К вопросу о документообороте в деятельности подразделений уголовного розыска МВД России (на примере УМВД России по Астраханской области)

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Чичерин Ю. С., Коваленко Л. Ю. К вопросу о документообороте в деятельности подразделений уголовного розыска МВД России (на примере УМВД России по Астраханской области) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 2331–2335. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970793.htm.
Аннотация. В статье авторами рассматривается вопрос о документообороте в подразделениях уголовного розыска. Рассмотрены основные документы, которые необходимо выполнять сотрудникам уголовного розыска при осуществлении профессиональной деятельности. С учетом практического опыта авторами приводятся на примере деятельности УМВД России по Астраханской области статистические данные по количеству документооборота, приходящегося в целом на аппарат управления уголовным розыском и на одного сотрудника уголовного розыска, кроме того, авторами предложена классификация документов, используемых сотрудниками уголовного розыска в практической деятельности. В заключение сделаны предложения по усовершенствованию документооборота в практической деятельности подразделений сотрудников уголовного розыска.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Чичерин Юрий Семенович, кандидат юридических наук, доцентпрофессор кафедры оперативнорозыскной деятельности и специальной техники Волгоградской академии МВД России,г.Волгоград

Коваленко Людмила Юрьевна,адъюнкт адъюнктурыВолгоградской академии МВД России, г. Астрахань

maximus231185@ya.ru

К вопросу о документообороте в деятельности подразделений уголовного розыска МВД России(на примере УМВД России по Астраханской области)

Аннотация.В статье авторами рассматривается вопрос о документообороте в подразделениях уголовного розыска. Рассмотрены основные документы, которые необходимо выполнять сотрудникам уголовного розыска при осуществлении профессиональной деятельности. С учетом практического опыта,авторами приводятся на примере деятельности УМВД России по Астраханской области статистические данные по количеству документооборота,приходящегося в целом на аппарат управления уголовным розыском, так и на одного сотрудника уголовного розыска, кроме того,авторами предложена классификация документов, используемых сотрудниками уголовного розыска в практической деятельности. В заключении,авторами сделаны предложения по усовершенствованию документооборота в практической деятельности подразделений сотрудников уголовного розыска.

Ключевые слова:документооборот, сотрудники уголовного розыска,документы, практическая деятельность, исполнение.

За последние годы в деятельности подразделений уголовного розыска значительно вырос объем документооборота, что приводит к снижению эффективности оперативнорозыскнойдеятельности. Как показывает практика, едва ли не вся деятельность сотрудников уголовного розыска сопряжена с ее документированием, которое состоит из следующих функциональных обязанностей сотрудников уголовного розыска: прием, обработка, регистрация, распределение документации, исполнение документа, подготовка ответов, хранение и учет документов, уничтожение документов, что свидетельствует о загруженности сотрудников уголовного розыска в работе с документами. Об этом свидетельствует анализ документооборота за 20142015 гг. Управления уголовного розыска УМВД Росси по Астраханской области. Так, документооборот аппарата уголовного розыска УМВД России по Астраханской области в 2015 году составил 51326 документов, что больше аналогичного показателя 2014 года на 20,4%, из которых входящие документы –27429 (0,2%, АППГ27882) и исходящие документы –23897 (+62%, АППГ14738). В среднем,на одного сотрудника уголовного розыска аппарата УМВД России по Астраханской области в 2015 году пришлось 672 документа, что на 1,19 % больше,чем за аналогичный период 2014 года553 документа. [1]. Кроме того, в ряде случаев сотруднику уголовного розыска приходится заниматься ведением документации, которая по своему содержанию дублирует государственную (списки уголовных дел поразличным линиям, данные из оперативных сводок по направлениям, сведения о количестве командировок и т.д.) или не предусмотрена нормативными актами (различные учеты удаленных точек содержания домашних животных, списки гостиниц и т.д.), а также составлением отчетносправочной документации, не представляющей интерес для оперативноразыскной деятельности, т. е.бесполезной (отчеты по исполнению зонального контроля т.д.). В результате чего создается большое количество документов, в которых отражаются однотипные операции или повторно отвечающие на одниите жевопросы. Иногда по вопросам, которые необходимо решать оперативным путем, путем личного общения, сотруднику уголовного розыска приходится вести дополнительную переписку. Это приводит к увеличению числа документов, что делает поток документооборота трудно контролируемым, в нем «тонут» действительно нужные документы и сведения, необходимые для решения вопросов оперативноразыскной деятельности, а это, в последствии, негативно сказывается на профессиональных характеристиках сотрудников уголовного розыска. Основу документооборота подразделений уголовного розыска составляют материалы по рассмотрению и разрешениюзаявлений и сообщений о происшествияхи преступлениях. Разрешение заявлений и сообщений о преступлении, о происшествии проверка фактов, изложенных в зарегистрированном заявлении (сообщении), уполномоченным должностным лицом территориального органа МВД России и принятие в пределах его компетенции решения в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации предусмотрены Приказом МВД России «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях» [2].В ходе осуществления в рамках данной деятельности, оперуполномоченными уголовного розыска готовятся такие документы, как рапорта, объяснения, запросы, протоколы, постановления (об отказе в возбуждении уголовного дела, передачи по территориальности) и многие другие.Гласное осуществление данной деятельности сопровождается подготовкой рапортов, справок, запросов, постановлений, ориентировок. В рамках оперативнослужебной деятельности,сотрудники уголовного розыска (при наличии возбужденного уголовного дела) составляют исполнение данных в порядке статей 38, 41 и 144 Уголовнопроцессуального кодекса Российской Федерации поручений следователя (дознавателя) о проведении оперативнорозыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении [3].В ходе чего осуществляют документальное сопровождения в которое входят следующие документы: рапорта, постановления, протоколы, письма, объяснения, запросы, справки, приказы, поручения. [4, 5].

Однако, как показывает практика, излишняя загруженность оперативных сотрудников уголовных розысков материалами процессуальных проверок влечет снижение эффективности оперативнорозыскнойдеятельности.Так, комиссией МВД России при инспектировании УМВД России по Астраханской области (проведенного в период с 16 августа по 2 сентября 2016 года в соответствии с распоряжением МВД России от 25 июля 2016 года № 1/7264) было отмечено, что имеющаяся в УМВД России по Астраханской области практика проведения сотрудниками уголовного розыска доследственных проверок в порядке ст. 144,145 УПК РФ по заявлениям граждан, оказывает негативное влияние на качество таких проверок. Совмещение функций проведения оперативнорозыскных мероприятий по сообщениям о преступлениях и принятия по ним процессуальных решений создает предпосылки для принятия необоснованных решений.В связи с чем,в деятельности сотрудников уголовного розыска прослеживается отрицательная динамика в раскрытии преступлений. Так за 6 месяцев 2016 года сотрудниками уголовного розыска было вынесено 4459 постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел, что в 2,8 раза превышает количество раскрытых ими преступлений (1589). Мы считаем, что документооборот в деятельности подразделений уголовного розыска действительно носит очень важный характер, однако некоторые документы представляются нам излишними, носят формальный характер и в целом не вносят эффективности в работу, как аппарата уголовного розыска, так и подразделениям уголовного розыска в целом. В рамках рассмотрения вопроса о документообороте в деятельности сотрудников уголовного розыска,нами был проведен анализ нормативноправовых актов, в соответствии с которыми осуществляют свою профессиональную деятельность сотрудники уголовного розыска УМВД России по Астраханской области, и ведется делопроизводство. От того, насколько эффективно налажена системадокументооборота, тем эффективней и деятельность сотрудников уголовного розыска. Так, с учетом специфики документооборота в деятельности подразделений уголовного розыска, а также с учетом проведенного анализа, весь документооборот нами был структурно сгруппирован по следующим группам: –документы имеющие «Гриф секретности»,–документы не имеющие «Гриф секретности».В соответствии со ст. 2 ФЗ «О государственной тайне» под грифом секретности понимаются реквизиты, свидетельствующие о степени секретности сведений, содержащихся в их носителе, проставляемые на самом носителе и (или) в сопроводительной документации на него. [5] Все составляемые сотрудниками уголовного розыска и руководителями аппарата уголовного розыска документы должны быть оформлены в соответствии с требованиями приказа МВД России «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в органах внутренних дел Российской Федерации»[2] на бланках установленного образца,включающих установленный перечень обязательных реквизитов и порядок их расположения.

В зависимости от назначения документооборота в деятельности сотрудников уголовного розыска, намибыли выделены следующие группы организационнораспорядительных документов, аккумулирующихся в деятельности подразделений уголовного розыска: –организационные документы: положения о подразделениях,должностные инструкции сотрудников, штатное расписание и т.д.–распорядительные документы: приказы, распоряжения, директивы, решения коллегий, постановления, инструкции, протоколы совещаний, акты, указания, заключения, планы.–справочноинформационные документы: доклады, протоколы, справки, докладные записки, акты, обзоры, разъяснения. –документы по личному составу: приказы о назначении на должность (увольнении, предоставлении отпуска), карточки индивидуальновоспитательной работы, отзывы по аттестации, характеристики.Методические разработки: методические рекомендации, алгоритмы действий. Документы, составляемые сотрудниками уголовного розыска и руководителями аппарата уголовного розыска, можно разделить надвегруппы: –основные –составление которых, прямо предусмотрено соответствующими статьями Уголовнопроцессуального кодекса Российской Федерации и Федеральным Законном «Об оперативнорозыскной деятельности», а также ведомственными нормативными правовымиактами;–дополнительные –составление которых, прямо не предусмотрено Федеральным законодательством и ведомственными нормативными правовыми актами.

К основным документам относятся: оперативнослужебные документы, включающие в себя дела оперативного учета, материалы о проведении оперативнорозыскных мероприятий с использованием оперативнотехнических средств, а также учетнорегистрационную документацию и ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения оперативнорозыскных мероприятий К дополнительным документам относятся документы, содержащие различную текущую информацию: аналитические справки, обзоры, запросы, телефонограммы, указания, распоряжения.С учетом специфики деятельности подразделений уголовного розыска в настоящее время различные направления документооборота регламентированы как нормативными правовыми актами МВД России, так и нормативными правовыми актами Федерального уровня (ФЗ «О полиции», ФЗ «О прокуратуре», «Уголовнопроцессуальным кодексом Российской Федерации»), что говорит,об отсутствии в деятельности подразделений уголовного розыска единого нормативно правового акта, регулирующего документооборот, что приводит к ежегодному увеличению документооборота в подразделениях уголовного розыска и нагрузке по документам на сотрудников уголовного розыска. По мимо этого, необходимо упорядочить некоторые делопроизводственные операции, отнимающие у сотрудников уголовного розыска много времени на выполнение документов, прямонепредусмотренных нормативноправовыми актами,регламентирующими оперативнорозыскную деятельность. Неиспользуемой или мало используемой документации не должно быть, ее необходимо исключить из документооборота деятельности сотрудников уголовного розыска.

Ссылки на источники1.Анализ документооборота по УМВД Росси по Астраханской области за 20142015 гг.

2.Приказ МВД России от 29.08.2014 N 736 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях».[дата обращения 16 марта 2017 г. ]3.Уголовнопроцессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174ФЗ ред. от 07.03.2017, с изм. от 16.03.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.03.2017) [дата обращения 31 марта 2017 г. ]4.Семененко Г.М. Предупреждение преступлений органами внутренних дел Российской Федерации// учебнометодическое пособие/ Г. М. Семененко.Волгоград: ВА МВД России, 2016.156 с.5.Семененко Г.М. Предупреждениеумышленных уничтожений или повреждений чужого имущества // учебное пособие / Г. М. Семененко .Волгоград: ВА МВД России, 2015.66 с.6.ФЗ «О государственной тайне»№54851 от 21 июля 1993 г. (с изменениями и дополнениями от 08.03.2015 г.[дата обращения 16 марта 2017 г. ]7.Приказ МВД России от 20.06.2012 г. №615 ««Об утверждении Инструкции по делопроизводству в органах внутренних дел Российской Федерации» (в ред. приказа МВД России от 28.05.2013).[дата обращения 16 марта 2017 г. ]