Особенности психолого-педагогического сопровождения школьников с ТНР

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Буня С. А. Особенности психолого-педагогического сопровождения школьников с ТНР // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 1336–1340. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970594.htm.
Аннотация. В статье рассматривается проблема психолого-педагогического сопровождения детей с ТНР, раскрываются требования и средства организации обозначенные в Федеральном государственном образовательном стандарте. Описывается, как осуществляется психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ТНР в школе.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Буня София Александровна,студент, САФУ им.Ломоносова, г. Архангельск

Особенности психологопедагогического сопровождения школьников с ТНР

Аннотация.Встатье рассматривается проблема психологопедагогического сопровождения детей с ТНР, раскрываются требования и средства организации обозначенные в Федеральном Государственном образовательном стандарте. Описывается как осуществляется психологопедагогическое сопровождение ребенка с ТНР в школе.Ключевые слова:психологопедагогическое сопровождение, дети с ТНР.

В Федеральном Государственном образовательном стандарте обозначенытребования, позволяющие определить пути и средства организации образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья впринципиально новых условиях, когда необходимо организовать обучение детей с учетом их особых образовательных потребностей, одной из них является психологопедагогическое сопровождение ребенка с ТНР и его семьи с целью его адекватного включения в коррекционноразвивающую работу с ребенком и организация партнерских отношений с родителями. Психолого –педагогическое сопровождениеребенка с ТНР в школе осуществляется через тесное сотрудничество учителялогопеда, педагога –психолога, учителя начальных классов, профильных специалистов, медицинских работников. Ввиду того, что тяжелые нарушения речи являются следствием поражения центральной нервной системы, регулярное наблюдение у невролога и психиатра является фундаментом коррекционного воздействия. Как показывает опыт, именно целенаправленная интеграция усилий определяет эффективность коррекционно –развивающего воздействияна ребенка с речевыми дефектами.Направления работы психолого –педагогического сопровождения детей с ТНР определяются особенностями их речевого развития, которые оказывают влияние на формирование личности и препятствует полноценному когнитивному развитиюдетей.Особенности в развитии детей с тяжелыми нарушениями речи спонтанно не преодолеваются. Они требуют от педагогов специально организованной коррекционной работы.Взаимодействие специалистов начинаетсяс подготовительногоэтапа, имеющего диагностическо–поисковую функцию. На данном этапе проводится всестороннее диагностическое обследование ребенка. На заседаниях ПМПк осуществляется анализ уровня актуального развития ребенка и разрабатывается индивидуальный маршрут сопровождения, заполняются карты индивидуального развития каждого ребенка. Специалистами определяютсязоны взаимодействия, подбираются наиболее эффективные образовательные технологии, методы и приемы работы с воспитанниками. Проводится анкетирование родителей, с целью определения направлений помощи в выборе стратегии воспитанияребенка с ТНР.Основной этап сопровождения, имеющий консультативную и деятельностную функцию, включает в себя обеспечение специализированной помощи всем участникам образовательного процесса в соответствии с рекомендациями ПМПк. На данном этапе осуществляется непосредственное взаимодействие всех участников процесса сопровождения.Аналитико –обобщающий этап (рефлексивная функция) предполагает осмысление результатов деятельности специалистов сопровождения по решению той или иной проблемы; проведение итогового мониторинга динамики развития воспитанников на основе реализации индивидуальных программ сопровождения и планирование перспектив работы на итоговом ПМПк.Школьники с ТНР не имеют достаточной возможности с помощью вербального общения обогащать свой лексический и интеллектуальный потенциал. Поэтому окружающая среда должна стать для них источником развития. При выборе форм и методов взаимодействия сдетьми особое значение придается учетувнутренних побудительных сил и потребностей ребенка, определяющих механизм индивидуального поведения и на этой основе развитию познавательнойактивности и индивидуальныхспособностей, с ориентировкой на зону ближайшего развития ребенка.На групповых занятиях педагог психолог осуществляетдеятельность по развитию и коррекции эмоциональноличностной сферы психики, развитиеи коррекции познавательной сферы психики, обучению детей приемам саморасслабления. Использование соответствующих содержанию методов и приемов помогает добиться положительных результатов и повысить качество усвоения материала.Подводя итог выше сказанному, можно сказать, что создавая в образовательном учреждении единое коррекционное развивающее пространство (работа профильных специалистов, учителей, родителей, медицинского персонала) позволит осуществить коррекцию и развитие речевой функциональной системы, развитие познавательной активности детей с ТНР, их интеллектуальных умений, неречевых психических функций.

Ссылки на источники1.АртюшенкоН.П. Организация процесса включения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательные учреждения / Н.П. Артюшенко // Практический психолог и логопед в школе и ДОУ. –2011. –№1. –С. 57–76.2.Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. –М.: Совершенство, 1998. –298 с.3.Жиркова С.Г. Формы и особенности применения инклюзивного образования / С.Г. Жиркова // Научное обозрение. –2010. –№1. –С. 79–83.