Особенности развития предпосылок письменной речи у старших дошкольников с ОНР III уровня

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Малютина М. Ю. Особенности развития предпосылок письменной речи у старших дошкольников с ОНР III уровня // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 1446–1450. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970616.htm.
Аннотация. В статье описаны результаты исследования предпосылок к письменной речи старших дошкольников с ОНР III уровня. Исследуются такие компоненты письменной речи, как звукопроизношение, фонематический слух, зрительно-пространственное восприятие, зрительная память, слуховая память, общая и мелкая моторика.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Малютина Марина Юрьевна,студент магистрант, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»г. Шадринскmary.maliutina2014@yandex.ru

Особенности развитияпредпосылок письменной речи у старших дошкольников с ОНР III уровня

Аннотация. В статье описаны результаты исследования предпосылок к письменной речи старших дошкольников с ОНР IIIуровня. Исследуются такие компоненты письменной речи какзвукопроизношение, фонематический слух, зрительнопространственное восприятие, зрительная память, слуховая память, общая и мелкая моторика. Ключевые слова:письменная речь, предпосылки нарушения письменной речи, речевые предпосылки, неречевые предпосылки, моторика, общее недоразвитие речи IIIуровня.

Реализация новой модели образования в нашей стране предполагает повышение требований к подготовке детей к школе и улучшение качества обучения. К сожалению, исследования последних лет свидетельствуют о том, что соматический и психический статусы современного ребенка изменились в сравнении с прошлыми годами и в общеобразовательных учреждениях отмечается рост числа учащихся с общим недоразвитием речи (Л.Г. Парамоновой, А.В. Семенович, Г.В. Чиркина и другие).По мнению Г.А. Каше, P.И. Лалаевой, Р.Е. Левиной, Г.В. Чиркиной и Л.С. Цветковой успешное обучение детей во многом будет зависеть от уровня сформированности у них предпосылокписьменной речи, которые представляют собой сложный многофункциональный психофизиологический процесс.Письменная речь представляет собой абсолютно новый вид речевой деятельности, которая не может сформироваться сама по себе на пустом месте, без предваряющей ее ступени письма, которое, по словам А. Р. Лурия, можно считать некой «рецепторной ступенью» в процессе появления письменной речи[1].Изучением нарушения письменной речи в науке занималисьР.И. Лалаева, И.Н. Садовникова, А.Н. Корнев, А.Л. Сиротюк и др.Анализ литературы показал, что к предпосылкамписьменной речи относятся:звукопроизношение, фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез, зрительно пространственное восприятие, слуховая и зрительная память, общая и мелкая моторика. Особенноостро данный вопрос встает приподготовке к школе детей с ОНР(О.И. Азова, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Л.Г. Парамонова, И.В. Прищепова и др.).Целью исследования является изучение уровня сформированностипредпосылок письменной речи у старших дошкольников сОНР III уровня.Эмпирическое исследование проводилось на базе детскогосадакомбинированного вида №17 «Радуга» г. Шадринска Курганской области.Общий объем выборки составил 15 старших дошкольников с ОРН III уровня. На этапе констатирующего экспериментанами были использованы комплекс методик,включающий методику исследования звукопроизношения, разработанную О.Б. Иншаковой; пробы для изучения фонематического восприятия (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина), методики, методика, направленная на изучениезрительно пространственного восприятия предметов и букв,методика «5 фигур»(А.Р. Лурия), методика«Восприятиеи воспроизведение ритмических структур», комплекс тестов, направленных на выявление уровня сформированности моторики, предложенный С.Е.Большаковой.

В результате анализа фактических данных по методике О.Б. Иншаковойнами установлено, что для детей с ОНР III уровня характерно полиморфное нарушение произношения звуков. В зависимости от уровня сформированности звукопроизношения нами было выделено 4 группы испытуемых. Первую группу составили 27% испытуемых,у которых выявлено нормативное произношение всех звуков. Они правильно произносят звуки при самостоятельном назывании картинок. 6% детей показали нарушение произношения в одной группе звуков. Дошкольники, отнесенные к данной группе при выполнении задания чаще всего затруднялись в произношении шипящих и свистящихв середине и конце слова. 27% старших дошкольников допускали ошибки в произношении двух групп звуков, таких как: свистящие + шипящие, шипящие + сонорные,свистящие + сонорные. 40% опрошенныхдопускали ошибки в произношении слов в трех и более групп звуков. При изучении фонематического восприятияс использованием проб предложенных Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной, а конкретно привыделении заданногозвука из ряда звуков 27% детей справились с заданием,не допустив никаких ошибок. Дети, отнесенные к данной группе, легко определяли положение заданного звука в начале, середине и конце слова. 53% дошкольников при выполнении допустили не более 2 ошибок ввыделении звука. Дети затруднялись в выделениизвуков С, З, Б, П. 13% испытуемых при выделении звука допустили 34 ошибки. К неправильному распознаванию выше упомянутых звуков прибавились звуки М, Н. 7%опрошенных не справились с заданием. Они отказывалисьвыполнять задание либо выполняли задание без учета места расположения заданного звука.Исследование звукового анализа и синтеза включало в себя четыре пробы.В первом задании дошкольникам предлагали произнести последовательно каждый звук в слове. Ни один ребенок не смог проанализировать все звуки в словах правильно, тем самым высокий уровень сформированность звукового анализа не выявлен. 13%старших дошкольников с ОНР IIIуровняпри выполнении пробы допустили по 12 ошибке, что соответствует среднемууровню. Чаще всего дети ошибались в словах,состоящих из 45 букв, при этом легкосправившись с называнием слов по буквам состоящих из 3 букв (оса, дом, кот и т.д.). Самое большое количество опрошенных (47% от общей выборки) справились с заданием ниже среднего уровня. Назвав первую букву,ониждали подсказку со стороны исследователя.Низкий уровень показали 40% детей. Они не могли назвать последовательно звуки в данном слове и назвать слово целиком.Во втором задании предлагалось определить позицию заданного звука в слове «в начале», «в середине» или «в конце». Высокий уровень языкового анализа показали 7% детей, определивших правильно позиции звуков в словах. 26% старших дошкольников при выполнении пробы допустили 12 ошибки.Они затруднялись определить позицию звука Ов слове «пальто», извука Ив слове «малина».47% показали результат ниже среднего. Приведем пример типичногоответадля детей, отнесенных к данной группе. Так,при определении местоположения звука Ов слове «мох», испытуемые относили его в начало слова, звук Ив слове «мячи», по их мнению, находится всередине, а звук Ув слове «муха» в начале слова. Не справились с заданием20 % детей с ОНР III уровня. Они называли местоположение звука в слове наугад.Соответственно дети продемонстрировали низкий уровень сформированности языкового анализа.

В третьей пробе детям было необходимо определить количество звуков в слове. Результаты обследования таковы. Высокий уровень сформированности звукового анализа продемонстрировали 7%опрошенных.Дети справились с заданием в полном объеме. Четко и точно называли количество звуков в предлагаемых словах.13%детей с ОНР III уровня продемонстрировали средний уровеньсформированности звукового анализа. Они задерживались с выдачей ответа, допуская 12 ошибки в определении количества звуков в слове. Уровеньниже среднегопродемонстрировали13% респондентов. Они легко справлялись с определением количества звуков в словахиз 3 букв (как наиболее простыми), но делали ошибки в словахиз 45 букв.Большинство детей в данной выборке (67%) показали низкий уровеньразвития звукового анализа. Так дети, например, прохлопывали количество слогов в слове под столом, не понимая задания определить количество звуков. Можно сделать вывод, что дети с ОНР III уровня с трудом вычленяют звуки из состава слова, часто используют подсказки экспериментатора и многие ответы фиксировались как угаданные.В четвертом задании ребенкуназывали слова,состоящие из 35 звуков, при этом слова произносили с небольшой паузой после каждого звука. Ребенка просили поставить звуки рядом и назвать полученное слово целиком. Правильно проанализировали все слова 7% детей. 27% дошкольников показали средний результат, называя только последние два или вообще один звук в слове. 27%опрошенныхдопустили34 ошибки, что соответствует уровню развития звукового синтезаниже среднего. В основном это были дети,у которых нарушено фонематическое восприятие. 39% старших дошкольников достигли только низкого уровня. Так как онине смогли понять задания данной пробы.Таким образом, обобщив полученные данные, можно сделать вывод, что у 7% детей высокий уровень сформированности звукового анализа и синтеза. У остальных же детей 93% звуковой анализ и синтез нуждается в коррекционно логопедической работе.С целью изучения зрительно пространственного восприятия предметов и букв нами были использованы методики узнавания реальных, перечеркнутых, наложенных, незаконченных, химерных объектов.Полученные данные представлены в таблице 1.Исследование зрительно пространственного восприятия позволяет сделать вывод о том, что у дошкольников с ОНРIII уровня данная психическая функция отстает в своем развитии от нормы и характеризуется недостаточной сформированностью целостного образа предмета. Исследования показывают, что простое зрительное узнавание реальных объектов и их изображений не отличается у этих детей от нормы. Затруднения наблюдаются при усложнении заданий (узнавание предметов в условиях наложения, зашумления). Так, дети с общим недоразвитием речи воспринимают образ предмета в усложненных условиях с определенными трудностями: увеличивается время принятия решения, дети не уверены в правильности своих ответов, отмечаются ошибки опознания. Число ошибок опознания увеличивается при уменьшении количества информативных признаков предметов.



Таблица 1Результаты исследования зрительно пространственного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, %

Показатели Уровеньвысокийсреднийниже среднегонизкийРеальные предметы100

Перечеркнутые предметы20401327Наложенные предметы462727

Незаконченные предметы731377Химерные предметы737713Реальные буквы67

1320Перечеркнутые буквы1372060Наложенные буквы2772739Незаконченные буквы137

80Химерные буквы207766

С целью изучения зрительной памяти нами была использована методика «5 фигур», предложеннаяА.Р. Лурия.При выполнении проб на исследование зрительной памяти сложным оказалось задание на воспроизведение невербальных стимулов после интерференции. При воспроизведении предложенных стимулов через 30 минут все дети допускают ошибки, воспроизводят только 12 фигуры правильно.Наиболее легко дети воспроизводили фигуры «Спираль», «Перевернутая Т» и «Полукруг». Эти фигуры дети рисовали в первую очередь после переворачивания рисунка. Наиболее сложными в воспроизведении по памяти оказались «Перевернутая корона» и «Треугольник с палкой». Дети затруднялись в воспроизведении фигур и делали серьезные ошибки: «корона» не перевернута, больше зубчиков, недорисованная палка у треугольника, или нарисован только треугольник в неправильную сторону.Таким образом, у дошкольников с ОНР III уровня существуют значительные нарушения зрительной памяти, что в дальнейшем сыграет важную роль на развитие письменной речи в школе.Для исследования слуховой памяти старших дошкольников с ОНР III уровня мы использовали методику «Восприятия и воспроизведения ритмических структур».Обобщая полученные данные, нами установлено, что 46% дошкольниковимеютвысокого уровеньсформированности слуховой памяти. Дети правильно воспроизводили все ритмические рисунки при первом показе. 27% дошкольников при выполнении проб показали средний уровень. Они допускали12 ошибки при воспроизведении 3 проб, правильно выполнив лишь 1 пробу. Уровень ниже среднего выявлен у20% опрошенных. Уних наблюдалось полное несовпадение при воспроизведении ритмического рисунка. Для 7% старших дошкольников характереннизкий результат, они либо отказывались от выполнения задания, либо выполняли его не правильно. Таким образом, наиболее доступными для детей с ОНР III уровня было воспроизведение ритмических рисунков с одноударными хлопками. Наибольшее несовпадение в воспроизведении всех ритмических рисунков было в 4 пробе «Запоминание и повторение ритмических рисунков, содержащих одинарные, двойные и тройные удары» где основная группа 40% детей показали уровень ниже среднего. Использованиекомплекса заданий, предложенных С.Е.Большаковой позволиловыявить некоторые особенности общей и мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.27% детей продемонстрировали высокийуровень сформированности моторики. Они легко повторяли предложенные движения с различными усложнениями(отставая на одно, не повторять запретное). Для 20% старших дошкольников характеренсреднийуровень. Дети отнесенный к данной группевыполняли предложенные задания правильно, но с небольшим недочетом. Им было сложно сохранять темп выполнения упражнения, последовательность предложенных действий. Большая часть опрошенных (40% от общей выборки)продемонстрировали результат ниже среднего. Они выполнили без ошибок только 6 заданийиз 7. В основном дети допускали ошибки в упражнении «Играем на пианино». Дошкольникам оказалось сложным касаться поверхности стола разной комбинацией пальцев поочередно, как правой, так и левой рукой.Низкий уровень развития моторики выявлен у13% респондентов. К ним относятся дошкольники,выполнившие 54 задания из семивозможных.Дети испытывали сложности при выполнении словесной инструкции для каждой руки отдельно, заданий «Пальчики здороваются» и « Играем на пианино». Таким образом,по результатам диагностик можно сделать вывод о том, что у детей с ОНР III уровня речевое недоразвитие проявляется в нарушениях звукопроизношения, бедности и недостаточной дифференцированности словаря. У значительной части детей отмечаются недостаточность фонетикофонематического восприятия, снижение слухо речевой памяти. Наряду с отклонениями в различении фонем дети испытывают затруднения в удержании последовательности и количества слогового ряда, а также предложений из 45 слов.У старших дошкольниковс ОНР, выявлен низкий уровень владения звуковым анализом слова. Выделение последовательности звуков, определение количества звуков в слове, выделение гласных и согласных в конце слова все это может вызвать в дальнейшем, в школе, значительные трудности в обучении. Особенности устной речи, а также характеристики неречевых процессов и функций у детейс общим недоразвитием речи свидетельствуют о недостаточности психологической базы, обеспечивающей процесс письменной речи, чем и обуславливают сложные и стойкие нарушения.Полученные данные показали необходимость разработки и апробации программы логопедической работы, направленной на своевременноевыявлениеи преодолениепричиннарушений письменной речи, не допуская их перехода на следующие ступени обучения. В противном случае стойкие специфические ошибки письма будут сопровождать детейи в последующие годы, осложняя их учебно познавательную деятельность.В связи с этимнами была разработана программакоррекционно логопедической работыпо формированию предпосылок письменной речи у старших дошкольников с ОНР III уровня.

Программа направлена на решениеследующих задач: развитие речевых предпосылок (коррекция звукопроизношения;работа со слоговой структурой слова; развитие фонематических процессов; обогащение словарного запаса; коррекция слухоречевой и речезрительной памяти); коррекция неречевых предпосылок (зрительно пространственное восприятие; зрительная память; слуховая память); формирование общей и мелкой моторики.В качестве теоретикометодологической основы программы выступилиположения:о системной организации высших психических функций и речи (П.К. Анохин, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия);концепция речевой деятельности, как сложного системного функционального единства (Л.С. Выготский, Р.Е. Левин, А.Н. Леонтьев);о единстве законов развития нормальных и аномальных детей (Т.А. Власова, Л.С. Выготский, Л.Н. Леонтьев, М.С. Певзнер);о ведущей роли обучения в развитии ребенка (Л.С. Выготский, Н.Ф. Талызина, П.Я. Гальперин и др.).Данные теоретические положения позволили определить ряд принципов построения системы экспериментального обучения, которые и легли в основу логопедического воздействия:Принцип индивидуально дифференцированного подходапредполагает учет педагогом индивидуальных особенностей группы детей в процессе обучения. Для осуществления дифференцированного подхода нужна, прежде всего, дифференциация детей на типогруппы и далее организация обучения в соответствии с особенностями учебной и трудовой деятельности каждой группы. Дифференциация детей должна учитывать потенциальные возможности каждого в обучении. Важно, чтобы каждый ребенок в течение всего занятия был занят решением посильной для него задачи, т.к. только при этом условии можно поддержать у детей интерес к занятию. Принцип системного подходапозволяет рассматривать письменную речь как о сложнуюфункциональнуюсистему, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии. В ходе логопедической работы одновременно с формированием речи проводится и развитие у детей нарушенных высших психических функций, а так же общей и мелкой моторики. Принцип деятельностного подхода позволил осуществлять коррекционнологопедическое воздействие на детей через организацию активной деятельности ребенка, в ходе которой закладывается основа для позитивных изменений и развития предпосылок письменной речи.Весь цикл занятий рассчитан на три месяца (по два занятия в неделю), при средней продолжительности каждого занятия 30 минут. В структуре логопедической программы выделены триосновных блока:диагностический, коррекционноразвивающий, оценочный(таблица 2).При создании программы мы опирались на разработкиВ.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, Н.Е. Арбековой, О.С. Гомзяк, Л.А. Комаровойи др.Каждое занятие состоит из трех частей.Вводная часть (45 минут).Направлена насоздание комфортной атмосферы и эмоционального благополучного фона в группе, обеспечивающего позитивное, межличностное взаимодействие.Основная часть (2030 минут)включает в себя весь арсенал логопедических коррекционных методов.Заключительная часть (45 минут)предполагаетснятие эмоционального напряжения, закрепление положительного эффектаи подведение итогов занятия.

Таблица 2Программа коррекционнологопедической работы по формированию предпосылок письменной речи у старших дошкольников с ОНР III уровня

Диагностический блокСбор анамнистических данныхОбследование звукопроизношениязвукового анализа, синтезафонематического восприятиязрительнопространственного восприятиязрительной памятислуховой памятимоторикиКоррекционноразвивающий блокРазвитие речевых предпосылокФормирование правильного произношенияРазвитие звукового анализа и синтезаРазвитие фонематического восприятияРазвитие неречевых функцийЗрительнопространственное восприятиепамятьзрительнаяслуховаяРазвитие моторикиРазвитие общей моторикиРазвитие мелкой моторикиСовершенствование базовых графических навыкомОценочный блок

Ожидаемый результат:повышение уровня звукового анализа и синтеза;высокий и средний уровень фонематического восприятия;повышение уровня зрительнопространственного восприятия;повышений уровня сформированности зрительной и слуховой памяти;высокий и средний уровень развития мелкой моторики.Таким образом, можно сказать, что систематичность и последовательность коррекционной работы позволит подготовить ребенка к овладению письменной речью, а выработанные в ходе коррекционно развивающих занятий умения и навыки будут способствовать успешному овладению письменной речью.

Ссылки на источники1.Лурия А.Р. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе // А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова. —М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1996. —64с.2.Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Программнометодические рекомендации. —М.: Дрофа, 2009. —192 с.