Работающий студент: социологический портрет

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Арсентьева В. А. Работающий студент: социологический портрет // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 3146–3150. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970956.htm.
Аннотация. В статье рассмотрены основные понятия, относящиеся к теме «Причины и проблемы совмещения студентами трудовой и учебной деятельности». Проанализировано исследование на базе работающих студентов, представлены основные выводы по исследованию, а также выделены основные причины и сопутствующие проблемы трудоустройства студентов.
Финансирование
Оплата по договору с НГУЭУ.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Арсентьева Виктория Александровна,студентка Новосибирского Государственного Университета Экономики и Управления, г. Новосибирск.Arsenteva.vika.96@mail.ru

Работающий студент: социологический портрет

Аннотация.В статье рассмотрены основные понятия, относящиеся к теме «Причины и проблемы совмещения студентами трудовой и учебной деятельности». проанализировано исследование на базе работающих студентов, представлены основные выводы по исследованию. А также выделены основные причины и сопутствующие проблемы трудоустройства студентов. Ключевые слова:трудоустройство, трудовая деятельность, учебная деятельность, мотивы, проблемы.

В современных условиях России вопросы экономического положения и материального обеспечения студентовприобрели острый характер. Снижение уровня жизни большей части населения, безработица, коммерциализацияобразования, маленькиестипендии заставляют студентов обращаться к поискам дополнительных источников дохода.С одной стороны решение студентов подрабатывать имеет несомненные достоинствакак в материальном плане, так и в том, что они получают начальный трудовой опыт, стаж (если работают официально).Вторичная занятостьпомогает студентам чувствовать свою причастность к делу, они проводят свободное время с пользой[2, c.177].Но с другой стороны, студенческая молодежь испытывает трудности, связанные с неуспеваемостью, пропуском занятий, несданнымивовремя работами. Стоит отметить, чтосовмещение работы и учебы отражается на моральном и физическом состоянии. Студенты испытывают стресс, усталость, учащениеконфликтных ситуаций. Именно поэтому, указывает М.А.Малиновская,важно исследовать мотивы решения совмещать работу и учебу и, соответственно, проблемы, возникающие у молодежи вподобной ситуации[3, c.90].Представленную тему в своих работах рассматривали такие авторы, как М.Ю.Дикасурова[4], М.А.Малиновская[3], Ю.В. Миков[5]и другие исследователи.Термин "мотивация" определяется как процесс стимулирования коголибо (отдельного человека или группы людей) к деятельности, направленной на достижение целей. Это стимулирование необходимо для продуктивного выполнения принятых решений и намеченных работ. М.Ю. Дикасурова указывает, что стимулами (мотивами) называются внешние, а также внутренние средства, в той или иной степени побуждающие человека в процессе труда[4, c.120].Российский специалист по менеджменту Н. Комарова в своей работе «Менеджмент социальной работы» дает свое определение термину мотивация: «Мотивация это процесс стимулирования коголибо (отдельного человека или группы людей) к деятельности, направленной на достижение целей [4, c199]. Мотивация необходима для продуктивного выполнения принятых решений и намеченных работ . Внешние средства, которые в той или иной мере побуждают человека к действию в процессе труда, называются стимулами. Любой стимул определенным образом воспринимается конкретным человеком, «проходит через его сознание» и может побуждать его к деятельности. Внутренние побудители определяются как мотивы" [2, c89].Как основу мотивации выделяют мотив –это то, что побуждает человека к действиям. Выделяют двух типов: внутренние, которые имеют личный, персональный характер,так например желания и потребности человека, а так же внешние мотивы, которые могут нести публичный характер и возникать параллельно с внутренними мотивами.Ф. Герцберг так же выделял две группы факторов в мотивации. Первая группа –гигиенические или внешние факторы по отношение к работе, то есть проще говоря –это то, что снимает неудовлетворённость человека в чемлибо работой. Вторая группа факторов, выделенных Ф. Герцбергом, относится непосредственно к факторам мотивации (внутренние факторы) [9, c81].Кпервой группе относятся: достаточная заработная плата; уважительное отношение начальника; нормальные взаимоотношения в коллективе. Эти факторы, если они достаточны, всего лишь не дают развиться чувству неудовлетворенности у работника, но сами по себе они не являются факторамимотиваторами. Для достижения мотивации необходимо обеспечить воздействие мотивирующих факторов (вторая группа): ощущение успеха, признание со стороны окружающих, рост возможностей (возможностьделового и творческого роста).Современныестуденты нередкоуже с первого курса обучения в вузе пытаются получать начальный профессиональный опыт. Это ориентирует нас к понятию«вторичной занятости». Подвторичной занятостью понимается дополнительная работа студентов в свободное время от основного вида деятельности, то есть от учебного процесса. Необходимо отметить, что студенты, прибегая к вторичной занятости труда, становятся субъектами рынка труда. Этот рынок О. В. Ромашов, определяет как «действующий в рамках определенного экономического пространства механизм взаимоотношений между работодателем, нуждающимся в рабочей силе, и человеком труда, т.е. потенциальным работником, предлагающим свою рабочую силу» [4, c177]. Вторичная занятость студенческой молодежи имеет два типа: постоянная занятость и временная. Кратко характеризуя оба типа, можно сказать, что к постоянной занятости относятся регулярные работы с гибким график, который стараются составить в соответствии с расписанием студента, так же которые нацелены на долговременное сотрудничество с человеком. А к работам с временной занятостью относят в основном виды деятельности нацеленные на решение конкретных задач в определенный период времени, так же она не требует определенных навыков. Примеров временной занятости может служить раздача листовок.Антропова М.Н. рассуждает о необходимости, о значительной роли труда в жизни современных студентов. Трудовая деятельность студентов приобрела в современном обществе массовый характер. В процессе труда у студенческой молодежи формируются новые представления о роли профессии и профессиональных достижений в жизни, целях профессиональной деятельности и способах ее достижения, меняются ценностные ориентиры, критерии социальной дифференциации. Коммерциализация образования, инфляция все это превращает выживание современного студента в одну из острейших социальных проблем, и трудовая деятельности выступает одним из элементов защищенности студентов.Особый интерес представляет влияние вторичной занятости на ценностные ориентации студентов, их социальнопрофессиональную адаптацию, социализацию и интеграцию в социальную структуру общества. Любопытно, что интересы молодежи поменялись, и сейчас молодежь стремится работать в тех видах деятельности, которые раньше были для нее не очень привлекательными (например, финансы, кредитование, торговая деятельность) и потеряла интерес к тем вещам, которым еще недавно представляла интерес (отрасли машиностроения, наука). Современных студентов можно понять помимо удовлетворения материальных и духовных потребностей есть немаловажный фактор, заставляющий молодежь искать работу не выходя из стен университета. Если раньше каждому выпускнику учреждения про фессионального образования гарантировалось трудоустройство по специальности, то сейчас молодые специалисты предоставленысами себе, и заботиться о своем трудоустройстве кроме как них, никому. Поэтому они начинаются внедряться даже в незнакомую профессию, по ходу изучая её, причем эта деятельность может даже не соответствовать профилю основной подготовки [1, c113].При невозможности предложить себя в качестве квалифицированной и опытной рабочей силы, существенной причиной вторичной занятости молодежи, а особенно подростков, также может быть материальное обеспечение собственных интересов или поддержка семьи, а о приобретении трудовых навыков в большинстве случаев подрабатывающая молодежь не думает. Вторичная занятость студентов сопровождается довольно часто рядом проблем. Причины этих проблем, характер и многое другое и определило тему эмпирического исследования, проведенного автором в 2016году. Выборочную совокупность составили студенты НГУЭУ. Она формировалась с учетом структуры НГУЭУ по стратифицированному принципу. В исследовании приняли участие 70респондентов. В качество основного инструментария была использована анкета. В ходе опроса респондентам предлагалось ответить на вопросы анкеты, касающиеся мотивации трудоустройства студенческой молодежи, причин вторичной занятости, основныххарактеристик трудовой деятельности (форма занятости, форма трудоустройства и т.д.), а так же проблем, возникшихв процессе совмещения трудовой и учебной деятельности. Основными путямипоискаработы являютсяобъявленияв интернете или газетах (30,8%), подсказка друзей или знакомых (28,8%), а так же собственная деятельность студентов (19,2%).Показательно, что 65,4% студентов, совмещающих работу с учебой, уже имели опыт работы до поступления в вуз. Данный факт говорит о то, что современная молодежь стремится обеспечивать себя материально и более серьезно подходит к вопросам трудоустройства.Основными причинами, которыми руководствуются студентыпри трудоустройстве, являются желание быть независимымот родителей (75%), улучшение материального положения (44,2%), а также желание проводить свое свободное время с пользой, приобретение опыта по профессии и расширение круга общения. Стоит отметить, что вторичная занятость позволяет студентам не только обеспечивать себя материально(35,6%),но и помогатьродителям(18,8%). Это является, с нашей точки зрения, достаточно существенным аргументом в пользу высокой активной жизненной позиции студентов, а также высокой моральной ответственности перед малоимущими родителями. Но вместе с тем вторичная занятость сопровождается сложностями совмещения графиков учебы иработы. Поэтому закономерен вопрос о степени занятостистудентов. По результатам опроса 55,8% работают постоянно и 38,5% подрабатывают время от времени. Соответственно,можно сделать вывод, что студенты, совмещающие трудовую и учебную деятельности, работают на основе частичной занятости.Однако студенты предпочитают постоянную работу вне зависимости от от таких факторов, какпол, возраст, материальныйдостатоки т.д.Студенты, получающие стипендионные выплаты, в меньшей степени озадачены постоянной работой, что связано с направленностью основного вниманиястудентов на обучение.В ходе исследования нами было установлено, что студенты, обучающиеся на бюджетной основе, в большинстве случаев работают неофициально, что связано с боязнью потерять стипендию, ведь многие получают не только академическую стипендию, но также и социальную ежемесячно. К тому же студентов, которые не устраиваются на полный рабочий день, проще устраивать как временного сотрудни ка, что не обязывает к официальной форме трудоустройства (что выгодно как для студента, так и для его работодателя).Однако для получения опыта по профессии или же трудового стажа, необходима официальная форма трудоустройства, подписание договора с занесением в трудовую книжку. В исследовании важно было выявить, связана ли специальность обучения студентов с их трудовой деятельностью. Так,по результатам исследования работа соответствует специализации у 50% опрошенных. Нов то же время половина студентовтретьекурсников не может найти работу по специальности, что может быть связано как с нехваткой рабочих мест, так и с нежеланием самого студента работать по специальности. Что касается студентов 1х и 2х курсов, то их трудовая деятельность в основном не соответствует специальности в силу того, что студенты еще сами не определились, в какой сфере они смогут применить свои знания. Основнымисферамитрудовой деятельности студентов являютсясфера продаж, сфера услуг и административный персонал. Вданные сферы деятельностив большей степени требуются молодые и активныеспециалисты. Вбольшей степени здесь практикуют частичную занятость и принимают без опыта работы.Анализируявышесказанное необходимо отметить некоторые проблемы, возникающие у работающих студентов. Актуальной проблемой учащейся молодежи является нечетко сформированное профессиональное определение. Обучаясь на том или ином направлении подготовки, студентынередко не до конца понимают, чем будут заниматься в будущем. Это может быть обусловлено разносторонними интересами личности, нечетким самоопределением.В связи с этимодной из проблем совмещения студентами работы и учебы становится несоответствие их работы и получаемой ими специальности. Это подтверждают и данные нашего исследования. 44,2% студентов отмечают, что их работа совершенно не соответствует специальности, 21,2% отмечают частичность соответствия работы и получаемого образования и всего 7,7% говорят о полном соответствии работы со специальностью, получаемой в вузе.Другим блокомпроблем, вытекающим из совмещения трудовой и учебной деятельности, становятсяухудшение показателей учебной деятельности,пропуски занятий,конфликтыс родителями, нехватка свободного времени.Так, 36,5% респондентов отметили, что пропускают занятия 12 раза в неделю, 19,2% 34 раза в неделю и 13,5% более 4х раз в неделю.Соответственно, с пропуском занятий связана и успеваемость в учебной детальности. 57,7% опрошенных студентов отметили, что их успеваемость не изменилась. В число студентов, чья успеваемость остается на прежнем уровне, в основном входят студенты старших курсов, что связано с адаптированностью совместителей к распорядку дня, с большей устойчивостью к стрессовым ситуациям. 30,8% отметили, что их успеваемость снизилась. Это связанос фактором пропуска занятийи с тем, что тяжело подстраиваться под расписание рабочегодня. В целом, если сравнивать результаты нашего исследования с результатами предыдущих годов, то наблюдается похожая тенденция. Итак, важно подвести итог в контексте актуальности совмещения учебной и трудовой деятельности. Как мы рассматривали выше, нередко студенты вынужденно оказываются включенными во вторичную занятость. Это могут быть крайне неудовлетворительные материальные условия и, главное, невозможность их изменить в какомлибо обозримом будущем. В связи с этим необходимо минимизировать неблагоприятное влияние внешних материальных обстоятельств на те группы студентов, которые вынуждены устраиваться на работу для обеспечения достойного уровня жизни. Это студенты из рабочих, малообразованных и малообеспеченных семей. Нередко сами студенты занятытяжелым физическим трудом. Таким образом, необ ходима помощь всем, кто не располагает достаточными социальными и культурными ресурсами [6, c.12].Необходимо обеспечить условия для полноценной учебы, поэтому так важны меры государственной поддержки, активизацииобщественных сил, а также солидаризации и взаимопомощи студенчества. Данные меры позволят избежать негативного влияние трудовой деятельности студентов [3, c. 93].Стоит учесть также и то, чтотрудоустройство студентов нередко связано с требованиемработодателей в отношении нанимаемых работников, а именно с опытом работы,с стажем. Обобщая сказанное можно говорить, что для субъектов, действующих в сфере высшего образования и занятости населения, возникает необходимость выработки некоторой системы действий,позволяющих использовать и развить позитивные стороны студенческой занятости и снизить ее негативные последствия.В светеможно автор статьи может предложить следующие рекомендации. Необходимо расширять контакты между вузами и фирмами, которые предполагают стажировки, обязательные практики на предприятияхпартнерах и возможное последующее трудоустройство в этифирмы, ярмарки рабочих мест от работодателей, а также мастерклассы, курсов и т.п., создание бирж труда для студентов, где они могли бы получить сведения о наличии вакансий.Учебным заведениям следует позволять работающим студентам реализовать полученные практические знания еще и в учебе, давая возможность делать студенческие работы на материалах и по тематике организации, в которой он работает. Также возможен контроль над количеством рабочих часов со стороны деканата вплоть до получения разрешения с его стороны на работу или превышения разрешаемого объема работы [7, c.112]. Подведем итоги. Проблема работающего студента достаточно актуальна. Отсутствие распределения после окончания обучения взывает к необходимости получения студентами раннего практического опыта.Кроме того, необходимость вторичной занятости, как показало эмпирическое исследование, обусловлена также ответственностью студентов за финансовое обеспечение и себя, исвоих неимущих родителей. В связи с этим вопросы вторичной значимости обретают совершенно иной смысл и требуют активного включения в этот процесс администрации учебных заведений, представителей бизнессообщества.Необходима управляемость этим процессом. При этом важно учесть совокупность имплицитных факторов управления [8].

Ссылки на источники1.Константиновский Д.Л. Кончить курс и место достать: исследование вторичной занятости студентов / Д.Л. Константиновский, Е.Д. Вознесенская, Г.А. Чередниченко // Социологический журнал. –2001. –№3. –С. 101120.2.Парамонова Т.Н., Красюк И.Н. Социология управления. М.: КноРус, 2013. 288 c.3.Малиновская М.А. Вторичная занятость студентов: состояние, формы, причины // Наука и современность. –2016. –№47. –С. 8896.4.Дикасурова М.Ю. Вторичная занятость студентов как способ адаптации на рынке труда // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. –2013. –№3. –С. 177181.5.Миков Ю.В., Табала О.В. Вторичная занятость и профессиональный выбор студентов // Педагогическое образование в России. –2014. –№11. –С. 119124.6.Цылев В.Р. Вторичная занятость студентов вуза на пути к профессиональной деятельности // Современные исследования социальных проблем. –2012. –№4. –С. 528.7.Иванов А.Е. Мир российского студенчества. –М.: Новый хронограф, 2011. –238с.8.Ильиных С.А. Гендерная теория управления // Идеи и идеалы. 2012. Т. 1. № 2. С. 115126.9.Шаталова Т.Н. Фактор мотивации в структуре экономического механизма организации труда. / Т.Н Шаталова., А.А Еленваренко. // Вестник Оренбургского государственного университета. –2007. –№8. –с7783.