Психологические особенности проявления базовых эмоций у представителей различных этнических групп
Выпуск:
ART 971059
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Колюх
О.
А.,
Коверко
И.
А.,
Хакимова
З.
Р. Психологические особенности проявления базовых эмоций у представителей различных этнических групп // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2017. – Т. 39. – С.
3661–3665. – URL:
http://e-koncept.ru/2017/971059.htm.
Аннотация. В настоящей статье представлены результаты психологического исследования по изучению особенностей проявления базовых эмоций у представителей четырех этнических групп (казахской, татарской, немецкой и русской). Выборку исследования составили студенты очного и заочного отделений Павлодарского государственного педагогического института в возрасте от 18 до 30 лет (N = 200). Из них: русских ‒ 50 человек, немцев ‒ 50 человек, казахов ‒ 50 человек, татар ‒ 50 человек.
Исследование, проведенное в целях описания эмоций, демонстрирует различия между культурами, которые происходят из-за разных способов социализации, как следствие – концептуализации эмоций в разных культурах. Культура формирует наш эмоциональный мир, придает нашим эмоциям смысл, независимо от того, воспринимаем мы эмоции как личное и индивидуальное переживание или межличностное, общественное и коллективное переживание с другими людьми.
Текст статьи
Колюх Ольга Анатольевна,кандидат психологических наук, доцент, Павлодарский государственный педагогический институт, г. Павлодарolg.kolyuh2011@mail.ru
Коверко Инна Александровна,студент 1 курса специальности «Педагогика и психология» Павлодарского государственного педагогического института, г. ПавлодарKowerko_inna@mail.ru
Хакимова Зарина Рефкатовна,студент 1 курса специальности «Педагогика и психология» Павлодарского государственного педагогического института, г. ПавлодарKowerko_inna@mail.ru
Психологические особенностипроявления базовых эмоций у представителей различных этнических групп
Аннотация.В настоящей статье представлены результаты психологического исследования по изучению особенностей проявления базовых эмоций у представителей четырех этнических групп (казахской, татарской, немецкой и русской). Выборку исследованиясоставили студенты очного и заочного отделения Павлодарского государственного педагогического института в возрасте от 18 до 30 лет очного и заочного отделения (N= 200). Из них: русских ‒ 50 человек, немцев ‒ 50 человек, казахов ‒ 50 человек, татар ‒ 50 человек. Исследование, проведенное в целяхописания эмоций, демонстрирует различия между культурами, которые происходят изза разных способов социализации, как следствие –концептуализации эмоций в разных культурах. Культура формирует наш эмоциональный мир, придает нашим эмоциям смысл, независимо от того, воспринимаем мы эмоции как личное и индивидуальное переживание или межличностное, общественное и коллективное переживание с другими людьми.Ключевые слова:базовые эмоции, культура, культурные различия, страх, гнев, удивление
Эмоции всегда привлекали к себе внимание множества исследований в области психологии.
Эмоции как сложные системные психологические образования, составляющие эмоциональную сферу личности, характеризуются многими параметрами: знаком (положительные или отрицательные) и модальностью (качеством), продолжительностью и интенсивностью (силой), подвижностью (быстрота смены эмоциональных состояний) и реактивностью (скорость возникновения, выраженность и адекватность эмоционального отклика на внешние и внутренние стимулы), а также степенью осознанности эмоций и степенью их произвольного контроля.Под эмоциональными явлениями в современной психологиипонимаются субъективные переживания человеком его отношения к предметам, явлениям, событиям, другим людям. Само слово «эмоция» происходит от латинского «emovere», что значит возбуждать, волновать, потрясать. Эмоции тесно связаны с потребностями, поскольку, как правило, при удовлетворении потребностей человек испытывает положительные эмоции и, наоборот, при невозможности получить желаемое –отрицательные.Каждая эмоция своеобразна по своим источникам, переживаниям, внешним проявлениям и способам регуляции. Из своего опыта мы знаем, насколько богат репертуар человеческих эмоций. Он включает целую палитру различных эмоциональных явлений. Можно сказать, что человек –наиболее эмоциональное из живых существ, он обладает в высшей степени дифференцированными средствами внешнего выражения эмоций и широким разнообразием внутренних переживаний.Без эмоциональных проявлений трудно представить какоелибо взаимодействие между людьми, поэтому одной из важнейших является коммуникативная функция эмоций. Выражая свои эмоции, человек проявляет свое отношение к действительности и прежде всего к другим людям.Важный шаг в понимании природы выражения эмоций сделал Ч. Дарвин, применив биологический и социальный подходы к их изучению. Исследования Ч. Дарвина, систематизированные в работе «Выражение эмоций у человека и животных».Когда человек оказывается в проблемной социальной ситуации и переживает фрустрацию, то характер и параметры его эмоций зависят от того, что воздействует на органы чувств, и от того, как он объясняет себе это воздействие. Исследования поведения людей, принадлежащих к разным культурам, обнаружили, что в сфере выражения эмоций встречаются как универсальные типы реакций, так и специфические для отдельных культур.Полноценное общение между людьми невозможно без понимания, взаимовлияния, взаимооценивания друг друга. При любом взаимодействии людей в первую очередь необходимо правильное понимание реакций другого человека, владение средствами, позволяющими различать свойства и состояния партнеров. Кросскультурное изучение базовых эмоций и их проявлений лежит в основе современных исследованийэтнопсихологии (Экман и Фризен, Рассел, Галати и Скиаки, Шерер). П. Экман предложил нейрокультурную теорию эмоций, с точки, зрения которой у человека имеются базисные эмоции, переживания, и способы, выражения которых не зависят от культуры и связаны с неконтролируемыми реакциями.После экспериментальных исследований Экмана и Изарда многие ученые занимались распознаванием эмоций по мимике в различных культурах, подтверждая данные об универсальности проявления эмоций, которые показали, что существует некий набор выражений лица, универсальный для всех человеческих культур (Дарвин, Экман и Фризен, Мацумото, Иризарри, УилсонКон, Леви). Эмоции ‒ очень личный и, как можно доказать, самый важный аспект нашей жизни. Именно эмоции придают смысл происходящим событиям. Они сообщают нам, что нам нравится, а что нет, что для нас хорошо, а что плохо. Эмоции ‒ невидимые нити, соединяющие нас с остальным миром, будь то происходящие вокруг нас события или люди [8, c.464]. Плутчик рассмотрел эмоции как средство адаптации, играющее важную роль в выживании на всех эволюционных уровнях.Культура формирует наш эмоциональный мир и придает нашим эмоциям смысл, независимо от того, воспринимаем ли мы эмоции как личное и индивидуальное переживание или межличностное, общественное иколлективное переживание с другими людьми.Попытки определить набор «базовых» эмоций имеют на Западе давнюю традицию. Базовые эмоции –это эмоции, которые присущи всем здоровым людям и которые одинаково проявляются у представителей самых разных культур, проживающих на разных континентах [1]. Нет такой классификации эмоций, которую приняли бы все исследователи поведения. Одни ученые признают существование базовых эмоций (Р. Плутчик, К.Э. Изард, И. Додонов, В.К. Вилюнас, Вудвортс, Шлосберг, П. Экман), другие оспаривают, предпочитая видеть в эмоциях лишь функцию перцептивнокогнитивных процессов (Ч. Дарвин, Симонов, Мацумото). Теория эмоций Ч. Дарвина показала эволюционный путь развития эмоций, в которых он обосновал происхождение их физиологических проявлений [2]. Также Дарвин предположил, что выражение эмоций на лице, как и другие типы поведения, является врожденным и это следствие эволюционной адаптации. Люди, доказывал Дарвин, одинаково выражают эмоции на лицах, независимо от расы и культуры [3].А.К. Кляйнберг полагает, что различия выражения эмоций в разных культурах отчасти связано с тем, что эмоции различаются своими социальными функциями. Некоторые эмоции, например, гнев, интерес, презрение, явно направлены на окружающих и являются формой взаимодействия между человеком и социальной средой. Другие же (например, страх, печаль) имеют более эгоцентрический характер, и являются ответом на то, что произошло с человеком. Все, что касается отношений между людьми, как правило, предполагает четкие нормы, обязательные для всех членов данной культуры, поэтому эмоции, направленные на других в большей степени, чем эгоцентрические эмоции, подвержены влиянию культуры [4].Поскольку язык эмоций содержит как общие элементы, сходные для разных культур, так и элементы специфические для определенных культур, то возникает вопрос: какие именно формы выражения имеют универсальный характер, а какие ‒ специфический, и от каких факторов это зависит? Исследования, проводимые в целях описания эмоций, демонстрируют различия между культурами, которые происходят изза разных способов социализации, как следствие –концептуализации эмоций в разных культурах [5]. Эмоции и их особенности подчеркивают различия между людьми и являются показателем, характеризующим личность человека, если мы сравниваем представителей различных культур, проживающих в разных странах (например, Казахстан и Испания, Америка и Польша). Если же представителиэтнических групп проживают на территории одной страны, области, то эмоциональные различия будут минимальными, поскольку люди ежедневно взаимодействуют друг с другом, принадлежат к определенным социальным группам, что ведет к согласию, сплоченности и сотрудничеству, и придерживаются общественных норм, которые определяют смысл эмоций и контролируют их. В связи с этим возник интерес к изучению особенностей эмоций у людей, живущих в одной стране: какими будут преобладающие и наиболее часто испытываемые эмоцииу представителей разных культур, какие базовые эмоции наиболее характерны для каждой культуры и могут ли эмоции быть фактором, затрудняющим межличностное взаимодействие между представителями различных культур.Целью нашего исследования было изучение особенностей проявления базовых эмоций у представителей различных культур (русская, немецкая, татарская и казахская). Мы предполагали, что если выявить особенности проявления базовых эмоций у представителей различныхкультур, то это позволит определить, какие базовые эмоции наиболее характерны для каждой культуры и могут ли эмоции быть фактором, затрудняющим межличностное взаимодействие между представителями различных культур.Выборку исследования составили студенты Павлодарского государственного педагогического института. В исследовании приняли участие 200 человек в возрасте от 18 до 30лет (студенты очного и заочного отделения). Из них: русских ‒ 50 человек, немцев ‒ 50 человек, казахов ‒ 50 человек, татар ‒ 50 человек. В группы для исследования были отобраны студенты путем стратифицированного случайного отбора (то есть студенты были разбиты на группы в соответствии с некоторыми характеристиками, в данном случае –по национальному признаку).В исследовании мы применили следующие психологические методики:
Четырехмодальностный эмоциональный опросник Л.А. Робиновича направлен на выявление преобладающих у человека эмоций (радость, гнев, страх, печаль). Опросник, в котором 46 вопросов, на которые студенты могут дать 4 варианта ответа: «безусловно, да», «пожалуй, да», «пожалуй, нет» и «безусловно, нет»;
анкета на выявление наиболее часто испытываемых эмоций (радость, удивление, печаль, гнев, отвращение, презрение, страх);
тест распознавания эмоций MIMIKA2.00.2010. Испытуемому даются картинки, на которых изображены эмоции (печаль, удивление, счастье). Данная методика помогает определить умеет ли человек распознавать базовые эмоции по выражению лица человека.В ходе исследования для выявления статистической значимости различий в исследуемых показателях нами были использованы Uкритерий Манна ‒ Уитни. Для расчета корреляционных связей мы использовали критерийr‒ Spearman.Обработка результатов проводилась с помощью статистического пакета программы «Statistika8».Результаты исследования показали следующие характеристики. Полученные данные представлены на рисунке 1 (Четырехмодальностный эмоциональный опросник Л.А. Робиновича).
Рис. 1.Преобладающие эмоции у представителей различных культур, %
Мы выявили (рисунок 1), что радость (как одна из основных положительных эмоций человека) наиболее выражена у татар. Менее радость выражена у казахов, русских и немцев. То есть мы можем предположить, что татары ‒ люди более веселые, жизнерадостные, улыбчивые, счастливые, чаще находятся в хорошем настроении, чувствуют психологический комфорт и благополучие, в сравнении с представителями других культур. Из рисунка видно, что гнев наиболее выражен у русских, менее всего –у немцев. Таким образом, более всего подвержены агрессивным и гневным реакциям русские. То есть, это характеризует их как более вспыльчивых, раздражительных, агрессивных людей. Но нельзя ни про одну из изучаемых нами культур сказать, что ей не характерен гнев. Он наиболее выражен в одной культуре и менее выражен в другойв силу культурных различий. Страху менее всего подвержены русские и татары, более всего подвержены страху казахи. То есть мы можем предположить, что казахи более осторожны в поведении и поступках, предусмотрительны и боязливы, чем представители других культур. Мы выявили, что печаль наиболее характерна русским, менее всего печаль свойственна немцам. Таким образом мы можем предположить, что русские (из четырех изучаемых нами культур) более неудовлетворены в какихлибо аспектах жизни, чаще испытывают грусть, тоску, уныние и ощущение невозможности справиться с ситуацией.По результатам анкеты на выявление наиболее часто испытываемых эмоций студентами нами были получены следующие данные, представленные на рисунке 2.
Рис. 2.Наиболее часто испытываемые эмоции студентами, %
Также было выявлено (рисунок 2), что наиболее часто испытываемыми эмоциями являются следующие: татарам свойственна радость, в то время как казахам практически одинаково характерны проявления радости, удивления истраха. Немцы чаще всего испытывают радость и удивление, в то время как страх им не свойственен. Русские чаще всего испытывают радость и менее всего страх. С помощью компьютерного тестирования, направленного на распознавание эмоций MIMIKA2.00.2010. былиполучены результаты, представленные на рисунке 3.
Рис. 3. Распознавание эмоций студентами, %
Наше исследование (рисунок 3) показало, что степень распознавания отрицательных эмоций (страх, гнев, презрение и отвращение, печаль) наиболее характерна татарам и чуть менее –казахам, немцам и русским. Степень распознавания нейтральных и положительных эмоций (удивление, счастье) наиболее характерна немцам и казахам и чуть менее –татарам и русским. Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о том, что студенты из разных культур достаточно хорошо распознают как свои эмоциональные реакции, так и эмоции окружающих людей.В ходе исследования для выявления статистической значимости различий в исследуемых показателяхмы использовали Uкритерий Манна‒Уитни,т.к данные, подлежащие анализу, представлены в ранговой шкале. Мы не обнаружили статистически значимых различий в проявлении базовых эмоций между группами представителей изучаемых нами культур. Возможно, это объясняется тем фактом, что изучаемые нами студенты (принадлежащие к различным культурам) живут в одной стране и находятся в непосредственном межличностном взаимодействии ежедневно. То есть, живя в одном городе и постоянно взаимодействуя друг с другом, представители разных этнических групп будут демонстрировать преобладающие эмоции, наиболее часто испытываемые эмоции и распознавать их одинаково, независимо от культуры, потому что ежедневно взаимодействуя друг с другом, мы не только узнаем культурные ценности, нормы и традиции, а также учимся друг у друга и обмениваемся культурным (жизненным) опытом и сценариями поведения.
Рис. 7.Результаты корреляционного анализа, %
Нами был проведен корреляционный анализ с целью рассчитать как взаимосвязаны между собой эмоции у представителей различных культур. Для расчета корреляционных связей мы выбрали коэффициент ранговой корреляцииr‒ Spearmanс помощью коэффициента ранговой корреляцииr‒ Spearman, т.к. признаки измерены в порядковой шкале. Мы выявили (рисунок 4) положительную корреляционную связь между некоторыми эмоциями у русских и татар (между страхом и печалью), у казахов (между радостью и страхом, гневом и печалью), у немцев (между радостью и страхом), т. е. чем больше, например, чувство страха, тем больше выражена печаль, и отрицательную корреляционную связь между гневом и печалью у немцев, т. е. чем больше чувство гнева, тем меньше печаль. Взаимодействие данных факторов является статистически достоверным(р <0,05). Данные результаты свидетельствуют о том, что каждая культура, не смотря на то, что ее представители находятся в непосредственном контакте, имея свои культурные ценности и нормы, влияет на эмоциональное состояние ее представителей. Таким образом, культурные различия, выявленные в нашем исследовании, проявляются во влиянии эмоций друг на друга, т.е. одна эмоция усиливает или подавляет другую эмоцию. Например, у татар страх увеличивает печаль, в то время как у немцев страх увеличивает радость, являющийся защитным механизмом, то есть мы можем предположить, что находясь в стрессовых ситуациях, татары будут печальны и унылы, в то время как немцы будут находиться в приподнятом настроении и им легче будет выйти из стрессовой ситуации. В данном исследовании мы попытались изучить и проанализировать особенности проявления базовых эмоцийна примере четырех культур (казахской, татарской, немецкой и русской), чтобы определить, какими будут преобладающие и наиболее часто испытываемые эмоции у представителей разных культур, какие базовые эмоции наиболее характерны для каждой культуры и могут ли эмоции быть фактором, затрудняющим межличностное взаимодействие между представителями различных культур.Исследование показало, что культура оказывает влияние на эмоциональную сферу ее представителей, а также представителей других культур (если они проживают в одном городе и ежедневно взаимодействуют друг с другом). Можем предположить (на примере нашей выборки), что эмоции не являются фактором, затрудняющим межличностное взаимодействие между представителями различных культур. Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о том, что, изученные нами базовые эмоции содержат как универсальные, так и культурноспецифичные элементы. Живя в одном городе и постоянно взаимодействуя друг с другом, представители разных этнических групп будут демонстрировать преобладающие эмоции, наиболее часто испытываемые эмоции и распознавать их одинаково, независимо от культуры. В то же время в разных культурах будет различно влияние эмоций друг на друга.
Ссылки на источники1.Анохин П. К. Эмоции ‒ Психология эмоций: Тексты. ‒ М. : 1984.2.Гуревич П. С. Психология:Учебное пособие ‒М. : Знание, 1999.3.Немов Р. С. Общие основы психологии ‒ Психология. Кн. 1. ‒ М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.4.Крайг Г. Психология развития. ‒СПб. : Питер, 2007.5.ИзардК.Психологияэмоций. ‒ СПб. : Питер, 1999.
Коверко Инна Александровна,студент 1 курса специальности «Педагогика и психология» Павлодарского государственного педагогического института, г. ПавлодарKowerko_inna@mail.ru
Хакимова Зарина Рефкатовна,студент 1 курса специальности «Педагогика и психология» Павлодарского государственного педагогического института, г. ПавлодарKowerko_inna@mail.ru
Психологические особенностипроявления базовых эмоций у представителей различных этнических групп
Аннотация.В настоящей статье представлены результаты психологического исследования по изучению особенностей проявления базовых эмоций у представителей четырех этнических групп (казахской, татарской, немецкой и русской). Выборку исследованиясоставили студенты очного и заочного отделения Павлодарского государственного педагогического института в возрасте от 18 до 30 лет очного и заочного отделения (N= 200). Из них: русских ‒ 50 человек, немцев ‒ 50 человек, казахов ‒ 50 человек, татар ‒ 50 человек. Исследование, проведенное в целяхописания эмоций, демонстрирует различия между культурами, которые происходят изза разных способов социализации, как следствие –концептуализации эмоций в разных культурах. Культура формирует наш эмоциональный мир, придает нашим эмоциям смысл, независимо от того, воспринимаем мы эмоции как личное и индивидуальное переживание или межличностное, общественное и коллективное переживание с другими людьми.Ключевые слова:базовые эмоции, культура, культурные различия, страх, гнев, удивление
Эмоции всегда привлекали к себе внимание множества исследований в области психологии.
Эмоции как сложные системные психологические образования, составляющие эмоциональную сферу личности, характеризуются многими параметрами: знаком (положительные или отрицательные) и модальностью (качеством), продолжительностью и интенсивностью (силой), подвижностью (быстрота смены эмоциональных состояний) и реактивностью (скорость возникновения, выраженность и адекватность эмоционального отклика на внешние и внутренние стимулы), а также степенью осознанности эмоций и степенью их произвольного контроля.Под эмоциональными явлениями в современной психологиипонимаются субъективные переживания человеком его отношения к предметам, явлениям, событиям, другим людям. Само слово «эмоция» происходит от латинского «emovere», что значит возбуждать, волновать, потрясать. Эмоции тесно связаны с потребностями, поскольку, как правило, при удовлетворении потребностей человек испытывает положительные эмоции и, наоборот, при невозможности получить желаемое –отрицательные.Каждая эмоция своеобразна по своим источникам, переживаниям, внешним проявлениям и способам регуляции. Из своего опыта мы знаем, насколько богат репертуар человеческих эмоций. Он включает целую палитру различных эмоциональных явлений. Можно сказать, что человек –наиболее эмоциональное из живых существ, он обладает в высшей степени дифференцированными средствами внешнего выражения эмоций и широким разнообразием внутренних переживаний.Без эмоциональных проявлений трудно представить какоелибо взаимодействие между людьми, поэтому одной из важнейших является коммуникативная функция эмоций. Выражая свои эмоции, человек проявляет свое отношение к действительности и прежде всего к другим людям.Важный шаг в понимании природы выражения эмоций сделал Ч. Дарвин, применив биологический и социальный подходы к их изучению. Исследования Ч. Дарвина, систематизированные в работе «Выражение эмоций у человека и животных».Когда человек оказывается в проблемной социальной ситуации и переживает фрустрацию, то характер и параметры его эмоций зависят от того, что воздействует на органы чувств, и от того, как он объясняет себе это воздействие. Исследования поведения людей, принадлежащих к разным культурам, обнаружили, что в сфере выражения эмоций встречаются как универсальные типы реакций, так и специфические для отдельных культур.Полноценное общение между людьми невозможно без понимания, взаимовлияния, взаимооценивания друг друга. При любом взаимодействии людей в первую очередь необходимо правильное понимание реакций другого человека, владение средствами, позволяющими различать свойства и состояния партнеров. Кросскультурное изучение базовых эмоций и их проявлений лежит в основе современных исследованийэтнопсихологии (Экман и Фризен, Рассел, Галати и Скиаки, Шерер). П. Экман предложил нейрокультурную теорию эмоций, с точки, зрения которой у человека имеются базисные эмоции, переживания, и способы, выражения которых не зависят от культуры и связаны с неконтролируемыми реакциями.После экспериментальных исследований Экмана и Изарда многие ученые занимались распознаванием эмоций по мимике в различных культурах, подтверждая данные об универсальности проявления эмоций, которые показали, что существует некий набор выражений лица, универсальный для всех человеческих культур (Дарвин, Экман и Фризен, Мацумото, Иризарри, УилсонКон, Леви). Эмоции ‒ очень личный и, как можно доказать, самый важный аспект нашей жизни. Именно эмоции придают смысл происходящим событиям. Они сообщают нам, что нам нравится, а что нет, что для нас хорошо, а что плохо. Эмоции ‒ невидимые нити, соединяющие нас с остальным миром, будь то происходящие вокруг нас события или люди [8, c.464]. Плутчик рассмотрел эмоции как средство адаптации, играющее важную роль в выживании на всех эволюционных уровнях.Культура формирует наш эмоциональный мир и придает нашим эмоциям смысл, независимо от того, воспринимаем ли мы эмоции как личное и индивидуальное переживание или межличностное, общественное иколлективное переживание с другими людьми.Попытки определить набор «базовых» эмоций имеют на Западе давнюю традицию. Базовые эмоции –это эмоции, которые присущи всем здоровым людям и которые одинаково проявляются у представителей самых разных культур, проживающих на разных континентах [1]. Нет такой классификации эмоций, которую приняли бы все исследователи поведения. Одни ученые признают существование базовых эмоций (Р. Плутчик, К.Э. Изард, И. Додонов, В.К. Вилюнас, Вудвортс, Шлосберг, П. Экман), другие оспаривают, предпочитая видеть в эмоциях лишь функцию перцептивнокогнитивных процессов (Ч. Дарвин, Симонов, Мацумото). Теория эмоций Ч. Дарвина показала эволюционный путь развития эмоций, в которых он обосновал происхождение их физиологических проявлений [2]. Также Дарвин предположил, что выражение эмоций на лице, как и другие типы поведения, является врожденным и это следствие эволюционной адаптации. Люди, доказывал Дарвин, одинаково выражают эмоции на лицах, независимо от расы и культуры [3].А.К. Кляйнберг полагает, что различия выражения эмоций в разных культурах отчасти связано с тем, что эмоции различаются своими социальными функциями. Некоторые эмоции, например, гнев, интерес, презрение, явно направлены на окружающих и являются формой взаимодействия между человеком и социальной средой. Другие же (например, страх, печаль) имеют более эгоцентрический характер, и являются ответом на то, что произошло с человеком. Все, что касается отношений между людьми, как правило, предполагает четкие нормы, обязательные для всех членов данной культуры, поэтому эмоции, направленные на других в большей степени, чем эгоцентрические эмоции, подвержены влиянию культуры [4].Поскольку язык эмоций содержит как общие элементы, сходные для разных культур, так и элементы специфические для определенных культур, то возникает вопрос: какие именно формы выражения имеют универсальный характер, а какие ‒ специфический, и от каких факторов это зависит? Исследования, проводимые в целях описания эмоций, демонстрируют различия между культурами, которые происходят изза разных способов социализации, как следствие –концептуализации эмоций в разных культурах [5]. Эмоции и их особенности подчеркивают различия между людьми и являются показателем, характеризующим личность человека, если мы сравниваем представителей различных культур, проживающих в разных странах (например, Казахстан и Испания, Америка и Польша). Если же представителиэтнических групп проживают на территории одной страны, области, то эмоциональные различия будут минимальными, поскольку люди ежедневно взаимодействуют друг с другом, принадлежат к определенным социальным группам, что ведет к согласию, сплоченности и сотрудничеству, и придерживаются общественных норм, которые определяют смысл эмоций и контролируют их. В связи с этим возник интерес к изучению особенностей эмоций у людей, живущих в одной стране: какими будут преобладающие и наиболее часто испытываемые эмоцииу представителей разных культур, какие базовые эмоции наиболее характерны для каждой культуры и могут ли эмоции быть фактором, затрудняющим межличностное взаимодействие между представителями различных культур.Целью нашего исследования было изучение особенностей проявления базовых эмоций у представителей различных культур (русская, немецкая, татарская и казахская). Мы предполагали, что если выявить особенности проявления базовых эмоций у представителей различныхкультур, то это позволит определить, какие базовые эмоции наиболее характерны для каждой культуры и могут ли эмоции быть фактором, затрудняющим межличностное взаимодействие между представителями различных культур.Выборку исследования составили студенты Павлодарского государственного педагогического института. В исследовании приняли участие 200 человек в возрасте от 18 до 30лет (студенты очного и заочного отделения). Из них: русских ‒ 50 человек, немцев ‒ 50 человек, казахов ‒ 50 человек, татар ‒ 50 человек. В группы для исследования были отобраны студенты путем стратифицированного случайного отбора (то есть студенты были разбиты на группы в соответствии с некоторыми характеристиками, в данном случае –по национальному признаку).В исследовании мы применили следующие психологические методики:
Четырехмодальностный эмоциональный опросник Л.А. Робиновича направлен на выявление преобладающих у человека эмоций (радость, гнев, страх, печаль). Опросник, в котором 46 вопросов, на которые студенты могут дать 4 варианта ответа: «безусловно, да», «пожалуй, да», «пожалуй, нет» и «безусловно, нет»;
анкета на выявление наиболее часто испытываемых эмоций (радость, удивление, печаль, гнев, отвращение, презрение, страх);
тест распознавания эмоций MIMIKA2.00.2010. Испытуемому даются картинки, на которых изображены эмоции (печаль, удивление, счастье). Данная методика помогает определить умеет ли человек распознавать базовые эмоции по выражению лица человека.В ходе исследования для выявления статистической значимости различий в исследуемых показателях нами были использованы Uкритерий Манна ‒ Уитни. Для расчета корреляционных связей мы использовали критерийr‒ Spearman.Обработка результатов проводилась с помощью статистического пакета программы «Statistika8».Результаты исследования показали следующие характеристики. Полученные данные представлены на рисунке 1 (Четырехмодальностный эмоциональный опросник Л.А. Робиновича).
Рис. 1.Преобладающие эмоции у представителей различных культур, %
Мы выявили (рисунок 1), что радость (как одна из основных положительных эмоций человека) наиболее выражена у татар. Менее радость выражена у казахов, русских и немцев. То есть мы можем предположить, что татары ‒ люди более веселые, жизнерадостные, улыбчивые, счастливые, чаще находятся в хорошем настроении, чувствуют психологический комфорт и благополучие, в сравнении с представителями других культур. Из рисунка видно, что гнев наиболее выражен у русских, менее всего –у немцев. Таким образом, более всего подвержены агрессивным и гневным реакциям русские. То есть, это характеризует их как более вспыльчивых, раздражительных, агрессивных людей. Но нельзя ни про одну из изучаемых нами культур сказать, что ей не характерен гнев. Он наиболее выражен в одной культуре и менее выражен в другойв силу культурных различий. Страху менее всего подвержены русские и татары, более всего подвержены страху казахи. То есть мы можем предположить, что казахи более осторожны в поведении и поступках, предусмотрительны и боязливы, чем представители других культур. Мы выявили, что печаль наиболее характерна русским, менее всего печаль свойственна немцам. Таким образом мы можем предположить, что русские (из четырех изучаемых нами культур) более неудовлетворены в какихлибо аспектах жизни, чаще испытывают грусть, тоску, уныние и ощущение невозможности справиться с ситуацией.По результатам анкеты на выявление наиболее часто испытываемых эмоций студентами нами были получены следующие данные, представленные на рисунке 2.
Рис. 2.Наиболее часто испытываемые эмоции студентами, %
Также было выявлено (рисунок 2), что наиболее часто испытываемыми эмоциями являются следующие: татарам свойственна радость, в то время как казахам практически одинаково характерны проявления радости, удивления истраха. Немцы чаще всего испытывают радость и удивление, в то время как страх им не свойственен. Русские чаще всего испытывают радость и менее всего страх. С помощью компьютерного тестирования, направленного на распознавание эмоций MIMIKA2.00.2010. былиполучены результаты, представленные на рисунке 3.
Рис. 3. Распознавание эмоций студентами, %
Наше исследование (рисунок 3) показало, что степень распознавания отрицательных эмоций (страх, гнев, презрение и отвращение, печаль) наиболее характерна татарам и чуть менее –казахам, немцам и русским. Степень распознавания нейтральных и положительных эмоций (удивление, счастье) наиболее характерна немцам и казахам и чуть менее –татарам и русским. Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о том, что студенты из разных культур достаточно хорошо распознают как свои эмоциональные реакции, так и эмоции окружающих людей.В ходе исследования для выявления статистической значимости различий в исследуемых показателяхмы использовали Uкритерий Манна‒Уитни,т.к данные, подлежащие анализу, представлены в ранговой шкале. Мы не обнаружили статистически значимых различий в проявлении базовых эмоций между группами представителей изучаемых нами культур. Возможно, это объясняется тем фактом, что изучаемые нами студенты (принадлежащие к различным культурам) живут в одной стране и находятся в непосредственном межличностном взаимодействии ежедневно. То есть, живя в одном городе и постоянно взаимодействуя друг с другом, представители разных этнических групп будут демонстрировать преобладающие эмоции, наиболее часто испытываемые эмоции и распознавать их одинаково, независимо от культуры, потому что ежедневно взаимодействуя друг с другом, мы не только узнаем культурные ценности, нормы и традиции, а также учимся друг у друга и обмениваемся культурным (жизненным) опытом и сценариями поведения.
Рис. 7.Результаты корреляционного анализа, %
Нами был проведен корреляционный анализ с целью рассчитать как взаимосвязаны между собой эмоции у представителей различных культур. Для расчета корреляционных связей мы выбрали коэффициент ранговой корреляцииr‒ Spearmanс помощью коэффициента ранговой корреляцииr‒ Spearman, т.к. признаки измерены в порядковой шкале. Мы выявили (рисунок 4) положительную корреляционную связь между некоторыми эмоциями у русских и татар (между страхом и печалью), у казахов (между радостью и страхом, гневом и печалью), у немцев (между радостью и страхом), т. е. чем больше, например, чувство страха, тем больше выражена печаль, и отрицательную корреляционную связь между гневом и печалью у немцев, т. е. чем больше чувство гнева, тем меньше печаль. Взаимодействие данных факторов является статистически достоверным(р <0,05). Данные результаты свидетельствуют о том, что каждая культура, не смотря на то, что ее представители находятся в непосредственном контакте, имея свои культурные ценности и нормы, влияет на эмоциональное состояние ее представителей. Таким образом, культурные различия, выявленные в нашем исследовании, проявляются во влиянии эмоций друг на друга, т.е. одна эмоция усиливает или подавляет другую эмоцию. Например, у татар страх увеличивает печаль, в то время как у немцев страх увеличивает радость, являющийся защитным механизмом, то есть мы можем предположить, что находясь в стрессовых ситуациях, татары будут печальны и унылы, в то время как немцы будут находиться в приподнятом настроении и им легче будет выйти из стрессовой ситуации. В данном исследовании мы попытались изучить и проанализировать особенности проявления базовых эмоцийна примере четырех культур (казахской, татарской, немецкой и русской), чтобы определить, какими будут преобладающие и наиболее часто испытываемые эмоции у представителей разных культур, какие базовые эмоции наиболее характерны для каждой культуры и могут ли эмоции быть фактором, затрудняющим межличностное взаимодействие между представителями различных культур.Исследование показало, что культура оказывает влияние на эмоциональную сферу ее представителей, а также представителей других культур (если они проживают в одном городе и ежедневно взаимодействуют друг с другом). Можем предположить (на примере нашей выборки), что эмоции не являются фактором, затрудняющим межличностное взаимодействие между представителями различных культур. Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о том, что, изученные нами базовые эмоции содержат как универсальные, так и культурноспецифичные элементы. Живя в одном городе и постоянно взаимодействуя друг с другом, представители разных этнических групп будут демонстрировать преобладающие эмоции, наиболее часто испытываемые эмоции и распознавать их одинаково, независимо от культуры. В то же время в разных культурах будет различно влияние эмоций друг на друга.
Ссылки на источники1.Анохин П. К. Эмоции ‒ Психология эмоций: Тексты. ‒ М. : 1984.2.Гуревич П. С. Психология:Учебное пособие ‒М. : Знание, 1999.3.Немов Р. С. Общие основы психологии ‒ Психология. Кн. 1. ‒ М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.4.Крайг Г. Психология развития. ‒СПб. : Питер, 2007.5.ИзардК.Психологияэмоций. ‒ СПб. : Питер, 1999.