Экологическое воспитание дошкольников: региональный аспект в системе дополнительного образования

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Юрова Ю. В., Филимонюк Л. А. Экологическое воспитание дошкольников: региональный аспект в системе дополнительного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 2151–2155. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970757.htm.
Аннотация. В статье рассматривается эффективность экологического воспитания дошкольников в системе дополнительного образования на муниципальном уровне. Описана обусловленность необходимости внедрения авторских программ в воспитательный процесс дошкольников для изучения экологических закономерностей, выявления проблем в окружающей среде, предотвращения губительного воздействия на мир растений и животных в родном крае. Анонсируется разработка авторской программы экоквестов для дошкольников, посвященной изучению экологии в игровой форме.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Юрова Юлия Владимировна,магистрант 1 курса ФГАОУ ВО «СевероКавказский федеральный университет», г. Ставропольyurovayuliya@rambler.ru

Филимонюк Людмила Андреевна,доктор педагогических наук, профессор ФГАОУ ВО «СевероКавказский федеральный университет», г. Ставропольlafilimonuk@rambler.ru

Экологическое воспитание дошкольников: региональный аспект в системе дополнительного образования

Аннотация.В статье рассматривается эффективность экологического воспитания дошкольников в системе дополнительного образования на муниципальном уровне. Описана обусловленность необходимости внедрения авторских программ в воспитательный процесс дошкольников для изученияэкологических закономерностей, выявления проблем в окружающей среде, предотвращения губительного воздействия на мир растений и животных в родном крае. Анонсируется разработка авторской программы ЭКОквестов для дошкольников, посвященной изучению экологии в игровой форме.Ключевые слова:экологическое воспитание, дошкольники, дополнительное образование, педагогическая диагностика, квест.

Экологическоевоспитаниена уровнерегиона способствует формированиюнового типа взглядов учащихся с современнымэкологическим мышлением, способныхосознавать последствия действийпо отношению к окружающей среде и умеющихгармонично сосуществовать с природойсвоего родного края, могущего сохранить и преумножить разнообразие флоры и фауны природной зоны своего района.Экологическое воспитаниетребует непрерывности и представляет собой взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни. Экологическое воспитание начинается с момента рожденияребенка, в его семье. Самые первые урокион получает, наблюдая за поведением родителей и других близких ему людей, за отношением их к окружающему нас миру. Далее ребенок получает знания о природе и обществе в различных типах дошкольных образовательных учреждениях, общеобразовательных учреждениях, учреждениях дополнительного образования и т.д. В разных возрастных группах детей эффективность экологического воспитания различается.В дошкольном возрасте основной педагогический акцент целесообразно делать на систему представлений ребенка. В младшем подростковом возрасте педагогический процесс носит комплексный характер, он должен обеспечить адекватное развитие отношений личности к миру природы, наряду с продолжением, формирования системы представлений и усиления внимания к технологической компетенции ребенка. В среднем подростковом возрасте организация участия учащихся в природоохранительной деятельности. В старший подростковый возраст является наиболее сложным и носит в основном «нейтрализующий» и коррекционный характер. В юношеском возрасте особенно выражено преимущественно эстетическое, «созерцательное» восприятие природы, отношения к которой, носит объективный характер, хотя и менее прагматичный [1].В соответствии с принципом системной дифференциации экологическое воспитаниедолжно начинаться с усвоения обобщенных, теоретических знаний, с введения в сознание и мышление человека основных экологических и нравственноэкологических понятий, с закладки прочной ориентировочномотивационной основы для формирования экологической ответственности.Одним из современных направлений педагогики, являющегося частью значимой работы по ознакомлению младших дошкольников с природой, является экологическое воспитание. Оно призвано помочь дошкольникам разобраться в сложных взаимоотношениях человека и природы и через экологическое воспитание, развить в детях чуткость, отзывчивость, стремление беречь и защищать все живое в своем городе, регионе.В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, так как именно в этом возрасте ребенок воспринимает природу очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности природы, которые взрослый человек не заметит. Ребенок способен удивляться тому, что его окружает, задает массу вопросов о растениях и животных. Он воспринимаетживотных как равных, сочувствует им, сопереживает вместе с ними. Именно эта возможность должна быть использована как можно полнее в целях экологического воспитания [2].Система дополнительного образования детей естественнонаучного направления в Ипатовскомрайоне, реализуемая в Центре дополнительного образования,направлена на воспитание гражданской ответственности за сохранение природы родного края, экологического подхода к проблемам природопользования, формирование экологического мышления и экологической культуры, здорового образа жизни учащихся, вовлечение социума к решению экологических проблем, формирование гражданской ответственности обучающихся через уроки, открытые мероприятия, внеурочную деятельность. Естественнонаучная направленность реализует в своей деятельности принципы научности, целенаправленности, плановости, систематичности, перспективности, единства требований, оптимальности и объективности [3].В Ипатовском районе Ставропольского края еще нет программ для младших дошкольников направленных на формирование экологических знаний, что позволяет разработать педагогам дополнительного образования нечто новое и доступное для детей 34 лет. Существующие образовательные программы системы дополнительного образования района предназначены для воспитанников от 6 лет.Так в муниципальномбюджетномучреждении дополнительного образования Центредополнительного образования Ипатовского района Ставропольского краяреализуется программадополнительного образования детей«Маленький эколог». Программа ориентирована на детей от 6 до 7 лет, то есть, разработана для работы с детьми подготовительных группдошкольных образовательных учреждений [4]. Анализируя опытпедагоговдополнительного образования, становится ясно, что уже в старшем дошкольном возрасте учащиеся овладевают основами экологических знаний с легкостью, принимая во внимание, что знания даются в доступной, познавательной форме при условии учета интересов детей к природным явлениям, миру растений и животных, воздействии человека на окружающую среду.Развивающие обучение –один из главных принципов проведения занятий для всех категорий учащихся. Целью таких занятий являются развитие индивидуальности детей в целом. Они призваны научить сравнению и обобщению, то есть полному анализу своих наблюдений, видеть и понимать всю необычность и разнообразие окружающего мира. А также, немаловажное влияние занятий оказывается на систематизацию мышления, развитие и выявление творческих способностей, побуждение этических принципов. Приоритетным в экологическом воспитании считается не просто запоминание и воспроизведение знаний, а понимание и оценка явлений, совместная практическая деятельность педагога и детей.Большое значение в экологическом воспитании имеют программы, направленные на становление начал экологической культуры через познание экологических закономерностей природы. Реализация экологического воспитания в Ипатовском районе осуществляется путем внедрения авторских программ дополнительного образования и для всех категорий школьников. Существующие объединения «Юный эколог» и «Основы экологии» предназначены для учащихся в возрасте от 7 лет. Целью программ экологического направления Центра дополнительного образования являетсяразвитие научного, познавательного, нравственного, практического и аналитического отношения воспитанниковк природе Ипатовского района. Основными задачами программ экологического направления в Центре дополнительного образования Ипатовского района являются условия формирования знаний учащихся о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, о воздействии общества и человека на окружающую среду; развития представлений о нормах и правилах поведения в природе; воспитания ответственного к природе родного края.Практика внедрения авторских программ в региональную систему дополнительного образования показывает необходимость совершенствования программ до уровня, позволяющего учащимся легко ориентироваться не только в теоретических аспектах экологии, но и применять полученные знания в практической экозащитной деятельности. То есть учащимся необходимо понять, в чем миссия каждого человека на планете. А значит, педагогам необходимо моделировать ситуации, в которых учащиеся могли бы сами пытаться помочь природе, или хотя бы иметь практические навыки по уходу за окружающим миром.Трансформации, которые происходят в современном мире, устанавливают тенденцию непрерывного развития инновационных способов образования, усовершенствования педагогических образовательных технологий, способствующих развитию индивидуализации личности, многогранной творческой инициативы,формированию у учащихся навыков самостоятельной ориентации и адаптации в информационном пространстве. Из многочисленных технологий, применяемых педагогами дополнительного образования, предоставление возможности систематизации приобретенных знаний, уменийи навыков, их практического применения у учащихся осуществляет квест.Многие педагоги используют различные формы и методы работы, которые имеются в современных программах, направленных на экологическое воспитание, но одним из самых действенных считают игру. Придерживаясь такой позиции, мы предлагаем внедрить в систему дополнительного образования Ипатовского района авторскую программу ЭКОквест с использованием анимированных персонажей для развития экологических знаний в группах младших, средних и старших дошкольников. Данная программа разрабатывается с учетом региональных особенностей Ипатовского района Ставропольского края. Смысловая нагрузка ЭКОквестов будет заключаться в моделировании экологических ситуаций, в которых учащиеся будут по мере своей подготовленности спасать природу родного района.Квест (англ. Quest) «поиск, предмет поисков, поиск приключений». Другими словами понятие «квест» обозначает один из способов построения сюжета путешествие к определенной цели через преодоление трудностей. Важнейшими элементами квеста являются повествование и обследование мира, а ключевую роль в технологическом процессе играют решение головоломок и задач, требующих умственных усилий.Актуальность применения квестов в системе дополнительного образования в современных условиях поддерживается большинством, если не всеми, педагогами. Образовательные стандарты нового поколения указывают на использование в процессе образования учащихся технологий и методов деятельностного типа. Усваивание знаний у современных детей происходит качественно лучше в процессе самостоятельного распознавания и систематизирования новой доступной информации. 100% актуальностиКвест как вид образовательной педагогической технологии характеризуется целенаправленной поисковой деятельностью учащихся. Образовательный квест представляет собой моделирование проблемы с элементами сюжета, ролевой игры, нахождением мест, фиксацией объектов, информационной составляющей. В решении смоделированной проблемы помогут территориальные ресурсы или визуальная информация. 100% актуальностиОсобое место занимает заключительный этап экологического воспитания, то есть проверка эффективности образовательных программ. Педагогическая диагностика в экологическом воспитании должна выявлять: степень знаний учащихся в освоении программ экологического направления; насколько учащимися удалось овладеть познавательной деятельностью; уровень учащихся в освоении навыков труда и умениях по уходу и охране живых объектов; степень сформированности различных видов отношения учащихся к природе, таких как к природоохранному, гуманному, эстетическому, познавательному; в какой мере учащиеся готовы к реализации применения экологических навыков для сохранения природы своего района.С целью выявления уровня знаний учащихся на начало учебного года по направлению "Экологическое воспитание" проводится первоначальная диагностика с перспективой корректировки подачи уровня сложности материала и для индивидуального подхода к каждому учащемуся объединения [4].В таблице 1 приведены результаты первоначальной педагогической диагностики в детских объединениях Центра дополнительного образования Ипатовского района в рамках экологического воспитания. Педагогами дополнительного образования проводятся беседы, диагностические тесты, творческие задания с предложением младшим школьникам –дорисовать, раскрасить, найти ошибки; среднему звену –дописать предложения, написать сочинениеэссе по заданной теме, с учащимися по индивидуальным образовательным траекториям проведен анализ проектов. Таблица 1Результаты первоначальной педагогической диагностики

знаний учащихся на начало учебного года по направлению "Экологическое воспитание"

Наименование объединенияКоличество учащихсяуровень знаний учащихся,колво учся/процентнизкийсреднийвысокийЮный эколог 1 гр.124/33,35/41,73/25Юный эколог2 гр.124/33,36/502/16,7Основы экологии 1 гр.139/69,24/30,8

Основы экологии 2 гр.129/753/25

Маленький эколог –1 гр.122/16,76/504/33,3Маленький эколог –2 гр.121/8,35/41,76/50Маленький эколог –3 гр.122/16,77/58,33/25Маленький эколог –4 гр.121/8,35/41,76/50Итого:9732/32,9941/42,2724/24,74

Из таблицы видно, что группы учащихся показывают чаще всего средний (42,27%) уровень знаний. Более трети учащихся (32,99%) имеют низкий уровень знаний на начало года. А высокий уровень знаний показывают только 24,74% учащихся. Сама педагогическая диагностика знаний учащихся проводится в три этапа. Помимо первоначального проводят еще диагностику знаний по итогам первого полугодия и в конце учебного года. В таблице 2 представлены результаты итоговой педагогической диагностики знаний учащихся в рамках экологического образования.Таблица 2Результаты итоговой педагогической диагностики знаний учащихся по направлению "Экологическое воспитание"

Наименование объединенияКоличество учащихсяуровень знаний учащихся,колво учся/процентнизкийсреднийвысокийЮный эколог 1 гр.121/8,36/505/41,7Юный эколог2 гр.122/16,76/504/33,3Основы экологии 1 гр.133/23,18/61,52/15,4Основы экологии 2 гр.123/257/58,32/16,7Маленький эколог –1 гр.121/8,35/41,76/50Маленький эколог –2 гр.12

6/506/50Маленький эколог –3 гр.122/16,76/204/33,3Маленький эколог –4 гр.12

6/506/50Итого9712/12,450/51,535/36,1

Анализируя таблицу можно сделать вывод о том, что учащиеся Центра дополнительного образования Ипатовскогорайона в конце учебного года, то есть после освоения материала экологического содержания, повышают уровень своих знаний. Учащиеся показывают средний уровень знаний на 51,5%, а высокий на 36,1% от всего числа воспитанников объединений естественнонаучнойнаправленности. И лишь незначительная часть учащихся (12,4%) имеют низкий уровень знаний по итогам учебного года. Из вышеизложенного следует, что показательными результатами экологического воспитания вЦентре дополнительного образованияИпатовскогорайонаявляются:1.Повышение уровня экологической грамотностиучащихся Ипатовского района;2.Развитие творческих способностей учащихсяИпатовского района;3.Активное участие в практических мероприятиях учащихся Ипатовского района: конкурсах, олимпиадах, акциях и др.Экологическое воспитание учащихся Ипатовского района Ставропольского края должно нести в себе основы для формирования аксиологического подхода во взаимоотношениях общества и природы, развития жизнеутверждающей позиции в приумножении разнообразия природных объектов, укрепления экологических принципов и ответственного отношения к миру, окружающему нас [5]. Педагоги Центра дополнительного образования Ипатовскогорайона в своей непрерывной работе добиваются решения основных задач экологического воспитания: знакомят учащихся с природой родного района, его флорой и фауной, научить оберегать окружающую среду, уметь применять свои знания для сохранения общего экологического пространства.Так же, педагогам дополнительного образования естественнонаучной направленности Центра дополнительного образования удается развивать творческую активность учащихся в любом возрасте в образовательном процессе, предоставляя возможность воспитанникам лично участвовать в выявлении экологических проблем, принятии и реализации решений в отношении качества окружающей среды, привлекая к участию в экологических акциях, конкурсах, слетах, форумах [3].

Ссылки на источники1.Дерябко С.Д., ЯсвинВ.А. Экологическая педагогика и психология / С.Д. Дерябко, В.А. Ясвин, РостовнаДону: Издательство «Феникс», 1996. 480 с.2.Бабиева Р.О. Формирование у дошкольников осознанного отношения к природным явлениям и объектам // Задачи системы дополнительногообразования детей Ставропольского края: сб. матер. краевой науч.практ. конф., посвящ. 95летию гос. сист. доп. обаз. детей. –Ставрополь: «Сервисшкола», 2013. –216 с.3.Юрова Ю.В., Филимонюк Л.А. Реализация стратегии развития современного образования на примере Ипатовского района Ставропольского края / Традиционная и инновационная наука: история, современное состояние, перспективы: материалы международной научнопрактической конференции (15 ноября 2016 года. –г. Екатеринбург). В 6 ч. Ч 4/

УФА: АЭТЕРНА,2016 –С.160166.4.Официальный сайт МБУ ДО «Центрдополнительного образования» Ипатовского муниципального района Ставропольского края.http://www.ipcdod.ru

5.АбдулхаковаЭ.А.Экологическоеобразованиеивоспитание–основаэкологическогоблагополучияобщества//Личность,семьяиобщество:вопросыпедагогикиипсихологии:сб.ст.поматер.Iмеждунар.науч.практ.конф.№1.ЧастьI.–Новосибирск:СибАК,2010.