Воркшоп как средство формирования готовности к инновационной деятельности

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Дегтярева Е. А. Воркшоп как средство формирования готовности к инновационной деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 31. – С. 1386–1390. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970292.htm.
Аннотация. В статье автор придерживается мнения о том, что развитие образования невозможно вне инновационных процессов. Подчеркивается важность организационно- методических и социально-педагогических мер, способствующих развитию готовности преподавателей к инновационной деятельности. Раскрываются особенности тренингов, в частности воркшопа как интерактивных форм работы с преподавателями.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
ДегтяреваЕлена Александровна,кандидат педагогических наук, преподаватель кафедрысоциальногуманитарных дисциплин филиала Федерального бюджетного государственного образовательного учреждения высшего образования «Кубанский государственный университет» в г. Тихорецке, г. Тихорецк kondeg@mail.ru

Воркшоп как средство формирования готовности

к инновационной деятельности

Аннотация.В статье автор придерживается мнения о том, что развитие образования невозможно вне инновационных процессов. Подчеркивается важность организационнометодических и социальнопедагогических мер, способствующих развитию готовности преподавателей к инновационной деятельности. Раскрываются особенности тренингов, в частности, воркшопакак интерактивных форм работы с преподавателями.Ключевые слова:инновационная деятельность, образовательные инновации, тренинг, воркшоп, активные методы обучения.

Развитие образования как процесс перехода в качественно новое состояние не может быть реализовано иначе, чем через освоение инноваций, через инновационные процессы. Анализ литературы показывает, что всовременных условиях инновационность образовательного процесса в вузе является перманентным состоянием, реализующимся через: содержание образования, которое закреплено в учебных планах и программах; внутреннюю организацию деятельности учебного заведения; характер отношений в диаде «преподаватель − студент»; совокупность методов и технологий обучения[1,2].Основнымизадачамипроцесса подготовки преподавателей к освоению и применению образовательныхинноваций, по мнению автора, являются:–формирование потребностив овладении современными психологопедагогическими, методологическими и дидактическими знаниями как личностно и профессионально значимыми;–развитиесознательности при овладении преподавателями системой современных знаний о проектировании инновационного образовательного процесса, методического сопровождения дисциплин, адекватного инновационным тенденциям в вузовском образовании;–развитиекомплексасоответствующих организационных и педагогических умений, необходимых для активного включения в инновационную образовательную деятельность;–создание условийдля личностного и профессионального развития преподавателей вуза, повышения уровня их самоэффективности.Решение данных задач нацелено на формирование мотивационного, знаниевого и операционального компонентов готовности преподавателей к инновационной профессиональнопедагогической деятельности в вузе. В рамках построения организационнометодического обеспечения подготовки преподавателей вуза к освоению и применению образовательных инноваций по ключевой проблематике − образовательные инновации в высшем профессиональном образовании − целесообразно организоватьнаучнометодические семинары и дискуссионные площадки, тематически разделенные на два взаимосвязанных блока:1. Теоретикометодологические основы современного вузовского образования.2. Инновационные методы обучения студентов в вузе.

В качестве примеров приведем ряд тем из первого и второго блоков, которые были организованы на базе филиала ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» в. г. Тихорецке.–Основные тенденции развития системы профессионального образования в современных условиях (лекция, обмен мнениями).–Преемственность личностноразвивающих педагогических технологий в процессе преподавания гуманитарных, технических и естественнонаучных дисциплин («круглый стол»).–Концепция внедрения образовательных инноваций в образовательный процесс вуза (разработка эскизных проектов концепции и их обсуждение).–Федеральный государственный образовательный стандарт: традиции и инновации в преподавании.–Программа учебной дисциплины как модель образовательного процесса, основные требования к ее структуре и содержанию. Отражение в ее содержании аспектов применения образовательных инноваций –Структура системнометодического обеспечения инновационного образовательного процесса.–Междисциплинарные связи в процессе внедрения образовательных инноваций в профессиональную подготовку студентов.Анализ хода семинаров и иных форм подготовки преподавателей, заметное увеличение активности участников подтвердили правильность решений об их проведении, актуальность тематики и содержательного наполнения и практически полное достижение цели: коллектив преподавателей с интересом и пониманием принял предложение о разработке единого системнометодического обеспечения инновационной направленности образовательного процесса в вузе. Наиболее активными участниками семинаров и круглых столов были внесены конструктивные предложения, содействовавшие разработке структуры соответствующего обеспечения; обозначены межпредметные связи осваиваемых студентами научных дисциплин, которые можно использовать при внедрении в образовательный процесс инновационных методов и технологий. Преподаватели согласились принять участие в работе по поиску новых идей, подходов для решения поставленных перед вузом задач, связанных с внедрением образовательных инноваций.Результаты аналитической работы выявили наличие общих проблемных точек, осложняющих успешность внедрения преподавателями образовательных инноваций. Проблемы чаще всего связаны:–с необходимостью выявления преподавателями междисциплинарных связей своих дисциплин; –недостаточными и слабопродуктивными контактами преподавателей из разных кафедр;–определением соответствия уровня оптимальной глубины раскрытия вопросов учебного материала и выбираемых инновационных методов обучения, –боязнью преподавателей перейти на уровень «развлекательного обучения» в силу неготовности профессионально применять активные методы обучения.Для решения указанных проблем необходимо организовать комплекс мер методического и социального характера. К факторам социальнопедагогического обеспечения подготовки преподавателей к освоению и применению образовательных инновацийможно отнести: –социальнопсихологические условия: создание благоприятной атмосферы, разработка системы мотивации и стимулирования педагогической, в том числе научнометодической деятельности;

–организационные условия: рациональная организация образовательного процесса; обновление организационноуправленческой структуры в вузе (создание психологической службы, дискуссионных клубов, проблемных групп и др.);–кадровые условия: уточнение нормативов трудовой деятельности; определение новых принципов оплаты труда в условиях инновационной деятельности с учетом возросшей трудоемкости и наукоемкости принципиально новых видов педагогической деятельности.Данные условия предполагают использование интерактивных форм взаимодействия с преподавателями. В этом плане актуальной является тренинговая работа, потому что тренинг позволяет преподавателям перейти от декларативного характера освоения инноваций к апробации своих возможностей в аспекте презентации себя как носителя педагогических идей, и далее к рефлексивной оценке сформированности своей готовности к инновационной профессиональнопедагогической деятельности в вузе.Преимущества тренинга как формы работы с преподавательским коллективом заключаются, прежде всего, в том, что они одновременно получают возможность содержательно приблизиться к реальным учебным ситуациям, находясь там и в роли обучаемого, и в роли обучающего. Решаемые ситуации требуют компетентного поведения и соответствующего анализа, препарации, оценки и рефлексии проявляющихся паттернов индивидуальной активности, претендующих на ранг компетентных.Подобный опыт взаимодействия с другими участниками в имитационном пространстве позволяет углублять осознание индивидуального уровня профессионализма, фокусировать свое внимание и осознавать барьеры проявления самоэффективности.Анализ опыта организации тренинговой работы с преподавателями показывает, что ее эффективность зависит от того, насколько четко в основу структуры тренинга положена содержательная модель того процесса или явления, которое задается в качестве предмета развивающей работы.Целесообразно организовывать не отдельные тренинговые занятия, а давать возможность пройти преподавателям систему тренингов, каждый из которых должен быть направлен на развитие отдельных видов педагогической деятельности. Наиболее действенными являются тренинги при условии их содержательного соответствия профессиональному запросу (даже в случае, когда этот запрос не до конца осознан субъектами профессионального развития), а также при наличии определенной готовности работать в обозначенном направлении.Так, в рамках эксперимента был проведенопрос среди преподавателей, связанный с определением содержательной направленности тренинговой работы с ними. Выявленный в результате такого предварительного анкетирования преподавателей запрос позволил сконструировать тренинг «Эффективный воркшоп», а также тренинг сплоченности и толерантности.Из всех тренинговых методов обучения очень большую популярность приобретает воркшоп − краткосрочный семинар или мастерская. Чаще всего воркшоп стоит в ассоциативном ряду со словами «активность», «эксперимент», «риск», «изменение», «демократическое принятие решений», «целостное обучение» [3]. Как считает известный немецкий психолог и психотерапевт К. Фопель, воркшоп настраивает людей на самовыражение, на возможность внутренних изменений, вселяет надежду на встречу с привлекательными «соучастниками» и вдохновляющим ведущим. Ученыйпрактик приводит ряд определений, раскрывающих весь спектр представлений о воркшопе:–воркшоп −это учебная группа, помогающая всем участникам стать по окончании обучения более компетентными, чем в начале;

–воркшоп − это учебный процесс, в котором каждый принимает активное участие;–воркшоп − это учебный процесс, во время которого участники много узнают друг от друга; –воркшоп − это тренинг, результаты которого зависят, прежде всего, от вклада участников и в меньшей степени —от знаний ведущего;–воркшоп − это учебный процесс, на котором в центре внимания − переживания участников, а не компетентность ведущего;–воркшоп − это возможность открыть для себя, что знаешь и умеешь больше, чем думал до сих пор, и научиться чемуто от людей, от которых этого не ожидал.Такой тип тренинга направлен на актуализацию внутреннего потенциала преподавателя с целью развития готовности к инновационной профессиональнопедагогической деятельности в вузе и решает следующие задачи:–сформировать установку на принятие инновационной профессиональнопедагогической деятельности в вузе как профессиональной ценности;–актуализировать внутреннюю мотивацию на развитие самоэффективности;–расширить индивидуальный аналитический, оценочный и рефлексивный опыт;–развить интерес к экспериментированию в применении инновационных методов и технологий обучения;–развить отдельные компоненты готовности к инновационной профессиональнопедагогической деятельности в вузе;–апробировать алгоритм конструирования индивидуальных прогностических моделей развития компетентного профессионального поведения;–повысить уровень осознания собственных характеристик как актуального и потенциального носителя инновационных идей в области вузовского обучения.Предлагаемый тренинг включает несколько этапов: организация группового взаимодействия, самодиагностика, развитие парциальной готовности к профессиональнопедагогическому саморазвитию, проектирование и моделирование развития профессиональной компетентности в будущем,контроль эффективности.Структура тренинга отражает ряд содержательных позиций:1. Принятие важности инновационной деятельности (установка, ценность).2. Мотивация к развитию собственной готовности.3. Оценка собственной компетентности (диагностика и рефлексия).4. Опыт презентации собственных компетенций.5. Развитие способов компетентного поведения в области освоения и применения инновационных методов и технологий обучения.6. Прогностическая отработка (проектируемых) моделей дальнейшего развития компетентности с опорой на реальную педагогическую практику.7. Рефлексия динамических изменений в представлениях о себе как носителе инновационных идей и решений в профессиональнопедагогической деятельности, фиксирование возможных путей саморазвития, оценка полученного интерактивного опыта.Большое значение для проведения эффективного воркшопа имеет:–грамотное научнометодическое сопровождение, которое может реализоваться посредством научнометодических консультаций, проводимых на групповом и индивидуальном уровне специалистами психологической службы вуза, преподавателями психологии;–проведение научнометодических семинаров по ведущим вопросам психологизации педагогической деятельности и образовательного процесса;

–индивидуальное консультирование. Большое значение для достижения положительного результата по подготовке преподавателей к освоению и применению образовательных инноваций имеет индивидуальная работа под руководством психолога. В отношении организации консультативной практики в вузе важно отметить ряд позиций, значимых для планирования, организации и проведения консультаций преподавателям:–он не всегда осознает истинную причину затруднений и не может четко сформулировать проблему, при этом болезненно восприимчив к малейшим интонациям наставничества и поучения;–отсутствие системы психологических и педагогических знаний создает смысловые помехи в ходе консультации, потому что преподаватель оперирует поверхностными представлениями о множестве психологических и педагогических явлений без понимания их сущности и механизмов;–он не способен самостоятельно технологизировать получаемую во время консультации информацию, что требует от консультанта корректного подхода к предоставлению соответствующей помощи;–привычная для него профессиональная ролевая позиция «сверху» сильно мешает эффективному сотрудничеству с консультантом, что требует от последнего особых усилий для снятия соответствующей «короны».Индивидуальный аспект развития у преподавателя готовности к инновационной профессиональнопедагогической деятельности, связанный с работой с консультантом, а также групповой аспект при работе в тренинговых и проблемных группах выстраиваются по следующему алгоритму: выстраивание иерархии личных целей в освоении инновационной образовательной деятельности → оценка возможности достижений в этой области → поиск оптимальной траектории развития самоэффективности → систематизация субъективных критериев успешности → накопление позитивного опыта → рефлексия трансформаций → фиксация динамики мотивации, знаниевого компонента, а также определенных навыков и личностных качеств → презентация результативности → оценка субъективной «психологической выгоды» → система индивидуальных «психологических якорей» закрепления позитивных изменений. Как показывает анализ литературы [4]и опыт нашей работы в области организации социальнопсихологического обеспечения подготовки преподавателей к освоению и применению образовательных инноваций, именно такой подход − сочетание групповой и коллективной работы − обеспечивает максимальную субъектную включенность и поддерживает необходимый уровень мотивации подготовки к работе в инновационном режиме. В отношении коррекции профессионального развития, повышения уровня самоэффективности здесь важным является определение причин деструктивных проявлений; осознание личностной значимости коррекционной работы; правильное формулирование предмета воздействий; соответствие выбираемых методов воздействия объекту и целям коррекции; обеспечениепозитивного эффекта как ситуативного, так и отставленного во времени, создание условий для последующей самокоррекции уровня самоэффективности. Во многом успешность подготовки преподавателей вуза к освоению и применению образовательных инноваций определяется не только адекватностью выбираемого направления и соответствующих ему средств осуществления, но и диагностирования результатов проводимой работы.Конструируя систему диагностики уровня готовности преподавателей к инновационной профессиональнопедагогической деятельности в вузе важно

соотнести выбираемый диагностический инструментарий с содержанием диагностических показателей, выступающих как индикаторы данной готовности.Валидность получаемых результатов определяется комплексным применением разноплановых методов: от анализа продуктов деятельности, самооценки и экспертной оценки; тестирования; наблюдения за ходом эксперимента до осознания результативности выполненных имитационных заданий; мониторинга профессиональных достижений; арсенала вводимых в процесс обучения активных методов обучения, проективных методов.Система диагностики направлена на выявление уровня развития совокупности знаниевого, мотивационного и операционального компонентов готовности преподавателей к инновационной профессиональнопедагогической деятельности в вузе и осуществляется на уровне психологической службы под научнометодическим руководством психологической кафедры по следующей схеме:мониторинг компонентов готовности преподавателей к инновационной профессиональнопедагогической деятельности в вузе → интерпретация, обобщение и систематизация данных мониторинга → формирование заказа на психологическую индивидуальную и групповую помощь → моделирование психологического просвещения, коррекционноразвивающей и консультативной практики взаимодействия «психолог − преподаватель» → установление сотрудничества «психолог − преподаватель» в решении личностных затруднений → профилактика профессиональных деструкций → содействие проектам профессионального роста.Действенным средством эффективного воркшопа является возможность демонстрации широкого спектра методов активного обучения, когда преподаватели их могут оценить будучи субъектами обучения, осознать действие психологических законов, закономерностей, механизмов и техник образовательного процесса, построенного с опорой на интерактивное взаимодействие.Методы активного обучения могут использоваться в контексте традиционных учебных занятий, например, решение педагогических ситуаций, моделирование какоголибо этапа занятия, организация и проведение дискуссии, интерактивные ситуации, ролевые и деловые игры.Результативность занятий с преподавателями, построенных в системе методов активного обучения, определяется уровнем соблюдения принципов и правил их проведения.Анализ опыта организации психологической поддержки преподавателей показывает, что к числу наиболее востребованныых и значимых для современного педагога высшей школы (чаще всего технических и естественнонаучных кафедр) можно отнести следующие проблемы:–моделирование занятия с учетом психологических портретов студентов учебной группы;–самоанализ эффективности деятельности с учетом оценки личностных характеристик;–принципы и правила экспрессдиагностики функциональных состояний студентов на занятии (степень внимания, готовности к взаимодействию, мотивированность, самоэффективность и пр.);–основы построения эффективного диалогического общения;–приемы оптимизации педагогического воздействия;–простейшие методы психологического воздействия;–способы саморазвития внимания, памяти, мышления и воображения;–приемы поддержания оптимального самочувствия, снятия стрессового состояния, сохранения уравновешенности.

В рамках участия в тренинге эффективного воршкопа преподаватели участвуют в создании индивидуальных или коллективных инновационных проектов, что также может рассматриваться как действенный способ развития их готовности к инновационной профессиональнопедагогической деятельности в вузе. Участвуя в создании проекта и его презентации, преподаватели не только могут самостоятельно апробировать новые для них методы и приемы обучения применительно к конкретному учебному материалу, но и убедиться на собственном исследовательском опыте в значимости подготовки освоению и применению образовательных инноваций.Важная часть тренинга − обратная связь и самооценка.Рефлексивная оценка эффективности взаимодействия в воркшопе дает возможность корректировать и расширять функциональные возможности участников и осмыслить свои сильные и слабые стороны.В ходе рефлексивного анализа оцениваются: –адекватность выбранных поведенческих стратегий; –полнота реализации своего потенциала на занятиях; –соответствие своих ресурсов содержанию моделируемого эталона преподавателяноватора, –продуктивность различных видов деятельности, организованных с опорой на активные методы обучения, –эффективность освоенных путей и средств развития готовности, –содержательность оценочных критериев и возможность объективной оценки своего развития, –соответствие полученного результата подготовки к освоению и применению образовательных инноваций целям инновационного образовательного процесса и его содержательной направленности.Еще одним немаловажным шагом развития личностного потенциала преподавателя в аспекте его подготовки к деятельности в инновационном образовательном пространстве вуза является участие в тренинге сплоченности и толерантности.Целью такого тренинга является подготовка преподавателей к эффективному решению профессиональнопедагогических задач, связанных с построение инновационного образовательного процесса в вузе. Совместная деятельность преподавателей над одним проектом позволяет аккумулировать их профессиональные и личностные ресурсы, но при этом часто возникают проблемы конфликтности, толерантного сознания и поведения. Задачами такого тренинга является: –достижение профессионального понимания духовных, институциональных, ценностнонормативных факторов формирования современных форм толерантности; –формирование теоретических представлений о содержании толерантности как социальнопсихологического феномена; –приобретение профессиональной компетентности в отношении проблем нетерпимости, агрессии и других проявлений конфликтности; –формирование навыков диагностики толерантности и умения применять методы психологического консультирования в области толерантности; –освоение гуманитарных технологий, направленных на формирование толерантного сознания и поведения в социуме; –создание комфортного психологического климата в группе;–создание условий для самопознания и приобретения опыта позитивного общения.

В целом данный тренинг позволяет ускорить,а при необходимости и скорректировать, процессы групповой динамики, сплочения группы преподавателей для их активного совместного участия в решения задач по внедрению образовательных инноваций в учебный процесс вуза. Результатом тренинга следует считать создание команды и заменанетолерантных паттернов общения и взаимодействия на более конструктивные, чтов конечном итоге выражается в готовности преподавателей активно и доброжелательно взаимодействовать друг с другом, строить свои отношения с коллегами на принципах диалога.

Ссылки на источники1Келлер В.Ю. Проблемы модернизации в России в начале XX века. Гуманитарные знания и естественные науки: современные проблемы и перспективы развития. // В сборнике: Гуманитарные знания и естественные науки: современныепроблемы и перспективы развития Материалы III Межвузовской научнопрактической конференции; под общ. редакцией Е. В. Королюк. 2014. С. 067070.2Мысоченко И.Ю. Модернизация процесса обучения в высшей школе.// В сборнике:Социальногуманитарные и психологические науки: теоретикометодологические и прикладные аспектыМатериалы 2ой Международной научнопрактической конференции. . 2015. С. 150153.3Фопель, К. Эффективный воркшоп. Динамическое обучение. Пер. с нем. [Текст] / К. Фопель. − М.: Генезис, 2003. −368 с.4Мезенцева Е.В. Об основных тенденциях развития высшего образования в России. / Новая наука: Современное состояние и пути развития. 2017. №11. С.9092.