Роль правового воспитания в образовательном процессе

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Попова И. И. Роль правового воспитания в образовательном процессе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 3126–3130. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970952.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам роли правового воспитания в образовательном процессе. Автором выявлены отличия правовой пропаганды и правового воспитания, обусловлена необходимость правового просвещения родителей и педагогов, необходимость выстраивания партнерских отношений между образовательными учреждениями и организациями, осуществляющими правоприменительную деятельность.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Попова Инна Игоревна,студентка первого курса магистратурыФГАОУ ВО «СевероКавказский федеральный университет», г. Ставропольinnapopova126@mail.ru

Роль правового воспитания в образовательном процессе

Аннотация.Статья посвящена вопросам ролиправового воспитания в образовательномпроцессе. Автором выявлены отличия правовой пропаганды и правового воспитания, обусловлена необходимость правового просвещения родителей и педагогов, необходимость выстраивания партнерских отношений между образовательнымиучреждениями иорганизациями, осуществляющими правоприменительную деятельность.Ключевые слова: право, воспитание, правовая пропаганда, образовательный процесс, правовое просвещение.

Выдающиеся ученые и философы еще в прошлые века считали: единственное средство сделать народ счастливым

просветить его, показать ему пользу законов, гражданских прав и свобод.Сегодня в нашей стране идет активная работа по формированию правового государства. Правовое государство это не только цель, но и средство решения по существу всех задач, стоящих перед нашим обществом, а главное создание условий правовой защищенности каждого гражданина России.Одними из главных приоритетов и целей государственной политики в Российской Федерации являются соблюдение прав и основных свобод человека, повышение уровня защиты прав и законных интересов граждан и организаций, повышение уровня правовой грамотности населения, правовое просвещение молодежи. Указанные приоритеты совпадают с конечными результатами реализации государственной программы Российской Федерации "Юстиция".В апреле 2014года Президентом Российской Федерации утверждены Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, в которых определяются принципы, цели, основные направления и содержание государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан [3]. Таким образом, прослеживается явная тенденция повышения значимости правового воспитания и просвещения в современном Российском обществе.Правовое просвещение–это одно их важнейших направлений деятельности педагогавоспитателя, которое должно идти рука об руку справовым воспитанием иобразовательным процессом. Правовое просвещение и правовое воспитание должно быть направлено на понимание учащимися, родителями и педагогами ценностей и принципов, лежащих в основе правовой системы.Подправовым просвещениеми правовой пропагандойзачастую понимается особая деятельность по распространению знаний о гражданских правах, свободах и обязанностях человека и о способах их реализации[2]. Ак правовому просвещению следует относить деятельность по формированию и повышению правового сознания, правовой культуры, умений в реализации прав и свобод.Такое понимание представлено в Основахгосударственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан. Основнымицелями государственной политики в сфере развития правовой грамотности и правосознания гражданявляются:1) формирование в обществе устойчивого уважения к закону и преодоление правового нигилизма;2) повышение уровня правовой культуры граждан, включая уровень осведомленности и юридической грамотности;3) создание системы стимулов к законопослушанию как основной модели социального поведения;4) внедрение в общественное сознание идеи добросовестного исполнения обязанностей и соблюдения правовых норм.Правовое воспитание неразрывно связано с образовательным процессом и участниками образовательного процесса.Участниками образовательного процессав системе образования являются обучающиеся, родители и педагоги[3].Правовое воспитаниеособенно актуально в подростковом и юношеском возрасте, когда формируются личностные установки человека, но должно начинаться с более раннего возраста[2]. Правовоевоспитаниеспособствует формированию социальной активности обучающихся, дает возможность правильно ориентироваться в жизни. Знание своих прав дает возможность молодежичувствовать себя увереннее, помогает отстаивать свои интересы в образовании и личной жизни.При участии различных специалистов в образовательных учрежденияхможет быть организована системная деятельность, ориентированная на становление личности обучающегося как сознательного носителя правовой свободы и обязанностей, правопослушного свободного гражданина, творческого соучастника развития демократического гражданского общества. В этом случае деятельность по правовому воспитаниюобучающихся включает:

анализ нормативноправовых документов различного уровня, обеспечивающих реализацию прав и свобод детей,

систематический поиск путей и механизмов наилучшего обеспечения интересов, прав, свобод детей в образовательной деятельности и устранения всех форм дискриминации,

разработку и реализацию комплексной программы освоения правовых основ всеми участниками образовательной деятельности,

создание специальных правоориентированных программ развития детей на базе учебных дисциплин,

формирование партнерскихотношений образовательных учреждений с организациями, осуществляющими деятельность по вопросам правового воспитания детей,

разработку и реализацию системы мониторинга правовой развитости, воспитанности детейи так далее.Отдельное место в образовательном процессе должно быть уделено правовому просвещению родителей. Правовое просвещение родителейнацелено на повышение правовых знаний родителей, ориентированных на обеспечение защиты прав ребенка и обеспечение его безопасности. Деятельность по правовому просвещению родителей учащихся может быть предполагать:

формирование у родителей учащихся навыков самодисциплины, культуры поведения, личностных установок, основанных на современных правовых и моральных ценностях общества;

профилактику социального сиротства и семейного неблагополучия, формирование культуры семейных отношений, актуализацию чувства родительской ответственности перед обществом и государством;

на освещение актуальных вопросов становления правового пространства России, развитие интереса к вопросам правового образования, определение ими своего отношение к праву как общественной ценности;

развитие компетенции для защиты прав, свобод и законных интересов личности и правомерной реализации гражданской позиции, и тому подобное.Немаловажным является и правовое просвещение педагогов. Правовое просвещение педагоговнаправлено на повышение компетентности в области прав ребенка, в частности, в образовании, чтобы не допускать их нарушения в ходе организации педагогического процесса. Деятельность по правовому просвещению педагогов может включать:

последовательное, осознанное принятие педагогическим коллективом идеалов демократического гражданского общества и правового государства,

активное творческое включение коллектива в процесс демократического реформирования образования на основе освоения международных, федеральных, региональных документов о развитии гуманистического образования,

приведение всей нормативноправовой базы общественноадминистративного управления в соответствие с демократическими принципами и положениями Конвенции о правах ребёнка,

систематический поиск путей и механизмов наилучшего обеспечения приоритетности интересов детей в образовательной деятельности и устранения всех форм дискриминации их прав, развитие демократического, диалогического стиля общения и воспитания.Правовое воспитаниев образовательном учреждении многоаспектная система деятельности, включающая различныеформы деятельности:

пропаганду права с использованием средств массовой информации (журналы, радио, телевидение, интернет),

издание печатных материалов по юридической проблематике (стенгазеты, информационные листы, брошюры, комментарии законов и правовой практики);

совместное изучение произведений литературы и искусства, посвященных правовым проблемам кинофильмов, театральных постановок, романов и повестей российских и зарубежных писателей,

устная правовая пропаганда –лекции, беседы, консультации, вечера вопросов и ответов, дискуссии и так далее,

проведение ролевых и деловых игр, создание проектов, экскурсии в государственные учреждения.Новый этап развития общества диктует необходимость переоценки и многих традиционных форм правового просвещения. Однако важно сохранить оправдавший себя опыт в этой области, стимулировать его развитие на новом экономическом и политикоправовом фундаменте.

Ссылки на источники1.Детям о праве яи государство / П. А. Астахов.М.: Эксмо, 2009.80 с.2.Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. Пидкасистого П.И. М.: Педагогическое Общество России, 2012. 608 с.3.Постановление Правительства РФ от 23.04.2016 N 346 "О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Юстиция" [Электронный ресурс]: Официальный интернетпортал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 29.04.2016.