Индивидуальный подход к диагностике речевого дыхания у заикающихся дошкольников

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Филютина Т. Н., Быстрова О. И. Индивидуальный подход к диагностике речевого дыхания у заикающихся дошкольников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 246–250. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970376.htm.
Аннотация. В данной статье рассматривается процесс диагностики физиологического и речевого дыхания у старших дошкольников с заиканием и обосновывается необходимость индивидуального подхода к процессу коррекции речевого дыхания. Индивидуальный подход к диагностике, а в дальнейшем к коррекции рассматривается как одно из основных условий в преодолении заикания дошкольников.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Быстрова Ольга Ивановна,бакалавр 4 курса, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринскbystrowa.olya@2012yandex.ru

Филютина Татьяна Николаевна,кандидат педагогических наук, профессор ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. ШадринскFilyutina1960@mail.ru

Индивидуальный подход к диагностике речевого дыхания

у заикающихся дошкольников

Аннотация.В данной статье рассматривается процесс диагностики физиологического и речевого дыхания у старших дошкольников с заиканием, и обосновывается необходимость индивидуального подхода к процессу коррекции речевогодыхания. Индивидуальный подходк диагностике, а в дальнейшем к коррекции рассматривается как одно из основных условий в преодолении заикания дошкольников.Ключевые слова:заикание, дошкольники, физиологическое дыхание, речевое дыхание, индивидуальные характеристики заикания, единство индивидуального подхода и коррекции речевого дыхания.

В настоящее время среди речевых патологий заикание занимает особое место и считается одним из распространенных расстройств речи у детей. Из научных источников известно, что такой формой речевого расстройства как заикание страдает от 1,5 до 3% населения. Среди детей страдающих заиканием, мальчиков больше в 4 раза, чем девочек.[1]. У детей, живущих в сельской местности, данное заболевание встречается реже –примерно 1,6% [2].К заиканию приводит нарушение дыхания считает Н.И.Жинкин, таким образом, важным моментом работы с детьми с заиканием является постановка правильногодыхания[3].Чаще всего заикание возникает у детей в дошкольном возрасте в сензитивный период развития речевой функции от 2до 4 лет. Исходя из этого, Ю.А. Флоренская назвала такое нарушение эволюционным заиканием, а К.П. Беккер,М. Совак,Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова –заиканием развития.Благодаряученымизучавшим природу и механизмы заикания (Л.И.БеляковаМ.И. Буянов,Б.З. Драпкин, Н.А. Власова, Н.И. Жинкин,В.В. Ковалев, Р.Е. Левина,А.Р. Лурия,В.М. Шкловский и др.) дало возможность разрабатывать достаточно эффективные механизмы преодоления многообразных по своей природе и проявления типов, видов заикания.Многие исследователи считают причину заикания у детей в нарушении регуляции дыхательной функции, эта патология речевого дыхания очень сильно выражена[1, 4].По мнению М.Е. Хватцева, заикание –это своеобразное, по преимуществу функциональное дискоординационное расстройство речи. Внешне проявляется в судорожных нарушениях речевого ритма, связанных с предшествующими и одновременными болезненными неврологическими и психическими изменениями, особенно в эмоционально –волевой сфере.В настоящее время выделяются две группы симптомов заикания –это физиологическиеи психологические. К физиологическим симптомам относятся речевые судороги, нарушения ЦНС, физическое здоровье, общая и речевая моторика. К психологическим –фобии, навязчивые мысли, уловки, степень фиксации и особенности личности заикающегося.Таким образом, разрабатывая индивидуальную коррекционную программу для заикающихся детей, мы должны стремиться достичь положительных результатов. Логопедическая работа должна быть построена с учетом индивидуальных особенностей испытуемых.Целью констатирующего эксперимента являлось выявление уровня развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста с заиканием.

Исходя из поставленной цели, на констатирующем этапе эксперимента решались следующие задачи:1.Подобрать диагностические методики и выявить особенности речевого дыхания у заикающихся дошкольников.Для достижения этих задач нами использовались следующие методы:1. Изучение логопедической документации речевые карт;2. Констатирующий эксперимент.Для выполнения второго блока мы использовали ряд диагностических методик:I. Схема А.И. Максакова оценивание преобладающего типа дыхания: II. Диагностические задания, состоящие из 5 серий, предложенные Е.Ф. Архиповой с критериями оценки речевого дыхания [5].Изучение анамнестических данных по речевым картам детей троих заикающихся дошкольников показало, что у всех обследуемых детейимеет место проявление нарушений в различных периодах развития.Данные речевых карт мы обработали и проанализировали полученные результаты анализа, свели их в таблицу 1.Таблица 1Проявление заикания у испытуемых

№п/пИмя Ф.Характер запинокФорма судорогЧувство темпоритма,речевых и неречевыхдвиженийЛокализация судор.Степень заиканияТечен. заиканРазвитие общей моторики, артикул.,Ведущая рукаВид заикания1.МашаМ.Судор.запинки

КлонотоничРечевой темп замедлНеречевой ритм не достаточно развитАртикуляц.(Судорога губ)Средн.Волнообраз.Мотор.N; недост. подвиж губ; бедная мимика;правшаНевротическая2.Дима О.Судор. запинки КлоничРечевой темп ускор.Неречевой ритм не достаточно развитДыхательн.(инспират)ЛегкаяРецидивир.Вполне сформир.правшаНевротическая3.Юлий Б.Судор.запинки

КлоничРечевой темп –N,Неречевой ритм не достаточно развитДыхательн.(инспират)ЛегкаяРецидивир.Вполне сформир.бедная мимика;правшаНевротическая

Из таблицывидно, что в результате у детей имеются судороги мышц речевого аппарата преимущественно в дыхательном отделе. При чем: у Димы О. и Юлия Б.инспираторные судороги, у Маши М. отмечается артикуляционная судорога губ. Из сведений медицинской документации нам стало известно, чтоу всех испытуемыхдетей невротический вид заикания.У Димы О. и Юлия Б. отмечается рецидивирующий тип течения заиканиявлегкой степени. У Маши М. наблюдается волнообразный тип течения заикания со средней степенью. Левшество не отмечается. Чувство ритма у всех детей не достаточно развито. Форма судорог в большинстве клоническая и в одном случае клонотоническая, общая моторика у всех детей сформирована, артикуляция у Димы О. и Юлия Б. достаточно развита, у Маши М. слабая артикуляция губ, у Юлия Б. Маши М. недостаточно развита мимика.Таким образом по анализуречевых карт детеймы видим, что при невротическом виде заикания судороги мышц речевого аппарата преобладают в дыхательном отделе. Звукопроизношение при этом виде заикания не страдает, только, если при функциональной дислалии. Особенности общей моторики без выраженных нарушений. Для заикающихся данной группы упражнения могут быть разнообразны по форме, ритму и темпу.Кроме того для детейэтой группы характерны быстрая истощаемость, поэтому тренировочные упражнения не должны быть длительными по времени.Обследуя детейпо схеме А.И. Максакова и серии диагностических заданий Е.Ф. Архиповой мы установили, что у детей с заиканием отмечаются нарушения в сформированности диафрагмального типа дыхания, длительностии силы внеречевого и речевоговыдоха, а так же речевого дыхания. Полученныеданные анализируются ниже.: 1. Доминирующий тип дыханияВыявленный нами результат свидетельствует о преимущественной несформированности у дошкольников с заиканием полного и совершенного типа дыхания, который позволял бы не только набирать наибольшее количество воздуха, но и выдыхать его полно, сильно и эластично с участием всех видов мускулатуры. Полученный результат отражен в таблице 2Таблица 2Распределение испытуемых по доминирующему типу дыхания,

в баллах (А.И. Максаков)

№п/пИмя Ф.Верхнереберный (ключичный) тип дыханияГрудной тип дыханияСмешанный (диафрагмальный) тип дыхания1.Маша М.1 балл

2.Дима О.

2 балла

3.Юлий Б.

3 балла

Из таблицы видно,что у всех испытуемых не сформирован грудобрюшной (диафрагмальный) тип дыхания, наиболее оптимальный для речевой функции.

у 1 испытуемого преобладает верхнереберный (ключичный) тип дыхания 1 балл. Так, Маша М. привыполнении задания демонстрирует верхнереберный (ключичный) тип дыхания, то есть легкие заполняются воздухом за счет подъема ключиц и расхождения верхних ребер с поднятием плеч. Аналогичные данные мы получаем при наблюдении за дыханием ребенка во время игровой и речевой деятельности. Тип дыхания оценивается в 1 бал.–у 1 испытуемогосформирован грудной тип дыхания. При выполнении задания у Димы О. мы наблюдаем преимущественно грудной тип дыхания, при этом вдох и выдох воздуха осуществляется не равномерно, с разной силой. Аналогичные данные мы наблюдаем во время игровой деятельности. Тип дыхания оценивается в 2 балла.

у 1 испытуемого –Юлия Б. выявляетсядиафрагмальный тип дыхания. Данный тип дыхания Юлий также использует во времяигровой и речевой деятельности, оценка –3 балла.Данные свидетельствуют о необходимости формирования у детей диафрагмального типа дыхания. Задачей формирующего эксперимента будет расширить физиологические возможности дыхательной функции, используя дыхательные упражнения для развития диафрагмального типа дыхания у Маши М. и Димы О., а также закрепление диафрагмального дыхания у Юлия Б.

2. Длительность внеречевого выдохапредставлена в таблице 3.Таблица 3Распределение испытуемых по длительности внеречевого выдоха

№ п/пИмя Ф.

Время выполнения задания

34 секунды56 секунд79 секунд1.Маша М.+

2.Дима О.

+

3.Юлий Б.

+

Подвергнув анализу полученный результат, мы можем констатировать, что удетей с заиканием развитие внеречевого дыханияимеет низкие показатели (1 испытуемый) и средние показатели (2 испытуемых). Это свидетельствует о преимущественной слабости внеречевого дыхания детей,решением задачи формирующего экспериментабудетявлятьсяразвитиеэтогонарушенияречевойфункции.

3. Сила выдоха, умение целенаправленно посылать воздушную струю. Полученные данные отражены в таблице 4.Таблица 4Распределение испытуемых по силе выдоха (Е.А. Архипова)

№ п\пИмя Ф.Время выполнения задания

34 см56 см79 см1.Маша М.+

2.Дима О.

+

3.Юлий Б.

+

В испытаниях третьего задания большинство детей показалине высокие результаты. Это говорит о том, что сила выдоха и умение целенаправленно посылать воздушную струю не сформировано, дети не могут сделать достаточный вдох для дальнейшего его выдоха. Это важно учесть при подборе дыхательных упражнений для развития физиологического дыхания в коррекционной программе формирующего эксперимента. Один ребенок из обследуемых справился с заданиями, он продемонстрировал наилучшие показатели силы внеречевого выдоха (7 9 см) и достаточное умение целенаправленно посылать воздушную струю, что свидетельствует о развитии дыхательных мышц.

4. Длительность фонационного выдоха, результаты испытаний отражены в таблице 5.Таблица 5Распределение испытуемых по длительности фонационного выдоха

№ п\пИмя Ф.Время выполнения задания

до 4 сек46 сек68 секБолее 8 сек1.Маша М.1балл

2.Дима О.

2 балла

3.Юлий Б.

3 балла

Проанализировав результаты выполнения задания, мы можем констатировать, что у всех детей выполнение задания имеет различный результат длительности фонационного выдоха.Так нами выявлено, что у 1 ребенка, имеется низкий показатель длительности фонационного выдоха (до 4 сек). У него дрожал голос, чувствовалась прерывистость в произнесении, что свидетельствовало о попытке ребенка использовать почти весь воздух, находящийсяв легких.

У 1 ребенка низкий показатель длительности фонационного выдоха (46 сек).У мальчика отмечается более длительный выдох, но он не достигал средней отметки, также отсутствовала плавностьфонационного выдоха.У 1 ребенка, имеется средний показатель длительности фонационного выдоха (68 сек). При выполнении задания у него отмечается умеренная длительность речевого выдоха, отсутствие плавности выдоха и иногда дрожал голос.

В группе обследуемых не отмечается детей с дальностью выдоха выше средней.При этом нами обозначено, что при выполнении задания при произнесении звуков у некоторых детей дрожал голос, чувствовалась прерывистость в произнесении, что указывало: дети по возможности пытались использовать почти весь воздух, находящийся в легких. Это подтверждает то, что у детей не достаточно развиты физиологические возможности дыхательного аппарата. Это определит задачу нашего формирующего эксперимента (постановка грудобрюшноготипа дыхания и формирование длительного выдоха через рот).

5. Характер речевого дыхания. Полученный нами результат отражен в таблице 6.Таблица 6Распределение испытуемых по количеству вдохов

№ п/пИмя Ф.Время выполнения задания

До 3х вдохов45 вдохов68 вдохов1.Маша М.

+2.Дима О.

+

3.Юлий Б.

+

Контроль количества слов, которые дети могли произносить на одном выдохе при чтении стихотворения А. Барто «Бычок» без дополнительного добора воздуха, обнаружил:

2 испытуемых смоглисправиться с заданием, осуществивот 45вдохов, это средний результат эксперимента:

Дима О. читая стихотворение, сделал вдох перед чтением и воспроизвел на одном выдохе одну строку –3 слова (8 слогов),затем добирал воздух перед каждой строкой и всего произнес в дальнейшем: во второй строке –3 слова (6 слогов), в третьей –3слова(7 слогов), в четвертой –3 слова (7 слогов). Юлий Б. добор воздуха в основном выполнял после каждой прочитанной строки, соответственно результат такой же, как у Димы.1 испытуемый –Маша М., читая стихотворение, дети совершали вдох перед каждой новой строкой, причем начинала свое высказывание на остаточном выдохе, т. е. перед чтением не делал вдоха, затем добирала воздух перед каждой строкой, перед словом «качается» перед словами «доска кончается» сделала паузу, добирая воздух для дальнейшего высказывания, «Идет бычок,/ качается», «Ох,/ доска кончается», «Сейчас я/ упаду» т. е. выдоха ей не хватало для произнесения трех и более слов.Результат:

в первой строке 2 слова (4 слога), 1 слово (5 слогов);

во второй строке –вдох перед строкой, 3 слова (6 слогов);

в третьей строке –вдох, 2 слова (6 слогов);

в четвертой строке –вдох, 3 слова (6 слогов).В итоге выполнение заданияоценивается как низкая норма (68 вдохов).

Важно отметить, что для произнесения 45 слов детям не хватало воздуха, так как в конце чтения они делали дополнительные вдохи, которые прерывали речь. Некоторые же ребята, читая стихотворение, перед словами «доска кончается» делали паузы, добирая воздух для дальнейшего высказывания. Из таблицы видно, что у всех исследуемых отмечаетсянедостаточно развито речевое дыхание, показатели у всех детей не превышают среднего уровня. По итогам проведенного исследования представим сводные результаты в таблицах 7. и 8. Таблица 7Результатысостояния дыхательной функции

(А.И. Максакова, Е.Ф. Архипова)

№п/пИ. Ф. ребенка

Доминирующий тип дыханияДлительнос.внеречевого выдохаСила выдоха, умение целенаправленно посылать воздушную струюДлительн.фонационного выдохаХарактер речевого дыхания1.Маша М.Верхнереберный (ключичный)34 с34 смДо4 с68 вдохов2.Дима О.Грудной56 с56 см46с45 вдохов3.Юлий Б.Грудобрюшной (Диафрагмальн)56 с79 см68с45 вдохов

Из таблицы видно, что у всех детей длительность внеречевого выдоха и фонационного выдоха ниже нормальных показателей.Таблица 8Развитие речевого дыхания детей старшего дошкольного возраста

с заиканием на констатирующем этапе эксперимента

№ п/пИмя Ф.

Доминир. тип дыханияДлительность внеречевого выдохаСила внеречевого выдохаДлительность фонационн.выдохаХарактер речевого дыхания1.Маша М.Низкий ур.Низкий ур.Низкий ур.Низкий ур.Низкий ур.2.Дима О.Низкий ур.Средний ур.Средний ур.Низкий ур.Средний ур.3.Юлий Б.Средний ур.Средний ур.Высокий ур.Средний ур.Средний ур.

Из таблицы видно, что у Машипо всем показателям речевого дыхания диагностируется низкий бальный уровень оценки.У Дмитрия –низкие уровневые показатели по доминирующему типу дыхания и длительности фонационного выдоха.У Юлия –низкие показатели не диагностируются для данного испытуемого более благоприятный прогноз для коррекционной работы.Индивидуальные особенности речевого дыхания испытуемых диктуют нам индивидуальный подход к коррекционной работе. Мы сделали попытку систематизировать индивидуальные особенности в таблице 9.Таблица 9.Индивидуальные особенности исследуемых детей по результатам констатирующего эксперимента

Имя Ф. Маша М.Дима О.Юлий Б.Эмоциональное и физическое состояние ребенка1.Эмоциональное и физическое напряжение

1. Эмоциональное и физическое напряжение1. Эмоциональное и физическое напряжениеМоторика2. Недостаточная подвижность губ2.N2.NНеречевой темп и ритм3. Недостаточное развитие неречевого ритма3. Недостаточное развитие неречевого ритма3. Недостаточное развитие неречевого ритмаРечевой темп и ритм4. Темп речи незначительно замедлен4. Темп речи незначительно ускорен4.NРазвитие мимических мышц5. Недостаточно выражена мимика5.N5. Недостаточно выражена мимикаСтепень тяжести заикания6. Средняя степень заикания6. Легкая степень заикания6.Легкая степень заиканияЛоколизация судорог7. Артикуляторная судорога губ7. Дыхательная судорога (инспиратор.)7. Дыхательная судорога (инспиратор.)Тип течения заикания8. Волнообразный тип8. Рецидивирующий тип8. Рецидивирующий типДоминирующий тип дыхания9. Не сформирован диафрагмальный тип дыхания9. Не сформирован диафрагмальный тип дыхания9. Недостаточно сформирован диафрагмальный тип дыханияДлительность внеречевого выдоха10. Не развита длительность внеречевого выдоха10. Не достаточно развита длительность внеречевого выдоха10. Не достаточно развита длительность внеречевого выдохаСила внеречевого выдоха11. Не развита сила внеречевого выдоха

11. Не достаточно развита сила внеречевого выдоха11.NДлительность фонационного выдоха12. Не сформирована длительность фонационного выдоха

12. Не сформирована длительность фонационного выдоха12. Недостаточно сформирована длительность фонационного выдохаКачество речевого дыхания13. Не развито речевое дыхание

13. Недостаточно развито речевое дыхание13. Недостаточно развито речевое дыхание

На основе исследования мы можем сделать следующие выводы:

1.У всех испытуемыхстарших дошкольников с заиканием несформирован грудобрюшной (диафрагмальный) тип дыхания, присутствует эмоциональное и физическое напряжение и диагностируется недостаточное развитие неречевого ритма.2.

При условно нормативном развитии с возрастом у детей речевое дыхание должно становиться более продолжительным, однако мы наблюдаем у детей с заиканием другую картину. Испытуемые показали низкие и средние результатыдлительности, силы внеречевого выдоха, длительность фонационного выдоха ихарактер речевого дыхания.Речевое дыхание нарушается при выполнении простых речевых задач и характеризуется малым объемом вдыхаемого воздуха, нерациональным использованием выдоха, прерыванием выдоха для дополнительного вдоха. 3.Поэтому цель формирующего эксперимента будет в учете индивидуальных особенностей речевого дыхания испытуемых и соответственно дифференцированном подборе коррекционных упражнений и игр для каждого испытуемого. Кроме того, предполагается, что формированию речевого дыхания должна предшествовать нормализацияу детей с заиканием физиологической функции дыхания.

Ссылки на источники1.1.Белякова, Л.И. Заикание [Текст]: учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Логопедия» / Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова. –М.: В. Секачев, 1998. –304 с.2.Селиверстов, В.И. Заикание у детей: психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия: учеб. пособие для студ. высш. и средн. пед. учеб. Заведений [Текст]/ В.И. Селиверстов.4е изд., доп. М.: Владос, 2000. 208с.3.Жинкин, Н.И. Механизмы речи [Текст]/ Н.И. Жинкин. –М.: ДиректМедиа, 2008. –1104 с.4.4.Белякова, Л.И. Логопедия. Заикание [Текст] /Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова –М., 2003.5.5.Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей[Текст] / Е.Ф. Архипова–М.: АСТ: Астрель, 2007.