Исследование особенностей формирования и воздействия стресс-факторов на работу менеджеров

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Агафонова М. С., Склярова И. М. Исследование особенностей формирования и воздействия стресс-факторов на работу менеджеров // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 2106–2110. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970748.htm.
Аннотация. В современном мире профессия менеджера настолько распространена во всех сферах жизнедеятельности, что невозможно представить наше общество без них. Поэтому не удивительно, что возрастает актуальность изучения специфики деятельности менеджера, а также личных качеств таких специалистов, позволяющих находить рациональный выход из стрессовых ситуаций и адаптироваться к изменениям в окружающей среде.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Агафонова Маргарита Сергеевна,кандидат экономических наук, доцент кафедры управление строительством, ФГБОУ ВО “Воронежский государственный технический университет”, г. Воронежagafecon@yandex.ru

Склярова Ирина Михайловна, студент института экономики, менеджмента и информационных технологий, ФГБОУ ВО "Воронежский государственный технический университет”, г. ВоронежSklyarova9788@yandex.ru

Исследование особенностей формирования и воздействия стрессфакторов на работу менеджеров

Аннотация.В современном мирепрофессия менеджера настолько распространена во всех сферах жизнедеятельности, что невозможно представить наше общество без них.Поэтому не удивительно, чтовозрастает актуальностьизучения специфики деятельности менеджера, а также личных качествтаких специалистов, позволяющих находить рациональный выход из стрессовых ситуаций и адаптироваться к изменениям в окружающей среде.Ключевые слова:менеджер, управленческая деятельность, профессиональный стресс, стрессфакторы.

Целью нашей работы явились исследования особенностей формирования ивоздействия некоторых видов стрессфакторов на работуменеджеров, а также негативные последствия для эмоциональногои физиологическогоздоровья представителей данной профессии. Работа менеджера включает в себя определение целей, нахождение путей ихдостижения, планирование, расстановка приоритетов и т.д.,но одной из главных задач остаётся организация работы подчиненных. Около 80% проблем руководителя связаны с человеческим фактором.Важно не только уметь координировать работу своих подопечных, но и давать им возможность высказываться, защищать собственную точку зрения, при этом сохраняя за собой роль лидера[1].Помимо этого,колоссальной значимостью обладаетполучение обратной связи об успешности и качестве работы –к примеру, выражение признаниясо стороны служащих, кстати предоставленныеданныео качестве проделанных изменений илижеосуществленииновыхпроектов[2].Перед управляющимчасто возникает необходимость принятия необычныхрешений, умения проворно сосредотачиваться, работать в неясности с учётом дефицита или избытка информации, времени,различныхресурсов.У менеджера большое количество времени уходитна организацию, контроль, мотивацию и стимулирование к эффективному труду своих работников. Как признаются многие управленцы, для них необходимость оценивать, говорить замечания, применять взыскания, атем более увольнять сотрудниковявляется мощнейшимстрессом. Влияние стрессфакторовявляется причинойвозникновения и формирования профессионального стресса, что имеет возможностьпривести к серьёзным психологическими соматическим нарушениям. Влияние обозначенных причин ведет к увеличениюинтенсивности психологических и коммуникационных нагрузок, предъявляющих увеличенные запросы к психологическим ресурсам управляющих. Буквально всякий нюанс трудовой и профессиональной работы имеет возможность бытьпредпосылкой стресса, в случае если он рассматривается субъектом деятельности как превышающийего способности и ресурсы.Как демонстрирует статистика, долговременное переживание стрессовых состояний или активное влияние стрессфакторов профессиональнойсреды имеют все шансы привести к опасным психологическим и соматическим нарушениям: психосоматическим болезням, различными видам профессиональных и личных диструкций.Важным навыком современного менеджера считается обнаружение поначалу признаков, а вслед за тем и источников лишнего стресса. Для чего человек обязан научиться узнавать мельчайшие симптомы дискомфорта при исполнении работы.Проф стресс нередкослучаетсявызван наружнымфизическим факторомилижеповедением подчиненных. Ещёна психическом состоянии работниканегативно сказывается невысокая степень или отсутствие проф общения, недоступность, подходящихдля работы ресурсови неимение возможностейпрофессионального подъёма.Стресс –этоответорганизма человека на экстремальные условия, негативные эмоции, суету и перенапряжение. Онпредставляет собой однуизосновных причин снижения труда, так как подобные психологические проблемы приводят к ненадлежащему исполнению обязанностей, неспособности сконцентрироватьсяи принять решение, повешенной раздражительности и к неудовлетворенности работой. Всё это сказывается на работе организации в целом и приносит убытки.Так, к примеру,менеджеры, каждый деньиспытывающиевлияниестресса, делаютсяжертвой внезапныхперепадов настроения, и их подчиненные в скором времениобретают манеруне волноватьих, в том числе икогда речь идет о нешуточныхвопросах.В связи с этим возникаетвопрос об оперативной профилактике и устранения стресса, которая, в первую очередь, обязана базироваться на диагностике предыдущих проявлений стресса, а ещё на раскрытии индивидуальной предрасположенности определённого человека к развитию стресса и применению всевозможных стратегий реагирования напряженных обстановок.В психологии трудав особенности принципиальнойостается проблема происхождениястресса в профессиональной деятельности.Проф стресс это напряженное состояние сотрудника, появляющеесяу него при воздействии эмоциональнонегативныхи экстремальных причин, связанное с исполняемой проф деятельностью.Распознают вариациипрофессионального стрессатакие, как информационный, эмоциональный и коммуникативный стресс.Эмоциональный стресс возникает в случае возникновения конфликтных ситуаций с коллегами или руководством. Информационный сопровождается перегрузкой полученной информации, когда работник не успевает справиться с поставленной задачей, при ограничении времени. Коммуникативный стресс связан и незнанием особенностей делового общения.

Рис.1.Разновидности профессионального стресса

К ключевымстрессорам относят:дефицитсотрудников, стратегическое планирование, режим рабочего времени, анализ и координация поступковперсонала, лимитированиево времени,индивидуальностиуправленческого труда. Временами, сильнымстрессором считается недостающаяавтономия исполнения, потому чтоработаи решения менеджера обязаны гарантироватьтребуемые финансовые итоги.Наиболее распространенными факторами,влияющими на возникновение профессионального стресса у менеджеров насегодняшний день,являются:1) нехватка времени, 2) физические и интеллектуальные возможностичеловека, 3) психологический климат в организации, 4) вероятностьразвития и продвижения по карьерной лестнице,5)межличностные отношения в коллективе,6)недостаточная заработная плата, 7) завышенная трудовая нагрузка. Однако наиболее основнымстрессором дляуправляющего считается несениеответственности за решение всевозможныхуправленческих задач.

Рис. 2.

Таким образом, стресс –проблема управления,однакотакже считается естественной и неминуемойособенностью жизни каждогочеловека. Как считал Г. Селье, абсолютноенеимениестресса равноценносмерти. В следствии этого любомуменеджеру нужновооружиться познаниями о факторах происхожденияпрофессиональных стрессов, их последствиях, а ещё о главных способахуправления даннымявлением. Общая стратегия поведения менеджера обязанасостоять в том, чтобы искусноподдерживать подобныйуровень требований, чтобы испытываемый стресс был здоровым[3].

Ссылки на источники1.Агафонова М.С. Барышева В.А.Разработка и реализация управленческих решений на предприятии// Научнометодический электронный журнал Концепт. 2016. Т. 17. С. 857861. – URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=272768862.Агафонова М.С. Мажарова Л.А. Перевозчикова Л.С. Калинина Н.Ю. Компетентностный подход в системе управления персоналом предприятия // Экономика и менеджмент систем управления. 2015. Т. 18. С. 204208. –URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=250955153.Агафонова М.С. Костина В.Н. Формирование образа современного руководителя // Современные наукоёмкие технологии. 2014. № 72. С. 125126. –URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=21407113

Стрессфакторынехватка временифиз. и интеллект. способностипсихологический климатразвития и продвиж. по карьерной лестницемежличностные отношениянедостаточная з/пзавышенная трудовая нагрузка