Функция предметного языка в непрерывном профессиональном (духовно-сенсорно-интеллектуальном) саморазвитии педагога и студентов

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Смолина Н. А., Депсамес Л. П. Функция предметного языка в непрерывном профессиональном (духовно-сенсорно-интеллектуальном) саморазвитии педагога и студентов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 2631–2635. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970853.htm.
Аннотация. Статья посвящена пониманию сущности протекания информационного обмена в окружающем мире. Для этого люди используют все богатство общечеловеческой культуры, которое в наиболее сконцентрированной форме представлено в словарях. Средством овладения культуры является предметный язык. Предметный язык обеспечивает непрерывное духовно-сенсорное-интеллектуальное саморазвитие человека, накопление его индивидуального опыта.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Смолина Наталья Андреевна,

магистр,Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г. Нижний Новгородnatysy2009@mail.ru

Депсамес Лидия Петровна,кандидат педагогических наук, доценткафедры средового и графического дизайна, Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г. Нижний Новгород

Функция предметного языка в непрерывном профессиональном (духовносенсорноинтеллектуальном) саморазвитии педагога и студентов

Аннотация. Статья посвящена пониманию сущности протекания информационного обмена в окружающем мире.Для этого люди используют все богатство общечеловеческой культуры, которое в наиболее сконцентрированной форме представлено в словарях. Средством овладения культуры является предметныйязык. Предметный язык обеспечивает непрерывное духовносенсорноеинтелектуальное саморазвитие человека, накопление его индивидуального опыта.Ключевые слова: Предметный язык, предметное содержание, культура, декоративная композиция, понятия.

При взаимодействии человека с любой системой объективного мира, информация поступает к нему в «чужой» «инородной» форме. В зависимости от цели деятельности в ней выделяется главное содержание, представляющее собой в данный момент интерес для человека. Остальная же информация или совсем не принимается, или становиться сопутствующей, фоновой. Чтобы выделить и принять информацию, необходимо переструктурировать ее форму, а для этого нужно «развернуть» форму, взять то, что ценно и заложить в «свою» форму.Знаковой системой знания являются понятия как общекультурного многообразного значения смысла слова и термин как конкретное, обычно однозначное выражение сущности слова. Понятия и термины, функционально связанные между собой, и обеспечивают единство предметного языка, позволяющее человеку овладеть профессиональной культурой.Системная, многоуровневая «упаковка»предметного содержания создает необходимые условия быстрого настроя и функционирования каналов взаимосвязи человека с различными источниками информации: с другим человеком, со словарями (у нас обязательный набор словарей: Большой энциклопедический словарь, В.Даль «Тольковый словарь живого русского языка», С.Ожегов, Н.Шведова «Толковый словарь русского языка», предметные словари, этимологические, специальные словари), учебниками, книгами и т.д.Предметный языкмы рассматриваем как средство осознания предметней культуры, обеспечивающее накопление профессионального опыта человека, его непрерывного духовносенсорноинтеллектуального саморазвития.Нами была проведена специальная научная работа по созданию предметного языка как средства непрерывного профессионального (духовносенсорноинтеллектуального) саморазвития педагогов и студентов по учебной дисциплине «Основы декоративной композиции».Методологическим основаниемсоздания предметного языка являлся принцип единства многообразия мира и человека.За основу создания предметного языка были взяты: государственный стандарт и составленные на его основе учебная программа, модули по учебной дисциплине. Создание предметного языка осуществлялось специальным методологическим средством (разработано проф. К.Я. Вазиной), позволяющим выделить и интегрировать ключевые понятия (существительные, прилагательные, глаголы) поучебной программе. Последовательность исследовательскорефлексивной деятельности по созданию предметного языка состоит из 7 шагов.1 шагИсследование сущности предметной культуры, закодированной в названии учебной дисциплины «Основы декоративной композиции» (рис. 1: а,б,в).Было обнаружено: в названииучебной дисциплины через существительные определяются основные системыпредметной культуры, входящие в учебную программу. В нашей учебной дисциплине ими оказались:

основа: устройство, опора, сущность, источник, причина;

композиция: структура, система, организация, форма мышления, средство выражения идеи;

декор: украшение, наряд, убранство, мотив, орнаментальное изображение, ансамбль, стиль.Прилагательные раскрыли все качестваданных систем: гармоничность, целостность, ясность, уравновешенность, выразительность, красочность, нарядность, пластичность... Оказалось, что это не только качества декоративной композиции, но и других видов изобразительного искусства.Главными качествами, позволяющими выразить духовную гармонию средствами декоративной композиции, являются красота, системность, соразмерность, организованность, упорядоченность, художественнообразовательная самостоятельность, цельность.

В процессе исследования обнаружено, что через глаголы передаются все функциональные связи систем, изучаемых в предмете: выстраивание, соотношение, пропорционирование, уравновешивание, соподчинение, приведение формы к идеальной, соразмерной структуре, акцентирование, систематизация, доведение до совершенства и как результат одухотворение, гармония взаимосвязей (рис. 2).

Основными механизмами выражения духовной гармонии являются: взаимодействие, организация (переструктурирование), систематизация.Получилось, что в содержании курса заложена духовная идея: гармония жизни, выражающаяся в предмете через единство формы и содержания, качеств, взаимосвязи (рис. 3).

Индивидуальность, духовность авторов проявляется в выбранном стиле содержанияи формы декоративной композиции.Таким образом, нами определялся объем предметного пространства.Далее оба описанных шага воспроизводились по каждому модулю учебной дисциплины (всего их 7), что позволило установить глубину предметного содержания.2 шагИсследование каждого понятия (существительного, прилагательного, глагола) по всем модулям курса (по словарям), выделение их смысла и установление основных сущностных единиц профессиональной деятельности студентов (построение древ понятий)Цель исследованиясмысла слова:Понятие

О б щ е к у л ь т у р н ы е с м ы с л ы с л о в1 ряд

И н т е р е с н ы й с м ы с л п о ц е л и2 ряд

3 ряди т.д

Выводное знание:

3 шагОпределение средств художественной выразительности декоративной композиции на основе древ понятий (рис. 4).



4 шаг

выделение способов декоративной композиции (рис. 5)



5 шагИсследование понятия «образ» (декоративный) и определение его структуры (знаксимволобраз) (рис. 6).

Структура художественнодекоративного образа многомерна и обусловлена:

индивидуальностью выражения духовного содержания;

технологией (алгоритмом);

особенностями (качествами) материала.Наше исследование подтвердило идею, что предметный язык —это знаковаясистема, в которой закодировано духовное, творческое самовыражение автора, его отношение к миру и себе.6 шагОпределение гармонии декоративной композиции через исследования прилагательных. Ими оказались: образность, ритмичность, ясность, цельность, системность, цельность, условность, выразительность (рис. 7). Они стали объективными, научно обоснованными критериями качества освоения предметной культуры педагогами и студентами.

7 шагЗаконы декоративной композиции, выделенные в учебной дисциплине, доказали единство и многообразие мира и человека, первоосновой которой является единство статикодинамического состояния взаимодействующих систем.Выявление законов, определяющих гармонию мира (и человека),привело к осознанию мира и человека как единой гармоничной системы (рис.

В заключении можно сказать, что пошаговое исследование ключевых понятий (существительных, прилагательных, глаголов) учебной дисциплины позволяет точно рассчитать:

систему смысловых опор для построения единого семантического поля содержания по учебной дисциплине в целом и по каждому модулю в частности;

дозировку содержания технологического процесса непрерывного профессионального саморазвития педагогов и студентов;

критерии: а) качество осознания педагогом предметного содержания, б) качество усвоения знаний студентами;

индивидуальную траекторию развития каждого студента;

степень интеллектуального лидерства каждого студента;

соотношение управлениясамоуправления процесса обучения, его качество.

Ссылки на источники1.Даглдиян К.Т. Декоративная композиция: учебн. пособие Ростов н/Д.: Феникс, 2008.2.Бесчастнов Н.П. Художественный язык орнамента: учебное пособие. –М. : Гуманитар. изд. центрВЛАДОС, 2010.3.Депсамес Л.П. Проектирование единого предметного пространства по учебной дисциплине «Основы декоративной композиции»: учебное пособие.– Н.Новгород : Издво ВГИПУ, 2006.4.Депсамес Л.П. Цветоведение и колористика: Методич. рекоменд. по выполнению самостоятельных работ. –Н.Новгород. НГПУ, 2011.5.Депсамес Л.П. Орнаментальная композиция по дисциплине «Пропедевника»: учебное пособие. –Н.Новгород: Мининский университет, 2015.6.Смолина Н.А., Депсамес Л.П. Реновация как способ рационального использования культурно исторической среды в системе профессионального обучения: сборник статей по материалам региональной научнопрактической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им.К.Минина. 2016. –133 136 с.7.Стародуб К.Н., Евдокимова Н.А. Рисунок и живописьот реалистического изображения к условностилизованному: учебное пособие. –Ростов н/Д.: Феникс, 2009.