Вовлечение младших школьников в создание детского литературного журнала как условие развития их творческих способностей

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Харатян М. Г. Вовлечение младших школьников в создание детского литературного журнала как условие развития их творческих способностей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 2626–2630. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970852.htm.
Аннотация. Статья раскрывает особенности развития творческих способностей младших школьников в процессе чтения и создания детского литературного журнала. Автор описывает специфику вовлечения детей в чтение познавательных и литературных журналов. Также описываются методы и приемы работы, позволяющие самим школьникам включиться в создание детского литературного журнала.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Харатян Мэри Геворговна,

студентка 4 курса факультета педагогики и методики начального образования Новокузнецкого института (филиала) ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецкmerikh3195@mail.ru

Научный руководитель: НалимоваТатьяна Анатольевна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры теоретических основ и методики начального образования Новокузнецкого института (филиала) ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецкnalimova7@rambler.ru

Вовлечение младших школьников в создание детского литературного журнала как условие развития их творческих способностей

Аннотация.Статья раскрывает особенности развития творческих способностей младших школьников в процессе чтения и создания детского литературного журнала. Автор описывает специфику вовлечения детей в чтение познавательных и литературных журналов. Также описываются методы и приемы работы, позволяющие самим школьникам включиться в создание детского литературного журнала. Ключевые слова: творческие способности, младшие школьники, литературный журнал, детский литературный журнал, создание журнала.

Сегодня в мире инновационных технологий проблема развитиятворческих способностей младших школьников становится очень остро. С каждым днем возрастает потребность общества в активных людях, нестандартно мыслящих, умеющих быстро и качественно принимать решения. Очевидно, чтобы находится на вершине, сегодня нужно быть готовым к ежедневным изменениям, имеющиесязнания важно научиться подвергать постоянному совершенствованию, при этом ценным считается сохранениеуникальностии неповторимости своей личности.Мы считаем, что именно в начальной школе формируется основные личностные характеристики детей. Поэтому так важно,чтобы первый учитель смог разглядеть способности ребенка, которые,возможно,скрыты, смогпомочь развитьэти способности. Особенностью творческой личности является высокоразвитое воображение, умение создавать новые оригинальные образы и их детали. Общеизвестно, что творческие способности, получившие свое развитие еще в начальной школе, определяют дальнейшее направление в обучении школьника и его будущее. Поэтому очень важно, начиная с младшего школьного возраста, способствовать развитию творческих способностей детей.Прежде всего следует подчеркнуть давно зафиксированное в литературе понимание творчества в широком и узком смысле: «Творчество в прямом смысле есть созидание нового. В таком значении это слово могло быть применено ко всем процессам органической и неорганической жизни, ибо жизнь ряд непрерывных изменений и все обновляющиеся и все зарождающееся в природе есть продукт творческих сил. Но понятие творчество предполагает личное начало и соответствующее ему слово употребляется по преимуществу в применении к деятельности человека. В этом общепринятом смысле творчество условный термин для обозначения психического акта, выражающегося в воплощении, воспроизведении или комбинации данных нашего сознания, в (относительно) новой форме, в области отвлеченной мысли, художественной и практической деятельности» [1, с. 227].Творческие способности, заложенные в каждом человеке, проявляются поразному. У одних они наблюдаются в детстве, а затем остаются только в сновидениях, у других они спонтанно проявляются в одном из видов деятельности или в одной из ее фаз, а у третьих становятся личностными качествами, называемыми креативностью.В.Н. Дружинин пишет: «Творческие способности это индивидуальнопсихологические и двигательные особенности индивида, которые имеют отношение к успешности индивида, которые имеют отношение к успешности выполнения какойлибо деятельности, но не сводятся к знаниям, умениям, навыкам, которые уже выработаны у человека. Способности формируются только в какойлибо деятельности» [2, с. 219].Развитие творческих способностей ученика имеет важнейшее значение для дальнейшей его учебы и жизни. Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение, желание сделать чтото новое, сделать поновому, посвоему, стремление двигаться вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству. Психология школьников младших классов такова, что она отличается остротой и свежестью восприятия, более развитой нагляднообразной памятью, чем словеснологической, поэтому и мышление у них опирается на восприятие или представление. Дети эмоциональны, поэтому их психическая деятельность окрашена эмоциями. Необходимо постоянно помнить о влиянии эмоций, как движущей силы воображения, а, следовательно, и выразительности детского творчества.Психологические исследования А. Савенкова показали, что творчеству благоприятствует развитие наблюдательности, легкость комбинирования, извлекаемой из памяти информации, чуткость к появлению проблемы, готовность к волевому напряжению и многое другое [3, с. 13]. Творчество связано с направленностью на поиск «логически возможного», что позволяет приходить к неожиданным результатам. Важное значение в процессе творчества в любой области деятельности имеет воображение, то есть мысленное представление образов и оперирование ими.Перед нами всталивопросы, как и с помощью чего начинать развивать творческие способности, как разглядеть эти способности у детей. Мы провели диагностику, направленную на выявление индивидуальных особенностей развития творческих способностей у младших школьников, определяющую то, соответствует или не соответствует уровень их творческого развития возрастным нормам. В качестве критериев творческих способностей у младших школьников в соответствии с теми компонентами, которые входят в структуру творческих способностей, используются следующие:наличие мотивации к осуществлению деятельности творческого характера как потребность в творчестве; наличие творческого воображения как активного воображения, в процессе которого сознательно формируются, преобразовываются образы в соответствии с поставленными человеком целями; наличие творческого мышления, такого мышления, которое направлено на создание или открытие новых идей или на усовершенствование решения определенной задачи.Для диагностики уровня развития творческих способностей младших школьниковмы использовали такиесредства диагностики, как:тестирование, наблюдение, методики «Наборщик», «Составь рассказ о несуществующем животном».К примеру, с помощьюметодики«Составь рассказ о несуществующем животном» мы выявляли те представления, которые связаны у младших школьников с отношением к творчеству, стремлению к самовыражению, оригинальности.Ученику дается лист бумаги и предлагается придумать рассказ о необычном фантастическом животном, то есть о таком, которого никогда и нигде ранее не существовало и не существует (нельзя использовать героев сказок и мультфильмов). На выполнение задания отводилось 10 минут. Проанализировав результаты проведенного констатирующего эксперимента, мы определили в целом уровень сформированности творческих способностей у младших школьников. Его можно назвать недостаточным, что объясняет необходимость проведения экспериментальной работы, направленной на вовлечение младших школьников в особую творческую деятельность. Для осуществления данной идеимырешили вовлечь детей в созданиесовместногодетскоголитературногожурнала.Сначала мы решили познакомить младших школьниковс литературным журналом как явлением.Литературный журнал журнал, посвящённый литературной критике и публикующий произведения художественной литературы. Во время урока литературного чтения мы познакомили четвероклассников с такими журналами, как «Тарарам», «Кукумбер», «Чиж и Еж»Журнал «Тарарам» содержит страницы по искусству (про художниковклассиков), загадки в стихах, статьи с картинками про то, как вязать морские узлы и про то, как делать зарядку. Есть страницыраскраски. Последний разворот –веселая рубрика про здоровье и гигиену от персонажа по имени Карамельчик.В журнале «Кукумбер» публикуют короткие рассказы и стихи. Причем печатает «Кукумбер» не только признанных современных детских авторов, но и молодых писателей и поэтов из самых разных городов России.«Чиж и Ёж» (сокращенно ЧЁ) наследует традиции журналов, в которых когдато печатались Маршак, Хармс, Зощенко и другие детские ленинградские авторы. Для совсем молодых поэтов и художников отведена специальная рубрика. Журнал «Ра» представляет поэзию и прозу для детей.Особенность литературного журнала для детей сегодня состоит в том, что в нем произведения детской литературы находят истолкование и оценку с точки зрения современных детей.Читая различные произведения и выступая в качестве автора литературного журнала, ребенок учится анализировать тексты, выделять основную мысль автора, пытается понять, что же своим произведением автор хотел донести до читателя. Ребята знакомятся с различными текстами, речевыми жанрами как разновидностями текста, учатся писать просьбы, объявления, аннотации, хроники и т.д.Затем мы познакомили младших школьников с тем, кто работает над созданием журнала, предложили учащимся включиться в выполнение разных ролей: главного редактора журнала, корреспондента, технического редактора, художника и др.Дети могут наметить названия рубрик нового журнала: «Наша школа», «Проба пера», «Детская страничка», «Наша игротека», «Об авторах», «Лабиринты», «Смешинки», «Почемучка».Затем началаськропотливая работа по подбору материалов для литературного журнала. Младшие школьники подбиралии создавалиматериал разной направленности: развлекательнопознавательный, научнопознавательный, писали творческие работы (создание текстов в группах).Затем подбиралисьфотографии, рисунки, иллюстрации. Редколлегия проводилаобсуждение подготовленных материалов: соответствуют ли они теме, интересно ли их читать, оптимален ли объем статей. Юные журналисты получали рекомендации по доработке материалов.В работе над журналом участвовалифотографы, художникииллюстраторы, предлагавшие свои эскизы для оформления материалов. Все эти материалы впоследствии быливключены в печатный вариант журнала, в литературный журнал, выполненный в виде презентации.Главное чтобы дети сами выбирали тот род деятельности, который им близок. Недопустимо принуждать и заставлять, нужно дать свободу,пусть творят, а где необходимо –важно помочь,подкорректировать.В итоге мы с младшими школьниками получили свой детский литературный журнал «Совёнок» развлекательнопознавательного характера. В журнале много рубрик, в них не только литературное творчество учащихся (сказки, рассказы, стихи, загадки), но и детские рисунки. Онипоказывают интересы авторов(школьников), помогают раскрыть ихтворческие способности, имеют практическое значение их читают дети

одноклассники.Мы заметили, что детям близка и интересна работа над созданием литературного журнала, у младших школьников накапливается новый речевой опыт и развиваются творческие способности.Представим несколько творческих работ детей –авторов детского литературного журнала «Совёнок».

Птичка Мери и ее приключенияЖила была птичка Мери.Она жила в Англии и мечтала полететь в красивейшей город Франции –Париж. Она училась в школе и не хотела учить французский, она не делала по нему уроки и даже не знала букв. Она выросла, а французский так и не выучила. Мери отправилась во Францию на Эйфелеву башню и встретила птичкуфранцуженку Жюли. Жюли начала показывать, какой красивый вид с Эйфелевой башни открывается на реку Сена, и рассказывать о тех скверах, улицах и парках, которые лежали перед ними. Но Мери ничего не понимала.И поняла птичка, что не надо забрасывать уроки. Она твёрдо решила выучить французский язык. Надо потрудиться, и тебе откроется множество интересных вещей. (Лиза И)Черный принц.Здравствуй, дорогой читатель! Сейчас ты прочитаешьпоучительную историю, в которой может оказаться каждый.Ты,наверняка,читал повесть «Маленький принц»! Это был добрый и хороший мальчик, который однажды сказал: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Но никто не знал, что у него есть брат, и зовут его Чёрный принц! Это была его полная противоположность. Он имел « Чёрную Планету» и был на ней Чёрным принцем. Он почти никогда не улыбался, а если и улыбался, то только тогда, когда творил плохие дела.Однажды тёплым летним деньком Чёрный принц полетел на планету к своей бабушке поразвлечься –совершить какиенибудь гадкие дела. На этой маленькой планете шумела весёлая ярмарка. Народу там было полно! Но именно это было и нужно Чёрному принцу. Сначала он поставил подножку одной молодой даме, после чего она упала,и те помидоры, которые она положила в корзинку, подлетели и упали на голову пожилому человеку! Вот смеху то было! Но смешно было только Чёрному принцу. Потом он отправился на пруд, но не для того чтобы искупаться, а чтобы подшутить над местными рыболовами. И когда Чёрный принц, пошёл искупаться, он начал кричать: «Тону, Тону»! Тут, конечно же, подбежали рыболовы и давай нырять в воду по очереди, чтобы найти тонущего мальчика. Но оказалось, что в пруду никого нет, а Чёрный принц, хихикая, убежал в глубину леса. Рыболовы, конечно, догадались, что ктото над ними подшутил, и решили больше не верить фразам и крикам «Помогите»!Уже темнело, и Чёрный принц сильно утомился! Он собирался пойти домой к своей бабушке, как вдруг понял, что заблудился. Вокруг только совы да ёлки. Ну и как вы, наверное, догадались, он начал кричать: «Помогите»! Те самые рыболовы, которые жили в своих маленьких избушках, услышали этот крик, но уже не поверили, что ктото и вправду заблудился. Чёрному принцу вдруг стало досадно и грустно, он вспомнил о бабушке, которая пьёт чай в избушке, и даже не представляет,что еевнучек в беде! До рассвета Чёрный Принц не мог выбраться из леса. У него было время поразмыслить и понять, что сейчас в его беде виноват он сам. Утром он различил тропинку в зарослях. Эта тропинка привела его к маленькому домику, в котором жил один из рыбаков. Чёрный Принц извинился перед ним, пообещав больше так никогда не делать.С помощью рыболовов Чёрный Принц нашёл дорогу к дому, где живёт его бабушка. Только душа у Чёрного Принца больше не была такой тёмной. Чёрный Принц пообещал больше не совершать плохие дела, а помогать людям. Ходят слухи, что Чёрный принц исправился, истали его звать Добрый принц. Мораль этой сказки такова, что если любишь пошутить, то шути от чистого сердца и без вреда для окружающих. Все твои поступки вернутся к тебе!(Настя П.)

Естественно, первые творческие опыты в разных жанрах отличаются наивностью, не представляют собой литературной ценности, но если такая работа предлагается младшим школьникам систематически и целенаправленно, то со временем творческие работы обязательно станут оригинальными, выражающими творческую индивидуальность школьника. После проведения формирующего этапа исследования мы проанализировали результаты экспериментальной работы. Качественный анализ результатов контрольного эксперимента свидетельствует о том, что у младших школьников интерес к творческой деятельности возрос. Они позитивно воспринимают творческие задания на всех уроках, в том числе на уроках литературного чтения. Анализируя анкеты, мы заметили также возросший интерес детей к театрализации, рисованию, явное предпочтение дети стали отдавать творческой деятельности, а не репродуктивной.В творческую деятельность дети входили с увлечением, практически все они сами моглипридумать сюжет своих рассказиков, очерков, не обращаясь к учителю за помощью. Но в то же время эти сюжеты не всегда отличались самостоятельностью, часто представляли собой переработанный сюжет известной сказки или рассказа. Итак, в ходе анализа результатов контрольного эксперимента по всем критериям можно сделать вывод о том, что в уровне сформированности творческих способностей у младших школьников наблюдаетсяположительная динамика. Изменения затронули все критерии, по которым определялась сформированность творческих способностей у детей. Очевидно, данные изменения можно объяснить тем, что в ходе экспериментальной работы дети специально вводились в творческую деятельность, выполняли творческие работы для детского литературного творческого журнала.Безусловно, некорректно вести речь о том, что у всех детей произошли положительные изменения в сформированности творческих способностей. Мы осознаем, что в течение двух месяцев педагогической практики невозможно сформировать высокий уровень сформированности творческих способностей у большинства младших школьников, требуется целенаправленная систематическая, постоянная работа по вовлечению младших школьников в творческую деятельность. Однако мы считаем, отмечая небольшую положительную динамику, что приемы и средства, предложенные нами для формирования у младших школьников творческих способностей, являются эффективными.

Ссылки на источники1.Пономарёв, Я.А. Психология творчества и педагогика [Текст] / Я.А. Пономарёв. –М., 1976. –304 с.2.Дружинин, В.Н. Психология общих способностей [Текст] / В.Н. Дружинин. СПб.: Издательство «Питер», 1999. 368 с.3.Савенков, А. Проблемы развития одаренной личности [Текст] /А. Савенков// Воспитание школьников. 1991. №4. С. 6 14.