Факторы, влияющие на развитие мотивации обучения студентов в вузе

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Гнездилова Л. Б., Гнездилов М. А. Факторы, влияющие на развитие мотивации обучения студентов в вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 31. – С. 1246–1250. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970264.htm.
Аннотация. Мотивы являются структурным компонентом любого вида деятельности, при этом активность в процессе деятельности побуждается не одним мотивом, а целым комплексом мотивов – мотивацией. Мотивация – процесс побуждения к деятельности, направленный на достижение определенных целей. Успешность учебной деятельности определяется развитостью мотивации студентов, что, в свою очередь, предполагает знание и учет мотивирующих факторов. В данной статье синтезированы имеющиеся в психолого-педагогической науке знания о вопросах мотивации обучения, в том числе факторов, влияющих на ее развитие. Предложен авторский анализ выявленных и систематизированных факторов развития мотивации обучения студентов в вузе. Так, авторы статьи уделяют особое значение таким мотивирующим факторам обучения, как роль и образ преподавателя, атмосфера занятия, взаимопонимание, уверенность студентов в себе, самостоятельность студентов, личная значимость учебных заданий, интерес и целеполагание.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Гнездилова Лариса Борисовна,кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков, ФГБОУ ВО «Кузбасский государственный технический университет им. Т.Ф.Горбачева», г.

Кемеровоlarisa.gnezdilova@yandex.ru

Гнездилов Михаил Анатольевич,кандидат педагогических наук, доценткафедры физического воспитания, ФГБОУ ВО «Кузбасский государственный технический университет им. Т.Ф.Горбачева», г. Кемеровоg1m1a1@yandex.ru

Факторы, влияющие на развитие мотивации обучения студентов в вузе

Аннотация.Мотивы являются структурным компонентом любого вида деятельности, при этом активность в процессе деятельности побуждается не одним мотивом, а целым комплексом мотивов ‬мотивацией. Мотивация ‬процесс побуждения к деятельности, направленный на достижение определенных целей. Успешность учебной деятельности определяется развитостью мотивации студентов, что, в свою очередь, предполагаетзнаниеи учет мотивирующих факторов.В данной статье синтезированы имеющиеся в психологопедагогической науке знания о вопросах мотивации обучения, в том числе факторов, влияющих на ее развитие. Предложен авторский анализ выявленных и систематизированных факторов развития мотивации обучения студентов в вузе. Так, авторы статьи уделяют особое значение таким мотивирующим факторам обучения, как роль и образ преподавателя, атмосфера занятия, взаимопонимание, уверенность студентов в себе, самостоятельность студентов, личная значимостьучебных заданий, интерес и целеполагание.Ключевые слова:мотивация обучения, развитость мотивации, устойчивость мотивации, мотивы, мотивирующие факторы обучения.

Мотивы являются структурным компонентом любого вида деятельности, при этомактивность в процессе деятельности побуждается не одним какимлибо мотивом, а целым комплексом мотивов ‬мотивацией. Мотивация ‬процесс побуждения к деятельности, направленный на достижение определенных целей. Успешность в какойлибо деятельности, в том числе учебной, определяется развитостью мотивацииобучающихся.Существуютдва способавоздействия на мотивацию обучения: «сверху вниз», который характеризуется тем, что педагог проводит работу по осознанию студентами мотивов собственной учебной деятельности; и «снизу вверх», который основывается на формировании и развитии учебной мотивациичерез соответствующую организацию учебной деятельности [5, с. 32]. На наш взгляд, оба пути воздействия на мотивацию обучения в высшем образовании оправданы. Более того, умелое использование преподавателем обоих способов ‬через осознание студентами собственных мотивов учения и соответствующую организацию учебной деятельности ‬способно, на наш взгляд, дать наиболее эффективные результаты. В психологопедагогической литературе существует значительное количество классификаций условий и факторов, влияющих напроцесс развития учебной мотивации. Например, выделяются следующие причины, снижающие мотивацию учения [3, с. 113114]:1.Неумение учиться и преодолевать трудности в процессе познавательной деятельности. Учение ‬это деятельность, требующая специальных умений и навыков, например, умения анализировать полученную информацию, навыка запоминания и др., а также таких качеств, как усидчивость, внимательность, терпение, настойчивость, целеустремленность и др. Несформированность специальных умений и навыков, отдельных качеств характера не позволяет преодолевать учебные трудности. 2.Большой объем учебного материала, требующий своего осмысления и запоминания. Попытка передать студентам все знания, накопленные человечеством, утопична и ведет к их усталости, рассеянности и сопротивлению. 3.Наличие отвлекающих от обучения факторов. Обучение требует от студентов интенсивной самостоятельной работы, однако такие отвлекающие факторы, как просмотр телепередач, компьютерные игры, общение со сверстниками могут негативно сказыватьсяна результатах обучения. 4.Однообразие учебного процесса. Учебная жизнь, наполненная монотонными, однообразными занятиями и действиями педагогов, оказывается «бледной» по сравнению с окружающей действительностью. 5.Устаревшие методы организации учебного процесса. Рутинные методы организации учебного процесса, их однообразие снижают мотивацию студентов. 6.Авторитарная позиция преподавателя, которую студенты воспринимают как неправильную и несправедливую, вызывает внутренний протест и нежелание учиться.

И. Ф. Демидова, Н. В. Клюева и А. К. Маркова выделяют следующие условия, необходимые для успешного процесса развития учебной мотивации [6, с. 150]:1.Создание благоприятного психологического климатав ходе учебного занятия, реализация демократического стиля общения преподавателя и студентов.2.Продуманный отбор учебного материала, соответствующий актуальным потребностям студентов.3.Соответствующая организация самой учебной деятельности: формирование основных учебных задач, использование активных методов обучения, создание учебных проблемных ситуаций, стимулирование самоконтроля и самооценки, включение каждого студента в рефлексивные процессы, предъявление разумных педагогических требований и др.4.Организация коллективных форм совместной учебной деятельности.5.Грамотное использование оценкии обеспечение эффективной обратной связи в процессе обучения.6.Повышение уровня обучаемости через развитие общих интеллектуальных способностей студента, создание условий успешности.7.Совершенствование общеучебных умений и навыков.

Наиболее универсальной и практикоориентированной мы считаем общую стратегию развития мотивации британского ученого, профессора психолингвистики Ноттингемского университета Золтана Дорнея [13, с. 5455]. В своей классификации З. Дорней выделяет десять ключевых факторов, являющихся, по своей сути, мотивамистимулами, играющих значительную роль в формировании внешних мотивов и способствующих их дальнейшему преобразованию во внутреннюю мотивацию. Так, З. Дорней выделяет следующие мотивирующие факторы:1.Преподаватель (Teacher)2.Атмосферазанятия(Atmosphere of the Lesson)3.Задание(Task)4.Взаимопонимание(Contact)5.Уверенность в себе (SelfConfidence)6.Интерес(Interest)7.Самостоятельность(Independence)8.Личная значимость(Personal Attitude)9.Цель(Aim)10.Культура(Culture of Communication)

Играя равнозначную роль в формировании и развитии учебной мотивации, данные мотивирующие факторы, на наш взгляд, могут быть представлены в разном порядке или графически. Очевидно, что необходим подробный анализ каждого фактора. Важную роль при разработке модели мотивирующей учебной среды и создания эффективного педагогического сценария занятий, ориентированного на развитие учебной мотивации, играет рефлексия преподавателя,которая в данном случае заключается в постановке внутренних вопросов, таких как Какой образ, стиль поведения и общенияпозволит мне как преподавателю повысить уровень мотивации каждого студента? Каким образом я могу создать доброжелательную, комфортную, рабочую атмосферуна занятии? Как установить взаимный контакт? Каким образом я могу способствовать формированию уверенности в себестудентов? Каким образом я могу способствовать развитию их самостоятельности? Какие заданияпомогут сформировать стойкий интереси личное положительное отношение студентов к дисциплине? Какова основная цельобучения на занятии? Каковы сопутствующие цели? Сформулировали ли сами студенты цели обучения для себя? Как я могу им в этом помочь? и др. [4, с. 69].

Очевидно, что ответы напоставленные вопросы крайне индивидуальны и разнообразны, хотя, несомненно, можно сформулировать универсальные правила создания педагогического сценария в рамках мотивированной и мотивирующей учебной среды. Сам автор З. Дорней дает следующие краткие пояснения к своей классификации факторов учебной мотивации, которые могут быть приняты нами в качестве универсальных правил создания мотивирующего педагогического сценария: 1.Преподаватель:Будьте преданы идее и мотивированы сами. Будьте естественны и восприимчивы.2.Атмосфера занятия:Создайте спокойную и дисциплинированную атмосферу, а также привнесите юмор и смех в аудиторию.3.Взаимопонимание:Относитесь к каждому студенту как к личности. Хвалите, когда это необходимо и заслуженно.4.Уверенность в себе: Предлагайтеположительную обратную связь студентам. Дарите им уверенность в своих силах. Принимайте их ошибки спокойно.5.Самостоятельность: Поощряйте вопросы и креативные идеи студентов. Делите с ними ответственность за процесс обучения.6.Личная значимость: Предлагайтезначимые для студентов задания. Индивидуализируйте работу.7.Культура: Познакомьте студентов с правилами поведения и общения (в т.ч. других стран).8.Учебное задание: Подчеркивайте цель и нужность заданий. Четко формулируйте задания.9.Интерес: Выбирайте интересные задания. Предлагайте разные виды деятельности.10.Цель: Поставьте конкретные цели перед студентами и / или побудите студентов к тому, чтобы они сами поставили перед собой цель / цели. Проанализируйте желания и цели студентов.

Итак, ориентируясь на представленныефакторыучебной мотивации, необходимо отметить важность личностного влиянияпреподавателяна становление мотивационной сферы студентов. С. Кови пишет: «Каждый наделен чудесной силой ‬невидимой, неслышимой и неосознаваемой ‬влиять на другихлюдей самой своей жизнью»[7, с. 2627].Преподаватель должен являть собой образец внутренне мотивированной деятельности. Это должна быть личность с ярко выраженным доминированием любви к педагогической деятельности, науке, отличающаяся высоким профессионализмом, уверенностью в своих силах, самоуважением, эрудированностью[3, с. 140]. Доброжелательный стиль поведения, жизнелюбие и энтузиазм преподавателя способны воодушевлять.Так, студентам Кузбасского государственного технического университета им. Т. Ф. Горбачева (всего опрошено 60 студентов) было предложено ответить на вопрос «Каков, по Вашему мнению, хороший преподаватель?». В подтверждение выше сказанного, студенты отмечаюттакие значимые для них качества преподавателя, как, с одной стороны, уравновешенностьи сдержанность, терпеливость, готовность оказать поддержку и помощь, с другой стороны, общительностьи способность находить общий язык со всеми, бодростьи чувство юмора, а также знание предмета и любовь к профессии.Продолжая анализ факторов, влияющих на формирование и развитие мотивации учения, следует подчеркнуть необходимость создания на занятиях атмосферы сотрудничества, доверия и взаимного уважения. Создание благоприятной учебной атмосферы возможно с учетом потребностей участников образовательного процесса: физиологических потребностей (студенты должны чувствовать себя комфортно, иметь возможность вставать, выходить, если это необходимо и т.п.), потребности в безопасности(в частности, безопасности общения: иметь возможность свободно высказывать свои мысли, принимать или не принимать чужую точку зрения и т.п.), социальных потребностей (иметь возможность общаться с другими студентами, преподавателем), потребности в уважении и самореализации. Для создания доброжелательной атмосферы на занятии также важно использовать персонифицированные обращения к студентам, невербальные средства общения (мимику и жесты), улыбаться и шутить. Необходимо вести занятие динамично, начиная сразминки (двигательной, эмоциональной, интеллектуальной, коммуникативной, на концентрацию внимания, с использованием эпиграфа и др.) и постепенно наращивая темп занятия. Как фактор, влияющий на формирование и развитие мотивации учения, взаимопонимание предполагает установление доброжелательного контакта со студентами, понимание роли участников образовательного процесса ‬студентов и преподавателя.Уверенность в себе‬это важный мотивирующий фактор, который требует от преподавателя применения технологий создания ситуаций успеха в учебном процессе. О необходимости ориентации на успех в учебной деятельности пишет Х. Хекхаузен[10, с. 200], согласно которому, «надежда на успех» или, напротив, «боязнь неудачи» способны закрепиться в мотивационной сфере студентов. Ориентированные на успех студенты демонстрируют более адекватные способы решения учебных задач, быстрее выделяют существенные признаки, воспринимают большее количество вербальной информации и лучше ее запоминают. Учебная деятельность внутренне противоречива. С одной стороны, она внутренне привлекательна тем, что обеспечивает чувство собственной значимости, а с другой стороны, она несет в себе опасность неуспеха, зависимости от педагога, чувство несвободы. В зависимости от того, какая сторона учебной деятельности доминирует, у студентов формируется установка либо на активность, творчество и самостоятельность, либо на пассивность, закомплексованность и безынициативность[3, с. 21].Задача преподавателя заключается в том, чтобы способствовать развитию ответственности студентов(поиску причин в себе), поддерживать уверенность студентов в своих силах (выработку позитивной самооценки).Необходимо помнить, что оценка, получаемая в результате выполнения задания, способна формировать чувство уверенности в своих силах и стимулировать учебнопознавательную деятельность студентов. Процедура оценивания требует наличия определенных эталонов, выполняющих функцию критериев оценки и обладающих ясностью, точностью и полнотой. По мере усвоения студентами эталонов и способов оценивания происходит формирование внутренней содержательной самооценки[1, с. 163].В процессе обучения, начиная с момента объяснения нового материала и заканчивая процедурой контроля, студенты должны занимать активную позицию, находясь в такой учебной атмосфере, которая позволяет развивать их самостоятельность.Мы считаем, оправдано использовать в процессе обучения упражнения, самостоятельно разработанные самими студентами. Позволяя студентам создавать обучающий материал, исправлять собственные ошибки, преподаватель поощряет их независимость, уверенность и самостоятельность[3, с. 147].

Использование современных технологий, методов и средств обучения, совершенствование методики проведения учебных занятий ‬неотъемлемая часть педагогической деятельности преподавателяпрофессионала. В этом постоянно совершенствуемом процессе важную роль играют учебные задания. Выбор тех или иных учебных заданий должен осуществляться преподавателем с учетом познавательных интересов и учебных способностей студентов. Так, если учебное задание оценивается как трудное, студенты переживают состояние страха и тревоги. Если задание оценивается как легкое, не требующее усилий, отмечается снижение познавательного интереса. Наибольший комфорт и привлекательность вызывают у студентов задания, которые субъективно оцениваются как задания средней трудности. В таких заданиях есть возможность реализовать себя, поэтому они вызывают интерес. Выявлено, если у студентов сформирована потребность достижений, то они будут ориентированы на выбор более сложных учебных заданий, и наоборот[3, с. 21]. Одними из эффективных видов учебных заданий в аспекте формирования и развития учебной мотивации являются интерактивные задания и интерактивное обучение в целом. Интерактивное обучение строится на групповом взаимодействии, сотрудничестве, кооперации, когда процесс научения происходит в групповой совместной деятельности, при этом активность педагога уступает место активности студентов, а задачей педагога становится создание условий для проявления и реализации их образовательной инициативы. Интерактивное обучение предполагает формирование нового опыта с последующим теоретическим осмыслением через применение. Опыт и знания участников образовательного процесса служат источником их взаимообучения и взаимообогащения. Делясь своими знаниями и опытом деятельности, участники берут на себя часть обучающих функций преподавателя, что повышает их мотивацию учения и способствует большей продуктивности обучения. Основными признаками интерактивного образовательного процесса являются межличностное, диалогическое взаимодействие в системах «преподаватель ‬студент» и «студент ‬студент», работа в малых группах, активная ролевая, игровая и тренинговая организация обучения, информационнонасыщенная учебная среда[3, с. 173174].К интерактивным заданиям относятся задания, выполняемые в диалоге, в процессе групповой дискуссии, разбора жизненных и профессиональных ситуаций, «мозгового штурма», «круглого стола», «кейсстади» и др.; а также учебные задания, в основу которых положены игровые методы: ролевые игры, деловые и творческие игры и др. Важность пробуждения интересак учению, к конкретной дисциплине подчеркивают в своих работах С.М. Бондаренко, И.А. Зимняя, А.К. Маркова и др. Учебный интерес определяется в психологопедагогической науке как эмоциональное переживание познавательной потребности и рассматривается как сложное неоднородное явление[11, с. 180]. Познавательный интерес ‬интегральное образование, побуждающее личность к постоянному поиску путей преобразования действительности посредством деятельности[5, с. 224]. Интерес является энергетическим активатором, стимулятором познавательной деятельности[2, с. 234]. Интересы различаются по таким параметрам, как содержательность, широта, результативность, активность; познавательные интересы различаются по уровню сформированности[9, с. 340].Познавательный интерес имеет ряд преимуществ: в процессе учебной деятельности интерес рано осознается, точно выражает эмоции и чувства, связанные с процессом обучения; доступен для наблюдения и управления. Интерес в своем развитии проходит такие стадии, как любопытство, любознательность, познавательный интерес и теоретический интерес. В процессе развития интерес все более смещается во внутренний мир студентов, все более дифференцируется, приобретает стабильность и углубляется[3, с. 92]. О необходимости использовать любопытство в качестве мотива пишет К. Фриз: «Задавайте студентам вопросы и создавайте проблемные ситуации вместо констатации фактов»[12, с. 112].Выявить у студентов уровень их заинтересованности, удовлетворенности организацией обучения можно с помощью самооценочных шкал, которые полезно предлагать студентам через некоторые промежутки времени. Рефлексивные оценки удовлетворенности учебным процессом, выявляемые таким образом, представляют ценность в управлении развитием мотивации учения.Говоря о таком факторе, влияющем на формирование и развитие мотивации, как корректнаяпостановка учебных целей‬представлений о предстоящих учебных действиях ‬стоит отметить, что существует два вида целей: широкие образовательные цели, служащие общим ориентиром российского образования, и узкие практикоориентированные цели, направляющие учебную деятельность на каждом отдельном занятии, при выполнении того или иного задания и т.п. В отношении широких образовательных целей в системе российского высшего образования продолжает сохраняться тенденция, при которой перед студентами ставятся готовые цели, и предлагается жестко структурированное содержание образования. Подобная организация образовательного процесса не ставит студентов перед необходимостью выбора и не дает им возможности построения собственной программы образования и самообразования. Данная ситуация снимает с них личную ответственность за процесс и результат своей учебной деятельности.В конечном итоге это приводит к возникновению феномена социального инфантилизма, который проявляется в бегстве от выбора и возложении ответственности за принятие решения на плечи других людей[3, с. 55].

В отношении постановки узких практикоориентированных целей также может проявляться негативная тенденция, заключающаяся в отсутствии у студентов собственных целей в обучении, неразвитости способности самостоятельно ставить цели с учетом своих возможностей, несформированности чувства ответственности за поставленную цель.Единственным выходом из сложившейся ситуации, на наш взгляд, является способность преподавателя представить студентам образовательные цели каждой отдельной дисциплины таким образом, чтобы они были приняты студентами и стали их внутренним достоянием. Смещение мотивов студентов и их превращение в осознанные мотивыцели, по словам А.Н. Леонтьева, не происходят в учебной деятельности автоматически. Данный процесс требует усилий со стороны преподавателя, которому не стоит жалеть сил и времени на целеполагание, т.к. чем более четко будет представлена цель в сознании студентов, тем более эффективным будет процесс ее достижения[8, с. 9].

Мы также согласны с С. Кови, который пишет: «Без вовлеченности нет приверженности. Выделите эту фразу, поставьте звездочку, обведите ее, подчеркните. Без вовлеченности нет приверженности. Поначалу ‬когда человек еще является новичком … ‬вы, конечно, можете наметить ему цель, и он примет ее, особенно если у вас хорошие отношения, общее видение, а также если вы его хорошо обучили. Но когда люди становятся более зрелыми и их жизнь обретает самостоятельный смысл, они хотят быть вовлеченными, хотят участвоватьв постановке целей и принятии решений. И если их не вовлекают, они просто не принимают чужие цели и решения»[7, с. 149].Формулируя учебные цели и прилагая усилия к тому, чтобы вовлечь студентов в процесс целеполагания, преподавателю необходимо формировать правильные представления об изучаемой дисциплине и ее необходимости для избранной профессии, раскрывать привлекательные стороны выполняемой учебной деятельности, ее личную и общественную значимость, стимулировать при этом творчество и созидательность, позитивные переживания студентов.Итак, формирование и развитие мотивации‬сложный, многокомпонентный процесс, заключающийся впобуждении студентов к деятельности и направленный на достижение определенных учебных целей. Успешность учебнойдеятельностиопределяется развитостью мотивациистудентов. Формирование и развитие положительных учебных мотивов возможно только с учетом мотивирующих факторов обучения. Интерес к содержанию и процессу обучения зарождается и развивается в том случае, если студенты могут проявить в учебной деятельности самостоятельность и инициативу в условиях активных методов обучения, постановкипроблемных вопросов, проблемных ситуаций, выполнения заданий, носящих посильный и преодолимый характер. Мотивация обучения студентов, ее развитость и устойчивостьтакже зависят от разнообразия методов и приемов учебной работы, организации процесса обучения, разнообразия учебного материала, использования различных приемов наглядности и технических средств обучения. Новизна учебного материалатакже считается важнейшей предпосылкой возникновения интереса.Формируя и развивая мотивацию обучения студентов, преподавательтем самым обеспечивает постоянныйпобудительныймеханизм познания.

Ссылки на источники1.Амонашвили Ш. А. Гуманноличностный подход. М.: Институт практической психологии. Воронеж: МОДЭК, 1998. 200 с.2.Бархаев Б. П. Педагогическая психология. СПб.: Питер, 2007. 320 с.3.Вавилова Л. Н., Дочкин С. А., Костюк Н. В., Кузина В. М., Сахарова В. И. Мотивация обучения в профессиональном образовании: сущность, особенности, развитие: монография / под науч. ред. В. И. Сахаровой. МоскваКемерово: Издво ГОУ «КРИРПО», 2007. 208 с.4.Гнездилова Л. Б. Учебная мотивация как важный компонент формирования общепрофессиональных компетенций студентов при обучении иностранному языку // Профессиональное образование: теоретические и прикладные аспекты лингводидактики: монография / под ред. Л. С. Зникиной. Кемерово: КузГТУ, 2016. 208 с.5.Демидова И. Ф. Педагогическая психология: учеб. пособие. Ростовн/Д.: Феникс, 2003. 300 с.6.Клюева Н. В. Педагогическая психология: учеб. для студ. высш. учеб. заведений. М.: ВладосПресс, 2003. 400 с.7.Кови С. Р. Семь навыков высокоэффективных людей: Мощные инструменты развития личности / Стивен Р. Кови; Пер. с англ. 9е изд. М.: Альпина Паблишер, 2014. 240 с.8.Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы, сознание: XVIIIМеждународный конгресс психологов. Симпозиум 13. М., 1966. С. 9.9.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2006. 712 с.10.Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. 2е изд. СПб.; М.: Смысл, 2003. 860 с.11.Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1998. 208 с.12.Frith C. Motivation to Learn. Educational Communication and Technology. University of Saskatchewan. 80 р.13.Spratt M., Pulverness A., Williams M. The Teaching Knowledge Test Course: Modules 1, 2 and 3. Cambridge: Cambridge University Press, 2014. 100 р.