Современные проблемы развития предпринимательства в России

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Кохан В. К. Современные проблемы развития предпринимательства в России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 291–295. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970385.htm.
Аннотация. Совершенствование государственного регулирования и поддержки развития предпринимательства в России очевидно. Необходимо сокращение сроков и стоимости различных административных процедур, развитие субсидирования бизнеса, налоговое регулирование, введение системы льготных арендных ставок, оптимизация законодательства в сфере предпринимательской деятельности.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Кохан Владислава Константиновна,студент 2 курса ФЭФ БГУ им акад. И.Г. Петровского,г. Брянск

Научный руководитель: Беспалова О.В.,к.э.н., ст. преподаватель

Современные проблемы развития предпринимательства в России

Аннотация.Совершенствование государственного регулирования и поддержки развития предпринимательства в России очевидно. Необходимо сокращение сроков и стоимости различных административных процедур, развитие субсидирования бизнеса, налоговое регулирование, введение системы льготных арендных ставок, оптимизация законодательства в сфере предпринимательской деятельности.Ключевые слова:предпринимательство, экономика, проблемы, финансирование, господдержка.

Кризисные явления в российской экономике очередной раз обнажили те риски и вызовы для бизнеса, которые частично достались от советского, а затем и транзитного периода, частично –стали результатом современных экономических и политических трансформаций и нововведений. Безусловно, все это самым непосредственным образом сказывается на состоянии бизнесклимата в Российской Федерации. На развитие предпринимательства оказывает влияние масса факторов –все они должны рассматриваться в системе «угрозы и риски предпринимательства –меры защиты от них». Такой подход позволяет не просто комплексно подходить к анализу проблем развития предпринимательства, но и вырабатывать механизмы защиты для бизнессообщества в целом и каждого отдельного предпринимателя в частности.К числу ключевых негативных факторов, влияющих на бизнессреду и безопасность предпринимательства в России, следует отнести несовершенное законодательство, которое позволяет создавать многочисленные «лазейки» для недобросовестных конкурентов, а зачастую и почву для злоупотреблений со стороны бюрократического аппарата, правоохранительных органов (что особенно ярко проявляется на местах). В качестве примера можно привести закрепленный законодателем порядок регистрации и функционирования такой распространенной организационноправовой формы юридического лица, как общество с ограниченной ответственностью (ООО). Соответствующий закон не был проработан должным образом, что породило массу злоупотреблений. Ситуация изменилась лишь в 2009 году, когда в закон были внесены изменения и количество судебных исков, в частности, по незаконным продажам юридических лиц резко снизилось. Несовершенство законодательства о банкротстве также предоставляло огромное поле «деятельности» для недобросовестных участников рынка и коррупционеров. Текущие изменения в законодательстве о банкротстве лишь частично снимают эту проблему. Часто бизнес сталкивается с тем, что чиновники «по своему» трактуют существующее законодательство. Так, строительный бизнес предполагает прохождение от 200 до 350 различных разрешительных процедур, и в разных регионах по одинаковым процедурам предъявляются разные требования. Однако законодатель сегодня все активнее озвучивает необходимость сокращения и упрощения процедур для бизнеса.В существенной коррекции нуждается и финансовое законодательство с целью повышения уровня прозрачности всей финансовойсистемы страны. Российская банковскофинансовая система в нынешнем состоянии сама зачастую выступает генератором рисков для отечественного предпринимательства. На сегодняшний день мы наблюдаем все признаки интерференции –наложения старого советского «наследства», прежде всего в вопросах финансового управления, на новые правила финансовых отношений, калькированные с западных образцов. В результате система регулярно дает сбои, создавая проблемы в финансировании малого и среднего бизнеса. Наряду со специфической монетарной политикой Центрального банка, консолидацией банковской отрасли и отдельных сегментов бизнеса это приводит, в частности, к запредельно высоким процентам на кредиты, которые попросту делают бизнес нерентабельным, отсутствию так называемых «длинных денег» и т.п. К примеру, в развитых странах процент по кредитам для мелкого и среднего бизнеса составляет от 0,1 до 34%, в России же –1525%. Кроме того, зачастую денежные средства просто не доходят до бизнеса, так как банки используют их для совершенно других целей –погашение собственных долгов, инвестирование в более выгодные бизнеспроекты, дающие быструю отдачу и т.п[1]. Поставленные государством задачи развития малого и среднего бизнеса в данном случае естественным образом отходят на заднийплан. В связи с этим нельзя не упомянуть и хорошо известную и крайне распространенную в России практику «откатов» при финансировании бизнеса, которая, кроме прочего, съедает существенную долю средств, выделяемых по целевым программам.Существующие изъяны в российской налоговой системе (прежде всего рост объемов отвлеченных средств изза неэффективного администрирования сборов налогов) и растущая налоговая нагрузка делают невыгодными многие необходимые для предпринимателейвиды бизнеса. Нормальной стала ситуация, когда общая сумма налогов превышает сумму дохода, что в свою очередь приводит к практике «черных зарплат», так называемой «оптимизации», попросту выводу капиталов за пределы РФ. Постоянные изменения в налоговом законодательстве и механизмах налоговой отчетности также не могут положительно сказываться на развитии бизнеса в России. Отданная на откуп регионам инициатива федерального правительства по предоставлению «налоговых каникул» для начинающих предпринимателей, в случае если она будет реализована,лишь в перспективе даст ощутимый результат. Отдельного внимания здесь заслуживает распространенная в России практика неналоговых сборов с бизнеса, которая насчитывает более 60 видов только на федеральном уровне (например, сборы за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; патентные пошлины; платы за пользование водными объектами; платы за негативное воздействие на окружающую среду и за использованиелесов; ветеринарные сборы и т.д.) и которая весьма ощутима для бизнеса[2]. В настоящее время Министерство экономического развития рассматривает вопрос об отмене существенной части данных неналоговых сборов и переводе части этих видов платежей в группу налоговых. Это должно позитивно сказаться на развитии предпринимательства.Во многом советскому наследию мы обязаны обилием всевозможных контрольных и надзорных структур, которые своей активностью отнимают у предпринимательских структур существенный ресурс,который мог бы пойти на развитие собственно бизнеса. Пожарные инспекции, Роспотребнадзор, ведомственные проверки и т.д. Государственные отраслевые структуры занимаются преимущественно постконтролем, а не созданием благоприятной среды для развития предпринимательства. В Российской Федерации отсутствует статистика по проверкам со стороны контрольных и надзорных структур, однако по данным соцопросов более половины предпринимателей в России отмечают растущее административное давление на бизнес. Одним из наиболее ярких примеров негативного влияния данного фактора на бизнес является целая отрасль –рыбная. Она, будучи высокоразвитой в советские времена, практически развалилась в условиях рынка. Давление контролирующих органов, а также ряд других обстоятельств,привели к тому, что рыболовам стало выгоднее сбывать сырье иностранным фирмам, нежели ждать проверки санитарного контроля, выдачи разрешения на ввоз сырья на территорию России, сбывать сырье по низким закупочным ценам, понимая, что последние вырастут в десятки раз, когда товар дойдет до покупателя и пр. Этот пример не является единичным. Запланированное введение единого реестра проверок (Прокуратура) и обсуждаемое в настоящий момент введение практики «надзорных каникул» в случае их полноценной реализации способны существенно облегчить процесс ведения бизнеса во всех отраслях.

Крайне отрицательный фон для развития предпринимательства в России создает недобросовестная конкуренция, которая предполагает для одних создание условий, делающих невозможным ведение бизнеса, а для других –систему «особых отношений», позволяющих бизнесу активно развиваться. Чаще всего подобные ситуации создаются при непосредственном участии государственных структур (коррупция). Набор инструментов достаточно широкий –от необоснованных проверок со стороны правоохранительных органов, обычно заканчивающихся усиленным контролем и предписаниями об устранении не существующих недостатков, затягивания выдачи лицензий и разрешений вплоть до заведения уголовных дел на владельцев бизнеса и руководство. Практика так называемых «заказных дел» широко распространена, чему в немалой степени способствует сравнительно невысокая стоимость данной «услуги» возбуждению уголовного дела оценивается от 10 тысяч долларов. Чаще всего для бизнеса это имеет крайне негативные последствия –за период, пока владелец находится под следствием, его бизнес переходит другому владельцу или просто разворовывается. Список проблем предпринимательства можно продолжать и продолжать, масса нерешенных вопросов имеется в области отраслевого регулирования (избыточная сертификация, блокирующая развитие целых сегментов рынка), таможенного регулирования, обеспечения прав интеллектуальной собственности, в такой сверхкоррумпированной области как подключение объектов к коммуникационным сетям и т.д.Однако именно коррупция и взяточничество порождают гипертрофированные формы, казалось, знакомые отечественному предпринимателю проблемы. В сочетании с повышенным криминальным фоном, сформировавшимся в транзитный период, когда происходили резкие изменения в социальноэкономической структуре государства, они дают крайне негативные эффекты для страны. Меры, против коррупции и взяточничества, предпринимаемые правительством, выглядят неадекватными масштабу угрозы и ее последствий для общества. В условиях, когда правоохранительные органы не могут обеспечить личную и имущественную безопасность предпринимателя, безопасность его бизнеса, многие предпринимателипросто бросают свои бизнеспроекты.

При том, что государство и особенно бизнессообщество предпринимают определенные усилия для коррекции нынешней негативной ситуации в сфере предпринимательства, риски и угрозы остаются. Таким образом, можно констатировать, что меры для защиты от них далеко не всегда адекватны.Однако особая роль в решении проблем предпринимательства принадлежит тем представителям бизнессреды, которые, четко осознавая свои интересы, объединяются в деловые союзы для достижения целей совместными усилиями. Указанное обстоятельство становится одним из ключевых факторов развития предпринимательства в России и решения проблем в этой сфере. Таким образом, и у государства, и у бизнессообщества сложилось понимание, что все обозначенные выше проблемы требуют комплексного подхода и ресурсов для решения со стороны законодателя и предпринимателей.

Еще одним немаловажным фактором становятся интеграционные процессы на пространстве Евразии. Так, создание Евразийского экономического союза создает новые возможности для развития предпринимательства, в особенности малого и среднего бизнеса. Опыт последних десятилетий показывает, что ведущую роль в реализации интеграционных процессов на постсоветском пространстве играет Российская Федерация. Таким образом, Россия, будучи ведущим субъектом евразийских интеграционных проектов, несет и большую долю ответственности за их реализацию. Российское бизнессообщество не может не осознавать, что оно разделяет эту ответственность. Данное обстоятельство должно подталкивать предпринимательскую среду в России к объединению и более активному артикулированию своих интересов. Государство же, в свою очередь, должно реализовывать международные экономические интеграционные проекты, ориентируясь, прежде всего на интересы бизнессообщества. В противном случае, экономические интеграционные проекты будут носить эфемерный характер.В январе 2013 года состоялась ежегодная международная конференция –Гайдаровский форум2013 «Россия и мир: вызовы интеграции, где одной из основных задач России была названа необходимость достижения устойчивого экономического роста (не ниже 5 % в год). Темпы экономического роста в России снижаются. По итогам 2013 года, рост ВВП составил 1,3%, в 2014 году –0,6%. ВВП России в 2015 году сократился на 3,8%, инвестиции в основной капитал снизились на 5,5%, что крайне негативно отражается на предпринимательском секторе. На сегодня, согласно данным опросов, около 1520% компаний сохраняют свои инвестиционные программы. Однако, продолжение кризиса вызовет сокращение проектов, снижение найма новых сотрудников. Возможно введение неполной рабочей недели, сокращение уже существующего персонала компаний[1].Ситуация выглядит еще более удручающей в связи со значительными результатами, достигнутыми Россией ранее, так, в 2012 году страна вышла на четвертое место в Европе по показателю абсолютного объема финансирования в технологические проекты, а также вышла на первое место по темпам роста финансирования.Уровень социальноэкономического развития России позволил сформироваться предпосылкам для формирования качественно иного, интеллектуального, ресурса, способного коренным образом изменить существующие финансовоэкономические модели и увеличить темпы социальноэкономического развития страны.Экономическое развитие России направлено на создание максимально благоприятных условий для предпринимательства, инновационное развитие предпринимательства, рост инвестиционной привлекательности российского бизнеса, усиление конкурентоспособности российского бизнеса с целями работы на открытых глобальных рынках в условиях конкурентной борьбы, что связано с необходимостью обеспечения системных и своевременных мер по корректировке условий налогообложения в государстве.Позитивным является решение принятия самостоятельного решения регионами по применению Упрощенной системы налогообложения при режиме уплаты 6% от доходов. С 2016 года субъект РФ сам решает, по какой ставке платить данный налог: от 1% до 6%, что может снизить налоговую нагрузку на бизнес. По Единому налогу на вмененный доход с 2016 года коэффициент К1, единый для всейРоссии, остался без изменений, он не был увеличен. Коэффициент К2, который утверждается местными властями, также дает определенную свободу к стимулированию развития предпринимательства на соответствующей территории. Также с октября 2015 года муниципальныеорганы власти имеют право снизить налоговую ставку (15%) до 7,5 % для отдельных категорий плательщиков ЕНВД. В 2016 году расширены виды деятельности по применению патента, его смогут ввести еще для услуг общественного питания без залов обслуживания, дляремонта компьютеров, производства хлебобулочной и молочной продукции и некоторых других видов деятельности.Согласно экспертным оценкам, издержки бизнеса, вызванные чрезмерными поверками, составляют от 1,5% до 7,5% ВВП. Ежегодно в России проводится более двух миллионов подобных мероприятий. Изменение данной ситуации позволит увеличить ВВП минимум на 2%. С 2016 года начал действовать трехлетний запрет на плановые проверки компаний с выручкой от реализации менее 800 миллионов рублей в год и численностью до 100 человек. Готовится к введению в действие дорожная карта, направленная на совершенствование системы государственного контроля на 20162017 годы. Одна из главных задач состоит в исключении дублирования функций министерств и ведомств. Еще одно важнейшее направление дорожной карты –решение проблем фиктивных жалоб, связанных с анонимными обращениями. Дорожная карта предусматривает введение предупредительных мер воздействия в том случае, если административное нарушение выявлено предпринимателем в первый раз. Введение ежеквартального торгового сбора явилось шоковой терапией для бизнеса, вызвав резкое падение деловой активности. Сбор уплачивается торговыми организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими общую или упрощенную системуналогообложения, вне зависимости от масштаба своей деятельности, то есть платится и микропредприятиями, и крупнейшими налогоплательщиками.Необходимость поддержки предпринимательства в России выявила обязательность обеспечения доступа компаний малого исреднего бизнеса к государственным закупкам. Итоги действия системы государственных закупок за 2015 год показали их достаточный объем, превышающий 10 % ВВП. Несмотря на общее снижение экономической активности, число участников торгов в системе государственных закупок растет. Существуют соответствующие директивы о необходимости соблюдения законодательства по обеспечению закупок у малого и среднего бизнеса.Необходимость дальнейшего совершенствования государственного регулирования и поддержки развития предпринимательства в России очевидна. Сокращение сроков и стоимости различных административных процедур, развитие субсидирования бизнеса, налоговое регулирование, введение системы льготных арендных ставок, оптимизация законодательства в сфере предпринимательской деятельности, способны минимизировать негативные изменения в экономике и стабилизировать деятельность предпринимательского сектора в России.

Ссылки на источники1.Евдокимова Ю.В. Анализ налоговой системы и налоговой политики РФ // Экономика и предпринимательство. 2015. № 2 (55). С. 296299.2.Шинкарёва О.В., Майорова Е.А. Оценка влияния введения торгового сбора на деловой климат в секторе розничной торговли России // Российское предпринимательство. 2015. 3.Беспалов Р.А. Финансы и финансовый менеджмент:общее и частное // Экономика и социум. 2016. № 51 (24). С. 293296.