Инновационно-предпринимательская деятельность в вузе: необходимость активизации

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Гешко О. А. Инновационно-предпринимательская деятельность в вузе: необходимость активизации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 3626–3630. – URL: http://e-koncept.ru/2017/971052.htm.
Аннотация. Функционирование в условиях экономики нового типа поставило перед вузами новую, еще не в полной мере изученную проблему, связанную с реализацией предпринимательской функции. Эта проблема остается актуальной для любых университетов. Неверные решения в данном направлении приводят к значительному падению конкурентоспособности образовательного учреждения высшей школы, осложняя его дальнейшее развитие. Такая ситуация порождает необходимость активизации инновационно-предпринимательской деятельности в вузе как одного из условий формирования экономики нового типа. Автором предложено способствовать реализации предпринимательских инициатив за счет формирования адаптивной модели и соответствующего механизма.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Гешко Олеся Александровна,аспирант кафедры экономики, менеджмента и маркетинга ФГБОУ ВО «ОмГПУ», г.Омскo.geshko@yandex.ru

Инновационнопредпринимательская деятельность в вузе: необходимость активизации

Аннотация. Функционирование в условиях экономики нового типа поставило перед вузами новую, еще не в полной мере изученную проблему, связанную с реализацией предпринимательской функции.Эта проблема остается актуальной для любых университетов. Неверные решения в данном направлении приводят к значительному падению конкурентоспособности образовательного учреждения высшей школы, осложняя дальнейшее его развитие.Такая ситуация порождает необходимость активизации инновационнопредпринимательской деятельности в вузе как одногоиз условий формирования экономики нового типа. Автором предложено способствовать реализации предпринимательских инициатив за счет формирования адаптивной модели и соответствующего механизма.Ключевые слова:предпринимательство, вуз, инновационноепредпринимательство, экономика нового типа.

Системные трансформации экономики и общества на современном этапе его развития меняют роль вузов, обуславливая необходимость их адаптации к новым условиям. Значительно расширилось число тех факторов, которые на сегодняшний день определяют конкурентоспособность образовательного учреждения высшей школы.Университет уже не ограничивается решением задач, направленных на обеспечение региональной экономики кадрами с соответствующим уровнем знаний, с необходимыми умениями и навыками, сформированными компетенциями. Вузы активизируют свою деятельность в сфере разработок и исследований, внедряют инновационные механизмы своего развития, становятся особыми центрами предпринимательских инициатив на территории своего присутствия[5].Следует отметить, что российским законодательством был внесен ряд изменений в работу университетов, что обусловило преобразования нетолько непосредственно в структуреподготовки выпускников и оценкиосвоенияими образовательной программы, но и вызвало необходимость внесениякорректив вцелии задачифункционирования данных образовательных учреждений. Так еще в 2009 году был введен в действие Федеральный закон № 217 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам создания бюджетными научнообразовательными учреждениями хозяйственных обществ, в целях практического применения результатов интеллектуально деятельности». Данный закон, по сути, обозначил необходимость установления прочных связей и организации взаимодействия между вузом и бизнесом, что определило рольуниверситета какполноправного игрока нарынке–субъектапредпринимательской деятельности[1].Существующая стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 года «Инновационная Россия2020» обозначиларяд основных задач, связанных с развитием образовательной среды, среди которых следует выделить:необходимость формирования сбалансированного комплекса исследований; повышение инновационной активности бизнеса и создание условий для появления новых компаний;расширение класса инновационных предпринимателей.Таким образом, вузовское предпринимательство сталоодним из приоритетных направлений развития.Исследователи поразному пытались определить введенный в научный оборот Й. Шумпетером термин «предпринимательство». На сегодняшний день практически общепринятыми считаются такие черты предпринимательства, как изобретательность и настойчивость в достижении целей, а также готовность осознанно идти на риск. Со времени публикации в 1911 году ставшей «бестселлером» работы Шумпетера под названием «Теория экономического развития» были написаны уже сотни статей и книг, которые посвящены изучения феномена предпринимательства. Наиболее емкая формулировка предпринимательства, на наш взгляд, принадлежит профессору Гарвардской школы бизнеса Говарду Стивенсону, который утверждал, что предпринимательство представляет собой поиски возможностей за пределами контролируемых на данный момент ресурсов. Однакочтобы осуществлять подобные поиски, необходимо обладать всеми выше перечисленными качествами. Данное определение особенно хорошо тем, что оно не ограничивается конкретной сферой бизнеса: предпринимательство возможно практически во всех сферах человеческой деятельности.Более широкий контекст определения Стивенсона отражен Р.Червитцем, которым предложена концепция интеллектуального предпринимательства. Автор писал в своих работах, что создание материального богатства –это лишь одно из явлений предпринимательства. Само предпринимательство —это не еще бизнес, а прежде всего конкретная установка на «овладение миром», процесс культурной инновации». Это очень точное замечание, которое позволяет нам понимать предпринимательство в том смысле, что оно может быть реализовано во всех трех культурах, а именно: гуманитарной, естественнонаучной и деловой. Именно такое понимание предпринимательства предоставляет возможность по установлениюсвязь между самим понятием и понятием креативности. А это уже позволяет нам связать проблему построения предпринимательского университета с развитием особо мыслящего и действующего «креативного класса» в нашем обществе.На сегодняшний день ученые солидарны в своем понимании университета как одного из самых значительных факторов современного общества, оказывающих огромное влияние на его развитие. В этом отношении как федеральные, так и региональные университеты отличаются друг от друга вузов масштабностью стоящих перед ними задач. Одни призваны стать целыми центрами для других вузов, основой для бизнеса и власти. Характер же целей других более ограничен и предполагает модернизацию определенных отраслей экономики. Однако все они объединены своими ролями: образовательной, научнойи социальной.Активизация инновационнопредпринимательской деятельности университетов рассматривается нами какнеобходимое условие формирования экономики нового типа. Накопление научнотехнического потенциала и укрепление базы для проведения новых фундаментальных и опытноконструкторских работ не только на уровне отдельного региона, но и в целом всей страны будет способствовать решению главной цели: созданияв России конкурентоспособных продуктов и технологий. Как показывает практика опыта зарубежных вузов, развитие в университетах инновационнопредпринимательской деятельности –это эффективный способ, позволяющий образовательному учреждению соответствовать современным социальноэкономическим условиям. Очевидно, что с учетом адаптации к жизнедеятельности врыночной среде система управления вузом изменяется и приобретает новые черты. Так в структуре появляются необходимые компоненты, отвечающие за реализацию предпринимательскойфункции[2].Несмотря на то, что проблемы, связанные с инновационным развитием нетолько самих стран, но и отдельных регионов, хозяйствующих субъектов,уже давно выступают объектами особого внимания зарубежныхи отечественных ученых, формирование теоретической и методологической базы в рассматриваемой нами области исследованияявляетсянедостаточным[3]. В частности инновационнопредпринимательская деятельность все еще новая сфера работы для многих региональных вузов, которая в силу своей специфики существенно отличается от аналогичной деятельности в коммерческих предприятияхи организациях. Актуальным всвязи с указанным является не только развитие методологииорганизации и осуществления предпринимательской деятельности в вузе, но и описание ее взаимосвязи с протекающими в университете образовательными и исследовательскими процессами для созданияцелостной системы, обеспечивающей интеграцию всех усилий на достижение миссии –главной цели образовательного учреждения. Объединение потенциалов вуза будет способствовать возникновениюновых процессов и образованию элементов внутренней инфраструктуры университета, что обеспечит созданиеустойчивых связей и объединений с элементами внешней бизнессреды[7].

Благоприятные условия для активизации в вузе инновационнопредпринимательской деятельности невозможны без разработки и внедрения соответствующего механизма, направленного на решение задачповышения конкурентных преимуществ университета и его вклада посредством реализации бизнесидей в развитие экономики региона[4].Существующие на сегодняшний день механизмы по осуществлению предпринимательской функции в вузе можно разделить на три группы. Первая группа представлена стратегическим механизмом, в основу которого положены следующие принципы:˗«снизу вверх», что означает проявление предпринимательских инициатив со стороны профессорскопреподавательского состава (ППС) вуза, его научных работников;˗«сверху вниз»: противоположный предыдущему принцип, при котором передача заданий на выполнение идет от руководства самого университета непосредственно к его ППС, научным работникам и студентам с организацией необходимой их поддержки.Ко второй группе относится тактический механизм, предполагающий создание в вузе бизнесинкубаторов и технопарков, деятельность которых направлена на предоставление помощи молодым предпринимателям в реализации их стартаппроектов на всех этапах от генерирования бизнесидей, до внедрения новшеств.Третья группа механизмов по реализации предпринимательской активности в вузе представлена комбинированным механизмом, объединяющим в себе ключевые направления двух предыдущих–стратегическогои тактического.В любом случае, эффективность действия механизма требует использования в вузе особых инструментов, среди которых можно выделить следующие:˗создание специальных структурных подразделений университета, деятельность которых направлена на генерирование идей и реализацию предпринимательских инициатив;˗повышение заинтересованности ППС и студентов к активному предпринимательству в вузе;˗расширение ресурсной базы для оказания необходимой поддержки в процессе реализации инновационныхпроектов и пр.В результате проведенного исследования мы пришли к выводу о том, что многие ученые (П. Шульте, Ю.П. Анисимов и др.) рассматривают два основные пути выполнения целей и задач по осуществлению предпринимательской функции в вузе, а именно:˗подготовка будущих предпринимателей, не только способных к разработке бизнесидей, но и готовых к запуску готовых проектов, управления ими для достижения определенных результатов;˗создание на базе университета бизнесинкубаторов, технологических центров и технопарков, ставящих перед собой цели по вовлечению не только инициативных студентов, но и ППС в предпринимательство за счет помощи информационноконсультационного характера и ресурсной поддержки.Конечно, гуманитарному вузу будет сложно следовать по одному из указанных направлений. Здесь требуется разработка модели и механизмов активизации инновационнопредпринимательской деятельности, адаптивных самим условиям университета, способствовать развитию предпринимательства на базе вуза и в полной мере реализовывать государственную политику в данной области[6].Комбинированный механизм является наиболее эффективным для внедрения, так как способен за счет объединения стратегических и тактических составляющих обеспечить достижение предпринимательских целей.Современное учреждение высшего образования –это сложная социальноэкономическая система, эффективность функционирования которой представляется нам комплексной задачей, которая не может быть решена стандартным образом, а должна учитывать индивидуальность каждого учебного заведения данной сферы.Разработке соответствующей модели и внедрение механизма по реализации предпринимательской функции вуза предшествует включение в Программу развития университета основных положений об инновационнопредпринимательской деятельности, где непосредственно и будут обозначены приоритеты мобилизации и распределения ресурсов; определены механизмы мотивации студентов, аспирантов, преподавателей и сотрудников вуза для генерации идей и работы над инновационными проектами различной направленности.

Ссылки на источники1.Федеральный закон № 217ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практическогоприменения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности», август 2009 г.2.ClarkB.R. Creating Entrepreneurial Universities: Organizational Pathways of Transformation. Issues in Higher Education. Oxford: Pergamon Press for International Association of Universities, 1998.3.Гешко О.А. Вуз как организация социального предпринимательства: возможности интеграции в инновационную экономику региона. В сборнике: Актуальные направления научных исследований: от теории к практике: материалы VIМеждунар. Науч.практ. Конфю (Чебоксары, 27 сент. 2015 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. –Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. № 4. –332 с. 4.Гешко О.А. Развитие социального предпринимательства как тренд деятельности российских вузов // Теория и практика современной науки. Электронный журнал. № 2. –2015. URL: http:// http://modernj.ru/domains_data/files/2/Geshko%20Olesya%20Aleksandrovna.pdf5.Лесовский Б. Ф., Лесовская О. В. О проблеме предпринимательской деятельности в вузе // Научные труды Дальрыбвтуза. 2009. №. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/oproblemepredprinimatelskoydeyatelnostivvuze 6.Салми Д. Российские университеты в конкуренции университетов мирового класса // Вопросы образования. —2007. —№3. —С.5–45.7.Шумпетер Й. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982.