Особенности оценки инновационного потенциала малых предприятий

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Гончарова Е. В., Яшина Ю. Е. Особенности оценки инновационного потенциала малых предприятий // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 1441–1445. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970615.htm.
Аннотация. В данной статье рассматриваются основные особенности, положения и принципы оценки инновационного потенциала малых предприятий. Исходя из обозначенных объектов оценки инновационного потенциала малых предприятий, выделяются критерии оценки инновационного потенциала.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Научный руководитель: Гончарова Елена Вячеславовна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Экономика и менеджмент» Волжского политехническогоинститута (филиал) ВолгГТУ, г.Волжскийsvumato@mail.ru

Яшина Юлия Евгеньевна,студент 4 курса инженерноэкономического факультета Волжского политехнического института (филиал) ВолгГТУ, г. Волжскийyu.yashina.95@mail.ru

Особенности оценкиинновационного потенциала малых предприятий

Аннотация.В данной статье рассматриваются основные особенности, положения и принципы оценки инновационного потенциала малых предприятий. Исходя из выделенных объектов оценки инновационного потенциала малых предприятий, выделяются критерии оценки инновационного потенциала.Ключевые слова:инновационный потенциал, малые предприятия, объекты инновационного потенциала, критерии оценки инновационного потенциала, инновационная деятельность.

Залогом успешного функционирования малых предприятий в настоящее время является внедрение инновационных стратегий, освоение высокопроизводительного оборудования, внедрение передовых технологий, совершенствование системы управления и т.д. Для того, чтобы разработать инновационную стратегию для малого предприятия, сначала следует оценить инновационную деятельность этого предприятия.Проблема оценки инновационного потенциала малого предприятия является весьма актуальной, поскольку на сегодняшний день отсутствуют действенные методики оценки инновационной деятельности современных предприятий.Исследование инновационного потенциала является одним из важнейших этапов комплексной оценки инновационной деятельности малых предприятий.Показатели являются основой любого метода оценки инновационного потенциала и отдельных его элементов. Невозможно объективно оценить инновационную деятельность предприятия в целом, если показатели, используемых для оценки, характеризуют различные аспекты деятельности независимо друг от друга.Создание методических рекомендаций по принятию инновационностратегических управленческий решений, создание информационноаналитической базы является сущность системы оценки инновационной деятельности.Инструментом стратегического управления являются инновации, которые затрагивают все сферы деятельности малых предприятий и вызывают изменения во всех ее областях, а также оказывают влияние на все ее составные части[1].В связи с этим, с целью совершенствования системы управления инновационной деятельностью, их необходимо рассматривать с точки зрения системного подхода к функционированию предприятия[2]. В основу методики оценки инновационной деятельности малых предприятий должны быть заложены следующие принципы:1.Достоверности;2.Количественной оценки;3.Научной обоснованности;4.Системности;5.Доступности.Такие вопросы как: оценка величины инновационного потенциала малых предприятий, обоснованность критериев и показателей оценки инновационного потенциала; отсутствие инструментария для принятия эффективных управленческих решений остались не освещены, несмотря на значительное количество исследований по данной теме.Оценка инновационного потенциала основывается на следующих положениях.1.Обобщающая оценка инновационного потенциала является многоуровневой и комплексной. Данная оценка основана на показателях, отражающих специфику конкретного предприятия, ее сферы деятельности и т.д. Для каждого предприятия следует разрабатывать свой состав показателей, характеризующих этот потенциал.2.Оценка инновационного потенциала основана на сопоставлении комплекса показателей предприятия с соответствующими характеристиками инновационного потенциала предприятия –лидера, основных конкурентов и не сводится к одному абсолютному показателю.Для того, чтобы правильно подобрать критерии «инновационности» малых предприятий и разработать необходимые процедуры их использования, необходимо заранее сформулировать проблемы в деятельности этих предприятий, наличие которых в значительной мере может оказать влияние на их инновационную активность.Способность предприятия к инновациям определяется, в основном, качеством персонала, состоянием его управленческой системы, состояние материальнотехнической базы и практикой рыночного поведения.В связи с этим подходом принято выделять следующие объекты оценивания инновационного потенциала:

персонал предприятия;

рыночная активность;

показатели текущей финансовохозяйственной деятельности;

организационноуправленческая система предприятия;

производственная и научнотехническая база.На основе вышеперечисленных объектов оценивания инновационного потенциала предлагается следующая совокупность критериев оценки.Критерии оценки инновационного потенциала предприятий.Таблица 1 Основные показатели

№Название критерияВес критерияРiКолич. значение критерия Кi (диапазон)1234

а) Организационноуправленческая система предприятия.

1Наличие и характеристики подразделений 60 10

б) Кадровый состав предприятия

2Уровень квалификации и образования менеджеров высшего звена 90 10 В колонке приведен один из возможных вариантов значений весовых коэффициентов для критериев оценки ИП. При использовании предлагаемой методики в конкретной ситуации следует предварительно уточнить эти коэффициенты экспертным путем. 3Уровень квалификации и образованиядля менеджеров среднего звена

7 (8)0 104Средний возраст работников в основном производстве в научнотехнологическом секторе в управлении

345

0 100 –100 105Доля затрат на обучение персонала в общих производственных затратах, по годам за последние 5 лет50 10

в) Производственная и научнотехническая база

6Возрастная структура основногопроизводственного оборудования 60 107Сертифицированность производства100 108Наличие на балансе и показатели использования объектов интеллектуальной собственности50 109Уровень технологий производства (в сравнении с мировыми лидерами в соответствующей отрасли, отставание, лет) 80 1010Характеристики используемых информационных технологий 80 10

г) Рыночная активность предприятия

11Структура потребителей продукции, услуг80 1012Характеристики производственной кооперации 70 1013Наличие и характеристики сервисных систем продажи, обслуживания и эксплуатации продукции у потребителей90 1014Структура источников финансирования инновационных затрат 70 1015Участие во внутренних и международных выставках, ярмарках, конкурсах, программах (номенклатура) по годам за последние пять лет80 1016Показатели рекламной деятельности (номенклатура рекламной продукции, доля затрат на рекламу в общих производственных затратах) по годам за последние 5 лет60 10

Комплексная оценка инновационного потенциала является всесторонней качественноколичественной характеристикой результатов деятельности предприятия. Эта оценка выступает как наиболее значимый источник информации для принятия и обоснования управленческих решений.Таблица2Учитываемыепоказатели

Показатели финансовохозяйственной и инновационной деятельности (в динамике)

1Объем производства и реализации основной продукции (в денежном выражении, по годам за последние 5 лет).2Доля инновационной продукции в общем объеме производства (в денежном выражении, по годам за последние 5 лет).3Доля инновационных затрат в общих производственных затратах (%) по годам, за последние 5 лет:

затраты на внутренние НИОКР

затраты на внешние НИОКР

затраты на приобретение внешних знаний (патенты, лицензии), в т.ч. изза рубежа

затраты на приобретение нового оборудования

Уровень инновационного развития предприятия, в свою очередь, характеризуется множеством элементов, каждый из которых состоит из совокупности подсистем. Представленные в таблице 3 подсистемы, по нашему мнению, будут входить в показатели уровня инновационного потенциала малого предприятия.Подсистемы, выделенные в таблице, дают возможность оценить ресурсное обеспеченье предприятия, взаимодействие ресурсов и их влияние на эффективность инновационной деятельности предприятия [3].К инновационному потенциалу малого предприятияотносят: человеческие, технические, материальные, информационные и иные возможности, которые позволяют предприятию реализовать поставленные инновационные цели [4, 7].Таким образом, составляющими инновационного потенциала малого предприятия являются:

финансовый потенциал малого предприятия;

кадровый потенциал малого предприятия;

материальнотехнический потенциал малого предприятия;

информационный потенциал малого предприятия;

маркетинговый потенциал малого предприятия;Таблица 3 Подсистемы показателя уровня инновационного потенциала предприятия

ПодсистемаСодержание ресурсаФинансовая подсистемаИсточники финансирования, нематериальные активы, финансовая устойчивость и платежеспособность, инвестиции в НИОКР.Кадровая подсистемаСостав работающих, доля работающих в интеллектуальной сфере в общей численности персонала.Материальнотехническая подсистемаСовременные информационные и инновационные технологии, материалы, прогрессивное оборудование, лабораторное и офисное оборудование, компьютерные системы.Организационноуправленческая подсистемаОрганизационная структура, технология процессов по всем функциям и проектам, организационная культура. Современные формы организации и управления инновационной деятельностьюИнформационная подсистемаСовокупность различных видов научной информации и информации по инновациям и инновационной деятельности, научнотехническая литература, литература по патентам, системам и оборудованию, компьютерные системы, научнотехническая документация в виде отчетов, регламентов, другая проектноконструкторская документация, информация о конкурентах.Маркетинговая подсистемаОценивает уровень конкурентоспособности, наличие спроса, необходимые маркетинговые мероприятия

Под управлением инновационным потенциалом малого предприятия принято понимать совокупность средств и методов, которые регулируют хозяйственную и экономическую деятельность хозяйствующего субъекта, в частности малого предприятия, для повышения инновационного потенциала. К основным задачам управления инновационным потенциалом малого предприятия Полковников С. С. относит[5]:

количественное и качественное улучшение финансового состоянияи состояния инновационного потенциала малого предприятия;

приобретение, планирование ресурсов, для достижения инновационной цели, т.е. формирование инновационного потенциала малого предприятия;

преобразование компонентов инновационного потенциала в конечный инновационный продукт.В специализированной литературе выделяют такие функции инновационного потенциала как: интегральная, накопительная, координационная, информационная, развивающая, воспроизводительная.При исследовании и рассмотрении инновационного потенциала малого предприятия как объекта управления является изучение процесса реализации основных функций управления по отношению к основным компонентам инновационного потенциала малого предприятия.Два подхода к оценке инновационного потенциала малого предприятия отражает такой автор как И.П. Дежкина[6]. Первый подход –диагностический. Автор указывает, что данный подход –это анализ и оценка инновационного потенциала малого предприятия, применяемый при нехватке информации. Главным недостатком диагностического подхода является субъективное мнение экспертов. Второй подход –детальный. Дежкина И.П. считает данный подход более точным и эффективным и указывает, что выявление фактического состояния инновационного потенциала малого предприятия осуществляется при анализе потенциала каждого из компонентов и параметров.После проведенного исследования были выявлены основные недостатки управления потенциалом малого предприятия:

отсутствует единая схема стратегического подхода к организации и планированию инновационной деятельности в малом предприятии;

основные положения системы управления инновационным потенциалом в малом предприятии не отражены.

Ссылки на источники1.Инновационная деятельность малых предприятий: уч. пособие –М.: ЗАО «МАРП», 2003. 100 с.2.Крюкова Т.М. Значение инновационной деятельности в развитии предприятий / Т.М. Крюкова // Сборник материалов Международной научнопрактической конференции «Современные аспекты экономики, менеджмента и инноваций» 11.09.2008 года, Н.Новгород. –С. 269271.3.Гончарова Е.В. Критерии эффективности продвижения научнотехнических разработок на российском рынке // Евразийский союз ученых, 2015. № 41(13). С.1091124.Гончарова Е. В. Инновационное развитие малого предпринимательства/ Е. В. Гончарова // В сборнике: Актуальные вопросы образования и наукисборник научных трудов по материалам Международной научнопрактической конференции: в 11 частях. 2014. С. 4647.5.Половников С. С. Инновационный потенциал организации // www.http: yandex.ru. Дата обращения: 05.02.2017 г.6.ДежкинаИ.П. Инновационный потенциал хозяйственной системы и его оценка. –М.: ИНФРАМ, 2011. С.69.7.Гончарова Е.В. Инновационная восприимчивость как фактор функционирования малых предприятий при вузах / Е. В. Гончарова // Известия Волгоградского государственного технического университета. 2013. Т. 15. №5(108). С. 1118