Креативность и гениальность как проблема: социологический подход

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Вихрева А. А. Креативность и гениальность как проблема: социологический подход // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 3141–3145. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970955.htm.
Аннотация. В статье рассмотрены основные формы положительного девиантного поведения, а именно творчества, гениальности, креативности; обусловлена сложность изучения темы вследствие междисциплинарного характера и отсутствия четких критериев определения представленных форм. Осуществлен обзор существующих теоретических и эмпирических исследований, касающихся творческих способностей во всех проявлениях социальной жизни, в частности в трудовой сфере. Была затронута проблема формирования креативного класса в России, даны основные рекомендации.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Вихрева Анастасия Андреевна,студентка Новосибирского государственного университета экономики и управления«НИНХ», г. Новосибирскvihr.and@mail.ru

Научный руководитель: Ильиных Светлана Анатольевна, доктор социологических наукНовосибирского государственного университета экономики и управления«НИНХ», г. Новосибирск

Креативность и гениальность как проблема: социологический подход

Аннотация.В статье рассмотрены основныеформыположительного девиантного поведения, а именно творчества, гениальности, креативности; обусловлена сложность изучения темы вследствие междисциплинарного характера и отсутствия четких критериев определенияпредставленныхформ.Осуществленобзор существующих теоретических и эмпирических исследований, касающихся творческих способностей во всех проявлениях социальной жизни, в частности в трудовой сфере.Былазатронута проблема формирования креативного класса в России, даны основные рекомендации.Ключевые слова:отклоняющееся поведение, позитивные девиации, гениальность, творчество, креативность, креативный класс.

Современный мир характеризуется высоким уровнем неопределенности, нестабильности. Люди, подстраиваясь под постоянно изменяющиеся условия, зачастую демонстрируют отклонения от стандартных норм поведения. Для того,чтобы сделать поведение таких людей более предсказуемым,ученые стали рассматривать различные формы девиаций (алкоголизм, наркотизм, преступность и т.д.), причиныих появления и возможности устранения.При этом внимание уделяется преимущественнонегативным формам девиаций, а позитивныеформы(такие как гениальность, творчество, креативность, новаторство и другие) зачастую упускаются из виду.Однако именнотакоеповедение, характеризующееся стремлением внедрить инновации, по словам современных исследователей, необходимо нашему обществу для полной реализации его потенциала [16, с. 93]. В связи с этими возникает вопрос о творческом потенциале личности и его корреляции с социальными изменениями. Актуальность темы обусловлена тем, что недостаточно сформированы установки на новаторский тип поведения, а ведьименно творческие личностипутем выработки инновационных методов в различных сферахспособствуют развитию и оздоровлению общества.Понимание значимости позитивных девиаций для общественного прогресса определяетнеобходимость всестороннего изучения особенностей и специфики этого явления.Проблема заключается в том, что акцентделается на избеганиинеудач, в некотором роде связанных с положительными девиациями.Сложность изучения данной темы заключатся в том, что граница между позитивными и негативными девиациями достаточно расплывчата и является подвижной по времени и пространстве, поэтому позитивные инновации могут вначале восприниматься как субкультуры и даже контркультуры [8, с. 109]. Многие современные прогрессивные социальные практики, не соответствуя моделям общепринятого поведения, вызывали негативное отношение, запреты и даже преследования. Например,движение «зеленых», которое в настоящее время институционально оформлено в законодательных актах международного и российского права [4, с. 72]. Другим примером является граффити, которые можно отнести как к негативным девиациям, так и социальнонейтральным, способствующим разрядке эмоциональной напряженности, а также к возможности проявления творческих способностей. Можно сделать вывод, что каждая девиация содержит в себе разрушительное и созидательное начала. Девиации оцениваются как позитивные, когда способствуют прогрессу системы, повышают уровень ее организованности, помогают преодолеть устаревшие, консервативные или даже реакционные стандарты поведения [1, с. 59]. Первым из отечественных ученых, кто обратил внимание на созидательный характер девиации, был Я.И. Гилинский. Он отмечал, что иантиобщественные выступления, и различные виды творчества являются сутью одного явления –социальной активности [5, с. 43]. Э.В. Сминщикова подтверждает это, говоряо том, что позитивные девиации имеют индивидуальный характерипри ихпроявлении ключевую роль играет активность личности [12, с.97].Помимо вышеперечисленных исследователей проблемой творческих способностей занимались:А. Д. Бородай, исследующий творческуюмолодежь;Н. Ю. Замятина и Ю. Г. Волков, изучающие проблемы формирования креативного класса в российском обществе; А. Коэн, рассматривающийпозитивных девиаций в контексте субкультур;А. В. Овруцкий, занимающийся проблемой креативности в экономической сфере; и другие ученые. Эмпирические исследования представлены работами Г. В. Леонидовой,А. В. Попова, Дж. Хиза, Э. Поттера, В. А. Ядоваи других.Рассмотрим обзорнуюхарактеристику таких явлений как творчество, гениальность икреативность.Творчество –наиболее сложная форма интеллектуальной деятельности человека, в результате которой появляется продукт, отличающийся неповторимостью, оригинальностью [2, с. 107]. Творчество представляет собой сложный психический процесс, который связан с воображением, фантазией, характеризуется непредсказуемостьюи который зачастую непонятен большинству населения. Люди со сформировавшимся творческим началом могутотличаться дисциплинированностью (это обусловлено необходимостью ежедневного труда с самого детства вследствие ранней профессионализации), ярко выраженной индивидуальностью. Другая особенность –способность придумывать, создавать образы (или входить в образ), котораяразвивается, прежде всего, при помощи освоенияхудожественных произведений, воспитанияэстетического вкуса. Перейдем к рассмотрению гениальности как феномена. До 18 века он не только не рассматривался как проблема, но и не был обозначен как самостоятельная категория, что характерно для многих научных категорий. В это время распространена теория о взаимосвязи гениальности с сумасшествием, помешательством. К 19 веку феномен гениальности становится предметом изучения различных наук (особенно психологии, генетики), возникает нейтральное представление о гении как наивысшей творческой способности человека.Сейчас,как и специалисты, занимающиеся изучением данного феномена, так и сами представители группы одаренных людей считают, что гениальность носит иррациональный характер (т.е. их дар дан им свыше или диктуется какимилибо потусторонними, сверхъестественными силами) [17, с. 88].Следующей формой позитивной девиации, которую мы рассмотрим, является креативность, которую следует отличать от творчества. Творчество носит индивидуальный характер, в качестве его продукта выступает художественный эмоциональный образ, абстрактная идея. Креативность, наоборот, направлена на создание социально ориентированного предмета, имеющего прикладное значение и обладающего коммуникативными характеристиками (реклама, дизайн, мода и т.д.). Креативность одновременно может выступать и как свойство личности, характеристика социальной группы, и как процесс создания чегото нового и оригинального и, соответственно, как продукт такого креативного процесса[11, с. 18].Стоит отметить, чтооднозначных критериев определения творчества, гениальности, креативности и прочих положительных девиацийне определено; невозможно подсчитать точную статистику их проявлений.Существует определенная совокупность индексов, помогающихопределить уровень позитивных девиаций в обществе (индекс инноваций, индекс индекс богемы,индекс таланта и другие [14, с. 232]), психологические тесты креативности личности, однако многие исследователи считают, что единой хорошо функционирующей системы попрежнему нет. Все используемые показатели –это либо данные о концентрации в этом месте потенциально творческих личностей, либо о том, насколько местная социальная среда потенциально комфортна для такой концентрации, либо о результатах креативной деятельности. Ключевой вопрос о силе и фактическом влиянии не одной творческой личности, а целого класса подобных людей, остается открытым [6, с. 132].Вследствие этого данная область знаний характеризуется отсутствием большой подробной базы эмпирических исследований. В качестве примера можно привести исследование методом экспертного опроса, проведенноев Тульском регионе в 2014 году и касающийся воздействия художественного творчества на общественное мнение [10, с. 37]. Было опрошено 30 человек –преподавателитворческих дисциплин, представители творческих профессий с разным стажем. Были сделаныосновныевыводы о наличии этого воздействия, его силе и влиянии, необходимых черт творческого произведения для привлечениявнимания со стороныобщества, факторах и инструментах влияниях.Есть исследования, носящиеузкоспециализированный характер и посвященныетрудовой сфере. Особо популярны подобные исследования были в советские годы –в 19701980ые гг. такие были выполнены коллективами под руководством В.А. Ядова. Полученные в ходе исследований данные показывают, что более половины респондентов обладали выраженными установками на творческую деятельность, впрочем, лишь половина из творчески ориентированных инженеров действительно демонстрировала креативное поведение [18, с. 94101].Другим примером является мониторинг качественного состояния трудового потенциала населения Вологодской области, проводимого Институтом социальноэкономического развития территорий РАН с 1997 г. по 2012г. [9, с. 47].Объектом исследования стало трудоспособное население старше 16 лет в количестве 1500 человек. Методом опроса стало анкетирование по месту жительства. Основными измеряемыми показателями творческого потенциала личности были:отношение к интеллектуальной и творческой деятельности; творческая активность (проявление творческих способностей в профессиональной деятельности и общественном поведении). Данное исследование показало убывающее количество творческих людей в профессиональной среде; творческий потенциал почти не востребован экономикой. Тем не менее, определенноеколичество статей посвящено именно управлению креативными ресурсами, что демонстрирует определенное противоречие.Социологи отмечают, что в современном западном обществе идет активное формирование нового класса –креативного, состоящего изактеров, музыкантов, художников, журналистов и т.д., обладающих большим экономическим влияниеми устанавливающим всеобъемлющие нормы для общества в целом. «Креативщики» составляют почти треть всей рабочей силы в США и зарабатывают в среднем вдвое больше, чем рабочие и сотрудники сферы услуг [15, с. 236].В России креативный класс включаетпредставителей различных социальных слоев, для которых ценности социальной полезности, профессионализма, реализации становятся доминирующими по сравнению с успехом, основанным на доходах или престижном потреблении. Однако отмечают, что творческая сфера в нашей стране испытывает кризис, не востребован творческий потенциал социальноактивной и социальноориентированной части населения [3, с. 27]. Одну из причин происходящего видят всоветском строе, который воспитал в россиянах неуважение к нестандартному образу мышления, построил жесткую управленческую и трудовую культуру, которые сложно модернизировать за счет того, что они основаны на жестком контроле, строгой иерархии, преобладании запретительных норм. Другой причиной является бюрократизм и формализация структур и документооборота. На любой деятельности должен получаться завершенный продукт. Вместо этого в реальности зачастую результатомявляется лишь какойлибо отчет, после написания которого работа продолжается в том же режиме,не выходя на новые задачи,что, разумеется, не может способствовать повышению креативности исполнителей[7, с. 156].Чтобы устранить эти причин, механический перенос иностранных трудовых практик не будет эффективен вследствие особого исторического пути России, спецификироссийского общества, менталитета граждан нашей страны. На уровне отдельных организаций можно предложить работу в малых коллективах, потому как именно на уровне отдельной группы следует искать практики, поощряющие креативную деятельность[7, с. 158]. На общероссийском уровне нужно сосредоточиться на активизации социальной энергии масс, формировании условий, способствующие творческой самореализации личности, возвращениисоциального престижа представителям творческих профессий [3, с. 37].В заключении можно сказать, что проблемадевиаций личности изучается в рамках различных наук на протяжении длительного времени. Знания о позитивных девиациях носят междисциплинарный характер, граничат с психологией, философией, педагогикой и другими областями знаний. Зачастую они просто дают социальный портрет гениальных, творческихлюдей, занимаются разработкой теоретических основ творчества, но не разработаны вопросы об источниках и детерминантах творчества, взаимосвязи личности и творчества, нет единого представления о понятии творческого потенциала личности и условиях творческой самореализации [13, с.143]. Социология старается заниматься изучением процессов социализации, самореализации личности, особенностей ближайшего окружения, общественного мнения, потребностей социума, касающегося инновационного типа поведения и т.д. Несмотря на большое количество работ по данной теме, недостаточноэмпирических исследований. Кроме того, отсутствуети общаяструктурированнаятеориякакв социологии, так ив других отраслях социальногуманитарного знания. Таким образом, вопрос об изучении позитивных девиаций и формирования инновационного типа поведения, которое двигает общество по пути прогресса, остается открытым.

Ссылки на источники1.Бабаева А. В., Попова Н. А. Классификация позитивной девиации и ее проявления // Научноисследовательские публикации. 2013. –№3. –С.58–63.2.Бородай А. Д. Творческая молодежь как профессиональный сегмент социальной группы общества // Знание. Понимание. Умение

2012. –№1. –С. 106–110.3.Волков Ю. Г. Идентификационная доминанта креативности в российском обществе // Власть. 2014. –№11. –С.6–43.4.Гилинский Я. И. Социология девиантности (новеллы и перспективы)// Социологические исследования. 2009. –№8. –С.70–73.5.Гилинский Я. И. Творчество: норма или отклонение! // Социологические исследования. 1990. –№2. –С.41–60.6.Замятина Н. Ю. Креативный класс, символический капитал и территория // Общественные науки и современность. 2013. –№4. –С.130–139.7.Коротаев С. А. Российская трудовая культура как фактор креативности отечественных профессионалов // Мир России. 2015. –№2. –С.152–174.8.Коэн А. Исследование проблем социальной дезорганизации и отклоняющегося поведения // Социология сегодня. 1965. –№3. –С.519–549.9.Леонидова Г. В., Попов А. В.Социальный портрет творческих людей // Проблемы развития территории. 2012. –№2. –С.45–55.10.Максимова Е. С. Влияние творчества на общественное мнение в современном российском обществе // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2015. –№3. –С.35–47.11.Овруцкий А. В. Личность, экономика, общество: креатив и креативность // Психология в экономике и управлении. 2010. –№1 (3). –С.13–21. 12.Сминщикова Э. В. Позитивные девиации как фактор прогрессивного развития личности в современном социуме: дисс. ...канд. юрид. наук. –Краснодар, 2012. –123 с.13.Трафимчик Ж. И. Одаренность, талант, гениальность: введение в проблему // Проблемы здоровья и экологии. 2014. –№2 (40). –С.143–145.14.ФлоридаР. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. –Пер. с англ. –М.: КлассикаXXI, 2007. –421 с.15.Хиз Дж., Поттер Э. Бунт на продажу. –Пер с англ., –М.: Добрая книга, 2007. –456 с.16.Хомутова Н. Н. «Креативность» и «творчество» личности в обществе инноваций // Вестник волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. 2012. –№3. –С.92–97.17.Хомченко Е. А. Феномен гениальности: иррациональный аспект // Омский научный вестник. 2007. –№4 (58). –С.87–90.18.Ядов В. А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности: Диспозиционная концепция. –М.: ЦСПиМ, 2013. –376 с.