Методические рекомендации по формированию грамматических навыков с помощью игры в средних классах
Выпуск:
ART 970878
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Шлаева
М.
В. Методические рекомендации по формированию грамматических навыков с помощью игры в средних классах // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2017. – Т. 39. – С.
2756–2760. – URL:
http://e-koncept.ru/2017/970878.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам формирования грамматических навыков на уроке немецкого языка в средних классах. Авторами предложены методические рекомендации по проведению игр на уроке иностранного языка.
Текст статьи
Шлаева Мария Викторовна,студентка 5 курса факультета иностранных языков ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск,maria.schlaewa@yandex.ru
Методические рекомендации по формированию грамматических навыков спомощью игры в средних классах
Аннотация.Статья посвящена вопросам формирования грамматических навыков на уроке немецкого языка в средних классах. Авторами предложены методические рекомендации по проведению игр на уроке иностранного языка. Ключевые слова: грамматика, навык, методика, грамматическая игра, речевой образец.
Грамматика как один из главных аспектов языка, с чьей помощью обеспечивается формирование умений говорения, во все времена находилась в центре научных споров, дискуссий о ее месте, роли и значении при обучении иностранным языкам.Обучение грамматике иностранного языка помогает учащимся лучше изучить грамматический строй родного языка, развить логическое мышление, наблюдательность, способность к анализу и общение, то есть в процессе ее изучения реализуются практические, развивающие, образовательные и воспитательные цели обучения.Важное значение в формировании грамматического навыка имеют игры, которые способствуют развитию речевой деятельности обучающихся. Овладение правильной, грамматически оформленной речью имеет большое значение, именно грамматика помогает оформить мысли, делает речь организованной и понятной для окружающих людей. Учащиеся применяют осваиваемый языковой материал в ситуациях, характерных для окружающей их действительности. В настоящее время разработаны различные методические пособия, которые предлагают большое разнообразие грамматических игр для уроков иностранного языка.Игру считают одним из главных инструментов преподавания иностранного языка, который включает мыслительную деятельность обучаемых, позволяет сделать учебный процесс более привлекательным и интересным для учащихся, заставляет соревноваться и переживать, что мотивирует ребенка к овладению языком.Методисты отмечают богатые обучающие возможности игры. При овладении немецким языком, видоизменяя игровуюситуацию в процессе обучения, возникают условия для автоматизации запоминания языкового материала, которые способствуют общему развитию обучающегося, а также развитию слуха, памяти, внимания и умения общаться.Как правило, грамматические игры преследуют следующие основные цели:1. научить учащихся употреблять речевые образцы, которые могут содержать некоторые грамматические трудности;2. создать жизненную ситуацию для употребления данного речевого образца;3. развить речевую активность и самостоятельность учащихся. [2].По мнению Е. И. Пассова, игры по своему характеру должны соответствовать реальным свойствам процесса коммуникации. Для того чтобы игровое упражнение являлось не только грамматическим, но также и коммуникативным, оно должно:1. быть ситуативным: состоять из ряда однотипных речевых ситуаций, которые содержат автоматизируемый грамматический знак или структуру;2. быть жизненным в каждом из своих элементов: элементы упражнения должны быть типичными для данного вида коммуникации вариантами речевых ситуаций;3. обеспечить ответные действия обучающегося по отношению к материалу, выполняться в связи с наличием определенной коммуникативной задачи, адекватной задаче говорящего;4. исключить необходимость грамматической рефлексии: внимание говорящего должно быть направлено на то, что сказать и зачем сказать; то, как сказать усваивается непроизвольно, благодаря определенным упражнениям;5. исключить возможность переключения сознания на родной язык;6. обеспечить безошибочность выполнения упражнения, так как успех выполнения действия –это основа прочного навыка, а постоянные ошибки в речи не являются положительным подкреплением, в результате чего динамический стереотип не образуется [4].Прежде чем рассматривать рекомендации по формированию грамматическихнавыков, необходимо обратить внимание на возрастные и психологические особенности подросткового возраста.В этом возрасте воображение, внимание и память уже приобретают самостоятельность. Каждый подросток может сам выбирать, какая из функций является для него наиболее значимой.Рассмотрим особенности развития основных функций.Внимание. В то время как у младшего школьника преобладает непроизвольное внимание, определяющее работу учителя с классом, у подростка развито умение управлять своим вниманием. Нарушения дисциплины в классе носят скорее социальный характер, а не определяются особенностями внимания.Подросток способен концентрировать внимание в интересной для него деятельности: в спорте, где он может добиться больших достижений, в трудовой деятельности, где он может сосредоточиться на выполнение определенной работы, в общении, где его наблюдательность может превзойти наблюдательность взрослых. Внимание подростка становится легко управляемым,контролируемым процессом и увлекательной деятельностью.На уроках в школе внимание подростков необходимо контролировать учителем –длительная учебная деятельность вдохновляет подростка на поддержание произвольного внимания. В педагогическом процессе отработаны приемы поддержания непроизвольного внимания и организации произвольного. Учитель может использовать познавательные интересы, эмоциональные факторы, постоянную готовность обучающегося воспользоваться случаем и утвердить себя среди товарищей в удобной для этой ситуации.Память. Подросток способен управлять своим произвольным запоминанием. В его возрасте память перестраивается, переходя от доминирования механического запоминания к смысловому. Сама же смысловая память приобретает опосредованный, логический характер, включается также мышление. Вместе с формой изменяется и содержание запоминаемого. Абстрактный материал запоминается более доступно. Память работает на опосредованных знаковых системах речи.Воображение. У подростка воображение превращается в самостоятельную внутреннюю деятельность. Он может проигрывать мыслительные задачи с математическими знаками, может оперировать значениями и смыслами языка, соединяя две функции: воображение и мышление. Также подросток может создавать свой воображаемый мир особых отношений с людьми, мир, где он переживает одни и те же сюжеты и чувства до тех пор, пока не решит свои внутренние проблемы.Реальность такого мира субъективна это всего лишь его реальность. События, происходящие здесь, опосредованы образами и знаками из реальности общечеловеческой культуры. Конечно, они воздействуют на личность подростка со всей определенностью. Но он по своей воле управляет своим внутренним миром. Мир воображения –особый мир. Подросток, владея своим воображением, властвует над временем, свободен от причинноследственных связей, существующих в реальном пространстве социальных отношений людей, имеет свободную обратимость в пространстве. Свобода действий во внутреннем, психологическом пространстве развивает подростка. Воображение может обогатить его внутреннюю жизнь, может измениться и стать подлинной творческой силой, а также может прийти в упадок и лишить подростка полета фантазий и творчества [3].В процессе применения игрового приема на уроке иностранного языка в работу должны быть вовлечены в той или иной мере все учащиеся. С этой цельюполезно использовать технологии, позволяющие включить всех учащихся в процесс игры.Существуют следующие требования к организации грамматических игр на уроках немецкого языка:1. игра не должна быть образцом для механического подражания. Это образец творчества.2. учитель представляет оригинальный образец иностранной речи, который должен побуждать детей быть самостоятельными.3. вигре не пользуются системы оценок, ошибка в речевом действии должна приводить к проигрышу в игре.4. формулировка игровой ситуации, правила игры, рассказ о том, что получается в результате, должны даваться на родном языке.5. игра должна вызвать эмоциональный интерес, желание как можно скорее включиться в нее.Выделяюттри способа общения во время игры: 1. интеракционный, при котором происходит взаимодействие преподавателя и учеников в рамках игровой деятельности. 2. перцептивный, когда обучающий и обучаемый воспринимаются как индивиды, благодаря чему асимметричные отношения сменяются симметричными.3. информационный, когда преподаватель и обучаемые обмениваются своими мыслями и чувствами, а усвоение слов и грамматических структур становится фоном.Учитель должен полно и детально представлять себе организацию и проведение занятия, что предполагает: 1. постановку целей и работу над ними. 2. отбор содержания, форм и средств работы.3. продумывание способов организации деятельности. 4. логическое построение деятельности и планирование действий во времени. 5. прогнозирование характера протекания деятельности, предположение о возможных трудностях и проблемах, выбор путей по их преодолению и устранению.В структуре учебного процесса на основе грамматической игры можно выделить четыре этапа.1. Ориентация. Первый этап связан с ознакомлением обучающихся с грамматическим материалом. Учитель представляет изучаемую грамматическую конструкцию, знакомит с основными представлениями, которые в ней используются. Далее он дает характеристику имитации и игровых правил, обзор общего хода игры.2. Подготовка к проведению.Учитель излагает сценарий, останавливаясь на игровых задачах, правилах, ролях, игровых процедурах, примерном типе решений в ходе игры. После распределения ролей между участниками проводится пробный «прогон» игры в сокращенном виде.3. Проведение игры.Учитель организует проведение самой игры, по ходу дела фиксируя следствия игровых действий (следит за правильностью употребления учащимися грамматического правила), разъясняет неясности и т. д.4. Обсуждение игры.Учитель проводит обсуждение, в ходе которого дается описательный обзорхарактеристика «событий» игры и их восприятия участниками, возникавших по ходу дела трудностей, ошибок, побуждает детей к анализу проведенной игры. Особое внимание при этом нередко уделяется сопоставлению имитации с соответствующей областью реального мира, установлению связи содержания игры с содержанием грамматического материала. Одним из результатов обсуждения может быть и пересмотр игры, сбор предложений по внесению в нее поправок, изменений.В соответствии с примерной рабочей программой по иностранным языкам, учащимся 6 класса необходимо планировать достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучения. Процесс обучения грамматической стороне речи предполагает достижение следующих результатов:Личностные результаты:–совершенствование коммуникативной и общей речевой культуры, совершенствование приобретенных иноязычных коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении, письменной речи и языковых навыков;–достижение уровня иноязычной коммуникативной компетенции (речевой, социокультурной, компенсаторной и учебнопознавательной).Метапредметные результаты:–формирование самоконтроля, самоанализа и самооценки;–формирование готовности и способности вести грамотносформированный диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.Предметные результаты:–грамотней оформлять свою речь в ходе решения как уже известных, так и новых коммуникативных задач, пользуясь всеми основными типами немецкого простого предложения: утверждением, вопросом, возражением, восклицанием;–расширить представление и развивать знания о некоторых основополагающих языковых правилах / закономерностях, к примеру: о порядке слов в немецком предложении, о наличии глаголасвязки, артикля, об отрицаниях „nicht“ и „kein“, о слабых и некоторых сильных глаголах в настоящем времени (Präsens) и прошедшем разговорном (Perfekt) и др;–запрашивать информацию с помощью вопросительных предложений с вопросительными словами: „Wer? Was? Wie? Wo? Wohin? Wann?“;–о чемто просить (с помощью повелительных предложений) [1]. Таким образом, применение грамматических игр на уроках иностранного языка необходимо, т. к. именно игры поддерживают внимание и интерес на уроке, развивают абстрактное мышление, творческие способности учащихся. На уроке учителю необходимо создавать различные коммуникативные и условнокоммуникативные ситуации для закрепления грамматических навыков, т. е. ознакомить учащихся с грамматическим материалом, провести тренировку и выход в речь этого материала. Использование предложенного комплекса методических рекомендации в практическом обучении обеспечит результативность и эффективность обучения грамматической стороне речи при использовании коммуникативных грамматических игр на уроке немецкого языка.
Ссылки на источники1.Бим, И. Л. Программы общеобразовательных учреждений. Немецкий язык. 59 классы / И. Л. Бим. –М.: Просвещение, 2010г. –145 с.2.Конышева, А. В. Игровой метод в обучении иностранному языку / А. В. Конышева. –СПб.: КАРО, 2006. –87 с.3.Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В. С. Мухина. –М.: Академия, 2009. –301 с.4.Пассов, Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению / Е. И. Пассов. –М.: Просвещение, 1985. –204 с.
Методические рекомендации по формированию грамматических навыков спомощью игры в средних классах
Аннотация.Статья посвящена вопросам формирования грамматических навыков на уроке немецкого языка в средних классах. Авторами предложены методические рекомендации по проведению игр на уроке иностранного языка. Ключевые слова: грамматика, навык, методика, грамматическая игра, речевой образец.
Грамматика как один из главных аспектов языка, с чьей помощью обеспечивается формирование умений говорения, во все времена находилась в центре научных споров, дискуссий о ее месте, роли и значении при обучении иностранным языкам.Обучение грамматике иностранного языка помогает учащимся лучше изучить грамматический строй родного языка, развить логическое мышление, наблюдательность, способность к анализу и общение, то есть в процессе ее изучения реализуются практические, развивающие, образовательные и воспитательные цели обучения.Важное значение в формировании грамматического навыка имеют игры, которые способствуют развитию речевой деятельности обучающихся. Овладение правильной, грамматически оформленной речью имеет большое значение, именно грамматика помогает оформить мысли, делает речь организованной и понятной для окружающих людей. Учащиеся применяют осваиваемый языковой материал в ситуациях, характерных для окружающей их действительности. В настоящее время разработаны различные методические пособия, которые предлагают большое разнообразие грамматических игр для уроков иностранного языка.Игру считают одним из главных инструментов преподавания иностранного языка, который включает мыслительную деятельность обучаемых, позволяет сделать учебный процесс более привлекательным и интересным для учащихся, заставляет соревноваться и переживать, что мотивирует ребенка к овладению языком.Методисты отмечают богатые обучающие возможности игры. При овладении немецким языком, видоизменяя игровуюситуацию в процессе обучения, возникают условия для автоматизации запоминания языкового материала, которые способствуют общему развитию обучающегося, а также развитию слуха, памяти, внимания и умения общаться.Как правило, грамматические игры преследуют следующие основные цели:1. научить учащихся употреблять речевые образцы, которые могут содержать некоторые грамматические трудности;2. создать жизненную ситуацию для употребления данного речевого образца;3. развить речевую активность и самостоятельность учащихся. [2].По мнению Е. И. Пассова, игры по своему характеру должны соответствовать реальным свойствам процесса коммуникации. Для того чтобы игровое упражнение являлось не только грамматическим, но также и коммуникативным, оно должно:1. быть ситуативным: состоять из ряда однотипных речевых ситуаций, которые содержат автоматизируемый грамматический знак или структуру;2. быть жизненным в каждом из своих элементов: элементы упражнения должны быть типичными для данного вида коммуникации вариантами речевых ситуаций;3. обеспечить ответные действия обучающегося по отношению к материалу, выполняться в связи с наличием определенной коммуникативной задачи, адекватной задаче говорящего;4. исключить необходимость грамматической рефлексии: внимание говорящего должно быть направлено на то, что сказать и зачем сказать; то, как сказать усваивается непроизвольно, благодаря определенным упражнениям;5. исключить возможность переключения сознания на родной язык;6. обеспечить безошибочность выполнения упражнения, так как успех выполнения действия –это основа прочного навыка, а постоянные ошибки в речи не являются положительным подкреплением, в результате чего динамический стереотип не образуется [4].Прежде чем рассматривать рекомендации по формированию грамматическихнавыков, необходимо обратить внимание на возрастные и психологические особенности подросткового возраста.В этом возрасте воображение, внимание и память уже приобретают самостоятельность. Каждый подросток может сам выбирать, какая из функций является для него наиболее значимой.Рассмотрим особенности развития основных функций.Внимание. В то время как у младшего школьника преобладает непроизвольное внимание, определяющее работу учителя с классом, у подростка развито умение управлять своим вниманием. Нарушения дисциплины в классе носят скорее социальный характер, а не определяются особенностями внимания.Подросток способен концентрировать внимание в интересной для него деятельности: в спорте, где он может добиться больших достижений, в трудовой деятельности, где он может сосредоточиться на выполнение определенной работы, в общении, где его наблюдательность может превзойти наблюдательность взрослых. Внимание подростка становится легко управляемым,контролируемым процессом и увлекательной деятельностью.На уроках в школе внимание подростков необходимо контролировать учителем –длительная учебная деятельность вдохновляет подростка на поддержание произвольного внимания. В педагогическом процессе отработаны приемы поддержания непроизвольного внимания и организации произвольного. Учитель может использовать познавательные интересы, эмоциональные факторы, постоянную готовность обучающегося воспользоваться случаем и утвердить себя среди товарищей в удобной для этой ситуации.Память. Подросток способен управлять своим произвольным запоминанием. В его возрасте память перестраивается, переходя от доминирования механического запоминания к смысловому. Сама же смысловая память приобретает опосредованный, логический характер, включается также мышление. Вместе с формой изменяется и содержание запоминаемого. Абстрактный материал запоминается более доступно. Память работает на опосредованных знаковых системах речи.Воображение. У подростка воображение превращается в самостоятельную внутреннюю деятельность. Он может проигрывать мыслительные задачи с математическими знаками, может оперировать значениями и смыслами языка, соединяя две функции: воображение и мышление. Также подросток может создавать свой воображаемый мир особых отношений с людьми, мир, где он переживает одни и те же сюжеты и чувства до тех пор, пока не решит свои внутренние проблемы.Реальность такого мира субъективна это всего лишь его реальность. События, происходящие здесь, опосредованы образами и знаками из реальности общечеловеческой культуры. Конечно, они воздействуют на личность подростка со всей определенностью. Но он по своей воле управляет своим внутренним миром. Мир воображения –особый мир. Подросток, владея своим воображением, властвует над временем, свободен от причинноследственных связей, существующих в реальном пространстве социальных отношений людей, имеет свободную обратимость в пространстве. Свобода действий во внутреннем, психологическом пространстве развивает подростка. Воображение может обогатить его внутреннюю жизнь, может измениться и стать подлинной творческой силой, а также может прийти в упадок и лишить подростка полета фантазий и творчества [3].В процессе применения игрового приема на уроке иностранного языка в работу должны быть вовлечены в той или иной мере все учащиеся. С этой цельюполезно использовать технологии, позволяющие включить всех учащихся в процесс игры.Существуют следующие требования к организации грамматических игр на уроках немецкого языка:1. игра не должна быть образцом для механического подражания. Это образец творчества.2. учитель представляет оригинальный образец иностранной речи, который должен побуждать детей быть самостоятельными.3. вигре не пользуются системы оценок, ошибка в речевом действии должна приводить к проигрышу в игре.4. формулировка игровой ситуации, правила игры, рассказ о том, что получается в результате, должны даваться на родном языке.5. игра должна вызвать эмоциональный интерес, желание как можно скорее включиться в нее.Выделяюттри способа общения во время игры: 1. интеракционный, при котором происходит взаимодействие преподавателя и учеников в рамках игровой деятельности. 2. перцептивный, когда обучающий и обучаемый воспринимаются как индивиды, благодаря чему асимметричные отношения сменяются симметричными.3. информационный, когда преподаватель и обучаемые обмениваются своими мыслями и чувствами, а усвоение слов и грамматических структур становится фоном.Учитель должен полно и детально представлять себе организацию и проведение занятия, что предполагает: 1. постановку целей и работу над ними. 2. отбор содержания, форм и средств работы.3. продумывание способов организации деятельности. 4. логическое построение деятельности и планирование действий во времени. 5. прогнозирование характера протекания деятельности, предположение о возможных трудностях и проблемах, выбор путей по их преодолению и устранению.В структуре учебного процесса на основе грамматической игры можно выделить четыре этапа.1. Ориентация. Первый этап связан с ознакомлением обучающихся с грамматическим материалом. Учитель представляет изучаемую грамматическую конструкцию, знакомит с основными представлениями, которые в ней используются. Далее он дает характеристику имитации и игровых правил, обзор общего хода игры.2. Подготовка к проведению.Учитель излагает сценарий, останавливаясь на игровых задачах, правилах, ролях, игровых процедурах, примерном типе решений в ходе игры. После распределения ролей между участниками проводится пробный «прогон» игры в сокращенном виде.3. Проведение игры.Учитель организует проведение самой игры, по ходу дела фиксируя следствия игровых действий (следит за правильностью употребления учащимися грамматического правила), разъясняет неясности и т. д.4. Обсуждение игры.Учитель проводит обсуждение, в ходе которого дается описательный обзорхарактеристика «событий» игры и их восприятия участниками, возникавших по ходу дела трудностей, ошибок, побуждает детей к анализу проведенной игры. Особое внимание при этом нередко уделяется сопоставлению имитации с соответствующей областью реального мира, установлению связи содержания игры с содержанием грамматического материала. Одним из результатов обсуждения может быть и пересмотр игры, сбор предложений по внесению в нее поправок, изменений.В соответствии с примерной рабочей программой по иностранным языкам, учащимся 6 класса необходимо планировать достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучения. Процесс обучения грамматической стороне речи предполагает достижение следующих результатов:Личностные результаты:–совершенствование коммуникативной и общей речевой культуры, совершенствование приобретенных иноязычных коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении, письменной речи и языковых навыков;–достижение уровня иноязычной коммуникативной компетенции (речевой, социокультурной, компенсаторной и учебнопознавательной).Метапредметные результаты:–формирование самоконтроля, самоанализа и самооценки;–формирование готовности и способности вести грамотносформированный диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.Предметные результаты:–грамотней оформлять свою речь в ходе решения как уже известных, так и новых коммуникативных задач, пользуясь всеми основными типами немецкого простого предложения: утверждением, вопросом, возражением, восклицанием;–расширить представление и развивать знания о некоторых основополагающих языковых правилах / закономерностях, к примеру: о порядке слов в немецком предложении, о наличии глаголасвязки, артикля, об отрицаниях „nicht“ и „kein“, о слабых и некоторых сильных глаголах в настоящем времени (Präsens) и прошедшем разговорном (Perfekt) и др;–запрашивать информацию с помощью вопросительных предложений с вопросительными словами: „Wer? Was? Wie? Wo? Wohin? Wann?“;–о чемто просить (с помощью повелительных предложений) [1]. Таким образом, применение грамматических игр на уроках иностранного языка необходимо, т. к. именно игры поддерживают внимание и интерес на уроке, развивают абстрактное мышление, творческие способности учащихся. На уроке учителю необходимо создавать различные коммуникативные и условнокоммуникативные ситуации для закрепления грамматических навыков, т. е. ознакомить учащихся с грамматическим материалом, провести тренировку и выход в речь этого материала. Использование предложенного комплекса методических рекомендации в практическом обучении обеспечит результативность и эффективность обучения грамматической стороне речи при использовании коммуникативных грамматических игр на уроке немецкого языка.
Ссылки на источники1.Бим, И. Л. Программы общеобразовательных учреждений. Немецкий язык. 59 классы / И. Л. Бим. –М.: Просвещение, 2010г. –145 с.2.Конышева, А. В. Игровой метод в обучении иностранному языку / А. В. Конышева. –СПб.: КАРО, 2006. –87 с.3.Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В. С. Мухина. –М.: Академия, 2009. –301 с.4.Пассов, Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению / Е. И. Пассов. –М.: Просвещение, 1985. –204 с.