоящей статьи проведем ретроспективный анализ основных результатов научного поиска в исследовании хронотопа и наметим открывающиеся перспективы и ориентиры дальнейших исследований. Фундаментальные аспекты в понимании сущности и природы хронотопа, заложенные в трудах А.А. Ухтомского и М.М. Бахтина, послужили основой многочисленных исследований данной категории в философии,филологии, культурологии и искусствоведении(Н.А.Агеева, 2014; А.Н. Беларев, 2015; С.В.

Бурдина, Н.А. Полякова, 2011; Л.Г. Иливицкая, 2011; Е.Е. Жеребцова, 2003; В.П. Зинченко,2000; С.В. Каликанов, 2002; С.Н. Коробкова, 2000; В.П. Курбатов, 2014; Н.Н. Летина, 2009; А.Н. Лукин, 2009; М.Н. Мелютина, 2011; А.П. Политов, 2015; Ж.А. Рябчевская, 2009 и др.). Приведем несколько определений рассматриваемого феномена:хронотоп–это живое синкретичное измерение пространства и времени, в котором они нераздельны [1]; хронотоп–это форма существования живой материи, находящейся в постоянном движении [2]; хронотоп–это выражение и результат бытия сущего, его естественная имманентная цельность и взаимосвязанность, репрезентируемая в социальной реальности и реальности отдельной личности[3]. Таким образом, целостность пространства и времени –ключевой аспект хронотопа, свойственныйкак единичнымфеноменам(отдельной личности), так и всемуобщему(окружающемумиру). Как единичный феномен хронотопобразуетиндивидуальный микрохронотоп, мировуюлиниюв виде присущей только конкретной личноститраектории жизненного пути, которая последовательно связываетвсе события существования человека. Мировые линии обеспечивают симультанизацию прошедших, настоящих и будущих событий, в связи с чем каждое событиехронотопично по своей природе. Хронотоп актуально действующего события является живой пространственновременной целостностью,хронотоп события прошлого –заархивированной в виде отпечатков и следов, которые в определенные моменты могут развернуться и актуализироваться в трансцендентальном поле сознания.В хронотопировании событий большую роль играют доминанты –активные установки, регулирующие расходование энергетического потенциала человека в определенные моменты и снимающие с очереди другие возможные работы. Доминанты определяютвыбор человека в конкретной ситуации инаправляютвектор его жизни в целом[2, 3].

В масштабах макрохронотопа целесообразно говорить о взаимосвязанной и взаимообусловленной совокупности множества пересекающихся мировых линий[3]. Исторические, социологические,политическиеконцепции(М.В. Ильин, 2011, И.А. Чихарев, 2005; О.Ф. Русакова, С.П. Фатихов, 2011; В.Е. Кемеров, 2012и др.)акцентируют внимание на изменении социального хронотопа в зависимости отисторических ритмов, переходов, эпох, событийных рядови локализации в различныхвидах пространств (культурных, информационных, коммуникативных и др.).Ф.Бродель (1979) в схемехронотопа выделяет: события, конъюктуры (кратковременные по длительности структурные образования) и структуры большой длительности (цивилизационные структуры, развивающиеся в пространстве и времени).Возможность анализа хронотопа с позиции диахронностисинхронностипозволяет соединить динамизм «временных рядов» с «остановкой мгновения» в конкретной ситуации, придающей последней «окраску» обыденной, кризисной, переходной и др. [Цит. по 4]. Концептуальные модели хронотопа в рамках рассматриваемых подходов изменчивы, зависят от доминирующих принципов, идей и ценностей[там же]:коммуникативносетевой хронотоп (М. Кастельс)основан на возможности сжатия времени и пространства посредством коммуникативноинформационных технологий;экстравременной / вневременной (мгновеннокоммуникативный)–расширение пространственновременных коммуникаций, ликвидация коммуникативных барьеров;

хронотоп текучей современности (З.Бауман)–социальноэкономическая неустойчивость, изменения и риски, гибкость взаимодействия и мимолетность контактов, незамедлительность удовлетворения потребностей провозглашают жизненный принцип «здесь и теперь».

В психологическихконцепцияхособую ценность приобрел потенциал хронотопа в контексте проблемотногенеза и персоногенеза. Так, представлены

пространственновременные аспекты организации внутреннего мира личности (Т.Н.

Березина, 2003), развитие временной перспективы личности с позиции гетерохронности пространственновременных аспектов (Н.Н.Толстых, 2010); обоснованозначение хронотопа в саморазвитии и самоорганизацииличности(К.А.

Абульханова, 2001; Л.Б. Шнейдер, 2005); выявлены данные о взаимоотношенияхсоциального и индивидуального хронотопов в процессе социализации (Т.Д.Марцинковская,2014). В перечисленных концепциях хронотоп раскрывается через конструкт«временной перспективы», «психологического времени», «самоорганизации времени жизни», «личностной организации времени жизни и деятельности» и др.Базовый компонент хронотопа согласно нейропсихологическим исследованиям –обеспечиваемый деятельностью правого полушария образ Я (своеобразная точка отсчета пространственных (протяженность, объем, трехмерная метрика пространства) и временных (движение как модель быстрых изменений времени и внутренние процессы организма как модель медленных, тонических изменений времени) явлений). Правое полушарие предоставляет знаковые модели –системы координат, накладывающиеся на «точку отсчета» и позволяющие строить предметную деятельность в реальном мире[5]. Согласно исследованиям Н.Н.Толстых[6], Л.Б. Шнейдер[7], В.Я. Ляудис[8] становление хронотопа неразрывно связано сего «натуральными основами:

способностьюк антиципации(предвосхищение) –возможностьюпредвидеть результат, определяющейкультурный хронотоп как элемент социокультурного контекста онтогенеза; способностьюк интенциональности–возможностьюпрогнозировать будущее и учитывать его в своем поведении (индивидуальный хронотоп);волей («органомбудущего»,обращенногов будущее желание) и произвольностью(способностьюк владению своим поведением в актуальном пространстве жизнедеятельности);памятью–(«органомпрошлого») регуляторнымобразованием, центральной функцией которого является пространственновременная (хронотопическая) организация внутренних схем деятельности личности, их координация с динамикой целей и смыслов, разворачивающаяся в актуальном, реальном пространстве и времени [7, с.213].Соотношение перечисленных аспектовв онтогенезе представлено в таблице 1.Таблица 1Онтогенез индивидуального хронотопа и его основы

Онтогенез индивидуального хронотопа (Н.Н.Толстых)Нейропсихологические основы формирования хронотопа Виды памяти и их роль в самоорганизации(В.Я. Ляудис)Младенчество и ранний возрастНачало становления индивидуального хронотопа посредством перехода от физиологического ритма взаимодействия плода с материнским организмом и непосредственной перинатальной общности «матьдитя» к ритму культурного взаимодействия матери и ребенка.Развитие временной составляющей хронотопав этот период коррелирует со становлением воли.Ранний возраст –развитие пространственной стороны хронотопа: соотнесение ребенком своего тела с окружающим физическим пространством и пространством предметов культуры, развитие произвольности в процессе овладения своим телом.Нерасчлененный образ, обеспечивающий ориентировку в собственном теле (схема тела) и пространственновременную организацию движенийДосознательная, непроизвольная память.В рамках хорошо освоенных ситуаций обеспечивает готовность к соответствующим актам и возможность их предвосхищения.Основа для внутриситуативной самоорганизации, прогнозирование будущего строится в рамках ранее бывшего.Внешнеопосредованная, переходная. Расширяются возможности осознанной смысловой организации личностью ее действий в соотнесении с предстоящим.Основа для внутриситуативной самоорганизации, прогнозирование строится на выделении «будущего» как проекции «настоящего».Дошкольный и младший школьный возрастДошкольный период: интенсивное развитие временной перспективыбудущей жизни, включающая представления о конечности жизни, о возрастах жизни, интенсивное развитие способности к целеполаганию и Координатные и структурнотопологические представления, а также последовательная развертка во времени Произвольная память. Предпрограммирование будущей деятельности –это намерение, в котором времяпространство актуального плана представлений, действий преобразовано субъектом в порядок и последовательность программируемых актов поведения, планированию во времени своих действий.Младший школьный возраст: развитие пространственной стороныиндивидуального хронотопа, протекающее одновременно со становлением произвольности.«символических» движений –речи, письма и чтения.определяемых актуальными смысловыми установками.Основа для полиситуативной самоорганизации, прогнозирование строится на обособлении действий, подготавливающих будущее.Подростковый и юношеский возрастПереходный период, объединяющий подростковый и ранний юношеский возраст: развитие временного аспекта хронотопа и воли.

Хронотоп сложился как зрелое единство пространственного и временного компонентовМетапамять.Личность становится свободной в отношении ко всему временному ряду прошлого –настоящего –будущего.Основа для внеситуативной самоорганизации, прогнозирование строится на отношении к «настоящему» как проекции «будущего».

В целом, в процессе формированияиндивидуального хронотопа психологически детерминированныеосновы переплетаются ссоциокультурнымиусловиямиразвития индивида. Относительная сформированность и зрелость структур, участвующих в процессе хронотопирования, приходится на ранний юношескийвозраст, что обусловлено[6, 7]:1) объединением двух реальностей воли –возникновение жизненного плана (т.е. целей и мотивов, во временном аспекте выходящих за пределы актуальной ситуации жизнедеятельности субъекта) и его роль как средства саморегуляции, преодоления ситуативности поведения, формирования способности к активному поведению;2) способностью системы смыслов и ценностей, подкрепленной умением планировать и прогнозировать свою жизнедеятельность, стать устойчивым побудителем самоорганизации времени жизни как личностнозначимого качества. Именно в этот период конструирование хронотопа жизни начинает интенсивно обеспечиваться смыслами, ценностными ориентациями, активностью, переживаниями, притязаниями, отношениями, ответственностью.Указанный аспект нашел отражение в рядеавторских концепций, в которыхформирование индивидуального хронотопа сопряжено с развитием субъектности –функциональной системы, волевойструктуры, дающей человеку возможность активного, осуществляемого в соответствии со своими собственными целями поведения [6]. Толстых Н.Н. [6] рассматривает хронотоп с позиции временной перспективы личности и определяет его как репрезентацию мотивационной сферы, каждый элемент которой (мотив) представляет собой неразрывное единство предметного содержания мотива, определяемого его местом в ценностносмысловом поле личности (пространственная характеристика), и антиципируемого периода реализации этого предметного содержания (временная, или темпоральная характеристика).И.О.Логинова (2009) [9] обозначает хронотоп, как упорядоченное, системное пересечениевремени и пространства в канве жизни, связанное со свойством самоорганизации систем, в которых психика выступает «порождением новой реальности», обеспечивающей устойчивое усложнение системной организации.Динамическая система организации жизнедеятельности, обеспечивающая интеграциюпрошлого, настоящего и будущего на основесмыслов существования и творческой самореализации,представлена в концепции самоорганизации временижизниЛ.Б.Шнейдер[7]. Смысл жизни,как базовое образование, являетсяматрицей, структурирующейсубъективныйпсихологический опыт и время жизни личности[там же, с.216]. В процессе развития происходят системные изменения данной матрицы: самопроизвольное возникновениеи саморазрушение структур. Инициация процесса самоорганизации времени жизни, резкие скачки в развитии личностиобеспечиваются узловыми, смысловыми моментами или бифуркациями –ситуациями выбора, возникающими при условии внешних и внутренних преград. При столкновении с точками бифуркации возможно формирование непредсказуемыхи обусловленных незначительными факторамикачеств –эмерджентность.Формирование и развитие ценностноорганизованного, временно структурированного смыслового пространства–хронотопа, обеспечивается одновременным движением по вертикали и горизонтали(Таблица 2).Таблица 2Векторы развития хронотопа

ВертикальноеГоризонтальноеПервый уровень: эгоцентрический, определяющий исходным моментом личную выгоду, удобство, престижность.Второй уровень: группоцентрический, значимым для которого является близкое окружение человека, группа, с которой он либо отождествляется, либо ставит выше себя в своих интересах и устремлениях.Третий уровень: просоциальный, включающий коллективистскую, общественную и общечеловеческую (нравственную) ориентацию. Движение к общечеловеческим представлениям, смысловой идентификации с миром и по линии перехода от нестойких отношений к устойчивым и осознанным ценностносмысловым ориентациям.

Временнопространственная композиция, в которой строятся ценностные отношения личности с миром на протяжении времени жизненного пути представлена в концепцииличностной организации времени жизни и деятельностиК.А. Абульхановой[10].Развертывание и осуществление жизненного пути обеспечивается взаимодействием двух детерминант –внешней и внутренней. Внутренняя «логика» в развитии личности предполагает избирательность к внешним воздействиям, способность «обособиться» от «логики внешнихобстоятельств», самоопределиться по отношению к ним. Личность на сознательном и неосознаваемом уровне структурирует свой жизненный путь: отрываясь от своего прошлого, «ломает», «разрывает» жизненную линию, придавая ей восходящий или нисходящий характер. Таким образом, модель многопараметрального отношения личности и времени включает ретроспективный аспект (отношение уже сложилось в предыдущей жизни) и перспективный (проекция, тенденции, ресурсы).Синтезбиографического (время жизни в целом) и ситуативного (непосредственное восприятие и переживание коротких временных интервалов) аспектовфункционирования личности через призму темпоральных и топологических аспектов бытия представлено в трудахЛ.Ф.Бурлачук, Е.Ю. Коржовой[11]. Авторы вводят категориюпсихологическоговремени–временипереживания событийной организации жизненного пути личности, отражающейстабильность и изменчивость поведения личности в разное время и в разныхситуациях, привычный выбор и избегание социальных ситуаций.Еще одним важным аспектом хронотопа является его транскультурность,реагированиена внешние социокультурные изменения[9], что определяет принципиальную неразрывность социальной / внешней и психологической / внутренней составляющих в его анализе, их взаимосвязь, взаимопроникновения и взаимопересечения. Взаимоотношения между социальной и психологической реальностью складываются по типу двустороннего энергетического обмена. В установившихся взаимоотношениях внешнего и внутреннего возможны нарушения гомеостаза, возникающие в результате изменений во внешнем мире и / или собственной активности личности. В результате личность активно воздействует на мир, преобразует его и разрушает привычный уклад, «выходя за пределы себя», самореализуясь по принципу гетеростаза. Неадаптивная активность (В.А. Петровский, 2008)–проявление внутренних тенденций (стремление достигнуть цели, избыточной по отношению к исходным условиям), направленных не на приспособление к окружающей среде, а позволяющих выйти за рамки причинноследственных отношений и преобразовать их. Итак, обобщение вышеизложенных концепций позволяет выделить ряд ключевых аспектовотносительно сущности и развитияхронотопа:хронотоп –феномен, существующий на уровне конкретной личности (индивидуальный / персональный хронотоп) и на уровне общества (социальный хронотоп);индивидуальный и социальный хронотоп взаимосвязаны и обусловливают взаимные изменения; в процессе социализации личность индивидуализирует социальныйхронотоп;

хронотоп –саморазвивающаяся и самоорганизующаяся система, количество, качество и соотношениеэлементовкоторой может меняться под воздействиемвнешних и внутренних факторов;мультидетерминированность [12]формированияиндивидуального хронотопа(пересечение эволюционных и инволюционных линий, биологических и социокультурных детерминант) определяет вариативность, своеобразие и уникальность индивидуальных траекторий развития;

хронотоп включает ситуативный аспект (событие) и биографический (жизненная траектория); потенциал хронотопирования заложен в каждом событии, но не каждое событие хронотопируется.В настоящее время вне поля зрения исследователей остаютсяконцептуальные психологические модели хронотопа, механизмы и закономерности хронотопирования, деформации и искажения хронотопа (в том числе в условиях дизонтогенеза и патогенеза). В условиях транзитивного общества особого вниманиятребует анализ факторов, условий и обстоятельств, способствующих деформации хронотопа и блокирующих жизненные перспективыличности. Выявленные аспекты открывают широкие перспективы для дальнейших исследований в данной области, в том числе в рамках междисциплинарного дискурса.

Ссылки на источники1.Большой психологический словарь /

Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко.–СПб.: ПРАЙМЕВРОЗНАК, 2003. –672 с.2.Ухтомский, А.А. Доминанта / А.А. Ухтомский. –СПб.: Питер, 2002. –448 с. 3.Политов А.В. Историкофилософский анализ концепций хронотопа А.А. Ухтомского и М.М. Бахтина: дис. …канд. филос. наук. –Пермь, 2015. –155 с.4.Русакова О.Ф., Фатихов С.П. Концептуальные модели хронотопа в гуманитарных и политических исследованиях // Вестник Южноуральского государственного университета. –2011. –№ 30 (247). С. 122127.5.ЦветковаЛ.С., ЦветковА.В. Проблемахронотопаспозицийнейропсихологии// Вестник московского государственного областного университета. Серия: психологические науки. 2010. - № 3. –С. 5

11. 6.Толстых Н. Н. Хронотоп: культура и онтогенез. СмоленскМосква: Универсум, 2010. 292 с.7.Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. –М.: Академический проспект, Трикста, 2005. –336 с.8.Ляудис В.Я. Культура памяти // Мир психологии: научнометодический журнал. –№ 1 (25). 9.ЛогиноваИ.О. Психологияжизненногосамоосуществления. –М.: Издво СГУ, 2009. –279 с.10.Абульханова К.А., Березина Т.Н.. Время личности и время жизни. —СПб.: Алетейя, 2001. —304 с.11.Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций: Учебное пособие. - М.: Российское педагогическое агентство, 1998. 263 с.12.Марцинковская Т.Д., Изотова Е. И., Турушева Ю. Б. Принцип развития: теоретические и эмпирические походы // Мир психологии. 2016 –№ 1 (85–С.6678.