Коммуникативная компетентность педагогов дошкольных образовательных организаций, работающих в условиях сельской местности

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Сергеева Т. Б., Логинова Т. А. Коммуникативная компетентность педагогов дошкольных образовательных организаций, работающих в условиях сельской местности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 2526–2530. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970832.htm.
Аннотация. Статья посвящена проблеме коммуникативной компетентности педагогов сельских ДОО. Описаны результаты эмпирического исследования, демонстрирующего различия в выраженности компонентов коммуникативной компетентности педагогов сельских и городских дошкольных образовательных организаций. Сделан вывод о более высоком уровне развития коммуникативной компетентности сельских педагогов ДОО по сравнению с городскими.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Логинова Татьяна Анатольевна,студентка четвертого курса Института психологопедагогического образования ФГАОУ ВО «Российский государственный профессиональнопедагогический университет», г. Екатеринбургmiss.arina11@yandex.ru

Сергеева Тамара Борисовна,кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии и физиологии Института психологопедагогического образования ФГАОУ ВО «Российский государственный профессиональнопедагогический университет», г.Екатеринбургtamara.2005@mail.ru

Коммуникативная компетентность педагогов дошкольных образовательных организаций, работающих в условиях сельской местности

Аннотация.Статья посвящена проблеме коммуникативной компетентности педагогов сельских ДОО. Описаны результаты эмпирического исследования, демонстрирующего различия в выраженности компонентов коммуникативной компетентности педагогов сельских и городских дошкольных образовательных организаций.Сделан вывод о более высоком уровне развития коммуникативной компетентности сельских педагогов ДОО по сравнению с городскими. Ключевые слова:коммуникативная компетентность, педагоги, дошкольная образовательная организация, сельская местность.

В настоящее время в условиях переходана новые стандарты образованияодной из приоритетных задач является обеспечениеэффективности межличностного взаимодействия всех участников образовательного процесса. В связи с этим возрастают требования кпрофессионализму педагогов дошкольных образовательных организаций (ДОО). В условиях постоянного взаимодействия не только с детьмии коллегами, но и с родителями детей, педагог дошкольной организации должен обладать целым рядом профессиональных компетенций, быть творческой, гуманизированной, саморазвивающейся личностью, умеющей грамотно взаимодействовать, сотрудничать с окружающими людьми. Одним из необходимых качеств личности, обеспечивающим эффективное взаимодействие, является коммуникативная компетентность, рассматриваемая как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективного коммуникативного действия в определенном круге ситуаций межличностного воздействия. Коммуникативная компетентность выступает интегральным качеством, синтезирующим в себе общую культуру и ее специфические проявления в профессиональной деятельности. Коммуникативная компетентность является главной структурной составляющей профессионализма педагога, основой продуктивных взаимоотношений, а также показателем его профессиональнойкомпетентности, условием и предпосылкойэффективностипедагогическойдеятельности.В условиях сельской местности к педагогу дошкольной организации предъявляются особые требования, так как он является главными консультантами в вопросах воспитания детей. Только коммуникативнокомпетентный педагог с развитой эмоциональной культурой, умеющий владеть ситуацией, стремящийся понятьдругого человека, проявляющий гибкость, готовый к компромиссу, умеющий эффективно общаться в разных статусноролевых позициях, может организовать эффективный учебнообразовательный процесс, основанный на сотрудничестве с воспитанниками, их родителями и коллегами.

Анализируяособенностями профессиональной деятельности педагогов всельской местности, Н.М. Неупокоева отмечает, что сельский социум предъявляет повышенные требования к педагогу дошкольной организации. Сельский педагог работает в условиях жесткого социального контроля, на виду у общественности. Люди оценивают его нетолько как специалиста, эксперта в своей области знаний, но, прежде всего, как человека, семьянина, труженика. Поэтому высокие моральные качества, четкие нравственные ориентиры, авторитет и уважение в среде сельских жителей –неотъемлемые черты сельского педагога [2].Изучая особенности педагогического взаимодействия в условиях сельской местности, Е.В. Бондаревская и П.П. Пивненко подчеркивают, что общение сжителями села носит особый характер. Сельские жители могут обращаться за помощью педагога в любое время и в любом месте: на работе, дома, в магазине. Педагог дошкольного образования, в силу существующего дефицита квалифицированных специалистов социальной сферы,зачастую совмещает обязанности социального педагога и социального работника. Только педагог с высокими коммуникативными умениями может организовать эффективный учебнообразовательный процесс, который будет проявляться в сотрудничестве с воспитанниками, их родителями, коллегами как форме совместной, направленной на достижение общего результата деятельности на основе общения [1].Таким образом, коммуникативная компетентность педагога дошкольной организации сельской местности является одним из важнейших компонентов, обеспечивающих эффективность всего образовательного процесса. Среди умений, обеспечивающих успешность педагогической деятельности,А.П.Панфилова выделяет: 1) умения выстраиватькоммуникативныезадачи, включающие создание условий психологической безопасности в общении иреализации внутренних резервов партнера по общению, а также взаимообмен информацией, взаимопознание, взаимодействие;2) умения пользоваться приемами, способствующими достижению высокого уровня общения[3].Среди личностных особенностей, обеспечивающих эффективность педагогической деятельности,авторами выделяютсятолерантность, коммуникативность, уверенность в себе, адаптивность, тактичность, самообладание, организаторские способности, целеустремленность, ответственность, осознание значимости своей профессии [4].Таким образом, в результате теоретического анализа выявлено, что коммуникативная компетентность педагога зависит от таких личностных качеств, как жизнелюбие, вера в себя, в свои возможности, уверенность в себе, общительность, от типа межличностногообщения, от стиля поведения педагога в межличностном взаимодействии, от его коммуникативных навыков и умений, что явилось обоснованием выбора методик эмпирического исследования.Цельюэмпирического исследованиябыло выявление особенностейкоммуникативной компетентности педагогов сельских и городских дошкольных организаций.В эмпирическом исследовании были использованы:методика диагностики социальнокоммуникативной компетентности Т.А. Хайновской, методика диагностики межличностных отношений Т. Лири, методика диагностики модели педагогического общения И.М.Юсупова, методика «Оценка коммуникативных и организаторских склонностей» Б.А. Федоришина.Базу исследования составилиМуниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Киргинский детский сад»,Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Черновский детский сад» и Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Ирбитский детский сад общеразвивающего вида № 16». Всегов исследовании приняли участие 70 человек,из них 35 –педагоги, работающие всельской местности, 35 –педагогигородских дошкольных организаций. Возраст участников от 32 до 59 лет. Стаж профессиональной деятельности от10 до 20 лет.Результаты исследования социальнокоммуникативной компетентности.Из показателей средних значений тестаопросника социальнокоммуникативной компетентности выявлено, что средние значения по всем шкалам методики у педагогов городских дошкольных организаций выше, чем упедагогов сельских дошкольных организаций. Учитывая инверсивный характер шкал методики, можно заключить, что педагоги сельских ДОО в большей степени склонны проявлять пластичность, гибкость в общении, у них в большей степени развиты умения взаимодействовать с самыми различными людьми. У них выражено стремление по каждому вопросу иметь свою точку зрения иотстаивать ее, но также педагоги сельской местности без раздражения ивражды относятся к чужому мнению, взглядам, характеру, привычкам. Длятаких педагогов характерно жизнелюбие, вера в себя, в свои возможности, жизнерадостность и увлеченность, способность противостоять разного рода жизненным трудностям без утраты психологической адаптации.Можно предположить, что это связано соспецификой работы педагогов всельской местности, которая предполагает процесс непрерывного межличностного взаимодействия с детьми иродителями не только в рамках официального взаимодействия, но и вне дошкольной организации.Результаты исследования межличностных отношений по методике Т. Лири.Исследование межличностных отношений показало, чтосредние значения по шкале «Властный –лидирующий» у педагогов сельских ДОО выше, чем у педагогов городских ДОО, также данный октант является преобладающим у педагоговсельских ДОО и одним из доминирующиху педагогов городских ДОО.Этот факт свидетельствует о том, что данным группам характерен тип сильной личности, которая лидирует во всех видах групповой деятельности, такие педагоги обычно являются лидерами, успешны в делах, любят давать советы, требуют к себе уважения, также такие педагоги могут быть не обязательно лидерами, но упорны и настойчивы в делах. Данный тип межличностных отношений характеризуется оптимистичностью, быстротой реакций, высокой активностью, выраженной мотивацией достижения, тенденцией кдоминированию, легкостью и быстротой в принятии решений, ориентацией в основном на собственное мнение и минимальной зависимостью отвнешних, средовых факторов, у таких педагогов выражено стремление вести за собой. По остальным шкалам у педагогов сельских ДОО показатели не выходят за пределы 8ми баллов, что согласно интерпретации свойственно гармоничным личностям.Преобладающим у педагогов городских ДОО является «Независимый –доминирующий» октант, что свидетельствует о выраженном чувстве соперничества, проявляющемся в стремлении занять особую позицию вгруппе. Доминантность здесь в меньшей степени обращена на общие интересы и не проявляется стремлением вести людей за собой, «заражая» ихсвоими идеями, Стиль мышления нешаблонный, творческий. Мнение окружающих воспринимается критически.Также высокие показатели у педагогов городских ДОО пошкале«Сотрудничающий –конвенциальный», что свидетельствует обориентации педагогов на принятие и социальное одобрение, такиепедагоги стремятся удовлетворить требования всех, «быть хорошими» для всех без учета ситуации.По шкале «Прямолинейный –агрессивный» и «Независимый –скептический», упедагогов городских ДОО средние показатели, что свидетельствует отребовательности, прямолинейности, откровенности, строгости и резкости воценке других данных педагогов. Такие педагоги испытывают трудности винтерперсональных контактах.Таким образом, в результате сравнения средних значений показателей методики диагностики межличностных отношений педагогов городских исельских ДОО, можно сделать вывод, что педагоги сельских ДОО более гармоничны в плане межличностного взаимодействия, доминирующим у них является лидирующий тип взаимодействия, что,возможно,обусловлено спецификой работы в сельской местности, где педагог является не только воспитателем, но и психологом, наставником, консультантом в вопросах детского воспитания.У педагогов городских дошкольных организаций доминирующим являются«Независимый –доминирующий» тип взаимодействия, чтовозможно связано со спецификой работы в условиях города, где в настоящее время, всвязи с переходом настимулирующую оплату труда, педагоги дошкольных организаций находятся в условиях жесткой конкуренции. Результаты исследования моделейпедагогического общения.Результаты демонстрируют,что доминирующей у педагогов сельских игородских дошкольных организаций является модель активного взаимодействия, что свидетельствует о том, что у педагогов данной выборки преобладает стиль дружеского взаимодействия с сохранением ролевой дистанции.У педагогов сельской местности также преобладающими являются дикторская модель и модель гипорефлексивная. Для дикторской модели характерно сведение педагогических функций сведены к информационному сообщению. Для гипорефлексивноймодели характерна ориентация педагога на себя. Стоит отметить, что также преобладающей у педагогов сельских детских садов является гиперрефлексивная модель, когда межличностные отношения приобретают доминирующее значение для педагога. У педагогов городских ДОО преобладающими являются диктаторская модель, неконтактная модель и гиперрефлексивная модель. Можно предположить, что у педагогов данной группы не выработана единая модель взаимодействия, поэтому педагоги используют различные модели взависимости от ситуации.Таким образом, в результате исследования выявлено, что у педагогов данной выборки доминирующей является модель активного взаимодействия, характеризующаяся преобладанием дружеского взаимодействия ссохранением ролевой дистанции. К остальным моделямвзаимодействия упедагогов сельских и городских дошкольных организаций склонности не выявлено.Результаты исследования коммуникативных и организаторских склонностей.Обнаружено, что средние значения по шкалам коммуникативных и организаторских склонностей у педагогов сельских дошкольных организаций выше, чем у педагогов городских дошкольных организаций. Исходя из этого уровень коммуникативных и организаторских склонностей педагогов сельских ДОО выше, чем педагогов городских ДОО. Это свидетельствует о выраженной потребности педагогов сельской местности в коммуникативной деятельности, они активно стремятся к ней, быстро ориентируются в трудных ситуациях, непринужденно ведут себя вновом коллективе, инициативны, предпочитают в важном деле или всоздавшейся сложной ситуации принимать самостоятельные решения.Для выявления достоверных различий между группой педагогов сельских дошкольных организаций и городских дошкольных организаций был проведен сравнительный анализ с использованием U критерия МаннаУитнидля двух независимых выборок.Выявленные достоверные различия изучаемых признаков представлены втаблице 1.В результате сравнительного анализа выявлено, что педагоги сельских дошкольныхорганизаций по инверсивным шкалам«Социальнокоммуникативная адаптивность»,«Стремление к согласию», «Фрустрационная толерантность» имеют показатели ниже, чем педагоги городских дошкольных организаций, что подверждает сделанный выше вывод о пластичности, гибкости в общении, умении взаимодействовать с самыми различными людьми, стремлении по каждому вопросу иметь свою точку зрения, способности противостоять разного рода жизненным трудностям и адаптированностипедагогов сельских дошкольных организаций. Таблица 1Статистически достоверные различия показателей коммуникативной компетентности педагогов сельских и городских ДОО

ПоказателиКоэффициент МаннаУитниУровень значимостиСредний рангПедагоги сельских ДООПедагоги городских ДООСоциально-коммуникативная адаптивность385,5000,00728,9642,04Стремление к согласию350,5000,00228,0142,99Толерантность423,5000,02630,1040,90Оптимизм401,0000,01329,4641,54Фрустрационная толерантность270,5000,00025,7345,27Независимый –доминирующий316,5000,00027,0443,96Недоверчивый скептический443,0000,04530,6640,34Ответственный –великодушный386,5000,00729,0441,96Модель неконтактная 446,5000,04930,7640,24Модель авторитарная 365,0000,00328,4342,57Модель активного взаимодействия 404,0000,02140,4629,38Коммуникативные склонности389,0000,00441,8929,11Организаторские склонности354,5000,00142,8728,13

Также обнаружены достоверные различия по октанту «Независимый –доминирующий» методики межличностных отношений Т.Лири, значения покоторому у педагогов городских дошкольных организаций выше, чем упедагогов сельских дошкольных организаций. Это свидетельствует овыраженном чувстве соперничества, проявляющемся в стремлении занять особую позицию в группе педагогов городских дошкольных организаций. Значения по октанту«Ответственный –великодушный»достоверно ниже у педагогов сельских, чем у педагогов городских ДОО, что согласно интерпретации методики свидетельствует об ответственности, деликатности, эмоциональном отношении к людям педагогов сельских ДОО.По показателю «модель авторитарная» выявлено, что значения у педагогов городских дошкольных организаций достоверно выше, чем упедагогов сельских дошкольных организаций, что свидетельствует о том, что для педагогов городских ДОО в большей степени характерна односторонняя активность в образовательновоспитательном процессе.

По показателю «модель активного взаимодействия» выявлено, что значения у педагогов сельских дошкольных организаций выше, чем у педагогов городских дошкольных организаций, что свидетельствуето преобладании дружеского взаимодействия с сохранением ролевой дистанции о стремлении почувствовать изменения впсихологическом климате и умениях гибко реагировать на эти изменения впроцессе взаимодействия педагогов сельских ДОО.Коммуникативные и организаторские склонности у группы педагогов сельских ДООвыше, чем у педагогов городских ДОО, что свидетельствует о потребности вкоммуникативной деятельности, активности, быстрой ориентации втрудных ситуациях, умении принимать самостоятельные решения педагогов сельских дошкольных организаций.Таким образом, в результате сравнительного анализа выявлено, что коммуникативная компетентность у педагогов сельских дошкольных организаций развита на более высоком уровне, чем педагогов городских дошкольных организаций. Также педагоги сельских дошкольных организаций в большей степени склонны к дружескому взаимодействию с сохранением ролевой дистанции, у них в большей степени выражено стремление почувствовать изменения впсихологическом климате и умения гибко реагировать на эти изменения впроцессе взаимодействия. Можно предположить, что это связано со спецификой профессиональной деятельности в условиях сельской местности, где педагогу приходится выполнять не только роль воспитателя, но и психолога и дефектолога и социального педагога, находясь впостоянном межличностном взаимодействии с воспитанниками и семьями воспитанников, эффективность которого зависит от сформированности коммуникативных навыков и умений педагога.По результатам исследования разработана программа развития коммуникативной компетентности педагогов дошкольных образовательных организаций.

Ссылки на источники1.Бондаревская Е.В., Пивненко П.П. Ценностносмысловые ориентиры и стратегические направления развития сельской школы и сельского дошкольного учреждения // Педагогика. 2002. № 5. С. 5264.2.Неупокоева Н.М. Психологическая служба образования в сельской местности: монография. Курган: ИПК,2000. 195 с.3.Панфилова А.П. Психология общения: Учебникдля студ. учреждений средн. проф. образования. М.: Академия,2013. 368 с.4.Тавберидзе В.А., Калугина В.А. Диагностика и критерии оценки деятельности воспитателя ДОУ: организация управления методической работой. М.: Школьная пресса,2008. 160с.