Факторы, влияющие на формирование девиантного поведения подростков в благополучных семьях

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Смирнова М. В. Факторы, влияющие на формирование девиантного поведения подростков в благополучных семьях // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 2951–2955. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970917.htm.
Аннотация. В статье раскрывается сущность понятий «девиантное поведение», «благополучная семья». Анализируются различные классификации факторов девиатного поведения. Исследуются факторы, которые влияют на формирование девиантного поведения подростков из благополучных семей. Подтверждается склонность подростков из благополучных семей к девиантному поведению при условии нарушения взаимоотношений в семье.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Смирнова Мария Вячеславовна,магистрант«Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых», г. Владимирmariyasmirnova.94@mail.ru

Научный руководитель: ПоповВиктор Алексеевич,доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной педагогики и психологии «Владимирскогогосударственногоуниверситета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых», г. Владимир

Факторы, влияющие на формирование девиантного поведения подростков в благополучных семьях

Аннотация. В статье раскрывается сущность понятия «девиантное поведение», «благополучная семья».Анализируются различные классификации факторов девиатного поведения. Исследуются факторы, которые влияют на формирование девиантного поведения подростков из благополучных семей. Подтверждается склонность подростков из благополучных семей к девиантному поведению при условии нарушения взаимоотношений в семье.Ключевые слова:девиантное поведение, факторы девиантного поведения, благополучные семьи.

Одним из важнейших факторов обучения моральным ценностям и поведенческим нормам служит семья. Когда ребенок социализируется в условиях счастливой, крепкой и здоровой семьи, он развивается как уверенная в себе личность, воспринимающая нормы окружающей культуры как справедливые и само собой разумеющиеся. Ребенок ориентирован определенным образом на свое будущее. Если семейная жизнь в чемто неудовлетворительна, присутствуютпробелыв воспитании, происходит затруднения в усвоении норм, формируетсяотклоняющееся поведение. Многочисленные исследования молодежной преступности показали, что около 85% молодых людей с отклоняющимся поведением воспитывались в неблагополучных семьях. Однако существуют случаи проявления отклоняющегося поведения в благополучных семьях. Дело в том, что семья –это не единственный (хотя и важнейший) институт в обществе, участвующий в социализации личности. Нормы, воспринятые с детства, могут быть пересмотрены или отброшены в ходе взаимодействия с окружающей действительностью, в частности с социальным окружением [6].Взаимосвязь общества и семьи в формировании личности детей и подростков рассматривается в трудах отечественных и зарубежных исследователей, таких как: В.Г. СоловьянюкКротова, Ю.И. Клейберг, Е.В. Змановская, В.М. Целуйко,А. Коэн и ряда других, которые указывают, что семье приходится преодолевать многочисленные сложности своего функционирования, которые вызваны негативными процессами в развитии общества. Благополучное протекание подросткового возраста во многом зависит от того, насколько полно эти функции реализуются. При определенных нарушениях во взаимодействиимежду подростком и семьей реализация может давать «сбои», что способно повлечь за собой различные по тяжести и последствиям дезадаптивные состояния.Приведем краткий анализ наиболее актуальных исследовательских точек зрения в отношении определения сущности девиантного поведения. Согласно взглядамЕ.В. Змановской, девиантное поведение –это поведение, отклоняющееся от норм [1]. В более узком смысле дает определение девиантного поведенияИ.С. Кон. Он понимает под девиантным поведением систему поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры и морали.По мнению В.Г. СоловьянюкКротовой девиантное поведение –это результат личностного выбора индивидом не одобряемого социальным окружением способа удовлетворения возникающей потребности [5].Таким образом, анализируя и обобщая различные точки зрения, можно сделать вывод о содержании понятия девиантное поведение, определив его как результат личностного выбора индивидом поведения, не удовлетворяющего общественным нормам.Существует несколько классификаций факторовотклоняющегося поведения. Так например, Л.Б. Шнейдер выделяет конкретные причины девиантного поведения: стремление получить сильные впечатления; заболевание ребенка; повышенная возбудимость, неумение контролировать себя; неблагополучная ситуация в семье; стремление к самостоятельности и независимости; недостаток знаний родителей о том, как справиться с трудной педагогической ситуацией; отставание в учебе; пренебрежение со стороны сверстников; непонимание взрослыми трудностей детей; недостаточная уверенность ребенка в себе; примеры насилия, жестокости, безнаказанности, полученные из СМИ; неполные семьи и др. [7].Среди факторовдевиантного поведения многие исследователи выделяют наследственность, социальную среду, обучение, воспитание и, наконец, социальную активность самого человека. Все эти факторы оказывают воздействие в прямой или косвенной форме, однако нет прямой зависимости между их негативными последствиями и характером поведения ребенка[4]. Поэтому Ю.А. Клейберг выделяет только три основных фактора:биологический, психологический и социальный.Биологический выражается в физиологических особенностях подростка, т.е. в неустойчивости жизненно важных систем организма (в первую очередь нервной системы).Психологический заключается в особенностях темперамента, акцентуаций характера, что влечет за собой повышенную внушаемость, быстрое усвоение асоциальных установок, склонность к «уходам» от трудных ситуаций или полное подчинение им.Социальный фактор отражает взаимодействие подростка с социумом (семья, школа, другое окружение) [2].Под социальным благом следует понимать все то, что позволяет поддерживать необходимый уровень и качество жизни через удовлетворение потребностей. Уровень жизни включает уровень реального дохода на каждого члена семьи, уровень и структуру потребления продовольственных и непродовольственных товаров и услуг, уровень и динамику цен на основные предметы потребления, плату за квартиру, коммунальные и транспортные услуги, продолжительность рабочего дня и рабочей недели, жилищные условия, объем выплат и льгот из государственных фондов, уровень образования, медицинского обслуживания, среднюю продолжительность жизни и пр.К социально благополучным семьям в психологопедагогической литературе, как правило, относят гармоничные и педагогически компетентные семьи. Р.В. Овчарова выделяет следующие типы гармоничных семей: 1) педагогически талантливая семья; 2) семья, требующая лишь редких консультаций, периодической помощи, поддержки и одобрения [6]. Г.А. Карпова, обращаясь к благополучным семьям, характеризует их как материально обеспеченные, полносоставные, с благоприятным нравственным и эмоциональным климатом, высокой педагогической культурой родителей [3].С целью выявить факторы, влияющие на формирование девиантного поведения подростков из благополучных семей, нами было проведено исследование среди учащихся6 классовв количестве 32 человек, 16 подростков из благополучных семей и 16 –из неблагополучных.Методами исследования являлись: контентанализ личных дел подростков, анкетирование «Взаимоотношение в семье», тестирование «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (А.Н. Орел).Контентанализ личных дел подростковпозволил определить категорию подростков из неблагополучных семей по следующим параметрам:низкий материальный доход, низкий социальный статус, скрытые или явные дефекты воспитания.По результатам теста «Склонность к отклоняющемуся поведению» А.Н.Орла были полученные следующие результаты. Нарушение дисциплины наблюдается как у подростков из благополучных семей(53%), так и из неблагополучных(64%). Большинство тех, кто прогуливает уроки,–учащиеся из неблагополучных семей, но данный факт отмечается и среди благополучных подростков (35%). Необходимоотметить, что несколько подростков из благополучных семей склонны к делинквентному поведению (6%), чего не наблюдается у респондентов их неблагополучных семей. А нонкомформистские установки наоборот характерны для подростков из неблагополучных семей(21%). Вспышки агрессии возникаютв обеих группах респондентов. У чуть более половины подростков из благополучных семей (52%) агрессивность проявляется в ответ на встречную агрессию. 26% испытуемыхсклонны к периодическим вспышкам агрессии. Околополовина испытуемых из неблагополучных семей (47%) склонны к периодическим вспышкам агрессии и насилия.Данные представлены на рисунке 1.

Рис.1.Сравнительный анализ результатов диагностики склонности к отклоняющемуся поведению

0%10%20%30%40%50%60%70%подростки из благоплучных семейподростки из неблагополучных семейАнкета «Взаимоотношение в семье» показала, что 88%подростков из благополучных семей считают взаимоотношение в семье хорошими,12% –плохими. В неблагополучных семьях большинство отмечаетплохие(42%)и не очень хорошие(56%) отношения.83% подростков из благополучных семей ответили в анкете, что их семья дружная,в сравнении с ответами 27% –из неблагополучных семей.Основныетрадиции в семьях –семейныепраздники, подарки друг другу,совместное проведение свободного времени. При этомпоследняя традиция наиболее выражена в благополучных семьях(64%), чем в неблагополучных(16%).Данные представлены на рисунке 2.

Рис.2.Сравнительный анализ результатов анкеты «Взаимоотношение в семье»

В неблагополучных семьях все вместе собираются редко, по сравнению с благополучными. При этом в благополучных семьях есть те, которые тоже редко или только по выходным проводят времявместе (24%).Многие семьи, собравшись вместе, занимаются семейнобытовымтрудом(39%), обсуждают вопросы учебы(34%), также занимаются каждый своим делом(40%), делятся впечатлениями о прожитом дне(30%). Подростки из неблагополучных семей не отметили, что вместе с семьей проводят досуг. Немногие как из благополучных(22%), так и из неблагополучных (14%) семей решают сообща жизненные проблемы.Во многих семьях ссоры и конфликты обусловлены непониманием членами семьи друг другом, а также нарушением этики взаимоотношений.Наиболее распространенный способ разрешение конфликтов, как в благополучных семьях, так и в неблагополучных –примирение. 83% благополучных семейобсуждают ситуации и принимают обоюдное решение, в неблагополучных к этому прибегают 22%опрошенных.Многие подростки из неблагополучных семей относятся безразлично к семейным конфликтам (53%), при этом 38%из благополучных семей пытаются помирить родителей. Также в неблагополучных семьях есть тенденция ухода подростка из дома(24%). Некоторые становятся озлобленными, количество испытуемых из неблагополучных семей выше(37%). Меньше половины переживают и плачут(33%). Почти одинаковое количество учащихся пытаются найти поддержку в других людях(27%).

Данные представлены на рисунке 3.0%10%20%30%40%50%60%70%80%90%100%подростки из благополучных семейподростки из неблагополучных семей

Рис.3.Сравнительный анализ результатов анкеты «Взаимоотношение в семье»

Таким образом, у подростков из благополучных семей наблюдается нарушение дисциплины (53%),периодические вспышки агрессии (26%), склонностьк делинквентному поведению(6%). В целом подростки оценивают взаимоотношения в семье, как «хорошие», однако отмечается в ответах и отрицательные характеристики: «плохиеотношения», «не совсем дружная семья».Анализ результатов указал на необходимость проведения работы по предупреждению возникновения девиантного поведения среди подростков.Профилактическая работадолжна быть направлена на формированиеадекватной самооценки, навыков самопознания, самовоспитания, здорового образа жизниу учащихся.Работу целесообразно проводить и с родителями, которая заключается в восстановлении и усилении воспитательного потенциала семьи, организации рациональнойдеятельности ребенка.

Ссылки на источники1.Змановская Е.В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения: Учеб. пособие для студ.высш. учеб. заведений. 2е изд., испр. М.: Издательский центр "Академия", 2004. 288 с.2.Клейберг Ю.А. Практикум по девиантологии. —СПб.: Речь, 2007.3.Ломброзо, Ч.Гениальность и помешательство / Под ред. К. Тетюшинова. –М.: Рипол Классик, 2006. –400 с.4.Отклоняющееся поведение молодежи: унификация понятийнотерминологического аппарата: Социальнопедагогический и психологический словарь / Под общ. ред. В.А. Попова. –4е изд., испр. и доп. –Владимир: ВГГУ, 2010. –264 с.5.СоловьянюкКротова В.Г. Стратегии профилактики девиантного поведения старшеклассников // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». –2010. –№26.Целуйко, В.М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей. –М.: Издво ВЛАДОСПРЕСС, 2003. –232с.7.Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. –М.: Академический проект; Трикста, 2005.0%10%20%30%40%50%60%Реагирование на семейные конфликтыподростки из благополучных семейподростки из неблагополучных семей