Проблемы защиты прав иностранных граждан и «новых» граждан Российской Федерации
Выпуск:
ART 970784
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Кадомцева
Е.
А. Проблемы защиты прав иностранных граждан и «новых» граждан Российской Федерации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2017. – Т. 39. – С.
2286–2290. – URL:
http://e-koncept.ru/2017/970784.htm.
Аннотация. В статье на основе метода case-study исследуется ряд проблем, возникающих у иностранных граждан, беженцев и иных лиц, пребывающих на территории Российской Федерации, не имея гражданства РФ, а также лиц, сравнительно недавно приобретших гражданство РФ, в частности проблем, вытекающих из семейных и административных правоотношений: проблема возможности применения к ним меры в виде депортации, реализации семейных прав и обязанностей, а также права родителя-иностранца совершать поездки в другие государства совместно с детьми-гражданами РФ.
Ключевые слова:
миграция, иностранные граждане, юридическая помощь, беженцы из украины, юридическая консультация, нарушение прав
Текст статьи
Кадомцева Елена Алексеевна,студентка 4 курса очной формы обучения СевероЗападного института (филиала) Московского государственного юридического университета имени О.Е.Кутафина (МГЮА), г. Вологдаelenakadom23895@mail.ru
Проблемы защиты прав иностранных граждан и «новых» граждан Российской Федерации
Аннотация. В статье на основе метода casestudyисследуется ряд проблем, возникающих у иностранных граждан, беженцев и иных лиц, пребывающих на территории Российской Федерации, не имея гражданства РФ, а также лиц,сравнительно недавноприобретших гражданство РФ, в частности проблем, вытекающих из семейных и административных правоотношений: проблема возможности применения к ним меры в виде депортации, реализации семейных прав и обязанностей, а также права родителяиностранца совершать поездки в другие государства совместно с детьмигражданами РФ.Ключевые слова: иностранные граждане, беженцыиз Украины, юридическая консультация, юридическая помощь, нарушение прав, миграция.
За последний год в Российскую Федерацию из Украины, согласно статистическим данным, предоставленным Госкомстатом1, по состоянию на 01.01.2016 г. на различных правовых основаниях прибыли около полумиллиона человек: беженцы –273 чел.,вынужденные переселенцы –244 чел., лица, получившие временное убежище –311134 чел. Также получили гражданство РФ более 75 тысяч бывших граждан Украины. В общей сложности за период с 2014 по 2016 год гражданство РФ получили почти 170 тысяч украинцев2. Кроме того, на различных правовых основаниях (например, на основании разрешения на временное пребывание, вида на жительства) в России находится более 10 миллионов человек (например, в 2015 году их количество составляло 11 миллионов человек3). Таким образом, в России в настоящее время находится большое количество лиц, не обладающих достаточными знаниями российского семейного права по причине длительного проживания на территории иного государства и подчинению нормам его права. Безусловно, указанный факт вызывает ряд проблем. Иностранные граждане наиболее часто сталкиваются с проблемами правоприменения. В сфере семейных правоотношений также возникает ряд проблем, в которых супруг, являющийся иностранным гражданином, по объективным причинам не может самостоятельно осуществлять правовую самозащиту. В подобных ситуациях супруг, являющийся гражданином Российской Федерации, зачастую склонен злоупотреблять правами и вводить другого супруга в заблуждение относительно принадлежащих ему прав.Рассмотрим ряд таких проблем на примере конкретного случая из юридической практики (метод casestudy): в ноябре 2016 года за получением квалифицированной 1Распределение беженцев, вынужденных переселенцев и лиц, получивших временное убежище по странам прежнего проживания, состоящих на учете на 1 января 2016 года. [Электронный ресурс] // URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b16_107/Main.htm.[датаобращения: 20.02.2017].2Геращенко И.В.: Гражданство РФ получили 170 тысяч украинцев. [Электронный ресурс] // URL: http://korrespondent.net/ukraine/3802513heraschenkohrazhdanstvorfpoluchyly170tysiachukrayntsev.[датаобращения: 20.02.2017].3ФМС: число иностранцев в РФ установилось на уровне в 11 млн человек. [Электронный ресурс] // URL: https://ria.ru/society/20150414/1058451573.html.[датаобращения: 20.02.2017].юридической помощи обратилась N(иностранная гражданка, имеющая вид на жительство в Российской Федерации), состоящая в зарегистрированном браке с S(гражданин Российской Федерации). В настоящем браке имеется двое несовершеннолетних детей. К моменту обращения отношения между супругами перешли из «нормальных» в «конфликтные», препятствующие совместному проживанию супругов. Первой проблемой, с которой обратилась гражданка N, стал вопрос о возможности применения депортациив случае смены места проживания в пределах прежнего населенного пункта. Согласно пункту 2 статьи 62 Конституции Российской Федерации, статье 4 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»4иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. То есть в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства в России действует национальный режим. В данной ситуации исключений не предусматривается.Согласно статье 1 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»5каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. Лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и законно находящиеся на ее территории, имеют право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.Положениями Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»6и «Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»7не предусмотрено оснований для депортации, применение которых возможно при сложившихся обстоятельствах. Таким образом, депортация в данном случае невозможна.Вторая проблема, в большей степени, вызванная социальным конфликтом, состояла в том, что мать ее супруга обратилась в правоохранительные органы с заявлением, в котором указала на факт смены адреса постоянного проживанияNи детей, не сообщив родственникам ее супруга новый адрес. Однако, изменился только адрес. Номер телефона Nи место ее постоянной работы остались прежними, как и адрес посещаемого детьми дошкольного учреждения. Следовательно, данный факт не является нарушением российского законодательства, поскольку у указанных лиц имелась возможность общения с Nи детьми.Из предыдущей проблемы последовало требование супруга и его родственники указать адрес ее настоящего места проживания с целью их дальнейших визитов в данное жилое помещение для общения с детьми. Однако, Nне желает пускать в свою квартиру указанных лиц, что согласно действующему российскому 4Федеральный закон от 25.07.2002 № 115ФЗ (ред. от 03.07.2016]«О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37868/.[датаобращения: 10.11.2016].5Закон РФ от 25.06.1993 № 52421 (ред. от 02.06.2016]«О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации». [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2255/.[датаобращения: 10.11.2016].6Федеральный закон от 25.07.2002 N 115ФЗ (ред. от 03.07.2016]«О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37868/.[датаобращения: 10.11.2016].7Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195ФЗ (ред. от 03.07.2016](с изм. и доп., вступ. в силу с 04.07.2016][Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/.[датаобращения: 10.11.2016].законодательству, является ее правом. В связи с этим, необходимо разобраться, нарушает ли отказ гражданки пропускать родственников супруга в ее жилое помещение их правона общение с детьми.Статьей 66 Семейного кодекса Российской Федерации8предусматривается осуществление родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка. Так, родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет права на общение с ребенком, участие в его воспитании и решении вопросов получения ребенком образования, право на получение информации о своем ребенке из воспитательных учреждений, медицинских организаций, организаций социального обслуживания и аналогичных организаций. При этом в статье указано, что родители вправе заключить в письменной форме соглашение о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка. Кроме того, законом предусмотрено, что в предоставлении указанной выше информации о ребенке может быть отказано в случае наличия угрозы для жизни и здоровья ребенка со стороны родителя, проживающего отдельно от ребенка. Родитель, с которым проживает ребенок, вправе препятствовать общению ребенка с другим родителем, только если такое общение причиняет вред физическому и психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию.Таким образом, российское законодательство не обязывает родителя, проживающего совместно с детьми, пропускать в свою квартиру иных родственников ребенка, поскольку такой отказ не лишает их права на общение с ребенком: оно может быть реализовано ими вне жилого помещения женщины и ее детей.Однако, можно ли отказать отдельно проживающему супругу в проникновении в жилое помещение, где проживают дети и их мать? Данный вопрос считается дискуссионным, однако из анализа правовых норм следует вывод о том, что такой отказ может быть правомерным: вопервых, как уже было указано выше, реализовывать свои права второй родитель и его родственники могут и вне указанного жилого помещения, а, вовторых,право на неприкосновенность жилища является одним из базовых в российском праве и закреплено в том числе и в ряде международных правовых актов (статья 12 Всеобщей декларации прав человека 1948 года9, статья 17 Международного пакта о гражданских и политических правах10, статья 25 Конституции Российской Федерации11и пр.). Следовательно, иные лица не имеют права проникнуть в жилое помещение без согласия лица, проживающего в данном жилом помещении.Кроме того, статьей 139 Уголовного кодекса Российской Федерации12предусмотрен самостоятельный состав преступления за нарушение неприкосновенности жилища: часть 1 (незаконное проникновение в жилище, совершенное против воли проживающего в нем лица) наказывается вплоть до применения ареста на срок до трех месяцев, и часть 2 (то же деяние, совершенное с применением насилия или с угрозой его применения) также предусматривает ряд 8Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223ФЗ (ред. от 30.12.2015) [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/.[датаобращения: 11.11.2016].9Всеобщая декларация прав человека [Электронный ресурс] // URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml.[датаобращения: 25.02.2017].10Международный пакт о гражданских и политических правах [Электронный ресурс] // URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactpol.shtml.[датаобращения: 25.02.2017].11Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6ФКЗ, от 30.12.2008 № 7ФКЗ, от 05.02.2014 № 2ФКЗ, от 21.07.2014 № 11ФКЗ) [Электронныйресурс] // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/.[датаобращения: 25.02.2017].12Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63ФЗ (ред. от 03.07.2016]URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/[датаобращения: 10.11.2016].уголовноправовых санкций –вплоть до двух лет лишения свободы.Таким образом, в случае попытки иных лиц проникнуть в жилое помещение без согласия проживающего в нем лица, последнее вправе обратиться в правоохранительные органы (органы внутренних дел) для защиты своих прав.Также, существует проблема реализации права родителя совершать поездки в другие государства совместно с детьми: гражданка Nсообщила, что она желает совершить поездку на территорию Украины вместе со своими детьми, однако супруг в устной форме сообщил, что «не даст своего разрешения, а без его разрешения ей с детьми запретят въезд на территорию данного государства». Согласно статье20 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»13несовершеннолетний гражданин должен иметь нотариально оформленное согласие на выезд с указанием срока выезда и государства (государств), которое (которые) он намерен посетить в случае, если он выезжает из Российской Федерации без сопровождения одного из родителей, усыновителей, опекунов или попечителей. Аналогичной позиции придерживается и Федеральная служба безопасности Российской Федерации14. Кроме того, действующий порядок пересечения Государственной границы Российской Федерации и Украины при выезде в Украину достаточно полно и подробно раскрыт в ответе (от 21.12.2016 г.) Пограничной службы Федеральной службы безопасности Российской Федерации на частный запрос15:Порядок определен Соглашением между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины от 16 января 1997 года «О безвизовых поездках граждан Российской Федерации и Украины»16, а также Соглашениями в форме обмена нотами между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины 2007 года. Вместе с тем Правительством Украины принято решение о приостановлении с 01 марта 2015 года действия пунктов 1 и 5 перечня документов граждан Российской Федерации, определенного Соглашением от 16 января 1997 года в части возможности выезжать, следовать транзитом, пребывать и перемещаться по территории Украины на основании паспорта гражданина Российской Федерации либо свидетельства о рождении (для детей в возрасте до 14 лет) с указанием принадлежности к гражданству Российской Федерации. Данное разъяснение действует, в частности, для совершения поездок одного из родителей с детьми на территорию Донецкой и Луганской народных республик. То есть в случае выезда несовершеннолетнего ребенка с однимиз родителей, согласие на выезд ребенка от второго родителя не требуется. Однако при пересечении Государственной границы рекомендуется иметь при себе документ, подтверждающий родительские права на детей.Исходя из указанного выше, следует вывод о большом количестве разнородных правовых проблем иностранных граждан и иных лиц, проживающих на территории 13Федеральный закон от 15.08.1996 № 114ФЗ (ред. от 30.12.2015) «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_11376/.[датаобращения: 27.11.2016].14Письмо ФСБ России от 17.06.2015 № 21/7/3/Е2110 «О порядке выезда несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации за рубеж» [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_183591/.[датаобращения: 27.11.2016].15Письмо Пограничной службы ФСБ России от 21.12.2016 № 21/7/3/2К5521 по частному запросу Кадомцевой Е.А.16Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о безвизовых поездках граждан Российской Федерации и Украины (заключено в г. Москве 16.01.1997](ред. от 14.03.2007][Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_125207/ 4dd248e0f29bd2ec7f9da1f647c3f7e4f88af9ff/.[датаобращения: 25.12.2016].Российской Федерации относительно непродолжительный период времени. Кроме того, необходимо обратить внимание на то, что все раскрытые выше проблемы были заявлены одним человеком в рамках правовой консультации. Сложно представить, насколько много таких лиц и насколько много у них юридических проблем. Таким образом, данная категория лиц является слабо защищенной в контексте оказания правовой помощи.
Ссылки на источникиНормативные правовые акты1.Всеобщая декларация прав человека [Электронный ресурс] // URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml. (дата обращения: 25.02.2017).2.Международный пакт о гражданских и политических правах [Электронный ресурс] // URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactpol.shtml. (дата обращения: 25.02.2017).3.Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о безвизовых поездках граждан Российской Федерации и Украины (заключено в г. Москве 16.01.1997) (ред. от 14.03.2007)[Электронный ресурс] // URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_125207/4dd248e0f29bd2ec7f9da1f647c3f7e4f88af9ff/. (дата обращения: 25.12.2016).4.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6ФКЗ, от 30.12.2008 № 7ФКЗ, от 05.02.2014 № 2ФКЗ, от 21.07.2014 № 11ФКЗ) [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_28399/. (дата обращения: 25.02.2017).5.Федеральный закон от 25.07.2002 № 115ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37868/. (дата обращения: 10.11.2016).6.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 04.07.2016) [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/. (дата обращения: 10.11.2016).7.Федеральный закон от 15.08.1996 № 114ФЗ (ред. от 30.12.2015) «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_11376/. (дата обращения: 27.11.2016).8.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63ФЗ (ред. от 03.07.2016) // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/ (дата обращения: 10.11.2016).9.Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 № 223ФЗ (ред. от 30.12.2015) [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc _LAW_8982/.(дата обращения: 11.11.2016).10.Закон РФ от 25.06.1993 № 52421 (ред. от 02.06.2016) «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации». [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2255/. (дата обращения: 10.11.2016).11.Письмо ФСБ России от 17.06.2015 № 21/7/3/Е2110 «О порядке выезда несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации за рубеж» [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_183591/. (дата обращения: 27.11.2016).Электронные ресурсы12.Геращенко И.В.: Гражданство РФ получили 170 тысяч украинцев. [Электронный ресурс] // URL: http://korrespondent.net/ukraine/3802513heraschenkohrazhdanstvorfpoluchyly170tysiachukrayntsev. (дата обращения: 20.02.2017).13.Распределение беженцев, вынужденных переселенцев и лиц, получивших временное убежище по странам прежнего проживания, состоящих на учете на 1 января 2016 года. [Электронный ресурс] // URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b16_107/Main.htm. (дата обращения: 20.02.2017).14.ФМС: число иностранцев в РФ установилось на уровне в 11 млн человек. [Электронный ресурс] // URL: https://ria.ru/society/20150414/1058451573.html. (дата обращения: 20.02.2017).
Проблемы защиты прав иностранных граждан и «новых» граждан Российской Федерации
Аннотация. В статье на основе метода casestudyисследуется ряд проблем, возникающих у иностранных граждан, беженцев и иных лиц, пребывающих на территории Российской Федерации, не имея гражданства РФ, а также лиц,сравнительно недавноприобретших гражданство РФ, в частности проблем, вытекающих из семейных и административных правоотношений: проблема возможности применения к ним меры в виде депортации, реализации семейных прав и обязанностей, а также права родителяиностранца совершать поездки в другие государства совместно с детьмигражданами РФ.Ключевые слова: иностранные граждане, беженцыиз Украины, юридическая консультация, юридическая помощь, нарушение прав, миграция.
За последний год в Российскую Федерацию из Украины, согласно статистическим данным, предоставленным Госкомстатом1, по состоянию на 01.01.2016 г. на различных правовых основаниях прибыли около полумиллиона человек: беженцы –273 чел.,вынужденные переселенцы –244 чел., лица, получившие временное убежище –311134 чел. Также получили гражданство РФ более 75 тысяч бывших граждан Украины. В общей сложности за период с 2014 по 2016 год гражданство РФ получили почти 170 тысяч украинцев2. Кроме того, на различных правовых основаниях (например, на основании разрешения на временное пребывание, вида на жительства) в России находится более 10 миллионов человек (например, в 2015 году их количество составляло 11 миллионов человек3). Таким образом, в России в настоящее время находится большое количество лиц, не обладающих достаточными знаниями российского семейного права по причине длительного проживания на территории иного государства и подчинению нормам его права. Безусловно, указанный факт вызывает ряд проблем. Иностранные граждане наиболее часто сталкиваются с проблемами правоприменения. В сфере семейных правоотношений также возникает ряд проблем, в которых супруг, являющийся иностранным гражданином, по объективным причинам не может самостоятельно осуществлять правовую самозащиту. В подобных ситуациях супруг, являющийся гражданином Российской Федерации, зачастую склонен злоупотреблять правами и вводить другого супруга в заблуждение относительно принадлежащих ему прав.Рассмотрим ряд таких проблем на примере конкретного случая из юридической практики (метод casestudy): в ноябре 2016 года за получением квалифицированной 1Распределение беженцев, вынужденных переселенцев и лиц, получивших временное убежище по странам прежнего проживания, состоящих на учете на 1 января 2016 года. [Электронный ресурс] // URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b16_107/Main.htm.[датаобращения: 20.02.2017].2Геращенко И.В.: Гражданство РФ получили 170 тысяч украинцев. [Электронный ресурс] // URL: http://korrespondent.net/ukraine/3802513heraschenkohrazhdanstvorfpoluchyly170tysiachukrayntsev.[датаобращения: 20.02.2017].3ФМС: число иностранцев в РФ установилось на уровне в 11 млн человек. [Электронный ресурс] // URL: https://ria.ru/society/20150414/1058451573.html.[датаобращения: 20.02.2017].юридической помощи обратилась N(иностранная гражданка, имеющая вид на жительство в Российской Федерации), состоящая в зарегистрированном браке с S(гражданин Российской Федерации). В настоящем браке имеется двое несовершеннолетних детей. К моменту обращения отношения между супругами перешли из «нормальных» в «конфликтные», препятствующие совместному проживанию супругов. Первой проблемой, с которой обратилась гражданка N, стал вопрос о возможности применения депортациив случае смены места проживания в пределах прежнего населенного пункта. Согласно пункту 2 статьи 62 Конституции Российской Федерации, статье 4 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»4иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. То есть в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства в России действует национальный режим. В данной ситуации исключений не предусматривается.Согласно статье 1 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»5каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. Лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и законно находящиеся на ее территории, имеют право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.Положениями Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»6и «Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»7не предусмотрено оснований для депортации, применение которых возможно при сложившихся обстоятельствах. Таким образом, депортация в данном случае невозможна.Вторая проблема, в большей степени, вызванная социальным конфликтом, состояла в том, что мать ее супруга обратилась в правоохранительные органы с заявлением, в котором указала на факт смены адреса постоянного проживанияNи детей, не сообщив родственникам ее супруга новый адрес. Однако, изменился только адрес. Номер телефона Nи место ее постоянной работы остались прежними, как и адрес посещаемого детьми дошкольного учреждения. Следовательно, данный факт не является нарушением российского законодательства, поскольку у указанных лиц имелась возможность общения с Nи детьми.Из предыдущей проблемы последовало требование супруга и его родственники указать адрес ее настоящего места проживания с целью их дальнейших визитов в данное жилое помещение для общения с детьми. Однако, Nне желает пускать в свою квартиру указанных лиц, что согласно действующему российскому 4Федеральный закон от 25.07.2002 № 115ФЗ (ред. от 03.07.2016]«О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37868/.[датаобращения: 10.11.2016].5Закон РФ от 25.06.1993 № 52421 (ред. от 02.06.2016]«О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации». [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2255/.[датаобращения: 10.11.2016].6Федеральный закон от 25.07.2002 N 115ФЗ (ред. от 03.07.2016]«О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37868/.[датаобращения: 10.11.2016].7Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195ФЗ (ред. от 03.07.2016](с изм. и доп., вступ. в силу с 04.07.2016][Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/.[датаобращения: 10.11.2016].законодательству, является ее правом. В связи с этим, необходимо разобраться, нарушает ли отказ гражданки пропускать родственников супруга в ее жилое помещение их правона общение с детьми.Статьей 66 Семейного кодекса Российской Федерации8предусматривается осуществление родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка. Так, родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет права на общение с ребенком, участие в его воспитании и решении вопросов получения ребенком образования, право на получение информации о своем ребенке из воспитательных учреждений, медицинских организаций, организаций социального обслуживания и аналогичных организаций. При этом в статье указано, что родители вправе заключить в письменной форме соглашение о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка. Кроме того, законом предусмотрено, что в предоставлении указанной выше информации о ребенке может быть отказано в случае наличия угрозы для жизни и здоровья ребенка со стороны родителя, проживающего отдельно от ребенка. Родитель, с которым проживает ребенок, вправе препятствовать общению ребенка с другим родителем, только если такое общение причиняет вред физическому и психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию.Таким образом, российское законодательство не обязывает родителя, проживающего совместно с детьми, пропускать в свою квартиру иных родственников ребенка, поскольку такой отказ не лишает их права на общение с ребенком: оно может быть реализовано ими вне жилого помещения женщины и ее детей.Однако, можно ли отказать отдельно проживающему супругу в проникновении в жилое помещение, где проживают дети и их мать? Данный вопрос считается дискуссионным, однако из анализа правовых норм следует вывод о том, что такой отказ может быть правомерным: вопервых, как уже было указано выше, реализовывать свои права второй родитель и его родственники могут и вне указанного жилого помещения, а, вовторых,право на неприкосновенность жилища является одним из базовых в российском праве и закреплено в том числе и в ряде международных правовых актов (статья 12 Всеобщей декларации прав человека 1948 года9, статья 17 Международного пакта о гражданских и политических правах10, статья 25 Конституции Российской Федерации11и пр.). Следовательно, иные лица не имеют права проникнуть в жилое помещение без согласия лица, проживающего в данном жилом помещении.Кроме того, статьей 139 Уголовного кодекса Российской Федерации12предусмотрен самостоятельный состав преступления за нарушение неприкосновенности жилища: часть 1 (незаконное проникновение в жилище, совершенное против воли проживающего в нем лица) наказывается вплоть до применения ареста на срок до трех месяцев, и часть 2 (то же деяние, совершенное с применением насилия или с угрозой его применения) также предусматривает ряд 8Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223ФЗ (ред. от 30.12.2015) [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/.[датаобращения: 11.11.2016].9Всеобщая декларация прав человека [Электронный ресурс] // URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml.[датаобращения: 25.02.2017].10Международный пакт о гражданских и политических правах [Электронный ресурс] // URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactpol.shtml.[датаобращения: 25.02.2017].11Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6ФКЗ, от 30.12.2008 № 7ФКЗ, от 05.02.2014 № 2ФКЗ, от 21.07.2014 № 11ФКЗ) [Электронныйресурс] // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/.[датаобращения: 25.02.2017].12Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63ФЗ (ред. от 03.07.2016]URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/[датаобращения: 10.11.2016].уголовноправовых санкций –вплоть до двух лет лишения свободы.Таким образом, в случае попытки иных лиц проникнуть в жилое помещение без согласия проживающего в нем лица, последнее вправе обратиться в правоохранительные органы (органы внутренних дел) для защиты своих прав.Также, существует проблема реализации права родителя совершать поездки в другие государства совместно с детьми: гражданка Nсообщила, что она желает совершить поездку на территорию Украины вместе со своими детьми, однако супруг в устной форме сообщил, что «не даст своего разрешения, а без его разрешения ей с детьми запретят въезд на территорию данного государства». Согласно статье20 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»13несовершеннолетний гражданин должен иметь нотариально оформленное согласие на выезд с указанием срока выезда и государства (государств), которое (которые) он намерен посетить в случае, если он выезжает из Российской Федерации без сопровождения одного из родителей, усыновителей, опекунов или попечителей. Аналогичной позиции придерживается и Федеральная служба безопасности Российской Федерации14. Кроме того, действующий порядок пересечения Государственной границы Российской Федерации и Украины при выезде в Украину достаточно полно и подробно раскрыт в ответе (от 21.12.2016 г.) Пограничной службы Федеральной службы безопасности Российской Федерации на частный запрос15:Порядок определен Соглашением между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины от 16 января 1997 года «О безвизовых поездках граждан Российской Федерации и Украины»16, а также Соглашениями в форме обмена нотами между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины 2007 года. Вместе с тем Правительством Украины принято решение о приостановлении с 01 марта 2015 года действия пунктов 1 и 5 перечня документов граждан Российской Федерации, определенного Соглашением от 16 января 1997 года в части возможности выезжать, следовать транзитом, пребывать и перемещаться по территории Украины на основании паспорта гражданина Российской Федерации либо свидетельства о рождении (для детей в возрасте до 14 лет) с указанием принадлежности к гражданству Российской Федерации. Данное разъяснение действует, в частности, для совершения поездок одного из родителей с детьми на территорию Донецкой и Луганской народных республик. То есть в случае выезда несовершеннолетнего ребенка с однимиз родителей, согласие на выезд ребенка от второго родителя не требуется. Однако при пересечении Государственной границы рекомендуется иметь при себе документ, подтверждающий родительские права на детей.Исходя из указанного выше, следует вывод о большом количестве разнородных правовых проблем иностранных граждан и иных лиц, проживающих на территории 13Федеральный закон от 15.08.1996 № 114ФЗ (ред. от 30.12.2015) «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_11376/.[датаобращения: 27.11.2016].14Письмо ФСБ России от 17.06.2015 № 21/7/3/Е2110 «О порядке выезда несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации за рубеж» [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_183591/.[датаобращения: 27.11.2016].15Письмо Пограничной службы ФСБ России от 21.12.2016 № 21/7/3/2К5521 по частному запросу Кадомцевой Е.А.16Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о безвизовых поездках граждан Российской Федерации и Украины (заключено в г. Москве 16.01.1997](ред. от 14.03.2007][Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_125207/ 4dd248e0f29bd2ec7f9da1f647c3f7e4f88af9ff/.[датаобращения: 25.12.2016].Российской Федерации относительно непродолжительный период времени. Кроме того, необходимо обратить внимание на то, что все раскрытые выше проблемы были заявлены одним человеком в рамках правовой консультации. Сложно представить, насколько много таких лиц и насколько много у них юридических проблем. Таким образом, данная категория лиц является слабо защищенной в контексте оказания правовой помощи.
Ссылки на источникиНормативные правовые акты1.Всеобщая декларация прав человека [Электронный ресурс] // URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml. (дата обращения: 25.02.2017).2.Международный пакт о гражданских и политических правах [Электронный ресурс] // URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactpol.shtml. (дата обращения: 25.02.2017).3.Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о безвизовых поездках граждан Российской Федерации и Украины (заключено в г. Москве 16.01.1997) (ред. от 14.03.2007)[Электронный ресурс] // URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_125207/4dd248e0f29bd2ec7f9da1f647c3f7e4f88af9ff/. (дата обращения: 25.12.2016).4.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6ФКЗ, от 30.12.2008 № 7ФКЗ, от 05.02.2014 № 2ФКЗ, от 21.07.2014 № 11ФКЗ) [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_28399/. (дата обращения: 25.02.2017).5.Федеральный закон от 25.07.2002 № 115ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37868/. (дата обращения: 10.11.2016).6.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 04.07.2016) [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/. (дата обращения: 10.11.2016).7.Федеральный закон от 15.08.1996 № 114ФЗ (ред. от 30.12.2015) «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_11376/. (дата обращения: 27.11.2016).8.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63ФЗ (ред. от 03.07.2016) // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/ (дата обращения: 10.11.2016).9.Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 № 223ФЗ (ред. от 30.12.2015) [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc _LAW_8982/.(дата обращения: 11.11.2016).10.Закон РФ от 25.06.1993 № 52421 (ред. от 02.06.2016) «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации». [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2255/. (дата обращения: 10.11.2016).11.Письмо ФСБ России от 17.06.2015 № 21/7/3/Е2110 «О порядке выезда несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации за рубеж» [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_183591/. (дата обращения: 27.11.2016).Электронные ресурсы12.Геращенко И.В.: Гражданство РФ получили 170 тысяч украинцев. [Электронный ресурс] // URL: http://korrespondent.net/ukraine/3802513heraschenkohrazhdanstvorfpoluchyly170tysiachukrayntsev. (дата обращения: 20.02.2017).13.Распределение беженцев, вынужденных переселенцев и лиц, получивших временное убежище по странам прежнего проживания, состоящих на учете на 1 января 2016 года. [Электронный ресурс] // URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b16_107/Main.htm. (дата обращения: 20.02.2017).14.ФМС: число иностранцев в РФ установилось на уровне в 11 млн человек. [Электронный ресурс] // URL: https://ria.ru/society/20150414/1058451573.html. (дата обращения: 20.02.2017).