Влияние компьютера на психическое и физическое здоровье детей
Выпуск:
ART 971010
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Калинина
О.
С.,
Шаталова
Е.
В. Влияние компьютера на психическое и физическое здоровье детей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2017. – Т. 39. – С.
3416–3420. – URL:
http://e-koncept.ru/2017/971010.htm.
Аннотация. Данная статья посвящена воздействию компьютера на здоровье детей. Рассмотрены основные моменты взаимодействия «ребенок – компьютер», а также нарушения здоровья детей, вызванные длительным нахождением за компьютером. Выявлены положительные и отрицательные стороны влияния компьютера на психическое и физическое здоровье детей, представлены советы для родителей.
Ключевые слова:
компьютер, физическое здоровье, психическое здоровье, дошкольники, компьютерная зависимость
Текст статьи
Калинина Ольга Сергеевна,студентка, Белгородский государственный национально исследовательскийуниверситет НИУ «БелГУ» г.Белгород89508730557@mail.ru
ШаталоваЕленаВладимировна,кандидат педагогических наук, доценткафедрыдошкольногоиспециального(дефектологического)образования,Белгородскийгосударственныйнациональноисследовательскийуниверситет НИУ «БелГУ», г. Белгородshatalova@bsu.edu.ru
Влияние компьютера на психическое и физическое здоровье детей
Аннотация.Данная статья посвящена воздействию компьютера на здоровье детей. Рассмотрены основные моменты взаимодействия «ребеноккомпьютер», а также нарушения здоровья детей, вызванные длительным нахождением за компьютером.Выявленыположительные и отрицательные сторонывлияния компьютера на психическое и физическое здоровье детей, представлены советы для родителей.Ключевые слова:компьютер, дошкольники, психическое здоровье,физическое здоровье, компьютерная зависимость.
XX век
время компьютеризации человеческого общества.С момента появления компьютера он успел занять особое место во многих сферах жизни человека: работа, учеба, досуг. Онстал любимым развлечением для детей.Процесс информатизации с каждым годом набирает обороты. Компьютеры, доступ к ресурсам сети Интернет имеются практически во всех домах и школах. Применение средств информационнокоммуникационных технологий приводит к активизации умственной деятельности, позволяет увеличить объем получаемой информации, систематизирует мышление. Наряду с этим, использование компьютера сопровождается воздействием на организм и моральноэтические аспекты развития человека целого ряда факторов, которые могут оказать неблагоприятное влияние на функциональное состояние и работоспособность особенно детей и подростков, на физическое и психическое здоровье.И на сегодняшний день возраст активного пользования компьютером снижается до 56летних детей, которые умеют обращаться с техникой намного лучше, чем многие взрослые. С одной стороны, в этом нет ничего плохого –в наш компьютерный век, чем раньше человек познает основы работы с компьютером, тем лучше, с другой стороны, по данным статистики, из года в год увеличивается заболеваемость детей и подростков.Часы, проведённые перед экраном монитора, рано или поздно отзовутся расстройством нервной системы, снизят уровень иммунитета. И недопустимо, чтобы за получение знаний люди расплачивались своим здоровьем.Не случайно говрится:«Современные дети родились с компьютерной мышкой в руках».Сегодня, компьютерные классы присутствуют в детском саду и в начальной школе, где обучаются и воспитываются дети в возрасте 37 лет. Такое широкое применение компьютера в обучении и развитии детей влечет за собой то, что они совсем подругому понимают информацию, мыслят, нежели их педагоги и родители[1].На всех общественных уровнях ведется спор о том пользу или вред приносит компьютер не только взрослому, но и детям.
Различные ученые исследуютвлияние компьютера и интернета на физическое и психическое здоровье детей пришли к спорным выводам. Под психическимздоровьем понимаетсясостояние благополучия, при котором человек, можетсправляться с жизненными стрессами, эффективнои результативно работать, а также вносить вклад в жизнь своего общества[2]. Под физическим здоровьем такое состояние человеческого организма, при котором все его внутренние органы способны выполнять свои основные функции[3]. В частности, Рина Жукова[4],известный педагог, говорит, что компьютер,в частности, благотворно влияет надетей семивосьми лет, помогая сформировать определенные навыки. Работа с компьютером способствует развитию внимания, абстрактному и логическому мышлению.Компьютерные игры помогают ребенку научиться самостоятельно принимать решения и быстро переключитьсяс одного действия на другое.Положительное влияние компьютер оказывает и на творческую способность ребенка.У одних детей –на способность изучать различные языки, а у других
хорошо рисовать. Все зависит от того,какие индивидуальные особенности имеет ребенок.Обучающие игры, способствуют самообразованию детей, а умение пользоваться интернетом хороший способ для поиска необходимой информации.Н.Н.Нарицин считает, что в современном мире, если не учить детей пользоваться компьютером
это равносильно тому, если ребенка не отдавать в школу.Чем раньше ребенок освоит навыки работы на компьютере, тем это лучше для него самого будет. Начинать надо с компьютерных игр, а когда они будут освоены, можно приступить к обучающим программам, которые будут способствовать развитию детей. Эти программы соответствуют основному правилу успешной учебы: «Чтобы хорошо учиться, учиться надо весело»[5].Несмотря на то, что компьютер приносит пользу,не стоит забывать и о том, что он может наноситьвред психическому и физическому здоровью ребенка. Ярким примером негативного воздействия компьютера на ребенка могут быть:
детская агрессия и жестокость, которая возникает вследствие того что ребенок проводит много времени за компьютером, играя в различные игры. Примерами таких игр является: «Контр Страйк», «Синий Кит», «Mortal Combat», «Street Fighter», «Tekken».Дети становятся героями игр и начинают часто говорить "я убит", "меня убили", "я убил". Правительство некоторых странпытается запретить отдельные компьютерные "стрелялки". В нашей стране ответственность за то, во что играет ребенок лежит только на его родителях.
Компьютерные "стрелялки" делают убийство психологически более приемлемым действием. И случаи когда ребенок полностью терял ощущение реальности и брался за оружие не в виртуальном, а в настоящем мире происходят все чаще и чаще
неправильно дети воспринимают и картину мира.Проводилось исследование «Рисунок всего мира». Дети, которые чрезмерно увлечены компьютером, четко прослеживаются признаки жестокости и страха.На картине присутствовали темные тона и оружие.В рисунках других детей, которые не сидят за компьютером, они использовали яркие, красочные тона, рисуя солнце и людей.
появляются трудности вовзаимодействии с другими детьми.Если раньше они больше общались в живую, то сейчас их общение заменили социальные сети. Рассмотрим основные выводы, к которым пришли ученые и практики, занимающиеся данной проблемой:Современные дети иначе воспринимают информацию. Директор проекта «Новое поколение» Лариса Паутова на одном из своих выступленийсообщила: «Дети привыкли, что все должно быть ярким, красочным и наглядным.Но у этогоесть свои положительные и отрицательные стороны.Педагоги, работая в дошкольных учреждениях, школеотмечают, что у современных детей форма преобладает над содержанием. Они с легкостью могут сделать электронную презентацию –красочную, яркую и с иллюстрациями, но по содержанию не раскрыть её. Большое количество информации не дает возможность для точной и правильно информации[6].
Виртуальное общение
это еще одна проблема. Всем известно,что у данногообщения есть свои минусы и плюсы.Оно хорошо только тогда, когда не ограничивает реальное.Когда тот,с кем ты общаешься,не знает тебя, появляется возможность легче высказать своё мнение.С другой стороны, невозможно увидеть те эмоции, которые получает человек, читая данное сообщение.Если не соблюдать режим работы за компьютером, то из помощника он превратиться воврага, который наносит вред здоровьюи психическому и физическому.Чрезмерное сидение за компьютером приводит к ухудшению концентрации внимания, а недолгое, наоборот,улучшает.Если долго находиться за компьютером он может привести к тому, что у ребенка нарушиться сон, ухудшиться самочувствие, появится усталость в глазах.Для того чтобы это не случилось нужно строго контролировать время, которое ребенок проводит сидя за компьютером. Родители для решения этого вопросы должны проявить свою настойчивость и помнить правило нахождения за компьютером.Дошкольники до 5 лет не больше 7минут, учащиеся младших классов
1520 минут, средних классов
2530 минут,старших классов
40 минут[1].Компьютерная зависимость детей это и не уверенность в себе и отсутствие возможности самовыражения. Для того чтобы этоостановить необходимо правильное воспитание.Очень важно контролировать и ограничивать детей в их действиях, запрещая играть стрелялки или в теигры, где убивают людей,при этом необъясняяпочему. Изучая, воздействие компьютера на психику и здоровьене только детей, но и взрослых людей, ученые выделяют положительные и отрицательные факторы.К положительным факторам относится:
ростскоростиреакции на зрительные сигналы, повышениевнимательности,поиска информации и видеоигрпри помощи электронной почты;быстраяадаптируемостьмозга к обработке повседневных потоков информации;прогрессивныйрост IQ человека.Новые технологии способствуют развитию ума, точно так же, как развивающие головоломки.Учитывая все положительные факторы,не стоит забывать и о негативном влиянии:благодаряинтернетууменьшаетсяспособностьконцентрироваться,спустя некоторое время мозг ждет получение информации в таком виде, в какой её распространяют.Мышление превращается в отрывочное, а чтение –поверхностное. Мозг отвечает абстрактному мышлению, атрофируется;
мозг способен терять базовые механизмы, которые управляют контактами с другими окружающими.Трудно приходиться считать мимику во время беседы или угадать эмоции чужого человека;
благодаря интернету появляется возможность выполнять несколько заданий сразу. Например,слушая музыку, можно общаться в социальных сетях или на почте. Ученые доказали, многозадачность усиливает появление стресса и дефицита внимания, и делает работу не эффективной;мозг до такой степени приспосабливается к возможностям техники, что память практически не используется, витоге она становится кратковременной;чрезмерное погружение в мир Интернета вызывает переутомление, как отмечают исследователи,и через несколько часов пребывания в цифровом мире перед выходом из него ощущается раздражительностьи опустошенность.Таким образом, подводя итог изложенному,подчеркнем следующее, что взаимодействие с умной машиной у детей 21 века начинается очень рано. Для того чтобы компьютерне наносил вред здоровью и стал не врагом, адругом, необходимо привлечь внимание к данной проблемеродителей.Заинтересовать детей тем, что никак не связано с компьютером, показать,что существует масса других интересных развлечений, которые позволяют не толькопережить острые ощущения, но и тренируют тело и нормализуют психологическое состояние. Поэтому нужно продумать уникальный и проверенный способ, позволяющийребенку, не оказаться в компьютерной зависимости.Для того чтобы ребенок не погрузилсяв мир компьютерной зависимости вот некоторые советы родителям:Строго ограничивать время нахождения ребенка за компьютером.Разрешать пользоваться компьютером только по делу.Отслеживать,на каких сайтах сидит ваш ребенок, во что он играет, что смотрит.Стараться больше времени уделять ребенку, чтобы ему было интереснее общаться и играть с вами, сделав это общение ежедневным.Надо позаботиться о том, чтобы компьютер не стал для детей няней или источником знаний, началэмоционально заменять родителей, которые много работают.Надо помнить, что жесткий запрет на компьютер в доме или недостаток компьютерной грамотности родителей может привести кдетскородительскимконфликтами отчуждению.Стараться познакомить ребенка со сверстниками, чтобы у него было много интересныхдрузей, общие темы для общения.Записать ребенка в секцию иликружок, чтобы он мог найти себе друзей по интересам.Пусть ребенок познакомится с возможностями компьютера, с той пользой или вредом, который он может нанести психическому и физическому здоровью.Если у ребенка большой интерес к компьютеру направьтеэтот интерес в полезное русло. Изучив с нимкакуюнибудь полезную программу, вместе
со старшим дошкольником (младшим школьником), научитесьделать сайты или чтото еще. Может быть,в будущем это станет его профессией.Конечно, это может сделать не каждый родитель, но стоит попытаться.Подумайте,в каких конкурсах вместе с ребенком вы можете принять участие, где он может провести небольшую исследовательскую работу и представить свои результаты, используяинформационнокоммуникационные технологии (ИКТ).Например, в ежегодном конкурсе «Я исследователь», который популярен в нашей стране и проходит на различных уровнях (городском, областном и всероссийском).
Ссылки на источники1.ПетроваЕ.И. Детиикомпьютер//Философские проблемы информационных технологийикиберпространства.–2012.–№1.–С.133139[Датаобращения: 23.03.2017].
2.[Электронныйресурс]–URL: http://www.studfiles.ru/preview/3060089/139[Датаобращения: 23.03.2017].
3.[Электронныйресурс]–URL::http://www.neboleem.net/statiozdorove/7338fizicheskoezdorovecheloveka.php [Дата обращения: 23.03.2017]4.ЖуковаР. Дети и компьютер: вред и польза умной машины [Электронный ресурс] –URL: ourboys.rucomputer [Дата обращения: 02.03.2017].
5.Нарицын Н.Н. О «вреде компьютеров»[Электронный ресурс] –URL: http://www.naritsyn.ru[Дата обращения: 17.03.2017].
6.Евсеева Е. Другие дети//Труд7. –2009. –21 мая.–С.24[Датаобращения: 23.03.2017].
ШаталоваЕленаВладимировна,кандидат педагогических наук, доценткафедрыдошкольногоиспециального(дефектологического)образования,Белгородскийгосударственныйнациональноисследовательскийуниверситет НИУ «БелГУ», г. Белгородshatalova@bsu.edu.ru
Влияние компьютера на психическое и физическое здоровье детей
Аннотация.Данная статья посвящена воздействию компьютера на здоровье детей. Рассмотрены основные моменты взаимодействия «ребеноккомпьютер», а также нарушения здоровья детей, вызванные длительным нахождением за компьютером.Выявленыположительные и отрицательные сторонывлияния компьютера на психическое и физическое здоровье детей, представлены советы для родителей.Ключевые слова:компьютер, дошкольники, психическое здоровье,физическое здоровье, компьютерная зависимость.
XX век
время компьютеризации человеческого общества.С момента появления компьютера он успел занять особое место во многих сферах жизни человека: работа, учеба, досуг. Онстал любимым развлечением для детей.Процесс информатизации с каждым годом набирает обороты. Компьютеры, доступ к ресурсам сети Интернет имеются практически во всех домах и школах. Применение средств информационнокоммуникационных технологий приводит к активизации умственной деятельности, позволяет увеличить объем получаемой информации, систематизирует мышление. Наряду с этим, использование компьютера сопровождается воздействием на организм и моральноэтические аспекты развития человека целого ряда факторов, которые могут оказать неблагоприятное влияние на функциональное состояние и работоспособность особенно детей и подростков, на физическое и психическое здоровье.И на сегодняшний день возраст активного пользования компьютером снижается до 56летних детей, которые умеют обращаться с техникой намного лучше, чем многие взрослые. С одной стороны, в этом нет ничего плохого –в наш компьютерный век, чем раньше человек познает основы работы с компьютером, тем лучше, с другой стороны, по данным статистики, из года в год увеличивается заболеваемость детей и подростков.Часы, проведённые перед экраном монитора, рано или поздно отзовутся расстройством нервной системы, снизят уровень иммунитета. И недопустимо, чтобы за получение знаний люди расплачивались своим здоровьем.Не случайно говрится:«Современные дети родились с компьютерной мышкой в руках».Сегодня, компьютерные классы присутствуют в детском саду и в начальной школе, где обучаются и воспитываются дети в возрасте 37 лет. Такое широкое применение компьютера в обучении и развитии детей влечет за собой то, что они совсем подругому понимают информацию, мыслят, нежели их педагоги и родители[1].На всех общественных уровнях ведется спор о том пользу или вред приносит компьютер не только взрослому, но и детям.
Различные ученые исследуютвлияние компьютера и интернета на физическое и психическое здоровье детей пришли к спорным выводам. Под психическимздоровьем понимаетсясостояние благополучия, при котором человек, можетсправляться с жизненными стрессами, эффективнои результативно работать, а также вносить вклад в жизнь своего общества[2]. Под физическим здоровьем такое состояние человеческого организма, при котором все его внутренние органы способны выполнять свои основные функции[3]. В частности, Рина Жукова[4],известный педагог, говорит, что компьютер,в частности, благотворно влияет надетей семивосьми лет, помогая сформировать определенные навыки. Работа с компьютером способствует развитию внимания, абстрактному и логическому мышлению.Компьютерные игры помогают ребенку научиться самостоятельно принимать решения и быстро переключитьсяс одного действия на другое.Положительное влияние компьютер оказывает и на творческую способность ребенка.У одних детей –на способность изучать различные языки, а у других
хорошо рисовать. Все зависит от того,какие индивидуальные особенности имеет ребенок.Обучающие игры, способствуют самообразованию детей, а умение пользоваться интернетом хороший способ для поиска необходимой информации.Н.Н.Нарицин считает, что в современном мире, если не учить детей пользоваться компьютером
это равносильно тому, если ребенка не отдавать в школу.Чем раньше ребенок освоит навыки работы на компьютере, тем это лучше для него самого будет. Начинать надо с компьютерных игр, а когда они будут освоены, можно приступить к обучающим программам, которые будут способствовать развитию детей. Эти программы соответствуют основному правилу успешной учебы: «Чтобы хорошо учиться, учиться надо весело»[5].Несмотря на то, что компьютер приносит пользу,не стоит забывать и о том, что он может наноситьвред психическому и физическому здоровью ребенка. Ярким примером негативного воздействия компьютера на ребенка могут быть:
детская агрессия и жестокость, которая возникает вследствие того что ребенок проводит много времени за компьютером, играя в различные игры. Примерами таких игр является: «Контр Страйк», «Синий Кит», «Mortal Combat», «Street Fighter», «Tekken».Дети становятся героями игр и начинают часто говорить "я убит", "меня убили", "я убил". Правительство некоторых странпытается запретить отдельные компьютерные "стрелялки". В нашей стране ответственность за то, во что играет ребенок лежит только на его родителях.
Компьютерные "стрелялки" делают убийство психологически более приемлемым действием. И случаи когда ребенок полностью терял ощущение реальности и брался за оружие не в виртуальном, а в настоящем мире происходят все чаще и чаще
неправильно дети воспринимают и картину мира.Проводилось исследование «Рисунок всего мира». Дети, которые чрезмерно увлечены компьютером, четко прослеживаются признаки жестокости и страха.На картине присутствовали темные тона и оружие.В рисунках других детей, которые не сидят за компьютером, они использовали яркие, красочные тона, рисуя солнце и людей.
появляются трудности вовзаимодействии с другими детьми.Если раньше они больше общались в живую, то сейчас их общение заменили социальные сети. Рассмотрим основные выводы, к которым пришли ученые и практики, занимающиеся данной проблемой:Современные дети иначе воспринимают информацию. Директор проекта «Новое поколение» Лариса Паутова на одном из своих выступленийсообщила: «Дети привыкли, что все должно быть ярким, красочным и наглядным.Но у этогоесть свои положительные и отрицательные стороны.Педагоги, работая в дошкольных учреждениях, школеотмечают, что у современных детей форма преобладает над содержанием. Они с легкостью могут сделать электронную презентацию –красочную, яркую и с иллюстрациями, но по содержанию не раскрыть её. Большое количество информации не дает возможность для точной и правильно информации[6].
Виртуальное общение
это еще одна проблема. Всем известно,что у данногообщения есть свои минусы и плюсы.Оно хорошо только тогда, когда не ограничивает реальное.Когда тот,с кем ты общаешься,не знает тебя, появляется возможность легче высказать своё мнение.С другой стороны, невозможно увидеть те эмоции, которые получает человек, читая данное сообщение.Если не соблюдать режим работы за компьютером, то из помощника он превратиться воврага, который наносит вред здоровьюи психическому и физическому.Чрезмерное сидение за компьютером приводит к ухудшению концентрации внимания, а недолгое, наоборот,улучшает.Если долго находиться за компьютером он может привести к тому, что у ребенка нарушиться сон, ухудшиться самочувствие, появится усталость в глазах.Для того чтобы это не случилось нужно строго контролировать время, которое ребенок проводит сидя за компьютером. Родители для решения этого вопросы должны проявить свою настойчивость и помнить правило нахождения за компьютером.Дошкольники до 5 лет не больше 7минут, учащиеся младших классов
1520 минут, средних классов
2530 минут,старших классов
40 минут[1].Компьютерная зависимость детей это и не уверенность в себе и отсутствие возможности самовыражения. Для того чтобы этоостановить необходимо правильное воспитание.Очень важно контролировать и ограничивать детей в их действиях, запрещая играть стрелялки или в теигры, где убивают людей,при этом необъясняяпочему. Изучая, воздействие компьютера на психику и здоровьене только детей, но и взрослых людей, ученые выделяют положительные и отрицательные факторы.К положительным факторам относится:
ростскоростиреакции на зрительные сигналы, повышениевнимательности,поиска информации и видеоигрпри помощи электронной почты;быстраяадаптируемостьмозга к обработке повседневных потоков информации;прогрессивныйрост IQ человека.Новые технологии способствуют развитию ума, точно так же, как развивающие головоломки.Учитывая все положительные факторы,не стоит забывать и о негативном влиянии:благодаряинтернетууменьшаетсяспособностьконцентрироваться,спустя некоторое время мозг ждет получение информации в таком виде, в какой её распространяют.Мышление превращается в отрывочное, а чтение –поверхностное. Мозг отвечает абстрактному мышлению, атрофируется;
мозг способен терять базовые механизмы, которые управляют контактами с другими окружающими.Трудно приходиться считать мимику во время беседы или угадать эмоции чужого человека;
благодаря интернету появляется возможность выполнять несколько заданий сразу. Например,слушая музыку, можно общаться в социальных сетях или на почте. Ученые доказали, многозадачность усиливает появление стресса и дефицита внимания, и делает работу не эффективной;мозг до такой степени приспосабливается к возможностям техники, что память практически не используется, витоге она становится кратковременной;чрезмерное погружение в мир Интернета вызывает переутомление, как отмечают исследователи,и через несколько часов пребывания в цифровом мире перед выходом из него ощущается раздражительностьи опустошенность.Таким образом, подводя итог изложенному,подчеркнем следующее, что взаимодействие с умной машиной у детей 21 века начинается очень рано. Для того чтобы компьютерне наносил вред здоровью и стал не врагом, адругом, необходимо привлечь внимание к данной проблемеродителей.Заинтересовать детей тем, что никак не связано с компьютером, показать,что существует масса других интересных развлечений, которые позволяют не толькопережить острые ощущения, но и тренируют тело и нормализуют психологическое состояние. Поэтому нужно продумать уникальный и проверенный способ, позволяющийребенку, не оказаться в компьютерной зависимости.Для того чтобы ребенок не погрузилсяв мир компьютерной зависимости вот некоторые советы родителям:Строго ограничивать время нахождения ребенка за компьютером.Разрешать пользоваться компьютером только по делу.Отслеживать,на каких сайтах сидит ваш ребенок, во что он играет, что смотрит.Стараться больше времени уделять ребенку, чтобы ему было интереснее общаться и играть с вами, сделав это общение ежедневным.Надо позаботиться о том, чтобы компьютер не стал для детей няней или источником знаний, началэмоционально заменять родителей, которые много работают.Надо помнить, что жесткий запрет на компьютер в доме или недостаток компьютерной грамотности родителей может привести кдетскородительскимконфликтами отчуждению.Стараться познакомить ребенка со сверстниками, чтобы у него было много интересныхдрузей, общие темы для общения.Записать ребенка в секцию иликружок, чтобы он мог найти себе друзей по интересам.Пусть ребенок познакомится с возможностями компьютера, с той пользой или вредом, который он может нанести психическому и физическому здоровью.Если у ребенка большой интерес к компьютеру направьтеэтот интерес в полезное русло. Изучив с нимкакуюнибудь полезную программу, вместе
со старшим дошкольником (младшим школьником), научитесьделать сайты или чтото еще. Может быть,в будущем это станет его профессией.Конечно, это может сделать не каждый родитель, но стоит попытаться.Подумайте,в каких конкурсах вместе с ребенком вы можете принять участие, где он может провести небольшую исследовательскую работу и представить свои результаты, используяинформационнокоммуникационные технологии (ИКТ).Например, в ежегодном конкурсе «Я исследователь», который популярен в нашей стране и проходит на различных уровнях (городском, областном и всероссийском).
Ссылки на источники1.ПетроваЕ.И. Детиикомпьютер//Философские проблемы информационных технологийикиберпространства.–2012.–№1.–С.133139[Датаобращения: 23.03.2017].
2.[Электронныйресурс]–URL: http://www.studfiles.ru/preview/3060089/139[Датаобращения: 23.03.2017].
3.[Электронныйресурс]–URL::http://www.neboleem.net/statiozdorove/7338fizicheskoezdorovecheloveka.php [Дата обращения: 23.03.2017]4.ЖуковаР. Дети и компьютер: вред и польза умной машины [Электронный ресурс] –URL: ourboys.rucomputer [Дата обращения: 02.03.2017].
5.Нарицын Н.Н. О «вреде компьютеров»[Электронный ресурс] –URL: http://www.naritsyn.ru[Дата обращения: 17.03.2017].
6.Евсеева Е. Другие дети//Труд7. –2009. –21 мая.–С.24[Датаобращения: 23.03.2017].