Современное «бунтующее отрочество» глазами будущих педагогов
Выпуск:
ART 970310
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Зорькина
О.
С. Современное «бунтующее отрочество» глазами будущих педагогов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2017. – Т. 31. – С.
1476–1480. – URL:
http://e-koncept.ru/2017/970310.htm.
Аннотация. В статье раскрываются возрастные особенности подростков настоящего времени в необычном ракурсе – с точки зрения студентов педагогического университета, готовящихся взаимодействовать с данной возрастной категорией в рамках будущей профессиональной деятельности. Автором систематизируются наиболее популярные «мифы» о подростках, существующие в общественном сознании, и приводятся антитезисы к ним, сформулированные студентами при непосредственном контакте с учащимися подросткового возраста в процессе осуществления педагогической практики в общеобразовательной школе.
Ключевые слова:
подростковый возраст, возрастная психология, особенности когнитивной сферы подростков, личностные особенности подростков, педагогические аспекты взаимодействия с подростками
Текст статьи
Зорькина Ольга Сергеевна,кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии и историипсихологииФГБОУВПО «Новосибирский государственный педагогическийуниверситет», г. Новосибирскolechka_zorkina@mail.ru
Современное«бунтующее отрочество» глазами будущих педагогов
Аннотация. Встатье раскрываются возрастные особенностиподростков настоящего времени в необычном ракурсе–сточки зрениястудентов педагогического университета, готовящихся взаимодействовать с данной возрастной категорией в рамках будущей профессиональной деятельности. Автором систематизируются наиболее популярные «мифы» о подростках, существующие в общественном сознании, и приводятся антитезисы к ним, сформулированные студентами при непосредственном контактес учащимися подросткового возрастав процессе осуществления педагогической практики в общеобразовательной школе.Ключевые слова:подростковый возраст, возрастная психология, особенности когнитивной сферы подростков, личностные особенности подростков, педагогические аспектывзаимодействия с подростками.
Приступая к созданию настоящей статьи, авторзадался вопросом: что собой являет подросток нашего времени? Насколько изменился психологический образ подростка–человека, находящегося в возрастных границах от 12 до 16 лет
за последние несколько десятилетий? Разумеется, проблема, затрагиваемая здесь,на сегодняшний момент не нова. В последнее время публикуется достаточное количество работна данную тему, и многие из них формируют негативный образ подростка,
пассивного, не умеющегокреативно мыслить, не способного самостоятельно решать встающие перед ним задачи и ищущего готовые ответы в интернете; либо излишне агрессивного, по поводу и без повода восстающего против своего взрослого социального окружения (родителей, учителей), не могущего зачастую выстраивать в реальной жизни отношения со сверстниками и заменяя их виртуальным общением посредством мобильных телефонови компьютеров.
Авторданной работыв течение многих лет является преподавателем курсов возрастной и педагогической психологиидля студентов, готовящихся стать учителями общеобразовательных школ. По окончании изучения курсов студенты направляются на активную педагогическую практику, при этом встает вопрос, какое же звено лучше выбрать для ее прохождения –младшее, среднее или старшее? Из года в год среди студентов бытует четкое мнение о том, что ученики начальной школы –наиболее благодатный «материал» для выработки и оттачивания профессиональных компетенций, ибоони еще глубоко мотивированыпроцессомобучения,послушны и ориентированы на педагога как на значимую авторитетную фигуру. На втором месте по «оптимальности» ученического контингента находятся старшеклассники: по мнению будущих педагогов, эта возрастная категория учащихся уже находится на ступени профессионального самоопределения, личностно и эмоционально устоялась и посему наладить контакт и дальнейшее взаимодействие в процессе урока с нею гораздо проще.Но проходить практику в среднем звене, с подростками, трудными, неуправляемыми, деградировавшими на гаджетах? Если и вступать во взаимодействие с представителями современного отрочества, то лишь в самом крайнем случае, когда иных вариантов уже нет.
Откуда же берется такой негативный собирательный образ подростка у студенческой молодежи, представители которой сами не так давно вышли из подросткового возраста? На наш взгляд, причин тому несколько. Вопервых, в общественном сознании глубоко укоренились представления о подростковом возрасте как о периоде «бунтарском», о том, что, по образному выражению Анны Фрейд, «быть нормальным в этот период –само по себе ненормально»; представления о «пустыне отрочества» (Л.Н. Толстой), когда ребенок теряет интересы и привязанности младшего школьного возраста и пока не может обрести новых, подростковых. Само слово «подросток» схоже со словом «росток» это нечто несформировавшееся, растущее, ищущее, несовершенное; от этого слова веет неуверенностью и ощущением некой пропасти под ногами. Вовторых,в классической возрастной психологии, как в зарубежной, так и в отечественной, подростковый возраст традиционно рассматривается как кризисный, как «период бури и натиска» (Ст. Холл), в котором господствуют эмоциональная нестабильность, противоречивость, конфликтность. Как указывает Ш.Бюлер, на возраст 1116 лет приходится негативная фаза психической пубертатности, в течение которой подростком «воспринимается прежде всего отрицательное», и он, находясь в этом возрастном периоде, больше страдает, чем радуется. Описывая типичных представителей подросткового периода, Ш. Бюлер пишет: «Они должны бушевать и кричать, проклинать и насмехаться, хвастаться и сердиться, даже если они сами замечают странность и некрасивость своего поведения»[4; 14].Л.С. Выготский подробно останавливается на особенностях развития сферы интересов в подростковом возрасте. В этот период старые, «доподростковые» интересы разрушаются и на их место приходят комплексные устойчивые новообразования, которые Л.С. Выготский обозначает термином «доминанты». «Эгоцентрическая доминанта» проявляется как выраженный интерес подростка к собственной личности, когда он начинает ощущать себя уникальным, отличным от других, индивидуальностью, центром мироздания. «Доминанта дали» выражается в установке подростка на отдаленные, глобальные жизненные цели, которые очень часто бывают нереалистичными, но тем не менее гораздо более субъективно значимыми и, чем те, что стоят перед ним в данный момент. «Доминанта усилия» стремление ребенка к преодолению и сопротивлению, что часто может проявляться в форме протестного поведения, резкойэмансипации от взрослых, хулиганстве, противопоставлении себя общепринятым авторитетам и т.п. И, наконец, «доминанта романтики», проявляющаяся в стремлении подросткако всему необычному,приключенческому, рискованному[2]
В концепции Д.Б. Эльконина приводятся такие симптомы подросткового кризиса, как негативизм и упрямство в отношениях со взрослыми, безразличие к оценке школьных успехов, так как главное теперь для него протекает за стенами школы, в компании сверстников, куда подросток приходит в поисках друга, того, кто переживает схожие с ним проблемы и потому сможет понять. Важнейшим новообразованием подросткового возраста, согласно Д.Б. Эльконину, является переживание подростком «чувства взрослости», которое может выражаться как в интеллектуальном и социальном аспектах (например, стремлении к самообразованию в выбранной сфере учебных интересов, увлечение интеллектуальными играми, философией, политикой; попытками выполнять социально значимую деятельность –помощь близким взрослым, волонтерство и т.п), таки во внешнем аспекте, стремлении подражать взрослому образу жизни, причем часто в негативном ключе –сквернословить, употреблять спиртные напитки, курить, увлекаться азартными играми и прочее[4].
Таким образом, в классических концепциях подросткового возраста образ подростка представлен большей частью как
противоречивый, кризисный, трудновоспитуемый. Именно этот образ и усваивают слушатели курса возрастной психологии в процессе чтения и анализа учебной психологической литературы, что формирует у них к этой возрастной категории учащихся несколько, на наш взгляд, предвзятое отношение.
Анализ современных литературных источников, посвященных проблематике подросткового возраста, не добавляет создаваемой в сознании студентов картине оптимистических красок.Так, например, в работе Н.П. Котельниковой [3] приводятся описания интеллектуальных особенностей подростков, провоцируемых внедрением в нашу жизнь цифровых технологий. Подростковое поколение обладает способностью параллельно решать несколько ментальных задач посредством интернета, молниеносно перемещаясь с одного сайта на другой (например, ведя переписку в социальной сети и одновременно выискивая информацию к докладу по обществознанию). Данная способность, на первый взгляд положительная, чревата тем, что подростки не могут выполнять линейные задания, например, подолгу читать и писать, поскольку внимание не обладает устойчивостью и быстро отвлекается от предмета активности.
Самостоятельные научные поиски студентов –слушателей курса возрастной психологии, апелляция к собственному опыту взаимодействия с подростками привели их к коллективному выводу о том, что современное подростковое поколение обладает следующими доминирующими чертамив когнитивной и личностной сферах.Излишняя агрессивность, неуправляемость,неконтролируемостьповедения.Подростки жестко дерутся по ничтожным поводам (причем независимо от половой принадлежности), не воспринимают учителей и родителей как авторитеты, грубят, выражаются в их адрес нецензурными словами. Неконтролируемая агрессивность во многих случаях переходит в жестокость, отсюда –подростковые издевательства над животными, нанесение друг другу и самим себе телесных повреждений; зачастую такое поведение демонстративно, снимается на видео, размещается в социальных сетях.Инфантильность, легкомыслие, беспомощностьв решении проблем. При наличии внешней взрослости, при стремлении как можно скорее эмансипироваться от родителей подростки тем не менее легко пасуют перед маломальски серьезными трудностями(бытовыми, социальными, учебными) и как можно быстрее обращаются за помощью квзрослым, которым минуту назад себя противопоставляли. «Потребительское сознание».Материальные ценности подростков преобладают над духовными, подрастающее поколение живет в погоне за престижными вещами с целью приобрести себе значимый статус в референтной группе сверстников Зависимость от гаджетов, интернета(в частности –социальных сетей). Подростки выкладывают в социальные сети фотографии, статусы, находясь в зависимости от количества «лайков» и «репостов», без которых самоценность подростка и его ценность в глазах значимых сверстников якобы снижается.Клишированная устная речь,использование в ней заученных интернетштампов. Подолгу общаясь в социальных сетях, читая паблики, комментарии к ним, подростки осваивают специфический «интернетязык» в виде отдельных слов и целых словосочетаний, который потом автоматически переносится и в устное общение: например, «лан» вместо «ладно», «норм» вместо «нормально»; «чтото пошло не так», «ты не ты, когда голоден» и пр.Интеллектуальная пассивность,необразованность, отсутствие внутреннеймотивации учебной деятельности.Подростки не хотят на требуемом учителями уровне изучать школьные дисциплины, не читают дополнительную литературу по предметам, относятся к учению формально по принципу «лишь бы взрослые не донимали». Н.П. Котельникова в своей статье высказывается по этому поводу очень категорично: «нынешнее поколение не способно думать»[3].
«Клиповое мышление».К подросткам применим этот термин, который появился в западной психологии в 90х годах ХХ века и который обозначает способность сознания воспринимать объекты внешней среды не линейно, подробно, развернуто, но в форме ярких коротких стимулов, действующих на перцептивную сферу поэтапно. По этой причине подростки не могут воспринимать объемные научные и художественные тексты во всем многообразии авторских идей. Они могут охватить сознанием лишь его сокращенный вариант, причем часто только при сопровождении его видеорядом(картинками, видеороликами), и сделать его краткий пересказ. Учащиеся не могут выслушивать длинные монологи учителя при объяснении нового материала без визуального подкрепления и наличия в нем элементов занимательности.Отсутствие интереса к процессу чтениякак таковому, как следствие –отсутствие навыков работы с текстом. Данная особенность подросткового возраста вытекает как раз из «клиповости» его мышления. Чтение как рецептивный вид речевой деятельности, особенно синтаксически сложных, больших по объему, нагруженных смыслом текстов требует от человека недюжинных интеллектуальных усилий, умения анализировать, обобщать получаемую информацию, концентрировать длительное время свое внимание на одном и том же объекте. Подростки –представители «цифрового поколения» привыкли к быстрой смене деятельности, объектов восприятия, молниеносным результатам, поэтому интерес к чтению быстро теряется. Как видно из приведенных тезисов, собирательный портрет подростка –современника состоит преимущественно из негативных черт. В итоге в сознании будущего специалиста –педагога возникает образ некой «пустышки», на которуюне хочется тратить время и которой нецелесообразно отдавать свои жизненные силы и энергию. На данном этапе рассуждений логично возникает вопрос: а так ли все на самом деле? Можно ли применить описанный выше образ если не ко всем современным подросткам, то хотя бы к большинству из них? С этим вопросом студенты –будущие педагоги и отправились на активную практику в школу, в рамках которой общения с «живыми,настоящими, не –книжными» подростками было, разумеется, не избежать.Результаты педагогической практики можно назвать в этом ключе чрезвычайно позитивными и оптимистичными. Образ «неуправляемого низко интеллектуального непонятного подростка –монстра» в сознании студентов претерпел значительные изменения в положительную сторону. Излишняя агрессивность, отсутствие коммуникативного контроля при общении со взрослыми, учителями? Да,наблюдается, но далеко не у всех и во многом зависит от отношения к подростку самого учителя. Если учитель не противопоставляет себя детям, не подчеркивает при каждом удобном случае, что они здесь «никто» в силу своего возраста статуса и посему должны беспрекословно его слушаться, не повышает голоса, то и агрессивное поведение в его адрес если и будет проявляться, то в единичных случаях. Студентыпрактиканты, выстраивая педагогическое общение с подростками именно в таком русле, смогли убедиться в этом на собственном опыте.То, что современные подростки –сплошь нечитающее поколение, было отвергнуто начинающими педагогами как чистой воды заблуждение. Как показала практика, дети в 13 лет цитируют Ремарка и Цветаеву, без затруднений называют своего любимого писателя и его произведения (в основном это приключенские и фантастические истории). Почему у старшего поколения возник миф о том, что подростки не читают? Да потому что взрослым очень хочется, чтобы их родные дети или их ученики увлекались классической литературой как кладезью нравственных, эстетических и духовных ценностей. Однако следует понимать, что это абсолютнонереально, потому что классическая литературачрезвычайносложна для восприятия и понимания, написана очень непростым языком как минимум столетие назади не соответствует темпу сегодняшней жизни. Кроме того, подобное представление о «нечитающем поколении» может сложиться по причине того, что подростки отвергают те книги, которые были любимы их родителями, формируют собственные вкусы и предпочтения литературных жанров, что часто идет вразрез с родительскими представлениями и ожиданиямии рождаетмнение: «читатьто они, может, и читают, да все не то».Представления об интеллектуальной пассивности подростков многими студентами было заменено на представление о подростковой креативности мышления. Многие ученики демонстрировали неординарный подход к подготовке и выполнению внеклассных мероприятий, организуемых практикантами, радостно откликались на нетрадиционные формы проведения уроков, формировали и формулировали собственные идеи относительно тех или иных аспектов изучаемого материала. Наличие внутреннеймотивации учения как направленности на сам процесс познания во многом зависит от того, насколько сам учитель заинтересован тем, что он преподает. Студенты, пришедшие в школу на практику, в большинстве своем готовились к урокам с энтузиазмом, тщательностью, чем вызывали ответную реакцию со стороны своих «подопечных». Интернету подростки, конечно, уделяют много времени и внимания, но эта картина не столь удручающа, как кажется многим представителям «взрослого» поколения, подростки «сидят» в интернете отнюдьне больше, чем их родители и учителя. И если школа ведет грамотную политику относительно использования во время урока мобильного телефона, если учителя четко отслеживают соблюдение установленных правил всеми без исключения учащимися, то учебному процессу интернет и гаджеты не препятствуют. Кроме того, интернет подростки используют не только как источник и условие приятного праздного время препровождения, но также как хранилище полезной учебной и общеразвивающей информации, которую они научаются искать и отделять нужное от второстепенного. Ну, и наконец, «клиповое» мышление подростков –это не зло, не признак интеллектуальной деградации, а лишь специфическая черта новой генерации, которую начинающие педагоги, будучи близки по способу мышления с самими обучающимися, быстро научились оборачивать во благо учебному процессу, всего лишь подстроив под это мыслительное своеобразие методику преподавания своего предмета. Студенты в работе с учениками –подростками использовали яркиепрезентации с картинками и четкими, запоминающимися формулировками;обращались к интерактивным методам –кейс –стади, дискуссиям, работой со смартдоской и т.п.Такимобразом, вступив в непосредственный контакт с подростками, будущие педагоги, а вслед за ними и автор статьи смогли воочию убедиться в том, что нынешнее молодое поколение –не есть поколение деградирующее. Юные люди лишь обладают специфическими возрастными особенностями, на которые педагогам не нужно сетовать, но которые при правильном подходе можно обратить во благо как подростку, так и самому себе как профессионалу.
Ссылки на источники1.Бюлер Ш. Что такое пубертатный период//Психология подростка, Хрестоматия/сост. Ю.И. Фролов. М.: Российское педагогическое агенство, 1997. С. 9192.Выготский Л.С. Педология подростка. Развитие интересов в подростковом возрасте//Собрание сочинений в 6 томах. М, 1984. Т.4. С 4044163.Котельникова Н.П. Портрет современного подростка//Молодой ученый. 2015. №5. С. 5875894.Эльконин Д.Б. Некоторые аспекты психического развития в подростковом возрасте//Материалы симпозиумов (IXнаучная конференция по возрастной морфологии, физиологии и биохимии). М., 1969.
Современное«бунтующее отрочество» глазами будущих педагогов
Аннотация. Встатье раскрываются возрастные особенностиподростков настоящего времени в необычном ракурсе–сточки зрениястудентов педагогического университета, готовящихся взаимодействовать с данной возрастной категорией в рамках будущей профессиональной деятельности. Автором систематизируются наиболее популярные «мифы» о подростках, существующие в общественном сознании, и приводятся антитезисы к ним, сформулированные студентами при непосредственном контактес учащимися подросткового возрастав процессе осуществления педагогической практики в общеобразовательной школе.Ключевые слова:подростковый возраст, возрастная психология, особенности когнитивной сферы подростков, личностные особенности подростков, педагогические аспектывзаимодействия с подростками.
Приступая к созданию настоящей статьи, авторзадался вопросом: что собой являет подросток нашего времени? Насколько изменился психологический образ подростка–человека, находящегося в возрастных границах от 12 до 16 лет
за последние несколько десятилетий? Разумеется, проблема, затрагиваемая здесь,на сегодняшний момент не нова. В последнее время публикуется достаточное количество работна данную тему, и многие из них формируют негативный образ подростка,
пассивного, не умеющегокреативно мыслить, не способного самостоятельно решать встающие перед ним задачи и ищущего готовые ответы в интернете; либо излишне агрессивного, по поводу и без повода восстающего против своего взрослого социального окружения (родителей, учителей), не могущего зачастую выстраивать в реальной жизни отношения со сверстниками и заменяя их виртуальным общением посредством мобильных телефонови компьютеров.
Авторданной работыв течение многих лет является преподавателем курсов возрастной и педагогической психологиидля студентов, готовящихся стать учителями общеобразовательных школ. По окончании изучения курсов студенты направляются на активную педагогическую практику, при этом встает вопрос, какое же звено лучше выбрать для ее прохождения –младшее, среднее или старшее? Из года в год среди студентов бытует четкое мнение о том, что ученики начальной школы –наиболее благодатный «материал» для выработки и оттачивания профессиональных компетенций, ибоони еще глубоко мотивированыпроцессомобучения,послушны и ориентированы на педагога как на значимую авторитетную фигуру. На втором месте по «оптимальности» ученического контингента находятся старшеклассники: по мнению будущих педагогов, эта возрастная категория учащихся уже находится на ступени профессионального самоопределения, личностно и эмоционально устоялась и посему наладить контакт и дальнейшее взаимодействие в процессе урока с нею гораздо проще.Но проходить практику в среднем звене, с подростками, трудными, неуправляемыми, деградировавшими на гаджетах? Если и вступать во взаимодействие с представителями современного отрочества, то лишь в самом крайнем случае, когда иных вариантов уже нет.
Откуда же берется такой негативный собирательный образ подростка у студенческой молодежи, представители которой сами не так давно вышли из подросткового возраста? На наш взгляд, причин тому несколько. Вопервых, в общественном сознании глубоко укоренились представления о подростковом возрасте как о периоде «бунтарском», о том, что, по образному выражению Анны Фрейд, «быть нормальным в этот период –само по себе ненормально»; представления о «пустыне отрочества» (Л.Н. Толстой), когда ребенок теряет интересы и привязанности младшего школьного возраста и пока не может обрести новых, подростковых. Само слово «подросток» схоже со словом «росток» это нечто несформировавшееся, растущее, ищущее, несовершенное; от этого слова веет неуверенностью и ощущением некой пропасти под ногами. Вовторых,в классической возрастной психологии, как в зарубежной, так и в отечественной, подростковый возраст традиционно рассматривается как кризисный, как «период бури и натиска» (Ст. Холл), в котором господствуют эмоциональная нестабильность, противоречивость, конфликтность. Как указывает Ш.Бюлер, на возраст 1116 лет приходится негативная фаза психической пубертатности, в течение которой подростком «воспринимается прежде всего отрицательное», и он, находясь в этом возрастном периоде, больше страдает, чем радуется. Описывая типичных представителей подросткового периода, Ш. Бюлер пишет: «Они должны бушевать и кричать, проклинать и насмехаться, хвастаться и сердиться, даже если они сами замечают странность и некрасивость своего поведения»[4; 14].Л.С. Выготский подробно останавливается на особенностях развития сферы интересов в подростковом возрасте. В этот период старые, «доподростковые» интересы разрушаются и на их место приходят комплексные устойчивые новообразования, которые Л.С. Выготский обозначает термином «доминанты». «Эгоцентрическая доминанта» проявляется как выраженный интерес подростка к собственной личности, когда он начинает ощущать себя уникальным, отличным от других, индивидуальностью, центром мироздания. «Доминанта дали» выражается в установке подростка на отдаленные, глобальные жизненные цели, которые очень часто бывают нереалистичными, но тем не менее гораздо более субъективно значимыми и, чем те, что стоят перед ним в данный момент. «Доминанта усилия» стремление ребенка к преодолению и сопротивлению, что часто может проявляться в форме протестного поведения, резкойэмансипации от взрослых, хулиганстве, противопоставлении себя общепринятым авторитетам и т.п. И, наконец, «доминанта романтики», проявляющаяся в стремлении подросткако всему необычному,приключенческому, рискованному[2]
В концепции Д.Б. Эльконина приводятся такие симптомы подросткового кризиса, как негативизм и упрямство в отношениях со взрослыми, безразличие к оценке школьных успехов, так как главное теперь для него протекает за стенами школы, в компании сверстников, куда подросток приходит в поисках друга, того, кто переживает схожие с ним проблемы и потому сможет понять. Важнейшим новообразованием подросткового возраста, согласно Д.Б. Эльконину, является переживание подростком «чувства взрослости», которое может выражаться как в интеллектуальном и социальном аспектах (например, стремлении к самообразованию в выбранной сфере учебных интересов, увлечение интеллектуальными играми, философией, политикой; попытками выполнять социально значимую деятельность –помощь близким взрослым, волонтерство и т.п), таки во внешнем аспекте, стремлении подражать взрослому образу жизни, причем часто в негативном ключе –сквернословить, употреблять спиртные напитки, курить, увлекаться азартными играми и прочее[4].
Таким образом, в классических концепциях подросткового возраста образ подростка представлен большей частью как
противоречивый, кризисный, трудновоспитуемый. Именно этот образ и усваивают слушатели курса возрастной психологии в процессе чтения и анализа учебной психологической литературы, что формирует у них к этой возрастной категории учащихся несколько, на наш взгляд, предвзятое отношение.
Анализ современных литературных источников, посвященных проблематике подросткового возраста, не добавляет создаваемой в сознании студентов картине оптимистических красок.Так, например, в работе Н.П. Котельниковой [3] приводятся описания интеллектуальных особенностей подростков, провоцируемых внедрением в нашу жизнь цифровых технологий. Подростковое поколение обладает способностью параллельно решать несколько ментальных задач посредством интернета, молниеносно перемещаясь с одного сайта на другой (например, ведя переписку в социальной сети и одновременно выискивая информацию к докладу по обществознанию). Данная способность, на первый взгляд положительная, чревата тем, что подростки не могут выполнять линейные задания, например, подолгу читать и писать, поскольку внимание не обладает устойчивостью и быстро отвлекается от предмета активности.
Самостоятельные научные поиски студентов –слушателей курса возрастной психологии, апелляция к собственному опыту взаимодействия с подростками привели их к коллективному выводу о том, что современное подростковое поколение обладает следующими доминирующими чертамив когнитивной и личностной сферах.Излишняя агрессивность, неуправляемость,неконтролируемостьповедения.Подростки жестко дерутся по ничтожным поводам (причем независимо от половой принадлежности), не воспринимают учителей и родителей как авторитеты, грубят, выражаются в их адрес нецензурными словами. Неконтролируемая агрессивность во многих случаях переходит в жестокость, отсюда –подростковые издевательства над животными, нанесение друг другу и самим себе телесных повреждений; зачастую такое поведение демонстративно, снимается на видео, размещается в социальных сетях.Инфантильность, легкомыслие, беспомощностьв решении проблем. При наличии внешней взрослости, при стремлении как можно скорее эмансипироваться от родителей подростки тем не менее легко пасуют перед маломальски серьезными трудностями(бытовыми, социальными, учебными) и как можно быстрее обращаются за помощью квзрослым, которым минуту назад себя противопоставляли. «Потребительское сознание».Материальные ценности подростков преобладают над духовными, подрастающее поколение живет в погоне за престижными вещами с целью приобрести себе значимый статус в референтной группе сверстников Зависимость от гаджетов, интернета(в частности –социальных сетей). Подростки выкладывают в социальные сети фотографии, статусы, находясь в зависимости от количества «лайков» и «репостов», без которых самоценность подростка и его ценность в глазах значимых сверстников якобы снижается.Клишированная устная речь,использование в ней заученных интернетштампов. Подолгу общаясь в социальных сетях, читая паблики, комментарии к ним, подростки осваивают специфический «интернетязык» в виде отдельных слов и целых словосочетаний, который потом автоматически переносится и в устное общение: например, «лан» вместо «ладно», «норм» вместо «нормально»; «чтото пошло не так», «ты не ты, когда голоден» и пр.Интеллектуальная пассивность,необразованность, отсутствие внутреннеймотивации учебной деятельности.Подростки не хотят на требуемом учителями уровне изучать школьные дисциплины, не читают дополнительную литературу по предметам, относятся к учению формально по принципу «лишь бы взрослые не донимали». Н.П. Котельникова в своей статье высказывается по этому поводу очень категорично: «нынешнее поколение не способно думать»[3].
«Клиповое мышление».К подросткам применим этот термин, который появился в западной психологии в 90х годах ХХ века и который обозначает способность сознания воспринимать объекты внешней среды не линейно, подробно, развернуто, но в форме ярких коротких стимулов, действующих на перцептивную сферу поэтапно. По этой причине подростки не могут воспринимать объемные научные и художественные тексты во всем многообразии авторских идей. Они могут охватить сознанием лишь его сокращенный вариант, причем часто только при сопровождении его видеорядом(картинками, видеороликами), и сделать его краткий пересказ. Учащиеся не могут выслушивать длинные монологи учителя при объяснении нового материала без визуального подкрепления и наличия в нем элементов занимательности.Отсутствие интереса к процессу чтениякак таковому, как следствие –отсутствие навыков работы с текстом. Данная особенность подросткового возраста вытекает как раз из «клиповости» его мышления. Чтение как рецептивный вид речевой деятельности, особенно синтаксически сложных, больших по объему, нагруженных смыслом текстов требует от человека недюжинных интеллектуальных усилий, умения анализировать, обобщать получаемую информацию, концентрировать длительное время свое внимание на одном и том же объекте. Подростки –представители «цифрового поколения» привыкли к быстрой смене деятельности, объектов восприятия, молниеносным результатам, поэтому интерес к чтению быстро теряется. Как видно из приведенных тезисов, собирательный портрет подростка –современника состоит преимущественно из негативных черт. В итоге в сознании будущего специалиста –педагога возникает образ некой «пустышки», на которуюне хочется тратить время и которой нецелесообразно отдавать свои жизненные силы и энергию. На данном этапе рассуждений логично возникает вопрос: а так ли все на самом деле? Можно ли применить описанный выше образ если не ко всем современным подросткам, то хотя бы к большинству из них? С этим вопросом студенты –будущие педагоги и отправились на активную практику в школу, в рамках которой общения с «живыми,настоящими, не –книжными» подростками было, разумеется, не избежать.Результаты педагогической практики можно назвать в этом ключе чрезвычайно позитивными и оптимистичными. Образ «неуправляемого низко интеллектуального непонятного подростка –монстра» в сознании студентов претерпел значительные изменения в положительную сторону. Излишняя агрессивность, отсутствие коммуникативного контроля при общении со взрослыми, учителями? Да,наблюдается, но далеко не у всех и во многом зависит от отношения к подростку самого учителя. Если учитель не противопоставляет себя детям, не подчеркивает при каждом удобном случае, что они здесь «никто» в силу своего возраста статуса и посему должны беспрекословно его слушаться, не повышает голоса, то и агрессивное поведение в его адрес если и будет проявляться, то в единичных случаях. Студентыпрактиканты, выстраивая педагогическое общение с подростками именно в таком русле, смогли убедиться в этом на собственном опыте.То, что современные подростки –сплошь нечитающее поколение, было отвергнуто начинающими педагогами как чистой воды заблуждение. Как показала практика, дети в 13 лет цитируют Ремарка и Цветаеву, без затруднений называют своего любимого писателя и его произведения (в основном это приключенские и фантастические истории). Почему у старшего поколения возник миф о том, что подростки не читают? Да потому что взрослым очень хочется, чтобы их родные дети или их ученики увлекались классической литературой как кладезью нравственных, эстетических и духовных ценностей. Однако следует понимать, что это абсолютнонереально, потому что классическая литературачрезвычайносложна для восприятия и понимания, написана очень непростым языком как минимум столетие назади не соответствует темпу сегодняшней жизни. Кроме того, подобное представление о «нечитающем поколении» может сложиться по причине того, что подростки отвергают те книги, которые были любимы их родителями, формируют собственные вкусы и предпочтения литературных жанров, что часто идет вразрез с родительскими представлениями и ожиданиямии рождаетмнение: «читатьто они, может, и читают, да все не то».Представления об интеллектуальной пассивности подростков многими студентами было заменено на представление о подростковой креативности мышления. Многие ученики демонстрировали неординарный подход к подготовке и выполнению внеклассных мероприятий, организуемых практикантами, радостно откликались на нетрадиционные формы проведения уроков, формировали и формулировали собственные идеи относительно тех или иных аспектов изучаемого материала. Наличие внутреннеймотивации учения как направленности на сам процесс познания во многом зависит от того, насколько сам учитель заинтересован тем, что он преподает. Студенты, пришедшие в школу на практику, в большинстве своем готовились к урокам с энтузиазмом, тщательностью, чем вызывали ответную реакцию со стороны своих «подопечных». Интернету подростки, конечно, уделяют много времени и внимания, но эта картина не столь удручающа, как кажется многим представителям «взрослого» поколения, подростки «сидят» в интернете отнюдьне больше, чем их родители и учителя. И если школа ведет грамотную политику относительно использования во время урока мобильного телефона, если учителя четко отслеживают соблюдение установленных правил всеми без исключения учащимися, то учебному процессу интернет и гаджеты не препятствуют. Кроме того, интернет подростки используют не только как источник и условие приятного праздного время препровождения, но также как хранилище полезной учебной и общеразвивающей информации, которую они научаются искать и отделять нужное от второстепенного. Ну, и наконец, «клиповое» мышление подростков –это не зло, не признак интеллектуальной деградации, а лишь специфическая черта новой генерации, которую начинающие педагоги, будучи близки по способу мышления с самими обучающимися, быстро научились оборачивать во благо учебному процессу, всего лишь подстроив под это мыслительное своеобразие методику преподавания своего предмета. Студенты в работе с учениками –подростками использовали яркиепрезентации с картинками и четкими, запоминающимися формулировками;обращались к интерактивным методам –кейс –стади, дискуссиям, работой со смартдоской и т.п.Такимобразом, вступив в непосредственный контакт с подростками, будущие педагоги, а вслед за ними и автор статьи смогли воочию убедиться в том, что нынешнее молодое поколение –не есть поколение деградирующее. Юные люди лишь обладают специфическими возрастными особенностями, на которые педагогам не нужно сетовать, но которые при правильном подходе можно обратить во благо как подростку, так и самому себе как профессионалу.
Ссылки на источники1.Бюлер Ш. Что такое пубертатный период//Психология подростка, Хрестоматия/сост. Ю.И. Фролов. М.: Российское педагогическое агенство, 1997. С. 9192.Выготский Л.С. Педология подростка. Развитие интересов в подростковом возрасте//Собрание сочинений в 6 томах. М, 1984. Т.4. С 4044163.Котельникова Н.П. Портрет современного подростка//Молодой ученый. 2015. №5. С. 5875894.Эльконин Д.Б. Некоторые аспекты психического развития в подростковом возрасте//Материалы симпозиумов (IXнаучная конференция по возрастной морфологии, физиологии и биохимии). М., 1969.