Практико-ориентированные задания в методической подготовке будущего учителя начальных классов

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Налимова Т. А. Практико-ориентированные задания в методической подготовке будущего учителя начальных классов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 31. – С. 1296–1300. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970274.htm.
Аннотация. В статье представлен опыт автора по использованию практико-ориентированных заданий по методике русского языка в процессе подготовки студентов к педагогической деятельности. Подобные задания используются в процессе реализации деятельностно-компетентностного подхода к преподаванию методических дисциплин в педагогическом вузе.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Налимова Татьяна Анатольевна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры теоретических основ и методики начального образования Новокузнецкого института (филиала) ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецкnalimova7@rambler.ru

Практикоориентированные задания в методической подготовке будущегоучителяначальныхклассов

Аннотация.В статье представлен опыт автора по использованию практикоориентированных заданий по методике русского языка в процессе подготовки студентов к педагогической деятельности.Подобные задания используются в процессе реализации деятельностнокомпетентностногоподхода к преподаванию методических дисциплин в педагогическом вузе.Ключевые слова:методическая подготовка будущего учителя, компетентностный подход, практикоориентированное заданиепо методике русского языка, методическая задача.

Методическая подготовка будущего учителя ‬ответственная часть образовательного процесса, завершающая профессиональное образование студента педагогического вуза.Традиционно методическая подготовка студентов осуществляется в процесселекций и практических занятий по теории иметодикеобучения, в ходе изучения будущими учителями методических спецкурсов и дисциплин по выбору, на педагогическихпрактиках, при выполнении курсовых и выпускных квалификационных работ.Безусловно, такая методическая система обеспечивает возможность серьезной подготовки студента к самостоятельной педагогической работе на уровне приобретения ими определенных знаний и умений. Однако важно, чтобы у будущих педагогов на всех этапах обучения накапливался опыт практической деятельности, формировалось методическое мышление.Компетентностный подходк преподаванию методических дисциплин в педагогическом вузе предполагает переход к практикоориентированному образованию, направленному на приобретение студентами опыта практической деятельностина основе применения ими знаний, умений и навыков.Методика обучения русскому языку и литературе ‬одна из профилирующих дисциплин предметного блока, готовящая студентов к профессиональной деятельности учителя начальных классов.Методика обучения русскомуязыку ‬это наука, предмет которой ‬процесс обучения языку, его практическому использованию. Перед ней ставятся задачи научить студентов обоснованно определять цели, содержание и способы обучения русскому языку с учетом специфики языка как средства общения, психологопедагогических закономерностей процесса обучения, социальных потребностей общества.В рабочую программу курса входят следующие разделы: методика обучения грамоте, методика литературного чтения, методика грамматики и орфографии, методика развития речи.В процессе изучения методики русского языка будущие учителя начальной школы овладевают методикой передачи научной информации, узнают об образовательных и воспитательных возможностях русского языка и литературного чтения как учебныхпредметов, знакомятся с особенностямиобучения в различных системах обучения. Студент, изучивший методику обучения русскому языку и литературе, должен обладать многими компетенциями: общекультурными, профессиональными и специальными. Как формировать отдельные компоненты компетенций на каждом занятии, как реализовать деятельностнокомпетентностный подход, как сделать студента открывателем методических законов и секретов, воспитать в нем желание видеть методические проблемы, ставить их иискать пути решения?Очевидно, что при реализации деятельностнокомпетентностного подхода в обучении студентов важно грамотно подойти к выбору технологий и методов обучения.А можно ли использовать традиционную лекционносеминарскую систему?Однозначно ‬можно. Лекция, такая родная и знакомая каждому преподавателю, останется и в инновационном образовании. Это очень информационноемкая технология, которая позволяет формировать когнитивный компонент общих и специальных компетенций.Очевидно, должна измениться методика ведения лекций. Одна из задач современной вузовской лекции ‬«обеспечить условия мотивации студентов для принятия ими ценностей профессиональной деятельности и необходимых для ее осуществления знаний» [1, с. 55].На примере одной из лекций курсаметодики русского языка продемонстрируемвозможности лекции в современном образовательном процессе.Лекция «Обучение грамоте на современном этапе развития начального образования» открывает раздел «Методика обучения грамоте». Цель этой лекции ‬побудить студентов к обсуждению проблем периода обучения грамоте, к поиску путей решениях этих проблем.Второкурсники только начинают изучать методику русского языка, они пока не владеют методической терминологией, никогда не писали ни одного конспекта, не видели перед собой горящих глаз младших школьников. Все методические проблемы для них абстрактны, далеки.Лекция начинается с вступительного слова преподавателя о теме разговора, о задачах предстоящего занятия: « Обучение грамоте ‬это научение элементарному чтению и письму. Это особый этап школьной жизни ребенка, существующий в образовательных системах разныхстран, включая и российскую. Методика обучения грамоте

самаядревняячасть методической науки. У неебогатаяистория. Велись и ведутсяпоиски наиболее эффективных приемов обучения учащихся чтению и письму. Направления этих поисков различны: как организовать освоение детьми звуковой стороны родного языка; как учитыватьпсихологическиехарактеристикичтения и письма как сложных речевых навыков…Все проведенные ранее исследования составляют сейчас базу для теории методики обучения грамоте, их результаты являются сегодня основой построения новых систем обучения грамоте.Однако в современных теоретических подходах, как и в практике методики обучения грамоте,обнаруживаются явные проблемы». Следующий этап лекции ‬привлечь студентов к формулированию этих проблем. Второкурсникам предлагается выступить в роли учителя: «Представьте, в этом учебном году вы набираете первый класс. Перед вами ‬пытливые глаза малышей. Вы испытываете радость ‬это ваш первый 1 класс, но вы и необычайно волнуетесь, на вас особая ответственность ‬научить читать и писать. Как вы думаете, какие проблемы вам придется решать в этот сложный и интересный период?».Дается несколько минут для раздумья, возможно, для небольших записей.В ходе дальнейшего диалога формулируются проблемы: сегодня впервый класс приходят дети с разной подготовкой и без подготовки вообще, многонациональный состав учащихся, есть такие дети, которые не говорят на русском языке вообще; у первоклашек плохо развита мелкая моторика; дети разного возраста ‬от 6 до 8 лет; есть первоклашки читающие и нечитающие и т.д.После того, как проблемы периода грамоте обозначены, студентам предлагается следующий вопрос: «Должен ли будущий первоклассник уметь читать при поступлении в школу? Представьте, что вас спрашивает об этом мама шестилетней девочки, поступающей в будущем году в первый класс. Вы учитель начальных классов, специалист в этом вопросе».Студенты затрудняются говорить, никаких регламентирующих этот вопрос документов они не знают, но могут описать сложившуюся ситуацию: большинство детей читает, у будущих первоклашек даже проверяют умение читать при поступлении в школу.Чтобы завершить обсуждение этого вопроса, предлагается информация о том, что впервый класс принимаются дети 7го или 8го года жизни по усмотрению родителей. Прием детей 7го года жизни осуществляется при достижении ими к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6месяцев.Перед школой знания ребенка должны соответствовать программе воспитания и обучения в детском саду. Обучение чтению и письму выпускника подготовительной группы детского сада в программе не обозначено.То есть, поступая в школу, первоклассник не должен обязательно уметь читать.Следующий вопрос, который выносится на обсуждение, «А нужно ли проводить у будущих первоклассников проверку сформированности навыка чтения?». Студенты опять сомневаются: ведь ребенок читать не должен, родители на такие проверки жалуются.Зачем проводятся такие проверки? Далее зачитывается информация о локальном исследовании, которое было проведено в средней школе № 4 г.Новокузнецка в первые три недели обучения детей в школе в сентябре 2015 г. В исследованииучаствовали ученики трех первых классов и их родители. В исследовании применялись анкетирование, индивидуальные беседы с родителями и детьми, контрольные замеры техники чтения, наблюдения за детьми на уроках обучения грамоте, беседы с учителями и логопедами школы.На вопрос анкеты «Умеет ли Ваш ребенок читать?» 100 % родителей дали утвердительный ответ. В анкетах родителей встречались оговорки: «читает медленно», «читает с трудом», «читает с нежеланием» и другие. Высказывания родителей имели явно субъективный характер, требовалосьпрофессионально оценить уровень сформированности навыка чтения. Детям предлагалось прочитать небольшой отрывок текста известной русской народной сказки «Заяцхваста».Замеры в основном подтвердили данные анкет родителей: дети, поступившие в 1 класс, действительно умели читать в той или иной мере. Однако разброс в способе чтения оказался довольно существенным. 24 первоклассника (32%) читали словами и довольно бегло. Слоговое уверенное чтение продемонстрировали 29 человек (40% учащихся). Становление слогового чтения (неуверенное слоговое) показали 16 человек, или 22 % детей. В отдельную группу быливыделеныособыедети. Так, один мальчик продемонстрировал побуквенное чтение, 2 человека отказались читать предложенный текст, хотя родители этих детей в анкетах указывали, что их дети умеют читать. Однако оказалось, что они умеют читать только свои книжки, т.е. те, которые им читали неоднократно, и они выучили тексты наизусть.Далее в ходе лекции рассказывается о фактах самонаучения чтению детей, о том, какие книги дети читают, по словам родителей.Студенты приходят к выводу, что у детей обязательно надо проверять сформированность навыка чтения, это поможет выявить, в какой класс определить ребенка, чему учить его в ходе обучения грамоте.Так подробноо проведенном в одной из школ исследованииважно рассказать для иллюстрации того, как изменилась социальная ситуация развития современного ребенка 67 лет по сравнению с его сверстником прошлого, как изменилась в целом образовательная среда.

Потом опять в лекции следует череда диалогов. Обсуждаются вопросы:1. Отличаются ли читающие дети от нечитающих? Как это учитывать в обучении грамоте?2. Интересно ли читающему ребенку на уроке, если он каждый раз начинается со слов: «А сегодня мы познакомимся с буквой Вэ (Бэ, Ка, эМ и т.д.) и научимся читать слова с этой буквой» (именно так рекомендуют проводить уроки методические пособия к учебникам для обучения грамоте)?3. Какой смысл в обозначении слова схемой или моделью для читающих или знающих буквы детей?В результате обсуждений у студентов должно сформироваться мнение о том, что читающий ребенок это уже другой человек, он подругому себя ощущает в окружающей его среде, подругому взаимодействует с окружающими. В школу первоклассник приходит с довольно солидным багажом знаний, который весьма ему пригодился бы для дальнейшего образования, в том числе и для овладения полноценным навыком чтения. Однако как учитывать опыт прежней жизни ребенка в учебном процессе?В этой лекции преподаватель не навязывает собственного видения обозначенных проблем. Можно помогать студентам формулировать мнения, в обсуждении обязательно появляются верные мысли, за которые преподаватель может зацепиться, делая промежуточные выводы.Далее в лекции обсуждаются задачи периода обучения грамоте, преподаватель называет существующие способы обучения грамоте, характеризует их, представляет периодизацию процесса обучения грамоте.Студенты в итоге формулируют основные вопросы методики обучения грамоте: чему учить, как учить, в какой последовательности.Данный пример показывает, как обычную лекцию сделать деятельностной формой профессионального образования: важно на лекции воссоздать реальные способы взаимодействия специалистов, обсуждающих теоретические вопросы профессиональной деятельности. На таких лекциях повышается степень мотивации, эмоциональности студентов.Еще раз подчеркнем, что лекция не потеряла своего значения в вузовском образовании, скорее, она обрела новые формы. Наверное, потому, что «лектор как человек говорящий может создать предпосылки для перехода студента из позиции человека слушающего в позицию человека слышащего, сопереживающего, думающего, понимающего [1, с. 123].В деятельностнокомпетентностном обучении, на наш взгляд, найдет место и традиционное практическое занятие. Но на таком занятии важно использовать такие методы, которые обеспечат обучаемым условия для перехода от «готовых» знаний к самостоятельному их приобретению на практике.Чтобы научить студентов профессионально решать возникающие перед ними проблемы и сформировать творческое педагогическое мышление у будущих педагогов, на наш взгляд, необходимо активно включать ихв выполнение специально подготовленных практикоориентированных заданий.Приведем примеры заданий, покажем их методический потенциал.Курс «Методики русского языка и литературы» связан с курсом «Детская литература». Безусловно, организуя чтение младших школьников, современный учитель должен знать произведения детской литературы, иметь представление об истории детской литературы и закономерностях современного литературного процесса.Практикоориентированные задания по методике литературного чтения, требующие применения студентами знаний по детской литературе, могут быть такими:1. Составьте список произведений советского периода для «золотой полки детской литературы» (не менее 10 произведений). Любое из произведений (на выбор) проанализируйте с точки зрения восприятия современного младшего школьника.2. Составьте рекомендательный список произведений современной детской литературы (не менее 8 авторов) для учащихся 34 классов. Объясните свой выбор произведений.3. Составьте рекомендательный список произведений фантастической тематики (не менее 5 произведений) для учащихся начальных классов. Объясните свой выбор произведений.4. Какие произведения Вы можете порекомендовать для книги «Антология русской литературной сказки» (не менее 10 произведений разных авторов). Объясните свой выбор.5. Составьте «писательскую» азбуку для детей: А ‬Андерсен, Б ‬Бианки, В ‬Волков и т.д. Расскажите о творчестве одного из детских писателей (по выбору) подробно.6. На основе предложенных материалов подготовьте сообщение для младших школьников о биографии и творчестве современной детской писательницы Т.Ш. Крюковой. Что можно изменить, сократить, дополнить в содержании рассказа о писательнице? (предлагаются материалы с сайта писательницы: автобиография, аннотации к произведениям. Отзывы критиков и читателей).Чтобы студентбыл способен готовить обзоры научной литературы и электронных информационнообразовательных ресурсов для профессиональной деятельностии был готов к обобщению и анализу передового педагогического опыта и использованию его в педагогической деятельности, можно предложить такое задание, предполагающее обзор имеющихся источников, например: «Подготовьте аналитический обзор публикаций научнометодических журналов «Начальная школа», «Начальная школа: ДО и ПОСЛЕ», «Русский язык в школе» за последние пять лет на тему «Сочинение по картине в начальной школе: современный взгляд».Сделав обзор, студент должен прийти к выводу о том, что данная тема является предметом обсужденияв последние годы, однако эти публикации чаще всего представляют практический опыт учителей, которые рассказывают о подготовке к сочинению по какойлибо определенной картине, статьи не раскрывают всех вопросов и проблем, связанных с восприятием детьми произведения искусства, с развитием речи младших школьниковна основе создания высказывания о картине.

Подобныеобзоры следует предлагать систематически, можно предложить студентам вести картотеку методических статей, постоянно дополняя ее новыми сведениями.Практическую направленность имеет и задание, предполагающее сравнение программ, учебников. Оно может быть таким: «Проведите сопоставительный анализ современных учебнометодических комплектов по русскому языку (двухтрех по выбору) с целью выявления возможностей для организации работы, направленной на обучение младших школьников работе с лингвистическими словарями».Чтобы провести такой анализ, студент должен 1) выявить в пояснительной записке программы установки на необходимость обращениямладших школьников к лингвистическим словарям на уроках и во внеурочное времяи указания относительно способов, приемов и средств осуществления этой работы; 2) выяснить, есть ли в учебнике (букваре, азбуке, учебнике русского языка) учебный материал (иллюстративный и текстовый) и специальные вопросы и задания, предназначенные для обучения младших школьников работе со словарями; 3) проанализировать пособие для учителя с позиций наличия или отсутствия в нем методических рекомендаций относительно обучения младших школьников работе со словарями; 4) обобщить полученные данные, сделать выводы: назватьдостоинства и недостатки каждого учебнометодического комплекта с позиций его потенциала для организации обучения младших школьников работе с лингвистическими словарями. В итоге студент должен уметь обосновать собственную методическую позицию в вопросе выбора учебнометодического комплекта для формирования у младших школьников умения работать со словарями.Подчеркнем, что такое задание можно предложить студентам старших курсов, которые уже имеют определенную методическую подготовку, прошли педагогическую практику.Целесообразно предлагать студентам в качестве практикоориентированного заданияметодические задачи.Под методической задачей мы понимаем «задание, используемое в методической подготовке (переподготовке) на уровне осмысления, проектирования и реализации практических методических, педагогических профессиональных действий (то есть и на теоретическом, и на практическом уровне) с целью развития методической компетенции как основы профессионального педагогического роста» [3].В основе методической задачи лежит задание, требующее профессионального педагогического и методического осмысления и обоснования научнопрактического, рефлексивного характера.Приведем примеры подобных методических задачпо разным разделам методики русского языка.1. К Вам обратились за консультацией. Подберите группу упражнений для исправления названных дефектов навыка чтения.а) первоклассник при чтении «съедает» окончания слов;б) второклассницачитает быстро, около 100 слов в минуту, после чтения не может ответить на вопросыпо содержанию прочитанного;в) третьеклассникпри чтении стихотворенияпаузы делает четко в конце стихотворных строк, неверно делает логические ударения.Дополните этот список своими примерами трех упражнений, направленных на формирование разных качеств навыка чтения. Определите их методическую цель.2. Представьте, в какой ситуации урока литературного чтения может звучать такая речь учителя:

Сегодня мы познакомимся с новым произведением известного вам писателя Юрия Иосифовича Коваля. Вспомните, пожалуйста, те произведения этого автора, которые вы уже прочитали. (Ученики называют известные рассказы из сборника Ю. И. Коваля «Чистый Дор».) Ребята, вам знакомо творчество этого писателя. Хочется, чтобы вы заинтересовались и его биографией.Давайте обратимся к интересным эпизодам из жизни Ю.И. Коваля (студентам предлагается текст о писателе).

Соответствует ли речь о писателе возрастным особенностям детей?

На основе этого текста создайте слово о писателе Ю. Ковале, адресованное учащимся второго класса.

3. Составьте вопросыдля анализа юмористического рассказа В.Ю. Драгунского«…Бы». Определите круг литературоведческих понятий, которые могут стать средством анализа этого рассказа. Составьте алгоритм ‬памятку для учителя «Я провожу урок чтения юмористического рассказа».4. Перед вами перечень типов заданий, используемых при изучении морфемного состава слов. Проиллюстрируйте каждый из них примером конкретного упражнения:1) объяснение значения ряда однокоренных слов с помощью «главного» родственного слова;2) замена описания понятия одним однокоренным словом;3) «выращивание» слов из одного корня;4) исправление и объяснение детских словообразовательных ошибок;5) составление слов по заданному значению морфем;6) конструирование слов по заданной модели;7) наблюдение за использованием слов с определенными морфемами в текстах.5. Составьте вариант вводного слова учителя, открывающий изучение грамматической темы. Как объяснить детям необходимость изучения грамматики?6. Составьтефрагмент урокаповторения частей речи на материале «волшебного» предложения Л.В. Щербы: Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокренка.7. Третьеклассникупредложили текст, в нем он выделил следующие орфограммы (они обозначены жирным шрифтом). Определитеуровень сформированности уребенка орфографическойзоркости.

В старом саду.В старом саду все дорожки и грядки заросли огурцами и горохом. Крепкая крапива встала густой стеной и жглась. В бочкес дождевой водой поселилась лягушка. Она вылезала избочки поздно вечерком и сидела около крыльца. Лягушка смотрела на скворцов. Скворцы часто дрались с галками. Бабушка Марья выходила на крыльцо стыдить шумных скворцов. Она махала на них тряпкой. Скворцы отлетали. Ночью птицы садились на верхушку старой груши и замолкали.

Методические задачи, подобные представленным выше, помогают формировать у будущих учителей начальной школыотдельныекомпонентыпрофессиональных и специальных компетенций. Практикоориентированные задания можно предложить для обсуждения в группе, для индивидуального выполнения, для разыгрывания предложенной ситуации в ролевой игре и т.д. Важно, что учебный процесс имитирует профессиональную деятельность, в которой студенту необходимо найти верное методическое решение.Практикоориентированные задания по методике русского языка можно использовать как на практических занятиях, так и в качестве задания на промежуточной или итоговой аттестации студентов. Специально подобранные практикоориентированные задания, основанные на компетентностном подходе, формируют у студентов методическое мышление, позволяют обучающимся использовать знание теоретических основ языкового и литературного образования младших школьниковна практике.

Ссылки на источники1.Методические рекомендации по разработке и реализации на основе деятельностнокомпетентностного подхода образовательных программ ВПО, ориентированных на ФГОС третьего поколения [Текст] / Т.П. Афанасьева, Е.В. Караваева, А.Ш. Канукоева, В.С. Лазарев, Т.В. Немова. ‬М.: Издво МГУ, 2007. ‬96 с.2.Задорина, И.С. Вузовская лекция в контексте современной ситуации в образовании [Текст] / И.С. Задорина //Педагогическое образование в России. ‬2012. № 4. С. 121 ‬124.3.Игна, О.Н. Методические задачи в профессиональной подготовке учителя: содержание и классификации [Электронный ресурс] / О.Н. Игна // Вестник Томского государственного педагогического университета. ‬2009. № 7. ‬URL:: http://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskiezadachivprofessionalnoypodgotovkeuchitelyasoderzhanieiklassifikatsii [Дата обращения 23.03.2017].