Исторический квест как форма реализации воспитательных задач патриотического воспитания студентов

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Ткаченко В. В., Лифинцева М. В., Гулакова М. В. Исторический квест как форма реализации воспитательных задач патриотического воспитания студентов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 3341–3345. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970995.htm.
Аннотация. Патриотизм является важным компонентом социального здоровья нации – государством во все времена патриотическому воспитанию придавалось огромное значение. Особая роль принадлежит системе образования, которая формирует личность, организуя образ жизни народа, передает новым поколениям ценности нации. Исторический квест стал одной из самых интересных форм организации патриотического воспитания молодежи в учреждении среднего профессионального образования.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Ткаченко ВераВасильевна,заместитель директора по воспитательной работе, ГБПОУ «Ставропольский строительный техникум»,студентка магистратуры, кафедра педагогикии психологии профессионального образованияСевероКавказскийФедеральный университет, г. Ставрополь,

v.tkachenko65@yandex.ru

Лифинцева Марина Владимировна,Руководитель патриотического клуба «Звезда»,преподаватель истории ГБПОУ «Ставропольский строительный техникум», г. Ставропольmarina.lifintsewa@yandex.ru

Гулакова Марина Викторовна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии профессионального образования, СевероКавказский Федеральный университет, г. Ставропольode221@mail.ru

Историческийквесткак формареализации воспитательных задач патриотическоговоспитаниястудентов

Аннотация.Патриотизм является важным компонентом социального здоровья нации государства во все времена патриотическому воспитанию придавалось огромное значение. Особая роль принадлежит системе образования, которая формирует личность, организуя образ жизни народа, передает новым поколениям ценности нации. Исторический квест стал одной из самых интересных форм организации патриотического воспитания молодежи в учреждении среднего профессионального образования. Ключевые слова: патриотизм,социальное здоровье,исторический квест, воспитательный процесс, студенческое самоуправление, патриотический клуб, задачи патриотического воспитания,команда, маршрутный лист.

Патриотизм –важная составляющая социального здоровья нации государства. Степень преданности граждан национальным интересамобеспечивает иммунитетсохранения независимости и целостности страны.Во все времена патриотическому воспитанию уделялось большое значение. Проблемы патриотического воспитания исследовались и в трудах таких известных педагогов и общественных деятелей, как:А.П. Куницына, А.Н. Радищева Н.М. Карамзина и др. Все они были едины во мнении, что важно воспитать в ребенке любовь к народу, родному языку, национальной культуре.Выдающийся отечественный историк Н.М. Карамзин был убежден в том, что «патриотизм есть любовь к благу и славе отечества и желание способствовать им во всех отношениях». В статье «О любви к Отечеству и народной гордости» он выделил три взаимосвязанных и иерархически подчиненных вида любви к Отечеству: физическую, нравственную, политическую. Физическая любовь характеризуется привязанностью человека к месту его рождения и жизни. Нравственная основана на симпатии к окружающимлюдям и обществу. Политическая основана на патриотическом чувстве, требует рассуждения и осознания.[2]. Решать задачу формирования гражданственности и патриотизма в подрастающем поколении призвано все общество, особая роль принадлежит системеобразования, котораяформируетличность, организуетсам образ жизни народа, передает новым поколениям ценности нации.Современная модернизация образования придает огромную значимость воспитательной функции профессиональных образовательных учреждений. Одной из главных отличительных особенностей профессионального образования становится повышенное требование социального общества к воспитанию социальноактивной личности, патриотизма, гражданственности, готовности к ответственности за решение профессиональных проблем, стремления к самосовершенствованию и самообразованию. Основную роль в воспитательной работе каждого студента играет студенческий коллектив.Современные студенты –это будущие специалисты, от потенциала которых напрямую зависит формирование идеалов и ценностей, национальных идей и проектов России.Патриотическое воспитание является приоритетным направлением в работе преподавательского коллективаСтавропольского строительного техникума. В техникуме сложилась система патриотического воспитания, накоплено много добрых и славных традиций по воспитанию молодежи. Структура студенческого самоуправления техникума направленная на патриотическое воспитание включает патриотический клуб «Звезда» командир Коберник Нестер(студент 4го курса) всего на настоящий день в клубе состоит более 50 студентов, исторический поисковый клуб «Следопыт» –возглавляет студентка 3 курса Малахова Дарья (26 студентов), прессцентр техникума «Объектив» руководитель студент третьего курса Бобраков Даниил (15 человек), театрстудия «Мельпомена» Зинковская Анастасия–второй курс (30 человек), отряд волонтеров (25 студентов).Деятельностьклуба «Звезда» нацелена навоспитаниепатриотизма как важнейшей духовнонравственной и социальной ценности, воспитание человекаобладающего чувством национальной гордости, гражданского достоинства, социальной активности, любви к Родине. Клуб реализует задачивоспитаниякачеств нравственно устойчивой, цельной личности;формирования патриотических чувств, понимания исторических ценностей и роли России в судьбах мира, воспитаниячувства гордости за свою страну,воспитание личности гражданина —патриота Родиныспособного встать на защиту её государственных интересов.Студенты –члены патриотического клуба реализуют различные формыработы:организация посещениястудентами первокурсниками музея техникума, музеев города; изучение истории своей семьи; изучение народных традицийи обычаев;истории своеготехникума; проведениеакций по сохранению исторических памятников и захоронений воинов; проведениевстреч с ветеранами ВОВ и участниками боевых действий в горячих точках; помощьветеранам; участиев конференциях; конкурсах;организация и проведениеисторического квеста.Опыт использования в работе по патриотическому воспитанию молодёжи исторического квеста и станет предметом исследования.Исторический квест стал одной из интересных форморганизациипатриотического воспитания молодёжи втехникуме.Эта форма работы была предложена самими студентами. Учитывая особенности студентов их интересы иуже приобретённые навыки обращения с компьютерной техникой и другими гаджитами, студенты предложили провести квестигру внутри образовательного учреждения между командами групп первого и второго курсов. С целью организации и проведения квестов в техникуме клубом «Звезда» была не только изучена история возникновения, но и разработан порядок организации, проведения,оценивания работы команд. Студентами была подготовлена презентация по истории проведения таких мероприятий. Квест, в переводе с английского(англ. Quest) –«поиск, предмет поисков, поиск приключений». В мифологии и литературе понятие «квест» изначально обозначало один из способов построения сюжета –путешествие персонажей к определенной цели через преодоление трудностей. Впервые термин«квест» в качестве образовательнойтехнологии был предложен в 1995 году Берни Доджем, профессором образовательных технологий Университета СанДиего (США). Ученый разрабатывал инновационные приложения Интернет для интеграции в учебный процесс при преподавании различных учебных предметов на разных уровнях обучения. Квестом он назвал сайт, содержащий проблемное задание и предполагающий самостоятельный поиск информации в сети Интернет [1]. Элементы успешности данной формы в условиях реализации воспитательных задач патриотическоговоспитаниябыли заимствованы в современной работе педагога.Однако вистории отечественной педагогикисуществуют примеры применения активных формвоспитания на примере организации военноспортивной игры Зарница.В современной России исследователи часто обращаются к опыту патриотического воспитания советской школы. Тогда тоже использовались различные формы работы: встречи с участниками войны, сбор материалов о героях и ветеранов военных действий ВОВ, применялось активное участие в общественно полезной деятельности, туристической и экскурсионной работе, торжественно присваивали звания героев школьным отрядам, проводилась военная игра Зарница. Эти формы работы были не просто популярны,но и эффективны в условиях социалистического общества.В начале шестидесятых годов прошлого века в небольшом селе Мысы Краснокамского района Пермской области была организованавоенизированная игра Зарница, в которую играли миллионы советских детей. Она традиционно начиналась торжественным построением и заканчивалась пионерским костром и песнями.Военноспортивная игра была необычайно популярна среди советских школьников и воспитывала твердость характера, взаимовыручку, верность социалистическим идеалам.Студентами Совета студенческого самоуправления техникума, при разработке историческихквестов были заимствованы элементы уже ранее известных форм воспитания: военноспортивной игры «Зарница» и содержащий проблемное задание и предполагающий самостоятельный поиск информации в сети Интернет квестигры. Это позволило использовать преимущества каждой формыдля максимальной успешности выполнения педагогических задач направленных на патриотическое воспитание.Квест можно рассматривать и как форму проведения мероприятия, направленного на формирование и развитие гражданственности и патриотизма у студентов.Исторический квест, проводится в Ставропольском строительном техникумес 2015 года. Дважды в год–осенью, посвященный Дню города Ставрополя и Ставропольского края и весной, посвященный Дню Победы и празднованию Дня образования техникума –июнь 1944 года.Предварительностудентами клуба разрабатывается Положение, тематика,обговариваются этапы квеста,количество станций, разрабатывается форма Диплома, для награждения победителей. Готовятся этапы испытаний для командучастников с различными физическими, интеллектуальными или логическими заданиями. Все задания имеют патриотический характер и подразумевают знание военного дела. Все станции располагаются на территории техникума, подготавливаются карты для ориентирования по местности. Каждый этап оценивается по 3х бальной шкале, дополнительные баллы за ответы на вопросы, форму и дисциплинированность. Вся информация сообщается в группы за месяц до проведения. Идеяисторического квеста заключается в том, чтокоманды студентовпроходятмаршрут, включающийот 8 до 10этапов.Вквесте одновременно участвует от 125 до150 студентов. От каждой группы для участия выдвигается командаиз пяти (десяти) человек во главе с капитаном. Ответственность, вот качество, которым должен обладать капитан команды. Капитан команды поддерживает своих участников, отвечает за дисциплину и качество выполнения заданий. Капитан следит за соблюдением основных требований игры, внешний вид членов своей команды и теоретическую подготовку к игре. Участники команд определяются в студенческой группе в результате голосования. Списки участников предоставляются в штаб игры заблаговременно. Игра проводится с целью военнопатриотического воспитания, воспитания навыков самоорганизации и дисциплины. Участники выполняют задания на силу, ловкость и командную работу. Каждый этап предполагает выполнение определённыхзаданий. Маршрутный лист с перечнем заданий выдаётся капитанам команд на построении перед началом игры. Начинается игра с линейкипостроения и сдачи рапорта командиром. Линейкапостроение имеет важное организационное и воспитательное значение, онадисциплинирует участников, руководитель штаба имеет возможность определить визуально готовность команд, выражающаяся в наличии формы и явке на построениечленов команд.Ведет линейку руководитель патриотического клуба или командир клуба «Звезда». Заранее команды определяют название и готовят речёвку. Для выполнения заданий квестакоманда должна иметь мобильный телефон (смартфон)сдоступом к сети Интернет. Места расположения последующих этапов и заданий будут доступны командам после выполнения заданий предыдущего этапа. Характер заданий квестовпредполагает знаниегосударственной символики Российской Федерации и Ставропольского края,города, своего учебного заведения,знание основных событий Великой Отечественной войны,имена выдающихся личностей России, особенности развития советской культуры, культуры народов России.Квест,как форма патриотического воспитания выполняет помимо воспитательных задач и учебные задачи. В перечне заданий имеются теоретические вопросы по Отечественной истории к примеру:Высшее воинское звание. За всю историю России его были удостоены несколько человек: А.С. Шеин, А.Д.Меньшиков, А.Ульрих, А.В.Суворов, И.Сталин;Кто командовал русскими войсками на Куликовом поле в битве против Мамая?Назовите известные вам городагерои России?Именами,каких героев –участников Великой Отечественной войны, названы улицы города Ставрополя? Назовите заслуженных строителей края, города –выпускников Ставропольского строительного техникума, или кто из преподавателей работающих в техникуме, является его выпускником кому на территории техникума установлены памятники, мемориальная доска и др. Известно, знание и уважение собственной истории служит фундаментом формирования патриотизма, а предотвращения фальсификации истории придаёт уверенности взавтрашнем дне.Квест содержит несколько заданий предполагающих знание основ безопасности жизнедеятельности,например:какими огнетушителями можно тушить электроустановки?; У вас отключили горячую и холодную воду. Что вы должны сделать, прежде чем выйти из квартиры? На каком расстоянии от поезда можно переходить железнодорожные пути?«Минное поле» предполагает необходимость найти6условных минна определенном участке.Задание «Меткий стрелок»выполняется в тире техникума под руководством руководителя ОБЖ.Задание «Медицинская помощь»выполняется участниками,которыедолжны оказать помощь условно раненому, закрепить повязку на теле раненогои доставить еговусловный госпиталь, помогает судить данный этап фельдшер техникума. Существуют задания на физическую выносливость и смекалку.Подобные задания требуютособойподготовки кигре,с этой целью заранее объявляется тема квест игры и изготавливаются памятки для участников,где кратко размещена необходимая информация.Подготовка и проведение квеста всегда вызывает огромный интерес у студентов. Большаяответственность лежит натех,студентах,которые выполняют обязанности кураторовстанций, ребята с огромным удовольствием готовятсяк игре,изучают задание своей станции, готовят инвентарь, следят за выполнением задания участниками квеста, заполняют маршрутный лист команд и подводят итоги прохождения заданий станции всеми участниками квеста. Затем предоставляют информацию в штаб квестигры. Первая команда,завершившая маршрут и предоставившая в штаб игры маршрутный лист,получает 2 дополнительных балла капитану. Итоги квестигры объявляются на следующий деньна линейкепостроении, вручаются Дипломы победителям и участникам.На сайте техникумаразмещается подробная информация с фотоотчетом.К каждой игре студентами разрабатывается новый Диплом, с логотипом клуба «Звезда» и с фотографиями прошедшего квеста. На протяжении 2 лет в квестах техникума приняло участие 683 человека. Участие в подобных мероприятиях всегда приветствуется студентами, что свидетельствует о ярко выраженном интересе молодёжи к такой форме образовательной деятельности.

Студенты техникума принимают активное участиеи вовсероссийских, краевых,городских квестах, чему свидетельствуют результаты: всероссийский «Сталинградская битва»

Диплом за активное участие, городской,посвященный Дню Победы Диплом за Iместо, посвященном Дню города и Ставропольского края

Диплом за Iместо среди студентов средних профессиональных учебных заведений города Ставрополя.Необходимо отметить, чтодля реализациивоспитательных задач необходимо искреннее участие в их решениисамих воспитанников. Демонстрация ими желания и заинтересованности, может гарантировать успех в достижении воспитательнойцели.Таким образом, исторический квест можно рассматривать, как активнуюформупатриотического воспитания молодёжи,квест способен решитьпедагогическиезадачи:способствует закреплениюучебногоматериала; организует и дисциплинирует студентов; формирует умения работать в команде; культивирует взаимовыручку;умение сосредоточиться и принять решение;формирует гражданскую ответственность; социализирует;прививает любовь к своей Родине.Исторический квест,как формапатриотического воспитаниясодержит большой воспитательнообразовательный потенциалиможет занять достойное место в методическойдеятельности педагогического коллектива,профессионального образовательного учреждения.

Богатейший опыт организации воспитательной работы в техникуме показывает, что эффективность патриотического воспитания значительно повышается, когда к организации любого мероприятия привлекаются студенты. Чувству Родины нельзя научить насильно. Человек, безусловно, рождается с ним, пусть даже оно заглушено годами исторического беспамятства. Разбудить чувство Родины в душе человека –значит дать толчок к началу осмысления того, на какой земле и для чего он живет.

Ссылки на источники1.Карамзин Н.М. Сочинения в двух томах. Ленинград. Художественная литература. 1984г. 672с. 456с.(174).2.Василенко А.В. Квест как педагогическая технология. История возникновения квесттехнологии // Международный педагогический журнал «Предметник». URL.

3.https://www.predmetnik.ru/conference_notes/4.http://fishki.net/anti/1921621istorijazarnicy.html