Органы местного самоуправления в сфере охраны общественного порядка: состояние и перспективы

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Ступко Д. А. Органы местного самоуправления в сфере охраны общественного порядка: состояние и перспективы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 2956–2960. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970918.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты организации взаимодействия органов внутренних дел с органами местного самоуправления в сфере охраны общественного порядка, говорится о значении казачества и народных дружин в укреплении общественного порядка.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
СтупкоДмитрий Александрович,студент 4 курса, филиала ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» в г.Тихорецкеmr.fronda@yandex.ru

Органы местного самоуправления в сфере охраны общественного порядка: состояние и перспективы

Аннотация.Встатье рассматриваются теоретические и практические аспекты организации взаимодействия органов внутренних дел с органами местного самоуправления в сфере охраны общественного порядка.Значение казачества и народных дружин в укреплении общественного порядка.Ключевыеслова:взаимодействие, муниципальная охрана, органы внутренних дел, органы местного самоуправления, охранаобщественного порядка, полиция, казачество.

Охрана общественного порядка это важный объект социального управления, который является необходимой предпосылкой для нормального существования гражданского общества и функционирования всех его структур (политических, экономических, культурных).Общественный порядок фундамент правильной жизни муниципального образования, нормальной работы местной демократии, важная составляющая реализации прав и свобод граждан. Общественный порядок показывает уровень жизни муниципального образования, уровень правопонимания и правосознания муниципальных служащих и всего населения в целом.Целью установления и поддержания общественного порядка является обеспечение безопасности личности, общественной безопасности, создание благоприятных условий для нормального функционирования организаций и общественных объединений, для труда и отдыха граждан, уважения их чести, человеческого достоинства и общественной нравственности[1].Конституция РФ занимает особое место в правовой основе организации деятельности органов местного самоуправления. В соответствии со ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют охрану общественного порядка.На сегодняшний день органы местного самоуправления в Российской Федерации в сфере охраны общественного порядка содействуют добровольным народным дружинам и казачьим формированиям.Еще в 2007 году кубанский парламент принялкраевой закон №1267 «Об участии граждан в охране общественного порядка в Краснодарском крае», в котором устанавливались правовые основы, принципы и формы добровольного участия жителей Краснодарского края в охране общественного порядка и оказании содействия правоохранительным органам. Основой закона стали предоставленные гражданам федеральными законами право на необходимую оборону и право на действия в условиях крайней необходимости. И отдельная статья посвящена именно «казачьим дружинам». Скорее, для того, чтобы закрепить это понятие в юридическом языке.Об этом можно судить по тому, полномочия казачьего дружинника ничем не отличаются от прав и обязанностей обычного полицейского.

Такчтовступающийвсилузаконнасамомделе–признаниетого,чтокубанскийопытпосозданиюказачьихпатрулейбылпризнануспешным[2].Полномочия добровольных народных дружин с июля шире, чем у

существующих ныне на Кубани казачьих патрулей: они смогут даже налагать административные штрафы на сумму до 2 500 рублей. Разумеется,что выплата этих денег на месте не предусматривается –окончательное решение будут принимать, как и сейчас, административные комиссии, однако список правомочных составлять акты об административных правонарушениях расширится до серьезных масштабов.В законе имеется также прямой запрет на «создание народных дружин при политических партиях, религиозных объединениях, а также на создание и деятельность политических партий и религиозных организаций в народных дружинах».В проекте федерального закона четко указано: дружинника не имеют права привлекать к работе, связанной с риском для его жизни и здоровья. Для этого есть специально подготовленные и экипированные подразделения: ОМОНы, СОБРы. И при раскрытии преступлений роль дружинников сводится к минимуму –главнымобразом выступать в качестве свидетелей и понятых.

С 2012 годабольшую помощь по наведению общественного порядка в Краснодарском крае оказывает Кубанское казачье войско.Новая госпрограммабыла рассчитана на 2016–2021 годы и утверждена с суммой финансирования в размере 6,2 млрд.рублей, то есть регион сохранил траты на казаков в размере 1 млрд.рублей в год[3].Основную часть средств госпрограммыказаки получают в виде жалования за патрулирование улиц городов Кубани совместно с патрульнопостовой службой полиции. В настоящий момент их зарплата равняется окладу рядового сотрудника ППС, сообщили в ГУ МВД по краю. Если рядовой в среднем получает от 22 до 24 тыс. рублей, то казакдружинник —21–25 тыс. рублей.По данным администрации региона, в рамках действующей госпрограммы «Казачество Кубани» районным казачьим обществам на охрану общественного порядка в 2016 году предусмотрено 570,7 млн. рублей. В региональный реестр народных дружин внесено 1 тыс. 556 человек, из них 1 тыс. 368 состоят в 47 районных казачьих обществах. Ежедневно в регионе в патрулировании улиц принимают участие около 450 казаковдружинников. В ГУ МВД по Краснодарскому краю прокомментировали, что считают помощь казаков при патрулировании, особенно в праздничные дни, существенной. Участие кубанских казаков в поддержании правопорядка и обеспечении безопасности граждан в период проведения мероприятий позволяет значительно повысить плотность патрульнопостовых нарядов и сократить количество сотрудников полиции, привлекаемых на охрану порядка.

Социологический центр проводил опрос по поводу отношения жителей края к инициативе о казачьих дружинах. Было опрошено 1099 человек старше 18 лет из 11 населенных пунктов, в том числе Краснодара, Новороссийска, СлавянсканаКубани, УстьЛабинска и Кореновска (в этих крупных городах живут большие диаспоры, в Новороссийске —греческая, в Славянске —армянская, к примеру).«Около 64% жителей поддержали эту инициативу, считают ее правильной и нужной. Оставшиеся 36% считают, что она вредная или бессмысленная.Народные дружины и общественные объединения правоохранительной направленности подлежат включению в региональный реестр, который ведет территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативноправовому регулированию в сфере внутренних дел по месту создания народной дружины или общественного объединения правоохранительной направленности.В решении отдельных задач охраны общественного порядка участвуют комиссии: административная, по делам несовершеннолетних, наблюдательная, образуемые органами местного самоуправления.Ведущую роль в охране общественного порядка на территории муниципального образования в настоящее время играет полиция общественной безопасности (местная полиция) городских, районных отделов (управлений) внутренних дел.В организации взаимодействия территориальных органов МВД России и органов местного самоуправления по вопросам охраны общественного порядка необходимо выделить основные ключевые проблемы:

отсутствие нормативно определенного понятия взаимодействия;

отсутствие единого и системного законодательства, регламентирующего данную деятельность;

ограниченность формы взаимодействия[4].Механизм взаимодействия включает в себя организацию взаимодействия; реализацию взаимодействия; дальнейшее управление и регулирование процесса взаимодействия. Формы взаимодействия полиции и органов местного самоуправления можно подразделить на организационные и функциональные.К организационным формам можно отнести следующее:

установление правовых основ взаимодействия;

образование совместных координационных и совещательных органов (координационных советов, комиссий и комитетов);

разработку комплексных программ борьбы с преступностью, планов совместных мероприятий, в том числе касающихся деятельности в особых условиях;

совместное планирование проводимых мероприятий;

согласование принимаемых решений.К функциональным формам можно отнести:

проведение совместных мероприятий и операций, в том числе учений и тренировок;

совместное оказание помощи подчиненным органам, а также обучение кадров;

изучение передового опыта работы и его распространение;

взаимный обмен информацией;

коллегиальная подготовка информации для представления в вышестоящие органы.В настоящее время для эффективной охраны общественного порядка необходимо улучшать правовые и организационные основы взаимодействия граждан и полиции. Основным вкладом, в перспективенеобходимость повышение качества взаимодействия граждан и общественности в сфере охраны общественного порядка.В 2014 году былпринят Федеральный закон №44 «Об участии граждан в охранеобщественного порядка», которыйпозволил возродить народные дружины, такие, которые существовалив советское время. Добровольцыделают большую хорошую работу,но, увы, сегодня полноценно трудиться на благо общества иммешают многие бюрократическиепроволочки[5].Народные дружины —это возможность проявить свою активнуюгражданскую позицию не на словах,а на деле способствуя созданиюбезопасной и комфортной среды, вкоторой мы все хотели бы жить. Развитие народныхдружин станет значимым факторомпрофилактики уличнойпреступности,поможет искоренить проявления хамства, неуважительное отношение кокружающим в общественных местахи в конечном итоге позволит нашемупрекрасному Краснодарскому краю вболее полной мере соответствоватьзванию курортной зоны России.Народные дружины должнысостоять из тех, кто чувствует, чтоможет быть полезен.

Ссылки на источники 1.Иванько И.В. Юридическая наука и правоохранительная практика //Государство и право. –2013. №2. –С. 3036.2.Забненков А.В. Государство и право // Юридические науки. –2016. №8. –С. 28 –33.3.Тепляшин И.В. Вестник Казанского юридического института МВД России. // Юридические науки. –2015. №3. –С. 15 –20.4.Официальный сайт развитие казачества [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kasak.cc/praktika/programma_razvitia_3.php. [Дата обращения 13.03.2017].5.Молодчев Д.В.Кубанское казачье движение в реализации гражданского идентификационного проекта и упрочнения патриотизмаСовременные научные исследования. Выпуск 3 / Под ред. П. М. Горева и В. В. Утёмова. Концепт. 2015. Приложение № 13. С.37213725.