Обучение старшеклассников интерпретации лирического произведения в единстве его содержания и формы
Выпуск:
ART 970697
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Селивёрстова
М.
А.,
Смирнова
Г.
В.,
Матюшенко
У.
А.,
Османова
Ф.
К. Обучение старшеклассников интерпретации лирического произведения в единстве его содержания и формы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2017. – Т. 39. – С.
1851–1855. – URL:
http://e-koncept.ru/2017/970697.htm.
Аннотация. В статье содержатся рекомендации по формированию у старшеклассников представлений об интерпретации стихотворения в единстве его содержания и формы. Интерпретируются темы, мотивы, образы и детали, версификационная форма произведений сибирского поэта Р. Солнцева. Основное внимание авторы статьи обращают на достижение субъектами образовательного процесса предметных результатов.
Ключевые слова:
интерпретация, обучение, версификация, региональная поэзия, тема поэта и поэзии, содержание и форма произведения
Текст статьи
Селивёрстова Мария Альбертовна,студентка 3 курса филологического факультета Лесосибирского педагогического института филиала ФГАУ ВО «Сибирский федеральный университет», г. Лесосибирскseliverstova.mariya.96@mail.ru
Матюшенко Ульяна Анатольевна,студентка 3 курса филологического факультета Лесосибирского педагогического института филиала ФГАУ ВО «Сибирский федеральный университет», г. Лесосибирскmasterwhisper@yandex.ru
Смирнова Галина Васильевна,студентка 3 курса филологического факультета Лесосибирского педагогического института филиала ФГАУ ВО «Сибирский федеральный университет», г. Лесосибирскgalka.smir2013@yandex.ru
Османова Фарида Камранкызы,студентка 3 курса филологического факультета Лесосибирского педагогического института филиала ФГАУ ВО «Сибирский федеральный университет», г. Лесосибирскosmanovafaridakamrankyzy@mail.ru
Обучение старшеклассников интерпретации лирического произведения в единстве его содержания и формы
Аннотация.В статье содержатся рекомендации по формированию у старшеклассниковпредставлений об интерпретациистихотворения вединстве его содержания и формы.Интерпретируются темы, мотивы, образы и детали, версификационная формапроизведений сибирского поэта Р. Солнцева.Основное внимание авторыстатьиобращают надостижениесубъектамиобразовательного процессапредметных результатов.Ключевые слова:обучение, интерпретация, региональная поэзия, версификация, тема поэта и поэзии, содержание и форма произведения.
На уроках литературы, изучая творчествоклассиковотечественной поэзии, учащиеся неоднократно обращаются к интерпретации стихотворений, посвященных теме поэта и поэзии. При этом известные произведения А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова и др. воспринимаютсяобучающимисякак не связанные с современной жизнью, лишенныеактуального звучания. Особенно это относится кхудожественномувоплощению вечной темы искусства− размышлениям о судьбе и роли творца художественного произведения.Обращение к региональной поэзии, способствующей эмоциональной и культурной самоидентификации читателейжителей региона[2; 4; 5], позволяет учащимся поиному взглянутьна стихотворения этой тематики. Роман Солнцев(19392007), известный красноярский поэт, размышляя о сущности поэзии и ее роли в обществе, воплощал в своих стихотворениях тревожные размышления о том, что стремлениеобщества придать прикладной характер поэтическомутворчеству не соответствует целиискусства:Так ли живу, как надо?Так ли верю,люблю?Те ли упреки, наградысердцем открытым ловлю?[8,с.10].При этом Р.Солнцевоценивает не столько значениепоэтического творчествав своейжизни, сколько пытается таким образом постичь связьчеловекас бытиемВселенной.Давая задание обучающимся выбрать стихотворения Р. Солнцева, посвященные теме поэта и поэзии,просим ребят подумать над вопросами о том, чем по их мнениюотличаетсяпоэт от обычного человека, чем руководствуется онпри написании своих произведений, всегда ли поэтточно определяетих смысл,с помощью каких образов и деталей происходит расширение и углубление поэтического смыслатекста, любой ли рифмованный текст является ли стихотворением.Рекомендуем проводить урок, сочетая художественное чтение стихотворений с размышлениями школьников, в т.ч. и над сформулированными нами вопросами.
Так, одноизвыбранных школьникамистихотворений начинаетсяобразом сна, традиционно ассоциирующимся в литературе снедолжной формой существования людей. Искусство, по мнению поэта,может способствовать пробуждению человека: Нас всех одолевает сонили томит любви бесцелье,но ктото, мыслью потрясен,сидит сейчас в ночной постели…[8, с. 38].В этом стихотворениипоэтзаявляето приверженностивечным темам:Хочу я думать, что во тьме,раскуривая сигарету,он держит вечное в уме,иначе в этом смысла нету[8, с. 38].Старшеклассники, исходя из проведенного вывшее анализа стихотворений, пытаются определить семантику заглавия книги стихов «Скажи сегодня»: онаотражает поиски Р. Солнцевым в 1970е годысловесного образа,адекватно воплощающего мысли писателяовечном.У Романа Солнцева нет поэтических рассуждений о том, каковы должны быть тематика и проблематика стихотворений. Мерой истинности поэтического текста оказывается естественность рождения стиха.Рассуждения поэта представляются нам таковыми: если независимо от желания, от чьеголибо заказа увиденная картина порождает поэтический восторг, то она достойна быть воплощенной в стихотворных строках:О чем ещеписатьстихами,когда ты присмотрисьвсерьез столбцы стиховпохожи самина светлыестволыберез?[7, с. 48].Другой критерий того,являются лирифмованные строкипоэтическим произведением, представлен в стихотворении 1970 г.:А раньше я людей ведь не жалел,я занятбыл самим собой, как дети, пересыпал песок, в кулак смотрел,сдувал с коленей пестрые соцветья.
И мне казалсяпраздник этот чист,и совесть не знобила, не корила,хотя, конечно, на бумажный листя изводил хорошие чернила.
Но вдруг я понял вовсе не собойдетишки заняты с таким стараньем:а голубым песком, смешной рукой,травинкой, пяткою всем мирозданьем![8, с. 164]В этом стихотворении старшеклассники указывают на сравнение двухпредставленийо сущности поэтического творчества. Основной в тексте является временная антитеза («раньше» теперь),которая несопровождаетсяоппозициейобразов, соотносимых с каждым из этих периодов жизни лирического героя поэта.Основноекачество поэта «раньше» и сейчас его сходство с ребенком. В мировой культуреобраз ребенка соотносится, прежде всего, с «чистотой, невинностью, искренностью» [9, с. 304].В стихотворении Р.Солнцевапонимание«детскости», присущейгерою стихотворения поэту,на разных этапах его творчества весьма различно. «Раньше»это качество представлялось лирическому герою какдетский эгоцентризм:«…я занятбыл самим собой, как дети…».Взросление поэтаотразилось в переосмыслении этого качества: осознавая окружающиепредметы и свою связь с ними, ребенок, на самом деле, размышляет о связи человека и космоса.Таким образом, взросление лирического героявоплощается не в отказе от прежних представлений о поэте как чистом иневинномребенке, а в актуализации иного компонентаэтого качества:в бескорыстном постижении окружающего мира, в стремлении в явленных предметах увидеть их скрытую сущность.Такое понимание образа ребенка вполне традиционно. «В изобразительном искусстверебенок также может символизировать мистическое знание»[9, с. 304].
Длятого, чтобы более полно представить художественную идеюстихотворения Р. Солнцева «А раньше я людей ведь не жалел», обратимся кряду образов, отражающих интерес детей: …я занятбыл самим собой, как дети, пересыпал песок, в кулак смотрел,сдувал с коленей пестрые соцветья.В образах песка, руки, коленей, растения можно видетьзнаки обыкновенности и обыденности того, что окружает ребенкаи что, соответственно, привлекает взгляд поэта. Может показаться, что этотряд состоит изслучайного набора образов, но в последней строфе они повторяютсяпочти в такой же последовательности: …детишки заняты с таким стараньем:… голубым песком, смешной рукой,травинкой, пяткою ….Как видим, здесьтотже песок (только голубой), та же рука (но кулак разжат), та же нога (но вместо коленей пятка), то же растение (вместо соцветий травинка).Повтор этих образов в финале стихотворения не только создаеткольцевую композицию текста, но ипридает ему особуюзавершенностькак монологическому высказыванию поэта. Ребята приходят к выводу, что этот повтор своеобразный курсив прием, с помощью которого читатель получает указание об особом значении данныхобразов для воплощения авторскойконцепции поэтического творчества.Семантикаслов «песок», «рука», «нога», «растение» общеизвестна, слова эти многозначны, аих использование в поэтическом тексте порождает у читателя ощущениенедоговоренности. Именно поэтому данные образы «несут заряд суггестивного воздействия,которое тем более эффективно, чем менее осознается» [1, с. 249]. Обращение к мифопоэтическому и метафорическому контексту позволяет нам прояснить значение этих словообразов. Так, образ песка вызывает в сознании человека «представление обыстротечности времени» [6, с. 314]. Образы кулака и коленей обращают наше внимание на руки и ноги ребенка. А тело человека, как известно, «наиболее универсальный и совершенный из всех символов» [10, с.173]. Составители словарей символов обращают наше внимание на различныезначения конечностей человека в коде мировой культуры, но, в общем, семантика их такова: «…руки и ноги представляют четыре элемента; ноги землю и воду, руки огонь и воздух» [10,с. 175], в целом же человек объединяет в себе земное и небесное.
Размышление о символическом значении этих образов заставляет старшеклассников поиному осмыслять маркеры личностной и социальной самоидентификации.Растения органичны в изображенном Романом Солнцевым образном ряду («пестрые соцветия», «травинка»). Вспомним,что вмировой культуре «растения олицетворяют созидательные силы природы в целом. Они символизируют тайну смерти и возрождения, подчиняясь схеме чередования времен года; годичный цикл растительности это образ развития мира во времени» [10, с. 353354].Постепенно старшеклассники осознают, что имивыявленныйконтекстстихотворения «А раньше я людей ведь не жалел…» усиливает его философское звучание. Поэт герой этого произведенияоказывается похож на ребенкав бескорыстном простодушном постижении жизни. Если вранний период своего творчества он, созерцая окружающую действительность, сосредоточен был, прежде всего, напостижении себя самого, то, взрослея, поэтв окружающих предметах и явленияхвидит проявление законов Вселенной (голубой цвет ееатрибут).Философская окраска этого текста становится еще ярче, если мы обратимся к литературному контексту. Размышляя о роли образовпеска, травы, соцветия в воплощении художественного замыслаР. Солнцева, нельзя не вспомнить лирическую декларациюАнны Ахматовой: «Я научилась просто, мудро жить».Обращаем внимание учащихся на то, что уА. Ахматовой представление о «простоте»,«мудрости» жизни включает веру в Бога.Р. Солнцев в 1970е годы ограничивается созерцанием и осмыслением зримой земной жизни, явленной человеку в его непосредственном восприятии.Выстроив соответствующий сопоставительный рядстихотворений, можно организовать работустаршеклассников по выявлениюучителей Р. Солнцева, тех поэтов и писателей, чье творчество оказало существенное влияние на его лирику. Отдельные произведениясборника«Скажи сегодня»посвящены А. Вознесенскому, В. Астафьеву, С. Наровчатову, К. Паустовскому, Вл. Соколову, И. Сельвинскому, А. Межирову и др.В своих стихотворениях Р. Солнцев размышляет о жизни и творчестве поэтов Х1Х века:А. Пушкина, Н. Некрасова, А. Фета и др.[3].
Сопоставление стихотворений Р. Солнцева, воплощающих его размышления о сущности поэзии и роли поэта в обществе, позволяетнам определить основное направление его эволюции. На уровне формы эта эволюция отражается втом, что присущиераннему периоду его творчества эксперименты с лексикой, рифмой, строфикойвзрелый период занимают весьма скромное место в его лирике. В целом же, на наш взгляд, взросление поэта проявляется вдвижении отутверждения открытости для человека всех тайн мира к пониманию принципиальной его непостижимости человеком,отжелания и готовностилирического героя поэтаслужить людям
кстремлению постичьсамого себя как кратковременного, мгновенноговоплощения Создателя. Таким образом, изучение региональной поэзии, отражая важнейшие маркеры региональной самоидентификации, способствует более эффективному обучению интерпретационной деятельности старшеклассников
Ссылки на источники1.Баевский В. С. История русской поэзии 1730 1980. Смоленск, 1994.2.Бахор Т.А., Зырянова О.Н., Мазурова Н.А.Региональные гимны как форма актуализации основных маркеров идентичности в локальном тексте. //Современные исследования социальных проблем.−2016.− № 32(27). С.1051193.Бахор Т.А. Эволюция любовной лирики Романа Солнцева.// Современные проблемы науки и образования. 2014. −№6.− С. 1318.4.Веккессер М.В., Мамаева С.В., Славкина И.А., Шмульская Л.С.Проявление региональной самоидентификации автора в поэтическом дискурсе. // Современные исследования социальных проблем.−2016.− № 32(27). С.120135. 5.Зырянова О.Н., Бахор Т.А., Мазурова Н.А. Дендрологические образы как форма проявления региональной идентичности в творчестве поэтов Красноярского края. // Современные исследования социальных проблем.−2016.− № 32(27). С.195207.6.Словарь символов и знаков/ Авт.сост. Н. Н. Рогалевич. Минск: Харвест, 2004.7.Солнцев Р. Х. Серебряный шнур. Книга времен: Стихи.Красноярск: Платина, 2005.8.Солнцев Р. Скажи сегодня: стихи 1961 1976 годов.Красноярск,1979.9.Тресиддер Дж. Словарь символов / пер. с англ. С. Палько. М.,1999.10.Шейнина Э. Я. Энциклопедия символов. М.: ООО«Издательство АСТ», 2003.
Матюшенко Ульяна Анатольевна,студентка 3 курса филологического факультета Лесосибирского педагогического института филиала ФГАУ ВО «Сибирский федеральный университет», г. Лесосибирскmasterwhisper@yandex.ru
Смирнова Галина Васильевна,студентка 3 курса филологического факультета Лесосибирского педагогического института филиала ФГАУ ВО «Сибирский федеральный университет», г. Лесосибирскgalka.smir2013@yandex.ru
Османова Фарида Камранкызы,студентка 3 курса филологического факультета Лесосибирского педагогического института филиала ФГАУ ВО «Сибирский федеральный университет», г. Лесосибирскosmanovafaridakamrankyzy@mail.ru
Обучение старшеклассников интерпретации лирического произведения в единстве его содержания и формы
Аннотация.В статье содержатся рекомендации по формированию у старшеклассниковпредставлений об интерпретациистихотворения вединстве его содержания и формы.Интерпретируются темы, мотивы, образы и детали, версификационная формапроизведений сибирского поэта Р. Солнцева.Основное внимание авторыстатьиобращают надостижениесубъектамиобразовательного процессапредметных результатов.Ключевые слова:обучение, интерпретация, региональная поэзия, версификация, тема поэта и поэзии, содержание и форма произведения.
На уроках литературы, изучая творчествоклассиковотечественной поэзии, учащиеся неоднократно обращаются к интерпретации стихотворений, посвященных теме поэта и поэзии. При этом известные произведения А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова и др. воспринимаютсяобучающимисякак не связанные с современной жизнью, лишенныеактуального звучания. Особенно это относится кхудожественномувоплощению вечной темы искусства− размышлениям о судьбе и роли творца художественного произведения.Обращение к региональной поэзии, способствующей эмоциональной и культурной самоидентификации читателейжителей региона[2; 4; 5], позволяет учащимся поиному взглянутьна стихотворения этой тематики. Роман Солнцев(19392007), известный красноярский поэт, размышляя о сущности поэзии и ее роли в обществе, воплощал в своих стихотворениях тревожные размышления о том, что стремлениеобщества придать прикладной характер поэтическомутворчеству не соответствует целиискусства:Так ли живу, как надо?Так ли верю,люблю?Те ли упреки, наградысердцем открытым ловлю?[8,с.10].При этом Р.Солнцевоценивает не столько значениепоэтического творчествав своейжизни, сколько пытается таким образом постичь связьчеловекас бытиемВселенной.Давая задание обучающимся выбрать стихотворения Р. Солнцева, посвященные теме поэта и поэзии,просим ребят подумать над вопросами о том, чем по их мнениюотличаетсяпоэт от обычного человека, чем руководствуется онпри написании своих произведений, всегда ли поэтточно определяетих смысл,с помощью каких образов и деталей происходит расширение и углубление поэтического смыслатекста, любой ли рифмованный текст является ли стихотворением.Рекомендуем проводить урок, сочетая художественное чтение стихотворений с размышлениями школьников, в т.ч. и над сформулированными нами вопросами.
Так, одноизвыбранных школьникамистихотворений начинаетсяобразом сна, традиционно ассоциирующимся в литературе снедолжной формой существования людей. Искусство, по мнению поэта,может способствовать пробуждению человека: Нас всех одолевает сонили томит любви бесцелье,но ктото, мыслью потрясен,сидит сейчас в ночной постели…[8, с. 38].В этом стихотворениипоэтзаявляето приверженностивечным темам:Хочу я думать, что во тьме,раскуривая сигарету,он держит вечное в уме,иначе в этом смысла нету[8, с. 38].Старшеклассники, исходя из проведенного вывшее анализа стихотворений, пытаются определить семантику заглавия книги стихов «Скажи сегодня»: онаотражает поиски Р. Солнцевым в 1970е годысловесного образа,адекватно воплощающего мысли писателяовечном.У Романа Солнцева нет поэтических рассуждений о том, каковы должны быть тематика и проблематика стихотворений. Мерой истинности поэтического текста оказывается естественность рождения стиха.Рассуждения поэта представляются нам таковыми: если независимо от желания, от чьеголибо заказа увиденная картина порождает поэтический восторг, то она достойна быть воплощенной в стихотворных строках:О чем ещеписатьстихами,когда ты присмотрисьвсерьез столбцы стиховпохожи самина светлыестволыберез?[7, с. 48].Другой критерий того,являются лирифмованные строкипоэтическим произведением, представлен в стихотворении 1970 г.:А раньше я людей ведь не жалел,я занятбыл самим собой, как дети, пересыпал песок, в кулак смотрел,сдувал с коленей пестрые соцветья.
И мне казалсяпраздник этот чист,и совесть не знобила, не корила,хотя, конечно, на бумажный листя изводил хорошие чернила.
Но вдруг я понял вовсе не собойдетишки заняты с таким стараньем:а голубым песком, смешной рукой,травинкой, пяткою всем мирозданьем![8, с. 164]В этом стихотворении старшеклассники указывают на сравнение двухпредставленийо сущности поэтического творчества. Основной в тексте является временная антитеза («раньше» теперь),которая несопровождаетсяоппозициейобразов, соотносимых с каждым из этих периодов жизни лирического героя поэта.Основноекачество поэта «раньше» и сейчас его сходство с ребенком. В мировой культуреобраз ребенка соотносится, прежде всего, с «чистотой, невинностью, искренностью» [9, с. 304].В стихотворении Р.Солнцевапонимание«детскости», присущейгерою стихотворения поэту,на разных этапах его творчества весьма различно. «Раньше»это качество представлялось лирическому герою какдетский эгоцентризм:«…я занятбыл самим собой, как дети…».Взросление поэтаотразилось в переосмыслении этого качества: осознавая окружающиепредметы и свою связь с ними, ребенок, на самом деле, размышляет о связи человека и космоса.Таким образом, взросление лирического героявоплощается не в отказе от прежних представлений о поэте как чистом иневинномребенке, а в актуализации иного компонентаэтого качества:в бескорыстном постижении окружающего мира, в стремлении в явленных предметах увидеть их скрытую сущность.Такое понимание образа ребенка вполне традиционно. «В изобразительном искусстверебенок также может символизировать мистическое знание»[9, с. 304].
Длятого, чтобы более полно представить художественную идеюстихотворения Р. Солнцева «А раньше я людей ведь не жалел», обратимся кряду образов, отражающих интерес детей: …я занятбыл самим собой, как дети, пересыпал песок, в кулак смотрел,сдувал с коленей пестрые соцветья.В образах песка, руки, коленей, растения можно видетьзнаки обыкновенности и обыденности того, что окружает ребенкаи что, соответственно, привлекает взгляд поэта. Может показаться, что этотряд состоит изслучайного набора образов, но в последней строфе они повторяютсяпочти в такой же последовательности: …детишки заняты с таким стараньем:… голубым песком, смешной рукой,травинкой, пяткою ….Как видим, здесьтотже песок (только голубой), та же рука (но кулак разжат), та же нога (но вместо коленей пятка), то же растение (вместо соцветий травинка).Повтор этих образов в финале стихотворения не только создаеткольцевую композицию текста, но ипридает ему особуюзавершенностькак монологическому высказыванию поэта. Ребята приходят к выводу, что этот повтор своеобразный курсив прием, с помощью которого читатель получает указание об особом значении данныхобразов для воплощения авторскойконцепции поэтического творчества.Семантикаслов «песок», «рука», «нога», «растение» общеизвестна, слова эти многозначны, аих использование в поэтическом тексте порождает у читателя ощущениенедоговоренности. Именно поэтому данные образы «несут заряд суггестивного воздействия,которое тем более эффективно, чем менее осознается» [1, с. 249]. Обращение к мифопоэтическому и метафорическому контексту позволяет нам прояснить значение этих словообразов. Так, образ песка вызывает в сознании человека «представление обыстротечности времени» [6, с. 314]. Образы кулака и коленей обращают наше внимание на руки и ноги ребенка. А тело человека, как известно, «наиболее универсальный и совершенный из всех символов» [10, с.173]. Составители словарей символов обращают наше внимание на различныезначения конечностей человека в коде мировой культуры, но, в общем, семантика их такова: «…руки и ноги представляют четыре элемента; ноги землю и воду, руки огонь и воздух» [10,с. 175], в целом же человек объединяет в себе земное и небесное.
Размышление о символическом значении этих образов заставляет старшеклассников поиному осмыслять маркеры личностной и социальной самоидентификации.Растения органичны в изображенном Романом Солнцевым образном ряду («пестрые соцветия», «травинка»). Вспомним,что вмировой культуре «растения олицетворяют созидательные силы природы в целом. Они символизируют тайну смерти и возрождения, подчиняясь схеме чередования времен года; годичный цикл растительности это образ развития мира во времени» [10, с. 353354].Постепенно старшеклассники осознают, что имивыявленныйконтекстстихотворения «А раньше я людей ведь не жалел…» усиливает его философское звучание. Поэт герой этого произведенияоказывается похож на ребенкав бескорыстном простодушном постижении жизни. Если вранний период своего творчества он, созерцая окружающую действительность, сосредоточен был, прежде всего, напостижении себя самого, то, взрослея, поэтв окружающих предметах и явленияхвидит проявление законов Вселенной (голубой цвет ееатрибут).Философская окраска этого текста становится еще ярче, если мы обратимся к литературному контексту. Размышляя о роли образовпеска, травы, соцветия в воплощении художественного замыслаР. Солнцева, нельзя не вспомнить лирическую декларациюАнны Ахматовой: «Я научилась просто, мудро жить».Обращаем внимание учащихся на то, что уА. Ахматовой представление о «простоте»,«мудрости» жизни включает веру в Бога.Р. Солнцев в 1970е годы ограничивается созерцанием и осмыслением зримой земной жизни, явленной человеку в его непосредственном восприятии.Выстроив соответствующий сопоставительный рядстихотворений, можно организовать работустаршеклассников по выявлениюучителей Р. Солнцева, тех поэтов и писателей, чье творчество оказало существенное влияние на его лирику. Отдельные произведениясборника«Скажи сегодня»посвящены А. Вознесенскому, В. Астафьеву, С. Наровчатову, К. Паустовскому, Вл. Соколову, И. Сельвинскому, А. Межирову и др.В своих стихотворениях Р. Солнцев размышляет о жизни и творчестве поэтов Х1Х века:А. Пушкина, Н. Некрасова, А. Фета и др.[3].
Сопоставление стихотворений Р. Солнцева, воплощающих его размышления о сущности поэзии и роли поэта в обществе, позволяетнам определить основное направление его эволюции. На уровне формы эта эволюция отражается втом, что присущиераннему периоду его творчества эксперименты с лексикой, рифмой, строфикойвзрелый период занимают весьма скромное место в его лирике. В целом же, на наш взгляд, взросление поэта проявляется вдвижении отутверждения открытости для человека всех тайн мира к пониманию принципиальной его непостижимости человеком,отжелания и готовностилирического героя поэтаслужить людям
кстремлению постичьсамого себя как кратковременного, мгновенноговоплощения Создателя. Таким образом, изучение региональной поэзии, отражая важнейшие маркеры региональной самоидентификации, способствует более эффективному обучению интерпретационной деятельности старшеклассников
Ссылки на источники1.Баевский В. С. История русской поэзии 1730 1980. Смоленск, 1994.2.Бахор Т.А., Зырянова О.Н., Мазурова Н.А.Региональные гимны как форма актуализации основных маркеров идентичности в локальном тексте. //Современные исследования социальных проблем.−2016.− № 32(27). С.1051193.Бахор Т.А. Эволюция любовной лирики Романа Солнцева.// Современные проблемы науки и образования. 2014. −№6.− С. 1318.4.Веккессер М.В., Мамаева С.В., Славкина И.А., Шмульская Л.С.Проявление региональной самоидентификации автора в поэтическом дискурсе. // Современные исследования социальных проблем.−2016.− № 32(27). С.120135. 5.Зырянова О.Н., Бахор Т.А., Мазурова Н.А. Дендрологические образы как форма проявления региональной идентичности в творчестве поэтов Красноярского края. // Современные исследования социальных проблем.−2016.− № 32(27). С.195207.6.Словарь символов и знаков/ Авт.сост. Н. Н. Рогалевич. Минск: Харвест, 2004.7.Солнцев Р. Х. Серебряный шнур. Книга времен: Стихи.Красноярск: Платина, 2005.8.Солнцев Р. Скажи сегодня: стихи 1961 1976 годов.Красноярск,1979.9.Тресиддер Дж. Словарь символов / пер. с англ. С. Палько. М.,1999.10.Шейнина Э. Я. Энциклопедия символов. М.: ООО«Издательство АСТ», 2003.