Морфемный конструктор на уроках русского языка в начальной школе

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Аренштам В. А., Налимова Т. А. Морфемный конструктор на уроках русского языка в начальной школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 2581–2585. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970843.htm.
Аннотация. В статье описывается необходимость использования наглядных пособий при обучении младших школьников. Представлен фрагмент урока с использованием наглядных изображений, т. е. разработанной нами системы наглядных средств обучения русскому языку в начальной школе, связанной с изучением раздела «Состав слова». Описаны примерные результаты экспериментальной работы, построенной на применении разработанного нами морфемного конструктора. Также даны рекомендации учителю по применению на уроках русского языка в младшем звене наглядных средств обучения.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
АренштамВалерия Александровна,

студентка 4 курса факультета педагогики и методики начального образования Новокузнецкого института (филиала) ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецкarenshtam.valeria@yandex.ru

Научный руководитель: Налимова Татьяна Анатольевна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры теоретических основ и методики начального образования Новокузнецкого института (филиала) ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецкnalimova7@rambler.ru

Морфемный конструктор на уроках русского языка в начальной школе

Аннотация.Встатьеописывается необходимость использования наглядных пособий при обучении младших школьников. Представлен фрагмент урока с использованием наглядных изображений, т.е. разработанной нами системы наглядных средств обучения русскому языку в начальной школе, связанной сизучением раздела«Состав слова». Описаны примерные результаты экспериментальной работы, построенной на применении разработанного нами морфемного конструктора.Также даны рекомендации учителю по применению на уроках русского языка в младшем звене наглядных средств обучения.Ключевые слова:наглядные средства обучения, морфемный конструктор, начальная школа, изучение раздела«Состав слова» в начальной школе.

Одним из основныхпринциповобучения русскому языку в начальной школе является принципнаглядности. Известно, что у детей младшего школьного возраста доминируют конкретнообразное и наглядное мышление, и они нуждаются для решения проблемных лингвистических ситуаций в образных опорах. Правильное использование наглядности на уроках обучения русскому языку младших школьников помогает формированию внятных представлений о правилах и понятиях, содержательных определений понятий. Также применение наглядности способствует развитиюлогическогомышленияи речи, помогает детямприйти к обобщению на основе рассмотрения и анализа конкретных явлений, эти обобщения впоследствии используются на практике.Определение «наглядное средство» характеризовали многие авторы:«Наглядность предъявляемое к научной теории требование, в соответствии с которым предлагаемые ею модели изучаемых явлений должны быть напрямую воспринимаемы наблюдателем с помощью органов чувств», такое определение предлагает Η.Φ. Овчинников [1].«Натуральные наглядные пособия

это намеренно подготовленные и обработанные для целей демонстрации натуральные объекты», утверждает В.Скакун[2].Исследователи подчеркивают, что наглядность создается использованием рисунков, схем, диаграмм, фотографий, мультимедиа и другихграфическихизображений, разъясняющихтекст[3], то есть наглядные средства обучения по русскому языку–«учебные пособия, которые позволяют основываться на зрительном, слуховом и зрительнослуховом восприятии» [4, с. 10].Анализируя данные определения,можно сделать вывод, что наглядные средства обучения русскому языку объекты, которые способны воздействовать на зрительное, слуховое и зрительнослуховое восприятие; объекты,являющиеся принципом и методом обучения, применяемые в образовательном процессе в качестве учебной информации и инструмента, который помогает учителю и ученикам в достижении поставленных целей обучения, воспитания и развития. Как известно, важнейшим компонентом ФГОСНООявляется ориентация на результаты образования. В концепции ФГОСНООуказаны требования крезультатам освоения основных общеобразовательных программ, которые структурируются по ключевым задачам общего образования ивключают всебя предметные, метапредметные и личностные результаты.Таким образом, на каждом уроке должны формироваться предметные результаты обучения.Предметные результаты изучения темы «Состав слова» связаны с формированием у младших школьников понятий о частях слова, об особенностях разбора слова по составу.Заметим, что раздел «Состав слова» занимает значительное место в изучении русского языка в начальной школе. Морфемные понятия невозможно механически заучить, школьникам необходимо их понять и усвоить. Состав слова традиционно изучается на протяжении всех четырех лет обучения, но сама грамматическая тема «Состав слова» представлена во вторыхтретьихклассах. Теоретический материал в школьных учебниках освещен достаточно полно, но в них, как показал проведенный нами анализ,недостаточно упражнений на отработку навыков разбора и практически нет ни сведений, ни упражнений, посвященных отработке умения разбирать слова по составу. Поэтомупоявилась необходимость в разработке современных наглядных пособий, помогающих детям наглядно представить абстрактные для них морфемные понятия.Так появилась разработанный нами и использованный на практикеморфемный конструктор «ПаровозикСловик». «ПаровозикСловик»

это изображение паровозика, тянущего в своем составевагончики морфемы. Первыйвагончик голубого цвета символизируетприставку, в последнем вагончике желтого цвета «едет» окончание, причем, если окончание нулевое,вагончикокончание заливается серым цветом. Вагончиксуффикс зеленого цветаможет отсутствовать или повторяться в соответствиис количеством суффиксов в слове. Главная морфема слова, корень, обозначена красным цветом. Изучаемые на урокечасти слова, не входящие в отдельную морфему,выносятся на отдельно стоящую платформу. Приведем пример фрагмента урока с использованием наглядного морфемного конструктора «ПаровозикСловик», где отражается деятельность учителяи учащихся.Урок русского языка был проведен во 2 классе по учебнику С.В. Иванова(УМК «Начальная школа XXIвека»).Темаурокасвязана с изучением не только состава слова,но и с орфографическим материалом: «Учимся писать разделительный твердый знак(Ъ)и разделительный мягкий знак (Ь)».Цель урока–формировать у второклассников представление об орфограмме«Правописание разделительного твердого и мягкого знака».Представим общую схемуурокас более подробным описанием одного из его этапов:I.Организация классана работу (создается эмоциональный настрой).II.Каллиграфическая пятиминутка(прописываются буквыъиь).III.Формирование представления о новойорфограмме:

Ребята, обратите внимание на доску. Вновь к нам на урок приехал ПаровозикСловик(рис. 1). Он узнал о новой орфограмме и хочет поделиться своими знаниями с вами.

Ребята, посмотрите на столбик с четырьмя изображениями ПаровозикаСловика. Что общего в них вы заметили?

Верно, а после каких частей слова он стоит? Какая буква стоит на конце?

Передкакими частями слова стоит твердый знак? На какие буквы начинаются корни слов, которые привез с собой ПаровозикСловик?

Рис. 1. Правописание Ъ в словах

Все верно, между приставкой, оканчивающейся на согласную букву,и корнем, начинающимся на гласные буквы я, е, ё, ю пишется всегда твердый знак. Твердый знак в таком положении называется разделительным твердым знаком. В устнойречи стоящий перед твердым разделительным знаком согласный звук мы произносим твердо. Попробуйте произнести данные слова, убирая платформу с твердым знаком.

Красиво звучит? Поэтому нам и необходим разделительный твердый знак,как в устной,так и в письменной речи, чтобы все одинаково воспринимали речь.

Посмотрим на другой столбик со словами ПаровозикаСловика(рис. 2). Что в этих словах общего?

После какой части слова он стоит?

На какую букву оканчивается корень слов?

Перед какой частью слова стоит мягкий знак?

А на какую букву начинаются окончания?

Рис. 2. Правописание Ь в словах

Хорошо, ребята, давайте запомним, что после корня в слове, оканчивающемся на согласную букву,и перед окончаниями,начинающимися на гласные буквы е, ё, ю, я,пишется всегда мягкий знак. Мягкий знак в таком положении называется разделительным мягким знаком. В устной же речи стоящий перед мягким разделительным знаком согласный звук мы произносим мягко. Произнеситеданные слова, убирая платформу с мягкимзнаком.Некрасиво и неясно, правда?IV.Закрепление новой орфограммы:

Как и по каким признакам различаютсяи схожиразделительный твердый и разделительный мягкий знаки? Давайте поработаем в парах с карточками. Раздаю одну карточку на парту, совещаясь в парах вам необходимо ответить на ряд вопросов.

ЪЬПосле какой части слова пишется?

После каких букв пишется?

Перед какой частью слова пишется?

Перед какими буквами пишется?

В рамках педагогической практики нами был проведена экспериментальная работа, которая включала несколько этапов: 1.Констатирующий эксперимент предполагалвыявление сформированности предметных знанийу младших школьниковна данном этапе (для этого мы использовали тестирование, индивидуальные карточки, диктант).2.Внедрение разработанных наглядных средств в учебный процесс (6 уроков), также организовывались уроки повторения темы «Состав слова» (2 урока).3.Завершающий эксперимент был построен навыявлениисформированности предметных знанийу младших школьников (опять мы использовали тестирование, индивидуальные карточки, диктант), также мы провели сравнительный анализ, направленный на выявление эффективностиприменениянаглядных средств обучения.Таким образом, сравнительный анализ результатов констатирующего и завершающего эксперимента в исследуемом второмклассе показал, что после экспериментальной работы отмечается у многих детей высокий уровень сформированностипредметных результатов, увеличилось число младших школьников, имеющих средний уровеньсформированности предметных результатов,повысился на 11%. Отмечается существенное уменьшение количества детей, имеющих низкийуровеньсформированностиЗУНов (уменьшилось на 24%). Общий процент успеваемости вырос на 24%, а качественная успеваемость в экспериментальномклассе увеличилась на 15%.Причиныданных изменений мы видим впостроенииработы в соответствии психофизическими особенностями младших школьников; в усилениимотивации за счет внедренияв обучение специально разработанных наглядных средств обучения; в систематическомповторениираздела «Состав слова».Это позволило сформулировать рекомендации для учителей в рамках темы исследования:1. Для достижения предметных результатовпри изучениираздела«Состав слова» необходимо использовать доступные для понимания и усвоения учащимися наглядные средства обучения; проводить пятиминутки на основе использования знакомых детям илюбимых ими наглядных средств (типа морфемного конструктора «ПаровозикСловик»).2. Необходимо тщательно продумыватьорганизациюсистемы урочных, внеурочных занятий точки зрения комплексного формирования системы предметных знаний у учащихсяначальных классов.3. Использовать проблемныевопросы, задания, ситуациис целью повышения, изменения мотивации детей в сторону когнитивнойсоставляющей.4. Использоватьдополнительныйзанимательныйматериалдля создания наглядных средств обучения,необычныеформ проведения уроковна основе использования принципа наглядности.

Ссылки на источники1.Новая философская энциклопедия. URL: http://iphlib.ru/greenstone3/library/collection/newphilenc/document/HASHad68af51b64d8f17e87aad [Дата обращения 21.04.2017].2.СкакунВ.Средства обучения. Наглядные пособия. URL: http://oso.rcsz.ru/inf/sredstvao.htm[Дата обращения 21.04.2017].3.Принципы, признаки и функции наглядности. URL: http://studbooks.net/1749972/pedagogika/printsipy_priznaki_funktsii_naglyadnosti[Дата обращения 21.04.2017].4.Костевич А.Г. Зрительнослуховое восприятие аудиовизуальных программ: учебное пособие. —Томск: Томский межвузовский центр дистанционного образования, 2006. —230 с.