Проблемно-исследовательский эксперимент как средство развития познавательной активности обучающихся на уроках химии

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Дереча Н. Н., Саукова С. Н. Проблемно-исследовательский эксперимент как средство развития познавательной активности обучающихся на уроках химии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 3411–3415. – URL: http://e-koncept.ru/2017/971009.htm.
Аннотация. В статье рассматривается проблема развития познавательной активности обучающихся на уроках химии. Авторы приходят к выводу, что в современном образовательном процессе необходимо реализовывать проблемно-исследовательский эксперимент как средство, инициирующее успешное изучение химии в школе.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Дереча Надежда Николаевна, студентка факультета математики, информатики и естественных наук, Ишимский педагогический институт им П.П. Ершова (филиал)Тюменскогогосударственногоуниверситета, г. Ишимburgercat96@mail.ru

Саукова Светлана Николаевна, старший преподаватель кафедры биологии, географии и методики их преподаванияфилиала ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет», г.Ишимishim2015@inbox.ru

Проблемноисследовательский эксперимент как средство развития познавательной активности обучающихся на уроках химии

Аннотация. В статье рассматривается проблема развития познавательной активности обучающихся на уроках химии.Авторыприходят к выводу, что в современном образовательномпроцессе необходимо реализовывать проблемноисследовательский эксперимент, каксредствоинициирующееуспешное изучениехимии в школе. Ключевые слова: проблемноисследовательский эксперимент, химический эксперимент, проблемная ситуация, субъект обучения.

В современной школе осуществляется реализация Стандартов второго поколения. Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения основывается на положении системнодеятельностного подхода, согласнокоторомукаждый обучающийся это субъект образовательного процесса.Мы разделяем точку зрения И.И. Дереча, что субъект это носительактивности, для проявления которой ему необходимо пространство свободы, где он имел бы возможность автономизироваться, выбирать, оценивать, совершать поступки, отстаивать свое мнение, утверждать себя[1]. В связи с этим каждый учащийсядолжен иметь свой индивидуально разработанный стиль обучения, результатом которого будет то, что обучающийся освоит учебнообразовательный предмет, сможет повысить учебные навыки, а также научится применять свой жизненный опыт на практике. Педагоги осуществляютпоиск и подбор технологий обучения, воспитания и развития которые будут способствовать созданию условий дляэффективного формирования творческого потенциала каждого обучающегося. В изучении школьного курса химии одним из основных, актуальных методовобучения является химический эксперимент.В лабораторных условиях химический эксперимент позволяет повысить заинтересованность к учебному материалу по курсу химии, а так же формирует продуктивнуюмыслительную деятельность, самостоятельную работу обучающихся, инициируетумственную активность.Химический эксперимент реализует функции образования, воспитания и развития и еще ряд других второстепенных функций. Большую роль вразвития познавательной активности обучающихся на уроках химиииграет проблемноисследовательский эксперимент.В основе проблемноисследовательскогоэксперимента лежит проблемнаяситуация. Проблемная ситуация это интеллектуальное затруднение обучающихся.Проблемноисследовательский экспериментобуславливаетпроблемную ситуацию посредством создания противоречий,тем самым побуждая интерес обучающихся к поиску источника проблемы изучаемого явления, исследовательский экспериментнапротив нацелен на решение данной проблемы[2]. Но мы не можем исключать того, что исследовательский эксперимент может подтолкнуть к созданию проблемных ситуаций, что может послужить источником для проведения совершенно новых или дополнительных исследований изучений. Использование на уроке химии не тривиального, своеобразного, внезапного по наблюдаемым результатам эксперимента, может привести к созданию проблемной ситуации.После установления проблемы обучающиеся выдвигают свои предположения,тем самым включаясь в поисковую деятельность, которая будет ждать от них нового нетипичного решения данной проблемы.Примером проблемно исследовательского экспериментамогут быть: проверка раствором индикатора продуктов получившихся при смешении различных оксидов с водой, воздействие щелочей на амфотерные гидроксиды,испытание растворов солей индикатором.Например,приизучении темы «Гидролиз солей» предложить учащимся рассмотреть реакциюMgcраствором CuSO4иреакциюмежду растворами CuCl2 и KI, а в теме «Окислительно–восстановительные реакции» электролиз раствораNa₂SO₄.

С целью формирования познавательной активности обучающихсямы предлагали детям подумать,как можно обнаружить крахмал в продуктах.Для подтверждения выдвинутых гипотез, предлагали детям на свежий срез картофеля капнуть разбавленной йодной настойкой: появится синяя окраска. Это крахмал, содержащийся в картофеле, синеет в присутствии свободного йода. Такую реакцию часто используют для того, чтобы обнаружить крахмал, значит, это качественная реакция.На то же место, куда вы капнули йодную настойку, налейте немного раствора сульфита натрия. Окраска быстро исчезнет. Произошло вот что: сульфит отдал свободному йоду электрон, тот стал электрически заряженным, превратился в ион, а в таком состоянии йод уже не реагирует с крахмалом (Окислительно–восстановительные реакции)Мы предлагали детям представить, что они пошли в поход,и им встретилось два источникаводы. Как определить чистоту воды в источниках?Для того, что бы определить чистую воду от грязной мы предложили обучающимся одну пробирку наполните чистой водой, другую —водой из застоявшейся лужи или из болота.Далее добавьте в пробирки немного раствора окислителя —перманганата калия. В водопроводной воде он останется розовым, в воде из лужи —обесцветится. В теплую погоду в стоячей воде скапливаются органические вещества. Они, как и сульфит натрия, восстанавливают перманганат калия, меняют его окраску.Использование на практике проблемноисследовательского эксперимента повышает успеваемость обучающихся (знания по химии в процентном соотношении возросло с 45% до 75%). На урокахобучающиеся проявляют интерес к изучаемому материалу, возникает оживленная атмосфера, обучающиеся,активно включаются в работу, даже мало активный, слабый ученикпроявляет желание и старается проявить себя на уроке. Заметно уменьшается количество ошибок, при выполнении проверочных, контрольных и лабораторных работ.Во время эксперимента изучалась мотивационная составляющая обучающихся в изучении курса химии. Следует заметить, что применение проблемноисследовательского экспериментана уроках химииспособствовало развитию познавательной активности обучающихся, применению знаний в жизни, инициировалок изучению школьного курса химии.

Ссылки на источники1.

Дереча И.И.Технологии организации воспитательного процесса: учебнометодическое пособие. Ишим: Издво ИГПИ им.П.П.Ершова, 2009.–186с.2.Вдовина С.А. проблемные ситуации как средство развития креативности школьников// Культура и образование. –декабрь 2014. № 12(16)(декабрь).С.25.[Электронный ресурс]. URL: http://vestnikrzi.ru/2013/09/835 [дата обращения:23.04.2017].