Самомаркетинг выпускника вуза как средство успешного построения карьеры
Выпуск:
ART 970761
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Храмова
Н.
А. Самомаркетинг выпускника вуза как средство успешного построения карьеры // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2017. – Т. 39. – С.
2171–2175. – URL:
http://e-koncept.ru/2017/970761.htm.
Аннотация. В данной статье рассматривается самомаркетинг как инструмент карьерного продвижения выпускников вузов. Раскрыты особенности реализации стратегии самомаркетинга на основных этапах поиска работы. Показано значение самомаркетинга для повышения конкурентоспособности выпускников на профессиональном рынке труда.
Текст статьи
Храмова Надежда Алексеевна,студентка 4 курса факультета коммуникативного менеджмента ФГБОУ ВПО «Российский государственный социальный университет», г. Москваnadezhda.khramova@rambler.ru
Самомаркетингвыпускника вуза как средство успешного построения карьеры
Аннотация.В данной статьерассматривается самомаркетинг как инструмент карьерного продвижения выпускников вузов. Раскрыты особенности реализации стратегии самомаркетингана основных этапах поиска работы. Показано значение самомаркетинга для повышения конкурентоспособности выпускников на профессиональном рынке труда.Ключевые слова: самомаркетинг,карьера, трудоустройство, собеседование.
Современному выпускнику вуза недостаточно сдать экзамены и защитить выпускную квалификационную работу. После того, как он окончит университет, перед ним встает новая проблема –найти работу. И тут возникает много трудностей. Как успешно пройти собеседование? Как понять, что именно нужно работодателю? Как найти высокооплачиваемую работу? С экономической позиции выпускник профессионального учебного заведения представляет собой производителя и реализатора профессиональных услуг как специфического товара. Для «продажи товара» необходимо продвижение на рынке –маркетинг, по отношению к рынку труда, можно говорить о самомаркетинге специалиста [3].Самомаркетинг –это взаимосвязанный комплекс мероприятий, включающий в себя объективную оценку своих знаний и умений, деловых качеств и психологических особенностей в определенной обстановке применительно к конкретному рабочему месту, а также набор методов и средств по самосовершенствованию [2]. Самомаркетинг можно рассматривать и как процесс формирования и продвижения персонального бренда, постоянного повышения рыночной стоимости самого себя, и наконец, продажи личностного бренда на максимально выгодных условиях [1].
Прежде всего, стоит отметить, что такое направление как самомаркетинг появилось достаточно недавно. Поэтому не все выпускники знают что это такое и для чего это нужно. А нужно это для того, чтобы быть конкурентоспособным на рынке руда и, как следствие, обратить на себя внимание «нужного» работодателя. Ведь сущность самомаркетинга как раз и заключается в том, чтобы показатьпотенциальномуработодателю, что именно вы обладаете нужными профессиональными навыками и квалификацией,ибезвасэтой компании не обойтись. И постараться, чтобы он, среди других претендентов, выбрал именно вас. Самомаркетинг это многоэтапный, последовательный процесс, который направлен на выявление и улучшение личных и профессиональных качеств.Рассмотрим основные этапы самомаркетинга:1 этап –анализ ситуации на рынке. Необходимо выяснить, какие сейчас востребованы специалисты, какими знаниями, навыками и умениями необходимо обладать специалисту данной профессии. Ведь если молодой специалист будет обладать этой информацией, то ему будет гораздо проще понять, что от него требуется на рабочем месте. Также это непрерывный мониторинг ситуации на рынке труда. Его можно выполнитьс помощью статей впрофессиональныхгазетах и журналах,сайтов поиска работы, сайтов. Самомаркетинг предполагает контакты с коллегамииз других организаций –персональныеи профессиональные (конференции, собрания профессиональных ассоциаций, клубы), консультации в службе занятости и кадровых агентствах. Для того, чтобы быть в курсе текущей ситуации на рынке труда и знать какие сотрудники сейчас требуются.Немаловажный вопрос здесь и уровень заработной платы. Важно знать, какой сейчас уровень заработной платы для специалиста данной профессии. Именно здесь многие молодые специалисты совершают ошибку. Они стремятся сразу «продать» свои знания подороже. Но, как показывает опыт, работодатели не стремятся сразу платить высокую заработную плату бывшим выпускникам. Поэтому молодому специалисту, особенно без опыта работы, рекомендуется оценивать себя несколько дешевле. 2 этап приобретение необходимой квалификации, прохождение соответствующей подготовки, самосовершенствование. В самомаркетинге очень важно желание совершенствоваться. Прогресс не стоит на месте, каждый год появляются новые технологии, новые программы. И поэтому, чтобы быть востребованным и конкурентоспособным работником, необходимо повышать свой уровень знаний в областях, относящихся к профессиональной деятельности. Это могут быть конкретные действия (посещение курсов по повышению квалификации), мероприятия по совершенствованию профессионализма и приобретению мастерства, получение грамот и дипломов о прохождении обучения.3 этап составление и рассылка резюме. Подготавливая резюме, особое внимание следует уделить решению вопроса –как получить ту работу, которую вы хотите. Постарайтесь своей информацией обратить внимание работодателя на свою личность и при возможности подчеркнуть вашу заинтересованность в этой работе на данном конкретном предприятии. Также немаловажную роль в самомаркетинге играет портфолио как способ качественной оценки профессиональных достижений выпускника. Будущим специалистам рекомендуется собрать необходимое количество материалов для потенциального работодателя, доказывающих квалификацию, компетентность и профессионализм [5]. Портфолио сообщает, насколько молодой специалист организован и аккуратен, как он мыслит, подкован ли он технически, в каких темах разбирается. В нем указывается перечень работ, выполненных ранее соискателем (проекты, фотографии, примеры работ). Приличное портфолио продает выпускника как специалиста, и чем лучше оно выглядит, тем выше шансы, что им заинтересуется нужная компания.4 этап –собеседование. Для того, чтобы успешно пройти собеседование и впоследствии получить приглашение на работу важно уметь правильно себя преподнести. И именно здесь у большинства выпускников и наступают проблемы. Ведьочень часто бывает так, что выпускник обладает хорошим уровнем знаний, но он не знает как правильно «преподнести» себя, как показать все свои достоинства и скрыть недостатки. К сожалении, зачастую в ВУЗах этому не учат, поэтому молодой специалист не знает как правильно вести себя на собеседовании, как заинтересовать работодателя и, самое главное, как произвести впечатление, чтобы получить желаемую работу.
Интернетресурс HeadHunterприводит основные ошибки, которыедопускают на собеседованиях молодые специалисты и подсказывает как правильно себя нужно вести, чтобы этих ошибок избежать [6]:1.Соискатель опаздывает насобеседование.Правильное поведение:приходите за 10минут доназначенного времени, чтобы увас была возможность собраться смыслями ипроизвести хорошее впечатление. Плюс кэтому выполучите шанс присмотреться кобстановке вофисе, манере общения иповедения ваших потенциальных коллег, а также покажете свою заинтересованность в данном месте работы.
2.Напросьбу работодателя рассказать немного осебе претендент отвечает: «Ачто выхотелибы узнать?»Правильное поведение:данный вопрос является для вас шансом повернуть разговор внужное русло ипоказать себя всамом выгодном свете, поэтому нестоит упускатьего.Именно здесь и пригодятся основы самомаркетинга. Именно здесь, можно рассказать о всех своих достоинствах, показать уровень своей квалификации, свои умения и навыки, рассказать о своих краткосрочных и долгосрочных целях.Однако лучше всего в данном случае не акцентировать внимание на ваших повседневных делах, асделать акцент накарьерном пути.
3.Соискатель незадает никаких уточняющих вопросов поповоду открытой вакансии.Правильное поведение:собеседование–это,прежде всего, двусторонняя коммуникация, впроцессе которой требуется выяснить, подходители выкомпании, аона–вам.Поэтому следует использовать подобную встречу для того, чтобы собрать максимум информации овозможном будущем месте работы.Это покажет вашу заинтересованность и готовность работать в данной компании.4.Претендент навакансию отвечает навопросы работодателя банальными, избитыми фразами.Правильное поведение:заранее обдумайте иприготовьте неординарные,возможно даже креативные, ответы нанаиболее часто задаваемые работодателями насобеседованиях вопросы, чтобы избежать неоднократного повторения «правильных» вариантов ответов5.Речь кандидата неграмотна, оннеоперирует профессиональными терминами, злоупотребляет жаргонными выражениями.Правильное поведение:даже если выупотребляете всвоей речи допустимые только вопределенных случаях выражения, вовремя собеседования спредставителем работодателяони, скорее всего, будут несовсем уместны. Мнениеинтервьюераовас будет невпоследнюю очередь зависеть иоттого, насколько грамотно выпрезентуете себя как профессионала. Впервую очередь, это касается позиций, которые предполагают высокий уровенькоммуникабельностисоискателя, его умение общаться насамых разных уровнях склиентами ипартнерами компании.Вообще, следует уделить большое значение вашей речи, она показывает насколько вы воспитанный и образованный человек. Так же немаловажный аспект –это использование профессиональных терминов во время собеседования. Это покажет работодателю уровень вашей квалификации.6.Кандидат явно преувеличивает свои заслуги идостижения.Правильное поведение:опытный работодатель легко определит любую ложь вопыте работы иуказанных регалиях. Поэтому имеет смысл сообщить работодателю достоверную информацию освоих компетенциях. Ведь вам совсем нетребуется быть «идеалом», чтобы вас зачислили вштат компании,–необходимо просто соответствовать данной должности.7.Соискатель демонстрирует отсутствие делового этикета: нелюбезен сокружающими людьми, вчастности–неблагодарит того, кто проводил сним собеседование.Правильное поведение:вконце интервью следует обязательно поблагодарить собеседника заприятную беседу иуделенное вам время. Для того, чтобы свести к минимуму число таких ошибок, и чтобы произвести на работодателя только положительное впечатление и нужен самомаркетинг. Но как же ему научиться? Сегодня существует немало тренингов, которые должны научить выпускников,как стать лучшим кандидатом на избранную работу или должность,как производить нужное впечатление на работодателя. Самым эффективным способом обучения самомаркетингу является видеотренинг. Видеотренинг –методактивного обучения, который основан на видеозаписи практическихупражнений с последующим анализом видеоматериалов. Этопозволяет студентам увидеть себя со стороны, оценить себя на основеобъективной картины своей деятельности[4].Видеотренингвызывает сильные эмоции,которые побуждаютвыпускников к обучению и самосовершенствованию. Они могут увидеть свое поведение со стороны, проанализировать его и понять, что им необходимо в себе изменить или совершенствовать. Именноосознание выпускникамисвоих «слабых мест» создает мотивацию кустранению недостатков.Видеотренингнаправлен на то, чтобы удачно пройти собеседование и устроиться на желаемую работу. А проверить это можно на деловой игре, условия которой, максимально приближены к реальности. Деловая игра позволяет проигрыватьвозможные вариантыповедения, принятия решений, разрешения конфликтов, формироватьи развивать управленческие умения и навыки. Деловая иградает возможность в короткое время целенаправленно сформироватьконкретные практические умения.
Помимо тренингов, видеотренингов и деловых игр, сейчас во многих университетах и институтах стали появляться такие дисциплины как «Самоменеджмент», «Имиджеология», «Имиджменеджмент». Они как раз и направлены на то, чтобы обучать студентов самомаркетингу и тем самым выпускать уже сформировавшихся конкурентоспособных молодых специалистов.В заключение следует отметить, что многие выпускники до сих пор считают, что устройство на работу зависит от связей или случая, и что нормальные и цивилизованные методы трудоустройства на практике не имеют силы. Однако самомаркетинг позволяет показать свои главные достоинства, устроиться на работу по специальности. И здесь очевидно, что все описанные мероприятия важны для построения карьеры, в управлении которой самомаркетинг является эффективным средством успешной реализации профессионального потенциала выпускника [3].
Ссылки на источники1.Ильина И.Ю. Самомаркетинг как новая адаптационная стратегия преподавателя вуза//Экономика образования. 2016. №2(93). С. 5463.2.Котлер Ф. Основы маркетинга. –М.: Прогресс, 1993.3.Орехова А.Ю. Маркетинг личности как одно из средств успешного построения карьеры // Материалы VI Международной студенческой электронная научной конференции «Студенческий научный форум». 2014.
4.Реутов Н.Н., Уварова Н.В. Самомаркетинг как фактор повышения эффективности трудоустройства выпускников // Материалы конференции Содействие профессиональному становлению личности и трудоустройству молодых специалистов в современных условиях. 2012. С. 235241.5.Семенова Л.М. Самомаркетинг и самобрендинг специалиста в сфере коммуникаций как условие повышения конкурентоспособности на рынке труда // Вестник южноуральского государственного университета. серия: экономика и менеджмент. 2014. №4. С. 145150.6.HeadHunter. Собеседование от А до Я. –интернетиздание, 2008.
Самомаркетингвыпускника вуза как средство успешного построения карьеры
Аннотация.В данной статьерассматривается самомаркетинг как инструмент карьерного продвижения выпускников вузов. Раскрыты особенности реализации стратегии самомаркетингана основных этапах поиска работы. Показано значение самомаркетинга для повышения конкурентоспособности выпускников на профессиональном рынке труда.Ключевые слова: самомаркетинг,карьера, трудоустройство, собеседование.
Современному выпускнику вуза недостаточно сдать экзамены и защитить выпускную квалификационную работу. После того, как он окончит университет, перед ним встает новая проблема –найти работу. И тут возникает много трудностей. Как успешно пройти собеседование? Как понять, что именно нужно работодателю? Как найти высокооплачиваемую работу? С экономической позиции выпускник профессионального учебного заведения представляет собой производителя и реализатора профессиональных услуг как специфического товара. Для «продажи товара» необходимо продвижение на рынке –маркетинг, по отношению к рынку труда, можно говорить о самомаркетинге специалиста [3].Самомаркетинг –это взаимосвязанный комплекс мероприятий, включающий в себя объективную оценку своих знаний и умений, деловых качеств и психологических особенностей в определенной обстановке применительно к конкретному рабочему месту, а также набор методов и средств по самосовершенствованию [2]. Самомаркетинг можно рассматривать и как процесс формирования и продвижения персонального бренда, постоянного повышения рыночной стоимости самого себя, и наконец, продажи личностного бренда на максимально выгодных условиях [1].
Прежде всего, стоит отметить, что такое направление как самомаркетинг появилось достаточно недавно. Поэтому не все выпускники знают что это такое и для чего это нужно. А нужно это для того, чтобы быть конкурентоспособным на рынке руда и, как следствие, обратить на себя внимание «нужного» работодателя. Ведь сущность самомаркетинга как раз и заключается в том, чтобы показатьпотенциальномуработодателю, что именно вы обладаете нужными профессиональными навыками и квалификацией,ибезвасэтой компании не обойтись. И постараться, чтобы он, среди других претендентов, выбрал именно вас. Самомаркетинг это многоэтапный, последовательный процесс, который направлен на выявление и улучшение личных и профессиональных качеств.Рассмотрим основные этапы самомаркетинга:1 этап –анализ ситуации на рынке. Необходимо выяснить, какие сейчас востребованы специалисты, какими знаниями, навыками и умениями необходимо обладать специалисту данной профессии. Ведь если молодой специалист будет обладать этой информацией, то ему будет гораздо проще понять, что от него требуется на рабочем месте. Также это непрерывный мониторинг ситуации на рынке труда. Его можно выполнитьс помощью статей впрофессиональныхгазетах и журналах,сайтов поиска работы, сайтов. Самомаркетинг предполагает контакты с коллегамииз других организаций –персональныеи профессиональные (конференции, собрания профессиональных ассоциаций, клубы), консультации в службе занятости и кадровых агентствах. Для того, чтобы быть в курсе текущей ситуации на рынке труда и знать какие сотрудники сейчас требуются.Немаловажный вопрос здесь и уровень заработной платы. Важно знать, какой сейчас уровень заработной платы для специалиста данной профессии. Именно здесь многие молодые специалисты совершают ошибку. Они стремятся сразу «продать» свои знания подороже. Но, как показывает опыт, работодатели не стремятся сразу платить высокую заработную плату бывшим выпускникам. Поэтому молодому специалисту, особенно без опыта работы, рекомендуется оценивать себя несколько дешевле. 2 этап приобретение необходимой квалификации, прохождение соответствующей подготовки, самосовершенствование. В самомаркетинге очень важно желание совершенствоваться. Прогресс не стоит на месте, каждый год появляются новые технологии, новые программы. И поэтому, чтобы быть востребованным и конкурентоспособным работником, необходимо повышать свой уровень знаний в областях, относящихся к профессиональной деятельности. Это могут быть конкретные действия (посещение курсов по повышению квалификации), мероприятия по совершенствованию профессионализма и приобретению мастерства, получение грамот и дипломов о прохождении обучения.3 этап составление и рассылка резюме. Подготавливая резюме, особое внимание следует уделить решению вопроса –как получить ту работу, которую вы хотите. Постарайтесь своей информацией обратить внимание работодателя на свою личность и при возможности подчеркнуть вашу заинтересованность в этой работе на данном конкретном предприятии. Также немаловажную роль в самомаркетинге играет портфолио как способ качественной оценки профессиональных достижений выпускника. Будущим специалистам рекомендуется собрать необходимое количество материалов для потенциального работодателя, доказывающих квалификацию, компетентность и профессионализм [5]. Портфолио сообщает, насколько молодой специалист организован и аккуратен, как он мыслит, подкован ли он технически, в каких темах разбирается. В нем указывается перечень работ, выполненных ранее соискателем (проекты, фотографии, примеры работ). Приличное портфолио продает выпускника как специалиста, и чем лучше оно выглядит, тем выше шансы, что им заинтересуется нужная компания.4 этап –собеседование. Для того, чтобы успешно пройти собеседование и впоследствии получить приглашение на работу важно уметь правильно себя преподнести. И именно здесь у большинства выпускников и наступают проблемы. Ведьочень часто бывает так, что выпускник обладает хорошим уровнем знаний, но он не знает как правильно «преподнести» себя, как показать все свои достоинства и скрыть недостатки. К сожалении, зачастую в ВУЗах этому не учат, поэтому молодой специалист не знает как правильно вести себя на собеседовании, как заинтересовать работодателя и, самое главное, как произвести впечатление, чтобы получить желаемую работу.
Интернетресурс HeadHunterприводит основные ошибки, которыедопускают на собеседованиях молодые специалисты и подсказывает как правильно себя нужно вести, чтобы этих ошибок избежать [6]:1.Соискатель опаздывает насобеседование.Правильное поведение:приходите за 10минут доназначенного времени, чтобы увас была возможность собраться смыслями ипроизвести хорошее впечатление. Плюс кэтому выполучите шанс присмотреться кобстановке вофисе, манере общения иповедения ваших потенциальных коллег, а также покажете свою заинтересованность в данном месте работы.
2.Напросьбу работодателя рассказать немного осебе претендент отвечает: «Ачто выхотелибы узнать?»Правильное поведение:данный вопрос является для вас шансом повернуть разговор внужное русло ипоказать себя всамом выгодном свете, поэтому нестоит упускатьего.Именно здесь и пригодятся основы самомаркетинга. Именно здесь, можно рассказать о всех своих достоинствах, показать уровень своей квалификации, свои умения и навыки, рассказать о своих краткосрочных и долгосрочных целях.Однако лучше всего в данном случае не акцентировать внимание на ваших повседневных делах, асделать акцент накарьерном пути.
3.Соискатель незадает никаких уточняющих вопросов поповоду открытой вакансии.Правильное поведение:собеседование–это,прежде всего, двусторонняя коммуникация, впроцессе которой требуется выяснить, подходители выкомпании, аона–вам.Поэтому следует использовать подобную встречу для того, чтобы собрать максимум информации овозможном будущем месте работы.Это покажет вашу заинтересованность и готовность работать в данной компании.4.Претендент навакансию отвечает навопросы работодателя банальными, избитыми фразами.Правильное поведение:заранее обдумайте иприготовьте неординарные,возможно даже креативные, ответы нанаиболее часто задаваемые работодателями насобеседованиях вопросы, чтобы избежать неоднократного повторения «правильных» вариантов ответов5.Речь кандидата неграмотна, оннеоперирует профессиональными терминами, злоупотребляет жаргонными выражениями.Правильное поведение:даже если выупотребляете всвоей речи допустимые только вопределенных случаях выражения, вовремя собеседования спредставителем работодателяони, скорее всего, будут несовсем уместны. Мнениеинтервьюераовас будет невпоследнюю очередь зависеть иоттого, насколько грамотно выпрезентуете себя как профессионала. Впервую очередь, это касается позиций, которые предполагают высокий уровенькоммуникабельностисоискателя, его умение общаться насамых разных уровнях склиентами ипартнерами компании.Вообще, следует уделить большое значение вашей речи, она показывает насколько вы воспитанный и образованный человек. Так же немаловажный аспект –это использование профессиональных терминов во время собеседования. Это покажет работодателю уровень вашей квалификации.6.Кандидат явно преувеличивает свои заслуги идостижения.Правильное поведение:опытный работодатель легко определит любую ложь вопыте работы иуказанных регалиях. Поэтому имеет смысл сообщить работодателю достоверную информацию освоих компетенциях. Ведь вам совсем нетребуется быть «идеалом», чтобы вас зачислили вштат компании,–необходимо просто соответствовать данной должности.7.Соискатель демонстрирует отсутствие делового этикета: нелюбезен сокружающими людьми, вчастности–неблагодарит того, кто проводил сним собеседование.Правильное поведение:вконце интервью следует обязательно поблагодарить собеседника заприятную беседу иуделенное вам время. Для того, чтобы свести к минимуму число таких ошибок, и чтобы произвести на работодателя только положительное впечатление и нужен самомаркетинг. Но как же ему научиться? Сегодня существует немало тренингов, которые должны научить выпускников,как стать лучшим кандидатом на избранную работу или должность,как производить нужное впечатление на работодателя. Самым эффективным способом обучения самомаркетингу является видеотренинг. Видеотренинг –методактивного обучения, который основан на видеозаписи практическихупражнений с последующим анализом видеоматериалов. Этопозволяет студентам увидеть себя со стороны, оценить себя на основеобъективной картины своей деятельности[4].Видеотренингвызывает сильные эмоции,которые побуждаютвыпускников к обучению и самосовершенствованию. Они могут увидеть свое поведение со стороны, проанализировать его и понять, что им необходимо в себе изменить или совершенствовать. Именноосознание выпускникамисвоих «слабых мест» создает мотивацию кустранению недостатков.Видеотренингнаправлен на то, чтобы удачно пройти собеседование и устроиться на желаемую работу. А проверить это можно на деловой игре, условия которой, максимально приближены к реальности. Деловая игра позволяет проигрыватьвозможные вариантыповедения, принятия решений, разрешения конфликтов, формироватьи развивать управленческие умения и навыки. Деловая иградает возможность в короткое время целенаправленно сформироватьконкретные практические умения.
Помимо тренингов, видеотренингов и деловых игр, сейчас во многих университетах и институтах стали появляться такие дисциплины как «Самоменеджмент», «Имиджеология», «Имиджменеджмент». Они как раз и направлены на то, чтобы обучать студентов самомаркетингу и тем самым выпускать уже сформировавшихся конкурентоспособных молодых специалистов.В заключение следует отметить, что многие выпускники до сих пор считают, что устройство на работу зависит от связей или случая, и что нормальные и цивилизованные методы трудоустройства на практике не имеют силы. Однако самомаркетинг позволяет показать свои главные достоинства, устроиться на работу по специальности. И здесь очевидно, что все описанные мероприятия важны для построения карьеры, в управлении которой самомаркетинг является эффективным средством успешной реализации профессионального потенциала выпускника [3].
Ссылки на источники1.Ильина И.Ю. Самомаркетинг как новая адаптационная стратегия преподавателя вуза//Экономика образования. 2016. №2(93). С. 5463.2.Котлер Ф. Основы маркетинга. –М.: Прогресс, 1993.3.Орехова А.Ю. Маркетинг личности как одно из средств успешного построения карьеры // Материалы VI Международной студенческой электронная научной конференции «Студенческий научный форум». 2014.
4.Реутов Н.Н., Уварова Н.В. Самомаркетинг как фактор повышения эффективности трудоустройства выпускников // Материалы конференции Содействие профессиональному становлению личности и трудоустройству молодых специалистов в современных условиях. 2012. С. 235241.5.Семенова Л.М. Самомаркетинг и самобрендинг специалиста в сфере коммуникаций как условие повышения конкурентоспособности на рынке труда // Вестник южноуральского государственного университета. серия: экономика и менеджмент. 2014. №4. С. 145150.6.HeadHunter. Собеседование от А до Я. –интернетиздание, 2008.