Патриотическое воспитание детей в детском оздоровительном лагере

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Садовничая В. Ю. Патриотическое воспитание детей в детском оздоровительном лагере // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 2761–2765. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970879.htm.
Аннотация. Детский возраст является сенситивным для патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. Автор доказывает, что для успешного патриотического воспитания детей в детском оздоровительном лагере целесообразно осуществлять воспитательную деятельность по следующим направлениям: «Помощь себе», «Помощь другим», «Помощь природе».
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Садовничая Валерия Юрьевна,студентка, педагогического факультета, ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет» г. Ишим sadik.va@yandex.ru

Научный руководитель: Дереча Ирина Ивановна, к.п.н., доцент кафедрыпедагогики и психологиифилиала ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет», г. Ишимishim2015@inbox.ru

Патриотическое воспитание детей в детском оздоровительном лагере

Аннотация.Детский возраст является сенситивным для патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.Автор доказывает, что для успешного патриотического воспитаниядетейв детском оздоровительном лагере целесообразно, осуществлять воспитательную деятельность по следующимнаправлениям:«Помощь себе», «Помощь другим», «Помощь природе».Ключевые слова: патриот, патриотизм, патриотическое воспитание, детский оздоровительный лагерь.

В государственной программе Правительства Российской Федерацииотмечается,что патриотическое воспитание,представляет собой «систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины» [1].Патриотическое воспитание является одним из приоритетных направлений в системе образования России, так как способствует формированию у молодежи высокого патриотическогосознания, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.Патриот –человек, любящий Родину, учащийся и трудящийся для ее развития и процветания и, в случае опасности, готовый защищать ее. Мы разделяем точку зрения И.И. Дереча, Е.В. Ворониной и вслед за ними считаем, чтопатриотизм –это чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с ее народом. Патриотизм включает чувство гордости за свое Отечество, малую родину[2].

Патриотическоевоспитание

этопроцесс взаимодействияпедагогов и школьников,направленныйнаформированиепатриотическогосознанияи ценностей,чувств и отношений,убежденийимотивов служенияОтечеству, вв условияхусвоенияшкольникамиопытапознавательнойдеятельности, эмоциональноценностныхотношений идейственнопрактическогоопыта в различных видахпатриотическиориентированнойактивности впроцессе внеклассной,учебнойивнеурочнойдеятельности. Очень важно, чтобы юные граждане Российской Федерации были не только патриотами, понастоящему любили свою Родину, но и овладевали определённым уровнем правосознания, позволяющим адекватно воспринимать существующие реалии. Именно осознанное восприятие гражданами своих неотъемлемых прав, неразрывно связанных с основными обязанностями перед обществом и государством, поднимает на новый уровень культуру социальнополитической жизни страны.Детский оздоровительный лагерь –это, прежде всего отдых ребёнка после напряжённого учебного года, общение со сверстниками, оздоровление, а также развитие и реализация творческих способностей. Также деятельность лагерядолжна быть направлена наформирование личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками,мотивами деятельности и поведения[3].Детский оздоровительный лагерь дает школьникувозможность открыть в себе положительные качества личности, ощутить значимость собственного «я»; осознать себя личностью, вызывающей положительную оценку в глазах других людей; повысить самооценку; выйти на новый уровень общения, где нет места агрессии и грубости; определить для себя нравственныеценности.Нравственные ценностиэто–предпочтения ( илиотвержения) определенных смыслов и построенных на их основе способов поведения.именно ценности мотивируют действия ипоступки человека [4]. В условиях детского оздоровительного лагеря уместно использовать технологии активного воспитания, которые позволяют формировать творческую активность, коммуникативные и организаторские умения, а так же инициируют формирование лидерских качеств, будущих граждан России[5].Деятельность в лагере, направленная на формирование у детей и подростков патриотических качеств личности, осуществляется по следующим направлениям «Помощь себе», «Помощь другим», «Помощь природе».Для реализации данных направлений целесообразно использовать интерактивные формы воспитания[6].Направление «Помощь себе»:Одной из составляющих гражданскопатриотической сформированности личности детей и подростков является способность к самоорганизации, самодисциплины, стремление улучшать и поддерживать свое здоровье. Данное направление включает в себя: утреннююгимнастику;комплекс единых педагогических требований по самообслуживанию, при дежурстве по столовой, выполнению распорядка дня;сочетание свободного выбора занятий и досуга, развлечений, познавательной деятельности, коллективных и индивидуальных форм деятельности;максимальное использование активной деятельности,физкультурнооздоровительной, экологической и творческой работы с детьми;обучение детей умению переносить физические нагрузки, оказание себе и другим первой медицинской помощи.

Направление «Помощь другим»:опирается на общечеловеческие ценности, ориентация на которые рождает в человеке добрые черты, высоконравственные потребности, активную позицию в общественной работе и помощи слабым, развивает дарования и склонности, предоставляет право выбора форм и содержания деятельности и возможность влиять на атмосферу и образ жизни человеческого общества.

Для реализации направления целесообразно использовать следующие формывоспитанияв детском оздоровительном лагере: коллективно творческое дело, мастерклассы, например, бумагопластика «В мире бабочек»;мастеркласс для детей, находящихся на стационарном лечении в больнице«Флористика. Цветочная композиция»;изготовление фоторамок из упаковочного материала для украшения интерьера, которые после можно подарить в детские дома, больницы, геронтологические центры идетям из отрядов;праздник «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались» для детейинвалидов;акция«Мы помним…», изготовление своими руками подарков ветеранам труда.Направление «Помощь природе». Учитывая, что экологическая культураявляется базовым компонентомв патриотическом воспитании детей и подростков, в лагере осуществляется направление «Помощь природе», которое знакомит детей с экологической грамотностью.Данное направление предполагает: экологические акции: уборка территории;экологические игры: «Твои соседи по планете»; «Такой знакомый мусор», «Экологические задачки»;экологические беседы: «Загрязнение —враг живого», «По лесам нашего края», «Лесные богатства, использование и охрана», «Красная книга нашего края», «Флористика и искусство составления букетов», «Природа и человек», «Правила сбора семян и лекарственных растений, составление гербария», «Правила поведения в лесу»;конкурсы экологических рисунков, аппликаций на тему о природе, различные конкурсы, например, конкурс «ЭКОМОДА» изделия из экологического мусора;конкурс поделок из природного материала «Природа и фантазия»;экскурсии: «Травы у нас под ногами», «Какую воду мы пьем (на очистные сооружения), «Древесные аллеи города» (по улицам города с рассказом о достопримечательностях города).В детском оздоровительном лагере можно реализовать программу направленную на формирование любви к своей малой родине, которая направлена на формирование гражданской идентичности школьников[7].В связи с годом экологии мы предлагаем на базе детского оздоровительного лагеря провести мероприятие «Лесная тропинка»: дети по отрядам выходят на станции. На каждом из них их ждет увлекательное задание, связанное с природой. Каждый отряд движется по своему маршруту. Весь путь детям сразу не известен. На каждой станции они узнают, что их ожидает впереди.Первая станция «Страна загадок». Детей встречает житель этой страны Шурале, который загадывает детямзагадки о лесе, цветах, животных, птицах, неживой природе.Вторая станция «Пословица недаром молвится».1) Детям дают начало пословицы, а они должны продолжить ее.2) Вспомнить и назвать как можно больше пословиц (поговорок), связанных с природой.–Апрель с водою, май с травою.

Солнце встанет, так и утро настанет.

Не всегда же ненастье, проглянет и красное солнышко.

Даст небо дождь, а земля —рожь.Третья станция «Поющая природа». На этом этапе отряд должен исполнить песню о природе или отрывки из песен, где встречаются слова, обозначающие живую и неживую природу.Четвертая станция «Кто где живет?».На асфальте нарисованы фигуры. в которых написаны слова: небо, озеро, льды, болото, лес, почва.Руководящий станцией называет животных и растения. Например: ворона, бурый медведь, кувшинка, цапля, панда,червь и т. д.Дети должны встать на ту фигуру, которая является домом названного обитателя. (Ворона небо; червь почва).Пятая станция «Лесной патруль». Дети должны выслушать рассказ и найти в нем ошибки поведения в лесу: Мы с друзьями уже целый месяц собирались съездить отдохнуть на природу. Мы взяли с собой все самые необходимые предметы. Громкими криками мы предупредили лес о нашем прибытии! По дороге мы нашли гнездо какойто птицы. Мы взяли одно яичко, чтобы рассмотреть хорошенько. Оно было нежноголубого цвета в крапинку. После мы положили яйцо обратно.Когда мы добрались до места нашего отдыха, тотчас решили разжечь костер. Для этого мы наломали веток. Перед тем как отправиться домой, Боря выбросил банки и полиэтиленовые пакеты, сказав: «Микробы ихвсе равно разрушат!». Догорающий костер смотрел нам вслед.На шестой станции «Айболит» детям предлагается поработать с лекарственными растениями. Для этой встречи Айболит приготовил следующие вопросы: Отвар из листьев какого обжигающего растения останавливает кровотечение. (Крапива) Плоды какого фрукта являются источником витамина С? (Любой цитрусовый: лимон, апельсин). Какое лекарственное растение растет у дорог, а его листья заживляют раны. (Подорожник). Айболит просит у детей подсказать, какие лекарственные растения окружают территорию детского лагеря, какую они имеют лекарственную способность.

На седьмой станции «Белочка» предлагается назвать грибы, которые дети знают, а также

узнать по фотографиям ядовитые грибы, ягоды,произрастающие в данной местности., например: Какой гриб самый ядовитый? (Бледная поганка);Какие ягоды ядовиты? (Вороний глаз, волчье лыко.) Чем ценны плоды шиповника? (в них много витамина С)На последней станциидети рисуют плакаты о защите природы. Затем вывешивают их, чтобы все могли полюбоваться ими. Днем в отрядах можно провести конкурс рисунков или конкурс поделок из природного материала (это не должны быть листья, зеленые ветки, цветы, их можно использовать в том случае, если они отпали естественным путем).Мы считаем, что патриотическое воспитание в детском оздоровительном лагере будет осуществляться более успешно, если будет,организована воспитательная работа с детьми по направлениям: «Помощь себе», «Помощь другим», «Помощь природе».Для реализации данных направлений целесообразно использовать активныеформы воспитания.

Ссылки на источники1.Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 2020 годы / Государственная программа (утв. Распоряжением Правительства РФ № 1493 от 30 декабря 2015 г.). [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http: // www. ed. gov.ru / ntp / fp / part 2.Дереча И.И., Воронина Е.В. Патриотическое воспитание подростков во внеучебной деятельности. М.: БИБЛИОГЛОБУС, 2017. —120 c.3.Слизкова Е.В., Дереча И.И. Подготовка бакалавров к организации летней педагогической практики в детских оздоровительных лагерях. Вестник Оренбургского государственного университете (ОГУ) , №4.(192), 25 апреля 2016. С.2934.4.Дереча И.И. Педагогическая поддержка нравственного выбора старшеклассников в образовательном процессе школы // Современные научные исследования. Выпуск 1.Концепт.2013.ART53252.URL:http:// ekoncept.ru/article/625/ Гос.рег.Эл № ФС7749965.USSN2304120X.[Дата обращения 10.04.2017].5.Дереча И.И., Гоферберг А.В.Электронное учебнометодическое пособие «Технологии организации воспитательного процесса» .Хроники объединенного фонда электронных ресурсов Наука и образование .2013.№5(48).С.49.6.Дереча И.И, Кунгурова И.М. Совершенствование самостоятельнойработы студентов в процессе изучения педагогических дисциплин//Интернетжурнал «Науковедение»,2014 №(4)[Электронный ресурс] М.: Науковедение, 2014Режим доступа: http://naukovedenie.ru/sbornik4/23.pdf,[Дата обращения 12.04.2017].7.

Дереча И.И., Баранова Е.А. Формирование гражданской идентичности у подростков // Педагогика и педагогический процесс: современные тенденции и перспективы развития. Сборник научных трудовпо материалам IМеждународной научнопрактической конференции. Казань, 2016. С.210222.