Технология работы с художественной литературой при активизации словаря старших дошкольников в дошкольном учреждении

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Харитонова А. Н. Технология работы с художественной литературой при активизации словаря старших дошкольников в дошкольном учреждении // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 2206–2210. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970768.htm.
Аннотация. В статье проанализирована роль художественной литературы для развития ребенка, проанализирована возможность использования художественной литературы при активизиции словаря старших дошкольников в дошкольном учреждении, разработана технология работы с художественной литературой при активизации словаря старших дошкольников в дошкольном учреждении.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Харитонова АлёнаНиколаевна,магистрантСАФУ г. АрхангельскKharialena2009@yandex.ru

Технологияработысхудожественнойлитературойприактивизациисловарястаршихдошкольниковвдошкольномучреждении

Аннотация.В статье проанализирована роль художественной литературы для развития ребенка, проанализирована возможность использования художественной литературы при активизиции словаря старших дошкольников в дошкольном учреждении, разработана технология работы с художественной литературой при активизации словаря старших дошкольников в дошкольном учреждении.Ключевыеслова:художественная литература, активизация словаря, технология активизации словаря дошкольников, обучение старших дошкольников.

На основании Федеральных государственных требований в дошкольных образовательных учреждениях идет модернизация дошкольного образования. В современном обществе уделяется серьезное внимание проблеме приобщения детей к чтению художественной литературы в контексте предшкольного образования. Овладение родным языком, активизация словаря как средства и способа общения являются одним из самых важных приобретений ребенка в старшем дошкольном возрасте. Именно этот возраст определяет дальнейшее развитие речи ребенка и если к концу старшего школьного возраста не достигнут определенный уровень, то в дальнейшем это сделать гораздо сложнее.Все вышесказанное привело нас к тому, что мы выбрали тему: «Технология работы с художественной литературой при активизации словаря старших дошкольников в дошкольном учреждении», т.к. данная тема является малоизученной и весьма актуальной на современном этапе развития педагогических технологий.Всё возрастающий интерес отечественной психологопедагогической науки к проблемам общения связан с целым рядом причин. A именно явные сдвиги в общественном сознании людей, связанный с интенсивным развитием наук о человеке, его предполагаемых возможностях и специфике деятельности, a также глубокие изменения в социальном устройстве нашей страны, различные тенденции в развитии средств массовой информации и межнациональных контактов.При проведении анализа публикаций ряда ученых, a так же изучение протекания общения у детей в возрасте 5 –7 лет, можно сделать вывод и собрать основные препятствия и трудности общения,a также их причины. К ним можно отнестисоциальные проблемы, которые включают в себя семейное взаимодействие родителей с ребенком, наличие дефектов семейного воспитания, которые соединяются с недостатками и просчетами воспитательнообразовательной работы ДОУ[1], [2]; педагогические, которые основаны на характере воспитательнообразовательной работы, индивидуальных, психофизиологических и личностных особенностях ребенка, а так же на сформированной у ребенка позиции противодействия или бездействия [4], [3].Искусство, a именно художественную литературу и народное искусство, следует рассматривать как эффективное средство в решении данной проблемы.Подбор народного искусства в качестве педагогического средства развития общения детей в возрасте 5 –7 лет, необходимо исходить из таких положений, как:–Образование, которое воспринимается как культуросообразный феномен, нацелено на развитие ценностей личности ребенка. В народном искусстве, переходя из поколения в поколение, объединены все представления о прекрасном, эстетические идеалы и мудрость народа. Через призму народного искусства ребенок познает традиции, обычаи, особенности жизни народа и приобщается к его культуре.–Народное искусство, как подсистема культуры, является нестандартной формой общения и средством развития личности. –Народное творчество воздействует на чувства ребёнка по средствам побуждения и укрепления эмоциональноположительного отношения. Оно богато ритмами и повторами, несёт в себе определённые образы и краски, доступно и интересно ребёнку. Это воздействие происходит через средства выразительности и имеет естественный и ненасильственный характер.–В силу возрастных особенностей детей 5 –7 лет им подвластно осознание произведений народного искусства. Все дети, данной возрастной категорииполучают от этого не только удовольствие, но и положительные эмоции. В старшем дошкольном возрасте дети являются наиболее восприимчивы и чувствительны к происходящим вокруг событиям. Этот период является наиболее благоприятным для восприятия детьми народного искусства и использования его в творческой деятельности.В конкретно рассмотренной форме значение слова обретается раньше, чем его понятие, что и служит основой его становления. Вместе с развитием понятийного аппарата ребёнка увеличивается, расширяетсяи углубляется понятийное определение слова. С увеличением сферы деятельности ребёнка увеличивается круг его общения и взаимодействия с предметами. С возрастом увеличивается словарный запас ребёнка, развивается речевой аппарат и расширяется понятийный, всёэто приводит к тому, что речь становится всё более осмысленной и перестаёт носить эмоционально –чувственный характер.Главной задачей обучения и воспитания является учёт закономерностей усвоения значений слов, при условии расширения понятийного характераи становления умений правильного их использования в данном контексте.Делая вывод, можно выделить несколько основных условий, через которые народное искусство оказывает своё влияние на развитие коммуникативных умений у детей путем совершенствования их взаимоотношений с «художественной» реальностью, a именно: увеличение содержания главных форм продуктивной активности дошкольника, интерпретационно художественная работа с изобразительными образами, созданными другими людьми или самим ребенком; построениеразличных вариантов форм творческих объединений дошкольников с высоким уровнем их взаимодействия, направленных на установление гуманных отношений детей друг с другом. На основе этих данных воспитательный потенциал имеет возможность реализовываться толькоблагодаря коммуникативной функции искусства.Нужный уровень развития коммуникативных умений способствует поэтапному их формированиюэтап, характеризующийся развитием мотивов к общению и коммуникативной деятельности. Он предполагает проявление у детей приобретённого опыта в сфере общения и развитие интереса к процессу приобретения коммуникативных способностей;этап, для которого характерно знакомство детей со средствами и способами общения и формирования коммуникативных умений в наглядной деятельности. Данный этап включает в себя ознакомление детей с построением коммуникативной деятельности, a также упражнения относительно способов и средстве её реализации;этап творческой реализации коммуникативных способностей. Он включает в себя различные задания, которыеспособствуют свободной реализации имеющихся умений в деятельности, которая имеет неофициальный личный характер для самостоятельных дидактических игр коммуникативного содержания.Главным педагогическим условием является создание среды для общения. Именно вней в результате взаимодействия дошкольников все объекты искусства и результаты детской деятельности приобретают воспитательные функции. Состав созданной среды общения содержит в себе:художественно –познавательные источники информацииматериалы для проведения совместных игр по нравственной тематике; оснащение для постановки сценок, спектаклей по знакомым детям книгам, для моделирования вариантов поведения в ситуациях из реальной жизни группы; 

оборудование, стимулирующее детей к коллективной творческойдеятельности; наглядные стимулызнаки, выступающие в качестве визуальных способов регуляции поведения детей друг другом. Педагог должен обратить особое внимание при использовании литературы, как средства формирования активного словаря на подбор литературы, методики чтения и проведения бесед. Подобранная литература должна способствовать формированию у детей гуманных чувств и этических представлений. При подборе литературы для детей необходимо учитывать её художественную ценность, от которой напрямую зависит её моральное и нравственное воздействие на ребёнка. В. Г. Белинский предъявлял два основных требования к детской литературе: этическое и эстетическое. В этической направленности детской литературы он отмечал, что художественные произведения должны затрагивать не только чувства ребёнка, но и душу, что как правило, проявляется через сочувствие к герою.В зависимости от конкретно поставленных задач, педагог производит подбор художественного произведения. Воспитательные цели и задачи, которые ставит педагог, как на занятиях, так и вне их, напрямую зависят отсодержания художественного произведения. Так автор «Программы воспитания и обучения в детском саду» М.А. Васильева отмечает важность тематического распределения произведений для чтения детям на занятиях и вне их. Всё это будет способствовать целенаправленному и комплексному проведению работы, направленной на формирование активного словарядетей. Неразумно задавать слишком много вопросов, так как детское внимание ещё не стабильно и это только ещё сильнее отвлечёт их от смысла произведения. Каждый вопрос должен быть заранее продуман педагогом. Правильно поставленный вопрос поможет дошкольникам собрать свои мысли и направить их в русло осмысления определённых поступков литературных героев. Как правило, результатом такого вопроса становится доступно сформулированная речь и осознанный ответ дошкольника.Вопросы обязаны подталкивать ребёнка к мыслительному процессу, направленному на разбор образа и правильного высказывания отношения к нему (в том случае, если образ многогранен, необходимо упрощать задачу дополнительными вопросами). С помощью ответов, полученных педагогом от детей, он сможет сделать выводы о их эмоциональном состоянии и способности детей к сочувствию и сопереживанию. Вопросы также помогают выявить способность детей к сравнительному анализу и обобщению прочитанного материала, a также стимулируют детей к дискуссии между собой и с педагогом.Для достижения целинам необходимо было подобрать художественную литературу для детей старшего дошкольного возраста, разработать технологию работы с этой литературой и апробировать технологию на отобранной группе.Нами было отобрано несколько произведений художественной литературы, таких, как «Царевналягушка», «СивкаБурка», обр. М. Булатова;В. Брюсов. «Колыбельная»; И. Бунин. «Первый снег»; С. Городецкий. «Котенок»; «Кукушка», ненецк., обр. К. Шаврова; «Как братья отцовский клад нашли», молд., обр. М. Булатова; «Лесная дева», пер. с чеш. В. Петровой (из сборника сказок Б. Немцовой); «Желтый аист», кит., пер. Ф. Ярилина; Р. Киплинг. «Слоненок», пер. с англ. К. Чуковского, стихи в пер. С. Маршака. Книги на занятия должны подбираться наиболее красочные и интересные. Такой подход позволяет облегчить процесс работы с детьми, вызвав у них интерес.Всего нами разработано 10 занятий, накоторыхвозможноприменениепроизведенийхудожественной литературы.Для проведения технологии была выбрана типовая структура занятия –вводная беседа, выразительное прочтение произведения воспитателем, обсуждение и беседа по произведению, подведение итогов.После ознакомления с художественным произведениемдолжныпроводитьсяв свободное время сдетьми беседы по содержанию произведений.

Приблизительная программа занятий предоставлена в таблице 1.Таблица 1Приблизительная программа занятий

№ занятияСказкаЦельМетоды, приемы1«Царевналягушка»Активизировать словарь1. Рассказывание сказки.2. Обсуждение сказки: поступки, герои.3. Играсценка из сказки.2«Кукушка»Активизировать словарь1. Чтение сказки.2. Пересказ с помощью иллюстрации.3. Придумывание нового названия сказки.4. Придумывание загадок.5. Дидактические игры:«Дополни предложение»«Какой, какая, какое»«Задай вопрос герою»3«У страха глаза велики»Активизировать словарь1. Рассказывание сказки.2. Обсуждение сказки: поступки, герои.3. Играсценка из сказки.4«Морозка»Активизировать словарь1. Рассказывание сказки.2. Обсуждение сказки: поступки, герои.3. Играсценка из сказки.5«Мужик и медведь»Активизировать словарь1. Чтение сказки.2. Беседа.3. Дидактические игры:«Напишем письмо герою»«Закончи предложение»«Кто знает другое слово»6«Лиса и журавль»Активизировать словарь1. Рассказывание сказки.2. Обсуждение сказки: поступки, герои.3. Играсценка из сказки.7«Гусилебеди»Активизировать словарь1. Чтение сказки.2. Пересказ с помощью иллюстрации.3. Придумывание нового названия сказки.4. Придумывание загадок.5. Дидактические игры:«Дополни предложение»«Какой, какая, какое»«Задай вопрос герою»8«СивкаБурка»Активизировать словарь1. Рассказывание сказки.2. Обсуждение сказки: поступки, герои.3. Играсценка из сказки.9«Как братья отцовский клад нашли»Активизировать словарь1. Рассказывание сказки.2. Обсуждениесказки: поступки, герои.3. Играсценка из сказки.10«Слоненок»Активизировать словарь1. Рассказывание сказки.2. Обсуждение сказки: поступки, герои.3. Играсценка из сказки.

Таким образом, в результате проведения исследования нами отмечено, что занятия по чтению художественной литературы играют огромную роль в развитии ребенка дошкольного возраста. Прослушивание произведений способствует знакомству детей с окружающей средой, жизнью и трудом других людей, их радостями и порой неудачами. Художественные слова и обороты воздействуют как на сознание, так и на чувственную сферу и поступки ребенка. Фактор словесного воздействия дарит детям положительные эмоции и вызывает желание быть лучше, совершать доблестные поступки и знакомит с общественно принятыми нормами поведения. Это свидетельствует о том, что художественная литература имеет своё влияние на чувства и разум ребёнка, развивает его восприимчивость и эмоциональность.

Ссылкинаисточники1.БестужевЛада И.В. Прогнозное обоснование социальных нововведений / И.В. БестужевЛада.–М.: Наука, 19932.Кон И.С. Ребенок и общество / И.С. Кон. –М.: Наука, 1988. –98 с3.Бычкова С.С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников / С.С. Бычкова. –М., 20024.КанКалик В.А. Грамматика общения / В.А. КанКалик. –М.: Рос. пед. агенство, 1995. –108с