Проблемы и методические возможности изучения синонимии на уроках русского языка в старших классах

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Краснощекова Т. Я. Проблемы и методические возможности изучения синонимии на уроках русского языка в старших классах // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 1641–1645. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970655.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы школьного изучения синонимии на разных ступенях школьного образования; определяются пути и методы работы с данным явлением в рамках подготовки будущих выпускников к итоговой аттестации; особое внимание уделяется технологии интерактивного обучения, обнаруживающей в данном случае наибольшую перспективность и продуктивность.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Краснощекова Татьяна Яковлевна,

магистрант 1 курса филологического факультетаМордовскогогосударственногопедагогическогоинститутаимени М. Е. Евсевьева, г. Саранскtany1993krasna@mail.ru

Проблемы и методические возможности изучения синонимии на уроках русского языка в старших классах

Аннотация.Встатье рассматриваются проблемы школьного изучения синонимии на разных ступенях школьного образования; определяются пути и методы работы с данным явлением в рамках подготовки будущих выпускников к итоговой аттестации; особое внимание уделяется технологии интерактивного обучения, обнаруживающей в данном случае наибольшую перспективность и продуктивность. Ключевые слова:синонимия, итоговая аттестация, интерактивное обучение, гражданские (публичные) слушания, «мозговой штурм».

Лексика как раздел языкознания, предельно полно отражающий его национальнокультурную специфику, этническое мышление, складывающееся из ментальных представлений и базовых ценностей, реалии, присутствующие или присутствовавшие в жизни его носителей и раскрывающие особенности истории народа, его языковых традиций, всегда представляла наибольший интерес для учащихся. Относительно доступный материал, минимум правил для заучивания и интереснаяинформацияиз истории языкаи отдельных слов, их бытованияна различных территориях, приводившегок развитию диалектов, знакомство с основами этимологического анализа, позволяющего осуществлять с опорой на словарь настоящие миниисследования, работа с различными пластами лексики, тематическими и семантическими группами ‬все это в совокупности обеспечивает весьма устойчивый интерес учащихся к освоению данного уровня языка и хорошие, стабильные знания, касающиеся его единиц и общих фактов, закономерностей. Однако рекомендованная к изучению в основном в VVIклассах, в VIIIXклассах лексика постепенноуходит на второй план,и все внимание учащихся переключается на морфологию и синтаксис. Обращение к лексикев рамках повторения всего курса русского языка в старших классах часто сводится к достаточно поверхностной актуализации уже имеющихся о ней сведений. Введение ЕГЭ по русскому языку заставило пересмотреть отношение к лексикологии и со стороны учителейсловесников, и со стороны учащихся, осознавших необходимость прочных знаний по данному разделу науки о языке. Учебная деятельность будущих выпускников школы на уроках по русскому языку стала отличаться подчеркнутой ориентированностью на подготовку к итоговой аттестации по предмету. В содержание ЕГЭ по русскому языку обязательно входят задания, связанные с лексикой, в том числе и с явлением синонимии, рассматривающимся в функциональном аспекте. Среди заданий, включенных в содержание ЕГЭ и касающихся синонимии, встречаются, например, следующие: ‬указать номер предложения, в котором используются синонимы или определить ряд, в котором содержатся слова с тождественными значениями;‬выписать синонимы, выделить синонимию из круга похожих языковых явлений; найти и выписать контекстныесинонимы; ‬найти предложения с синонимомсловом и синонимомсловосочетанием и т.д. Выполнение таких заданий у учащихся, в целом знакомых с лексикологией и актуализировавших свои знаний по ней в процессе повторения материала о лексических единицах и явлениях из года в год, вплоть до старших классов, не должно вызвать какихто серьезныхзатруднений, поскольку подавляющее число упражненийв учебниках по русскому языку для разных ступеней обучения разработано в рамках текстоориентированного подхода (как правило, с опорой на художественный текст). В то же время последнее заданиеЕГЭ (№ 24), предполагающее аналитическую работу с текстом с целью выявления его языковых особенностей, ставит учащихся в несколько иную учебную ситуацию, поскольку предусматриваетналичие навыков лингвостилистического анализа. Упражнений такой направленности в учебниках практически не дается. Задания типа «Найдите и выпишите синонимы и антонимы, постарайтесь подобрать к ним другие синонимы и антонимы» [3, с. 28]; «Как вы понимаете значения данных ниже слов? Докажите этоодним из способов: составлением словосочетаний; подбором синонимов; развернутым толкованием значения» [3, с. 51]; «Выполните следующие задания со словом свет: а) запишите толкование каждого из его значений, нумеруя их арабскими цифрами; б) приведите синонимы; в) подберите однокоренные слова» [3, с. 51]; «Прочитайте и запишите предложения, подчеркните синонимы. Какие дополнительные оттенки вы обнаруживаете в каждом из них? Какие виды синонимов вы встретили в предложениях?» [3, с. 52]; «Прочитайте синонимический ряд. Используя словари синонимов, в том числе размещенные в Интернете (www.slovari.ru), охарактеризуйте смысловые или стилистические оттенки каждого из них, составьте с ними словосочетания и предложения, запишите их» [3, 53]; «Прочитайте и запишите синонимические пары и ряды слов. Сравните их. Различаются ли они оттенками значения, сферой употребления? Сверьте свои ответы с толковым словарем и словарем синонимов. Могут ли все слова синонимического ряда сочетаться с одним и тем же словом? Проведите лингвистический эксперимент» [3, с. 53] и т. п., представленные в интегрированном курсе «Русский язык. Литература» для 1011 классов А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой, который содержитнаиболее разнообразные и коммуникативно ориентированные упражнения по лексике по сравнению с другими учебными пособиями, к сожалению, не содействуют формированию и совершенствованию навыков такого анализа. В ряде упражнений предлагается выполнить лексический разбор текста, образец которого представлен в приложении к учебнику, однако что касается синонимов, то там лишь приводится задание подобрать синонимы к указанным словам. Упражнение 19, рекомендующееизучить внимательно планы лингвистического разбора и проследить, как отражается в них связь между единицами языка разных уровней, между разными сторонами языковой системы [3, с. 23], также не учитываетфункциональныйаспект в аналитическом рассмотрении лексических явлений, в том числе и синонимии. Таким образом, учащиеся оказываются совершенно не готовыми к выполнению заданий не просто на текстовой основе, но разработанных с учетом функционального аспекта рассмотрения языковых единиц и явлений, к последним из которых относится синонимия. Специальные уроки, направленные на подготовку учащихся к ЕГЭ, также не формируют соответствующих умений и навыков, поскольку сконцентрированы на достаточно «узком» материале ‬«прорешивании» вариантов теста ЕГЭ и выполнении типовых заданий, не выходящих за рамки схемы итогового экзамена. Сказанное позволяет сделать вывод о необходимости пересмотра работы с лексическими явлениями на уроках русского языка в старших классах в рамках подготовки к итоговой аттестации учащихся в сторону активного использования инновационных технологий, позволяющих актуализировать функциональный аспект в их рассмотрении, как раз и «запрограммированный» в задании № 24 ЕГЭ. Применение инновационных технологий ‬отличительная черта современной школьной образовательной системы, индикатор профессионализма и методической осведомленности современного учителя. Включение инновационных технологий в образовательный процесс обеспечивает реализацию основных подходов к обучению школьников в современных условиях, созданию развивающей среды, личностноориентированного образования. Инновационных технологий сегодня много ‬и разработанных пока на теоретическом уровне, и нашедших уже успешное применение в педагогической практике учителейсловесников, однако все они далеко не равноценны. На наш взгляд, наиболее продуктивной и в связи с этим перспективной инновационной технологией, весьма популярной и активно применяющейсяв отечественной школе, является технология интерактивного обучения, свою эффективность которая вполне может продемонстрировать ив работе с синонимией. Интерактивность предполагает непосредственное взаимодействие учащихся в решении учебных проблем, поэтому технология интерактивного обучения как «живая» форма работы, основанная на непосредственном коммуникативном сотрудничестве учащихся, носит диалоговый характер и способствуетне толькорасширениюинформативной базы относительно изучаемого языкового явления, развитиюумений и навыков работы с ним в различных аспектах и направлениях,но и совершенствованию коммуникативных компетенций старшеклассниковв целом.Технология интерактивного обучения располагает, на наш взгляд, достаточно большими возможностями в решении обозначенных выше проблем в изучении синонимии на уроках русского языка в основной школе и старших классах, наиболее серьезной из которыхявляется остро ощущаемое будущими выпускниками школ несоответствие между реальными знаниями и умениями, связанными с синонимией, и теми учебными задачами, с решением которых они сталкиваются в процессе решения заданий ЕГЭ, главным образом последнего задания, содержащего функциональный аспект в рассмотрении языковых явлений как изобразительновыразительных средств языка, средств создания языковой экспрессии.Среди форм интерактивного обучения, которые целесообразно использовать на урокахработы с синонимией, прежде всего необходимо указать диспут, дискуссию, «круглый стол», конференцию, «мозговой штурм» и др. Их применение предусматриваетналичие «проблемного», спорного вопроса(например, «В чем заключаются основные причины возникновения синонимии?»), в обсуждении которого станет неизбежным столкновение (спонтанное или запланированное) разных взглядов учащихся. Организация таких уроков осуществляется достаточно типовым способом, желательно с участием «гостей», в качестве которых могут быть приглашены на занятие учителя других школ, ученые, специалисты в той или иной области. Встреча с ними будет интересна учащимся и благотворно скажется на их работе с учебным материалом.Одной из сложных и при этом необычных форм интерактивного обучения, методика которой остается практически не разработанной, являются гражданские (публичные) слушания, заимствованные из юриспруденции и адаптированные к обучению различным школьным предметам, в том числе русскому языку. Учащихся такая форма занятия привлечет элементами ролевойигрыи возможностями совершенствовать коммуникативные компетенции, в частности умения и навыки публичного выступления, которые в еще большей степени им пригодятся в вузовском образовании. Она предполагает: 1) наличие дискуссионной проблемы (вопроса); 2) обязательных участников ‬прокурора (обвинителя), адвоката (защитника), судьи (возможно, учителя) и свидетелей с каждой стороны. В качестве стимулирующего «проблемного» вопроса можно использовать интересное столкновение в современной критической литературеоценок творчества известного современного З. Прилепина и его последнего романа «Обитель»[4]. З. Прилепин, как и многие представители современной литературной элиты, не ограничивает сферу своих интересов исключительно литературным ремеслом, хотя в нем онзначительно преуспел. На сегодняшний день писатель не только знаменит своими художественными произведениями, за которые удостоен многочисленных званий и наград: не менее существененего вклад в развитие русской литературной критики, публицистики. Кроме того, это еще и активный участник политической жизни в стране, человек, не прошедший мимо трагедии на Донбассе и т. д.,‬одним словом, яркий пример современного литератора, стремящегося оказаться в гуще событий и судить о них не понаслышке, облекая в художественную форму увиденное лично. Активные заявления в социальных сетях, участие в передачах на ТВ и т. д. делают З. Прилепина весьма популярным среди молодежи; каждое его выступление создает определенный общественный резонанс, в обсуждении которого участвуют (как показывает мониторинг «страниц» писателя в социальных сетях) и учащиеся, поэтому обращение на уроках филологического цикла к личности и творчеству автора с этой точки зрения нам представляется вполне оправданным. Одни читатели и ученые полагают, что З. Прилепин ‬настоящий продолжатель классических традиций, настолько талантливый и самобытный, что его можно вполне причислить к ряду таких авторов, как И. Тургенев, Л. Толстой, Ф. Достоевский, И. Бунин. Другие, наоборот, считают, что такая оценка произведенийписателя весьма завышена, несправедлива. Поэтому вопрос, выносимый на «слушания», может быть сформулирован следующим образом: «Захар Прилепин ‬современный классик: ложь или истина?». Учащиеся, поддерживающие сторону «обвинения», в тексте романа «Обитель» будут искать аргументы, опровергающие данное мнение; наоборот, учащиеся, поддерживающие сторону «защиты», будут искать подтверждения данной точки зрения. Хорошим показателем уровня талантливости и даже гениальности писателя служит его язык, красота и богатство художественной речи, поэтому материалом для «слушаний» станут синонимы, рассматриваемые в данном случае в функциональном аспекте (как того и требует ЕГЭ).Работа такой направленности на уроке будет иметь следующую структуру:1.Вступительное слово учителя, который расскажет о специфике проведения данного занятия, посвященного синонимии: «Задания по синонимии, как известно, включены в содержание ЕГЭ, причем учитывается не только привычный ‬собственно языковой ‬аспект, но еще и функциональный, т. е. рассматриваются они на примере художественного текста, в котором употреблены с той или иной целью. На данном уроке мы также обратимся к функциональному аспекту изучения синонимии (на материале прочитанного вами романа З. Прилепина «Обитель»), но сам урок проведем в необычной форме ‬в форме гражданских (публичных) слушаний. Что представляет собой такой урок? (Ответы учащихся)».Далее учитель расскажет немного о порядке его проведения, основных участниках и пр.2.Выбор основных участников «слушаний», сообщение «проблемного» вопроса. Учитель отметит, что в качестве одного из показателей меры таланта писателя выступает его речь, ее богатство, выразительность, судить о которых можно в том числе и по представленности в нейразличных явлений лексического плана, в частности синонимии, которая, как известно, входит в содержание ЕГЭ, где она рассматривается именно в функциональном аспекте, что повышает значимость изучения данного явления на материале прозы современного прозаика. 3.В качестве необязательного этапа урока можно предложить беседу с целью повторения сведений о синонимии, известных учащимся (особенно в том случае, если такому уроку не предшествовали занятия по повторению учебного материала по лексикологии).4.Подготовительная работа к «слушаниям» ‬знакомство с заданиями, которые предстоит выполнить группам «обвинения» и «защиты»:1)выписать однозначные и многозначные синонимы с примерами из текста «Обители» (тождественность значений сверить по словарю), построить (по возможности) синонимические ряды. Как часто встречаются синонимы в речи З. Прилепина? О чем это может свидетельствовать?2)определить текстовые функции синонимов (уточнения, замещения, оценки, участия в стилевой организации текста), привести примеры, сделать соответствующие выводы;3)свойственна ли синонимам у З. Прилепина экспрессивная функция (т. е. являются ли они изобразительновыразительным средством, участвуют ли в создании различных тропов и фигур)? Привести примеры, сформулировать необходимые выводы;4)участвует ли синонимия в раскрытии основной идеи повествования, темы, проблемы? Какую роль она играет в смысловом ядре текста?(в данном случае перспективным представляется выявление и анализ «ключевых» слов в произведении с опорой на материалысловарей, рассмотрение встречающихся среди них синонимов как наиболее важных и значимых с точки зрения раскрытия основной темы, проблемы).5.Выполнение данных заданий всеми учащимися; стороны «защиты» и «обвинения» готовят примерную публичную речь, остальные учащиеся также, приняв ту или иную «сторону», готовят небольшие выступления в поддержку понравившейся им позиции.6.Собственно «публичные слушания». Сначала выступают «обвинители», отрицающие оценку З. Прилепина как современного писателяклассика, затем его «защита». И те, и другие привлекают «свидетелей» с заранее подготовленными сообщениями. Кроме того, в «слушаниях» могут принимать участие и другие ученики класса, собравшие в ходе исследовательской работы по тексту интересные сведения и готовые поделиться своими наблюдениями, отстоять ту или иную позицию.7.По результатам «слушаний» «судья» выносит свой вердикт.8.Рефлексия, в ходе которой учащиеся отметят продуктивность занятия и общие впечатления от работы (эмоциональный настрой, партнерство, что получилось и что не получилось и т. д., подчеркнут важность проведения таких нестандартных занятий, которые не только повышают познавательный интерес к учебному материалу, но и учат смотреть на него с разных сторон, расширяют представления о языковом явлении в целом).9.Последний этап ‬подведение итогов (учителем или самими учащимися).Следовательно, одной из весьма перспективныхформ интерактивного обучения можно считать гражданские (публичные) слушания, имеющие диалоговую, дискуссионную основу и предлагающие одновременно две точки зрения на то или иное явление, представленное посредством «проблемного» вопроса. Рассмотрение особенностей функционирования синонимов в речи З. Прилепина может стать весомым аргументом в пользу признания его современным писателемклассиком, к которому придут сами учащиеся в ходе выполнения ими исследовательской работы, нацеленной на расширение сведений о синонимии современного русского языка. Данная форма интерактивного обучения не требует специальной подготовки (кроме прочтения текста); в целом является привычной для учащихся, поскольку в своей основе предполагает дискуссию, содержит элементы ролевой игры, активизирующей познавательный интерес и гарантирующей школьникамхороший эмоциональный настрой, предусматривает командное участие, способствующее усилению чувства партнерства в классе, формированию командного духа, совершенствованию коммуникативных компетенций, что обусловлено интерактивным режимом занятия в целом.Не менее интересной формой интерактивного взаимодействия учащихся при изучении синонимии в старших классах является так называемый «мозговой штурм», ориентированный, вопервых, на групповую работу учениковнад вопросами проблемного характера путем выдвижения целой серии различных предположений (гипотез), вовторых, навыбор из них наиболее интересных и их последующее обоснование с опорой на учебный и исследуемый материал. «Мозговой штурм ‬это форма «круглого стола», метод коллективного обсуждения проблемы с целью выявления оптимального решения, основанный на рассмотрении большого количества идей участников, их коллективном анализе и выборе лучшего варианта» [1]. Проблемность ‬основа и стимул такой формы работы.Среди проблемных вопросов касающихся синонимии, рассматриваемой в функциональном аспекте, помимо уже выше указанного вопроса о причинах возникновения таких явлений в языке и речи, можно указать следующие:1.Имеют ли право на существование так называемые «контекстные синонимы»? Приведите примеры таких синонимов из любого художественного текста. Определите их значения, сверьте их с материалами толковых словарей,укажите экспрессивные возможности, функции, установите степень семантической близости. А как обстоят дела с узуальными синонимами? Действительно ли их значения настолько близки, что вполне их можно назвать тождественными? Покажите, как ведут себя узуальные синонимы в художественной речи, приведите несколько примеров их использования с учетом их изобразительновыразительных возможностей. Сопоставьте свои наблюдения с мнением Г. О. Винокура, который вообще отрицал существование синонимии в языке: «синонимичность средств языка, если иметь дело не с лингвистической абстракцией, а с живым и реальным языком, … является просто фикцией. Синоним есть синонимом, пока он в словаре, а в контексте живой речи нельзя найти ни одной позиции, в которой можно было бы одинаково употребить ‬коньилилошадь,ребенокилидитя,дорогаилипутьт.д.»[2, с. 85]. Поддержал российского ученого и американский коллега Л.Блумфилд: «Если какието формы фонетически отличные, мы считаем, что их значениятакже разные. ... Настоящих синонимов в действительности не существует»[5].Возможна ли синонимия в речи и почему? 2.Если традиционно в языкознании синонимами считаются слова, имеющие близкие или тождественные значения, то как быть с такими единицами, которые обладают весьма существенной экспрессивноэмоциональной оценкой обозначаемого или стилистическими оттенками, которые им не позволяют замещать друг друга в одном контексте (например, в разговорной речи мы не используем слово очивместо глаза, хотя большинство носителей языка знакомы с этим словом, знают, каково его значение, встречаются с ним в художественном контексте и т. д.).Приведите примеры таких слов из художественного контекста, выявите степень их семантической близости. Аргументируйте свою точку зрения.Итак, современное школьное изучение синонимии на всех этапах школьного образования имеет множество самых различных проблем, острота и необходимость решения которых становятся наиболее очевидными в ходе подготовительной работы учащихся к ЕГЭ, поскольку одним из неучтенных аспектов рассмотрения данного явления продолжает оставаться функциональный, актуализирующийся при решении выпускниками задания № 24 в рамках итоговой аттестации по предмету. Эффективной в решении данной проблемы представляется технология интерактивного обучения, имеющая диалогичную основу и нацеленная на совершенствование коммуникативных компетенций учащихся в процессе групповой работы по вопросам проблемного характера. Среди ее частных реализаций, вызывающих в этой связи особый интерес, можно отметить гражданские (публичные) слушанияи «мозговой штурм». Если в первом случае наибольшую важность представляет исследовательскаядеятельностьгрупп учащихся, предваряющая их выступления в «слушаниях», то во втором ‬сама форма решения проблемных вопросов относительно функционирования синонимии в речи. Применение таких форм учебного взаимодействия на диалоговой основе будет способствовать не только расширению знаний о данном языковом явлении, рассматривающемсяв функциональном аспекте, но и послужит хорошим тренингом для развития умений и навыков грамотного коммуникативного поведения старшеклассников.

Ссылки на источники1.Белый, К. Мозговой штурм (брейнсторминг). Метод мозгового штурма [Электронный ресурс] / К. Белый. ‬Режим доступа : http://fingeniy.com/mozgovojshturmbrejnstormingmetodmozgovogoshturma/[Дата обращения : 27.05.2015].2.Винокур, Г. О. О некоторых явлениях словообразования в русскойтехнической терминологии / Г. О. Винокур // Труды Моск. инта истории, философии и литературы. ‬М., 1939.‬Т. V. ‬354 с. 3.Власенков, А. И. Русский язык и литература. Русский язык. 1011 классы : учеб. для общеобразоват. организаций : базовый уровень / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. ‬М. : Просвещение, 2014. ‬287 с.4.Прилепин, З. Обитель / З. Прилепин. ‬М. : Редакция Елены Шубиной, 2014. ‬752 с.5.Тур, О. Проблемы изучения синонимии в современных терминологических системах [Электронный ресурс] / О. Тур. ‬Режим доступа : http://gisap.eu/ru/node/67997