Психологическое обоснование использования метода формирующего эксперимента при сопровождении подростков группы риска в условиях образовательного учреждения

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Лимонченко Р. А. Психологическое обоснование использования метода формирующего эксперимента при сопровождении подростков группы риска в условиях образовательного учреждения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 1621–1625. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970651.htm.
Аннотация. В статье представлено теоретическое обоснование организации формирующего эксперимента как метода сопровождения детей группы риска в условиях образовательного учреждения. Показано, что основной сферой психолого-педагогической поддержки в подростковом возрасте выступает эмоциональная сфера, прежде всего её социально детерминированные компоненты.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Лимонченко Роман Андреевич,студент 4 курса, направлениеподготовки «Педагогика и психология девиантного поведения», специализация«Психологопедагогическое сопровождение детей и подростков группы риска» факультета психологии ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», г. Новосибирскromaleg@mail.ru

Научный руководитель:БелобрыкинаОльга Альфонсасовна,кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры социальной психологии и виктимологии факультета психологии ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», г. Новосибирскolga.belobrykina@gmail.com

Психологическое обоснование использования метода формирующего эксперимента при сопровождении подростков

группы риска в условиях образовательного учреждения

Аннотация. В статье представлено теоретическое обоснование организации формирующего эксперимента как методасопровождениядетей группы риска в условиях образовательного учреждения.Показано, что основнойсферойпсихологопедагогической поддержки в подростковом возрасте выступает эмоциональная сфера, прежде всего,её социальнодетерминированныекомпоненты.Ключевые слова:социальные эмоции, формирующий эксперимент, подростки группы риска.

Подростничество ‬самый проблемный этап формирования личности. Именно в подростковомвозрасте, когда происходит интенсивное развитие рефлексии, а предметом познания становится внутренний мир, наиболее активно формируются культурные формы поведенияи осваиваютсясоответствующие им способыобщения с другими, ценностные ориентиры и нравственные установки личности. Непрерывныйпоток обширной информации с упоромна негативныхфактахобщественной жизни и веер вариантов самореализации человека в современном обществе, «накладываясь» на психологические особенности подростков, оказывают закономерное влияние на возникновение систематических, устойчивых и регулярно повторяющихся форм отклонений в поведении от нормативно заданного и/или социальноприемлемого. В связи с этим, возникаетнасущная необходимостьв нахождении эффективных методовсоциальнопсихологической превенции девиантных форм поведения и психологопедагогического сопровождения подростков группы рискадевиантного поведения. На наш взгляд, для достижения этих целей наиболее ресурснымявляется формирующий эксперимент ‬методнаучного исследования и,одновременно,непосредственной практикоориентированной работы с подростками, интегративный потенциал которого не освоен в полной мере в современной девиантологии. Опираясь на утверждениеА.С.Арсеньева о том, что подростку противопоказана социализация[1], можно полагать, что подросткус отклоняющимся поведениемособо противопоказаны декларативные способы социализации, активирующиеу него протестные формыответных реакций. Очевидно, не прямое воздействие на поведение, а опосредованное повышение уровня сформированности социальных эмоций позволит более эффективно оказать положительное влияние на динамику социальноприемлемого поведения и конативных форм взаимодействия подростков с окружающими ‬взрослыми и сверстниками.Теоретическийанализ позволяет предположить, что поведение человека зависит от функциональной системы, включающей в себя ряд компонентов ‬физиологический (нервная система), психические процессы (память, мышление, речь, восприятие, воображение, эмоции, воля) и бессознательное. Рассмотрение единства, а не тождественности[2]данных компонентов дает основание для развернутого определенияихарактеристикидезорганизационноговлияниясимплифицированностиэмоций наповедение подростков. Это положение позволилонаметить ориентировочную структуруэмоциональной сферыподростков с девиантным поведением(рисунок 1), включающуюследующие составляющие:

1. Эмоциональность, которая выступает универсальной биологической основой социальных эмоций. Она находит отражение в общем самочувствовании человека (без связи сознания с конкретным предметом), не зависит от гендерных различий и «окультуривается» (по Н.Я. Гроту[3], Л.С. Выготскому[4]) в процессе онтогенетического исоциального развития человека. Ряд исследователей отмечает, что у подростков с девиантным поведением нарушено протекание эмоциональности, выражающееся в аффектации, сопровождающейся поверхностностьючувств, их быстром угасании, повышенной тревожности и агрессивности [57]. А.Р. Лурия экспериментально доказал, что состояние резкого и распространенногоаффектасоздает у субъекта сложности в выработке устойчивых форм поведения: «Получаемые в состоянии резкого аффекта акты характеризуются своей неорганизованностью, случайностью; создается впечатление, что организм не в состоянии выработать устойчивые высшие автоматизмы, реагируя на примитивном уровне…» [8, с. 111]. Доминирование аффективных состоянийусложняет формирование социальных эмоцийу девиантных подростков, поэтому при организации формирующегоэкспериментанеобходимо включениев его содержание упражнений, направленныхна снятие эмоционального напряжения, формирование навыков эмоциональной саморегуляции.Например, А.Б. Петрова предлагаетупражнение «Выход из контакта»[9, с. 75], в котором подросткам предлагается для обсужденияситуация встречи с малознакомымчеловеком, навязчиво вступающимв контакт. Врезультате совместного анализа составляется переченьвариантовконструктивноговыходаизсложившейсякритической ситуации(объяснение причины невозможности продолжать беседу), последствия неконструктивных вариантов(оскорблений илиугроз).Или, упражнение «Письмо обидчику»[10], в котором подросткам предлагается в виде письма выразить свои мысли поотношению к человеку, который вызвалнегативные переживания (обиду, злость, презрение и т.д.)в определённой жизненной ситуации. В завершенииписьмапредлагается найти оправдательные аргументы поступкаэтого человека, определить вероятностныепричины его поведения. Упражнение «Формулировка высказываний»[11]: подросткам раздаются карточки с агрессивными высказываниями, которые необходимопереформулировать в неагрессивные(примерыагрессивныхвысказываний, которые могут быть представлены на карточках:«Немедленно верни мою тетрадь!», «Такому как ты я отказываюсь помогать», «Нашелся умный, без тебя знаю!»и т.д.).2. Социальные эмоции(эмпатия, альтруизм, чувство одиночества, чувство зависти и др.) представляют собой группу персонализированных эмоций, но имеющих значение в выстраивании взаимоотношений с другими людьми и предполагающих ориентацию на соответствие поведения социально заданным нормам [12]. Исследователи отмечают, что чувство безнадежности [13; 14],социальная тревога [15], страх быть отверженным в группе [16] и страх одиночества [17] являются предикторами девиантного поведения. Наши полевые исследования [1821] показали, что подростки группы риска имеют менее выраженные эмпатические способности и более выраженную алекситимическую тенденцию по сравнению с подростками, характеризующимися социальноприемлемымповедением. В связи с этим, приоритетными задачами формирующего эксперимента выступаютосвоение средств эмоциональнокоммуникативной компетентности, овладение диалогическими формами межличностного взаимодействия,развитие эмпатии через моделирование ролевых ситуаций.Например, упражнение «Воздушный шар»[22]: подросткампредлагается представить ситуацию полета на воздушном шаре, изза аварии снижающегося над океаном. Задача ребят‬выработать групповое решение по устранению проблемы посредством избавления отряда вещейи предметов, находящихся на борту шара (перечень вещей включает в себя 15 пунктов‬канат, аптечку, компас и др.), аргументируя степень «ненужности» (или, напротив, его необходимости) каждого предмета для спасения.Или, с помощью упражнения«Открытое выражение чувств» [23]подросткам предоставляется возможность отреагировать вероятностную ситуациюс использованием конструктивныхЯвысказыванийи обозначением вызываемыхею чувств(ситуации: «Знакомый (знакомая) упорствует, задавая Вам вопросы личного характера, а Вы не желаете обсуждать эту тему…»; «Практически каждый раз, когда Вы начинаете чтото рассказывать друзьям, Ваш друг (подруга) прерывает вас уточнением деталей…»; «Ваш друг помог Вам сделать домашнюю работу по физике…» [24]). Упражнение «Отражение чувств»[25]: одному подростку в паре предлагаетсякраткорассказать ситуацию(реальную или вымышленную), а второмуобозначить переживаемые рассказчиком чувства, начиная со слов «мне кажется, что ты чувствуешь…», «я вижу ты чемто…» [26].Допустимо такжевключение в содержаниеформирующегоэкспериментагрупповогоанализафрагментов из фильмов и/или видеороликов (например, фильм «Чучело», ролики с минисоциальнымиэкспериментами ‬«помощь незнакомцу», «ссора» и т.п.), в которых демонстрируются социальные эмоции во взаимодействии подростков друг с другом и со взрослыми людьми.3. Личностные образования(интересы, ценности, установки и др. характеристики человека, детерминированные спецификой микрои макросоциокультурной ситуации развития). По данным ряда исследований подростки группы риска имеют низкий уровень социального развития [2729]. Учитывая социальную ситуацию развития подростков и ихнормативновозрастные психологические особенности (появление новых интересов, элементов взрослости, становление личностной рефлексии, интимноличностногообщениякак ведущейдеятельности, формирование устойчивой системы отношения к окружающему миру и др. [30; 31]), а также то, что социальные эмоции напрямую связаны с личностью, формирующий экспериментпредполагает включение в его содержание упражнений, направленных наличностный рост и актуализацию самопознания. В частности, упражнение «Разговор через стекло»[32]позволяет подростку овладеть невербальными способами коммуникации:подростки в паре передают друг другу информацию с помощью мимики и жестов, без использования слов. Упражнение «Перефразирование»[33]: подросткам раздаются написанные на листах четверостишия, задачакаждогоучастника‬перефразировать отдельные слова или строфы (например, перефразирование «дороги» в «путь», «сердца» в «центральный орган кровообращения»и т.п.), азадачагруппы ‬отгадать стихотворение.На стимуляцию развитиясамосознанияориентированоупражнение «Жизненные цели»[34], когда подросткампредлагается составить план своей жизни на предстоящий год, ответивна ряд вопросов(например,«Каковы ваши три самые главные цели в этом году?»; «Что вы можете (должныили планируете) делать, чтобы достичь этих целей?»; «Что вы уже сделали, чтобы реализовать эти цели?» и т.д. [35]).В качестве вариантов могут использоваться упражнения «Образ жизненного пути»[36], «Прожить месяц»[37], «Письмо самому себечерез год»и др.Важным условием планирования формирующего эксперимента является его направленность на веськлассный коллектив(или группу, включающую в себя как девиантных подростков, так и подростков с социальноприемлемым поведением). Исключение социальной сепарации при его проведении, вопервых, позволяетснизить воздействие социального буллинга подростков с девиантным поведением по отношению к сверстниками, одновременно,

влияние стигматизации(осуждениянарушений поведения взрослыми и сверстниками, закрепляющего представленияподростков о себе как о девиантахи служащегоповодомдляихобособления) [38];вовторых,выступает своеобразной мерой превенции возникновения поведенческих нарушений у подростков с социальноприемлемым поведением.Таким образом, организация формирующего экспериментакак формы психологопедагогического сопровожденияподростков группы риска в условиях образовательного учреждения, может включать в себя ряд задач: 1) формирование навыков эмоциональной регуляции у подростков группы риска; 2) создание благоприятных социальнопсихологических условий для достижения сплоченности подростковгруппы риска с классным коллективом; 3) через актуализацию эмоциональнозначимых ситуаций (моделируемых и/или реальных) способствование развитию социально одобряемых, значимых с ценностнонравственныхи культурносмысловых позиций (в частности, альтруизми патриотичность) личностных качеств подростков группы риска.

Ссылки на источники1.Арсеньев А.С. Подросток глазами философа. М.: Чистые пруды, 2009. 30 с.2.Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6ти т. Т. 1. Вопросы теории и истории психологии / Под ред. А.Р. Лурия, М.Г. Ярошевского. М.: Педагогика, 1982. С. 132148.3.Грот Н.Я. Психология чувствований в ее истории и главных основах (Репринт с издания 1880 г.). М.: Книга по требованию, 2011. 572 с.4.Выготский Л.С. Указ. соч.5.Алёхин А.Н, Королёва Н.Н. Эмоциональнооценочные составляющие образа мира подростков с саморазрушающим поведением // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Психологопедагогические науки. 2015. № 1. С. 9098.6.Салогуб Е.В. Особенности эмоциональной сферы, влияющие на эффективность адаптации как показатели психологической культуры личности //Категория «социального» в современной педагогике и психологии: материалы Научнопрактической конференции (заочной) с международным участием /Редколлегия сборника: А.Н. Ярыгин, А.А. Коростелев, О.И. Донина и др. Ульяновск: SIMJET, 2013. С. 246252.7.Шнейдер Л.Б. Психология подростковой девиантности и аддиктивности. Учебнометодическое пособие для студентов, изучающих дисциплину «Психология девиантного поведения и аддиктивного поведения». М: Издательство Московского психологосоциального университета, 2016. 300 с.8.Лурия А.Р. Природа человеческих конфликтов: Объективное изучение дезорганизации поведения человека / под общей ред. В.И. Белопольского. М.: «КогитоЦентр», 2002.С. 111.9.Петрова А.Б. Психологическая коррекция и профилактика агрессивных форм поведения несовершеннолетних с девиантным поведением: практическое руководство. М.: Флинта: МПСИ, 2008.С. 75.10.Буравцова Н.В. Коррекционноразвивающая программа «Подросток в большом мире» (для подростков, испытывающих трудности с социальнопсихологической адаптацией) // Смальта. 2014. № 3.С.63.11.Буравцова Н.В. Указ. соч. С.65.12.Бреслав Г.М. Психология эмоций. М: Смысл, 2004. 544 с.13.Большунова Н.Я., Белобрыкина О.А. Принципы и направления работы с безнадзорными детьми // Насилие и пренебрежение по отношению к детям: профилактика, выявление, вмешательство: Материалы научного симпозиума / Отв. ред. О.Н. Боголюбова. СПб.: Издво СПб. Унта, 2009. С. 1011.14.Розанов В.А., Мидько А.А. Метафакторы big five и феномен безнадежности в предикции суицидальности // Суицидология. 2012. Т. 3. № 2 (7). С. 3342.15.Сагалкова О.А., Трувцева Д.В. Нарушения произвольной регуляции психической деятельности при социальной тревоге в контексте формирования антивитального и суицидального поведения // Инновации в науке. 2015. № 49. С. 93101.16.Белобрыкина Е.А., Белобрыкина О.А. Специфика мотивации общения подростков с отклоняющимся поведением // Актуальные проблемы психологического знания. 2014. № 2. С. 4758.17.Ясная В.А. Искажения идентичности у подростков с отклоняющимся поведением // Психология и право. 2013. № 4. С. 121131.18.Лимонченко Р.А., Белобрыкина О.А. Особенности проявления социальных эмоций у подростков с поведенческими нарушениями // Международна научна школа «Парадигма». Лято2015 сборник научни статии в 8 тома /Под ред. А.В.Берлов, Л.Ф.Чупров. 2015. С. 185194.19.Лимонченко Р. А. Соотношение альтруизма и алекситимии в структуре социальных эмоций у подростков с девиантным поведением: теоретический экскурс в проблему исследования // Научнометодический электронный журнал «Концепт». ‬2016. ‬Т. 11. ‬С. 331‬335. ‬URL: http://ekoncept.ru/2016/86072.htm. Гос. рег. Эл№ФС 7761196.‬ISSN 2304120X. ‬[Дата обращения 18.03.2017].20.Белобрыкина О.А. Лимонченко Р.А. Дескриптивные характеристики социальных эмоций у подростков с отклоняющимся поведением // СМАЛЬТА. 2016. № 1. С. 1521.21.Белобрыкина О.А. Лимонченко Р.А. Особенности субъективного переживания одиночества у подростков с поведенческими нарушениями // Современные проблемы психологии и образования в контексте работы с различными категориями детей и молодежи: материалы научнопрактической конференции /Отв. ред. Р.Е.Барабанов. ‬М.: Московский финансовоюридический университет(МФЮА), 2016. С. 2131.22.Реньш М.А., Садовникова Н.О., Лопес Е.Г. Социальнопсихологический тренинг: практикум. Екатеринбург: Издво ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.пед. унт», 2007. С. 62.23.Юдина И.Г. Когда не знаешь, как себя вести… Тренинг устойчивости подростков к коммуникативному стрессу: Практическое пособие. М.: АРКТИ, 2007.С. 293024.Юдина И.Г. Указ. соч.С. 30 25.Юдина И.Г. Указ. соч.С. 3226.Юдина И.Г. Указ. соч.С. 3327.Белобрыкина Е.А., Белобрыкина О.А. Указ. соч.28.Салогуб Е.В. Указ. соч.29.Шнейдер Л.Б. Указ. соч.30.Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. СПб: Питер, 2008. 400 с.31.Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. М.: Институт практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1997. 416 с.32.Юдина И.Г. Указ. соч.С. 3633.Реньш М.А., Садовникова Н.О., Лопес Е.Г. Указ. соч. С. 75.34.Шнейдер Л.Б. Указ. соч.С. 229.35.Шнейдер Л.Б. Указ. соч.С. 229.36.Шнейдер Л.Б. Указ. соч.С. 227228.37.Шнейдер Л.Б. Указ. соч.С. 229.38.Руденский Е.В. Дефицитнокомпетентностная деформация личности подростка: пропедевтика онтологической виктимизации личности: монография. Новосибирск: Издво НГПУ, 2015. 112 с.