Феминизация как трансформация социокультурного пространства

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Симонова Е. Н., Черевиченко Ю. С., Глущенко Я. Ю., Нерух Е. А. Феминизация как трансформация социокультурного пространства // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 2321–2325. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970791.htm.
Аннотация. Авторы рассматривают процесс феминизации социокультурного пространства начиная с истоков до наших дней. Раскрываются понятия, формы и противоречия раннего феминизма «новой женщины» и современного феминизма, как включенного в проблемное поле гендерных исследований, так и являющегося идеологическим инструментом глобализации.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Нерух Елена Александровна,студентка 2 курса педиатрического факультета Ростовского государственногомедицинского университета, г. РостовнаДонуYana.gluschenko@yandex.ru

Черевиченко Юлия Сергеевна,студентка 2 курса педиатрического факультета Ростовского государственногомедицинского университета, г. РостовнаДонуBlackcoldflamejuli@gmail.com

Глущенко Яна Юрьевна,студентка 2 курса педиатрического факультета Ростовского государственногомедицинского университета, г. РостовнаДонуyana905@icloud.com

Симонова Елизавета Николаевна,студентка 2 курса педиатрического факультета Ростовского государственногомедицинского университета, г. РостовнаДонуlizasima@icloud.com

Научный руководитель–Вигель Нарине Липаритовна,доктор философских наук, профессор кафедры истории и философииФГБОУ ВО «Ростовский государственный медицинский университет», г. РостовнаДону

Феминизация как трансформация социокультурного пространства

Аннотация.Авторы рассматривают процесс феминизации социокультурного пространства начиная с истоков до наших дней. Раскрываются понятия,формы и противоречия раннегофеминизма «новой женщины»и современного феминизмакак включенногов проблемное поле гендерных исследований,так и являющегося идеологическим инструментом глобализации.

Ключевыеслова: феминизм,равноправие,пол,гендер,глобализация, дискриминация, женщина, волна феминизма, постфеминизм, радикальный феминизм.

Феномен феминизма рассматривается как политическое движение, связанное с борьбой женщин за равноправие. Именно эта сторона ассоциируется с классическим феминизмом, в частности с движением суфражисток, требующих предоставить женщинам право голоса на выборах. С другой стороны,феминизм –это течение в философии, интеллектуальное движение, которое характеризуется более разнообразным содержанием в отличиеот классического феминизма.В целом под феминизмом понимают стремление к равноправию женщин с мужчинами во всех сферах общества.В узком –женское движение, которое ставит перед собой цель устранить дискриминацию женщин и уравнять их в правах с мужчинами.В период конца XVIII–начала XIXвекаактивно распространялось мнение об угнетенном положении женщины в обществе, в центре которого стоит мужчина. Именно это время является началом феминизма. Первые требования были выдвинуты женщинами во время Войны за независимость в США (17751783).Основательницей движения считают американскую феминистку АбигейлСмит Адамс (17441818), оставившую след в истории благодаря своей знаменитой фразе: «Мы не станем подчиняться законам, в принятии которых мы не участвовали, и власти, которая не представляет наших интересов» (1776).Позднее во Франции выходит первый журнал (1789), который посвящен борьбе женщин за равенство, возникли женские революционные клубы.Однако в избирательном праве женщинам все еще было отказано. В то же время Национальному собранию была представлена «Декларация прав женщины и гражданки», предложенная Олимпией де Гуж. Декларация содержала требования признания полного социального и политического равноправия женщин. Также была создана первая женская политическая организация «Общество женщин –революционных республиканок», деятельность,которой в дальнейшем запретили (1793), а вскоре приговорена к казни и автор Декларации Олимпияде Гуж.В 1795 году женщинам Франции запретили появляться в общественных местах и на политических собраниях, а в 1804 году император Наполеон издал указ, в котором было сказано, что женщина не имеет никаких гражданских прав и находится под опекой у мужчины.В Великобритании XVIIIвека требования гражданского равноправия было выдвинуто англичанкой Мэри Уолстонкрафт (17591797) в книге «Защита прав женщин» (1792), вкоторой она поднимала вопросы, связанные с судьбой женщины: «каковы отличия женщины от мужчины, справедливы ли обвинения в адрес женщины в недостатке у нее разума, как на роль женщины влияет материнство и ведение домашнего хозяйства». Главный лозунг Уолстонкрафт, вызвавший скандал: «Женщина может самостоятельно распоряжаться своей судьбой»Начало организованного движения датируют 1848 годом, когда в Сенека Фоллз (штат НьюЙорк, США) прошел съезд по защите прав женщинпод лозунгом «Все женщины и мужчины созданы равными».Джон Стюарт Милл опубликовал свою работу«Подчинение женщин»[1], в которой отметил, что «законодательная поддержка подчинения одного пола другому вредна и есть одно из главных препятствий на пути к общечеловеческому усовершенствованию».Однакобольшинство мужчин были настроены негативно,против феминизма. Отчасти они просто не моглипонять, чего хотят эти женщины. И в ответ на движение суфражисток было сформулировано и «классическое опровержение»: феминистками якобы становятся только очень некрасивые женщины, которые не могут рассчитывать на то, чтобы найти себе достойного мужа.Эммелин Пэнхёрст была одной из основательниц движения за право голоса женщин на выборах. Она сформировала «Организацию в защиту общественных и политических прав женщин», которая в течение года объединила пять тысяч членов. После постоянного подавления членов организации многие из них решились на выражение своего протеста голодовкой. В результате которой серьезно подорвали свое здоровье и тем самым привлекли внимание к неоправданной жестокости законодательной системы того времени, и соответственно к идеям феминизма. Под давлением Организация защиты прав женщин английский парламент принят ряд законов, направленных на улучшение положения женщин, и дал женщинам право голоса на местных выборах (1894).Таким образом, первая волна феминизма добилась того, что женщинам были допущены к голосованию на выборах.С усилением патриархата и формированием новых стереотипов в обществе, возникла вторая волна феминизма. В тот же период формируются три основные ее ветви: либеральная, социалистическая и радикальная.Начнем с идей либерального феминизма. Основоположницей этого направления считается Бетти Фридан. Писательница взяла интервью у американских домохозяек из семей среднего класса и сделала вывод, что у мужчин в Америке больше приоритетов чему женщин, который впоследствииизложила в своем труде: «Загадка женственности»[2].Либеральный феминизм борется за равноправие между мужчинами и женщинами, собственно как и любая другая ветвь феминизма, но основывается он на наследии эпохи Просвещения, отсюда и вытекает одна из его главныхпроблем: на самом деле равные права, которые провозглашались в эпоху Просвещения остались лишь лозунгом. Другой проблемой является то, что либеральные феминистки уравнивающие разницу между полами, забывают о всетаки существующей разнице. Решение своих проблем представительницы данной ветви феминизма видят в законодательных и социальных реформах.

Социалистическийфеминизм является интересным примером синтеза марксистских и феминистских взглядов, что слилось в общее название марксистские феминистки. От марксистских взглядов мы видим сравнение семьи с капиталистическим обществом, а от феминистских –вычленение сугубо женских проблем из социальных и классовых. В симбиозе выходит, что мужчина олицетворяет вышестоящий класс,чем женщина, т.е. мужчина, выполняя свою работу, получая за нее деньги, является олицетворением публичной сферы. Женщина в таком случае играет противоположную роль и считается менее значимой в обществе, олицетворяя приватную сферу. Целью феминисток в этом случае является избавление от частной собственности и капитализма. Но и как у либерального феминизма, у социалистического есть свои недостатки, например,в гендерной проблематике не учитывается патриархальное доминирование в обществе.

И наконец,радикальный феминизм. Его представительницы видят патриархат как систему основания для унижения женщин. Они так же считают,что мужчины стремятся превратить женщину в объект потребления, мешая ей утвердить собственную значимость в мире. Радикальные феминистки стремятся доказать неправоту патриархального убеждения в неполноценности женщин, определяемой этой биологией. Своей задачей феминистки считают –устранение насилия направленного на женщину. В наше время вопрос феминизма является одним из животрепещущих вопросов гендерных исследований. Он одновременно является и отправной точкой, с которой возникают и продолжаются данные исследования, и предметом споров и разногласий по поводу социального восприятия пола. Ключевую роль в возникновении и распространении гендерных исследований сыграл «феминизм второй волны», который перенес акцент с «женского вопроса» на гендерный анализ социальных отношений, что не перестало быть актуальным и в эпоху глобализации. Ведь стремясь к конкурентоспособности и безопасности, государства становятся всё более «мужскими»,в то время как социальная ответственность в процессе ослабления социального сектора носит всё более «женский» характер. Именно поэтому гендерные исследования глобализации, в основу которых легла феминология, стали заметным явлением в социальной науке.С развитием мировых отношений, политики, науки; с уходом от феодального общества и необразованности вопросы гендерных различий становятся всё более глобальными. Ведь чем больше возможностей, тем больше становится желающих эти возможности использовать. Таким образом, феминизм нынешней, если её можно так назвать, «Третьей волны», стал преследовать более глобальные цели, чем просто желание работать и оставаться при этом в понимании общества хорошей матерью. На данном этапе женское движение ставит целью добиться полного равноправия, как на политическом уровне, так и на социальном, а также разрушить общественные штампы об образах мужчины и женщины. Вернувшись к глобализации, можно отметить, что в законодательствах многих развитых стран содержатся законы и положения о гендерном равенстве. Так, к примеру, в России издан Федеральный закон «О государственных гарантиях равных прав и свобод и равных возможностей мужчин и женщин в Российской Федерации»[3]Его целью является обеспечение государственных гарантий равных прав и свобод и равных возможностей мужчин и женщин, предотвращение дискриминации по половому признаку в качестве условия для стабильного развития страны. Создание данных законов, установление равенства на правовом уровне, безусловно, является результатом деятельности феминистского движения. Следствием уменьшения дискриминации по гендерному признаку являетсяувеличение рабочей нагрузки на женщин.Повышается возможность участия женщин в политической и социальной жизни, однако в процессе принятия решений на государственном и межгосударственном уровнях мнение женщин не столь весомо. По данным ЮНИФЕМ(United Nations Development Fund for Women, «Женский Фонд Организации Объединённых Наций»)[4], только в 8 странах (Дания, Швеция, Германия, Финляндия, Норвегия, Исландия, Нидерланды и ЮАР) женщины составляют более 30% членов национальных парламентов. Однако это не способствует расширению возможностей женщин в сфере принятия решений.Кроме того, если брать в расчёт последствия глобализации в социальной сфере, то на фонеобщего спада и маргинализации значительных слоёв населения, растущего разрыва между благосостоянием богатых и бедных, распространяется и процесс феминизации бедности (исследователи Л.Бенериа и С.Биснат пришли к выводу, что женщины составляют 70% среди бедного населения).Таким образом, несмотря на заметные продвижения, равноправие ещё на пути своего становления. И если не уходить к радикальным движениям, одним из которых является такое популярное сейчас движение, как «Чайлдфри»(когда женщина убеждена, что не обязана рожать детей и посвящать им свою жизнь только изза того, что она женского пола), то феминизм способен совершить вклад в развитие демократического и процветающего общества. Главное, ставить реальные цели, основанные на справедливостии правах.Также хотелось бы сказать про третью волну феминизма,которая приходится на 90 годы XXвека,и связывающая гендерные исследования со значимыми философскими идеями. Вэту пору выделяется движение RiotGirl,созданный вокруг самодостаточных, талантливых,умных,трудолюбивых и лидирующих женщин,которые во всем превосходят мужчин.Третья волна более cклона к свободе от определенных ограничений,которые присутствовали в первых двух волнах феминизма. Какие существуют противоречия в теории современного феминизма?Первое противоречиеэто противоречие между полом и гендером.Одним из основных опровержений в современном феминизме является противоречие между «теоретиками пола»и «теоретиками сексуального различия». Те, тоотносится к «теоретикам сексуального различия»деление на пол и гендер не имеет особого смысла.В 1984 году Гейл Рубин выдвинула идею принимать «пол»и «гендер»как различные сферы анализа. Поэтому Рубин настаивает обратить внимание на группы общества,которые не всегда состоят из женщин и не относятся к традиционным гендерным делениям.Другое противоречие –это противоречие между гендерными и феминистскими исследованиями. Это противоречие было выдвинуто в 80 годы как противоречие между»теоретиками сексуального различия»и «теоретиками гендера». Рози Брайдотти считает, чтопонятие гендерных исследований и гендера подвергается критике со стороны европейских теоретиков. Брайдотти утверждает,что понятие «гендер»в данное время является одной из кризисных точек изза своей теоретической неадекватности.Основной отличительной особенностью гендерных исследований от феминистских в суждениях Рози Брайдотти заключается в том,что гендерные исследования основываются на фактах конструирования мужского и женского в культуре, афеминистские исследования опираются на признании факта мужского доминированияво всех сферах жизнедеятельности[4].Существует еще противоречие между феминистским знанием и женским жизненным опытом. Оно является одним из противоречий второй волны,которая выдалась на 60 годы XXвека. Сара Хардинг, как одна из выдающихся особ современного феминизма, размышляет об отношении между знанием и опытом. Она утверждает, чтотолько на основе переживаний женщин может формироваться феминистское знание и что наиболее правильным является знание, которое исходит из опыта подавления. Противоречие между постфеминизмом и феминизмом. Это противоречие также неоднозначно, сравнивая его с модернизмом и постмодернизмом. Феминизм является как бы защитой модернизма в сравнении с постмодернизмом.По мнению Шейлы Бенхабиб, постмодернистский феминизм ставит под сомнение политическую динамику феминизма и задачи женского общества в современной культуре. Радикальному сомнению в категории субъективности способствует «размывание» понятия пола. Одним из «игровых» следствий деконструкции логоцентризма можно назвать феминизацию дискурса и культуры. Традиционно западноевропейская культура соотносится с доминированием агрессивного мужского начала. Поэтому разрушение оппозиции «мужское / женское» формирует представление о культурекак играющей своей неопределённостью, неструктурированностью, потому что «женское» рассматривается философамипостмодернистами как метафора игры, соблазна. (Этому посвящены работы Ж.Деррида «Шпоры»[6], Ж.Бодрийяра «О соблазне» и «О совращении»)[7].Так Ж.Деррида рассматривает женщину как «модель истины», потому что женщина пользуется силой соблазна. Именно женщине присущ «основной инстинкт», так как «она забавляется притворством, украшениями, обманом, играет искусством и артистической философией, она есть сила утверждения».Первым игровым царством в истории человечества, по мнению Ж.Батая, были пещерысвятилища, на стенах которых изображались преимущественно сцены охоты и человеческие фигуры в возбуждённом эротическом состоянии. Это позволяет определить игру как действие, в котором «человек отдаётся соблазну, удовлетворяет свою страсть». А поскольку страстью, выведенной в первых человеческих изображениях, был эротизм, то игру можно признать формой бытия, в которой нейтрализуются разрушительные интенции предчеловека. Игра растворяет в себе страх человека перед смертью, помогает Эросу преодолеть Танатос. Прямое физическое насилие преломляется и трансформируется в некое новое качество, однозначное воздействие превращается в противоречивое взаимодействие.Вслед за Ж.Батаем, Ж.Деррида и др. утверждать, что архетип дискурса формируется на основе агрессии –«естественного механизма» достижения цели. В игре же происходит отстранение от этой агрессии, разрушительность сменяется созидательностью, присутствующей в максимально напряжённой степени в Эросе.Таким образом, игра для теоретиков постмодернизма является одновременно и зыбкой границей между Эросом и Танатосом, разрушительностью и созидательностью, насилием и соблазном, и, одновременно, формой бытия, в которой эта граница подвергается трансгрессии[8].

Подводя итоги, можно отметить, что идея феминизма прочно вошла в социокультурную жизнь современного человека, хотя и многие сторонницы данного движения это отрицают. Главная роль женщины попрежнему быть матерью и хранительницей очага, так как это заложено природой.

Ссылки на источники1.Джон Стюарт Милл «Подчинение женщин»2.Фридан Б. Загадка женственности. –М., 1994.3.Федеральный закон «О государственных гарантиях равных прав и свобод и равных возможностей мужчин и женщин в Российской Федерации»4.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%BC5.http://www.gender.cawaterinfo.net/knowledge_base/rubricator/feminism.htm6.Ж.Деррида «Шпоры», 7.Ж.Бодрийяр «О соблазне» и «О совращении»8.Вигель Н.Л. Глобализация и феминизация культуры // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2017/03/22916(дата обращения: 22.03.2017).