Уровень мотивации школьников к изучению иностранного языка на основе дополнительного и общего образования
Выпуск:
ART 970551
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Касьянова
В.
А. Уровень мотивации школьников к изучению иностранного языка на основе дополнительного и общего образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2017. – Т. 39. – С.
1121–1125. – URL:
http://e-koncept.ru/2017/970551.htm.
Аннотация. Работа посвящена выявлению уровня мотивации учеников к изучению иностранного языка с опорой на интеграцию работы учреждений общеобразовательного и дополнительного образования. Рассматривается опрос среди учащихся для определения уровня мотивации к изучению иностранного языка.
Ключевые слова:
внутренняя и внешняя мотивация, мотивация школьников к изучению иностранного языка, интеграция дополнительного и общего образования, уровни мотивации к изучению иностранного языка
Текст статьи
Касьянова Виктория Анатольевна,магистрант, СевероКавказский Федеральный Университет, г.CтавропольVikaKasianova@bk.ru
Уровень мотивации школьников к изучению иностранного языка на основе дополнительного и общего образования
Аннотация.Работа посвящена выявлениюуровнямотивации учеников к изучению иностранного языка, основываясь на интеграции работы учреждений общеобразовательного и дополнительного образования. Рассматривается опрос среди учащихся для определения уровня мотивации к иностранному языку.Ключевые слова:Мотивация школьников к изучению иностранного языка, интеграция дополнительного и общего образования, уровни мотивации к изучению иностранного языка, внутренняя и внешняя мотивации.
Изучение иностранного языка начинается уже в дошкольном возрасте и продолжается во многих случаях после окончания вуза на многочисленных курсах. Тем не менее мы видим, что проблем в данной области не становится меньше. Решениеммногих вопросов можетстатьразвитие и достижение высокого уровнямотивацииребёнка к изучению иностранного языка. Мотивация изучается в самых разных аспектах и в связи с этим понятие трактуется поразному. Сложность и многоаспектность проблемы мотивации обусловливает множественность подходов к пониманию ее сущности, природы, структуры, а также к методам ее изучения. По Х. Хеккаузену мотивация не является единым процессом, равномерно от начала и до конца пронизывающим поведенческий акт. Она, скорее, складывается из разнородных процессов, осуществляющих функцию саморегуляции на отдельных фазах поведенческого акта, прежде всего до и после выполнения действия[6, с 54].Выделяют два вида мотивации изучения иностранного языка: внешнюю и внутреннюю. Желательно развитие и присутствие обоих видов. Если мотивы, побуждающие деятельность не связаны с ней непосредственно, то их называют внешними по отношению к этой деятельности. Если же мотивы связаны с этой деятельностью, то их называют внутренними.Одной из основных движущих сил процесса познания является внутренняя мотивация, исходящая из самой учебной деятельности. Внутренняя мотивация считается побудительной силой самодеятельности, т.е. это то, что побуждает и мотивирует этот вид деятельности, находится в ней самой. Развитие внутренней мотивации является необходимым условием успешной деятельности в любой сфере[2, с 156].В исследованиях В.А. Аитова,И.Н. Андреевой, М.В. Архиповой, О.В. Горбушиной, О.В. Кудравец, И.А. Зимней и др. отмечается, что у современных подростков присутствуют неоднозначное отношение киностранному языку как учебному предмету, недостаточная мотивированность к его усвоению. Когда учащийся не заинтересован в предмете, не видит смысл в его изучении, добиться успеха будет достаточно сложно или даже невозможно. Вучреждения дополнительного образования преподаватель в первую очередь выполняет роль психолога, ведь в некоторой степени это более важный момент, чем просто предоставление информации. Вучрежденияхдополнительного образования ученикиприходят за пониманием для чего нужен им этот предмет, и в большинстве случаев осознают необходимость в освоении иностранного языка, когда преподаватель из окружающей образовательной среды дает множество примеров, которые являются большой мотиваций для учащихся. На первых порах педагог дополнительного образования стремится помочь школьнику улучшить оценку по данному предмету в общеобразовательном учреждении, так как оценки для учащихся очень весомый аргумент в развитиимотивации к изучению какоголибо предмета. После достижения первой цели, преподавательдополнительного образования, уже включается в совместную работу с общеобразовательной школой, а именно, учащийся начинает осваивать больше информации (правил) на уроках английского языка в школе и с преподавателем учреждения дополнительного образования может обсуждать дальнейшие ступени мотивации к изучению иностранного языка. Например, будущую профессию, множество интересных досугов, связанных с иностранным языком (просмотр фильмов, чтение книг), поездку заграницу, что очень престижно и за счет этого повышается самооценка школьника и стремление к овладению этого предмета.Р. Гарднера, американский ученый, отмечает, что «иностранные языки не похожи на другие предметы, которым обучают в школе, так как они включают в себя приобретение умений и образцы поведения, которые характерны в другом сообществе».Социальнообразовательная модель изучения иностранных языков Р. Гарднера опирается на мотивацию ученика. Учёный обстоятельно доказывает, что мотивация к изучению иностранных языков включает в себя следующий комплекс мотивов: усилие, желание, обучающую ситуацию и интегративность[7, с 132].Охарактеризуем те виды мотивации, которые имеют место при обучении, в частности, иностранному языку. Все вместе они составляют так называемую учебную мотивацию. Учебная мотивацияопределяется рядом специфических факторов:
особенностями обучающегося (пол, самооценка, уровень интеллектуального развития)
особенностями преподавателя и его отношения к педагогической деятельности
организацией педагогического процесса
спецификой учебного предмета (в данном случае иностранного языка)[5, с 224].На основании вышеперечисленных факторов учебную мотивацию можно разделить на внешнюю и внутреннюю.Внешняя мотивация не связана непосредственно с содержанием предмета, а обусловлена внешними обстоятельствами[4,с 174]. Примерами могут служить:
мотив достижения –вызван стремлением человека достигать успехов и высоких результатов в любой деятельности, в том числе и в изучении иностранного языка. Например, для отличных оценок, получения диплома и т. д. ;
мотив самоутверждения –стремление утвердить себя, получить одобрение других людей. Человек учит иностранный язык, чтобы получить определенный статус в обществе;
мотив саморазвития –стремление к самоусовершенствованию. Иностранный язык служит средством для духовного обогащения и общего развития человека.Внутренняя же мотивация связана не с внешними обстоятельствами, а непосредственно с самим предметом. Её еще часто называют процессуальной мотивацией. Человеку нравится непосредственно иностранный язык, нравится проявлять свою интеллектуальную активность. В учреждении дополнительного образования «Английский язык» г.Михайловск был проведен опросинтервью среди учащихся в количестве 47 школьников, изучающих иностранные языки разный период времени. Целью данного интервью было выявление уровня заинтересованности учеников в иностранном языке и их мотивация.Результаты данного опроса представлены ниже в Таблице 1.В результате проведенного интервьюучащиеся по мотивированности были разделены нами на группы. А именно те учащиеся кто только начал изучение иностранного языка –их целью является улучшение отметок по иностранному языку в школе –Iэтап. Ко второй группе мы отнесли учеников, которые уже достигли успехов на уроках иностранного языка в общеобразовательном учреждении благодаря занятиям в учреждения дополнительного образования, но продолжают обучение благодаря заинтересованности в данном предмете IIэтап. И к третьей группе мы определили учащихся, для которых изучение иностранного язык рассматривается длясерьезныхнамерений, и в частности они заинтересованы изучаемым языком и культурой этого народа для своей будущей взрослой жизни.Таблица 1
Уровни мотивациишкольниковI этап –12 года обучения IIэтап –34 года обученияIIIэтап –57 лет обученияНизкий720Средний3103Высокий1911
Рассматривая показатели, отмеченные в Таблице 1, мы можем подвести итоги, что на первом этапе изучения иностранного языка уровень мотивации учеников, только начавших изучение иностранного языка, довольно низкий, так как школьник не добился еще никаких успехов в овладении иностранного языка, и поэтому не заинтересовался в продолжении изучения его. Но также на первом этапе присутствует школьник, который уже пришел на первые занятия с точной целью изучения иностранного языкадля будущей жизни (данному школьнику 8 лет, и это первый год изучения иностранного языка в школе и в учреждении дополнительного образования). Рассмотрев вторую группу опрошенных, мы наблюдаем тенденцию к увеличению количеству учеников, которые добились успехов в успеваемости в школе и уже заинтересованы в продолжении освоения другой культуры и языка. И на IIIэтапе явно прослеживается отсутствие учащихся с низким уровнем мотивации, в данной группе большинство учеников, которые в серьез занимаются изучением иностранного языка, например для работы за рубежом или сделать хорошую карьеру в нашей стране.
Но в любом из представленных случаев, большую роль играет подход учителей дополнительного образования. И только благодаря интеграции общеобразовательных и дополнительных школ можно добиться успехов в мотивации учащихся к изучению иностранного языка на любом из этапов.Причины снижения мотивации, зависящие от школьников можно обобщить следующим образом: низкий уровень знаний, несформированность мотивов учебной деятельности и, прежде всего, приемов самостоятельного приобретения знаний; иногда не сложившиеся отношения с коллективом учащихся. На уровень интереса влияет и положение науки в обществе, ее престижность. Очень большую роль играют методы преподавания учебного предмета и состояние учебников и учебных пособий.Таким образом, мотивация школьников к изучению иностранного языка во многом зависит от образовательной среды, которая присутствует ившколах и в учреждения дополнительного образования. И в том случае, когда работапреподавателей данных учреждений и учащихсясплоченная, мотивация достигается с более легкостью.
Ссылки на источники1.Богословский В. И., Извозчиков В. А., Потёмкин М. Н. Наука в педагогическом университете: вопросы методологии, теории и практики. –СПб., 2000. 2.Гебос, А.И. Психологические условия формирования положительной мотивации к учению. Ч. 1 / А.И. Гебос // Воспитание, обучение, психическое развитие : тез. докл. к V Всесоюз. съезду психологов. –М. : Знание, 1977.3.Гладилина И. П. Некоторые приёмы работы на уроках английского языка в начальной школе // Иностранные языка в школе. –2003. –№ 3. –С. 4143.4.Гладилина И. П. Творчество в деятельности педагогов высшей школы // “MagisterDixit” научнопедагогический журнал Восточной Сибири. –Март 2012. –№ 1 (03).
5.ЗимняяИ.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. 2еизд., доп., испр. иперераб. –М.: Логос, 2004.–384 с.
6.Хеккаузен, X. Мотивация и деятельности / Х. Хеккаузен. –М. : Просвещение, 20107.Gardner R. C. Social Psychology and Language Learning: the role of attitudes and motivation. –London: Edward Arnold, 1985.
Уровень мотивации школьников к изучению иностранного языка на основе дополнительного и общего образования
Аннотация.Работа посвящена выявлениюуровнямотивации учеников к изучению иностранного языка, основываясь на интеграции работы учреждений общеобразовательного и дополнительного образования. Рассматривается опрос среди учащихся для определения уровня мотивации к иностранному языку.Ключевые слова:Мотивация школьников к изучению иностранного языка, интеграция дополнительного и общего образования, уровни мотивации к изучению иностранного языка, внутренняя и внешняя мотивации.
Изучение иностранного языка начинается уже в дошкольном возрасте и продолжается во многих случаях после окончания вуза на многочисленных курсах. Тем не менее мы видим, что проблем в данной области не становится меньше. Решениеммногих вопросов можетстатьразвитие и достижение высокого уровнямотивацииребёнка к изучению иностранного языка. Мотивация изучается в самых разных аспектах и в связи с этим понятие трактуется поразному. Сложность и многоаспектность проблемы мотивации обусловливает множественность подходов к пониманию ее сущности, природы, структуры, а также к методам ее изучения. По Х. Хеккаузену мотивация не является единым процессом, равномерно от начала и до конца пронизывающим поведенческий акт. Она, скорее, складывается из разнородных процессов, осуществляющих функцию саморегуляции на отдельных фазах поведенческого акта, прежде всего до и после выполнения действия[6, с 54].Выделяют два вида мотивации изучения иностранного языка: внешнюю и внутреннюю. Желательно развитие и присутствие обоих видов. Если мотивы, побуждающие деятельность не связаны с ней непосредственно, то их называют внешними по отношению к этой деятельности. Если же мотивы связаны с этой деятельностью, то их называют внутренними.Одной из основных движущих сил процесса познания является внутренняя мотивация, исходящая из самой учебной деятельности. Внутренняя мотивация считается побудительной силой самодеятельности, т.е. это то, что побуждает и мотивирует этот вид деятельности, находится в ней самой. Развитие внутренней мотивации является необходимым условием успешной деятельности в любой сфере[2, с 156].В исследованиях В.А. Аитова,И.Н. Андреевой, М.В. Архиповой, О.В. Горбушиной, О.В. Кудравец, И.А. Зимней и др. отмечается, что у современных подростков присутствуют неоднозначное отношение киностранному языку как учебному предмету, недостаточная мотивированность к его усвоению. Когда учащийся не заинтересован в предмете, не видит смысл в его изучении, добиться успеха будет достаточно сложно или даже невозможно. Вучреждения дополнительного образования преподаватель в первую очередь выполняет роль психолога, ведь в некоторой степени это более важный момент, чем просто предоставление информации. Вучрежденияхдополнительного образования ученикиприходят за пониманием для чего нужен им этот предмет, и в большинстве случаев осознают необходимость в освоении иностранного языка, когда преподаватель из окружающей образовательной среды дает множество примеров, которые являются большой мотиваций для учащихся. На первых порах педагог дополнительного образования стремится помочь школьнику улучшить оценку по данному предмету в общеобразовательном учреждении, так как оценки для учащихся очень весомый аргумент в развитиимотивации к изучению какоголибо предмета. После достижения первой цели, преподавательдополнительного образования, уже включается в совместную работу с общеобразовательной школой, а именно, учащийся начинает осваивать больше информации (правил) на уроках английского языка в школе и с преподавателем учреждения дополнительного образования может обсуждать дальнейшие ступени мотивации к изучению иностранного языка. Например, будущую профессию, множество интересных досугов, связанных с иностранным языком (просмотр фильмов, чтение книг), поездку заграницу, что очень престижно и за счет этого повышается самооценка школьника и стремление к овладению этого предмета.Р. Гарднера, американский ученый, отмечает, что «иностранные языки не похожи на другие предметы, которым обучают в школе, так как они включают в себя приобретение умений и образцы поведения, которые характерны в другом сообществе».Социальнообразовательная модель изучения иностранных языков Р. Гарднера опирается на мотивацию ученика. Учёный обстоятельно доказывает, что мотивация к изучению иностранных языков включает в себя следующий комплекс мотивов: усилие, желание, обучающую ситуацию и интегративность[7, с 132].Охарактеризуем те виды мотивации, которые имеют место при обучении, в частности, иностранному языку. Все вместе они составляют так называемую учебную мотивацию. Учебная мотивацияопределяется рядом специфических факторов:
особенностями обучающегося (пол, самооценка, уровень интеллектуального развития)
особенностями преподавателя и его отношения к педагогической деятельности
организацией педагогического процесса
спецификой учебного предмета (в данном случае иностранного языка)[5, с 224].На основании вышеперечисленных факторов учебную мотивацию можно разделить на внешнюю и внутреннюю.Внешняя мотивация не связана непосредственно с содержанием предмета, а обусловлена внешними обстоятельствами[4,с 174]. Примерами могут служить:
мотив достижения –вызван стремлением человека достигать успехов и высоких результатов в любой деятельности, в том числе и в изучении иностранного языка. Например, для отличных оценок, получения диплома и т. д. ;
мотив самоутверждения –стремление утвердить себя, получить одобрение других людей. Человек учит иностранный язык, чтобы получить определенный статус в обществе;
мотив саморазвития –стремление к самоусовершенствованию. Иностранный язык служит средством для духовного обогащения и общего развития человека.Внутренняя же мотивация связана не с внешними обстоятельствами, а непосредственно с самим предметом. Её еще часто называют процессуальной мотивацией. Человеку нравится непосредственно иностранный язык, нравится проявлять свою интеллектуальную активность. В учреждении дополнительного образования «Английский язык» г.Михайловск был проведен опросинтервью среди учащихся в количестве 47 школьников, изучающих иностранные языки разный период времени. Целью данного интервью было выявление уровня заинтересованности учеников в иностранном языке и их мотивация.Результаты данного опроса представлены ниже в Таблице 1.В результате проведенного интервьюучащиеся по мотивированности были разделены нами на группы. А именно те учащиеся кто только начал изучение иностранного языка –их целью является улучшение отметок по иностранному языку в школе –Iэтап. Ко второй группе мы отнесли учеников, которые уже достигли успехов на уроках иностранного языка в общеобразовательном учреждении благодаря занятиям в учреждения дополнительного образования, но продолжают обучение благодаря заинтересованности в данном предмете IIэтап. И к третьей группе мы определили учащихся, для которых изучение иностранного язык рассматривается длясерьезныхнамерений, и в частности они заинтересованы изучаемым языком и культурой этого народа для своей будущей взрослой жизни.Таблица 1
Уровни мотивациишкольниковI этап –12 года обучения IIэтап –34 года обученияIIIэтап –57 лет обученияНизкий720Средний3103Высокий1911
Рассматривая показатели, отмеченные в Таблице 1, мы можем подвести итоги, что на первом этапе изучения иностранного языка уровень мотивации учеников, только начавших изучение иностранного языка, довольно низкий, так как школьник не добился еще никаких успехов в овладении иностранного языка, и поэтому не заинтересовался в продолжении изучения его. Но также на первом этапе присутствует школьник, который уже пришел на первые занятия с точной целью изучения иностранного языкадля будущей жизни (данному школьнику 8 лет, и это первый год изучения иностранного языка в школе и в учреждении дополнительного образования). Рассмотрев вторую группу опрошенных, мы наблюдаем тенденцию к увеличению количеству учеников, которые добились успехов в успеваемости в школе и уже заинтересованы в продолжении освоения другой культуры и языка. И на IIIэтапе явно прослеживается отсутствие учащихся с низким уровнем мотивации, в данной группе большинство учеников, которые в серьез занимаются изучением иностранного языка, например для работы за рубежом или сделать хорошую карьеру в нашей стране.
Но в любом из представленных случаев, большую роль играет подход учителей дополнительного образования. И только благодаря интеграции общеобразовательных и дополнительных школ можно добиться успехов в мотивации учащихся к изучению иностранного языка на любом из этапов.Причины снижения мотивации, зависящие от школьников можно обобщить следующим образом: низкий уровень знаний, несформированность мотивов учебной деятельности и, прежде всего, приемов самостоятельного приобретения знаний; иногда не сложившиеся отношения с коллективом учащихся. На уровень интереса влияет и положение науки в обществе, ее престижность. Очень большую роль играют методы преподавания учебного предмета и состояние учебников и учебных пособий.Таким образом, мотивация школьников к изучению иностранного языка во многом зависит от образовательной среды, которая присутствует ившколах и в учреждения дополнительного образования. И в том случае, когда работапреподавателей данных учреждений и учащихсясплоченная, мотивация достигается с более легкостью.
Ссылки на источники1.Богословский В. И., Извозчиков В. А., Потёмкин М. Н. Наука в педагогическом университете: вопросы методологии, теории и практики. –СПб., 2000. 2.Гебос, А.И. Психологические условия формирования положительной мотивации к учению. Ч. 1 / А.И. Гебос // Воспитание, обучение, психическое развитие : тез. докл. к V Всесоюз. съезду психологов. –М. : Знание, 1977.3.Гладилина И. П. Некоторые приёмы работы на уроках английского языка в начальной школе // Иностранные языка в школе. –2003. –№ 3. –С. 4143.4.Гладилина И. П. Творчество в деятельности педагогов высшей школы // “MagisterDixit” научнопедагогический журнал Восточной Сибири. –Март 2012. –№ 1 (03).
5.ЗимняяИ.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. 2еизд., доп., испр. иперераб. –М.: Логос, 2004.–384 с.
6.Хеккаузен, X. Мотивация и деятельности / Х. Хеккаузен. –М. : Просвещение, 20107.Gardner R. C. Social Psychology and Language Learning: the role of attitudes and motivation. –London: Edward Arnold, 1985.