Воспитание патриотических чувств у детей младшего школьного возраста

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Завьялова А. Н. Воспитание патриотических чувств у детей младшего школьного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 2241–2245. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970775.htm.
Аннотация. Современное поколение всё больше нуждается в формировании патриотических чувств у подрастающего поколения. В статье представлена авторская позиция эффективного развития патриотических чувств у детей младшего школьного возраста на основе теоретических предположений и их последующее применение в педагогически-практическом процессе.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Завьялова Анжелика Николаевна,студентка педагогического факультета, ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет», г. Ишим.LIKUSYA199713@mail.ru

Воспитание патриотических чувств у детей младшего школьного возраста

Аннотация. Современное поколение всё больше нуждается в формировании патриотических чувств у подрастающего поколения. В статье представлена авторская позиция эффективного развития патриотических чувств у детей младшего школьного возраста, на основе теоретических предположений и их последующее применение в педагогически практическом процессе.Ключевые слова:патриотизм, патриотическое чувство, патриотическое воспитание, эстетическое воспитание.

«Самые великие подвиги совершаются из любви к Отчизне».Ж.Ж. Руссо

В современном мире чувства младших школьников формируются в сенситивный период (или «зона ближайшего развития»). Л.С. Выготский считал,это временем, когда для ребенка создаются наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психических свойств и видов поведения.Поэтому базовыми ценностями, которые нужно сформировать в этот период, считаются: нравственные качества, нормы морали, эстетическое восприятие и т.д. Но самую важную ценность, на нашвзгляд, которую нужно сформировать в младшем школьном возрасте

это патриотическое чувство, которое помогает развиваться всем остальным ценностям в жизни и обществе. В Государственной программе "Развитие образования на 20132020 годы" приоритетным направлением названыгражданское образование и патриотическое воспитание молодежи, содействие формированию правовых, культурных и нравственныхценностей среди молодежи[8].Эстетическое воспитание начинает формироваться со знакомства с искусством, а патриотическое с русского искусства. Что же такое патриотическое чувство и патриотизм?

В концепции духовнонравственного развития и воспитания гражданина Российской Федерации отмечается, что патриотизм эточувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с её народом. Патриотизм включает чувство гордости за своё Отечество, малую Родину, т. е. город или сельскую местность, где гражданин родился и воспитывался. Патриотизм включает активную гражданскую позицию, готовность к служению Отечеству.Патриотическоечувство это чувство ценности и необходимости для жизни каждого человека его включения в большую целостную индивидуальность народа и, с другой стороны, инстинкт самосохранения народной индивидуальности и самобытности[3].Различные аспекты патриотического воспитания представлены в работах по теории и методики воспитания ( В.Г. Бочарова,Барановой Е.А.,Г.Я.Гревцевой, Е.В. Ворониной, Дереча И.И.)[1],[3],[4],[5],[6],[7]. Для успешного формирования нравственных чувству младших школьниковмы разработали проект, который направлен на формирование патриотических чувств через искусство.Творчество русских художниковобращено кчувствам человека.Для знакомства мы выбрали картинурусского художника И.И. Шишкина "Корабельная роща".Впервую очередь дети познакомились с биографиейИ.И. Шишкина, который родился в городе Елабуга в Вятской губернии Российской империи, 25 января 1832 года в купеческой семье. Первое образование в биографии И.И. Шишкина было получено в казанской гимназии. Проучившись там 4 года, Шишкин поступил в училище живописи в Москве.В стенах Академии Художеств Петербурга художник получал знания 10 лет. Ивана Ивановича по праву считают великим художникомпейзажистом. Ему, как никому другому, удавалось передавать через свои полотна красоту первозданного леса, бескрайние просторы полей, холод сурового края.Работа над картиной включала следующие вопросы: Что такое «пейзаж»?Дети предлагали свои определения, которые были верны по своему. Какие произведения Ивана Ивановича вы знаете?Дети назвали самую знаменитую картину Ивана Ивановича: «Утро в сосновом бору».Картину, которую я хотела бы вам показать он закончил в 1898 году, писал он ее 3 года это была его последняя картина. Как бы вы назвали эту картину? Почему автор назвал ее так?Это произведение называется "Корабельная роща».Затем младшим школьникам предлагается, используя возможности виртуального Русского музея, детально рассмотреть картину и ответить на вопросы:

Что мы видим на картине? (Высокие сосны, ручеек,убегающий в глубь леса, небольшой забор).—Как называются картины, изображающие картины природы? (Пейзаж).

—Какое настроение создает этот пейзаж у вас? (Чувство восхищения поднимает настроение. Но чувствуется и грусть от того, что эти могучие сосны скоро вырубят).

—Для чего в лесу забор? (Деревья приготовлены на вырубку).

—Что станет с соснами? (Они превратятся в мачты кораблей).

—О чем говорят пеньки, расположенные под могучими соснами? (Сосны здесь вырубают уже много лет).—Какие основные цвета вы видит? (Темнозеленый, но он контрастирует с медным цветом ручейка, с сероголубым небом).»

Чтобы дети лучше прочувствовали атмосферу соснового бора, мы включили мелодию пения птиц и звук льющегося ручейка.На картине изображен сосновый лес в яркийсолнечный день, когда лучи солнышка начинают заливать всё вокруг, освещая ее, даря тепло и счастье. Но насколько высоко не поднялось бы солнце, оно всё равно не сможет проникнуть в этот густой лес из многочисленных деревьев. Ведь там, ветки величественныхсосен так плотно переплетаются друг с другом, будто боятся, что их разлучат. Под таким навесом приятно устроить пикник или просто прогуляться, дыша свежим хвойным воздухом. Мы обращаем внимание детей на то,как глубоко, как заботливо он рисовал каждую мелочь, каждую сломанную ветвь, каждый корешок, который выглядывает изземли. В заключении мы провели релаксацию: «Закройте глаза, представьте, что вы ходите в этом лесу. Что вы чувствуете? Чувствуете этот упоительный, терпкий запах смолы, нагретой на солнце. Повернитесь налево. Рядом с лесом, золотистой змейкой вьется ручеек, он совсем мелкий, похоже, он появился здесь недавно. Возможно, после ночного ливня..Вы чувствуете это тепло? После таких картин хочется больше изучать природу, заботиться о ней, оберегать и защищать ее.Глядя на эту картинку, я понимаю, как сильно он любил свою землю и ее прекрасные просторы. Вся картина залита светом, тепло которого чувствуется даже через экран.Мы познакомили младшихшкольников состихотворением, написанным ГалинойДябиной после увиденной картины. «Вот он, лес исконно русский, –

Величавый, вековой, С полосой тропинки узкой И опушкой моховой.

Доросли до небосвода Сосны мачтовой длины, И морей глубоких воды Им вдали с высот видны.

Ну, а мелкая запруда, Тонкий спичечный забор Не заметны им оттуда –

Так велик сосновый бор!»Свои впечатления дети высказывали с эмоциональным выражением. Им понравился посыл, который передала им автор. Они будто сразу же вновь увидели перед собой эту картину.1.Интеллектуальный раунд. Детям предлагалось выполнить задания, предложенные на четырех карточкахна разные темы, благодаря которым у детей мы хотели развитьмышление, воображение, память, а также ораторские способности.«Карточка №1.Придумайте прилагательное к существительным, которые я вам предложу. На какие вопросы отвечают прилагательные?Карточка №2.Собери картину. Вам предлагается собрать картины Ивана Ивановича Шишкина из кусочков («Утро в сосновом лесу и «Вырубка леса»).Карточка №3Скороговорки про природу.

1) Ветер траву треплет, у тетерева клюв крепнет.2) Листья липкие у липки Клей стянули у улитки, Ливень липку мыл с улыбкой...Липка мыта, ливень липкий!3)Три свиристели еле свистели на ели4)Осенью у Сени сени в сене.5)Зеленая береза стоит в лесу, Зина под берёзой поймала стрекозу.6)Сидел воробей на сосне, заснул воробей и свалился во сне.7)Ключик, ключик, родничок, Чистая волна! Чейто круглый кулачок звонко бьёт со дна.Мывначале выяснили какие пословицы о природе знаютмладшие школьники, а затемпознакомили с пословицамипро природу 1)Весна красна цветами, а осень снопами(куча, столбы).2)Мороз не велик да стоять не велит.3)Много леса не губи, мало леса береги, нет леса посади.Карточка № 4

Давайте отгадаем загадки:

1) Стройная девчушка С головой лохматой Купается в речушке, И —прыг на берегватман! (кисточка). 2) Вот сижу, смотрю в окно:Вдаль дорога вьётся,За холмом ручей журчит,«Песнь» кукушки льётся.На лугу табун коней,Рядом две коровы.Угадать, что вижу я,Вы, друзья, готовы?(пейзаж)3) У меня есть карандаш,Разноцветная гуашь,Акварель, палитра, кистьИ бумаги плотный лист,А еще –мольберттреножник,Потому что я … (художник).

В заключениимладшим школьникамбыло предложено домашнее задание: придумать свои пословицы, загадки, которые они смогут рассказать своим близким, друзьям или одноклассникам..Итак,для успешного формирования патриотических чувств у младших школьников необходимо использовать произведения художников, писателей, поэтов, национальный фольклор.

Ссылки на источники1.Гревцева Г.Я. Ипполитова Н.В. Воспитание гражданственности и патриотизма молодежи: исторический аспект // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.2015.№6. С.2732. 2.Данилюк А.Я., Концепция духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России/ А.Я. Данилюк,А.М. Кондаков,В.А..Тишаков. М.: Просвещение ,2009.3.Дереча И.И., Воронина Е.В. Патриотическое воспитание подростков во внеучебнойдеятельности. М.: БИБЛИОГЛОБУС, 2017. —120 c.4.Дереча И.И. Педагогическая поддержка нравственного выбора старшеклассников в образовательном процессе школы // Современные научные исследования. Выпуск 1.Концепт.2013.ART53252.URL:http:// ekoncept.ru/article/625/ Гос.рег.Эл № ФС7749965.USSN2304120X. 5.Дереча И.И., Гоферберг А.В.Электронное учебнометодическое пособие «Технологии организации воспитательного процесса» . Хроники объединенного фонда электронных ресурсов Наука и образование .2013.№5(48).С.49.6.Дереча И.И, Кунгурова И.М. Совершенствование самостоятельнойработы

студентов в процессе изучения педагогических дисциплин//Интернетжурнал «Науковедение»,2014 № (4)[Электронный ресурс] М.: Науковедение, 2014.Режим доступа: http://naukovedenie.ru/sbornik4/23.pdf, свободный7.Дереча И.И., Баранова Е.А. Формирование гражданской идентичности у подростков // Педагогика и пе5дагогический процесс: современные тенденции и перспективы развития. Сборник научных трудовпо материалам IМеждународной научнопрактической конференции. Казань, 2016. С.210222.8.Развитие образования на 2013 2020 годы / Государственная программа Российской Федерации (утв. Распоряжением Правительства РФ от 22 ноября2012 г. №2148 р). [Электронный ресурс] –Режим доступа: минобрнауки.рф / документы / 2882 / файл / 1406 / 12.11.22 Госпрограмма Развитие _ образования _ 2012 2020. pdf