Основные подходы к управлению качеством на предприятии

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Голубкова И. В. Основные подходы к управлению качеством на предприятии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 1506–1510. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970628.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются основные подходы к управлению качеством на предприятии. Приводятся этапы развития подходов к управлению качеством, этапы развития систем управления качеством. Рассматриваются подходы к управлению качеством, такие как системный, процессный, ситуационный.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Голубкова Илонна Валерьевна,ассистент кафедры «Экономикаиуправление», ФГБОУ ВО«Пензенский государственный технологический университет», г. Пензаilonna1990@mail.ru

Основные подходы к управлению качеством на предприятии

Аннотация.В статье рассматриваютсяосновные подходык управлению качеством на предприятии. Приводятся этапы развития подходов к управлению качеством, этапы развития систем управления качеством. Рассматриваются подходы к управлению качеством,такие как системный, процессный, ситуационный. Ключевые слова:управление качеством, система менеджмента качества, подходы к управлению качеством.

В современных условиях обеспечение качества продукции производимой предприятием является крайне важной задачей. От такого показателя как «качество» зависит конкурентоспособность и жизнеспособность предприятия, а также его эффективное функционирование. Достижение главной цели деятельности любого предприятия –получение максимальной прибыли также невозможно без поддержания и совершенствования качества продукции соответствующего требованиям существующих стандартов и предпочтениям потребителей. Поэтому управление качеством является довольно важной задачей. В современной литературе существует множество трактовок понятия«управление качеством». Так, ГОСТ 1546779 под управлением качеством продукции рассматривает действия, осуществляемые при создании и эксплуатации или потреблении продукции, в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня ее качества. Ряд исследователей (В.М. Челнокова, Н.В. Балберова) выделяют четыре этапа развития подходов к управлению качеством, представленные на рисунке1.

Рис.1.Этапы развития подходов к управлению качеством[1]Для достижения наилучших показателей в области качества создаются системы управления качеством, включающие в себя всю совокупность необходимых для этого методов и ресурсов. Система менеджмента качества призвана обеспечить максимальную удовлетворенность потребителя на основе учета и выполнения всех его предпочтений. Сравнительный анализ литературы (В.М. Челнокова, Н.В. Балберова., И.Ю. Ребрин, П.М. Козлов, С.Д. Ильенкова, Н.Д. Ильенкова, А.В. Бандурин,С.Ю. Ягудин, Э.М. Воронина, А.В. Квитко, В.И. Кузнецов, В.С. Мхитарян, Е.С. Шустерман) позволяет выделить 5 этапов в истории развития систем управления качеством, которые представлены на рисунке2.

Рис. 2.Этапы развития систем управления качеством

На первом этапе появилась первая система управления качеством –система Тейлора (1905 г.). На данном этапе качество рассматривалось как соответствие стандартам, а система качества предусматривала выполнение технических и производственных норм и нормативов. В это же время для контроля качества была введена такая должность как инспектор по качеству или технический контролер. Система Тейлора, по сути, являлась системой менеджмента качества каждой отдельной детали. Второй этап характеризуется тем, что система управления качеством отдельной детали уступила место системе управления производственными процессами. Основы статистического управления качеством были заложены в 1924 году в «BellTelephoneLaboratories» под руководством Р.Л. Джонса. В это время были разработаны контрольные карты (В. Шухарт) и первые таблицы выборочного контроля качества (Г. Додж и Г. Роминг). Эти основы статистических методов управления качеством в дальнейшем были широко распространены в Японииблагодаря Э. Демингу, который предложил отменитьоценку результатов работы, считая что она дает лишь краткосрочный эффект и мешает работе в команде. На этом этапе качество стало рассматриваться как соответствие требований потребителей (Д. Джуран).Обеспечение качества и устранение проблем производства стало связываться с непосредственным вовлечением всего персонала в данныепроцедуры. Главной задачей являлось уже не выявление дефектов, а причин их возможного возникновения. Третий этап приходится на 1950 годы, когда американским ученым А. Фейгенбаумом была разработана концепция тотального контроля –TQC (Total Quality Control). Главными задачами данной концепции является устранение возможных дефектов продукциина стадии разработки, проверка качества поставокпродукции, материалов, управление производством, организация сервисного обслуживания и контроль качества.Также на данном этапебыли введены документированные системы качества, которые устанавливали ответственность и обязанности всего руководства предприятия в области качества. Материальное стимулирование работников стало уступать место моральному (признание коллектива, страхование, поддержка семьи сотрудника).

Четвертый этап (1980 гг.) характеризуется тем, что в это время начался переход от тотального контроля качеством (TQC) к тотальному менеджменту качества (TQM). Появляются новые международные стандартына системы качества –ИСО 9000 (1987г.). Особенность TQM в том, что основной задачей становится повышение качества продукции, и вся деятельность предприятия направлена на ее достижение. Так если TQC можно определить какуправление качеством с целью выполнения установленных требований, то TQМ это еще и управление целями и самими требованиями. Основной принцип TQМ –улучшениям нет предела (стремление к нулю дефектов, к нулю непроизводительных затрат, к поставкам точно в срок), достичь совершенства невозможно, но к нему необходимо всегда стремиться, не останавливаясь на достигнутом. На этом этапе появился новый тип работника (трудоголик), который сильно увлечен работой. На пятом этапе (1990 гг.) предприятия начинают в большей степени учитывать интересы общества, в результате усиления влияния общества на предприятия. Появляются стандарты ИСО 14000, которые включают требования к защите окружающей среды и безопасности продукции. Увеличивается внимание руководства предприятий к удовлетворению потребностей своих работников. Главным достижением этого этапа является внедрение стандартов ИСО 14000 и QS 9000 и методов самооценки по моделям премий по качеству.Основныехарактеристики каждого этапа развития системы менеджмента качества представлены в таблице 1.

Таблица 1 Этапы развития системы менеджмента качества

На сегодняшний день существует множество подходов к управлению качеством, некоторые из которых представлены на рисунке 3.

Рис. 3.Подходы к управлению качеством

Рассмотрим подробнее каждый из подходов.Процессный подход является основным элементом управления на предприятии. Сущностью данного подходаявляется обеспечение наглядности объекта управления с помощью его точного, достаточного, лаконичного, удобного для восприятия и анализа описания. Управление качеством при процессном подходе рассматривается как процесс, взаимосвязанный со всеми процессами предприятия и должно основываться на группировке процессов по объектам воздействия.Через управление процессами реализуется и управление качеством на предприятии по двум направлениям:1) Через структуру и работу самого процесса, внутри которого имеются потоки продукции или информации;2) Через структуру продукции или информации протекающих внутри процесса.Можно выделить следующие принципы управления качеством при процессом подходе:

внедрениепроцессов управления качеством в процессы производства;

управление качеством с помощью управления структурой процесса и структуройпродукта процесса;

группировкапроцессов по родству друг с другом(по срокам, ресурсам и рискам);

координация и совместимость процессов производства, а также определение их взаимодействия.Поэтому основные задачи, которые возникают при управление качеством проектов заключаются в первую очередь в определении взаимосвязей процессов жизненного цикла проекта и управления качеством процессов проекта, а также определение закономерностей организации управления качеством на основе таких процессов. Основной задачей управления качеством при процессном подходе является определение взаимосвязей процессов жизненного цикла продукции и управления качеством процессов производства, с учетом выявления закономерностей организации управления качеством на основе таких процессов[2].Исследование управления как процесса привело к широкому распространению системных методов анализа. Применение системного подхода тесно связано с использованием общей теории систем для принятия управленческих решений. Огромный вклад в это научное направление сделали такие ученые, как Дж. Лорш, П. Лоуренс, Э. Г. Юдин и др.[3]Системныйподходк управлению качеством основан на формировании и последующем функционированиицелевой подсистемы качества, котораяявляется самостоятельной системой со всеми присущими ей свойствами. Система управления качеством характеризуется следующими признаками: −четко сформулированная цель предприятия в области качества (стратегия в области качества, политика предприятия в области качества); −организационная структура управления качеством, создание специализированного подразделения по управлению качеством, назначение уполномоченных и ответственных лиц; −взаимодействие специализированного подразделения по качеству с другими подразделениями предприятия, степень этого взаимодействия; −границы возможного влияния системы менеджмента качества на качество производимой продукции (на всех этапах ее жизненного цикла) и развитие предприятия в целом[4]. Системный подход к управлению качеством предусматривает:–оптимизацию процесса производства и изменений в технологиях, в том числе создание системы операционного контроля иоперативного анализа причин брака и дефектов;–оптимизациюпроектных норм с учетом возможностей и характеристик конкретной производственной технологии;–проверкапроцессов производства и изменений, вносимых в технологию;–контроль и управление процессамипроизводства, оперативный анализ брака.Системный подход к управлению качествомпредусматривается решениетаких задачкак:–определение параметров качества впроцессепроизводства с помощью многофакторного статистического анализа;–созданиенаиболее эффективнойсистемыоперационногоконтроля,в том числе расчетпланов контроля;–расчет технологических проектных ограничений;–подготовка исходныхданных для проектирования;–улучшениепроизводственных процессов и операций[5].Но при всех достоинствах системного подхода его применение не дает возможности разобратьсяв причинах существенных различий результатов деятельности похожих по условиям предприятий (одна и та же отрасль, те же рынки сбыта).Данный вопрос может быть решен при применении ситуационного подхода с помощьюувязывания различных приемов и концепций с конкретными ситуациями функционирования предприятия для достижения своих целей. Ситуационный подход сосредоточен на ситуационных различиях между предприятиями и внутриних, пытается определить значимые переменные ситуации и их влияние на эффективность деятельности предприятияв целом.В результате такого анализа были выделены следующие переменные:

цели;

структура;

ресурсы;

культура предприятия. Благодаря вариативности данных внутренних переменных появляется возможность решения вопроса гибкостии адаптивности к внешней среде.Ситуационный подход позволяет сделать конкретные рекомендации по применению научных концепций, принципов, методов в зависимости от сложившейся ситуации и условий внешней среды[3].Современные подходы к управлению качеством, как отмечают В.М. Челнокова и Н.В. Балберова, предполагают объединение всех направлений организационного совершенствования в единую систему для достижения удовлетворенности всех заинтересованных сторон[1].Современное управление качеством на предприятии направлено в первую очередь на удовлетворение требований потребителей так как именно от них зависит востребованность продукции предприятия, а значит его конкурентоспособность и эффективность деятельности в целом.

Ссылки на источники1.Челнокова В. М. Управление качеством: учеб. пособие / В. М. Челнокова, Н. В. Балберова.. –СПб., 2010. –135 с.2.МарцинковскийА.В. Организация управления качеством в рамках процессного подхода –URL: http://quality.eup.ru/DOCUM4/oukpp.htm–[Дата обращения 21.03.2017] 3.Ямпoльcкaя Д., Зoниc М. Процессный, системный и ситуационный подходы к управлению –URL:https://inventech.ru/lib/management/management0009/ –[Дата обращения 21.03.2017]4.Жилина Н.В. Анализ системного подхода к управлению качеством продукции на предприятии –URL:http://sisupr.mrsu.ru/20104analiz/PDF/Zchilina.pdf –[Дата обращения 21.03.2017]5.Мустафаев Г.А., Кабулова М.Ю., Рехвиашвили Э.И. Системный подход к управлению качеством продукции/ Международный научнотехнический журнал. Техническиенауки. Выпуск: № 3 (45).Часть2. –С. 3132