Конструирование диагностического инструментария измерения ургентной аддикции

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Солоницына М. А. Конструирование диагностического инструментария измерения ургентной аддикции // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 2621–2625. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970851.htm.
Аннотация. Статья включает в себя результаты теоретического анализа одного из видов аддиктивного поведения – «ургентной аддикции», а также основные характеристики данного феномена и результаты двух пилотажных исследований, произведенных в рамках первого этапа процедуры конструирования диагностического инструментария измерения ургентной аддикции на российской выборке.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Солоницына Марина Андреевна,студентка 4курса (направление подготовки «Психология и педагогика девиантного поведения», специализация «Психологопедагогическое сопровождение детей и подростков группы риска») факультета психологии ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», г.Новосибирскmarinys95@mail.ru

Конструирование диагностического инструментария измерения ургентной аддикции

Аннотация. Статья включает в себя результаты теоретического анализа одного из видов аддиктивного поведения «ургентной аддикции», а также основные характеристики данного феномена и результаты двух пилотажных исследований, произведенных в рамках первого этапа процедуры конструирования диагностического инструментария измерения ургентной аддикции на российской выборке. Ключевые слова: аддиктивное поведение, ургентная аддикция, надежность, дискриминативность.

Актуальность исследования.В последние десятилетия, как в отечественной (К.А. Абульханова, Т.Н. Березина, Е.И. Головаха, А.А. Кроник, С.В. Ковалев, А.К. Болотова, Л.И. Божович, И.В. Дубровина, Д.А. Леонтьев, И.А. Спиридонова, A.B. Петровский, А. Сырцова, A.B. Серый и др.), так и в зарубежной (P.G. Zimbardo, J.N. Boyd, W. Lens, H. Bergson, E. Husserl, W. Dilthey и др.) психологии отмечается повышенное внимание к такому понятию как «психологическое время» и к проблеме темпоральных характеристик личности. Многие авторы отмечают высокую значимость временной организации личности [2]. Присущая современному обществу подверженность влиянию множества стрессовых факторов (экономических, политических, информационных, др.), гипоманиакальность, навязчивая ориентация в деятельности на «скорость и успех» приводят к определенным изменениям в структуре самой личности. Следствиемчего выступает стрессовое и напряженное состояние, закономерным результатом которых может выступить обострение проблемы аддиктивного (отклоняющегося) поведения, которое выступает «одной из форм отклоняющегося поведения и выражается в уходе от реальности посредством изменения психического состояния через употребление химических веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных предметах или активностях, которые вызывают интенсивные эмоциональные переживания» [5, с. 33].В контекстесвоей работы мы более подробно остановимся на такой нехимической форме аддиктивного поведениякакургентная аддикция. Данная форма зависимости выражается в привычке находиться в состоянии постоянной нехватки времени и страхе «не успеть» [9, 10]. Исследование данной проблемной области отражено в работах таких научных деятелей как Н.Тасси, О.Л. Шибко, Ц.П. Короленко, др. Всестороннее исследование требует раскрытия понятия «ургентная аддикция» через структуру личности, что обуславливает создание валидного и надёжного диагностического инструментария [4].Первооткрывателем в области исследования феномена «ургентная аддикция» являетсяН.Тасси и под данным термином понимаетсостояние постоянной (субъективной) нехватки времени. В своей работе с одноименным названием (1993) она выделила шесть характеристик, присущих аддикции данного вида:1. Гиперконтроль над временем.Выражается впостоянной фиксации на времени. Жизнь ургентных аддиктов протекает по созданной ими и строго структурированной схеме; активность и функционирование разделены на сравнительно короткиевременные интервалы.2. Функционирование на слишком большой скорости.Когнитивносмысловая ориентированность ургентных аддиктов на формулу «чем быстрее, тем лучше», стремление к выполнению предельного количества дел за короткие временные интервалы обуславливает постоянное усиление своего рабочего ритма, к которому со временем личность привыкает и переводит его в категорию нормы.

3. Постоянное принятие всех требований, касающихся работы.Ургентные аддикты соглашаются выполнять различную дополнительную работу в любое, даже праздничное, время, находясь под постоянным давлением времени, которое формирует субъективное состояние постоянной «нехватки времени» на фоне предельной занятости и стремления участвовать в многочисленных видах деятельности. 4. Хроническая фрустрация базовых потребностей. Максимальная сверхзанятость иманиакальное стремление «выиграть гонку» со временем вынуждаютургентных аддиктов сокращать количество личного времени, предназначенного для удовлетворения ряда базовых потребностей: физиологические потребности (потребность в отдыхе), потребность в принадлежности и любви (засчет сокращения неформального общения), в безопасности (постоянный страх «не успеть»). 5. Утрата способности радоваться жизни в настоящем времени.Гиперстимуляция во всех сферах жизни, постоянное планирование, привоят к нарушению субъективного восприятия индивидуального психологического времени, где наблюдается низкая интеллектуальная и эмоциональная вовлеченность в актуальные события настоящего. Такой рассеянный характер внимания и целеполагания не позволяют ощущать радость событий жизни в настоящем времени, откладывая реализацию своих желаний постоянно на «потом», после завершения рабочих вопросов, что подтверждает следующая особенность. 6. Тревога за будущее, постоянный страх не успеть.Реализацию своих целей и желаний люди с данной зависимостью постоянно откладываютнабудущее. Они не способны и не хотят жить моментом «здесь и сейчас», а попытка сменить временную ориентированность приводит к нарастанию внутриличностной тревоги, т.к. данная модель поведения выходит за рамки уже привычных способов действий.Так, будущее у аддикта начинает соотноситься только с необходимостью выполнения обязанностей,а не с мыслями о получении и удовлетворении желаемых потребностей [9].Описанные выше характеристики во многом сопряжены с представлением об успешном человеке современности: это константно и предельно активный человек, выполняющий все поручения, и даже сверх них. Только представлены они немного с другой стороны и под иным лозунгом: «чем быстрее, тем лучше», а чем лучше, тем успешнее. Ц.П. Короленко (2001) отмечал, что данный феномен связан с «автоматическим включением психологической защитной реакции, основывающейся на проекцииситуации на других людей «эта проблема касается всех»[6].Особое внимание стоит обратить на процесс диагностики ургентной аддикции, а именно качеству используемого инструментария, параметрам его достоверности, надежности и валидности. На современном этапе в отечественной психологии отсутствует вариативность психологических методик, направленных на измерение ургентной аддикции в структуре личности, что обусловило актуальность проведения процедуры создания и стандартизации методики измерения ургентной аддикции на российской выборке.Целью данного исследования является создание, проверка психометрических характеристик и стандартизация методики измерения ургентной аддикции.Данная методика позволяет измерить ургентную аддикцию в структуре личности. Экспериментальная работа по созданию и стандартизации методики измерения ургентной аддикции на российской выборкена данное время прошла два этапа в течение 20162017 гг. Перед тем, как приступить к экспериментальной части работы, нами были рассмотрены и содержательно определены основные психометрические требования, которые предъявляются к психодиагностическим методикам в процессе их адаптации и стандартизации [1, 3, 4, 7, 8].Экспериментальной базойисследования служили Новосибирский государственный университет экономики и управления, Новосибирский государственный медицинскийуниверситет, Новосибирский государственный педагогический университет, Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики, Институт нефти и газа сибирского федерального университета. Экспериментальная выборкапервогопилотажного исследования включала в себя 60 человек (28 мужчин, 32 женщины в возрастном диапазоне от 20 до 40 лет): 15 студентов;45 взрослых работающих испытуемых.Экспериментальная выборкавторогопилотажного исследованиясоставила 205 человек (90 мужчин и 115 женщин в возрасте от 17 до 40 лет): 78 взрослыхработающихи 127 студентов. Статистическая обработка. Результаты диагностических исследований подвергались статистической компьютерной обработке с помощью программного обеспеченияSPSS+PS for Windows. Достоверность полученных данных не ниже 5% уровня значимости. Для окончательных выводов использовались только значимые результаты.Процедура исследования и результаты. Процесс создания и стандартизации методики измерения ургентной аддикции на разновозрастной русскоязычной выборкепроводился в три этапа. Первый этапвключал в себя осуществление процедуры теоретического анализалитературных источников по исследуемой проблематике [5,6,9,10]. С опорой на полученные теоретические материалынами были сформулированы основные содержательные компоненты бланка методики: сформулирована инструкция и 54 утверждения для проведения первого пилотажногоисследования, семантический конструкт которых позволяет отфиксировать поведенческие особенности ургентных аддиктов.Далее, нами было проведено первое пилотажное исследование, участие в котором приняли 60 человек (28 мужчин, 32 женщины в возрасте от 20 до 40 лет): 15 студентов;45 взрослые работающие люди. На втором этапепроводилась процедура оценки психометрических свойств полученных результатов первогопилотажного исследования, а именно:пригодность пунктов опросника, исследование сложности и дискриминативности (коэффициент избирательности): способности отдельных пунктов дифференцировать обследуемых относительно «максимального» или «минимального» результата [3, 8];оценка надежности –внутреннего постоянства шкал (коэффициент αКронбаха).

На третьем этапебыло проведеновтороепилотажное исследование с участием 205 человек (90 мужчин и 115 женщин в возрасте от 17 до 40 лет) и проведена процедураанализа психометрических свойств полученных результатов второго пилотажного исследования:пригодность пунктов опросника, исследование сложности и дискриминативности (коэффициент избирательности): способности отдельных пунктов дифференцировать обследуемых относительно «максимального» или «минимального» результата [3, 8];оценка надежности –внутреннего постоянства шкал (коэффициент αКронбаха).Результаты. Первый этапвключал в себяформулировку инструкции и основных утверждений опросника для проведения пилотажного исследования. При формулировке мы старались избегать двусмысленности и излишней абстрактности, каждое оставшееся утверждение обращается к личному опыту респондентов через такую форму обращения как «Явысказывания» [1, 3, 4, 7, 8]. Результаты первого пилотажного исследования уровня дискриминативности и надежности пунктов теста представлены в таблице 1. Таблица 1Оценка дискриминативной способности пунктов методики измерения ургентной аддикции, полученная в ходепервогопилотажного исследования

№Дискриминативность№Дискриминативность№Дискриминативность№Дискриминативность№Дискриминативность№Дискриминативность10,17100,422190,387280,224370,569460,40920,12110,459200,539290,14380,04470,20130,221120,209210,08300,520390,465480,45140,275130,267220,396310,567400,663490,39450,306140,193230,16320,426410,301500,52560,284150,501240,267330,629420,541510,45770,366160,651250,15340,300430,367520,38680,07170,432260,625350,308440,498530,22790,09180,314270,233360,571450,185540,493Примечание.Жирным курсивомвыделены значения ниже допустимой нормы (<0,18).

Полученные результаты свидетельствуют о том, чтодевять (9) пунктов опросника имеют низкий уровень дискриминативности, а значит, они не способны в полной мере дифференцировать респондентов относительно «минимального» или «максимального» результата [2,5].Исследование оценки сложности пунктов методики измерения ургентной аддикции в ходе первого пилотажного исследованияпоказало, что одиннадцать (11) пунктов теста имеют значения выходящие за пределы допустимой нормыот 0,2 до 0,8 (от 20% до 80%), приближаясь в среднемк 0,5 (50%) для всей шкалы. Результаты оценки сложности пунктов методики первого пилотажного исследованияпредставлены в таблице 2. Таблица 2Показатели сложности пунктов методики измерения ургентной аддикции, полученные в ходе первогопилотажного исследования

№Сложность, %№Сложность, %№Сложность, %№Сложность, %№Сложность, %№Сложность, %141,51056,61973,62849,13781,14688,7269,81169,82077,42928,33830,24777,4386,81271,72120,73064,13947,24877,3467,91347,22271,73169,84067,94934566,11475,42326,53286,84145,25088,7647,21586,82437,73381,14250,95154,7775,51658,52552,83483,14364,25254,7835,81760,42667,93558,54439,65383937,818832758,43664,14533,95460,3Примечание.Жирным курсивомвыделенызначения, выходящие за пределы допустимой нормы (2080%).

Полученные результаты свидетельствуют о том, чтодевять (9) пунктов опросникаимеют уровень сложности пунктов методики выше допустимой нормы.Данная закономерность может быть обусловлена тем, что семантический конструкт обозначенного рядаутверждений отражаетключевую особенность ургентной аддикции —пребывание в состоянии постоянной спешки и страха «не успеть». Мы предполагаем, что специфика пилотажной выборки (студенты, работники образования) могла повлиять не результат данной психометрической характеристики, поэтому было решено оставить данные пункты для дальнейшего наблюдения и исследования.Анализ надежности опросника, произведенныйнаэтомэтапеисследования позволяет говорить о высокой внутренней согласованностиопросника (αКронбаха= 0,73).Сопоставление полученных результатов по значениям дискриминативности и уровню сложности и надежностиотдельных пунктов методикипоказало, что восемь (8) утверждений имеют низкие значения хотя бы по одному из показателей, следовательно, семантический конструкт данных утверждений не способен выявить исследуемыйнами феномен. Утверждения под номерами 17. В последнее время меня посещают мысли о том, что я ничегоне делаю для своей карьеры и повышения социального статуса; 23. Для меня важно держать все под контролем; 47. Мне трудно абстрагироваться (отвлечься) от рабочих дел, даже во время обеденного перерываимели неоднозначную формулировку и были перефразированына следующий формат: 17. Меня посещают мысли о том, что я недостаточно делаю для своей карьеры и повышения социального статуса; 23. Бывает, я ощущаю острую потребность держать все под контролем; 47. Я продолжаю думать о работе даже во время обеденного перерыва. После анализа и модификации пунктов теста, имеющих низкие значенияпо показателям дискриминативности, надежности и сложности нами было проведено второе пилотажное исследование. Методика включала в себя сорок шесть (46) утверждений.

Результаты оценки в ходе второго пилотажного исследования уровня дискриминативности и надежности пунктов теста представлены в таблице 3.Таблица 3Оценка дискриминативной способности пунктов методики измерения ургентной аддикции, полученные в ходе второго пилотажного исследования

№Дискриминативность№Дискриминативность№Дискриминативность№Дискриминативность№Дискриминативность№Дискриминативность10,24690,32170,455250,482330,230410,20520,407100,323180,235260,320340,389420,27230,159110,469190,37270,516350,517430,42140,404120,549200,311280,352360,427440,39250,384130,558210,375290,268370,372450,39760,475140,420220,280300,429380,372460,31970,483150,366230,251310,342390,441

80,481160,463240,133320,279400,523

Примечание.Жирным курсивомвыделены значения ниже допустимой нормы (<0,18).

Результаты второго этапа пилотажного исследования позволили сделать вывод о том, что все утверждения за исключением одного (№ 24) соответствуют основным психометрическим требованиям и могут быть включены в структуру опросника. Оценка дискриминативности пунктов опросника показала, что все пункты опросника обладают высокой дифференцирующей способностью.Таблица 4Показатели сложности пунктовметодики измерения ургентной аддикции, полученные в ходе второгопилотажного исследования

№Сложность, %№Сложность, %№Сложность, %№Сложность, %№Сложность, %№Сложность, %143,1967,61778,925513368,64157,4266,61045,11878,92678,43435,84223,5349,51162,31928,52767,13553,44384,3461,81263,22049,52865,23653,944495241337,82149,52957,43734,84542,1670,61437,32257,83050,53837,24649,5746,51574,62363,23165,73984,3

856,41660,82469,63257,94063,8

Анализ надежности методики,произведенныйнаэтомэтапеисследования позволяет говорить о высокой внутренней согласованности пунктовопросника (αКронбаха = 0,895). Исследование уровня надежности пунктов методики в ходевторого пилотажного исследованияпозволяет придти к выводу о повышении значения уровня надежности, что связано с отсеиваниемпунктов, которые обладали низкой дискриминативной способностью в ходе первого пилотажного исследования. Таким образом, результатыпервого пилотажного исследованияпозволили нам дифференцировать пункты теста по типу сложности, надежности и дискриминативности, оставив только те пункты методики, показатели которых попадают в диапазон общепринятых психодиагностических норм. Так, количество утверждений в методике с 54 сократилось до 46, с увеличением уровня надежности опросника, о чем свидетельствуют результаты второго пилотажного исследования. Следующим этапом исследовательской работы по конструированию методики будет является увеличениевыборки исследования, повторная проверка психометрических свойств, построение диагностической модели (выделение шкал с помощью факторного анализа), проверка валидности (в том числе конструктной валидности с помощью существующих методик на измерение данного конструкта) и выделение стандартных тестовых норм.

Ссылки на источники 1.Анастази А., Урбина С.Психологическое тестирование. –СПб.: Питер, 2001.2.Андронникова О.О., Волохова В.И. Теоретический обзор подходов к определению темпоральной компетентности в профессиональной деятельности // Проблемы современного педагогического образования. 2016. №527. С.532538.3.Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарьсправочник по психодиагностике. Спб.: Питер, 2009. 384 с.4.Волохова В.И. Психометрический анализ и стандартизация зарубежной методики "Психологические границы личности" Э. Хартманна / Шамшикова О.А., Волохова В.И. // Мир науки, культуры и образования. №5 (42), 2013.5.Короленко Ц.П.,Дмитриева Н.В. Психосоциальная аддиктология Новосибирск, Издательство х«Олсиб», 2001 —251с. 6.Короленко, Ц.П., Донских, Т.А. Семь путей к катастрофе. Новосибирск: Наука, 1990.7.Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных: Учебное пособие. СПБ.: Речь, 2004. 392 с.8.Принципы адаптации, стандартизации и конструирования психологических методик: учебнометодический комплекс / сост. О.А, Шамшикова, Н.М. Клепикова. Новосибирск: Изд. ФГБОУ ВПО «НГПУ», 2013. 132 с. 9.Тасси Н. Ургентная аддикция.Нью Йорк: A.SignetBook,1993. 197с.10.Ургентная аддикция как форма аддиктивного поведения личности / О.Л. Шибко // Психологический журнал. 2006. №3 (11). С. 65 —69.