Театр «За двумя зайцами»: поиски современных форм в искусстве пантомимы

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Тулаева Л. В. Театр «За двумя зайцами»: поиски современных форм в искусстве пантомимы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 2481–2485. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970823.htm.
Аннотация. Работа посвящена исследованию искусства пантомимы и его развитию в городе Красноярске. В ходе работы было выявлено, что мим-театр «За двумя зайцами» является единственным в городе Красноярске и в Красноярском крае. Был проведен анализ зарождения данного театра, его основных характеристик, направленностей, специфики работы и отличительных особенностей. Раскрыты проблемы, которые ставят перед собой руководители театра, и возможные пути для их решения. Вместе с тем в ходе работы была выявлена инклюзивная составляющая театра. Основу данного исследования составили личные воспоминания одного из основателей и руководителей театра «За двумя зайцами» Ирины Валерьевны Зайцевой.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Слащева Юлия Александровна,студентка 4 курса,специальность «Хореографическое искусство» ФГБОУ ВО «Красноярский государственный институт искусств», г. Красноярскsla0195@mail.ru

Научный руководитель:ТулаеваЛюдмила Витальевна,доцент, проректор по учебной и воспитательной работе ФГБОУ ВО «Красноярский государственный институт искусств», г. Красноярскtulaeva_lv@mail.ru

Театр «За двумя зайцами»: поиски современных форм в искусстве пантомимы

Аннотация.Работа посвященаисследованию искусства пантомимы иегоразвитию в городе Красноярске. В ходе работы было выявлено, что мимтеатр «За двумя зайцами»является единственным в городе Красноярске и в Красноярском крае. Был проведен анализ зарождения данного театра, его основных характеристик, направленностей, спецификиработы и отличительных особенностей. Раскрытыпроблемы, которые ставят перед собой руководители театра и возможные пути для их решения. Вместе с тем, в ходе работы была выявлена инклюзивная составляющая театра. Основу данного исследования составили личные воспоминания одного из основателейи руководителейтеатра «За двумя зайцами»Ирины Валерьевны Зайцевой.Ключевые слова: пантомима, мим, театр, сцена, спектакль, актер.

Искусство пантомимы довольно актуально в настоящее время. К нему обращаются во всем мире. Этот интерес объясняется тем, что пантомима является видом искусства, который доступен и понятен людям разных стран и наций. К этому искусству не может остаться равнодушной и наша страна, где искусство принадлежит народу.Однако в Красноярскомкрае театр мимтеатр «За двумя зайцами»‬единственный театр пантомимы. Основателями и руководителями театра являются Ирина и Валерий Зайцевы. Во время спектаклей в мимтеатре со сцены звучат не слова, а выразительные и многозначные жесты.Что такое пантомима и как она зародилась?Пантомима ‬вид сценического искусства, в котором идея и сюжет, характеры действующих лиц, их действия, чувства, мысли и взаимоотношения выражаются с помощью пластических средств, то есть через движения, положения тела, жесты и мимику актеров.Пантомима является одна из наиболее древних форм художественного творчества человека. Элементы пантомимы уже входили в состав игр и ритуальных церемоний первобытного человека, когда он подражал животным или перевоплощался в образы героев, богов или демонов, пытаясь воспроизводить события с помощью жестов, мимики и плясок.Первые признаки пантомимы встречаются у народов, чьим основным занятием была охота, дававшая человеку пищу и одежду. Охотник маскировался, и, подражая повадкам животного, приближался к нему на такое расстояние, которое обеспечивало ему удачный исход охоты. Охоте предшествовали обряды, участники которых как бы заманивали зверя. Завершалась охота играми, воспроизводившими эти обряды и сам процесс охоты.Греция является родиной европейской пантомимы. Ее возникновение там отмечено еще за долгое время до нашей эры. Слово «пантомима»происходит от двух греческих слов, что означает искусство, способное все воспроизвести, всему подражать. Греки считали, что актер пантомимы способен, менять свой облик, перевоплощаться в богов и героев, в мужчин или женщин, юношей или стариков, и должен уметь выразить «людские нравы и страсти». В Риме пантомима получила признание и распространение благодаря созданию театра понятного и римлянам, и иноземцам. Здесь разговорная драма отошла на второй план и уступила место музыкальнотанцевальному театру, который не требовал знания языка. Перед римским театром встала задача создания таких зрелищ, которые, с одной стороны, были бы понятны и римлянам, и иностранцам, и импонировали бы им своими масштабами и роскошью, а с другой стороны ‬великолепием и занимательностью отвлекали бы закабаленные массы от классовой борьбы. Так возникли те блистательные зрелища, в которых разговорная драма отошла на задний план, уступив место музыкальнотанцевальному театру, не требовавшему знания языка и в одинаковой мере привлекавшему к себе богачаростовщика и нищего ремесленника, патриция и плебея, римлянина и варвара. Зрелищем, отвечавшим этим требованиям, была пантомима.Однако после завоевания Рима варварами пантомима клонилась к упадку, но еще продолжала существовать.В средние века пантомима была запрещена церковью. Нищие, бесправные народные актеры бродили по миру. Их театральными залами были базарные площади, аудиторией‬толпа, собравшаяся у бочек, на которые настилались доски. Под открытым небом расслышать слова трудно, ‬куда более выразительными в этом случае были движение, жест. Еще одна причина почему они выступали без слов в том, что народные актеры высмеивали ненавистных народу угнетателей, а без слов это делать было безопаснее. Странствующих комедиантов травили собаками, забивали в колодки, против их представлений издавали особые вердикты отцы церкви, их били кнутом и клеймили, но их веселое искусство нельзя было уничтожить. Любовь народа победила суровые законы. Бродячие актерыгистрионы донесли искусство пантомимы до эпохи Возрождения, где она вновь получает расцвет.Данный толчок в развитии происходит в XVI‬XVIII вв. в Италии в импровизационной народной комедии масок. В этот период пантомима вошла в историю театра под названием «комедия дель арте». В спектакли включались не только речь, пение, музыка, но и разного вида пантомиму. Итальянская комедия была театром действия более, чем слова, и пантомима в ней была как бы игрою говорящего актера, которая становилась понятной даже глухому. Панталоне, Дотторе, Капитано, Арлекино, Бригелла, Педрелино, Скарамучча персонажи комедии масок известные во всем мире. Первым пантомимным спектаклем являлась бытовая (любовная) мелодрама, арлекинада. В XVIIIXIX вв. арлекинада стала излюбленным жанром французского балаганного театра.В 1572 году итальянская труппа впервые посетила Лондон. Гастроли итальянских актеров не прекращались в течение всего XVII века, и к концу его все лондонские ярмарки были наводнены Арлекинами, Коломбинами, Скарамушами и иными героями комедии масок. Их влияние на английскую пантомиму было огромно. Английские актеры, заимствовали большинство сюжетов и сценических приемов у гастролеров. В течение двух столетий, начиная от конца XVI века, английская пантомима определила свой путь развития как форма, где скрещивались национальные традиции и итальянская комедия масок.Англию Пушкин считал родиной пародии и карикатуры. История английской пантомимы во многом подтверждает эту мысль. Карикатурность, пародия, сатира, гротеск, преувеличение, буффонада всегда были ей свойственны.Буффоны, или придворные и ярмарочные шуты, были известны в Англии еще в средние века. Ярмарочные шуты были непременными членами бродячих актерских трупп, которые подобно древнерусским скоморошьим ватагам, представляли своим искусством народный театр того времени.В начале XIX века в Англии клоун Джоэ Гримальди прославился настолько, что его стали называть Микеланджело буффонады. В Англии последней трети XIX века пантомима разыгрывалась преимущественно артистами цирка и мюзикхолла, откуда она в начале XX века пришла в кинематограф, пережив очередной расцвет в творчестве мимов немого кино ‬Ч. Чаплина, Б. Китона, Г. Ллойда и других.Развитии пантомимы во Франции связано с творчеством Ж. Б. Г. Дебюро в парижском театре «Фонамбюль»(1819), когда он вывел на подмостки Пьеро, который стал классическим персонажем пантомимы, а Дебюро в свою очередь положил начало лирической поэтической пантомиме. Пьеро с загримированным белым лицом является наследником маски Педрелино комедии дель арте.Истоки современной западной пантомимы берут свое начало в педагогических экспериментах французского театрального деятеля Жака Копо берут свое начало истоки современной западной пантомимы. В 20х годах XX в. Жак Копо руководил основанным им в Париже театром «Старая Голубятня»и создал при нем школу. Основной задачей при создании школы было реформирование игры актеров, воспитанных на бытовом натурализме психологического театра, привить им чувства объемности жеста, формы и четкости.В школе при «Старой Голубятне»была намечена азбука и грамматика жеста. В дальнейшем это усовершенствовали ученики и соратники Копо Шарлем Дюлленом и Этьеном Декру. Эта реформа современной французской пантомимы, представлена актерами пантомимы ЖанаЛуи Барро и Марселя Марсо. Эта разновидность пантомимы получила название «мимы». Теоретик, педагог и актерЭтьенДекру сделал пантомиму автономным искусством, независимым ни от литературы, ни от живописи, ни от музыки, искусством, оперирующим лишь системой пластических образов. Он определил и обосновал пантомиму как поэтическое искусство, мыслящее образами, транспонирующее действительность, требующее отбора и преувеличения. Совместно с Барро он разработал основные приемы этого искусства, дающие возможность актерумиму без какихлибо вспомогательных средств (декорация, костюмы, музыка) стать единственным и полноправным хозяином сцены.Искусство мимы получило общее признание главным образом благодаря Марселю Марсо, выдающемуся артисту, награжденному в 1948 году премией Дебюро. Пройдя школу Дюллена и Декру, он развил уроки, полученные от своих непосредственных учителей, и пополнил их впечатлениями от немых фильмов.В России истоками пантомимы стали святки, масленница, различные обряды (сватовство), а также, как и в Европе, балаганные ярмарочные театры и клоунада. Уже на заре развития искусства пантомимы в России нашла свое выражение пластическая и музыкальная одаренность нашего народа в обрядах, играх и плясках, где участвующие рядились медведем, волком, козой, аистом, пародийно изображали бар, купцов, пьяниц, калек, стариков. Игры нередко принимали форму пантомим, поясняющих движениями и жестами слова песни. Исполнителями были главным образом любители в порядке, так сказать, самодеятельности; иногда в них принимали участие бродячие скоморохи, то есть актерыпрофессионалы, кочевавшие, подобно своим западным собратьям, с места на место.В России к пантомимам обращались Н.Н. Евреинов, К.А. Марджанишвили, М.А. Чехов, В.Э. Мейерхольд, А.Я. Таиров, А.А. Румнев, Р.Е. Славский, Б.Г.Амарантов, А.А. Елизаров, В.В. Мартынов и другие. Существуют пантомимы всевозможных жанров и видов ‬от короткого эпизода до многоактного спектакля; широко используется артистами эстрадной миниатюры (А.И. Рай­кин) и цирковой клоунады (Карандаш, Ю.В. Никулин, Л.Г. Енгибаров, В.И. Полунин) [2].О развитии искусства пантомимы в России руководитель театра «За двумя зайцами»Ирина Валерьевна Зайцева вспоминает следующее: «В конце 60х ‬начале 70х годов XX был всплеск пантомимы в России. Связано это с гастролями французского мимактера Марселя Марсо в 1962 году в Советском Союзе. После этого как грибы стали расти любительские студии пантомимы. Пантомима вышла из любительских студий,а не из государственного театра. Так как это было Западное искусство, по идейным соображениям нельзя было им заниматься».С пантомимой Ирина Валерьевна познакомилась, еще учась в конце 70 ‬начале 80 в Ленинграде. Там стала развивать эти знания. В это время она познакомилась с Марковой Еленой Викторовной, которая является искусствоведом, театроведом, театральным критиком специалистом в области пантомимы. Она занималась зарубежной пантомимой. Была лично знакома с Марсо, писала о нем монографию и диссертацию. Елена Викторовна написала очень много работ, которые были опубликованы после перестройки в 90е годы. Также она писала о французском актере и теоретике пантомимы Этьене Декру и исследовала его принципыпантомимы, которые были приняты ее учениками, среди которых и сама Ирина Зайчева. Также Елена Викторовна была дипломным руководителем Ирины Валерьевны, во время обучения в институте, когда она писала диплом по пантомиме и ставила пантомимный спектакль. Позднее, когда Ирина Валерьевна в 2009 году поступила в аспирантуру и закончила в 2013, Елена Викторовна Маркова была руководителем научной диссертации.Приехав в Красноярск Ирина Валерьевна вместе с мужем Валерием Зайцевым долго решали, каким должен быть театр. Валерий Николаевич настаивал на работать в жанре клоунады. Ирина Валерьевна в свою очередь хотела работать в жанре пластической драмы, классической пантомимы. В конце концов они поняли, что идти надо по принципу «актёрмаска», что стало компромиссным решением для двух основателей. 10 сентября 1987 года в подвале Дворца Культуры «КрАЗа»была организована первая студия, со временем сформировавшуюся в первую труппу Мимтеатра. Своих будущих артистов Зайцевы начали обучать актёрскому мастерству, пластике,акробатике и другим сценическим премудростям. Однако днем создания театра принято считать 1 апреля 1988 года, когда в большом зрительном зале Дворца Культуры «КрАЗа»состоялась премьера «Спектаклясочинения «На свободную тему…». Спектакль состоял из отдельных номеров, объединённых единым смысловым стержнем. Первое название театра было клоунмимтеатр «Жест». Позже он получил название, которое существует и сегодня мимтеатр «За двумя Зайцами». Жанром спектаклей стало соединение пантомимы и клоунады с помощью которых Зайцевы создают свой театральный художественный язык. В театре рассказываются смешные и грустные истории, которые подсказывает сама жизнь. Главным принципом, по которому строятся спектакли в Мимтеатре стало «Смешно о серьёзном, серьёзно о смешном».2017 год юбилейный для театра. Ему исполняется 30 лет. В течении этого долгого времени театр «За двумя Зайцами»играет свои спектакли для зрителей Красноярска и не только. Репертуар театра составляют такие спектакли, как «2 + 2 равно пять»(3 октября 1989 г.), «Бум!.. Дзынь!.. Ой!..»(8 октября 1991 г.), «Пешеходная дорожка»(22 сентября 1994 г.), «Усатыйполосатый»(1 ноября 1998 г), «Как добрый молодец за счастьем ходил»(декабрь 2001 г.), «Весело ‬нескучно»(2 марта 2003г.), «Раз невеста, два невеста»(8 марта 2009г.), «ЗИМАвЁ»(23 февраля 2014г. и многие другие. Большинство спектаклей в репертуаре театра ‬авторские.Визитная карточка Мимтеатра ‬спектакль «Ё» ‬чернобелый спектакль для взрослых и не только. Постановка в стиле чистой клоунады, смешной и грустный, ироничный и нежный, на самые разные темы, которые не оставляют равнодушными никакие категории зрителей. У этого спектакля существует продолжение ‬«Ё2» и «грЁ3ы» ‬оставаясь верными стилю клоунады, спектакли рассказывают истории любви ипосвящены всем влюбленным.С 1989 года Мимтеатр активно принимает участие в фестивалях: 1989 ‬«Счастливая жизнь товарища»‬I Всесоюзный фестиваль театров пантомимы «ПРЕМЬЕРЫ89»г. Челябинск, (диплом ВЦСПС «За оригинальное решение остросоциальной темы»); 1999 ‬«Ё»‬III Международный фестиваль свободных искусств «Солнцеворот99»г. СанктПетербург; 2001 ‬«Ё2»‬Всероссийский фестиваль «Театр без границ»г. Магнитогорск; 2002 ‬«грЁЗы»‬Фестиваль профессиональных независимых театров Сибири и Урала «SibALTERA»г.Красноярск; 2011 ‬«Раз невеста, два невеста...»‬Краевой фестиваль «Театральная весна»г. Красноярск (диплом «За драматическое проживание в пластическом спектакле»и Приз фестиваля) и других [1].Для создания спектаклей и плодотворной работы актеры театра уделяют большое внимание технике пантомимы и пантомимической гимнастике. «Пантомимическая гимнастика учит актера владеть изоляцией движения той или иной части тела и владеть локальным движением, то есть работать одним пальцем или одной кистью, а остальное все будет статика, ‬рассказывает Ирина Зайцева, ‬Она учит актера владеть локальным движение и локальной блокировкой той или иной части тела. Но чтобы освоить локальное движение нудно каждый сустав развить при чем автономно. Чтобы работала шея, мы развиваем шейный позвонок. Чтобы развить подвижность грудного отдела мы развиваем позвонки грудного отдела. И есть ряд упражнений. Например, все тело статично, работает только грудной отдел. Для актера пантомимы важно, чтобы была видна автономная работа разных частей тела, для этого и нужно развивать каждый сустав в отдельности. Так же бывает множественная идентификация, когда работает плече и колено. Например, когда мы делаем свечу, у нас все статично работают только пальчики (изображает пальцами правой руки свечу) а здесь еще все играет (левой рукой показывает на лицо и передает различные эмоции, при этом рукой до сих пор изображает свечу). А это может быть все одновременно. Глаза поворачиваются и пальцы работают. И тогда зритель понимает, что это свеча (показывает на руку), а это человек. Он сидит и смотрит на свою свечу. Это как бы самый простой пример. Поэтому гимнастика необходима. Без нее ничего не сделать».Одной из основополагающих для театра «За двумя Зайцами»является техника Этьена Декру. Ирина Зайчева говорит о том, что Этьен Декру занимался изучением выразительности человеческого тела, как актер, не имея литературного текста, не выражая смысла вербально, не имея костюма, музыки, что он может делать сам по себе, вот это он искал и выявил ряд принципов. Основатели театра не ставят перед собой цель сохранить классическую пантомиму. Они ищут новые формы выразительности. Ирина Валерьевна считает, что невозможно работать на архаике. Архаика может быть, если ей найдено новое, современное звучание, тогда она сразу начинает подругому звучать и приобретает новые приспособления, которые созвучны настоящему времени. Но вместе с тем Ирина Валерьевна ставит такую проблему, что на сегодняшний день пантомима переживает упадок в интересе к ней молодежи. Помнению Ирины Валерьевны Зайцевой, молодое поколение все больше хочет заниматься танцами. Она говорит, что: «Прошло время мимов и пантомимы. Мы говорим пантомима интегрировала в танец. Можно так сказать, но я так не думаю. Можно тогда сказать, что пантомима интегрировала в цирк. Везде можно найти ее истоки. В том числе и в драматическом театре». Но несмотря на это при театре уже довольно долгое время существует школа, которая полюбилась юным Красноярцам и ее дипломные спектакли уже прочно вошли в репертуар Мимтеатра «За двумя Зайцами».Школа современного актера ‬это единственная школа в Красноярском крае. Здесь обучающиеся в комплексе получают навыки, необходимые для пантомимического актера ‬сценическую постановку голоса, техника пантомимы, акробатика, жонглирование и другие. О этой школе Ирина Зайцева рассказывает следующее: «Мы воспитываем детей в театральной школестудии, которая существует уже длительный период времени. Уже вырос детский театр «Розовая страна»образованный с 1993 года. Сначала мы создали «Мим театр», а при нем создали наше детище детский театр, чтобы передавать свои знания детям. Сейчас выпускники театральной студии приводят уже своих детей, а ктото даже повзрослевших детей, которые хотят кудато поступать в творческие вузы». Эту школуможно назвать «кузницей кадров»для театра. Некоторые из выпускников студии поступают в Красноярскую академию музыки и театра, а также в столичные театральные ВУЗы. Часть выпускников по окончании остается в Мимтеатре и начинает работать в нем.В детском театре обучались и дети с различными проблемами здоровья. Ирина Зайцева делится историей про одного из таких учеников: «Приводят к нам в студию молодого человека ‬Ваню Кузавлева. Ему лет 1516. Его привела учительница, говорит: «Ваня хочет показать вам номер пантомимической клоунады». Ваня надел костюм, взял реквизит и показал номер. Он очень хотел заниматься, но не слышал и не говорил. На что я ответила: «Конечно, пусть занимается». Так он попал в детский коллектив «Розовая стана», в подростковую группу истал заниматься вместе с ними»Было бы ошибочным считать, что «мимтеатр»‬театр для глухонемых. Но несмотря на это в театре «За двумя Зайцами»был создан проект инклюзивной направленности, написанный для территория инициативной молодёжи «Бирюса», куда Ирину Валерьевну пригласили с мастер классом. Для этой поездки она дала задание своим молодым актерам придумать проект, который получил название «Инклюзивное воспитание детей с ограниченным слухом». О данном проекте Ирина Зайцева рассказывает следующее: «Онбыл очень актуальным и нашлись люди, которые его организовали уже после Бирюсы. Нашлись педагоги школы на Лесной, которые стали привозить к нам детей. С ними занимались ребята актеры. Но что мне понравилось, с ними занимались старшие дети подростки из этой студии под руководством педагогов. А я курировала этот проект. Получилось очень интересно. Когда уже заработал проект и стали привозить детей из школы для не слышащих, Ваня Кузавлев и еще 3 девочки из подростковой группы вместе с ними занимались. То, чтодевчонки не могли объяснить, объяснял Ваня. Девчонки начинали учить их язык, но понимали они не столько через язык глухонемых, сколько они понимали друг друга, создавая номер пантомимы. Это невербальное общение через образы. Этот проект существовал год, затем учителя перестали привозить детей, так как это было сложно по разным причинам. Проект прекратил свое существование, но дал определенный опыт».Умение раскрывать образы и создавать действия без использования слов ‬отличительная черта театра «За двумя зайцами». Имея довольно большой опыт работы в жанре пантомимы и накопив не меньший в хоте работы над проектом «Инклюзивное воспитание детей с ограниченным слухом»руководители театра Ирина и Валерий Зайцевы умело его применяют при создании спектаклей в настоящее время. И за свою работу они получают лучшее признание ‬любовь зрителей.Искусство пантомимы зародилось задолго до нашей эры и с того момента прошло длительный этап своего формирования. Включение этого сценического искусства в представления способствовало тому, что спектакли становились более действенными, выразительными и понятными любому зрителю. В России театром пантомимы является театр в городе Красноярске «За двумя зайцами». Его основатели и руководители Ирина и Валерий Зайцевы бережно сохраняютосновные традиций классической пантомимы и вместе с тем создают новые формы выразительности данного сценического искусства, учитывая предпочтения современного зрителя.

Ссылки на источники1.История // Сайт Мим Театр «Задвумя Зайцами» ‬Режим доступа: http://www.mimteatr.ru/index.php/about/history

2.Румнев А. Пантомима и ее возможности // Режим доступа: http://mimes.ru/Румнев%20А.%20Пантомима%20и%20ее%20возможности