Использование мультимедийных презентаций в организации досуга старших дошкольников

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Арсёнова М. А., Попова Ю. С. Использование мультимедийных презентаций в организации досуга старших дошкольников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 3121–3125. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970951.htm.
Аннотация. В статье раскрываются особенности использования мультимедийных технологий в организации разных видов деятельности детей дошкольного возраста. Представлена система психолого-педагогических условий и вариантов включения мультимедийных презентаций в организацию досуга старших дошкольников.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Попова Юлия Сергеевна,студентка ФГБОУ ВО «Череповецкий государственный университет», направление подготовки 44.03.02 Психологопедагогическое образование, г.Череповецlarson2502@mail.ru

АрсёноваМарина Алексеевна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования ФГБОУ ВО «Череповецкий государственный университет», г. Череповец y0sh@yandex.ru

Использованиемультимедийных презентаций ворганизации досуга старших дошкольников

Аннотация.В статье раскрываются особенности использования мультимедийных технологийв организацииразных видов деятельности детей дошкольного возраста. Представлена система психологопедагогических условийи вариантоввключения мультимедийных презентаций в организациюдосуга старшихдошкольников.Ключевые слова:мультимедийные технологии; мультимедийные презентации; досуг;досуговая деятельность.

Неотъемлемой частью современного дошкольного образования являются мультимедийные технологии, которые призваны, прежде всего, улучшить качество образования и воспитания,повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний. Применение данных технологий позволяет в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме, развивать познавательную сферу детей, активизировать творческую составляющую педагогическогопроцесса.Возможность и значимость использования мультимедийных технологийв процессе развития дошкольников подтверждают работы отечественных исследователей (Ю.М. Горвиц, И.Г. Захарова, Т.В. Калинина, Т.С. Комарова, Н.В. Лоскутова, С.Л. Новоселова, Л.А. Парамоноваи др.).На сегодняшний день досуги являются одним из актуальных и востребованных видов деятельности для детей в детском саду. С позиции современных исследователей (М.Б. Зацепиной, Т.С. Комаровой и др.) досуг –это сложное социальное явление, включающее отдых, развлечение, праздник, самообразование и творчество, важнейшее средство социализации и индивидуализации личности человека, позволяющее по собственному усмотрению использовать свое свободное время для самообогащения, развития имеющихся способностей и склонностей[4]. Анализ практики детских дошкольных учреждений свидетельствует, что традиционно досуг дошкольников используется достаточно узко, только как развлечение и отдых. В досуге преобладают непродуктивные варианты организации,хотя досуг дошкольника может включать и разнообразные продуктивные видыдетской деятельности (изобразительную деятельность, экспериментирование,конструирование, труди др.).

Педагоги дошкольных учрежденийпризнают значимость и важностьиспользования мультимедийныхтехнологий для образовательного процессадетей старшего дошкольного возраста, однако редко их используют в организации детского досуга,испытывают трудности присоздании презентаций, что не позволяет реализовать педагогические возможности данного видадеятельности.Данная закономерность приводит к тому, что детские досуги становятся однообразными и неинтересными детям. В нашем исследовании, как эффективное средство в организации досуга для дошкольников, рассматриваются мультимедийные презентации –электронный документ в виде упорядоченного и связанного набора отдельных кадров (слайдов), выполненных в технологии мультимедиа[3].Мультимедийные презентации это наглядность, дающая возможность воспитателю выстроить объяснение логично, научно, с использованием видеофрагментов. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Презентация дает возможность рассмотреть сложные объекты или явленияпоэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и к предыдущему опыту ребенка.Также можно более детально остановиться на проблемах,вызывающих затруднения. Использование анимационных эффектов способствует повышению интереса детей к воспринимаемомуматериалу[4].По мнению Н.В. Лоскутовой, интерактивность открывает перед детьми огромные познавательные возможности, делая их не только наблюдателями, но и активными участниками проводимой досуговой деятельности[5].Систематическое использование мультимедийных презентацийбудет способствовать развитию мотивации, коммуникативных способностей, получению навыков, накоплению знаний,а также развитию информационной грамотности.Разумное использование в досуге мультимедийных средствиграет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, речи, мышления дошкольников. Они дают возможность оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать включение в задания детей с разным уровнем познавательного развития, и значительно повысить эффективность педагогической деятельности.Мультимедиа можно использовать при оформлении наглядного материала досуга. Использование ИКТ позволяет разнообразить общение, повысить интерес взрослых к получению полезной информации о воспитании детей. Презентации к досугам включают в себя как текстовое сопровождение, так и видеосюжеты, картинки, игровые задания[2].По мнению О.Б. Богомоловой, применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе организации досугов детей имеет следующие достоинства:

осуществление полисенсорного восприятия материала;

возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде;

объединение аудио, видео и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого детьми из литературы;

возможностьдемонстрации объектов более доступных для восприятия сохранной сенсорной системе;

активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка;

компьютерные презентационные слайдфильмы удобно использовать для вывода информации в виде распечаток крупным шрифтом на принтере в качестве раздаточного материала для игровых заданий с дошкольниками [1].Использование мультимедийных презентаций позволяет сделать досуг эмоционально окрашенным, привлекательным вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствуетхорошей его результативности.Так, использование мультимедийных презентаций на разнообразных детских досугах обеспечивает активность детей при рассматривании, обследовании и зрительном выделении ими признаков и свойств предметов, формируются способы зрительного восприятия, обследования, выделения в предметном мире качественных, количественных и пространственновременных признаков и свойств, развиваются зрительное внимание и зрительная память[4].Т.В.Калинина выделила следующие требования к мультимедийнойпрезентации: слайд должен содержать минимально возможное количество знаков; размер знаков, их контрастность определяется необходимостью их четкого рассмотрения; фон, буквы, линии спокойного цвета, не вызывающие раздражение и утомление глаз; изображения равномерно заполняют все экранное поле; нельзя перегружать слайды зрительной информацией; на просмотр одного слайда следует отводить не менее 23 мин, чтобы дети могли сконцентрировать внимание на изображении, последовательности действий, рассмотреть все элементы слайда, зафиксировать конечный результат [3].На основе анализа литературы по теме нашего исследования нами была организована опытноэкспериментальная работа в одном из дошкольных учреждений г. Череповца.В ней приняли участие 22 ребенкав возрасте 56 лет.На первом этапе мы выявили заинтересованность детей к досуговой деятельности с применением мультимедийных технологий.Для этого были проведены литературные досуги без использования ИКТ, с использованием мультимедийных презентаций.Результаты наблюденийза проводимым досугом без использования мультимедийной презентации показывают, чтоу большинства детей (65%)наблюдался кратковременный интерес к досуговой деятельности, ау 35% детей наблюдалось отсутствие интереса. Дети слушали заданиене внимательно,без желания отгадывали загадки, отвлекались на разговоры со сверстниками,не связанные с ходом досуга.При проведении досуга с использованием мультимедийных презентаций у большинства детей (82%)проявлялся устойчивый интерес к досуговой деятельностии только 18% детей проявили кратковременный интерес. Следует отметить, чтовседети с большим удовольствием выполняли игровые задания, предложенные в мультимедийной презентации. Таким образом, было выявлено,что дети старшего дошкольного возрастаотдают предпочтение досуговой деятельностис использованием мультимедийных презентаций перед другими вариантами ее организации.На втором этапебылпроведен опросвоспитателей сцелью выявления их знаний и уменийв области использовании информационнокоммуникационных технологий для организации досугадля старших дошкольников. По результатам анкетирования было выявлено, что 83% педагогов всегда проводят детскуюдосуговую деятельность без использования мультимедийных технологий,10% используют иногда и только 7%педагоговрегулярноприменяют мультимедийные технологии при организации досуговдетей.Анализ ответов опросника показал, что воспитателине используют мультимедийные презентации при проведении досуговдетейизза недостатка теоретических знаний и практическихуменийпо разработкемультимедийных презентаций (особенно при включении в них различных игровых заданий).Целью третьегоэтапанашего исследованиястало изучение обеспеченностипредметнопространственной средыДОУмультимедийнымоборудованием.Результаты проведенного исследования выявили, что в детском саду есть шесть комплектовкомпьютерной техники (компьютеры, проектор и экраны), но доступ есть только к компьютерам в методическом кабинете, также педагоги могут пользоваться при необходимости проектором и экраном.По результатам экспериментальной работы мы разработали методические рекомендации для педагоговпо созданию психологопедагогических условий использования информационно коммуникационных технологий для организации досуга детей старшего дошкольного возраста, которыевключают в себя 3 направления:1 направление:планирование досуговой деятельности с использованиеммультимедийных презентаций.2 направление:работа по повышению уровня ИКТкомпетентностипедагоговдошкольного образовательного учреждения.3 направление:оснащениепредметнопространственной средыДОУмультимедийным оборудованиеми обеспечение его доступности для организации досуговойдеятельности с детьми дошкольного возраста(интерактивная доска, интерактивный стол, банк мультимедийных презентаций).Для реализации работы по первомунаправлению был разработан план досуговой деятельности с использованиеммультимедийных презентаций в старшей группе, который представлен в Таблице1. Таблица 1Планирование досуговой деятельностидетейстаршего дошкольного возрастас использованиеммультимедийных презентаций

МесяцОбластьНазваниедосугаЦельФорма информационнокоммуникационной технологииСентябрьСоциальнокоммуникативное развитие «В гостик Светофору»Актуализация представлений детей о правилах безопасного поведения на улицах и дорогахПросмотр видеофильма, где персонаж Светофор знакомит детей с правилами дорожного движения (показывает на какой свет переходить дорогу, как переходить улицу, если нет светофора, как вести себя при выходе из транспорта (автобус, трамвай)Физическоеразвитие«Поможем Машеньке спасти брата Ванечку» (по сказке «Гусилебеди»)Развитие физических качеств, приобщение детей к русской национальной культуреМультимедийная презентация, где Ежик предлагает детям вместе с Машенькой пройти испытания, чтобы спасти Ваню (например, перейти речку по мостику)ОктябрьХудожественноэстетическоеразвитие«Загадки художницы Осени»Актуализация представлений детей о признакахосени, певческих навыков в инсценировкахМультимедийная презентация с игровыми заданиями, где Царицаосеньпредлагает детям игровые задания (Например, из картинок с изображениями разных времен года выбрать осенние)Речевое развитие«Удивительное путешествиес Бармалеем( по сказкамК.И.Чуковского)Формирование эмоционального отношенияк литературным героям и интереса к литературным произведениям

Мультимедийная презентация с игровыми заданиями, где Бармалей предлагает детям угадать главных героев из произведений К.И.ЧуковскогоНоябрьСоциальнокоммуникативное развитие«В гостях у сказки»Уточнениеи обогащениезнаний детей о названиях, авторах и героях детских сказок; формирование эмоционального Мультимедийная презентация с игровыми заданиями, в которыхиз множествасказочных героев отобрать нужных для того или иного произведения,выбрать из четырёх вариантов отношения к литературным героям и их поступкамправильный ответ и т.д.Художественноэстетическоеразвитие«Праздник русского пряника»Формирование интереса и ценностного отношения к истории русских промыслов (печатных пряников), навыков лепки пряников печатным способомМультимедийная презентация об истории появления печатныхпряников на Руси, о способах их изготовленияДекабрьПознавательноеразвитие

«Путешествие Деда Мороза по странам Мира».Развитие игровой деятельности, формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей

Мультимедийная презентация, где русский Дед Мороз предлагает детям попутешествовать по странам мира и познакомиться с Дедами Морозами других стран

Для повышения уровня профессиональной компетентности педагогов по проблемеиспользования ИКТ, мы рекомендуем такие формы работы как: участие всеминарахпрактикумах,«круглый стол»,участие в смотреконкурсетворческихпрезентаций для досуговой деятельности дошкольников, организация творческой группы. При соблюдении всех перечисленных условий мультимедийные презентации будут эффективным средствомв организации досуга длястаршихдошкольников.

Ссылки на источники1.БогомоловаО.Б. Искусство презентации / О.Б. Богомолова –М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,2010. 446 с.2.Горвиц, Ю.М. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. / Ю. М. Горвиц, А. А. Чайнова, Н. Н. Поддъяков. –М., 2008. –388с.3.Калинина Т.В. Управление ДОУ. Новые информационные технологии в дошкольном детстве. –М.: Сфера, 2008. –36 с.4.Комарова Т. С., Комарова И.И.,Туликов А.В. и др.Информационнокоммуникационные технологии в дошкольном образовании.М.:МОЗАИКАСИНТЕЗ, 2011. –128с.5.ЛоскутоваН.В. Информационнокоммуникационные технологии в дошкольном учреждении: психологический аспект/ Н.В. Лоскутова//Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. –2011. №4. –С. 16 –18.