Конструирование интеллектуальных карт с младшими школьниками при изучении окружающего мира

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Макушина А. Е., Новолодская Е. Г. Конструирование интеллектуальных карт с младшими школьниками при изучении окружающего мира // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 976–980. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970522.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются возможности использования конструирования интеллектуальных карт с младшими школьниками при изучении окружающего мира. Представлен опыт организации данной работы в рамках внеурочной деятельности, результаты анкетирования детей и анализ полученных результатов.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Макушина Анастасия Евгеньевна,студентка 4 курса психологопедагогического факультета, Алтайский государственный гуманитарнопедагогический университет имени В.М. Шукшина, г. Бийскnastya19045@yandex.ru

Новолодская Елена Геннадьевна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологопедагогического, дошкольного и начального образования, Алтайский государственный гуманитарнопедагогический университет имени В.М. Шукшина, г. БийскnovolEG2508@yandex.ru

Конструированиеинтеллектуальных карт с младшими школьниками при изученииокружающего мира

Аннотация.В статье рассматриваются возможности использования конструирования интеллектуальных карт с младшими школьниками при изучении окружающего мира. Представленыопыторганизации данной работы в рамках внеурочной деятельности, результаты анкетирования детей и анализ полученных результатов. Ключевые слова:интеллектуальные карты, исследовательская деятельность, конструирование, метапредметные результаты, структуризация учебного материала.

В ФГОС НОО указывается, что метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

использование знаковосимволических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета [1].Данные метапредметные результаты могут быть сформированы в процессе изучения предмета «Окружающий мир» посредствомконструирования природоведческих схем, графических конспектов, моделей природных процессов и явлений и пр.Нами был изучен опыт конструирования опорных графических конспектов на уроках окружающего мира [2, 3], а также методика составления интеллектуальных (ментальных) карт[4, 5].Интеллектуальные (ментальные) карты –средство, позволяющее обучить младших школьников умению планировать и структурировать учебныйматериал. Как отмечают О.В.Алексееваи С.П. Лавренова: «Основное условие структуризации учебной информации –материализация сведений. При последовательном расположении информации необходимо предусмотреть два взаимно противоположных состояния:сосредоточить всю информацию в одномместе; анализ информации требует определённого напряжения. Чтобы преодолеть указанные трудности всю информацию в форме учебного материала целесообразно представлять по частям. Структуризация учебного материала поможет учащимся акцентировать внимание на ключевых положениях и ускорить процесс работы с информацией»[6].При конструировании интеллектуальных карт организуется совместная деятельностьучителя и обучающихся, в процессе которойдети овладевают практическими умениями:

задавать вопросы;

выдвигатьгипотезы;

давать определение понятиям;

проводить наблюдения и эксперименты;

делать выводы;

доказывать и защищать свои идеи.Проходя производственную практику в 4 классе МБОУ «СОШ №1» г.Бийска Алтайского края мы организовали работу по конструированию с младшими школьниками интеллектуальных карт при изучении окружающего мира. Мы включили учащихся в работу интеллектуального клуба«Знатоки природы» во внеурочное время. Программа клуба включала следующиенаправления:

знакомство с теоретическими понятиями исследовательской работы и усвоение их посредствомсоставления интеллектуальных карт;

осуществление коллективных исследований по определенному плану. Перед началом работы перед детьми было поставлено условие, что они будут учиться проводить самостоятельные исследования так, как это делают взрослые ученые. Обучение младших школьников конструированию интеллектуальнойкарты на занятии клубавключало следующие этапы:1 этап. Выбор темы

Детям предлагались карточки с иллюстрациямиживотных и растений. Они коллективно выбрали наиболее понравившуюся картинку, которая вызвала больший интерес. В нашем случае учащиесявыбраликартинку с изображением черепахи. 2 этап. Составление плана исследования После выбора темы перед юнымиисследователями была поставлена задача: собрать и структурировать необходимые сведения опредметеих исследования, подготовить доклад. Далее учащимся предлагалось познакомиться с новым для них и очень увлекательным способом структурирования информации и ее графической интерпретации –построением интеллектуальных карт по методике Тони Бьюзена, британскогопсихолога, автораметодики запоминания, творчества и организации мышления «карты ума (памяти)». Он предлагает конструировать интеллектуальные карты следующим образом:

1. Вместо линейной записи, которую предусматривает школьное образование, использовать запись радиальную (главная тема в центре). 2. Из всей информации выделяются только основные –ключевые слова.3. Ключевые слова записываются на ветвях, которые расходятся от главной темы. 4. На каждой ветки пишется максимум два слова.5. Длина слова (слов) равна длине ветви.6. Слова необходимо писать четко и разборчиво (желательно печатными буквами). 7. Для создания карты необходимо использовать яркие цвета (яркие образы помогают усваивать информацию более качественно).8. Лист необходимо располагать горизонтально[7]. Мы предложили учащимся для ознакомления картусхему, отражающую основные правила построения интеллектуальных карт (рисунок 1).

Рис. 1. Правила построения интеллектуальных карт

3 этап. Сбор материалаВместе с детьми мы выделили критерии, по которым будетоцениватьсяпостроение интеллектуальныхкарт:

должна быть четко выделена тема, которая прописывается в центре листа;

все идеи должны быть взаимосвязаны;

схема должна раскрыватьсмысл главной проблемы;

необходимо использоватьрисунки;

продумать выбор цветов (карта должна быть яркой). Дети работали на листах А4. Путем совместного обсуждения изображаликарту с помощью цветных карандашей, фломастеров, стикеров, выбирали значки и символы. Название первой ветки: «Подумать самостоятельно». Дети пришлик выводу, что животное, которое мы исследуем, бывает морское и сухопутное. Поэтому они нарисовалидве веточки: «сухопутные» и «морские». Для лучшего запоминания информации учащиесянарисовали рядом с ветвями схематические изображения волн и песка. Следующая идея ребят –черепахи бывают большие и маленькие. Затем, дети отмечают, что у черепах есть панцирь, они откладывают яйца в песок. Все эти особенности учащиеся фиксируют с помощью знаковсимволов.Следующая ветка: «Задай вопрос». Ученики указывают категории людей, у которых они могут узнать интересную дополнительную информацию о черепахе. Далее рисуемветку: «Наблюдение и эксперимент». Особенно ценнымв исследовательской работе является проведение непосредственных наблюдений в природеи экспериментов. В нашей школе нет «живого уголка». Но на одном из занятий клуба мы с ребятами были на экскурсии в зооуголке городского экологобиологического центра. А также одна из учениц класса принесла на занятиесвою домашнюю черепашку. Поэтому мы с ребятами изучили все особенности поведения черепахи и ее реакции на различные внешние факторы. Мы провели несколько экспериментов, чтобы ответить на следующие вопросы:1. Боится ли черепаха громких звуков и резких движений? 2. Как реагирует на музыку? 3. Чем питается и какую еду предпочитает? 4. Ест ли чтото необычноев повадках черепахи? 5. Можно ли черепаху чемуто обучить? Ветка «Узнать из книги». На этой ветке дети указали современные источники информации, которые помогут найти необходимые сведения о предмете исследования.4 этап. Обобщение полученных данных На данном этапе ребята анализируют и обобщают собранные сведения с помощью составленной интеллектуальной карты(рисунок 2).

Рис.2. Интеллектуальная карта «Черепаха»

5 этап. Составление докладаИспользуя интеллектуальные карты, юные исследователи предлагают свои доклады о черепахе. На нашем занятии мы надели на детей академические головные уборы и мантии. Этот прием усилил значимость и торжественность подведения итогов выполненной работы. В ходе доклада ребята по очереди дополнялидруг друга, задаваливопросы. Конструирование интеллектуальных карт мы использовали также при рассмотрении дополнительного материала о планетах Солнечной системы, сравнении жизненных форм растений, обобщении знаний о группах животных и пр.Для выявления отношения младших школьников к такому виду работымы провели анкетирование. Детям были предложены следующие вопросы и варианты ответов (можно было выбрать несколько вариантов ответа или предложить свой):1. Понравилось ли тебе конструировать интеллектуальныекарты?а) да, мне очень понравилосьб) да, но создавать самостоятельно интеллектуальные карты я не будув) нет, мне не понравилосьг) свой вариант ответа2. Чем помогло создание интеллектуальных карт в твоих исследованиях?а) более четкое видение изучаемых темб) это простой и удобный способ структурирования информациив) они удобны для запоминания и восприятиянового материалаг) помогло получить более обширные знания при изучении материалад) ничем не помоглое) свой вариант ответа3. Какие проблемы возникли у тебя при составлении интеллектуальных карт?а) занимает много времяб) сложно выделить ключевые слова в тексте для составления ветвей картыв) затрудения возникли в поиске ассоциацийг) проблем не возниклод) свой вариант ответа4. На что стимулирует работа с интеллектуальнымикартами? а) на поиск дополнительной информации по темеб) на решение логических задачв) на структурирование полученной информацииг) ни на что не стимулирует работа с картамид) свой вариант ответа5. Где ты будешьиспользовать интеллектуальные карты?а) при написании конспектовб) при решении различных задачв) впроцессе подготовки материала при изучении темыг) впланированиисвоей деятельностид) при обобщении и структуризации имеющихся знанийе) яне буду использовать интеллектуальные карты ж) свой вариант ответаКаждый положительный ответ оценивался в 1 балл, была подсчитана сумма баллов и переведенав %. Уровень положительного отношения младших школьников к составлению и работе с интеллектуальнымикартамиоценивался по следующим критериям:

80100% –высокий уровень;

6080%–средний уровень;

менее 60% –низкий уровень.В результате проведения анкетирования были получены следующие результаты: 7% младших школьниковимеют низкий уровень, 29% –средний, 64%–высокий уровень(рисунок 3). Анализ полученных данных показывает, что метод конструирования интеллектуальных карт при изучении окружающего мира является очень интересным и увлекательным для детей. Он адаптирует учащихся к выполнению исследовательской работы, способствует формированию уменийобобщения учебного материала, его знаковообразной интерпретации. Данный метод может быть использован не только в системе внеурочной работы по предмету «Окружающий мир», но и на уроках.

Рис.3. Уровень положительного отношения младших школьников к составлению и работе с интеллектуальными картами

Конструирование интеллектуальных карт обладает широкими возможностями при организации исследовательской и проектной деятельности школьников. Прием структуризации учебного материала позволяют учителю сделать работу по предмету более эффективной, интересной и творческой. Позитивным моментом создания таких карт на уроках в начальной школеявляется то, что учитель, познакомив детей с данной технологией, дает ученикам возможность дальше усваивать учебную информацию самостоятельно.

Ссылки на источники1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (14 классы) [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/922[Дата обращения 23.01.2017]2.Егорова, И.В. Использование опорных конспектов на уроках природоведения в начальной школе (раздел «Живая природа») // Начальная школа плюс До и После. –2001. –№ 7. –С. 6065.3.Ерохина А.С., Новолодская Е.Г.Реализация системнодеятельностного подхода в начальной школе при изучении курса «Окружающий мир» // Научнометодический электронный журнал «Концепт». –2016. –Т. 11. –С. 10961100. –URL: http://ekoncept.ru/2016/86237.htm.[Дата обращения 23.01.2017]4.БьюзенТ. Супермышление: как повысить ясность и эффективность мышления, а также общий уровень интеллекта и быстроту мысли [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://fanread.ru/book/200724/? [Дата обращения 1.09.2016]5.Алексеева О.В., С.П. Лавренова. Использование ментальных карт на уроках русского языка в начальной школе [Электронный ресурс]. –Режим доступа: https://www.scienceforum.ru/2015/pdf/10949.pdf[Дата обращения 28.01.2017]6.Алексеева О.В., С.П. Лавренова. Указ. соч.7.Бьюзен Т.Указ. соч.

64%29%7%Высокий уровеньСредний уровеньНизкий уровень