Принципы и методы работы с трудными школьниками

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Никулина Т. В. Принципы и методы работы с трудными школьниками // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 2556–2560. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970838.htm.
Аннотация. Статья посвящена раскрытию принципов и методов работы с трудновоспитуемыми детьми.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Никулина Татьяна Владимировнастудентка 3 курса факультета математики и информационныхтехнологий ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет», г. Астраханьtanechka.nikulina.96@mail.ru

Принципыи методы работы с трудными школьниками

Аннотация. Статья посвящена раскрытию принципов и методов работы с трудновоспитуемыми детьми, а также, на какие сферы деятельности влияют эти методы.Ключевые слова:принцип, методы, деятельность, воспитание, трудный ребенок.

Воспитание трудного школьника очень сложный и длительный процесс. Нельзя за один день избавиться от трудновоспитуемости. Поэтому при проведении психологопедагогической воспитательнокоррекционной работы с трудными учащимися необходимо соблюдать следующие принципы и использовать некоторые методы педагогического воздействия. Принцип ориентации на позитивное в поведении и характере трудного ученика. Вэтомпринципе,сформулированномА.С.Макаренко,напервоеместовсистемечеловеческихотношенияхстравитсяребенок.Педагог,впервуюочередь,долженрассмотретьвребенкелучшее.Этоиестьначало,котороебудетразвивать,формироватьуребенкапозитивныекачества,верувсебя,адекватноевосприятиесвоегоповедения.Чтобыреализоватьданныйпринципнеобходимо;чтобыучениксампозналиувиделсвоиположительныечерты;присамооценкеповедения–формированиенравственныхкачеств;проявлятьдовериекученику;видетьхорошиепоступкиребенка;формированиеверывсвоисилы;разработатьпландлякоррекциивоспитания;учитыватьиндивидуальность,вкусы,предпочтенияучащихсяприпробужденииновыхинтересов.

В практической психологопедагогической деятельности для осуществления данного принципа необходимо соблюдать следующие правила: преимущество положительных оценок в поведении ученика; уважительные отношения к ребенку; приобщение ученика во всему хорошему и доброму; защита педагогом интересов и помощь в решении проблемы учащегося; поиск различных решений воспитательных и коррекционных задач; поддержание воспитателем гуманности и уважения к товарищам. Принцип социальной адекватности воспитательнокоррекционных мер. Этот принцип заключается всодержании и средств воспитания и коррекции в соответствии с социальной ситуацией, в которой находится трудный ребенок.Условиями осуществления данного принципа является: при решении и коррекции воспитательных задач учитывать социальное окружение ребенка;взаимодействие социальных институтов, влияющие на личность учащегося; комплекс социальной, психологической и педагогической помощи; поправка воспринимаемой учеником информации. В практической деятельности педагога и психолога этот принцип отражается в следующих правилах: работа коррекции и воспитания строится с учетом социальных отношений ребенка, а так проводится за стенами школы; корректирование отрицательного влияния окружающей среды на ученика; взаимодействие участников воспитательнокоррекционной работы.Принцип индивидуализации воспитательнокоррекционного воздействия на трудновоспитуемых подростков. Этот принцип определяет индивидуальный подход в социальном развитии каждого ребенка, специальных задач, соответствующих индивидуальным особенностям, а такжевозможность в самореализации и самораскрытии.Условиями реализации принципа индивидуализации являются: оценка изменившихся качеств ребенка; выбор определенных средств педагогического воздействия на каждого ученика; выбор воспитательнокоррекционных средств на основе индивидуальных особенностей; самостоятельность в выборе внеучебной деятельности.В психологопедагогической практической деятельности этот принцип реализуется в следующих правилах: развитие каждого трудновоспитуемого ученика; на основе взаимодействия с трудновоспитуемым искать способ психологопедагогической коррекции поведения; постоянно следить за эффективностью воспитательного воздействия на каждого ребенка.Принцип социального закаливания трудновоспитуемых учащихся. От подростка, включенного в определенную ситуацию, требуется волевое усилие, чтобы преодолеть отрицательное воздействие окружающей среды и выработать социальный иммунитет.Данный принцип предполагает следующее: возможность решения социальных проблем в реальных или имитируемых ситуациях; выявить волевую готовность и стимулировать самопознание в решении различных проблем; помогать анализировать социальные отношения и проектировать поведение в сложных ситуациях.В психологопедагогической практической деятельности этот принципреализуется в следующих правилах: проблемы трудновоспитуемых нужно решать с ними, а не за них; дорога к успеху трудна и не всегда легка; человека воспитывает как хорошее (радость), так и плохое (переживания, страдания); если воспитывать волю сегодня, то завтране возникнет трудностей; надо быть готовым ко всем трудностям жизни.Существуют некоторые методы, которые позволяют преодолеть напряжение в отношениях трудновоспитуемого и школьным коллективом, а такжепривести в норму его самочувствие.Методвоспитания

этоспособреализациицелейвоспитанияиглавное средство успешного решения задачи компонентов воспитательного процесса. Под методами воспитания понимаются способы взаимодействия учащихся и педагогов, в процессе которогопроисходятизменениявуровнеразвитиякачествличностивоспитанников[1,47].Достижениецелейвоспитанияосуществляется,какправило,впроцессереализациисовокупностиметодов.Сочетаниеэтихметодоввкаждомслучаеадекватнопоставленнойцелииуровнювоспитанностидетей.Выбортакойсовокупностииправильноеприменениеметодоввоспитания

вершинапедагогическогопрофессионализма.Основнаязадачапедагога

помочьребенкувегоразвитии,ивсягуманистическаяпедагогическаяпрактикадолжнаобеспечиватьразвитиеисовершенствованиевсехсущностныхчеловеческихсферребенка.Всеметодыоказываютсовокупноевоздействиенавсесферычеловека.Однакокаждыйметодвоспитанияисоответствующийемуметодсамовоспитанияотличаютсятем,накакуюсферучеловекаониоказываютвоздействие.Винтеллектуальнойсференужноформироватьутрудногоребенкаобъемиглубинузнанийонравственныхценностях:нормахипринципахповедения,моральныхустоях.Именнооникорректируютиформируютповедениеидеятельностьличности.Длявоздействиянаданнуюсферуиспользуютметодыубеждения,формирующиепонятия,взглядыиустановки.Убеждениедаетребенкуразумноедоказательствонравственнойпозициииоценкупроисходящего.Вполученнойинформацииребеноквоспринимаетлогичностьпозициипедагога.Приэтомученикилибосоглашаютсявсвоихвзглядахипозицияхилижекорректируютих.Еслиучащиесяубеждаютсявправотесказанного,тоониформируютсвоюсистемувзглядовнаокружающиймир.

Вмотивационнойсференеобходимоформироватьправомерностьиобоснованностьотношениякморальнымнормам:бережноеотношениекчеловеку;сочетаниеличныхиобщественныхинтересов;стремлениекидеалу;правдивость;нравственныеустановки;целиисмыслжизни;отношениексвоимобязанностям;Вэтусферувходитметодстимулирования,основанныйнаосознанныхпобужденияхжизнедеятельностиучащихся.Методстимулированияпозволяетправильнооцениватьсобственноеповедение.Компонентамиметодастимулированияявляетсяпоощрениеинаказание.Поощрение

этовыражениеположительнойоценкидействийвоспитанников.Онозакрепляетположительныенавыкиипривычки.Наказание

этокомпонентпедагогическогостимулирования,предупреждающийнежелательныепоступкиучащихся,тормозяих,вызываячувствовиныпередсобойидругимилюдьми.Вволевойсференужноформироватьнравственноволевыеустремлениявреализациинравственныхпоступков:мужества,смелости,принципиальностивотстаиваниинравственныхидеалов.Вэтойсференеобходимоосуществлениесвоихцелей,начтоготоваличность,чтобыеедостичь.Всфересаморегуляциинужноформироватьнавыкипсихическихифизическийсаморегуляций,анализажизненныхситуаций,осознаниясвоегоповедения,навыковчестностиксебеидругим.Вэтугруппуотноситсяметодкоррекции,направленныйнавнесениеизмененийвсвоемповедении.Впредметнопрактическойсференеобходиморазвиватьудетейкачества,чтобыреализоватьсебякакобщественнуюииндивидуальнуюличность.Вэтусферувключенметодвоспитывающейситуации,т.е.ситуации,вкоторыеставитсяребенокдлярешениякакойлибопроблемы:нравственноговыбора,социальнойролиидр.Условиядляпроблемнойситуациисоздаетвоспитатель,аребеноксамдолженеерешить.Разновидностьюданногометодаявляетсясоревнование,формирующеелидерскиекачестваикачестваконкурентоспособнойличности.

Вэкзистенциальнойсферетребуетсяформироватьсознательноеотношениексвоимдействиям,любовьксебеидругим,заботуокрасотетела,речи,души,пониманиеморали.Функцияданнойсферы—этоотборидей,позиций,взглядов,такжепомощьвотношенияхсдругимилюдьми.Этасферазаключаетсявумениеуправлятьсвоимиотношениями.

Такимобразом,одним из принципов воздействия на личность трудного школьника является индивидуальный подход. Осуществляя индивидуальный подход к детям, педагог должен помнить, что его задача не только развивать те положительные качества, которые уже есть у ребенка, но и формировать новые. При умении и своевременном вмешательстве можно избежать нежелательного, мучительного процесса перевоспитания. Индивидуальный подход требует от педагога большого терпения, умения разобраться в сложных проявлениях поведения. Индивидуальный подход помогает вовлечь всех детей в активную деятельность. Он подчеркивает неповторимость качеств и свойств личности каждого учащегося. Каждый ребенок нуждается в индивидуальном подходе.Напрактикевоспитателюпостоянноприходитсякорректироватьиследитьзаповедениемвоспитанников.Такжеемуследуетразвиватьвученикенужные качества личности и черты характера, преодолевать его недостатки. В этих случаях воспитатель использует разумные методы и принципы педагогического воздействия. Только применяя совокупность этих принципов и методов, воспитатель сможет осуществить достижение поставленных целей.

Ссылки на источники1.Рожков М.И. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением / М.И. Рожков, М.А. Ковальчук, И.В. Кузнецова и др. М.: Владос, 2006.