Формирование образа мира в норме и при ЗПР

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Шарафутдинова Ю. И. Формирование образа мира в норме и при ЗПР // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 706–710. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970468.htm.
Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования образа мира у дошкольников в норме и особенностях его становления при ЗПР. Выделяются основные подходы к изучению образа мира.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Шарафутдинова Юлия Ильдаровна,магистрант кафедры специальной психологииФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбургyulia_9753@mail.ru

Формирование образа мира в норме и при ЗПР

Аннотация.Статья посвящена проблеме формированияобраза мирау дошкольниковв норме иособенностях его становленияпри ЗПР.Выделяются основные подходы к изучению образа мира. Ключевые слова:образ мира, задержка психического развития (ЗПР), дошкольники с ЗПР.

Дошкольный период –это периодактивногопознанияокружающегомира, смыслычеловеческих отношений, периодосознаниясебя в системе предметного и социального мира, развитияпознавательныхспособностей. Именно дошкольный возраст обеспечивает фундаментдля приобретения в дальнейшем любыхспециальных знаний и навыков и усвоения различных видов деятельности. Для того,чтобы ребенок мог воспринимать изменения в окружающем мире и преобразовывать окружающую действительность в соответствии с ними, у него должна быть основа для этого –образ мира, включающийпредставления о себе и других как составляющих этого мира.На формирование образа мира влияет ряд факторов, в частности задержка психического развития.

Образ мира является ядерной структурой личности, которая опосредует, преломляет через себя любое внешнее воздействиеи выполняет ориентировочную и регулятивную функции в жизнедеятельности человека.Образ мира формируется в процессе индивидуального опыта, т.е. деятельности и под влиянием общества. Образ мира возникаетв процессе взаимодействияс действительностью, отражающейся в мозговом субстрате и выполняющей ориентирующую роль по отношению к дальнейшим действиям. Другими словами –она служит совершенствованию и обогащению любой деятельности ребенка.По Н.П. Соуксу, образ мира субъекта представляет собой целостное, интегральное, динамическое образование психики, рассматриваемое в единстве трех, неразрывно связанных общей семантической структурой, компонентов: образа Я, образа Другого, обобщенного образа предметного мира [10]. Проблему образамира в отечественной психологии разрабатывалиК.А. АбульхановаСлавская, Е.Ю. Артемьева, Г.А. Берулава, А.Н.Леонтьев, В.В. Петухов, С.Д.Смирнов, Н.А.Чуешеваи др[1, 2, 4, 7, 8, 9, 11, 12]. Термин«образ мира» в научный обиход ввёл А.Н. Леонтьев, понимая его каксложное многоуровневое образование, обладающее полем смысла и системой значений. В настоящее время данное понятие имеет смысловые связи и в то же время различия с целым рядом психологических феноменов:«чувственный образ мира», «картина мира», «мировоззрение», «мировосприятие», «миропонимание»и др.Так, А.Н. Леонтьев отмечает, что чувственный и индивидуальный социокультурный опыт субъекта находится в основе индивидуального образа мира, однако, образ мира является амодальным и интегративным, а чувственный образ мира –модальным и конкретным[7].С.Д. Смирнов дифференцирует понятия«картина мира» и «образ мира»: «…образ мира имеет характер ядерной структуры по отношению к тому, что на поверхности выступает в виде той или иной модально оформленной и, значит субъективной картины мира[9, с. 22]». Примечанием является то,чтообраз мира –это ядерная структура личности по сравнению с картиной мира. Также как и С.Д.Смирнов, В.В. Петухов дифференцируетпредставление мира (образ мира) и знание о мире (картина мира). «Ядерные (образ мира) и поверхностные (знание о нём) структуры различаются как более и менее глубокие –уровни познания» [8, с. 15].Анализ современной литературы позволил выделитьтри основных подхода к изучению феномена«образ мира»(Таблица 1).Таблица 1Основные подходы к изучению образа мира

ПодходПонимание образа мираПсихология познания(А.Н. Леонтьев, В.В. Петухов, С.Д. Смирнов, Р. Эдер и др.)Образ мира –это ядерное образование по отношению к тому, что на поверхности выступает в качестве представления о мире или модально оформленной картины мира. Образ мира –это амодальное представление мира как системы ожиданий и прогнозов в категориальных формах интуиции и категорий, выступающих в качестве рабочих гипотез при взаимодействии с абсолютной реальностью окружающей среды.Образ мира –это ментальная репрезентация внешней реальности; начало и конечный результат любого познавательного акта, интегральный продукт активности всей системы познавательных процессов личности. Основными характеристиками образа мира являются амодальность, целостность, многоуровневость, эмоциональноличностный смысл, вторичность по отношению к внешнему миру. психология сознания(Е.Ю. Артемьева, Г.А. Берулава, В.П. Зинченко и др.)Образ мира –это пристрастная,субъективная модель мира, которая включает в себя рациональное и иррациональное, и может трактоваться как «фантом» мира, миф, а также как интегральный и универсальный текст, представляющийся в нашем сознании сложной системой разнообразных смыслов (текст культуры). Образ мира этоинтегральная система значений, идеальный продукт процесса сознания, его составляющая часть, вместе с чувственной тканью и личностным смыслом. Формирование образа мира выступает как процесс трансформации чувственной ткани сознания в значения.Образ мира –это индивидуальная система значений и специфика отношений между ними определяют особенности индивидуального семантического пространства личности. Формирование индивидуального языка личности и её языковой картины мира происходит в системе деятельностей в процессе усвоения индивидуального и культурного опыта.Психология личности(К.А. АбульхановаСлавская, Г.А. Берулава, Д.А. Леонтьев, и др.)Образ мира –это вид субъективного пространства личности, в котором отражается индивидуальный структурированный и субъективно преобразованный опыт человека в его реальных отношениях и неповторимых связях с окружающей действительностью.Образ мира это субъективная интерпретация человеком реальности, где реальность позволяет человеку ориентироваться в действительности.

Хотелось бы остановиться наконцепцииГ.А. Берулава об образе мира как мифологическом символе.«Образ мира» Г.А.Берулава понимает как «личностно обусловленное, изначально неотрефлексированное, интегративное отношение субъекта к себе и к окружающему миру, несущее в себе имеющиеся у субъекта иррациональные установки».В качестве критериев для исследования образа мира выделяютсясодержательные иформальные его характеристики. Формальные характеристики сгруппированы в три шкалы(Таблица 2)[4, с. 40]:Таблица 2Формальные характеристики образа мира (Г.А.Берулава)

Шкала формальных характристикПолюсыЭмоциональной насыщенностиЭмоциональности:люди с эмоционально насыщенным образом мира, у которых эмоциональный фон может быть как отрицательный, так и положительный.Индифферентности:люди с эмоционально нейтральным образом мира, у которых суждения лишены крайних эмоциональных оценок.ОбобщенностиИнтегральности: люди,у которых преобладает целостность, синтетичность, когнитивная простота в восприятии окружающего мира.Дифференциальности:люди склонные к восприятию различных объектов объективного мира, а образ мира у них когнитивно сложен, аналитичен, мозаичен, фрагментарен);АктивностиАктивности: люди с активнодеятельностным, творческим образом мира, у которых преобладают оценочные или нормативные суждения, ориентация на значимые события в будущемРеактивностилюди с пассивным созерцательным характером образамира, у которых объективный мир представляется как фатальное обстоятельство,которому нужно подчиниться, в суждениях преобладают оценки событийпрошлой жизни.

Исходя из содержательного анализа образа мира, также автором были выделены типы личности:Люди с эмпирическим образом мирахарактеризуются нравственно индифферентным отношением к окружающему миру, без наличия нормативноценностных категорий долженствования в суждениях.Люди с позитивистским образом мираотличаются наличием в своих высказываниях определённых нравственных догматов и правил отношения к свойствам других людей, своим личностным свойствам, а также к окружающему миру. У людей с гуманистическим образом мирапроявляются трансцендентные мотивы жизнедеятельности. Образ мира этих субъектов характеризуется заботой о благополучии других людейТаким образом, синтез вышеизложенных положений позволяет определить образ миракак:целостную обобщенную многоуровневую систему смыслов –представлений человека о мире, о себе и о других людяхв прошлом, настоящем и будущем; универсальный и интегральный текст, богатство смыслов которого отражено нашим сознанием;картину объективного мира, увиденную через призму трансцендентной реальности, ориентировочную основу поведения субъекта. Образ мира формируется благодаря познанию и обеспечивается единством интеллекта и аффекта. Согласно Л.С. Выготскому, вопервых, это единствозаметново взаимосвязи и взаимовлиянии этих сторон психики друг на друга на всех ступенях психического развития и, вовторых, оно обнаруживается в том, что эта связь является динамической, меняющейся.В структуредефектадетей с ЗПР первично страдает эмоциональноволевая сфера, а уже вторично познавательные функции, что в свою очередь, будет определять задержку становления образа мира во всех его составляющих и связях между ними, а также искажать характеристики его образа[5, 6].Задержка психического развития (ЗПР) не является грубым нарушением в развитии ребенка, которое выражается в замедленном темпе созревания различных психических функций. Для психической сферы таких детей наиболее характерным является сочетание дефицитарности функций с сохранными. Эта дефицитарность высших психических функций может сопровождаться инфантильными чертами личности и поведения детей. В отдельных случаях при этом,у одних детей снижается работоспособность, у других произвольность в организации деятельности, а у третьих мотивация к различным видам познавательной деятельности. Часто дети с ЗПРпоказывают более низкий уровень интеллектуального развития, который не соответствует их возрасту об этом можно судить, наблюдая,как они выражаютсвои эмоцииивзаимодействуютс окружающими. Интересы, потребности, уровень развития познавательных процессов таких детей соответствуют уровню развития детей более младшего возраста. Изучение представлений детей с ЗПР об окружающей предметной и социальной действительности, проведённое С.Г. Шевченко, показало, что к концу дошкольного возраста у них наблюдается дефицит в тех знаниях, умениях и навыков, которыми дети с нормой развития овладевают самостоятельно[13]. Белопольская Н.Л. отмечает, что детям с ЗПР дошкольного возраста характерны возможности к идентификации, которые в свою очередь, свойственны для детей более младшего возраста. У дошкольников с ЗПР самосознание отличается недифференцированностью представлений о своём «Я», доминировании в представлениях о себе только внешних признаков. Также, оценка детьми с ЗПР своих качеств личности, описание характера, поведения, характеризуются размытостью, дисгармоничностью отношения к себе (персонифицирование своего "Я", или недооценка) [3].Образ мира включает в себя такое понятие как «Образ Я», т.е. представление ребенка о самом себе, что является основополагающим в процессе социализации. У дошкольников с ЗПР этот процесс будет специфичен, так как у них отмечаются неполные, несовершенные и скудные представления об окружающем мире и себе. Суждения детей о предметах не разнообразны и нелогичны. Выявление этих особенностей является актуальной проблемой. Стоит заметить, что до настоящего дня, попыток изучения образа мира дошкольников с задержкой психического развития не предпринималось.Согласно исследованию Н.А. Чуешевой, становление образа мира у детей с ЗПР определяется рядом условий [12]:не должно быть нарушений биологической линии развития; соответствующее норме социальное пространство, т.е. культура; активность ребенка; адекватные условия воспитаний и обучения, которые будут соответствовать возрасту ребенка; родители, педагоги, другие взрослые, которые будут «помощниками» становления фундамента собственного образа мира ребенка.Вышеизложенное позволяет нам сделать ряд выводов:1.Образ мира –это целостное, интегральное, динамическое образование психики, рассматриваемое в единстве трех, неразрывно связанных общей семантической структурой, компонентов: образа Я, образа Другого, обобщенного образа предметного мира (Н.П.Соуксу). 2.Образ мира формируется благодаря познанию и обеспечивается единством интеллекта и аффекта.3.У дошкольников с ЗПР на протяжении всего дошкольного детства наблюдается взаимодействие с предметами избирательного характера,а явления окружающей действительности познаются только с помощью взрослого. Так как эмоциональная сфера ребенка с ЗПР первично недоразвита, он не может самостоятельно обращаться к системе личностных смыслов, осознавать их и, следовательно, сам «выходить вкультуру». Для дошкольников с ЗПР предметы окружающей действительности долгое время остаются на уровне осознания их общего значения, по причине чего, дети не способны использовать их как предметы «для себя» (личностный смысл).

Ссылки на источники1.АбульхановаСлавская, К.А. Принцип субъекта в отечественной психологии / К.А. АбульхановаСлавская // Психология. Журнал Высшей школы экономики. Т.2. №4. 2005. С. 321.2.Артемьева Е. Ю. Основы психологии субъективной семантики. –М.: Наука; Смысл,1999. –399 с.3.Белопольская Н.Л. Половозрастная идентификация: методика исследования детского самосознания М.,19954.Берулава Г.А. Образ мира как мифологический символ. –М.: Педагогическое общество России, 2001. –236 с.5.Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.: Издво АПН РСФСР, 1960.6.Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1982—1984.7.Леонтьев А. Н. Образ мира // Избранные психологические произведения. –М.: Педагогика, 1983. –С. 251–261.8.Петухов, В.В. Образ мира и психологическое изучение мышления/ В.В. Петухов // Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология. 1984 № 4. С. 1519.9.Смирнов, С.Д. Мир образов и образ мира как парадигмы психического мышления / С.Д.Смирнов // Мир психологии. 2003. №4. С. 18–19.10.Соуксу, Н.П. Исследование влияния образа мира субъекта на структуру и содержательные характеристики процесса самопознания / Н.П. Соуксу // Научнопрактический международный журнал «Гуманизация образования». 2006. №2. С. 1522.11.Чуешева Н.А. Понятие «образ мира» в психологической науке [Электронный ресурс] / Н.А.Чуешева // Вестник ТГПУ . 2007. №10.URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ponyatieobrazmiravpsihologicheskoynauke[Дата обращения 31.12.2016].12.Чуешева Н.А. Психологопедагогические аспекты становления картины мира при нарушенном развитии [Электронный ресурс] // Сибирский педагогический журнал. –2007. –№ 09 –URL: http://cyberleninka.ru/article/n/psihologopedagogicheskieaspektystanovleniyakartinymiraprinarushennomrazvitii ISSN 18134718. –[Дата обращения 31.12.2016].13.Шевченко С.Г. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи дошкольников с ЗПР. Пособие для дефектологов и воспитателей дошкольных учреждений. –М.: Школьная Пресса, 2005. –80 с.14.Eder R. A. Comments on childrens selfnarratives // The remembering self. Construction and accuracy in the selfnarrative / Ed.U. Neisser, R. Fivush. –Cambrilde : Cambridge University Press, 1994. –P. 180191.