Проблема психолого-педагогического моделирования критериев оценки уровня сформированности чувства собственного достоинства
Выпуск:
ART 970277
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Молчанова
Е.
В. Проблема психолого-педагогического моделирования критериев оценки уровня сформированности чувства собственного достоинства // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2017. – Т. 31. – С.
1311–1315. – URL:
http://e-koncept.ru/2017/970277.htm.
Аннотация. В данной работе рассмотрен комплексный подход к проблеме применения педагогического моделирования критериев оценки и определения уровней сформированности волевого компонента чувства собственного достоинства личности. Проведенное автором исследование позволяет реализовать дифференцированный подход к организации самостоятельной работы обучающихся, осуществлять систематический и регулярный контроль их деятельности, поэтапно оценивать эффективность процесса формирования анализируемых сторон личности и своевременно вносить коррективы и поправки в деятельность педагога и обучающихся.
Ключевые слова:
личность, педагогика, образовательный процесс, педагогическое моделирование, чувство собственного достоинства, процесс воспитания
Текст статьи
Молчанова Елена Владимировна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальногуманитарных дисциплин, филиал ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» в г.Тихорецке,г. Тихорецкmrborо@rambler.ru
Проблема педагогического моделированиякритериев оценки уровня сформированности чувства собственного достоинства
Аннотация.В данной работе рассмотрен комплексный подход к проблеме применения педагогического моделирования критериев оценки и определения уровней сформированности волевого компонента чувства собственного достоинства личности. Проведенное автором исследование позволяют реализовать дифференцированный подход к организации самостоятельной работы обучающихся, осуществлять систематический и регулярный контроль их деятельности, поэтапно оценивать эффективность процесса формирования анализируемых сторон личности и своевременно вносить коррективы и поправки в деятельность педагога и учащихся.Ключевые слова:чувство собственного достоинства, педагогика, педагогическое моделирование, личность, процесс воспитания, образовательный процесс.
В современном педагогическом пространстве построение моделей образовательного процесса чрезвычайно актуально и широко применяется в дидактической практике.Модель созданная или выбранная исследователями система, воспроизводящая существенные для цели познания характеристики изучаемого объекта и вследствие этого находящаяся с ним в таком отношении замещения и сходства, что ее исследование служит опосредованным способом получения знания об этом объекте и дает информацию, однозначно преобразуемую в информацию о познаваемом объекте и допускающую экспериментальную проверку [10].Вопросам моделирования педагогических процессов посвящены работы С.И.Архангельского, Ю.К.Бабанского, В.П.Беспалько, И.И.Логинова и др. Авторыизлагают общие подходы к моделированию, обосновывают и доказывают необходимость использованияметодов моделирования в педагогике.Моделирование процесса обучения школьников дает возможность сформировать в учебновоспитательном пространстве опыт реализацииразличных видов деятельности, тем самым обеспечить более быструю адаптацию учащихся к реальным условиям жизни. Таким образом, моделирование представляет собой, с одной стороны, специфический метод исследования специально организованных объектов исследования, а с другой описательный аналог деятельности, где в сформированных конструкциях и аналитических интерпретирующих текстах отображены ее важнейшие характеристики.Как справедливо отмечает Ю.К.Бабанский, «моделирование в педагогических исследованиях выступает как высшая и особая форма наглядности, как средство упорядочения информации, позволяющее более глубоко раскрыть сущность изучаемого явления» [3].Проведенный анализ литературы позволил выявить позитивныестороны моделирования:
вероятностьвыхода за границу чувственнодостигаемого отражения скрытых существенных связей вещей сочетание, связывание различных чувственных образов, вызов из памяти научной информации;
качественно высшее опережение, т.е. научное предвидение хода событий, процессов в сознательной постановке не только ближайших, но и отдельных целей, выработка планов деятельности, проектов сооружений;
претворение идеальных моделей действий в практические действия и идеальных сооружений в действительные;
приобретение новых знаний о процессе и результате деятельности субъектов.Использование в нашем исследовании педагогического моделирования как инструмента познания процесса развития воли человека в системе начального образования позволило определить его содержательную и процессуальную стороны. Исследование научнометодической литературы по данной теме показало, что ядро чувства собственного достоинства составляют волевые регуляции человека, обеспечивающие его активность в различных жизненных ситуациях. Во многом от сформированности волевого компонента чувства собственного достоинства будут зависеть поведение и поступки учащегося в учебновоспитательном пространстве школы. Для эмпирического исследования столь сложной характеристики личности человека нами были выделены четыре составляющиеволевого компонента чувства собственного достоинства: мотивационносмысловой, характерологический, когнитивный, поведенческий. Они были проанализированыс точки зрения предмета нашего исследования как основные составляющие, влияющие на формирование волевого компонента чувства собственного достоинства[11].
Характерологический компонент отражает такие стороны личности, как целеустремленность, твердость, выдержка, самостоятельность, мужество, настойчивость; эти составляющие определяют особенности психологической подготовленности человека к проявлению чувства собственного достоинства в деятельности. Значимость данного волевого компонента чувства собственного достоинства переоценить невозможно, так как трудно представить человека, ценящего себя, свой труд,деятельность других людей их мнения и убеждения, умеющего отстаивать свои взгляды, оказывающего влияние на окружающих, чувствующего ответственность за результат деятельности, но при этом не обладающего перечисленными выше качествами. Следовательно, сформированность у школьников характерологического волевого компонента чувства собственного достоинства обеспечивает его психологическую готовность действовать в рамках существующих моральнонравственных правил, отстаивать свою точку зрения, принимать на себя обязанности и нести за них ответственность. Этот компонент неразрывно связан с мотивационносмысловой составляющей процесса формирования волевого компонента чувства собственного достоинства. Осознанная деятельность человека обеспечивает целенаправленное проявление нравственных качеств личности, а, следовательно, обеспечивает поведение человека в рамках достойности..В мотивационносмысловом компоненте отражаются:
способности человека осознавать и воспринимать себя как частицу общества, коллектива (класса, группы), семьи;
стремление личности улучшатьсвои положительные стороны и работать над коррекцией отрицательных сторон;
принятие человеком другого человека как равного субъекта деятельности;
умения объективно оценивать ситуации, поведение другого человека, давать самооценку;
знания человека о мире и т.д. Формирование и развитие рассмотренных компонентов невозможно без сформированности когнитивного и поведенческого компонентов. Именно они обеспечивают теоретикопрактическую подготовленность личности к деятельности в рамках достойного поведения. К ним относят знания в вопросах норм поведения и морали, этикета поведения и общения, особенностей организации и проведения учебной деятельности, роли личности в истории, анализа деятельности и т.д.; способность к логическому мышлению и правильным посылкам; умения человека управлять своими эмоциями (гнев, обида, беспокойство, страх, восторг, радость и т.д.), отстаивать свою точку зрения, находить компромисс в решениях спорных вопросов и т.д.; способность кзащите чести и достоинства, способность поддерживать свое доброе имя, преодолевать свои недостатки, работать над совершенствованием своей личности [2].В то же время отметим, что формирование всех составляющих волевого компонента чувства собственного достоинства в ограниченном во времени и по возможностям воздействия в учебновоспитательном процессе невозможно. Поэтому мы затронули лишь те стороны личности, которые можно целенаправленно вырабатыватьи развивать в педагогическом пространстве школы Формирование в образовательном пространстве выделенных компонентов это сложный процесс, который осуществляется в условиях нравственного воспитания личности школьников. На нравственное формирование личности оказывают воздействие многие социальные условия и биологические факторы, но решающую роль в этом процессе играют педагогические как наиболее управляемые и направленные на формированиеопределенного рода отношений. Во взаимодействии со средой и целенаправленными воздействиями школы, учащийся социализируется и приобретает необходимый опыт нравственного поведения [4,5].Таким образом, содержание нравственного воспитания определяется моральными требованиями, которые приняты и культивируются отдельными людьми и обществом. Оно закрепляет обязанности людей по отношению к обществу, к труду, к семье, к своему поведению и отражает общие нормы и правила поведения. Большое значение при этом принадлежит усилиям самого человека, его устремлениям к целям самовоспитания. Исходя из выделенных нами условий формирования волевого компонента чувства собственного достоинства и основываясь на анализе научной литературы по теме исследования, было установлено, что формирования волевого компонента чувства собственного достоинства протекает по правилам последовательного педагогического воздействия на личность. Данный критерий структуры воспитательного процесса стал основой для выделения нами этапов формирования волевого компонента чувства собственного достоинства учащихся:1 этап теоретический ознакомление с общими нормами и требованиями к достойному поведению человека;2 этап репродуктивный формирование взглядов и убеждений к чувству собственного достоинства, как к значимой составляющей личности, осознание собственных мотивов, ценностей и установок, умений оценивать свои и чужие поступки, проявление волевого компонента чувства собственного достоинства в специально созданных педагогических ситуациях;3 этап нормативный формирование отношений, влияющих на формирование волевого компонента чувства собственного достоинствачеловека и осознание его значимости для жизнедеятельности личности, вырабатывание на уровне алгоритмов умений отстаивать свою жизненную позицию, развивать свои положительные качества, поступать в рамках достойности; 4 этап деятельностнотворческий формирование общей направленности личности на проявление волевого компонента чувства собственного достоинства в условиях реальной жизнедеятельности, овладение учебнопознавательной деятельностью на уровне выбора приемлемого способа деятельности, самостоятельное творческое выполнение деятельности в рамках моральнонравственных норм, проявление волевых усилий в различных жизненных ситуациях[9].Название этапов соответствует особенностям решаемых в них целей и задач, а также отражает сущность формирования волевого компонента чувства собственного достоинства школьника: от очень низкого до высокого. Сформированность каждого этапа обеспечивает возможность перехода на следующую ступень формирования волевого компонента чувства собственного достоинства. В процессе познания, при переходе от эвристического к творческому уровням, от обучения как усвоения готовых знаний к учению как добыванию знаний самостоятельно, учащийся приходит от одной оценки собственной активности к иной, формируя целостное представление о себе как о саморазвивающейся личности, т.е. объективно имеет место быть чувство собственного достоинства [6].Жизненный опыт и нравственные оценочные отношения к себе у человека проявляются и формируются, прежде всего, в поведении, в деятельности, в общении с другими людьми, в потребностях и интересах. «Решающую роль в формировании нравственногосознания, отмечает в своей работе И.С.Кон, играет собственный опыт личности, ее практическая деятельность, в ходе которой складываются как моральные, так и нравственные чувства, привычки и другие неосознаваемые компоненты нравственного поведения. Сущность нравственности раскрывается в поступках и формируется поступками же» [7]. Именно личностный опыт позволяет слиться теоретическим знания, взглядам, убеждениям и чувствам индивида воедино и проявить на их основе конкретную деятельность.В то же время, необходимо отметить еще один достаточно важный фактор, влияющий на формирование волевого компонента чувства собственного достоинства у подрастающего поколения. Это готовность школьника оценивать деятельность, поступки, мнения других членов общества, а также готовность реализовывать самооценку. Оценка представляет собой способность оценивать окружающий мир, себя и других. Каждый человек, в том числе учащийся, неизменноформирует оценки внешнего мира, самооценки, рефлексивные оценки, управляющие оценки, и на себе испытывает влияние оценок других людей…Собственное достоинство человека складывается из чувств, которые он испытывает к самому себе... Чувства к самому себе формируются и подкрепляются благодаря упорядоченным реакциям других людей.Значение имеют оценки, возникающие не только на теоретическом или практическом уровнях, но и на эмоциональном. Они могут не осознаваться совсем и выражаться в виде переживания, либо осознаваться и приобретать вербальную форму выражения лишь вторично. Психическая жизнь ребенка развивается под влияниемоценок окружающих; каждый новый опыт, новое знание, приобретенное ребенком, оценивается окружающими. Ребенок сам ищет оценку своих действий, подкрепление правильности или неправильности познаваемой действительности.Значение имеет осмысливание школьником своих собственных переживаний, а также переживаний оценки со стороны взрослых и сверстников, которые лежат в основе формирующейся самооценки. Этотпроцесс проходит этапы: недифференцированного отношения ребенка к оценке его поступков со стороны взрослых; дифференцированного отношения к оценкам взрослых по поводу своих поступков; способности самостоятельной оценки своих поступков и различного рода эмоциональных состояний; способности к рефлексии [8].Когда ребенка ценят без достойности это ложное признание и мнимое уважение. Когда он сам ценит себя больше, чем он достоин это тщеславие, высокомерие, переходящее в манию величия. Если ребенок не способен осознать свои действия и както отнестись к ним, он остается «рабом» воспринимаемой ситуации, а его поведение импульсивным и непроизвольным.Наблюдения показывают, что с появлением жизненного опыта у детей постепенно начинают усваиваться первоначальные этические оценки, на основании которых происходит дифференцирование самими детьми всех поступков: на хорошие и плохие. Формирование этических оценок и представлений идет по пути дифференцированного отношения, в котором слиты воедино непосредственное эмоциональное отношение и моральная оценка. Эта оценка насыщается общественным содержанием, включает в себя моральное содержание поступков героев, их отношение к другим людям.Своими оценками мы закладываем у ребенка основы нравственного самосознания. Он постоянно сталкивается с необходимостью нравственного выбора: поступить хорошо, (нравственно, морально), как требуют взрослые, в чемто отказать себе или поступить плохо (безнравственно), но при этом удовлетворить свое желание. Оценка должна фиксировать внимание ребенка не только на том, как он поступил хорошо или плохо, но и на том, какие последствия это имеет для других.Процессуальный уровень системы оценочных явлений имеет сложную внутреннюю структуру. Структурировать процессуальный уровень можно по «ориентации» объектов на:
оценивание внешних объектов;
оценивание внутренних «объектов» (своих свойств);
промежуточных «внешневнутренних» объектов (продукты своей деятельности).Таким образом, самооценка школьника является одним из показателей адекватного мировоззрения учащегося, который отражает способность школьника оценить окружающую действительность и себя в ней.Процесс формирования волевого компонента чувства собственного достоинства как важнейшего составляющего воспитания личности учащегося осуществляется в виде нелинейного движения от этапа к этапу, т.к. на каждом уровне позиции завоевываются и сдаются, уточняются и отвергаются, идет процесс развития человека. Исключительная индивидуальность формирования волевого компонента человека и ее зависимость от психологических особенностей личности объясняет тот факт, что четко выраженных границ между этапами его формирования не существует: это непрерывный процесс решения задач, диагностики, корректировки и перехода на более высокий уровень Для каждого структурного составляющего волевого компонента чувства собственного достоинства нами были разработаны критериальноориентированные тесты, задания и анкеты, раскрывающие его содержание. При этом мы опирались на критериальноориентированный подход к тестированию, разработанный Р.Глассером и описанный А. Анастази. Для этого подхода характерно использование конкретной области содержания обучения и деятельности в качестве интерпретационной системы отсчета, например, выполнение теста испытуемым описывается втерминах освоенных арифметических операций, объема словаря, уровня трудности доступного понимания текста и т.п. Такое тестирование полностью интегрировано с обучением и может сочетаться с нормативной оценкой достигнутых результатов, что позволяет своевременно фиксировать уровень наличных знаний и умений учащихся, а также выявлять и корректировать их возможные затруднения, выбирать адекватные последующие педагогические действия Исходя из того, что процесс формирования волевого компонента чувства собственного достоинства носит плавный поэтапный характер, то данная сторона критериальноориентированного подхода очень важна при оценке эффективности данного процесса, так как позволяет осуществлять своевременный индивидуальный контроль и дифференцировать задания в соответствии с уровнем достигнутых результатов.При составлении тестовых заданий мы также опирались на смешанный нормативнои критериальноориентированный подход. Достигнутый качественный уровень формирования волевого компонента чувства собственного достоинства учащегося определялся на основании разработанных норм и критериев оценки. Каждому уровню соответствует сумма баллов и качественная (содержательная) характеристика выделенных критериев. При этом учитывались требования к критериальноориентированным тестам, а именно, «конкретное и детальное описание целей обучения, наличие для каждой цели адекватного набора заданий и распределение заданий по степени трудности». Тестовые задания были разработаны с опорой на соответствующие рекомендации А.Анастази:
определена содержательная область, соответствующая целям этапов: теоретического, репродуктивного, нормативного и деятельностотворческого по усвоению учебного материала и решению соответствующих этапу задач (на базе деятельности авторской «Школы Достоинства»);
данная область разделена на отдельные единицы, описываемые в терминах «честность», «справедливость», «достоинство», «уважение», «гордость», «нормы поведения», «патриотизм»;
в соответствии со сформулированными задачами этапов исследования были разработаны критериальноориентированные тестовые, анкетные задания, позволяющие осуществлять проверку решения каждой задачи. Показателем сформированности волевого компонента чувства собственного достоинства как целостного образования является четкое определение его структурных компонентов. Основные признаки компонентной оценки уровня сформированности волевого компонента чувства собственного достоинства определялись в соответствии с задачами этапов (таблица1). Таблица 1Основные критериальные признаки компонентной оценки уровня сформированности волевого компонента чувства собственного достоинства
Мотивационносмысловой компонентХарактерологическийкомпонентКогнитивныйкомпонентПоведенческийкомпонентПризнаки сформированностиинтереск деятельности;
признаниечувства собственного достоинствакак значимого компонента личности человека;
желание быть честным, справедливым, достойным человеком;
осмысленный и активный подходк процессу формирования чувства собственного достоинства. адекватное (правильное) восприятие обстановки;
уверенность в своих силах;
целеустремленность;мужество;
доброжелательное отношение к сверстникам, младшим и старшим людям;
выдержка и самообладание;
сдержанность в различных ситуациях.
качество теоретических знаний:полнота, объем, глубина, системность, гибкость и оперативность.умения человека:внимательно слушать другого человека;управлять своими эмоциями (гнев, обида, беспокойство, страх, восторг, радость);отстаивать свою точку зрения, находить компромисс в решениях спорных вопросов и т.д.;оценивать свои действия и действия других людей;
вежливое отношение с окружающими;способностьк защите чести и достоинства, способностьподдерживать свое доброе имя;работатьнад своими недостатками и развиватьспособности и т.д.Основываясь на том, что воля относится к собственно внутреннему ощущению личности нравственного уровня, который она считает для себя обязательным, мы сочли возможным соотнести сформированность интересующих нас сторон волевого компонента чувства собственного достоинства с существующими в отечественной психологии и педагогике уровнями воспитанности и невоспитанности личности (высокий, средний, низкий).К трехуровневому нравственному становлению личности относится именно трехступенчатая система оценки чувства собственного достоинства, которая позволяет проследить динамику формирования данного качества Для определения уровня сформированности волевого компонента чувства собственного достоинства в процессе обучения нами использовался перцентильный метод на основе содержательного анализа выполненных теоретикопрактических заданий (таблица2), а также на основе проявления учащимися волевого компонента чувства собственного достоинства в различных сферах деятельности: в познавательной, художественной, ценностноориентированной и межличностных отношениях. Именно оценка школьником самого себя, окружающих людей, их поступков и действий стала основным критерием сформированности у него волевого компонента чувства собственного достоинства. Связано этос тем, что в оценках достаточно полно отражаются и вместе с ними развиваются многие важные качества личности: нравственные, интеллектуальные, эмоциональные, моральноволевые, этические [1]. В процессе оценивания формируются такие логические операции, как анализ, сравнение, обобщение, дети овладевают умениями связной речи.Таблица 2Количественная оценка выполнениятеоретикопрактических заданий
Выполнение (перцентиль)Баллы Максимальное количество баллов как сумма оценок по четырем критериям10080 %5207959%4165838%3123717%28160%00
Уровни сформированности волевых регуляций определялись по суммарной оценке:08 баллов очень низкий уровень;912 баллов низкий уровень;1316 баллов средний уровень;1720 баллов высокий уровень.Использование на практике выделенных норм и критериев оценки позволило охарактеризовать качественные уровни сформированности волевого компонента чувства собственного достоинства на каждом этапе. Были выделены четыре уровня развития: очень низкий, низкий, средний, высокий. Выделение уровня очень низкий, объясняется тем, что объектом нашего исследования являются учащиеся младшего школьного возраста, и зачастую имеющийся у них теоретикопрактический опыт проявления волевого компонента чувства собственногодостоинства находится гораздо ниже, чем тот, который можно отнести к низкому уровню.Очень низкий уровень учащийся не владеет знаниями в вопросах нравственного поведения, у него не сформированы умения поступать «по совести», слабо ориентируется в сущности честного, ответственного, достойного поведения. Его поступки ориентированы принципами эгоизма или безоговорочного послушания. Низкий уровень учащийся слабо проявляет положительные стороны личности, наблюдается неустойчивый опыт поведения, что выражается в наличии срывов в поведении. Действия школьника регулируются в основном требованиями старших и другими внешними стимулами и побудителями, саморегуляция и самоорганизация ситуативны. Знания о том, что значит поступать достойно, честно, справедливо частичные. Присутствует низкий уровень качества этих знаний и, следовательно, заниженное мотивационноценностное восприятие. На этом уровне принято говорить о том, что волевой компонент чувства собственного достоинства у ребенка сформирован как «процессуальное чувство», т.е. эмоциональной реакции личности на оценку ее со стороны других людей, например, если налицо похвала и одобрение, они переживают «гордость», если нет похвалы нет и соответствующих переживаний. Средний уровень для данного уровня свойственны следующие характеристики личности учащегося: устойчивое положительное поведение, наличие регуляции и саморегуляции, осознание в необходимости поступать в соответствии с нормами поведения и морали, проявление волевого компонента чувства собственного достоинства в некоторых ситуациях, частичное проявление лидерских способностей, проявление умений отстаивать свою точку зрения, слушать и слышать мнение другого человека. На этом уровне осуществляется переход от ситуативных чувств в устойчивые, т.е. перерастание эмоциональных реакций на оценку со стороны других в переживания, основанные на самооценке. Чувство собственного достоинства позволяет анализировать свои поступки, качества и достоинства и самостоятельно определять их индивидуальную и общественную ценность. Получив незаслуженно высокую оценку своих умений, школьник может почувствовать неудовольствие от сознания того, что она неоправданна, не соответствует реальным достоинствам.Высокий уровень характеризуется наличием у школьника устойчивого и положительного опыта нравственного поведения, саморегуляции наряду со стремлением к организации деятельности и поведения других лиц, проявлением активной социальной (общественной) позиции, сформированностью основ мировоззрения, убежденностью в необходимости проявлять волевой компонент чувства собственного достоинства. Человек, обладая глубокими знаниями и умениями в вопросах организации и управления своей деятельностью, информацией, отношениями внутри коллектива, проявляет вежливое отношение к окружающим, может проявить самообладание и способность к защите собственного достоинства. Данный уровень воспитанности характеризует волю как обобщенно устойчивое эмоциональное отношение к своей личности в целом. На данном этапе мы можем говорить о волевом компоненте чувства собственного достоинства как качестве личности. Сознание и чувство собственного достоинства свидетельство того, что личность в такой степени ценит развитые ею в себе нравственные качества, что готова своим поведением регулярно поддерживать их или поднимать выше, быть на высоте требований даже при неблагоприятных условиях. Каждый новый уровень включает в себя предыдущий и, вместе с тем, характеризуется качественными изменениями в структуре знаний, умений, мотиваций, оценки и самооценки. Раскрывая модель педагогического процесса, направленного на формирование воли учащихся,невозможно не затронуть вопрос о формах организации занятий [10].Нами были использованы следующие формы внеклассных мероприятий: экскурсии, этические беседы с гостями, туристические походы, самостоятельная работа учащихся во внеучебное время. В процессе обучения происходит систематическое приобщение к нравственным знаниям. Важным источником их накопления является знакомство школьников с окружающим миром. С этой целью нами были организованы различные экскурсии по городу и на производство, встречи с интересными людьми, этические беседы и т.д. Данные мероприятия осуществлялись в течение всего учебного года и имели различные цели.
При организации внеклассных мероприятий мы исходили из того, что наибольшую информативность, целостность и продуктивность приносят занятия с проблемным изложением материала. Они пробуждают у учащихся интерес к изучаемым вопросам, стимулируют активность и самостоятельность в поиске дополнительной информации, моделируют поведение, при этом знания, которые приобретает ученик, он добывает самостоятельно в процессе разрешения проблемы. В то же время, мы осознавали и то факт, что при условии сформированности волевых усилий на уровне очень низком или низком, школьники не смогут адекватно оценить и понять содержание предлагаемого материала. В связи с этим первоначально мы использовали объяснительноиллюстрированный вид обучения. Главные методы этого обучения объяснение в сочетании с наглядностью, ведущий вид деятельностиучащихся слушание и запоминание.Применение данного вида обучения позволило эффективно влиять на интеллектуальный компонент, повысить объем знаний учащихся в вопросах моральнонравственного поведения, сформировать представление об истинной значимости волевых усилий для человека. В том случае, когда у учащихся был сформирован средний или высокий уровень, мы использовали метод проблемного изложения материала, который предусматривает организацию обучения путем самостоятельного добывания знаний в процессе решения учебных проблем, развитие творческого мышления и познавательной активности детей. Это способствовало закреплению теоретического материала, формированию умения актуализировать прежние знания, давать оценку своим и чужим поступкам, работать самостоятельно и в коллективе. Таким образом, считаем, что разработанные критерии оценки и выделенные уровни сформированности волевого компонента чувства собственного достоинства позволяют реализовать дифференцированный подход к организации самостоятельной работы учащихся, осуществлять систематический и регулярный контроль их деятельности, поэтапно оценивать эффективность процесса формирования анализируемыхсторон личности и своевременно вносить коррективы и поправки в деятельность педагога и учащихся.
Ссылки на источники1.АбульхановаСлавская К.А. Деятельность и психология личности. М., 1980. 335 с.2.Анастази А. Психологическое тестирование. Т. 1. М.: Педагогика, 1982. С. 3139.3.Бабанский Ю.К. Передовой опыт учителей и педагогическая наука // Советская педагогика. 1977. № 11. С. 4249.4.Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников: вопросы теории. М.: Педагогика, 1979. 224 с.5.Бондаревская Е.В. Методика нравственной воспитанности школьников / Е.В. Бондаревская, Г.П. Богомолова. Ростов н/Д, 1972. С. 75.6.Емузова Н.Г. Формирование чувства чести и собственного достоинства как актуальнейшая проблема воспитания: в порядке Южнороссийского региона. / Тезисы докладов XIVнаучнопрактической конференции вузов Юга России. Ростов н/Д: Издво РГПУ, 1995. 395с.7.Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М., 1984. 335 с.8.Липкина А.И. Самооценка школьника. М.: Знание, 1976. 64 с.9.Молчанова Е.В. Формирование волевого компонента чувства собственного достоинства у учащихся младшего школьного возраста / Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Адыгейский государственный университет. Майкоп, 2009.10.Молчанова Е. В. Проблема воспитания чувства собственного достоинства у современной молодежи // Научнометодический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 17. С. 414419. URL: http://ekoncept.ru/2016/46258.htm
[Дата обращения 29.03.2017].11.Михеев В.И. Моделирование и методы теории измерений в педагогике. М.: Едиториал УРСС, 2004. 200 с.12.Экспериментальные исследования волевой активности. Рязань, 1986.
Проблема педагогического моделированиякритериев оценки уровня сформированности чувства собственного достоинства
Аннотация.В данной работе рассмотрен комплексный подход к проблеме применения педагогического моделирования критериев оценки и определения уровней сформированности волевого компонента чувства собственного достоинства личности. Проведенное автором исследование позволяют реализовать дифференцированный подход к организации самостоятельной работы обучающихся, осуществлять систематический и регулярный контроль их деятельности, поэтапно оценивать эффективность процесса формирования анализируемых сторон личности и своевременно вносить коррективы и поправки в деятельность педагога и учащихся.Ключевые слова:чувство собственного достоинства, педагогика, педагогическое моделирование, личность, процесс воспитания, образовательный процесс.
В современном педагогическом пространстве построение моделей образовательного процесса чрезвычайно актуально и широко применяется в дидактической практике.Модель созданная или выбранная исследователями система, воспроизводящая существенные для цели познания характеристики изучаемого объекта и вследствие этого находящаяся с ним в таком отношении замещения и сходства, что ее исследование служит опосредованным способом получения знания об этом объекте и дает информацию, однозначно преобразуемую в информацию о познаваемом объекте и допускающую экспериментальную проверку [10].Вопросам моделирования педагогических процессов посвящены работы С.И.Архангельского, Ю.К.Бабанского, В.П.Беспалько, И.И.Логинова и др. Авторыизлагают общие подходы к моделированию, обосновывают и доказывают необходимость использованияметодов моделирования в педагогике.Моделирование процесса обучения школьников дает возможность сформировать в учебновоспитательном пространстве опыт реализацииразличных видов деятельности, тем самым обеспечить более быструю адаптацию учащихся к реальным условиям жизни. Таким образом, моделирование представляет собой, с одной стороны, специфический метод исследования специально организованных объектов исследования, а с другой описательный аналог деятельности, где в сформированных конструкциях и аналитических интерпретирующих текстах отображены ее важнейшие характеристики.Как справедливо отмечает Ю.К.Бабанский, «моделирование в педагогических исследованиях выступает как высшая и особая форма наглядности, как средство упорядочения информации, позволяющее более глубоко раскрыть сущность изучаемого явления» [3].Проведенный анализ литературы позволил выявить позитивныестороны моделирования:
вероятностьвыхода за границу чувственнодостигаемого отражения скрытых существенных связей вещей сочетание, связывание различных чувственных образов, вызов из памяти научной информации;
качественно высшее опережение, т.е. научное предвидение хода событий, процессов в сознательной постановке не только ближайших, но и отдельных целей, выработка планов деятельности, проектов сооружений;
претворение идеальных моделей действий в практические действия и идеальных сооружений в действительные;
приобретение новых знаний о процессе и результате деятельности субъектов.Использование в нашем исследовании педагогического моделирования как инструмента познания процесса развития воли человека в системе начального образования позволило определить его содержательную и процессуальную стороны. Исследование научнометодической литературы по данной теме показало, что ядро чувства собственного достоинства составляют волевые регуляции человека, обеспечивающие его активность в различных жизненных ситуациях. Во многом от сформированности волевого компонента чувства собственного достоинства будут зависеть поведение и поступки учащегося в учебновоспитательном пространстве школы. Для эмпирического исследования столь сложной характеристики личности человека нами были выделены четыре составляющиеволевого компонента чувства собственного достоинства: мотивационносмысловой, характерологический, когнитивный, поведенческий. Они были проанализированыс точки зрения предмета нашего исследования как основные составляющие, влияющие на формирование волевого компонента чувства собственного достоинства[11].
Характерологический компонент отражает такие стороны личности, как целеустремленность, твердость, выдержка, самостоятельность, мужество, настойчивость; эти составляющие определяют особенности психологической подготовленности человека к проявлению чувства собственного достоинства в деятельности. Значимость данного волевого компонента чувства собственного достоинства переоценить невозможно, так как трудно представить человека, ценящего себя, свой труд,деятельность других людей их мнения и убеждения, умеющего отстаивать свои взгляды, оказывающего влияние на окружающих, чувствующего ответственность за результат деятельности, но при этом не обладающего перечисленными выше качествами. Следовательно, сформированность у школьников характерологического волевого компонента чувства собственного достоинства обеспечивает его психологическую готовность действовать в рамках существующих моральнонравственных правил, отстаивать свою точку зрения, принимать на себя обязанности и нести за них ответственность. Этот компонент неразрывно связан с мотивационносмысловой составляющей процесса формирования волевого компонента чувства собственного достоинства. Осознанная деятельность человека обеспечивает целенаправленное проявление нравственных качеств личности, а, следовательно, обеспечивает поведение человека в рамках достойности..В мотивационносмысловом компоненте отражаются:
способности человека осознавать и воспринимать себя как частицу общества, коллектива (класса, группы), семьи;
стремление личности улучшатьсвои положительные стороны и работать над коррекцией отрицательных сторон;
принятие человеком другого человека как равного субъекта деятельности;
умения объективно оценивать ситуации, поведение другого человека, давать самооценку;
знания человека о мире и т.д. Формирование и развитие рассмотренных компонентов невозможно без сформированности когнитивного и поведенческого компонентов. Именно они обеспечивают теоретикопрактическую подготовленность личности к деятельности в рамках достойного поведения. К ним относят знания в вопросах норм поведения и морали, этикета поведения и общения, особенностей организации и проведения учебной деятельности, роли личности в истории, анализа деятельности и т.д.; способность к логическому мышлению и правильным посылкам; умения человека управлять своими эмоциями (гнев, обида, беспокойство, страх, восторг, радость и т.д.), отстаивать свою точку зрения, находить компромисс в решениях спорных вопросов и т.д.; способность кзащите чести и достоинства, способность поддерживать свое доброе имя, преодолевать свои недостатки, работать над совершенствованием своей личности [2].В то же время отметим, что формирование всех составляющих волевого компонента чувства собственного достоинства в ограниченном во времени и по возможностям воздействия в учебновоспитательном процессе невозможно. Поэтому мы затронули лишь те стороны личности, которые можно целенаправленно вырабатыватьи развивать в педагогическом пространстве школы Формирование в образовательном пространстве выделенных компонентов это сложный процесс, который осуществляется в условиях нравственного воспитания личности школьников. На нравственное формирование личности оказывают воздействие многие социальные условия и биологические факторы, но решающую роль в этом процессе играют педагогические как наиболее управляемые и направленные на формированиеопределенного рода отношений. Во взаимодействии со средой и целенаправленными воздействиями школы, учащийся социализируется и приобретает необходимый опыт нравственного поведения [4,5].Таким образом, содержание нравственного воспитания определяется моральными требованиями, которые приняты и культивируются отдельными людьми и обществом. Оно закрепляет обязанности людей по отношению к обществу, к труду, к семье, к своему поведению и отражает общие нормы и правила поведения. Большое значение при этом принадлежит усилиям самого человека, его устремлениям к целям самовоспитания. Исходя из выделенных нами условий формирования волевого компонента чувства собственного достоинства и основываясь на анализе научной литературы по теме исследования, было установлено, что формирования волевого компонента чувства собственного достоинства протекает по правилам последовательного педагогического воздействия на личность. Данный критерий структуры воспитательного процесса стал основой для выделения нами этапов формирования волевого компонента чувства собственного достоинства учащихся:1 этап теоретический ознакомление с общими нормами и требованиями к достойному поведению человека;2 этап репродуктивный формирование взглядов и убеждений к чувству собственного достоинства, как к значимой составляющей личности, осознание собственных мотивов, ценностей и установок, умений оценивать свои и чужие поступки, проявление волевого компонента чувства собственного достоинства в специально созданных педагогических ситуациях;3 этап нормативный формирование отношений, влияющих на формирование волевого компонента чувства собственного достоинствачеловека и осознание его значимости для жизнедеятельности личности, вырабатывание на уровне алгоритмов умений отстаивать свою жизненную позицию, развивать свои положительные качества, поступать в рамках достойности; 4 этап деятельностнотворческий формирование общей направленности личности на проявление волевого компонента чувства собственного достоинства в условиях реальной жизнедеятельности, овладение учебнопознавательной деятельностью на уровне выбора приемлемого способа деятельности, самостоятельное творческое выполнение деятельности в рамках моральнонравственных норм, проявление волевых усилий в различных жизненных ситуациях[9].Название этапов соответствует особенностям решаемых в них целей и задач, а также отражает сущность формирования волевого компонента чувства собственного достоинства школьника: от очень низкого до высокого. Сформированность каждого этапа обеспечивает возможность перехода на следующую ступень формирования волевого компонента чувства собственного достоинства. В процессе познания, при переходе от эвристического к творческому уровням, от обучения как усвоения готовых знаний к учению как добыванию знаний самостоятельно, учащийся приходит от одной оценки собственной активности к иной, формируя целостное представление о себе как о саморазвивающейся личности, т.е. объективно имеет место быть чувство собственного достоинства [6].Жизненный опыт и нравственные оценочные отношения к себе у человека проявляются и формируются, прежде всего, в поведении, в деятельности, в общении с другими людьми, в потребностях и интересах. «Решающую роль в формировании нравственногосознания, отмечает в своей работе И.С.Кон, играет собственный опыт личности, ее практическая деятельность, в ходе которой складываются как моральные, так и нравственные чувства, привычки и другие неосознаваемые компоненты нравственного поведения. Сущность нравственности раскрывается в поступках и формируется поступками же» [7]. Именно личностный опыт позволяет слиться теоретическим знания, взглядам, убеждениям и чувствам индивида воедино и проявить на их основе конкретную деятельность.В то же время, необходимо отметить еще один достаточно важный фактор, влияющий на формирование волевого компонента чувства собственного достоинства у подрастающего поколения. Это готовность школьника оценивать деятельность, поступки, мнения других членов общества, а также готовность реализовывать самооценку. Оценка представляет собой способность оценивать окружающий мир, себя и других. Каждый человек, в том числе учащийся, неизменноформирует оценки внешнего мира, самооценки, рефлексивные оценки, управляющие оценки, и на себе испытывает влияние оценок других людей…Собственное достоинство человека складывается из чувств, которые он испытывает к самому себе... Чувства к самому себе формируются и подкрепляются благодаря упорядоченным реакциям других людей.Значение имеют оценки, возникающие не только на теоретическом или практическом уровнях, но и на эмоциональном. Они могут не осознаваться совсем и выражаться в виде переживания, либо осознаваться и приобретать вербальную форму выражения лишь вторично. Психическая жизнь ребенка развивается под влияниемоценок окружающих; каждый новый опыт, новое знание, приобретенное ребенком, оценивается окружающими. Ребенок сам ищет оценку своих действий, подкрепление правильности или неправильности познаваемой действительности.Значение имеет осмысливание школьником своих собственных переживаний, а также переживаний оценки со стороны взрослых и сверстников, которые лежат в основе формирующейся самооценки. Этотпроцесс проходит этапы: недифференцированного отношения ребенка к оценке его поступков со стороны взрослых; дифференцированного отношения к оценкам взрослых по поводу своих поступков; способности самостоятельной оценки своих поступков и различного рода эмоциональных состояний; способности к рефлексии [8].Когда ребенка ценят без достойности это ложное признание и мнимое уважение. Когда он сам ценит себя больше, чем он достоин это тщеславие, высокомерие, переходящее в манию величия. Если ребенок не способен осознать свои действия и както отнестись к ним, он остается «рабом» воспринимаемой ситуации, а его поведение импульсивным и непроизвольным.Наблюдения показывают, что с появлением жизненного опыта у детей постепенно начинают усваиваться первоначальные этические оценки, на основании которых происходит дифференцирование самими детьми всех поступков: на хорошие и плохие. Формирование этических оценок и представлений идет по пути дифференцированного отношения, в котором слиты воедино непосредственное эмоциональное отношение и моральная оценка. Эта оценка насыщается общественным содержанием, включает в себя моральное содержание поступков героев, их отношение к другим людям.Своими оценками мы закладываем у ребенка основы нравственного самосознания. Он постоянно сталкивается с необходимостью нравственного выбора: поступить хорошо, (нравственно, морально), как требуют взрослые, в чемто отказать себе или поступить плохо (безнравственно), но при этом удовлетворить свое желание. Оценка должна фиксировать внимание ребенка не только на том, как он поступил хорошо или плохо, но и на том, какие последствия это имеет для других.Процессуальный уровень системы оценочных явлений имеет сложную внутреннюю структуру. Структурировать процессуальный уровень можно по «ориентации» объектов на:
оценивание внешних объектов;
оценивание внутренних «объектов» (своих свойств);
промежуточных «внешневнутренних» объектов (продукты своей деятельности).Таким образом, самооценка школьника является одним из показателей адекватного мировоззрения учащегося, который отражает способность школьника оценить окружающую действительность и себя в ней.Процесс формирования волевого компонента чувства собственного достоинства как важнейшего составляющего воспитания личности учащегося осуществляется в виде нелинейного движения от этапа к этапу, т.к. на каждом уровне позиции завоевываются и сдаются, уточняются и отвергаются, идет процесс развития человека. Исключительная индивидуальность формирования волевого компонента человека и ее зависимость от психологических особенностей личности объясняет тот факт, что четко выраженных границ между этапами его формирования не существует: это непрерывный процесс решения задач, диагностики, корректировки и перехода на более высокий уровень Для каждого структурного составляющего волевого компонента чувства собственного достоинства нами были разработаны критериальноориентированные тесты, задания и анкеты, раскрывающие его содержание. При этом мы опирались на критериальноориентированный подход к тестированию, разработанный Р.Глассером и описанный А. Анастази. Для этого подхода характерно использование конкретной области содержания обучения и деятельности в качестве интерпретационной системы отсчета, например, выполнение теста испытуемым описывается втерминах освоенных арифметических операций, объема словаря, уровня трудности доступного понимания текста и т.п. Такое тестирование полностью интегрировано с обучением и может сочетаться с нормативной оценкой достигнутых результатов, что позволяет своевременно фиксировать уровень наличных знаний и умений учащихся, а также выявлять и корректировать их возможные затруднения, выбирать адекватные последующие педагогические действия Исходя из того, что процесс формирования волевого компонента чувства собственного достоинства носит плавный поэтапный характер, то данная сторона критериальноориентированного подхода очень важна при оценке эффективности данного процесса, так как позволяет осуществлять своевременный индивидуальный контроль и дифференцировать задания в соответствии с уровнем достигнутых результатов.При составлении тестовых заданий мы также опирались на смешанный нормативнои критериальноориентированный подход. Достигнутый качественный уровень формирования волевого компонента чувства собственного достоинства учащегося определялся на основании разработанных норм и критериев оценки. Каждому уровню соответствует сумма баллов и качественная (содержательная) характеристика выделенных критериев. При этом учитывались требования к критериальноориентированным тестам, а именно, «конкретное и детальное описание целей обучения, наличие для каждой цели адекватного набора заданий и распределение заданий по степени трудности». Тестовые задания были разработаны с опорой на соответствующие рекомендации А.Анастази:
определена содержательная область, соответствующая целям этапов: теоретического, репродуктивного, нормативного и деятельностотворческого по усвоению учебного материала и решению соответствующих этапу задач (на базе деятельности авторской «Школы Достоинства»);
данная область разделена на отдельные единицы, описываемые в терминах «честность», «справедливость», «достоинство», «уважение», «гордость», «нормы поведения», «патриотизм»;
в соответствии со сформулированными задачами этапов исследования были разработаны критериальноориентированные тестовые, анкетные задания, позволяющие осуществлять проверку решения каждой задачи. Показателем сформированности волевого компонента чувства собственного достоинства как целостного образования является четкое определение его структурных компонентов. Основные признаки компонентной оценки уровня сформированности волевого компонента чувства собственного достоинства определялись в соответствии с задачами этапов (таблица1). Таблица 1Основные критериальные признаки компонентной оценки уровня сформированности волевого компонента чувства собственного достоинства
Мотивационносмысловой компонентХарактерологическийкомпонентКогнитивныйкомпонентПоведенческийкомпонентПризнаки сформированностиинтереск деятельности;
признаниечувства собственного достоинствакак значимого компонента личности человека;
желание быть честным, справедливым, достойным человеком;
осмысленный и активный подходк процессу формирования чувства собственного достоинства. адекватное (правильное) восприятие обстановки;
уверенность в своих силах;
целеустремленность;мужество;
доброжелательное отношение к сверстникам, младшим и старшим людям;
выдержка и самообладание;
сдержанность в различных ситуациях.
качество теоретических знаний:полнота, объем, глубина, системность, гибкость и оперативность.умения человека:внимательно слушать другого человека;управлять своими эмоциями (гнев, обида, беспокойство, страх, восторг, радость);отстаивать свою точку зрения, находить компромисс в решениях спорных вопросов и т.д.;оценивать свои действия и действия других людей;
вежливое отношение с окружающими;способностьк защите чести и достоинства, способностьподдерживать свое доброе имя;работатьнад своими недостатками и развиватьспособности и т.д.Основываясь на том, что воля относится к собственно внутреннему ощущению личности нравственного уровня, который она считает для себя обязательным, мы сочли возможным соотнести сформированность интересующих нас сторон волевого компонента чувства собственного достоинства с существующими в отечественной психологии и педагогике уровнями воспитанности и невоспитанности личности (высокий, средний, низкий).К трехуровневому нравственному становлению личности относится именно трехступенчатая система оценки чувства собственного достоинства, которая позволяет проследить динамику формирования данного качества Для определения уровня сформированности волевого компонента чувства собственного достоинства в процессе обучения нами использовался перцентильный метод на основе содержательного анализа выполненных теоретикопрактических заданий (таблица2), а также на основе проявления учащимися волевого компонента чувства собственного достоинства в различных сферах деятельности: в познавательной, художественной, ценностноориентированной и межличностных отношениях. Именно оценка школьником самого себя, окружающих людей, их поступков и действий стала основным критерием сформированности у него волевого компонента чувства собственного достоинства. Связано этос тем, что в оценках достаточно полно отражаются и вместе с ними развиваются многие важные качества личности: нравственные, интеллектуальные, эмоциональные, моральноволевые, этические [1]. В процессе оценивания формируются такие логические операции, как анализ, сравнение, обобщение, дети овладевают умениями связной речи.Таблица 2Количественная оценка выполнениятеоретикопрактических заданий
Выполнение (перцентиль)Баллы Максимальное количество баллов как сумма оценок по четырем критериям10080 %5207959%4165838%3123717%28160%00
Уровни сформированности волевых регуляций определялись по суммарной оценке:08 баллов очень низкий уровень;912 баллов низкий уровень;1316 баллов средний уровень;1720 баллов высокий уровень.Использование на практике выделенных норм и критериев оценки позволило охарактеризовать качественные уровни сформированности волевого компонента чувства собственного достоинства на каждом этапе. Были выделены четыре уровня развития: очень низкий, низкий, средний, высокий. Выделение уровня очень низкий, объясняется тем, что объектом нашего исследования являются учащиеся младшего школьного возраста, и зачастую имеющийся у них теоретикопрактический опыт проявления волевого компонента чувства собственногодостоинства находится гораздо ниже, чем тот, который можно отнести к низкому уровню.Очень низкий уровень учащийся не владеет знаниями в вопросах нравственного поведения, у него не сформированы умения поступать «по совести», слабо ориентируется в сущности честного, ответственного, достойного поведения. Его поступки ориентированы принципами эгоизма или безоговорочного послушания. Низкий уровень учащийся слабо проявляет положительные стороны личности, наблюдается неустойчивый опыт поведения, что выражается в наличии срывов в поведении. Действия школьника регулируются в основном требованиями старших и другими внешними стимулами и побудителями, саморегуляция и самоорганизация ситуативны. Знания о том, что значит поступать достойно, честно, справедливо частичные. Присутствует низкий уровень качества этих знаний и, следовательно, заниженное мотивационноценностное восприятие. На этом уровне принято говорить о том, что волевой компонент чувства собственного достоинства у ребенка сформирован как «процессуальное чувство», т.е. эмоциональной реакции личности на оценку ее со стороны других людей, например, если налицо похвала и одобрение, они переживают «гордость», если нет похвалы нет и соответствующих переживаний. Средний уровень для данного уровня свойственны следующие характеристики личности учащегося: устойчивое положительное поведение, наличие регуляции и саморегуляции, осознание в необходимости поступать в соответствии с нормами поведения и морали, проявление волевого компонента чувства собственного достоинства в некоторых ситуациях, частичное проявление лидерских способностей, проявление умений отстаивать свою точку зрения, слушать и слышать мнение другого человека. На этом уровне осуществляется переход от ситуативных чувств в устойчивые, т.е. перерастание эмоциональных реакций на оценку со стороны других в переживания, основанные на самооценке. Чувство собственного достоинства позволяет анализировать свои поступки, качества и достоинства и самостоятельно определять их индивидуальную и общественную ценность. Получив незаслуженно высокую оценку своих умений, школьник может почувствовать неудовольствие от сознания того, что она неоправданна, не соответствует реальным достоинствам.Высокий уровень характеризуется наличием у школьника устойчивого и положительного опыта нравственного поведения, саморегуляции наряду со стремлением к организации деятельности и поведения других лиц, проявлением активной социальной (общественной) позиции, сформированностью основ мировоззрения, убежденностью в необходимости проявлять волевой компонент чувства собственного достоинства. Человек, обладая глубокими знаниями и умениями в вопросах организации и управления своей деятельностью, информацией, отношениями внутри коллектива, проявляет вежливое отношение к окружающим, может проявить самообладание и способность к защите собственного достоинства. Данный уровень воспитанности характеризует волю как обобщенно устойчивое эмоциональное отношение к своей личности в целом. На данном этапе мы можем говорить о волевом компоненте чувства собственного достоинства как качестве личности. Сознание и чувство собственного достоинства свидетельство того, что личность в такой степени ценит развитые ею в себе нравственные качества, что готова своим поведением регулярно поддерживать их или поднимать выше, быть на высоте требований даже при неблагоприятных условиях. Каждый новый уровень включает в себя предыдущий и, вместе с тем, характеризуется качественными изменениями в структуре знаний, умений, мотиваций, оценки и самооценки. Раскрывая модель педагогического процесса, направленного на формирование воли учащихся,невозможно не затронуть вопрос о формах организации занятий [10].Нами были использованы следующие формы внеклассных мероприятий: экскурсии, этические беседы с гостями, туристические походы, самостоятельная работа учащихся во внеучебное время. В процессе обучения происходит систематическое приобщение к нравственным знаниям. Важным источником их накопления является знакомство школьников с окружающим миром. С этой целью нами были организованы различные экскурсии по городу и на производство, встречи с интересными людьми, этические беседы и т.д. Данные мероприятия осуществлялись в течение всего учебного года и имели различные цели.
При организации внеклассных мероприятий мы исходили из того, что наибольшую информативность, целостность и продуктивность приносят занятия с проблемным изложением материала. Они пробуждают у учащихся интерес к изучаемым вопросам, стимулируют активность и самостоятельность в поиске дополнительной информации, моделируют поведение, при этом знания, которые приобретает ученик, он добывает самостоятельно в процессе разрешения проблемы. В то же время, мы осознавали и то факт, что при условии сформированности волевых усилий на уровне очень низком или низком, школьники не смогут адекватно оценить и понять содержание предлагаемого материала. В связи с этим первоначально мы использовали объяснительноиллюстрированный вид обучения. Главные методы этого обучения объяснение в сочетании с наглядностью, ведущий вид деятельностиучащихся слушание и запоминание.Применение данного вида обучения позволило эффективно влиять на интеллектуальный компонент, повысить объем знаний учащихся в вопросах моральнонравственного поведения, сформировать представление об истинной значимости волевых усилий для человека. В том случае, когда у учащихся был сформирован средний или высокий уровень, мы использовали метод проблемного изложения материала, который предусматривает организацию обучения путем самостоятельного добывания знаний в процессе решения учебных проблем, развитие творческого мышления и познавательной активности детей. Это способствовало закреплению теоретического материала, формированию умения актуализировать прежние знания, давать оценку своим и чужим поступкам, работать самостоятельно и в коллективе. Таким образом, считаем, что разработанные критерии оценки и выделенные уровни сформированности волевого компонента чувства собственного достоинства позволяют реализовать дифференцированный подход к организации самостоятельной работы учащихся, осуществлять систематический и регулярный контроль их деятельности, поэтапно оценивать эффективность процесса формирования анализируемыхсторон личности и своевременно вносить коррективы и поправки в деятельность педагога и учащихся.
Ссылки на источники1.АбульхановаСлавская К.А. Деятельность и психология личности. М., 1980. 335 с.2.Анастази А. Психологическое тестирование. Т. 1. М.: Педагогика, 1982. С. 3139.3.Бабанский Ю.К. Передовой опыт учителей и педагогическая наука // Советская педагогика. 1977. № 11. С. 4249.4.Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников: вопросы теории. М.: Педагогика, 1979. 224 с.5.Бондаревская Е.В. Методика нравственной воспитанности школьников / Е.В. Бондаревская, Г.П. Богомолова. Ростов н/Д, 1972. С. 75.6.Емузова Н.Г. Формирование чувства чести и собственного достоинства как актуальнейшая проблема воспитания: в порядке Южнороссийского региона. / Тезисы докладов XIVнаучнопрактической конференции вузов Юга России. Ростов н/Д: Издво РГПУ, 1995. 395с.7.Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М., 1984. 335 с.8.Липкина А.И. Самооценка школьника. М.: Знание, 1976. 64 с.9.Молчанова Е.В. Формирование волевого компонента чувства собственного достоинства у учащихся младшего школьного возраста / Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Адыгейский государственный университет. Майкоп, 2009.10.Молчанова Е. В. Проблема воспитания чувства собственного достоинства у современной молодежи // Научнометодический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 17. С. 414419. URL: http://ekoncept.ru/2016/46258.htm
[Дата обращения 29.03.2017].11.Михеев В.И. Моделирование и методы теории измерений в педагогике. М.: Едиториал УРСС, 2004. 200 с.12.Экспериментальные исследования волевой активности. Рязань, 1986.