Игротерапия как средство социально-психологической адаптации первокурсников

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Кунакбаева Д. Б., Сибаева Г. М. Игротерапия как средство социально-психологической адаптации первокурсников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 2376–2380. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970802.htm.
Аннотация. В данной статье рассматриваются особенности cоциально-психологической адаптации первокурсников. Основным средством психолого-педагогического сопровождения адаптации первокурсников является игротерапия. В работе раскрыт комплекс игр, направленных на социально-психологическую адаптацию студентов.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Кунакбаева Динара Басировна,студент 4 курса педагогического факультета направления подготовки Психологопедагогическое образование ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет» Сибайский институт (филиал) Республика Башкортостан, г.Сибайkunakbaeva2016@bk.ru

Сибаева Гульсасак Мубараковна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет» Сибайский институт (филиал) Республика Башкортостан, г. Сибайsibaeva_gm@mail.ru

Игротерапия как средствосоциальнопсихологическойадаптации первокурсников

Аннотация.В данной статьерассматриваются особенности cоциальнопсихологической адаптации первокурсников. Основным средством психологопедагогического сопровождения адаптации первокурсников является игротерапия. В работе раскрыткомплекс игр, направленныхна социальнопсихологическую адаптациюстудентов.Ключевые слова:cоциальнопсихологическаяадаптация, игротерапия, первокурсник, игра.

Проблема cоциальнопсихологической адаптациистудентов являетсязначимой и актуальной. Обэтомсвидетельствуют различные публикации, статьи и диссертационные исследования.Успешная социальнопсихологическая адаптация позволяет личности приобрести определенный социальнопсихологический статус в обществе.Результатом благоприятного взаимодействия студентовпервокурсников и социальной средыколледжаявляется социальнопсихологическая адаптация.Как известно, поступая вколледж, каждый студент попадает в новый мир: новое учебное здание, новая учебная программа, требования, порядки и самостоятельная жизнь. Требуется определенное время для того, чтобы первокурсник привык ко всем правилам и требованиям нового учебного заведения. Многим это удается тяжелым трудом. Неспособность правильно распоряжаться временем, денежными средствами, недостаточная подготовленность к самостоятельной работе может привести к проблемам с успеваемостью, дальнейшим отношением к учебе и выбранной профессии.Психологопедагогические наблюдения позволяют нам сделать вывод о том,что успешная социальнопсихологическая адаптация положительно влияет на дальнейшее развитие каждого студента как будущего специалиста.В настоящее время разработаныразличные программы по социальнопсихологической адаптациипервокурсников. На наш взгляд, игротерапия является одним из актуальных средств психологопедагогического сопровождения адаптации первокурсников в колледже. Игротерапияпомогает преодолеть определенные социальнопсихологическиеситуации. Первоначально дадим определение понятиям«игра» и «игротерапия».Г. К. Селевко считает«игру как вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением»[1, с. 127].Следовательно,во время игры личность развлекается, отдыхает, укрепляетздоровье.СогласноИ. Хейзинг«игра осознается человеком как «не правда» и осуществляется свободно, но овладевает играющим в целом. Играющий бессознательно включается в игру, но при этом не стремится к материальному интересу или пользы. Игра протекает по определенным правилам внутри ограниченного пространства и времени. Игру можно сравнивать с борьбой за чтонибудь илипредставлениемчегонибудь»[2].На наш взгляд, во время игрового взаимодействия личность раскрепощается, становится свободнее и избавляется от комплексов.Игротерапия является средствомпсихотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. Основуигротерапиипредставляет игра,оказывающаябольшое влияние на развитие личности. В современной психотерапии игра используется в групповой психотерапии, в социальнопсихологических тренингах. Игра снимает напряженность, страх, тревогу, повышает самооценку ипозволяет создать близкие отношения междуучастниками[3].К общим показаниям к проведению игровой терапии можно отнести социальный инфантилизм,необщительность, тревожность,страх, нарушения поведения и вредные привычки.В рамках нашего исследованиямы работали с первокурсниками колледжастроительства и сервисаг.СибайРеспублики Башкортостан.Мы организовали комплекс игр,направленных на:знакомство;снятие эмоционального напряжения;развитие коммуникативных навыков;повышение взаимного доверия.Игру«Снежный ком» мы проводили длязнакомствадруг с другом, разрядкиобстановки. Во время игры студенты всталив круг и по очереди называлисвое имя вместе с какимнибудь прилагательным, начинающимся на первую букву имени. Следующемуучастнику по кругу предстоялоназвать предыдущих участников, а затем себя. Таким образом, чем дальше по кругу, тем больше приходилосьназывать имен с прилагательными. Эта игра облегчилазапоминаниедруг другаи разрядилаобстановкув группе первокурсников.С целью снятия у первокурсников эмоционального напряжения, мы провели игру «Танец отдельных частей тела». Эта игра способствовалаактивизации участников и помогла снятьмышечныезажимы. Стоящиев кругустуденты под веселую музыку танцевалитанец отдельными частями тела, например, танец кистей рук, танец рук, танец головы, танец плеч, танец живота, танец ног.В процессе игротерапиистуденты сами активно предлагали различные элементы танцев.Игра «Газета»помогла нам преодолетьтактильные барьерыи развитькоммуникативныенавыки. Студенты разбилисьна группы по 45 человек и всталина развернутую газету. У них была задача танцевать под музыку,не слезая с газеты. Далеегазета складываласьпополам и так продолжаласьигра,пока осталасьодна команда,не наступившая на пол. В данной игрестудентысмогли снять«мышечный панцирь»,раскрепостились. Мы заметили, чтов ходе игрызамкнутыеи робкие первокурсники играли с удовольствием.Простую игру «Путанку» мы проводили со студентами для сплочения и повышения взаимного доверия. Выбрали водящего среди студентов, остальные участникиигры всталив круг и взялись за ручки, после чегозапутывались. В итоге у студентов получиласьогромная «путанка», которую водящийраспутывал.Итак, игротерапиякак средствосоциальнопсихологическойадаптациивыполняет следующие функции. Диагностическая функция заключается в установлении особенностей характера студентов и взаимоотношений соднокурсниками.Во время игротерапиипервокурсники получают дополнительную информациюдруг о друге. Терапевтическая функция дает студентамвозможность для самовыраженияи реагированияна свои фобии и фантазии. В процессе игротерапиисоздаются ситуации выражения внутреннего мира личности.Обучающая функция заключается в том, что во время игры перестраиваются отношения, расширяется круг общения и жизненный кругозорстудентов.Таким образом, игротерапия является средством социальнопсихологической адаптации первокурсников. Во время игротерапиипервокурсники приобретают новые навыки, пробуют новые способы взаимодействия с окружающими, которые потом можно применять во время выступлений с докладами, общения со сверстниками, преподавателями и в целом в жизни. Совместная деятельность во время игротерапииспособствует развитию сплочённого коллективастудентов. Наши психологопедагогические наблюдения показали, что тесное взаимодействие позволяет студентам лучше узнать друг о друге,находитьобщиеинтересыиулучшаетсоциальнопсихологический климатвстуденческойгруппе.

Ссылки на источники1.Селевко Г.К. Энциклопедияобразовательных технологий. В 2х т. Т. 1. –М.: Народное образование, 2005. –556 с.http://stavcvr.ru/metodkopilka/Г.%20Селевко_Энциклопедия%20образовательных%20технологий%20%281%20том%29.pdf2.И. ХейзингHomoludens. Человек играющий / Сост., предисл. X 35 и пер. с нидерл. Д. В. Сильвестрова; Коммент., указатель Д. Э. Харитоновича. СПб.: Издво Ивана Лимбаха, 2011. —416 с.http://mymaplife.ru/wpcontent/uploads/2013/09/ЙоханХёйзинга–Человекиграющий.pdf3.Игротерапия как средство психотерапевтического воздействия.http://studbooks.net/900403/psihologiya/igroterapiya_sredstvo_psihoterapevticheskogo_vozdeystviya